Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Джива Госвами 7 страница



В этом стихе слова “читрам батаитат” означают “это поразительно”. Человек может задать вопрос: “Что именно является таким поразительным? ” Отвечая на этот вопрос, Нарада Муни говорит: “Это поразительно, что Шри Кришна, будучи единственным и неповторимым (эках), взял в жены (удвахат) шестнадцать тысяч царевен (двй-ашта-сахасрам)”. Наш оппонент может возразить: “И что в этом такого поразительного? ” В ответ на это Нарада говорит: “Он женился на них в шестнадцати тысячах мест (грихешу)”.

Наш неудовлетворенный оппонент может сказать: “Такое вполне может быть. И все же, что во всем этом поразительного? ” На это Нарада может ответить: “Господь Кришна не женился на всех них в одном месте, но Он сочетался браком с каждой из них по отдельности (притхак)”.

Наш любитель задавать вопросы может ответить: “Все это понятно. Нет ничего невозможного в том, чтобы один мужчина женился много раз, беря одну жену за другой. Такое бывало и раньше”. На это Нарада говорит:

“Но Господь Кришна женился на всех этих царевнах в один и тот же момент (йугапат)”.

Наш оппонент может сказать: “Хорошо. Многие йоги, достигшие совершенства, обладают мистическим могуществом, чтобы распространить себя в множество форм. Мой дорогой Нарада, ты сам являешься великим йогом-мистиком, которому поклоняются все остальные йоги, и поэтому тебе известны такие мистические трюки. Поэтому что такого поразительного в том, что Господь Кришна распространился в множество форм? ” Отвечая на это, Нарада говорит:

“Распространение Господа Кришны в множество форм не было похоже на то, как это делают йоги, которые могут создать отражения своей собственной формы, появляющиеся в множестве различных мест. Эти отраженные формы йогов не являются самими йогами, но в случае с Господом Кришной каждая из Его экспансий была Им Самим, и в этих формах Он мог заниматься всевозможной деятельностью. Другими словами, эти экспансии Господа не были просто отражениями Господа, но были Самим Господом”.

Услышав это, наш оппонент может ответить: “Нет. Это невозможно. Никто не может сделать этого”.

Текст 3

То, что каждая из этих производных форм не была просто отражением, но Самим Господом в действительности, подтверждается в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (3. 3. 8), где Шри Уддхава говорит:

“Господь поселил каждую царевну в отдельном дворце и распространил Себя во множество форм, составив идеальную партию для каждой из них. Затем с помощью Своей внутренней энергии Он сочетался с ними браком, совершив подобающие случаю свадебные обряды”.

Текст 4

Таким образом все возражения устранены, и теперь ясно установлено, что Господь Кришна может проявить Себя в любом количестве мест в одно и то же время (экена вапуша притхаг йугапат). Несомненно, это очень удивительно. Шрила Шридхара Свами также подтверждает это, говоря следующее (в своем комментарии на стих (5. 20. 40) из “Шримад Бхагаватам”, написанный прозой и являющийся описанием формы Верховного Господа как господствующего Божества области под названием Локалока):

“Поскольку Верховный Господь является владыкой всех высших сил и достояний, Он может лично присутствовать в Своей собственной форме во всех местах одновременно”.

Текст 5

То, как Господь Кришна одновременно распространяет Себя в множество личных форм, также описано в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10. 59. 42):

“После победы над Индрой, Кришна, неподвластный изменениям Верховный Господь, приготовился жениться на шестнадцати тысячах ста царевнах, освобожденных из плена Бхаумасуры. Распространив Себя в шестнадцать тысяч сто форм, Он одновременно женился на них всех, в различных дворцах, в один и тот же благоприятный момент”.

Все эти экспансии Господа Кришны своими телесными чертами в точности были похожи на Самого Господа Кришну. Они не имели никаких отличий, как это бывает с другими экспансиями Господа, такими как Господь Нараяна, чьи черты немного отличаются от черт Господа Кришны. То, как Господь Кришна распространил Себя в множество форм, которые своими чертами были абсолютно похожи на Его изначальную форму, описано в следующем утверждении “Шри Лагху-бхагаватамриты” (1. 1. 21) Шрилы Рупы Госвами:

Текст 6

“Если бесчисленные формы, совершенно схожие в своих чертах, проявляются одновременно, то такие формы Господа называются пракаша-виграха”.

 

 

Ануччхеда 43

 

Текст 1

Одновременное распространение Господа Кришны в множество форм описано также в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10. 69. 41):

“Так Нарада увидел, как один Кришна посредством Своих полных экспансий живет в шестнадцати тысячах дворцов. Благодаря Его непостижимой энергии Его можно было видеть в дворце каждой царицы. Таким образом Он показал путь очищения обычной семейной жизни”.

Текст 2

Эти экспансии Господа не были экспансиями Его частей, каковыми обычно являются воплощения Бога, но каждая форма во всей полноте была Самим Шри Кришной (сарва-гехешу там эва, экам эва сантам). Такое многократное проявление изначальной формы Господа описано в шрути-шастре следующими словами:

“Хотя Верховный Господь один, Он появляется, чтобы стать многими”.

То, что Господь всепроникающий, также подтверждается в “Шримад Бхагаватам” (10. 9. 13):

“Верховный Господь, Шри Кришна, всепроникающий. Он не находится ни внутри, ни снаружи, ибо Он — повсюду”.

Благодаря действию внутренней энергии Шри Кришны Нарада Муни был способен непосредственно видеть присутствие Господа Кришны в множестве дворцов Двараки. Нарада не выдумывал и не строил догадок о вездесущности Господа. Он видел это непосредственно.

Текст 3

Увидев множество экспансий изначальной формы Шри Кришны, Нарада Муни пришел в изумление. Это объясняется в “Шримад Бхагаватам” (10. 69. 42):

“Господь Кришна обладает безграничным могуществом, и потому изумлению Нарады Муни также не было предела, когда он снова и снова созерцал проявление внутренней энергии Господа Кришны”.

Текст 4

Слово “йогамайа”, использованное в этом стихе, относится к духовной энергии Господа, с помощью которой Он может совершать невозможное.

В “Шримад Бхагаватам” (3. 15. 26), в истории о том, как Четверо Кумаров посетили Вайкунтхалоку, это слово использовано для того, чтобы описать энергию Верховного Господа. В своем комментарии на этот стих Шрила Шридхара Свами также подтверждает это объяснение слова “йогамайа”.

Текст 5

Когда Нарада Муни увидел эти экспансии личной формы Шри Кришны, он пришел в изумление, поскольку он понял, что эти экспансии не были подобны ограниченным экспансиям, которые проявляет обычный йог, но что каждая из этих экспансий была изначальным Господом Кришной, а не просто йогическим отражением.

Текст 6

То, что Верховная Личность Бога лично присутствует повсюду, описано в следующих выдержках из ведических писаний:

“Сверхдуша всепроникающа. Ее руки и ноги повсюду”, (“Бхагавад-гита” (13. 14) и “Шветашватара-упанишад” (3. 16));

“Хотя Верховная Личность Бога остается в Своей личной обители в трансцендентном мире, тем не менее Он находится повсюду”, (“Веданта-сутра” (3. 2. 11) — переведено в соответствии с комментарием Шрипады Мадхвачарьи);

“Личность Господа появляется как вездесущая Сверхдуша. Эта форма Сверхдуши неотлична от формы Верховного Господа. Сверхдуша и Верховный Господь — это одна и та же личность”, (шрути-шастра);

“Те, кто сведущи в духовной науке, объясняют, что Личность Бога пребывает в сердцах всех живых существ”, (шрути-шастра).

Текст 7

В “Матсья-пуране” также есть описание всепроникающей природы Верховного Господа:

“Верховный Господь, Вишну, всепроникающ. В этом не может быть никаких сомнений. Благодаря Своим трансцендентным достояниям Он остается в Своей изначальной трансцендентной форме, и тем не менее Он появляется всюду, подобно солнцу, которое кажется присутствующим везде, хотя и остается в одном месте”.

Текст 8

То, что экспансия Сверхдуши неотлична от Самого Верховного Господа, подтверждается в “Веданта-сутре” (3. 2. 12-13):

“Если человек говорит, что экспансия Сверхдуши отличается от Изначальной Личности Бога, он должен знать, что это ложное утверждение. Сверхдуша — это та же самая Изначальная Личность Господа. Это подтверждается в шрути-шастре и во всех ведических писаниях”.

То, что Господь неотличен от Своей экспансии всепроникающей Сверхдуши, также описано в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (1. 9. 42), где Бхишмадева говорит:

 

 

Ануччхеда 44

 

Текст 1

“Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать на Него — единственного Господа, Шри Кришну, который стоит передо мной, ибо я уже поднялся над ложными представлениями о двойственности, осознав, что Он пребывает в сердце каждого, даже в сердцах умствующих философов. Он — в сердце каждого. Можно по-разному видеть солнце, но оно одно”.

Текст 2

В этом стихе Бхишмадева говорит: “Личность Господа, Шри Кришна, стоит сейчас передо мной (там имам). Он пребывает в сердцах всех обусловленных душ в форме Своей экспансии — всепроникающей Сверхдуши (шарира-бхаджам хриди хриди дхиштхитам)”. Всепроникающая Сверхдуша как форма Господа также описана в “Шримад Бхагаватам” (2. 2. 8):

“Другие сосредоточивают свой ум на находящейся в области сердца Личности Бога, величиной не более пяди. В четырех руках Он держит лотос, колесо от колесницы, раковину и палицу”.

Бхишма продолжает: “Хотя эти формы Сверхдуши кажутся отличными от формы изначальной Личности Бога, в действительности Они совсем не отличаются от Него (экам). Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать на Него — единственного Господа, Шри Кришну (самадхи-гато ‘сми). Теперь я сознаю всепроникающую, исполненную блаженства форму Верховного Господа — Сверхдушу”.

Текст 3

Бхишмадева продолжал: “Я уже поднялся над ложными представлениями о двойственности, осознав, что Он пребывает всюду. Раньше я думал, что формы Сверхдуши отличны друг от друга, а также от других форм Верховного Господа, ибо я считал, что для Господа невозможно быть всепроникающим. Теперь я свободен от этой иллюзии (видхута-бхеда-мохах). Несомненно, в Своей форме Сверхдуши Верховный Господь находится повсюду”.

Текст 4

Всепроникающая природа Господа описана следующими словами: “Шри Кришна пребывает в сердце каждого, даже в сердцах умствующих философов (атма-калпитанам пратидришам). Все живые существа остаются в поле Его зрения, даже несмотря на то, что все они находятся в множестве разных мест”.

Бхишмадева приводит пример солнца. В различных местах по всему миру человеку кажется, что солнце находится прямо над ним, над этим деревом или над той стеной. В действительности солнце находится в одном месте во внешнем пространстве, но тем не менее во многих местах кажется, что солнце находится над этим деревом или над той стеной. Точно так же Верховная Личность Бога кажется присутствующей повсюду, находясь в сердцах всех живых существ в Своей форме Сверхдуши. Разница между Сверхдушой и солнцем состоит в том, что солнце действительно находится очень далеко в одном месте, и его вездесущность — это неверное представление наблюдателей, но Сверхдуша, будучи экспансией Верховного Господа, благодаря Его непостижимой энергии является Самим Господом, и поэтому Сам Господь действительно пребывает повсюду.

Бхишмадева продолжает: “Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать (самадхи-гато ‘сми) на Него — единственного Господа, Шри Кришну, который стоит сейчас передо мной (там имам), и которого я уже описал в предыдущих молитвах. Верховный Господь пребывает в сердцах всех обусловленных душ (шарира-бхаджам хриди хриди). Хотя обычно Господь пронизывает все сущее в Своей четырехрукой форме Сверхдуши, сейчас я вижу Его повсюду в Его двурукой форме Шри Кришны, которая обладает наивысшим могуществом и стоит сейчас передо мной. Нет другой формы, равной форме Шри Кришны”.

Текст 5

В этом стихе слово “бхеда” указывает на присутствие Верховного Господа во многих местах. Это слово не имеет отношения к совершенству или несовершенству Господа. В “Шримад Бхагаватам” (1. 9. 30-43) Бхишмадева прославил трансцендентную форму Господа. Очевидно, что эти молитвы не прославляют Брахман, безличный аспект Всевышнего. Итак, теперь мы описали, каким образом Верховный Господь проявляется в ограниченной области пространства и тем не менее остается всепроникающим и присутствует в сердцах всех движущихся и неподвижных существ.

 

 

Ануччхеда 45

 

Текст 1

Итак, мы доказали, что форма Верховной Личности Бога является вечной и всепроникающей. Это также объяснено в следующей цитате из комментария Шридхары Свами на “Шримад Бхагаватам” (8. 6. 8):

“В этом стихе Брахма четко устанавливает вечность и вездесущность трансцендентной формы Верховного Господа, говоря, что несмотря на то, что Господь является нерожденным, Он непрерывно является в формах Своих воплощений”.

Текст 2

Вечность и вездесущность формы Верховной Личности Бога описана в “Шримад Бхагаватам” (8. 6. 8-9), где Господь Брахма говорит:

“Хотя Ты никогда не рождался, Ты не перестаешь появляться и исчезать в Своих различных воплощениях. Ты всегда свободен от материальных качеств и являешь Собой прибежище трансцендентного блаженства, безмерного как океан. Вечно существуя в Своей трансцендентной форме, Ты являешься самым непостижимым из всех непостижимых. Поэтому мы в глубоком почтении склоняемся перед Тобой, о Всевышний, чье существование непознаваемо”.

Текст 3

“О лучшее из живых существ, о Верховный властелин, те, кто действительно стремятся к счастью, поклоняются этой форме Твоей Светлости в соответствии с ведическими тантрами. Господь, мы видим в Тебе все три мира”.

Текст 4

Шридхара Свами комментирует: “В этом стихе Брахма говорит: “О Господь, Твое появление в этом мире и Твои игры совсем не похожи на наше рождение и нашу деятельность”. Как явление и деяния Господа отличаются от рождения и деятельности обусловленных душ? Брахма отвечает на этот вопрос словами “агунайа” (о Господь, Ты всегда свободен от материальных качеств) и “нирвана-сукхарнавайа” (о Господь, Ты являешься прибежищем трансцендентного блаженства, безмерного как океан)”.

Текст 5

“В этом стихе Брахма говорит, что хотя Личность Бога меньше атома (анор анимне), Он настолько огромен, что никто не может измерить Его (апариганйа-дхамне). Не следует считать это невозможным, потому что, как объясняет Брахма, энергии и достояния Личности Бога непостижимы (маханубхавайа). Этими словами Брахма доказывает, что форма Личности Бога вечна и непостижима”.

Текст 6

“Брахма продолжает: “О лучшее из живых существ (пурушаршабха), те, кто действительно стремятся к счастью (шрейо артхибхих), поклоняются (иджйам) этой форме (рупам этат) Твоей Светлости (тава) в соответствии с ведическими тантрами (ваидика-тантрикена)”. Таким образом Брахма описал возвышенную трансцендентную природу формы Личности Бога. Из этого мы можем понять, что явление Господа в этом материальном мире совсем не похоже на материальное рождение обусловленных душ”.

Текст 7

“По этому пункту кто-то может возразить: “Но полубогам тоже поклоняются. Почему бы не предположить, что рождение полубогов также трансцендентно и нематериально, как и явление Личности Бога? ”

На это я отвечаю: “Действительно, поклонение полубогам существует. Тем не менее, они не равны Личности Бога, ибо все они находятся внутри вселенской формы Верховного Господа, и об этом говорит Брахма: “Мой Господь, мы можем видеть (пашйами), что все три мира (три-локам), а также мы, полубоги, и живые существа (нах) — все находится внутри Твоей вселенской формы (вишва-муртау). Поэтому Твоя трансцендентная форма безгранична, а мы несомненно подчинены Тебе”””.

Текст 8

В “Шримад Бхагаватам” (8. 6. 8) Брахма метафорически описал Личность Бога, сравнив Его с “океаном трансцендентного блаженства” (нирвана-сукхарнавайа). Таким образом Брахма объяснил, что блаженство осознания личной формы Бога превосходит счастье осознания Его безличного аспекта (нирвана). Дхрува Махараджа также описал это следующими словами (“Шримад Бхагаватам”, 4. 9. 10):

Текст 9

“О мой Господь, трансцендентное блаженство, которое испытывает человек, медитируя на Твои лотосные стопы или слушая чистых преданных, воспевающих Твое величие, так безгранично, что не идет ни в какое сравнение с брахманандой, наслаждением человека, которому кажется, что он растворился в безличном Брахмане и слился со Всевышним. Если даже брахмананда меркнет перед трансцендентным блаженством, которое доставляет преданное служение, то что говорить об эфемерных радостях жизни на райских планетах, которую разящий меч времени может оборвать в любой момент? Любой, кто попадает на райские планеты, рано или поздно будет вынужден снова вернуться на Землю”.

Текст 10

В “Шримад Бхагаватам” (8. 6. 8) Брахма сказал, что Верховный Господь меньше атома, и в то же время Он так велик, что никто не может измерить Его. Для Господа это возможно, поскольку Он является повелителем всех непостижимых энергий. Затем Брахма сказал Господу: “О Господь, все сущее покоится в Тебе”.

Текст 11

В следующих двух стихах из “Шримад Бхагаватам” (8. 3. 24 и 8. 3. 30) утверждается, что форма Господа не является ни грубой, ни тонкой:

“Верховный Господь не является ни полубогом, ни демоном, ни человеком, ни птицей и ни зверем. Он не мужчина, не женщина, но и не лишен пола, а также Он не животное. Он не является материальным качеством, кармической деятельностью, а также Он не находится ни в проявленном, ни в непроявленном состоянии. Он — последнее слово в процессе анализа “не это, не это”, и Он безграничен. Слава Верховной Личности Господа! ”

Текст 12

“Когда Царь слонов описывал верховное существо, не упоминая при этом конкретной личности, он не взывал к полубогам, возглавляемым Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и Чандрой. Поэтому никто из них не приблизился к нему. Однако, поскольку Господь Хари — Сверхдуша, Пурушоттама, Верховная Личность Бога, Он предстал перед Гаджендрой”.

Текст 13

Так как Верховная Личность Бога — это изначальная причина всех причин, то ни полубог, ни любое другое живое существо не может быть равным Ему. Это подтверждается Гаджендрой, который произнес такие слова (“Шримад Бхагаватам”, 8. 3. 22-23):

“Верховная Личность Бога создает Свои меньшие неотъемлемые частицы, джива-таттву, начиная с Господа Брахмы, полубогов и экспансий ведического знания [Сама, Риг, Яджур и Атхарва] и включая все другие живые существа, движущиеся и неподвижные, с их различными названиями и качествами. Подобно тому как искры от огня или сияющие лучи солнца исходят из своего источника и снова постоянно возвращаются в него, ум, разум, чувства, грубые и тонкие материальные тела и постоянные изменения различных свойств природы — все это исходит от Господа и снова возвращается к Нему”.

Гаджендра продолжает, объясняя, что Верховная Личность Бога не имеет материальных качеств: “Он не мужчина, не женщина, но и не лишен пола, а также Он не животное. Он не является материальным качеством или кармической деятельностью, благочестивой или греховной”. Он не принадлежит ни к одной из этих категорий, поскольку Он — их творец, и по той же причине Он неотличен от них. Мы также можем заметить, что фразу “на сан на часат” можно истолковать в значении “Он не большой и не маленький”. Это означает, что по Своему желанию Он может появиться в любой форме, в большой или маленькой.

Шридхара Свами так комментирует этот стих:

“Слово “нишедха-шешах” означает “отвергая различные материальные формы, созданные иллюзорной энергией, майей, человек может понять Верховного Господа, который не является продуктом майи”. В этом стихе Гаджендра говорит: “Слава Верховной Личности Бога! Я молю о том, чтобы Он явился передо мной, и тогда я мог бы освободиться из этого ужасного положения и обрести освобождение””.

Текст 14

В “Шримад Бхагаватам” (стих 8. 3. 30, процитированный в Тексте 12) Шукадева Госвами говорит: “Когда Царь слонов описывал (упаварнита) верховное существо, не упоминая при этом конкретной личности (нирвишешам), он не взывал к полубогам, возглавляемым Господом Брахмой, Господом Шивой, Индрой и Чандрой (вивидха-линга-бхидабхиманах). Поэтому никто из них не приблизился к нему (наите йадопасасрипух). Однако, поскольку Господь Хари — Сверхдуша (никхилатмакатват), Пурушоттама, Верховная Личность Бога (акхиламара майо харих), Он предстал (авирасит) перед Гаджендрой”.

В этих молитвах Гаджендра сказал: “О Господь, Твоя трансцендентная форма не большая и не маленькая, ибо она никогда не ограничивается материальными обозначениями”. Точно так же в других местах ведических писаний сказано, что Личность Бога не имеет ни рук, ни ног. Таким образом трансценденталисты медитируют на Господа в своем сердце. Конечно же, это означает, что Личность Бога не имеет материальных рук и ног, ибо все части тела Господа духовны. Это подтверждается следующим утверждением “Шримад Бхагаватам” (10. 14. 2), где Господь Брахма говорит:

“Мой дорогой Господь, Твоя форма трансцендентна ко всем материальным элементам. Я понимаю, что Ты милостив ко мне, поскольку Ты являешь мне эту форму, стоя передо мной в облике маленького ребенка. Но хотя я — Господь Брахма, так называемый творец этой вселенной, я неспособен оценить трансцендентное могущество Твоего тела. И если я не могу понять духовное могущество Твоего детского тела, то как я тогда могу постичь Твои трансцендентные развлечения? ”

В ведических писаниях есть много других стихов, подтверждающих этот момент, но чтобы избежать повторений, мы не будем их цитировать.

 

 

Ануччхеда 46

 

Текст 1

Присутствие Верховной Личности Бога в образе Сверхдуши в сердцах всех обусловленных душ описано Махараджей Нригой в “Шримад Бхагаватам” (10. 64. 26):

“Мой дорогой Господь, Ты — Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Есть много великих йогов-мистиков, которая способны видеть Тебя глазами Вед и Упанишад. Желая достичь возвышенного положения качественного равенства с Тобой, они всегда медитируют на Тебя в своих сердцах. Хотя такие возвышенные святые могут постоянно видеть Тебя в своих сердцах, тем не менее они не могут увидеть Тебя лицом к лицу. Поэтому я очень удивлен тому, что способен видеть Тебя лично. Я знаю, что раньше я занимался множеством дел, особенно когда был царем. Хотя я и купался в роскоши и столько раз испытывал счастье и страдания материального бытия, теперь мне посчастливилось воочию увидеть Тебя. Насколько я знаю, так видеть Тебя может тот, кто освобождается от материального существования”.

Текст 2

Шридхара Свами комментирует:

“В этом стихе Махараджа Нрига говорит Верховной Личности Бога: “О Господь, я очень удивлен тому, что могу видеть Тебя воочию (са твам катхам мама вибхо ‘кши-патхах)”. Кто-то может спросить: “А что здесь такого удивительного? ” В ответ на это Махараджа Нрига говорит: “О Господь, Ты — Сверхдуша (паратма), пребывающая в сердце каждого. Есть много великих йогов-мистиков (йогешварах), которые могут видеть Тебя глазами Вед и Упанишад (шрути-дриша), и они всегда медитируют на Тебя в своих чистых сердцах (амала-хрид-вибхавйах). Хотя таки возвышенные святые постоянно могут видеть Тебя внутри своих сердец, тем не менее они неспособны увидеть Тебя воочию, ибо Ты остаешься за пределами восприятия материальных чувств (адхокшаджах). Когда человек освобождается от оков материального существования (бхавапаваргах), он может видеть Тебя так, как я вижу Тебя сейчас (анудришйа). Хотя мой разум ослеп от великих страданий, которые я испытал в этой жизни ящерицы, мне так повезло, что я вижу Тебя воочию. Несомненно, это очень удивительно””.

Текст 3

Причина, по которой Махараджа Нрига был способен видеть Верховную Личность Бога, описана в “Нараянадхьятме”:

“Хотя Верховный Господь всегда остается невидимым для обусловленных душ, Его можно увидеть благодаря вмешательству трансцендентной энергии Господа. Кто способен видеть вечного Верховного Господа, не обретя милости Его энергии? ”

Текст 4

Верховную Личность Бога можно увидеть только с благословения Его личной энергии, которую Он проявляет по Своей собственной милости. Поэтому настоящей причиной способности видеть Господа является Его милость. Это подтверждается в следующих утверждениях Упанишад:

“Никто не может увидеть форму Верховной Личности Бога материальными глазами”, (“Катха-упанишад”, 2. 3. 9);

“Верховный Господь открывает Себя по Своей воле и только тем, кого Он Сам выбирает”, (“Мундака-упанишад”, 3. 2. 3);

“Обусловленное живое существо неспособно видеть Верховную Личность Бога”, (“Катха-упанишад” (2. 3. 9) и “Шветашватара-упанишад” (4. 20)).

Текст 5

Это также объяснено в главе “Нараяния” из “Мокша-дхармы” (“Махабхарата”, Шанти-парва, 339. 45-46), где Господь Нараяна, повелитель Шветадвипы, говорит Нараде:

“О Нарада, Я — Верховная Личность Бога, владыка вселенной. Ты неспособен полностью понять Мою трансцендентную форму. Поскольку Я пожелал открыть Себя тебе, Я мгновенно появился перед тобой, а затем исчез. Ты больше не можешь видеть Меня, но можешь видеть только эту материальную природу, состоящую из трех гун, а также различные элементы, которые Я создал. В настоящий момент ты можешь видеть только это. Ты не можешь видеть Меня”.

Текст 6

В этом стихе Господь Нараяна говорит: “Ты увидел Мою форму (дришйате), но ты не понял ее (твайа на гйейам)”. Говоря, что Его форму нельзя понять в рамках материи, Господь подтверждает, что Его форма духовна, но не материальна. Тем не менее, поскольку Господь желает пролить милость на Своих преданных, иногда Он изъявляет желание (иччхан) открыть им Свою форму, а затем Он исчезает из поля их зрения (нашйейам). Так как Верховный Господь — это высший повелитель (ишах) всего сущего, Он в высшей степени независим, и также Он отличен от материальной вселенной. По этой причине Он может появиться и затем исчезнуть в любом месте, где Он пожелает. Выражения “майа хй эша майа сришта йан мам пашйаси” и “сарва-бхута-гунаир йуктам” означают: “Сейчас ты не видишь Меня. Сейчас ты видишь только Мою иллюзорную энергию”.

Текст 7

То, что Верховного Господа можно увидеть только по Его милости, подтверждается Бхишмадевой (“Махабхарата”, Шанти-парва, 339. 12):

“Вечный Господь, Верховная Личность Бога, повелитель полубогов, удовлетворенный Упачари Васу, лично предстал перед ним. Это единственный способ увидеть Его. Если Он не желает показать Себя, Он будет оставаться невидимым”.

В этом стихе слово “там” относится к Упачари Васу.

Текст 8

Кроме того, за этим отрывком следует еще одно утверждение, которое сделала группа преданных во главе с Упачари Васу (“Махабхарата”, Шанти-парва, 339. 19):

“О Брихаспати, ни ты, ни мы неспособны видеть Верховную Личность Бога. Только те, кто обрели Его милость, могут видеть Его”.

Текст 9

В Упанишадах описаны различные свойства Верховного Господа, одним из которых является способность оставаться невидимым для глаз обусловленных душ. Например, “Катха-упанишад” (2. 3. 9) говорит:

“Никто не может увидеть форму Верховной Личности Бога материальными глазами”.

Стих, процитированный в начале этой ануччхеды, был произнесен царем Нригой.

 

 

Ануччхеда 47

 

Текст 1

В следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (8. 3. 8) опровергается представление о том, что формы, качества и игры Верховной Личности Бога являются материальными. Здесь описано, что формы Господа духовны, а не материальны:

“Верховная Личность Бога не родится в материальном смысле слова, не совершает поступков, не имеет имени, формы, качеств или недостатков. Чтобы выполнить то, ради чего создается и разрушается материальный мир, Господь с помощью Своей внутренней энергии нисходит на землю в облике человека, как Господь Рама или Господь Кришна”.

Текст 2

Этот стих описывает различные изменения, происходящие в материальных телах обусловленных душ. Первое изменение — это рождение (джанма). Следующее изменение — это деятельность (карма), с помощью которой несовершенная и неудовлетворенная душа пытается стать совершенной и обрести удовлетворение. Следующее изменение — имя (нама), или система звуков, при помощи которой ум дает определения различным объектам, чтобы облегчить ежедневную деятельность. Следующее изменение — форма (рупа), воспринимаемая чувством зрения. Последнее изменение — это качество (гуна), или различные характеристики, которые получают обусловленные души, соприкасаясь с тремя гунами: благостью, страстью и невежеством. Обусловленные души подвержены материальным изменениям, но в Верховной Личности Господа эти изменения отсутствуют, поскольку Он всегда находится в Своей личной изначальной трансцендентной форме, которая абсолютна и совершенна, находится за пределами понимания ограниченного материального разума, которой не может коснуться материальная энергия и которую можно увидеть только с согласия Господа и никак иначе. Хотя материальные изменения не затрагивают Господа, тем не менее Он приходит в материальный мир в человеческом облике как Господь Рама или Господь Кришна (йас тани риччханти). Предложение, начатое в этом стихе, заканчивается в следующем стихе, в котором говорится:

“Он обладает огромной энергией. Принимая различные формы, которые свободны от материальной скверны, Он творит чудеса. Поэтому Он — Верховный Брахман. Я с почтением преклоняюсь перед Ним”.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.