|
|||
Шрила Джива Госвами 8 страницаТекст 3 То, что Верховная Личность Бога не имеет материальной формы или качеств, также описано в следующих утверждениях из Упанишад: “Верховный Господь абсолютен и совершенен. Он полностью умиротворен. Его деяния никогда не бывают материальными”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 19); “Верховная Личность Бога не имеет материальных имени или формы. Он вечен и неизменен. Его нельзя познать с помощью материальных чувств”, (“Катха-упанишад”, 1. 3. 15). Хотя Верховный Господь не имеет материальных качеств, Он обладает духовной формой и чувствами. Следующие слова подтверждают это: “Верховный Господь всемогущ. Он может сделать все, что Он захочет. Все Его желания исполняются автоматически. Он может ощущать вкус и запах всего, что существует. Его чувства воспринимают все сущее”, (“Чхандогья-упанишад”, 3. 14. 2). Текст 4 В этом стихе слово “гуна-дошах” означает, что хотя те, кто не являются Всевышним, могут иметь недостатки, Верховный Господь лишен всяких недостатков. Это описано в “Курма-пуране”: “Поскольку Верховная Личность Бога во всей полноте обладает всеми достояниями, то может показаться, что некоторые из Его достояний противоречат друг другу. Поскольку Верховный Господь во всех отношениях является верховным, то эти противоречия не следует считать недостатками”. Текст 5 То, что Верховный Господь совершенен и свободен от любых недостатков, также подтверждается в следующих утверждениях Упанишад: “Материальное осквернение или грех никогда не могут коснуться Верховной Личности Бога”, (“Чхандогья-упанишад”, 8. 1. 5); “Верховный Господь, который описан в Ведах, в высшей степени благоприятен, ибо Он не только Сам обладает всей благодатью, но также и других приводит к благополучию”, (“Чхандогья-упанишад”, 4. 15. 2-4). Текст 6 В процитированном ранее отрывке из “Чхандогья-упанишад” (3. 14. 2) слово “сарва-гандхах” можно также истолковать в значении “Тот, кто обладает самым приятным ароматом”, или, другими словами, Тот, чьи качества превосходят качества всех остальных существ. В этом стихе из “Шримад Бхагаватам” (8. 3. 8), процитированном ранее, не следует объяснять слово “риччхати” (Он принимает) в том значении, что Он принимает положение, подобное несовершенному положению обусловленных душ. Совершенно очевидно, что подобное толкование будет противоречить утверждениям Упанишад. Текст 7 На это кто-то может возразить: “Сначала вы говорите, что Верховный Господь не рождается, не совершает действий, не имеет имени, формы и качеств, а затем вы опять говорите, что Он обладает всем этим. Несомненно, это противоречивое утверждение”. Опасаясь, что кто-то может сказать такое, “Шримад Бхагаватам” (8. 3. 8) говорит: “Несмотря на то, что Верховный Господь является нерожденным, Он рождается, используя могущество Своей внутренней энергии (сва-майа)”. Если не принимать во внимание всемогущую внутреннюю энергию Господа, то и в самом деле будет нелогично говорить о том, что Господь рождается и в то же время остается нерожденным. Фактически, рождение Верховного Господа отличается от рождения обусловленных душ. Рождение Господа — это духовное развлечение, и оно не может быть понято с материальной точки зрения или описано в соответствии с материальными представлениями. Текст 8 То, что Верховная Личность Бога не рождается, не действует и не имеет имени, формы и качеств, подтверждается следующими словами Шанкарачарьи (“Шарирака-бхашья”, 1. 4. 16): “Обычно слово “сат” (реальность) применимо к тому, что имеет имена и формы. Учитывая, что некоторые философы могут думать, что Верховный Господь, в конечном счете, не имеет ни имени, ни формы, шрути-шастра совершенно определенно говорит: “До начала творения Всевышний существовал как сат (реальность). Все остальное в то время не существовало (асат)”. Это означает, что, используя слово “сат”, чтобы описать Всевышнего до творения, шрути-шастра подтверждает, что до сотворения материальных вселенных Верховный Господь обладал и именем, и формой, ибо слово “сат” означает “иметь имя и форму””. Текст 9 То, что Верховный Господь имеет духовные качества, но лишен материальных качеств, подтверждается следующими, на первый взгляд, противоречивыми утверждениями из “Вишну-пураны” (6. 5. 83-84): “О мудрец, Верховный Господь выше всех добродетелей и недостатков. Все эти вещи не присутствуют в Нем”. “Верховный Господь обладает всеми благоприятными качествами”. Текст 10 То, что Верховная Личность Бога имеет духовные, но не материальные качества, также описано следующими словами из “Вишну-пураны” (6. 5. 79): “Личность, обладающая всем знанием, властью, силой, богатством, доблестью и красотой и не имеющая низших материальных качеств, известна как Бхагаван, или Верховная Личность Бога”. Текст 11 То, что Верховная Личность Бога имеет духовные, но не материальные качества, также подтверждается следующим утверждением из “Падма-пураны” (Уттара-кханда, 227. 41): “Когда ведические писания описывают Верховную Личность Бога, повелителя всех вселенных, как не имеющего качеств (ниргуна), то следует понимать, что Он не имеет низших материальных качеств”. Текст 12 В “Шримад Бхагаватам” (8. 3. 8) слово “сва-майайа” должно объясняться в следующем значении: “Верховный Господь, который появляется в этом материальном мире при помощи Своей личной трансцендентной энергии”. Не следует истолковывать эту фразу как-то иначе. То, что это объяснение является правильным, подтверждается следующим утверждением Нарады Муни из “Шримад Бхагаватам” (10. 37. 22), которое четко определяет слово “майа” как “энергию Господа”: “Мой Господь, позволь мне в глубоком почтении склониться к Твоим лотосным стопам. Ты полностью находишься на трансцендентном уровне совершенного знания и блаженства. Ты полон Сам в Себе и находишься выше любых желаний. Являя Свою внутреннюю энергию, Ты устанавливаешь влияние майи. Никто не может измерить Твою безграничную энергию. Мой дорогой Господь, Ты — Верховный Властелин. Это просто глупо — думать, что Ты зависишь от какого-либо из Своих творений”. Текст 13 Любое другое толкование слова “сва-майайа” следует считать противоречащим замыслу Шрилы Шукадевы Госвами, о чем говорится в “Шримад Бхагаватам” (12. 12. 69). В этом стихе (8. 3. 8), а также в комментарии Шридхары Свами на этот стих слову “сва-майайа” дано четкое определение “трансцендентной энергии Господа”. Текст 14 Кто-то может возразить: “В этом стихе слово “риччхати” означает “принимает”. Это означает, что иногда Верховный Господь принимает форму, а иногда — нет”. “Шримад Бхагаватам” отвечает на это возражение, используя слово “анукалам” (вечно). Другими словами, “Шримад Бхагаватам” утверждает, что Верховный Господь вечно принимает форму. Он никогда не перестает обладать Своей личной трансцендентной формой. То есть Он никогда не бывает бесформенным. Поэтому можно понять, что Верховный Господь — источник Своих трансцендентных энергий, и в то же время Он проявляет Свою вечную форму внутри материального мира при помощи Своей трансцендентной энергии. Текст 15 На это кто-то может возразить: “Как это возможно, чтобы рождение и деяния Верховной Личности Бога были вечными? Он не рождается вечно и не занят вечно какой-то определенной деятельностью. Его экспансии появляются в определенный момент времени, и после этого Они больше не проявляются. Почему же тогда вы говорите, что рождение и деяния Господа являются вечными? ” Мой ответ на это возражение таков: “В утверждении о том, что рождение и игры Верховной Личности Бога вечны, нет никакого изъяна. Он обладает бесчисленными формами, и каждая из этих форм проявляется в бесконечном множестве мест. Поэтому рождение и деяния Господа безграничны в своем количестве. Изначальные формы и вторичные проявления Господа, разнообразные места игр и различные участники этих игр — как в духовном мире Вайкунтхи, так и в материальных вселенных — также безграничны в своем количестве. Поэтому всякий раз, когда рождение и игры любой изначальной формы Господа или вторичной экспансии Его формы завершаются в одном месте, они тотчас же снова проявляются в другом месте. Таким образом, рождение и игры Верховной Личности Бога никогда не прерываются. Они проявляются вечно. Изначальные проявления рождений и игр Верховной Личности Бога всегда одни и те же. Они никогда не меняются. Однако, вторичные явления этих изначальных форм иногда вносят разнообразие в эти игры”. Текст 16 То, что изначальные формы Господа могут распространяться в бесчисленные вторичные формы, подтверждается следующим утверждением “Шримад Бхагаватам” (10. 69. 2): “Это поразительно, что Господь Шри Кришна, будучи единственным и неповторимым, распространил Себя в шестнадцать тысяч одинаковых форм, чтобы жениться на шестнадцати тысячах царевен в шестнадцати тысячах дворцов”. Текст 17 Поэтому Верховный Господь проявляет различные формы в различных обстоятельствах в соответствии со Своей разнообразной деятельностью. Таким образом проявлено разнообразие вкусов Его игр. Текст 18 На это кто-то может возразить: “Как вы можете говорить, что просто потому, что Верховный Господь рождается и действует в различных формах в различное время, Его рождение и деяния являются вечными? Эти рождения и деяния различны, и потому ни одно из них не вечно. По этой причине форма Верховного Господа также не является вечной”. На это я отвечаю: “Формы Верховной Личности Бога едины. Они появляются в разные времена и при различных обстоятельствах, но, тем не менее, они — те же самые вечные формы. То, что они появляются в различные времена, не означает, что они должны быть различными формами”. Если что-то повторяется, то это не означает, что повторение отличается от первоначального явления. Это объяснено Шанкарачарьей в “Шарирака-бхашье”: “Если слово “корова” повторено дважды, то это не означает, что теперь есть две коровы. Есть только одна корова, но для выразительности слово было повторено. Аналогично, если слово “приготовлено” повторено дважды, то это не означает, что пища приготовлена дважды. Просто для того, чтобы сделать ударение, слово было повторено”. Из этих объяснений мы можем понять, что рождение и деяния Верховной Личности Бога вечны. Поэтому “Агама-шастры” и другие ведические писания поклоняются играм Верховной Личности Бога, которые совершались в прошлом бесчисленное число раз. Текст 19 Это также подтверждается в комментарии Мадхвачарьи: “Поскольку формы Господа Тривикрамы и других воплощений проявлены из формы Сверхдуши (параматмы), то все эти формы являются вечными, так же как вечна Сверхдуша”. Это также подтверждается шрути-шастрой: “Верховный Господь всегда существовал в прошлом. Он существует в настоящем, и Он будет вечно существовать в будущем”. Из этого следует усвоить, что поскольку все формы Верховной Личности Бога вечны, они также являются для нас наивысшими объектами поклонения. Текст 20 “Рождение” Верховной Личности Бога очень отличается от рождения обусловленных душ. Любые сходства этих двух рождений очень поверхностны. Иногда “рождение” Господа полностью отличается от рождения обусловленных душ, не имея при этом даже внешнего сходства. То, что Верховный Господь — нерожденный, хотя и кажется, что Он рождается, описано в шрути-шастре: “Хотя Верховный Господь — нерожденный, Он рождается снова и снова”. Текст 21 То, что явление Верховной Личности Бога в этом материальном мире внешне напоминает рождение обусловленных душ, подтверждается следующим утверждением “Шримад Бхагаватам” (10. 3. 8): “Затем Верховная Личность Бога, Вишну, пребывающий в сердце каждого, появился из сердца Деваки в непроглядной ночной тьме подобно полной луне, взошедшей над восточным горизонтом, ибо Деваки обладала той же природой, что и Шри Кришна”. Текст 22 В следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (7. 8. 17), где описывается явление Господа в облике Нрисимхадева, также видна разница между “рождением” Господа и рождением обусловленных душ: “Чтобы доказать демонам истинность слов Своего слуги Прахлады Махараджи, или, иначе говоря, чтобы доказать, что Господь вездесущ и может находиться даже в колонне зала собраний, Хари, Верховная Личность Бога, принял удивительную форму, какой еще не видывал свет. Это был не лев, но и не человек. Так, в этом образе получеловека-полульва, Господь появился в зале собраний”. Текст 23 В “Шримад Бхагаватам” (3. 24. 6) есть еще одно описание “рождения” Верховной Личности Бога: “Много лет спустя Верховная Личность Бога, Мадхусудана, победитель демона Мадху, вошел в семя Кардамы и появился в лоне Девахути, подобно тому как огонь возникает из дров во время жертвоприношения”. В этом описании “рождения” Господа мы можем заметить, что, попав под влияние чистой преданности Кардамы Муни, Верховный Господь согласился стать его сыном. Также мы можем отметить, что слово “вирйам” можно истолковать здесь как “сын”. Таким образом фраза “вирйам апаннах” может означать “Верховный Господь согласился занять положение сына Кардамы Муни”. Текст 24 Деяния Верховной Личности Бога — это Его трансцендентные, исполненные блаженства игры. Они не похожи на материальную деятельность обусловленных душ. Это описано в “Веданта-сутре” (2. 1. 33): “Хотя внешне напоминающие деятельность обусловленных душ, все поступки Верховной Личности Бога являются Его трансцендентными играми”. Шрипада Мадхвачарья так комментирует эту сутру: “Трансцендентные игры Верховной Личности Бога отличаются от беспечных танцев и прочей деятельности опьяненных и безумных обусловленных душ, населяющих этот материальный мир”. Текст 25 То, что Верховный Господь никогда не бывает вынужден что-либо делать, описано в “Нараяна-самхите”: “Господь Хари не обязан создавать материальные вселенные или делать что-либо еще. Он полностью волен поступать так, как Ему нравится. Как безумец или пьяница свободно танцует, не думая о достижении какого-то определенного результата или о выполнении каких-либо обязанностей, так же и Верховный Господь, побуждаемый Своим собственным трансцендентным блаженством, делает то, что приносит Ему наслаждение. Откуда вообще появилась идея о том, что безупречный и исполненный блаженства Верховный Господь обязан действовать определенным образом и не может поступать так, как Ему хочется? Эта идея — огромная ошибка, ибо даже если освобожденные дживы свободны в своих поступках, и все их желания выполняются автоматически, то уж Верховный Господь вне всяких сомнений совершенно свободен. Все Его желания исполняются немедленно без каких бы то ни было усилий с Его стороны”. Текст 26 Из этого примера, сравнивающего Верховную Личность Бога с пьяницей или сумасшедшим, не следует делать вывод, что Верховный Господь не является всеведущим или что Его знание в любом случае несовершенно как знание безумца или пьяницы. Этот пример следует понимать так, что между действиями Верховного Господа и пьяницы есть некоторое сходство, но они не одинаковы во всех отношениях. Как безумец или пьяница не заботятся о своем личном благополучии и действуют, не задумываясь о последствиях, так же и Верховный Господь не считается с собственными интересами, ибо Он уже переполнен трансцендентным блаженством. Трансцендентное блаженство Верховного Господа возникает само по себе. Господу не нужно ничего делать, чтобы погрузиться в блаженство. Кто-то может сказать, что со стороны Господа это пробел в Его знаниях — что Он не знает, как возникает Его блаженство. Однако, для Господа это не является недостатком. Как даже самых эрудированных ученых не считают невеждами только потому, что они не сознают, как они вдыхают и выдыхают во время глубокого сна или в другом бессознательном состоянии, так же и для Господа не является недостатком, если Он не осознает, как возникает Его трансцендентное блаженство. Из этого мы можем сделать вывод, что игры Верховной Личности Бога по своей природе полны трансцендентного блаженства. Это подтверждается шрути-шастрой: “По природе желания Верховного Господа исполняются автоматически, без всяких усилий с Его стороны. Если это так, и Он ни в чем не испытывает нужды, то как тогда для Него возможно желать что-либо? Его желания не могут оставаться, ибо все они немедленно и легко исполняются”. Текст 27 Даже когда Верховный Господь создает материальный мир, Он все делает без каких-либо усилий, и все Его желания исполняются автоматически. Это описывается в “Айтарейя-упанишад” (1. 1. 1): “Верховный Господь взглянул и подумал: “Пусть будет творение”. Так был создан материальный мир”. Если желания Господа, касающиеся этого материального мира, выполняются автоматически, то что тогда говорить о Его желаниях, относящихся к духовному миру Вайкунтхи? В таком случае, будь то в духовном мире или в материальном, Верховный Господь может совершать любое действие, просто желая этого. Это описано женами змея Калии (“Шримад Бхагаватам”, 10. 16. 47): “Наш дорогой Господь, при создании этого космического проявления Тебе Самому не нужно прилагать никаких усилий. Применяя Свои энергии, а именно: гуны благости, страсти и невежества, Ты можешь создавать, поддерживать и разрушать это космическое проявление. Как Тот, кто управляет всей силой времени, Ты можешь просто бросить взгляд на материальную энергию, создать эту вселенную и пробудить различные силы материальной природы, действующие по-разному в разных существах. Поэтому никто не может осознать, как совершаются Твои деяния в этом мире”. Текст 28 Трансцендентная природа явления и деяний Верховного Господа также описана в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (1. 3. 35): “Так сведущие люди описывают рождение и деятельность нерожденного и бездействующего, которого не обнаружить даже в ведических писаниях. Он — Господь сердца”. Текст 29 Этот стих можно понять, разобрав два предыдущих стиха, описывающих метод, при помощи которого человек становится способен постичь Верховную Личность Бога. В этих двух стихах (“Шримад Бхагаватам”, 1. 3. 33-34) говорится: “Когда в процессе самоосознания человек ощущает, что ни грубое, ни тонкое тело не имеют никакого отношения к его чистому “я”, тогда он видит и самого себя, и Господа. И когда иллюзорная энергия отступает, и по милости Господа живое существо обретает полное знание, оно тотчас же осознает себя и предстает во всем своем величии”. Первый стих означает, что когда человек при помощи полного духовного знания освобождается от невежества, проистекающего из отождествления себя с грубым и тонким материальными телами, он обретает способность видеть Господа. Второй стих означает, что когда иллюзорная энергия отступает, то проявляется великое сокровище собственной духовной формы живого существа. Третий стих (1. 3. 35) означает, что сведущие люди, которые черпают наслаждение в Высшем “Я”, описывают рождения и деяния Сверхдуши, которая является Господом сердца. Когда ложные материальные представления уходят, тогда проявляется трансцендентное сокровище непосредственного восприятия рождения и деяний Господа. В этом смысл. Из этого мы можем понять, что формы и игры Господа наполнены трансцендентным блаженством. В этом суть. Текст 30 В этом стихе (1. 3. 35) фразу “акартур аджанасйа” (Господь не рождается и не совершает действий) следует понимать в значении “Господь не рождается в материальном смысле и не совершает материальных действий”. Его рождение и деяния полностью духовны и отличаются от их материальных двойников. Фраза “веда-гухйани” (невозможно обнаружить даже в ведических писаниях) объяснена в молитвах Акруры (“Шримад Бхагаватам”, 10. 48. 23-24): “То, что мы считаем Твою Светлость одним из нас, обусловленным материальной природой, это ошибка, вызванная нашим несовершенным знанием. Когда люди отходят от изначального ведического знания, они пытаются отождествлять обычные живые существа с Твоей Светлостью. Ты явился на этой земле в Своей изначальной форме, чтобы восстановить истинное знание о том, что живые существа — не одно со Всевышним Господом и не равны Ему. Мой дорогой Господь, Ты всегда пребываешь в не затронутой скверной благости (шуддха-саттва). Твое явление необходимо для восстановления истинного ведического знания, противоположного философии безбожия, которая пытается утверждать, что Бог и живые существа суть одно. Мой дорогой Господь Кришна, на этот раз Ты явился в семье Васудевы, как его сын, вместе с Твоей полной экспансией Шри Баларамой. Твоя миссия состоит в том, чтобы уничтожить всех нечестивых царей, вместе с их мощными военными силами. Ты низошел, чтобы снять бремя, легшее на землю, и чтобы выполнить эту миссию, Ты прославил династию Яду, явившись в ней как один из ее членов”. Шридхара Свами обсуждает эти стихи в своем комментарии: “Кто-то может сказать, что в действительности игры Господа — это проявления материальной иллюзии, и что из-за влияния преданности Господу они только кажутся духовными, подобно тому как блестящую устричную раковину иногда можно принять по ошибке за серебро. Это утверждение не соответствует истине. Игры Верховного Господа духовны. Они — не обычные поступки обусловленных душ, а развлечения Верховного Господа. Это подтверждается описанием, данным в этих двух стихах “Шримад Бхагаватам””. Текст 31 Так как форма Верховного Господа трансцендентна, то Его имена и деяния также трансцендентны. Это описано в “Вишну-пуране” (5. 2. 18), где полубоги обращаются к Деваки-деви: “О Деваки, Верховная Личность Бога, Вишну, чьи имена, формы и деяния находятся за пределами ограниченного понимания обусловленных душ, находится сейчас в твоем чреве”. Мы можем заметить, что в некоторых рукописях начало этого стиха звучит как “рупакарма” (формы и деяния). (В этой альтернативной версии перевод следует читать так: “чьи формы и деяния”, опуская слово “имена”). Текст 32 Трансцендентная природа игр Верховной Личности Бога также описана в “Бхагавад-гите” (4. 9), где Господь говорит: “Тот, кто знает трансцендентную природу Моего появления и Моих деяний, покидая это тело, не рождается снова в этом материальном мире, но входит в Мою вечную обитель, о Арджуна”. Текст 33 Имя Верховной Личности Бога совершенно и трансцендентно. Оно отличается от материальной природы, и его нельзя описать материальными словами или понять в процессе обдумывания материальным умом. Это описано в следующем утверждении “Васудевадхьятмы”: “Поскольку Верховная Личность Бога обладает бесчисленными качествами, Он известен как “анама”, или “Тот, у кого нет имени”. Говорится, что у Господа нет имени, потому что у Него нет одного имени. Другими словами, у Него безграничное число имен”. Текст 34 Это также описано в “Брахма-пуране”: “Иногда говорится, что у Верховной Личности Бога нет имени. Причина этого в том, что существует безграничное число имен Господа. У Господа нет одного единственного имени. Точно так же, иногда говорится что Верховный Господь лишен формы. Следует понимать это так, что форма Верховного Господа духовна. Она не создана из пяти материальных элементов. Поэтому у Господа нет материальной формы”. Текст 35 То, что имена и игры Верховной Личности Бога духовны, но не материальны, также подтверждается в “Вишну-пуране” (5. 18. 53-54): “О нерожденный Верховный Господь, Твои имена, рождение, формы и прочее не являются плодом яркого воображения обусловленных душ; все они в высшей степени реальны. Ты — вечная, неизменная, высшая духовная реальность. Ты — высшее знание, недоступное для слабых мыслительных способностей обусловленных душ, и поэтому Тебя прославляют множеством святых имен, таких как Кришна (всепривлекающий), Ачьюта (непогрешимый), Ананта (безграничный) и Вишну (всепроникающий)”. Текст 36 Это описание святых имен Господа вовсе не противоречит стиху из “Вишну-пураны”, процитированному в Тексте 31. Оба этих отрывка описывают духовную природу святого имени Господа. Мыслительные способности обусловленных душ не могут стать источником истинного знания, и поэтому этот стих объясняет, что имя, рождение и игры Верховной Личности Бога невозможно понять с помощью философских изысканий. В этом стихе слово “брахма” четко устанавливает духовную природу святого имени Господа. Текст 37 То, что Верховный Господь является нерожденным, подтверждается в “Шветашватара-упанишад” (4. 5). Поскольку имена, формы и игры Верховной Личности Бога вечны, изначальны и в высшей степени достойны поклонения, они не могут быть результатом измышлений философов. Они не являются чем-то воображаемым. Они реальны. Это также подтверждается цитатой из “Вишну-пураны” (5. 2. 18), процитированной выше (в Тексте 31). Святые имена Господа, такие как Кришна и другие; Его воплощения, когда Он появляется в формах полубогов, людей, кшатриев и прочих; и Его игры, которые Он совершает, воплощаясь в различных формах — все это не является вымыслом, но действительно существует. Все игровые воплощения Господа распоряжаются Его вечными духовными энергиями, и все они совершенны во всех отношениях. Это подтверждается в “Шримад Бхагаватам” (10. 37. 32): “По природе Своей Верховный Господь совершенен во всех отношениях”. Текст 38 В цитате из “Вишну-пураны” (5. 18. 53-54), приведенной ранее, слово “йатах” означает “так как”, “татах” — “поэтому”, “сарвасйа артхасйа” — “всех возможных значений”, “калпанам рите” — “выше представления или воображения”, “адхигамах” — “материальная концепция”, и “на” — “не”. Этот стих объясняет, что ни Верховный Господь, ни Его святое имя не являются воображаемыми, но что они находятся выше познавательных способностей обусловленных душ в материальном мире. И великие мудрецы, и ведические писания прославляют Верховную Личность Бога, произнося Его в высшей степени совершенные трансцендентные имена. Эти прославления Господа — не вымысел. Они реальны. Таково значение этого стиха. Текст 39 Таким образом ведические писания описывают Верховную Личность Бога. Уже было установлено, что все энергии Господа самосовершенны. Философы могут выдумать все, что угодно, но только не совершенные энергии Господа. В этом стихе “Вишну-пурана” ясно говорит: “Имена, рождение и все остальное, что имеет отношение к Тебе, не является вымыслом (на видйанте нама-джатй-ади-калпанах), ибо все это связано с Тобой, о Господь (бхаван), высшая форма высшего духа (парамам брахма)”. Использование слова “авикари” (неизменный) не означает, что Господь остается неподвижным и бездеятельным, ибо Он всегда наслаждается различными трансцендентными играми. Слово “аджа” (нерожденный) означает, что Он не рождается и не появляется в этом мире так, как это делают обусловленные души. Почему же некоторые комментаторы заявляют, что имена, рождение и т. д. Верховного Господа вымышлены? Их заключение не может быть принято. Материальное знание приобретается при помощи измышлений ума (калпанам рите ‘ртхасйа сарвасйадхигамах). Однако, измышления ума не помогают нам понять имена, рождение и т. д. Верховной Личности Бога. Этот стих завершается так: “О Господь, Тебя прославляют (идйасе) Твоими святыми именами (намабхих), такими как Кришна и прочими”, которые произносятся вечно совершенными Ведами, такими как шрути-шастры и Пураны. Заключение таково, что Верховный Господь не безличен, а Его имена, рождение, форма и проч. не являются вымышленными. Все они реальны. Текст 40 Имена Кришна, Ачьюта, Ананта и Вишну выбраны в этом стихе для того, чтобы дать некоторое представление о бесчисленных именах Господа. В Ведах приводится имя Нараяны, а также множество других имен. Текст 41 Святое имя Господа описано в ведических писаниях: “Верховная Личность Бога проявляется в виде звуков Своего имени”. “Веданта-сутра” (2. 4. 16) также говорит: “Святое имя Верховной Личности Бога вечно”. Таким образом установлена вечность святого имени Господа, которое описано во всех ведических писаниях. Текст 42 Святые имена Верховной Личности Бога также описаны в “Гопала-тапани-упанишад” (1. 29), где полубог Брахма, объясняя восемнадцатисложную Кришна-мантру, говорит: “Когда я захотел сотворить вселенную, Господь снова появился передо мной, показывая мне в этих слогах вселенную такой, какой она должна была быть”. Таким образом, святые имена Верховной Личности Бога описаны как изначальная причина сотворения материальной вселенной. Святое имя Господа неотлично от Его формы. Так как Господь и Его имя одинаковы, имя Господа отличается от вселенной, хотя при этом оно является изначальной причиной вселенной. Поскольку имя Господа отличается от вселенной, оно духовно и всесовершенно. Текст 43 Святое имя Господа также описано в “Риг-веде” (1. 156. 3): “О Вишну, произнося Твое святое имя с незначительным пониманием, мы обретаем глубокое трансцендентное знание”. Текст 44 В этом стихе слово “вишно” означает “о Вишну”, “те” — “Твой”, “чит” — “духовный по природе”, “махах” — “самопроявленный”, “асйа” — “святого имени”, “а” — “даже немного”. Когда говорится “даже с незначительным пониманием Твоего святого имени”, то следует иметь в виду, что полное понимание славы имени Господа — это наилучшее положение. Слово “вивиктан” означает “даже просто повторяя слоги”, “суматим” — “истинное знание о святом имени”, “бхаджамахе” — “мы обретаем”, “тат” — “поэтому”, “ом” — “священный слог ом”, и “сат” — “самосовершенный”. Из этого мы можем понять, что повторение святого имени Верховной Личности Бога освобождает повторяющего от страха, ненависти и других материальных недостатков. Это описание также подтверждается многими другими утверждениями из ведических писаний.
|
|||
|