Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Джива Госвами 10 страница



Текст 85

Поскольку Верховный Господь всемогущ, Его милость несет вслед за собой счастье. Это описано в следующей поговорке:

“Милость несведущего глупца оборачивается для получающих ее страданием, тогда как милость могущественного и разумного человека несет счастье”.

 

Конец второй части “Шри Бхагавата-сандарбхи”.

 

 

Шрила Джива Госвами

 

Шри Бхагавата-сандарбха

Очерк о Бхагаване

Часть Третья

 

 

Содержание Части Третьей

 

= Части тела и чувства Бхагавана — Ануччхеды 48-49.

= Опровержение идеи о том, что Всевышний не имеет имени и формы. Форма Господа духовна — Ануччхеды 50-57.

= Бхагаван абсолютен и совершенен во всех отношениях — Ануччхеды 58-59.

= Украшения и атрибуты Бхагавана — Ануччхеда 60.

= Духовный мир — Ануччхеды 61-78.

 

 

Ануччхеда 48

 

Текст 1

Утверждение шрути-шастры о том, что Всевышний не имеет ни рук, ни ног, означает, что части тела вечной, духовной, безграничной и исполненной блаженства формы Верховной Личности Бога духовны, а не материальны. Это утверждение Вед не несет в себе никакого другого смысла. Истинность этого подтверждается следующим утверждением Олицетворенных Вед (10. 87. 28):

“О Господь, Ты независим. Хотя Ты не имеешь материальных чувств, Твоя энергия поддерживает чувства каждого. Полубоги и богиня Майя поклоняются Тебе, принося Тебе жертвы. Как мелкие цари несут собранные с других подношения великому императору, так же и полубоги в благоговейном трепете предлагают Тебе, создателю всех миров, принятые от живых существ подношения”.

Текст 2

Этот стих следует понимать таким образом. Внешние материальные чувства обусловленных душ отличны от самих обусловленных душ, так же как совершающий действия отличен от самих действий, или как огонь, до известной степени, отличен от процесса горения. Внешние чувства обусловленной души материальны по природе и отличаются от духовной формы самой души. Поэтому говорится, что обусловленная душа “имеет чувства”, что равнозначно утверждению “имеет внешние материальные чувства, отличные от нее самой”.

Никогда не бывает так, чтобы изначальная духовная форма Верховного Господа имела внешние материальные чувства. Его духовные чувства являются неотъемлемой частью Его духовной формы, а потому они неотличны от Него Самого. В этом стихе слово “сварат” употреблено в значении “самопроявленный”. Это слово использовано для того, чтобы описать чувства Верховного Господа, которые являются “самопроявленной” частью Его духовной формы, но не каким-то внешним наложением, как в случае с обусловленными душами. Это следует понимать так, что Верховная Личность Бога имеет чувства, но не так, как обусловленные души. Обусловленная душа заключена в материальное тело и прикована к набору материальных чувств. Господь, однако же, хотя и находится в сердце обусловленной души как Сверхдуша, остается свободным от бремени внешних материальных чувств. Таким образом Господь “не имеет” чувств.

Текст 3

В следующей молитве, которую произносят Олицетворенные Веды во время уничтожения вселенной (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 23), описаны лотосные стопы Верховного Господа, которые свидетельствуют о существовании Его духовных частей тела и чувств:

“Точно так же и мы, шрути, которые обычно описывают Тебя как всепронизывающего, обретем тот же нектар с Твоих лотосных стоп, что и Твои супруги, которых Ты обнимаешь Своими могучими, напоминающими змей, руками”.

Текст 4

Этот стих следует понимать таким образом: “О Верховный Господь, Мы, духовные учителя величайших ученых, заняты тем, что прославляем Твои удивительные трансцендентные чувства. Почему же, в таком случае, в ведических писаниях иногда говорится, что Ты не имеешь чувств? О Тебе говорят, что Ты без чувств, потому что Ты не имеешь материальных чувств. Все Твои чувства являются неотъемлемой частью (сварат) Твоей духовной формы, и они нематериальны”.

Текст 5

На это кто-то может возразить: “Верховный Господь проявляется во множестве форм Своих разнообразных воплощений. Как это возможно, чтобы эти различные формы имели чувства, которые являются неотъемлемой частью изначальной духовной формы Верховного Господа? Очевидно, что тела различных воплощений Господа, так же как и наборы чувств, прилагаемые к этим телам, должны быть наложениями на изначальную индивидуальность Господа. Такие чувства не могут быть самопроявленными, как вы это описали”.

На это возражение я отвечаю: “В действительности, духовная форма Личности Господа одна, хотя Он может явиться в множестве различных аспектов и в множестве мест. Таким образом, Его чувства неотличны от Него Самого, не взирая на то, что Он не склонен проявлять этот аспект в каждый отдельный момент”. То, что Верховный Господь имеет одну духовную форму, которая проявляется по-разному, подтверждается следующими утверждениями ведических писаний:

“Верховный Господь полон блаженства и вечен. Хотя Он — старейший, Он полностью свободен от болезней и прочих недостатков, присущих старости. Хотя Он проявляется во множестве различных форм, на самом деле все эти формы — это одна трансцендентная форма”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4. 4. 19);

“Хотя может казаться, что Верховная Личность Бога имеет различные формы, в действительности все эти формы — это одна единственная трансцендентная форма. Эти формы ничем не отличаются одна от другой”, (“Катха-упанишад”, 2. 1. 11);

“Руки, ноги, лицо, живот и другие части формы Верховной Личности Бога по своей природе абсолютно духовны. Все эти части тела Господа исполнены трансцендентного блаженства”, (смрити-шастра).

Текст 6

По этому пункту Господь Кришна, играя роль завзятого спорщика, мог бы выдвинуть следующее возражение: “Мой друг, какое свидетельство ты можешь привести в поддержку того, что Я обладаю могуществом таких трансцендентных чувств? ”

На это возражение я отвечаю: “О Господь, Олицетворенные Веды обращаются к Тебе такими словами (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 28): “акхила-карака-шакти-дхарах” (О Господь, Ты наделяешь глаза и остальные чувства живых существ способностью действовать). Поскольку сила чувств обусловленных душ исходит от Тебя, мы должны сделать вывод, что вся сила всех чувств во всей полноте и совершенстве изначально находится в Тебе”.

Текст 7

То, что Верховная Личность Бога — это изначальный источник всей силы чувств, также подтверждается следующими утверждениями Упанишад:

“Могущество жизненной силы, присутствующее в индивидуальных живых существах, проявлено из жизненной силы Верховной Личности Бога, и таким же образом сила их глаз и других чувств проявлена из глаз и чувств Господа”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4. 4. 18);

“Верховный Господь по природе обладает всем могуществом, чтобы приобретать знания (гйана-шакти) и делать все, что Он ни пожелает (сандхини-шакти и крийа-шакти)”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8).

Текст 8

Это также объясняется в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (11. 4. 4):

“Действующие и познающие чувства воплощенных обусловленных душ получают свою силу из чувств Верховной Личности Бога. Из дыхания Господа обусловленные души получают знание, телесную силу, силу чувств и способность действовать”.

Текст 9

Иногда в Ведах говорится, что Верховный Господь имеет чувства, а иногда Веды заявляют, что Господь не имеет чувств. Вот некоторые примеры этого:

“Поскольку Верховный Господь не имеет чувств, Его невозможно описать”, (“Веданта-сутра”, 2. 1. 31);

“Поскольку Верховный Господь является источником чувства слуха и других чувств, то следует понимать, что Он обладает Своим собственным чувством слуха, а также набором всех остальных чувств”, (“Веданта-сутра”, 2. 1. 27);

“Верховный Господь не имеет чувств, и не существует таких обязанностей, которые Он должен был бы выполнять”, (“Шветашватара-упанишад”, 6. 8);

“О Всевышний Господь, из Тебя проявилась сила чувств обусловленных душ. Поэтому сила чувств изначально присутствует в Тебе”, (“Шримад Бхагаватам”, 10. 87. 28).

Эти утверждения могут казаться противоречивыми и нелогичными, но суть в том, что все они объясняют одну и ту же истину: Верховный Господь не имеет материальных чувств, ибо Его чувства духовны.

Текст 10

Мы продолжаем разъяснение стиха 10. 87. 28 из “Шримад Бхагаватам”.

Этот стих объясняет, что “Индра и другие полубоги (анимишах), слава которых гораздо меньше, чем слава Верховного Господа, вместе с Брахмой и другими творцами вселенной (вишва-сриджах), которые являются объектом поклонения Индры и полубогов, в почтении сложив ладони (ут), приносят жертвы (балим ваханти) Тебе (тава), о Господь”. Этих полубогов сопровождает иллюзорная энергия Майя-деви, которая наблюдает и управляет ими. Чтобы обрести собственное благо, Майя-деви, чья сила является лишь бледным отражением могущества Господа, также приносит жертвы Верховному Господу. Люди тоже делают подношения Господу (самаданти) в форме различных ведических жертвоприношений. После совершения жертвенных обрядов они вкушают священные остатки.

Текст 11

Здесь приведен пример земных царей. Как мелкие правители несут дань императору, так же полубоги и другие живые существа делают подношения Верховной Личности Бога. Почему они делают эти подношения? Потому что Верховный Господь приказал им это делать.

Текст 12

То, что различные полубоги послушны повелениям Верховной Личности Бога, подтверждается следующим утверждением из “Тайттирийи-упанишад” (2. 8. 1):

“Из страха перед Верховной Личностью Бога дует ветер. Из страха перед Верховной Личностью Бога восходит солнце. Из страха перед Верховной Личностью Бога горит огонь, сияет луна и смерть ходит повсюду, взимая свою дань”.

Текст 13

На это Верховный Господь может возразить: “Скажи, пожалуйста, какое свидетельство ты можешь привести, если оно на самом деле существует, чтобы доказать, что Мои руки и другие части тела и чувства — это неотъемлемая часть Моей трансцендентной личности, а не внешнее наложение, как в случае с обусловленными душами? ”

На возражение Господа я отвечаю: “В “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 28) Олицетворенные Веды утверждают, что различные полубоги (анимишах), которые являются господствующими божествами различных чувств, а также творцы разных компонентов вселенной (вишва-сриджах), такие как Брахма и праджапати, приносят Верховной Личности Бога дары (балим удваханти) в виде жертвенных обрядов. Из этого мы можем понять, что полубоги, управляющие различными чувствами, считают себя подчиненными Верховной Личности Бога, и так как они принимают у Него прибежище, они способны выполнять свои обязанности управляющих чувствами. Поскольку Верховный Господь является главным среди полубогов, управляющих чувствами, и нет никого, кто превосходил бы Его в этом отношении, то можно сделать вывод, что Его чувства не дарованы Ему кем-то еще, но что они являются неотъемлемой частью Его изначальной трансцендентной формы”.

На это кто-то может возразить, говоря, что “это иллюзорная энергия Майя-деви является главной среди полубогов, управляющих чувствами, а вовсе не Верховный Господь”. Это возражение опровергается использованием в этом стихе слова “майайа”. Слово “майайа” означает здесь, что Майя-деви тоже приносит дары Верховной Личности Бога и считает себя Его служанкой.

Текст 14

По этому пункту Верховный Господь может выдвинуть следующее возражение: “Хорошо, если полубоги не являются верховными господствующими божествами чувств, тогда, несомненно, ими являются индивидуальные живые существа”.

На это возражение я отвечаю: “Этот стих из “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 28) объясняет, что индивидуальные живые существа также делают подношения Верховной Личности Бога и таким образом занимают подчиненное по отношению к Нему положение. О Господь, это Ты наделяешь полубогов полномочиями управлять органами чувств, с помощью которых живые существа способны воспринимать разнообразные взаимодействия материальной природы. По сравнению с полубогами индивидуальные живые существа имеют лишь небольшую власть над органами чувств. Несомненно, они не являются высшими божествами, господствующими над всеми чувствами. Это Верховное господствующее Божество, управляющее всей деятельностью чувств, никто иной, как Ты Сам”.

 

 

Ануччхеда 49

 

Текст 1

Части тела и чувства Верховной Личности Бога духовны, а потому они отличаются от материальных чувств, которыми покрыты обусловленные живые существа. По этой причине Веды провозглашают: “апани-падам” (Всевышний не имеет рук или ног). То, что форма и чувства Личности Господа нематериальны, также подтверждается следующими словами, которые произнесла Шримати Рукмини-деви, обращаясь к Господу Кришне (“Шримад Бхагаватам”, 10. 60. 45):

“Человек в этом материальном мире — просто мертвое тело. В действительности, снаружи живое существо покрыто этим телом, которое есть не что иное, как кожаный мешок, украшенный бородой, усами, ногтями на пальцах и волосами на голове и теле. Внутри этого разукрашенного мешка находятся пучки мускулов, связки костей и лужи крови, всегда перемешанные с испражнениями, мочой, слизью, желчью и нечистым воздухом и поедаемые различными насекомыми и микробами. Глупая женщина принимает это мертвое тело за своего супруга и в невежестве своем любит его как своего дорогого спутника. Это возможно лишь потому, что такой женщине не пришлось вкусить дарующего вечное блаженство нектара Твоих лотосных стоп”.

Текст 2

Это утверждение Шримати Рукмини-деви описывает исполненную блаженства, духовную природу волос и других частей тела, а также чувств Верховной Личности Бога, которые отличны от материальных членов и чувств воплощенных душ. Когда полубог Брахма дал Хираньякашипу благословение, что тот не будет убит ни одним из многообразных живых существ (“Шримад Бхагаватам”, 7. 3. 37), Брахма сказал, что Хираньякашипу не убьет ни живое, ни мертвое существо. Это означает как то, что Хираньякашипу мог быть убит когтями Господа Нрисимхадевы (когти не являются ни живыми, ни мертвыми), так и то, что Хираньякашипу мог быть убит духовной формой Господа Нрисимхадевы, которая тоже не является ни живой (в материальном смысле), ни мертвой.

То, что духовная форма Господа не живая в материальном смысле и не мертвая, подтверждается следующими утверждениями Упанишад, которые, во-первых, отрицают материальную жизнь, а во-вторых — пассивную безжизненность:

“Верховная Личность Бога не имеет материального ума, каким обладают обусловленные души. Его тело не является живым в материальном смысле, но в то же время в духовном смысле Он вечно живой и никогда не может быть убит. Другими словами, Его форма полностью духовна и совершенно нематериальна”, (“Мундака-упанишад”, 2. 1. 2);

“Веды проявлены из дыхания живой Верховной Личности Бога”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4. 5. 11).

Текст 3

То, что форма Верховного Господа духовна по природе, также подтверждается следующим утверждением “Вараха-пураны”:

“Форма Верховной Личности Бога не является материальным творением, сделанным из жира, костного мозга, костей и подобных веществ, и также она не является волшебным продуктом мистической иллюзии, созданной йогическим могуществом. Поскольку Господь — Верховный Властелин всего сущего, Его форма вечна, духовна, непогрешима, непобедима и всемогуща”.

Текст 4

Этот стих подтверждает, что форма Господа не является ни продуктом материи, ни волшебством йоги. Так как Личность Господа — Верховный Властелин всего сущего, Его форма вечна. Этот стих подтверждает также, что вечная духовная форма Господа всеведуща и всемогуща и способна сделать все, что Господь захочет. Форма Господа отличается от форм обусловленных душ в том смысле, что обусловленные души имеют внешнее материальное тело, сделанное из пассивных и безжизненных материальных элементов. Материальное тело обусловленной души — это труп, покрывающий живую душу (джива-ччхавам). Однако, Верховный Господь не имеет такого покрытия из мертвой материи. Его форма духовна и жива. Она не отлична от Него Самого. В этом состоит разница между формой Верховной Личности Бога и внешними материальными телами обусловленных душ. Форма Верховной Личности Бога неизменна и живет вечно. Она духовна, вечна, исполнена блаженства и является наивысшим объектом поклонения.

 

 

Ануччхеда 50

 

Текст 1

Иногда Веды говорят, что Верховный Господь не имеет ни имени, ни формы, а иногда Веды утверждают, что Он имеет имя и форму. В этом споре сделано следующее заключение (“Шримад Бхагаватам”, 6. 4. 32):

“В философии существует два основных направления: теизм и атеизм. Теист, признавая существование Сверхдуши, открывает духовную первопричину всего сущего посредством мистической йоги. Тот же, кто, исповедуя философию санкхйи, занят лишь анализом материальных элементов, неизбежно приходит к имперсонализму и отказывается верить в высшую причину, будь то Бхагаван, Параматма или даже Брахман. Он придает слишком большое значение внешним проявлениям материальной природы. Однако, в конечном итоге, даже выдвигая противоположные аргументы, оба они так или иначе доказывают существование Абсолютной Истины, поскольку и тот и другой стремится постичь первопричину всего сущего. Они оба приближаются к одному и тому же Верховному Брахману, которому предназначены мои почтительные поклоны”.

Текст 2

В этом стихе говорится о двух направлениях философии. Некоторые ведические писания советуют поклоняться гигантской Вселенской Форме Личности Бога. С этой точки зрения вся вселенная — это форма Господа. Низшие планетные системы — это Его лотосные стопы, а другие различные части вселенной соответствуют различным частям гигантского тела Господа. В этой концепции названия различных объектов, таких как кувшин, кусок одежды и т. д., можно считать именами Верховного Господа, так как вся вселенная — это ни что иное, как огромное тело Господа. Эту точку зрения, согласно которой Господь имеет форму и имя, выражает та категория философов, которые говорят в этом стихе “асти” (форма и имя Господа существуют).

Остальные придерживаются умозрительных писаний философии санкхйи, утверждающей, что Господь не имеет ни имени, ни формы. Согласно этим приверженцам философии санкхйи Вселенская Форма — это вымысел, ибо Верховная Личность Бога не имеет материальных имени или формы. Эту вторую категорию философов характеризует слово “насти” (имени и формы Господа не существует).

Текст 3

Хотя эти точки зрения кажутся противоречащими одна другой, обе они поддержаны предшествующим утверждением “Шримад Бхагаватам”. Примеры цитат, поддерживающих каждую из точек зрения, таковы:

“Верховный Господь проявляет всю вселенную как Свою форму. Обращаясь к Господу, можно использовать бесчисленные духовные имена, недоступные материальным чувствам. Когда же Верховный Господь будет доволен мной? ”, (“Шримад Бхагаватам”, 6. 4. 28);

“Все, что может быть выражено посредством материальных вибраций, все, что установлено посредством материального разума и исследовано посредством материальных чувств или порождено материальным умом, есть ни что иное, как проявление трех состояний материальной природы, и потому не имеет никакого отношения к истинной природе Верховной Личности Бога. Верховный Господь превыше этого материального творения, ибо Сам является источником творения и его материальных качеств. Будучи причиной всех причин, Он существовал до сотворения этой вселенной, и останется после ее уничтожения. С глубочайшим почтением я склоняюсь к Его лотосным стопам”, (“Шримад Бхагаватам”, 6. 4. 29).

Текст 4

Кто-то может возразить: “В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 6. 4. 32) описаны различные мнения теистов и последователей атеистической философии санкхйи. Не говорят ли эти противоборствующие стороны о двух разных объектах? Я думаю, что это верный способ объяснить их разногласия”.

На это возражение я отвечаю: “В этом стихе ясно говорится, что эти две стороны воспринимают один и тот же объект (эка-стхайох)”.

Всевышний не имеет материальной формы, и поэтому одни заявляют, что Всевышний не имеет ни формы, ни имени. В то же самое время Всевышний имеет духовные форму и имя, и поэтому другая сторона провозглашает, что Всевышний имеет форму и имя. Таким образом, нет истинного различия в мнении трансценденталистов по этому вопросу, и нет никакого противоречия в утверждениях Вед, которые сначала могут казаться противоречивыми.

Текст 5

Это кажущееся противоречие в мнении относительно природы Всевышнего также разрешено следующим утверждением Дхрувы Махараджи, который описывает нематериальную природу формы Верховной Личности Бога (“Шримад Бхагаватам”, 4. 9. 13):

“О мой Господь, о нерожденный повелитель всего сущего, мне известно, что живые существа, относящиеся к разным видам жизни — звери, птицы, пресмыкающиеся, растения, полубоги и люди — живут на всех планетах вселенной, которая создана совокупной материальной энергией. Мне известно также, что иногда эти живые существа находятся в проявленном, а иногда — в непроявленном состоянии, однако никогда до этого мне не доводилось видеть высшую трансцендентную форму, которую я вижу сейчас. Своим явлением Ты положил конец всем моим домыслам и рассуждениям”.

Текст 6

Слово “рупам” (форма) и его связь с двумя точками зрения относительно природы Господа описано в “Вишну-пуране”:

“О царь, Верховный Господь имеет форму, и в то же время Он не имеет формы. Он одновременно находится в материальном мире и за его пределами”.

В приведенном ранее утверждении Дхрувы Махараджи слова “атах парам” относятся к четрырехруким формам Господа Нараяны и другим формам Верховного Господа. Слова “на ведми” означают “я никогда прежде не видел высшей формы, в которой Ты предстал сейчас передо мной”.

Текст 7

То, что Верховный Господь не имеет материальных имен и форм, поскольку все Его имена и формы духовны, также описано в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (6. 4. 33):

“Всепроникающий Верховный Господь, чьи имена, формы и деяния нематериальны, а богатства не поддаются описанию, проявляет особое расположение к Своим преданным, которые поклоняются Его лотосным стопам. Имена и формы, которые Он принимает, являя этим преданным Свои непостижимые игры, трансцендентны. Да снизойдет на меня милость Верховной Личности Бога, чья нетленная форма исполнена знания и блаженства”.

Текст 8

Этот стих объясняет, что хотя Верховный Господь и лишен всех материальных имен, форм и занятий, тем не менее Он проявляет трансцендентные формы и имена (намани рупани ча бхедже), а также Свое трансцендентные рождение (джанма) и Свои разнообразные деяния (кармабхих). Слово “ананта” (безграничный), использованное в этом стихе, опровергает ошибочные рассуждения тех, кто утверждает, будто Всевышний совсем не имеет имени или формы, ибо если Верховный Господь не имеет формы, имен, качеств или занятий, то Его способность действовать, несомненно, сильно уменьшается. Поскольку Его могущество безгранично (ананта), то Он во всей полноте обладает бесчисленными трансцендентными формами, именами, качествами и играми.

Текст 9

Безграничное число имен, форм и богатств Верховной Личности Бога описано Прачетами в следующей цитате из “Шримад Бхагаватам” (4. 30. 31):

“Поэтому мы, дорогой Господь, просим Твоего благословения, ибо Ты — Всевышний, Ты выше даже трансцендентной реальности, и Твоим богатствам нет числа. Вот почему Тебя прославляют, называя Анантой”.

Текст 10

Так как Верховный Господь — источник бесчисленных трансцендентных форм, имен, качеств и развлечений, Он известен как “Бхагаван”, обладатель (ван) богатств (бхага), которые являются Его энергиями. Его энергии — не иллюзия (майа). Они описаны словом “парама”, которое означает “высшее (пара) достояние (ма)”. Любое другое объяснение этих слов будет противоречить истине о том, что Господь — трансцендентный и верховный.

Текст 11

То, что форма и качества Верховной Личности Бога не являются творением иллюзорной материальной энергии майи, подтверждается ведическими писаниями:

“Верховный Господь полон всех энергий и богатств. Так как Он находится за пределами влияния материальной энергии майи, святые преданные знают, что Он — Всевышний”.

Текст 12

На это кто-то может возразить: “Преданные доказывают, что Всевышний обладает духовными, но не материальными формами и именами. Почему мы должны принимать этих преданных в качестве авторитетов? Почему их мнение должно быть принято с такой серьезностью? ”

Принимая во внимание, что кто-нибудь мог выдвинуть такое возражение, “Шримад Бхагаватам” прославляет преданных следующими словами (стих 6. 4. 33, процитированный ранее):

“Верховный Господь особенно милостив к преданным, которые поклоняются Его лотосным стопам”.

Из этого следует сделать вывод, что Верховный Господь не открывает Себя йогам и последователям философии санкхйи в такой же полноте, в какой Он открывает Себя преданным. Это также подтверждается следующим утверждением Матхара-шрути (процитированным Шрипадой Мадхвачарьей в его комментарии на “Веданта-сутру”, 3. 3. 54):

“Преданное служение дает человеку возможность увидеть Верховную Личность Бога”.

Таким образом мы можем понять, что нет никакого смысла спорить о том, имеет Всевышний форму, имя и чувства, или нет.

То, что Верховный Господь очень любит Своих преданных, также подтверждается следующим утверждением “Шримад Бхагаватам” (6. 4. 35-36):

Текст 13

“Молитвы, вознесенные Дакшей, доставили несказанное наслаждение Верховной Личности Бога, Хари, который, в знак беспредельной любви к Своим преданным, низошел на святую землю Агхамаршаны. О Махараджа Парикшит, лучший из династии Куру, лотосные стопы Господа покоились на плечах несущего Его Гаруды, а восемь Его необыкновенно длинных рук поражали своей красотой и мощью”.

Текст 14

Говоря, что “Верховная Личность Бога проявляет (бхедже) трансцендентные имена и формы, а также Свои различные игры”, этот стих (6. 4. 33) подтверждает, что Господь обладает бесчисленными формами, именами и качествами. То, что форма Господа вечна, подтверждается следующим утверждением “Маха-Нараяна-упанишад” (5. 10):

“Безукоризненно чистые лотосные стопы Господа вечны и существуют с незапамятных времен”.

Поскольку в этом стихе (6. 4. 33) Верховный Господь охарактеризован словом “ананта” (безграничный), то следует понять, что Его имена и формы также безграничны. То, что Господь имеет духовные, а не материальные чувства, также подтверждается Шридхарой Свами, который комментирует:

“Утверждение этого стиха о том, что Верховный Господь не имеет ни имен, ни форм, следует понимать так, что Он не имеет материальных имен и форм”.

 

 

Ануччхеда 51

 

Текст 1

Форму Верховной Личности Бога следует считать полностью трансцендентной и духовной, потому что она вечная, всемогущая, всепронизывающая, является прибежищем всего сущего, трансцендентна ко всем грубым и тонким формам материальной энергии, проявлена в сердцах всех обусловленных душ, может проявиться только по желанию Господа и ясно описана во всех ведических писаниях. Высший философ, Брахма, описал форму Господа в следующих трех стихах “Шримад Бхагаватам” (3. 9. 2-4):

Текст 2

“Материальная скверна никогда не касается формы, которую я созерцаю. Эта форма низошла в сей мир как проявление внутренней энергии Господа, чтобы явить милость Его преданным. Это воплощение — источник огромного числа других воплощений, и я тоже появляюсь на свет из цветка лотоса, обителью которого является Твой пупок”.

Текст 3

“О мой Господь, я не вижу формы, которая превосходила бы эту Твою форму, исполненную вечного блаженства и знания. В Твоем безличном сиянии Брахмана, разлитом в духовном небе, нет места случайным изменениям, и Твоя внутренняя энергия никогда не иссякает. Я вручаю себя Тебе, ибо, хоть я и горжусь своим материальным телом и чувствами, истинной причиной материального космоса являешься Ты. Но, даже являясь причиной материального мира, Ты не испытываешь на Себе влияния материи”.

Текст 4

“Эта форма, как и любая другая трансцендентная форма Верховной Личности Бога, Шри Кришны, несет благо всем вселенным. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, явившим эту вечную личностную форму, на которую медитируют Твои преданные. Но те, кому Провидение уготовило место в аду, пренебрегают Твоей личностной формой, так как поглощены размышлениями о материальных предметах”.

Текст 5

Шридхара Свами дает следующий комментарий на эти стихи:

“Кто-то может возразить: “Разве это не правда, что на самом деле вы не можете увидеть трансцендентного Верховного Господа? Вы можете увидеть какую-то форму, но эта форма — просто продукт трех гун материальной природы. Она вовсе не трансцендентна, ибо трансцендентный Верховный Господь лишен всех форм и качеств”.

Думая, что кто-то может выдвинуть такой аргумент, Господь Брахма произнес первый из этих двух стихов”.

Текст 6

“В первом из этих стихов Брахма говорит: “Материальная скверна никогда не касается формы, которую я созерцаю (авабодха-расодайена шашван-нивритта-тамах). Эта форма низошла в сей мир, чтобы явить милость преданным (сад-ануграхайа грихитам). Это воплощение — источник огромного числа других воплощений (аватара-шатаика-биджам), которые все находятся на уровне трансцендентной благости. Я, будучи раджо-гуна-аватарой, появляюсь на свет из цветка лотоса, обителью которого является Твой пупок (йан-набхи-падма-бхаванат)”.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.