Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шрила Джива Госвами 4 страница



Шридхара Свами объясняет, что слово “сва-дхамна” означает “Твоей личной духовной энергией”, а “кала” означает “элемент времени, создающий материальное проявление, или майу”. Слово “атма” означает здесь “индивидуальные живые существа”, а “гуна” означает “три гуны материальной природы (благость, страсть и невежество)”. Хотя индивидуальные живые существа могут попасть под влияние гун природы, с Верховным Господом никогда этого не происходит. Это подтверждается следующим утверждением из “Шримад Бхагаватам” (11. 25. 12), где Верховный Господь говорит:

“Индивидуальные живые существа могут попасть под контроль благости, страсти и невежества, но Я никогда не подчиняюсь действию гун материальной природы”.

 

 

Ануччхеда 22

 

Текст 1

То, что энергии Верховного Господа полностью находятся в Его власти, также подтверждается следующим стихом из “Шримад Бхагаватам” (5. 18. 38), где олицетворенная Земля обращается к Господу Варахе:

“О Господь, у Тебя нет желания создавать, поддерживать или уничтожать этот материальный мир, но ради обусловленных душ Ты делаешь это с помощью Своей созидательной энергии. Подобно тому как кусок железа двигается под воздействием магнита, вся неодушевленная материя приходит в движение, когда Ты бросаешь взгляд на совокупную материальную энергию”.

Текст 2

Шридхара Свами объясняет в своем комментарии:

“Этот стих означает: “О Господь, Ты не желаешь (непситам) создавать, поддерживать или уничтожать это материальный мир (вишва-стхити), но ради обусловленных душ Ты делаешь (кароти) это с помощью Своей созидательной энергии (майа), которая в качестве своих инструментов использует три гуны материальной природы (гунаих). Подобно тому как (йатха) кусок железа (айах) двигается (бхрамати) под воздействием магнита (гравнах), неодушевленная материя приходит в движение, когда Ты бросаешь взгляд (сакшине) на совокупную материальную энергию, наблюдая гуны природы (гуна) и кармическую деятельность (карма) обусловленных душ, видимые для Тебя, но невидимые для обусловленных душ””.

 

 

Ануччхеда 23

 

Текст 1

Верховный Господь всегда находится на трансцендентном уровне и исполнен духовного блаженства. Он вечно остается в таком состоянии, будучи недосягаемым для неодушевленной материальной энергии, майи. Это описывается в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (1. 7. 23), где Арджуна говорит Господу Кришне:

“Ты — изначальный Господь, распространяющий Себя во всех творениях и трансцендентный к материальной энергии. Своей духовной энергией Ты устраняешь влияние материальной энергии. Ты всегда пребываешь в вечном блаженстве и обладаешь трансцендентным знанием”.

Текст 2

В этом стихе слова “адйах пурушах” относятся к аспекту Бхагавана Господа, а слово “ишварах” относится к аспекту Сверхдуши. Оба эти аспекта Господа описываются как “пракритех парах” (трансцендентные к материальной энергии). Кто-то может задать следующий вопрос: “Опишите, пожалуйста, как аспект Бхагавана наслаждается трансцендентным блаженством, не соприкасаясь при этом с материальной энергией, а также опишите, как аспект Сверхдуши Господа остается незатронутым материальной энергией, даже несмотря на то, что Сверхдуша является господствующим Божеством, управляющим материальной энергией, и, по всей видимости, непосредственно соприкасается с ней? ”

На этот вопрос можно дать следующий ответ. С помощью Своей трансцендентной внутренней энергии Верховный Господь отсылает от Себя внешнюю иллюзорную энергию, майу, далеко прочь. Посредством Своей внутренней духовной энергии Он наслаждается трансцендентным знанием и блаженством (каивалйе). Это описано в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (11. 9. 18):

Текст 3

“Он также является высшим объектом поклонения для всех живых существ, включая освобожденные души, полубогов и обычные обусловленные души. Господь вечно свободен от любого материального обозначения, и Он является источником всего духовного блаженства, обретаемого благодаря созерцанию Его собственной духовной формы. Таким образом Господь проявляет самое полное значение слова “освобождение””.

Текст 4

В этом стихе из Одиннадцатой Песни “Бхагаватам” Верховный Господь описывается как погруженный в Свое собственное вечное блаженство (атмани стхитах). Это также объясняется в другой цитате из “Шримад Бхагаватам” (6. 9. 33):

“О мой Господь, Ты пребываешь в Своем собственном трансцендентном блаженстве”.

Текст 5

В цитате из Одиннадцатой Песни “Шримад Бхагаватам” (11. 9. 18) слово “сандоха” (множество) указывает на то, что духовные энергии Господа проявляются в бесконечном разнообразии. В связи со стихом из Первой Песни (1. 7. 23) Шридхара Свами объяснил, что слово “пракритех” относится к трем гунам материальной природы. То, что Верховный Господь является повелителем всех энергий, также описано Девахути-деви в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (3. 24. 33):

Текст 6

“Я предаюсь Верховной Личности Бога, Господу, независимому в Своем могуществе и трансцендентному, который воплотился в образе Капилы; я предаюсь Ему — Верховной Личности, повелителю совокупной материи и всесильному времени, всеведущему Господу, который хранит все вселенные, находящиеся под властью трех гун материальной природы, и вбирает в Себя материальный космос после его уничтожения”.

Текст 7

Шридхара Свами дает следующий комментарий на этот стих:

“В этом стихе слово “парам” означает “Верховная Личность Бога”. Почему Он — Верховный Господь? Это утверждение подкрепляется следующими словами: Он — “сваччханда-шакти” (независимый повелитель бесчисленных энергий), “прадханам пурушам” (Господин всей совокупной материи), “махантам” (Вселенская Форма), “калам” (время, побуждающее материальную энергию к деятельности), “три-вритам” (три гуны природы, а также ложное эго) и “лока-пала” (поддерживает все вселенные).

Описав то, каким образом Личность Бога является властелином материального творения, Шримати Девахути-деви объясняет, что Верховный Господь, благодаря проявлению Его внутренней духовной энергии, всегда остается вне контакта с материальной энергией. В связи с этим она говорит: “атманубхутйанугата-прапанчам” (Он проявляет Свою духовную энергию и таким образом вбирает материальные вселенные после их разрушения). Она также описывает Верховную Личность Бога как “кавим” (Тот, кому полностью известно обо всем, что происходит в материальном творении)”.

Текст 8

Хотя Верховный Господь иногда остается внутри материальной энергии, чтобы управлять ею, Он всегда занимает господствующее положение по отношению к этой энергии и находится в стороне от нее. Это подтверждается в следующем утверждении Господа Капилы из “Шримад Бхагаватам” (3. 26. 3):

“Верховная Личность Бога — это Высшая Душа, не имеющая начала. Господь трансцендентен к гунам материальной природы и находится за пределами материального мира. Все мироздание покоится на лучезарном сиянии, исходящем от Него, и это сияние дает возможность ощутить Его присутствие всюду”.

Текст 9

Наряду с описанием святых имен и форм Верховного Господа, в “Маха-самхите” также приводится описание трех материальных энергий Господа:

“В отношении обусловленных душ в материальном мире Личность Бога проявляет три энергии. Эти три энергии таковы: 1) Шри, или энергия для поддержания материальных вселенных, 2) Бху, или энергия для сотворения материальных вселенных, и 3) Дурга, или энергия для разрушения материальных вселенных. Кроме этих энергий Господь имеет Свои собственные, личные энергии (атма-майа), которые проявлены как иччха-шакти (Его духовная энергия, которая немедленно исполняет любое Его желание) и гуна-майа-шакти (Его внешняя энергия, с помощью которой создается материальная вселенная)”.

В этом стихе слово “шри” означает “энергия для поддержания материальных вселенных”, “бху” означает “энергия для их сотворения”, а “дурга” означает “энергия для их разрушения”. Таковы виды различных энергий. Энергия индивидуальных живых существ называется “джива-майа”.

Текст 10

Эти три энергии Господа (Шри, Бху и Дурга) описаны в следующем отрывке из “Падма-пураны” (“Карттика-махатмья”, 73. 231-232), где Господь Кришна говорит Сатьябхаме-деви:

“Господь Кришна сказал: “О Сатьябхама, Я пребываю в этом материальном мире в форме трех Моих энергий, связанных с тремя гунами материальной природы”. Когда полубоги услышали это утверждение Господа, они поняли Его замысел и с великой преданностью выразили свое почтение трем богиням — Лакшми-деви, Парвати-деви и Притхиви-деви, которые являются тремя энергиями Господа”.

Текст 11

Три энергии Верховного Господа описаны также в следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (11. 3. 16), где Антарикша Риши говорит:

“Я описал майу, иллюзорную энергию Верховной Личности Бога. Эта иллюзорная энергия, состоящая из трех гун материальной природы, уполномочена Господом для создания, поддержания и уничтожения материальной вселенной. Итак, что еще ты хотел бы теперь услышать? ”

Текст 12

Полубог Брахма описывает Верховную Личность Бога такими словами (“Шримад Бхагаватам”, 10. 13. 45):

“Как снежная тьма в непроглядную ночь и свет светлячка на дневном свету не имеют никакой ценности, так же и незначительный человек, который пытается использовать свои мистические силы против человека, обладающего огромным могуществом, не способен что-либо сделать; напротив, могущество этого человека, занимающего низшее положение, уменьшится”.

Текст 13

В этом стихе Брахма объясняет, что существуют различные уровни мистического могущества (майи). Небольшое количество мистического могущества может быть настоящим или обманчивым, но какова бы ни была природа этого могущества, если кто-то использует меньшее мистическое могущество, чтобы бросить вызов большему могуществу, то меньшее могущество несомненно потерпит поражение и окажется незначительным по сравнению с большим могуществом. Чтобы проиллюстрировать это, Брахма приводит в этом стихе два примера.

Текст 14

В этом стихе слово “майа” означает “мистическое могущество”, а не “иллюзия”. Например, Пураны и другие ведические произведения иногда описывают сражения, в которых различные виды оружия, созданные из “майи”, ранят и убивают множество воинов. Если бы “майа”, которая была действующим принципом этих видов оружия, была иллюзией, то она не смогла бы никому причинить никакого вреда, точно так же как никто не становится мокрым от прикосновения к водному миражу в пустыне. Во многих ведических произведениях слово “майа” используется для того, чтобы описать трансцендентную энергию Господа, которая всегда сопровождает Его. Например, “Чатур-веда-шикха” объясняет:

“Вечная Личность Бога, Господь Вишну, описывается как верховный повелитель всех трансцендентных энергий (майа-майам)”.

В “Маха-самхите” говорится:

“Энергия, известная как атма-майа, исполняет все желания Верховной Личности Бога”.

Эта атма-майа проявляется в виде двух энергий — как гйана-шакти и крийа-шакти. Слово “майа” может также означать “знание”, поскольку “Ведический словарь” объясняет:

“Другое значение слова майа — “знание””.

Текст 15

В следующем стихе из словаря “Шабда-маходадхи” приводятся немного другие значения слова “майа”:

“Те, кто понимают значения слов, говорят, что слово “майа” может означать: 1) три гуны материальной природы; 2) знание; 3) трансцендентная энергия Господа Вишну”.

Текст 16

В этом стихе слово “гунатмика” может означать изначальную энергию Господа, с помощью которой создаются гуны природы и различные материальные вселенные. Согласно словарю “Трикханда-шеша” слово “майа” может быть истолковано двумя способами:

“Слово “майа” может означать “обман” или “милость””.

В своем комментарии на “Шримад Бхагаватам” (11. 24. 27) Шридхара Свами говорит:

“В этом стихе слово “майа-майе” может означать “побуждение иллюзорной энергии к действию” или “исполненный знания”, в зависимости от того, как мы истолковываем слово “майа” — в значении “иллюзорная энергия” или в значении “знание””.

Комментируя “Шримад Бхагаватам” (9. 20. 27), Шридхара Свами также говорит:

“Слово “майа”, использованное в этом стихе, следует понимать в значении “богатства””.

В своем комментарии на “Шримад Бхагаватам” (3. 15. 26) Шридхара Свами объяснил, что употребленное в этом стихе слово “йога-майа” может быть истолковано как в значении “мистические силы йоги, достигнутые Четверыми Кумарами”, так и в значении “духовная энергия развлечений Личности Бога”. В стихе из “Шримад Бхагаватам” (1. 7. 23), процитированном в начале этой ануччхеды, Арджуна объясняет, что на духовных планетах Вайкунтхи (каивалйе), находящихся на уровне освобождения, Личность Бога проявляется в виде Своей полной части (атмани стхитах). Человек может спросить: “Каким образом Верховный Господь находится в этом духовном мире? ” В приведенной ниже части стиха дается ответ на этот вопрос:

“С помощью Своей духовной энергии Ты устраняешь влияние материальной энергии”.

В этом стихе слово “майа” использовано в значении “иллюзорная материальная энергия”, и это ясно объясняет, что иллюзорная материальная энергия не может повлиять на Личность Бога и не может войти в Его духовную обитель Вайкунтхи. Это также объяснено в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (2. 9. 10), где Шрила Шукадева Госвами говорит:

Текст 17

“На эту обитель Господа не распространяется влияние материальных гун невежества и страсти. Низшие гуны никогда не оскверняют царящую там гуну благости. Над этой обителью не властно даже время, не говоря уже об иллюзорной, внешней энергии, которой закрыт доступ в трансцендентное царство. Все, кто обитает там — и полубоги, и демоны — поклоняются Господу как Его преданные”.

Текст 18

В Уттара-кханде “Падма-пураны” приводятся следующие значения слова “ваикунтха”:

“Некоторые значения слова “ваикунтха” таковы: 1) мокша (положение освобождения), 2) парам падам (высшая обитель), 3) лингам (тонкое проявление духовной сферы), 4) амритам (вечное место) и 5) вишну-мандирам (великолепная обитель Господа Вишну)”.

 

 

Ануччхеда 24

 

Посредством внутренней духовной энергии Верховного Господа в Его трансцендентной форме присутствуют все трансцендентные качества и достояния. Теперь мы обсудим этот момент в следующих ануччхедах.

 

 

Ануччхеда 25

 

Текст 1

То, что трансцендентная форма Личности Бога исполнена всех духовных качеств и достояний, подтверждается следующим утверждением из “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 38), где Олицетворенные Веды обращаются к Господу:

“О Верховный Господь, когда возникает космическое проявление, дживатма, или индивидуальная душа, появляется в творении в различных формах, соответствующих ее прошлой кармической деятельности, и из-за того, что она давным-давно забыла о своем истинном существовании, она отождествляет себя с определенной формой, дарованной ей законами материальной природы. Воплотившись в определенном материальном теле, обусловленная душа оказывается во власти трех гун материальной природы и поступает соответствующим образом, продолжая свое пребывание в материальном мире. Когда джива таким образом окутана невежеством, естественно присущие ей совершенства почти полностью угасают, хотя и продолжают оставаться в ничтожном количестве. Однако, Твои совершенства не становятся меньше, хотя Ты и появляешься в этом материальном мире. Обусловленная душа попадается в ловушку этого материального мира, тогда как Ты покидаешь его без всякой привязанности, подобно тому как змея сбрасывает свою кожу. Разница между Тобой и обусловленной индивидуальной душой заключается в том, что Ты сохраняешь присущие Тебе совершенства, известные как шад-аишварйа, ашта-сиддхи и ашта-гуна”.

Текст 2

Шридхара Свами комментирует этот стих следующими словами:

“В этом стихе слово “сах” означает “индивидуальная душа”, “йат” — “потому что”, “аджайа” — “материальной энергией майей”, “аджам” — “невежество”, “анушайита” — “охватывает”, “гунамш ча” — “материальное тело и чувства”, “джушан” — “служение, или отождествление себя с материальным телом”, “сварупатам джушан апета-бхагах” — “погруженная в материальную энергию, индивидуальная душа лишается свойственных ей совершенств, таких как знание и блаженство”, “мритйум” — “материальное царство повторяющихся рождения и смерти”, “бхаджати” — “достигает”, “твам ута” — “но Ты”, “джахаси там” — “оставляешь всю привязанность к этой материальной энергии””.

Текст 3

“По этому пункту кто-то может спросить: “О Господь, как получается так, что Ты остаешься в стороне от материальной энергии, майи? ” Отвечая на этот вопрос, Олицетворенные Веды говорят: “ахир ива твачам” (о Господь, как змея сбрасывает свою кожу, точно так же и Ты прекращаешь всякие отношения с иллюзорной энергией, майей). Это означает: “Ты никогда не попадаешь в иллюзию отождествления с материальным телом, созданным из трех гун материальной природы”. Поскольку Верховный Господь является владыкой безграничного трансцендентного блаженства и знания, Он всегда остается в стороне от низшей материальной энергии”.

Текст 4

“Кто-то может спросить: “Как так получается, что Верховный Господь остается исполненным всех трансцендентных достояний? ” Чтобы дать ответ на этот вопрос, Олицетворенные Веды говорят: “атта-бхагах” (о Господь, Ты исполнен вечных духовных богатств).

Тогда кто-то может задать следующий вопрос: “Почему богатства Верховного Господа такие необычайные? ” Отвечая на этот вопрос, Олицетворенные Веды говорят: “апаримейа-бхагах” (О Господь, Твои достояния безграничны. Ни время, ни пространство не могут ограничить Твои достояния)”.

Текст 5

Безграничные достояния Верховной Личности Бога также описаны в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (10. 87. 14), где Олицетворенные Веды говорят Верховному Господу:

“О Господь, Ты — обладатель всех достояний”.

Текст 6

Пример змеи, сбрасывающей свою кожу, можно объяснить следующим образом. Змея сбрасывает свою кожу, когда кожа становится слишком старой. Змея не ползает рядом со своей старой сброшенной кожей, но полностью избегает ее. Точно так же Господь даже близко не подходит к материальной энергии, майе, но полностью отвергает ее.

Текст 7

Трансцендентные достояния Господа также описаны в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10. 37. 22), где к Господу Кришне обращаются с такими словами:

“О Господь, Ты исполнен чистейшего трансцендентного знания. Все Твои желания выполняются автоматически, и ни одному из Твоих желаний нельзя воспрепятствовать”.

Текст 8

В следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (11. 15. 3-5) Верховный Господь описывает Свои достояния Уддхаве:

“Знатоки системы йоги провозгласили, что существует восемнадцать типов мистического совершенства и медитации, из которых восемь являются главными и находят свое прибежище во Мне, а другие десять являются второстепенными, проявляясь из материальной гуны благости”.

Текст 9

“Среди этих восьми главных мистических совершенств те три, которые регулируют тело самого йога, называются анима (становиться меньше меньшего), махима (становиться больше большего) и лагхима (становиться легче легкого). С помощью совершенства прапти йог получает все, что ни пожелает, а с помощью пракамйа-сиддхи он ощущает любой желанный объект, в этом мире или в следующем. Благодаря ишита-сиддхи йог может манипулировать вторичными энергиями майи, а с помощью контроля над энергией, который называется вашита-сиддхи, йог выходит из-под влияния трех гун материальной энергии. А тот, кто достиг камавасайита-сиддхи, может достать все, что угодно, откуда угодно и в максимальном количестве. Мой дорогой Уддхава, эти восемь мистических совершенств считаются в этом мире естественно существующими и непревзойденными”.

Текст 10

Материальная энергия, майа, также является одной из энергий Верховной Личности Бога. Майа описана в следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (7. 6. 23), где Прахлада Махараджа говорит сыновьям демонов:

“Присутствие Верховного Господа проявляется в форме высшей сач-чид-ананды [вечности, знания и блаженства]. Господь скрывает Себя от глаз атеистов пеленой Своей внешней энергии, и потому им кажется, будто Его не существует”.

Текст 11

Шрила Шридхара Свами обсуждает этот стих:

“Кто-то может спросить: “Если Бог вездесущий, то почему мы не видим всеведущего и всемогущего Бога повсюду? ”

Ответ на этот вопрос дается в этом стихе: “майайантархитаишварйах” (Необычайно богатый Верховный Господь скрывает Себя от глаз атеистов пеленой внешней энергии, и поэтому им кажется, что Его не существует)”.

Этот стих объясняет, что слава и достояния Господа скрыты от взора обусловленных душ внешней материальной энергией (майайа гуна-саргайа). Эти объяснения несомненно имеют отношение к Верховной Личности Бога, на которого указывает слово “парамешварах”.

Текст 12

В следующем утверждении из “Шветашватара-упанишад” (4. 5) также приводится описание майи:

“Материальная природа, состоящая из благости (белое), страсти (красное) и невежества (черное), создает материальные тела, предназначенные для множества обусловленных душ. Одна вечная нерожденная душа (джива) во всем следует материальной энергии и служит ей, а другая (Параматма) отвергает все возможности для чувственного наслаждения, предоставляемые материальной энергией”.

Текст 13

Как можно описать Верховную Личность Бога? Он является обладателем всего знания и властелином всех богатств и энергий. Это описано в следующих утверждениях ведической литературы:

“Верховная Личность Бога является властелином всех трансцендентных качеств и энергий”, (“Шветашватара-упанишад”, 1. 3);

“Трансцендентные энергии Верховной Личности Бога находятся за пределами способности воспринимать или описывать, которой обладают обусловленные души”, (“Вишну-пурана”, 1. 19. 77).

 

 

Ануччхеда 26

 

Текст 1

Это также объясняется в “Шримад Бхагаватам” (11. 13. 40), где Верховный Господь Шри Хамсадева говорит Санаке и остальным Кумарам:

“Я лишен всех материальных качеств и не нуждаюсь в них. Но все трансцендентные качества, такие как беспристрастие и отреченность, находят во Мне свое прибежище и поклоняются Мне, потому что Я — доброжелатель каждого, самый дорогой объект любви и Сверхдуша”.

Текст 2

В своем комментарии Шридхара Свами объясняет:

“Какова природа Верховной Личности Бога? В этом стихе Он описан словом “агуна”. Слово “агуна” означает здесь “не имеющий каких бы то ни было временных, постоянно изменяющихся качеств материальной природы”. Господь не имеет материальных качеств, поскольку все Его качества вечны и неизменны”.

Это также описано в следующем утверждении из Джитанта-стотры “Нарада-панчаратры”:

“Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога. Он — изначальный творец всего сущего. Хотя Он не имеет материальных качеств, Он наделен всеми шестью трансцендентными достояниями во всей полноте”.

Текст 3

В следующей цитате из “Брахма-тарки” также описаны трансцендентные качества Господа:

“Верховный Господь обладает всеми трансцендентными качествами. Верховный Господь и освобожденные живые существа обладают одними и теми же качествами. Они едины в качественном отношении”.

Текст 4

Духовные качества Господа также описаны в следующих стихах из “Калика-пураны”, где богиня Дурга обращается с молитвой к Господу Вишну:

“О Верховная Личность Господа, даже Брахма, полубоги, мудрецы и аскеты не могут понять Твои трансцендентные формы. Как же тогда возможно, чтобы такая незначительная личность, как я, могла описать Тебя? О Господь, Ты — ниргуна, лишен материальных качеств. Даже полубоги, возглавляемые Махараджей Индрой, а также демоны не могут понять Твои трансцендентные качества. Как же тогда возможно для меня, кто является всего лишь женщиной, понять их? ”

 

 

Ануччхеда 27

 

Текст 1

В следующем стихе “Шримад Бхагаватам” (1. 16. 29) мать-земля подтверждает утверждение Хамса-аватары (из “Шримад Бхагаватам” (11. 13. 40), процитированное в Ануччхеде 26) и, перечислив некоторые из трансцендентных качеств Верховного Господа (такие как чистота и правдивость), говорит, что эти качества вечно присутствуют в Господе и никогда не бывают отделены от Него. Мать-земля говорит:

“В Верховной Личности Бога вечно присутствуют многочисленные трансцендентные качества, которые никогда не бывают отделены от Него”.

Текст 2

В своем комментарии Шридхара Свами объясняет:

“В этом стихе слово “эте” относится к сорока качествам Господа, которые перечислены здесь. Слова “анйе ча” относятся к безграничному множеству других удивительных качеств Господа, которые не были включены в этот список. Среди этих качеств есть такие, как милость Верховного Господа к брахманам и Его покровительство предавшимся Ему душам. Слово “нитйах” означает, что все качества Господа вечны и естественным образом принадлежат Ему. Они не навязаны Господу искусственно откуда-то извне. Слова “на вийанти” означают, что качества Господа никогда не ухудшаются и что Господь никогда не лишается Своих качеств”.

Текст 3

То, что трансцендентные качества Верховной Личности Бога находятся за пределами влияния материального времени, подтверждается следующим утверждением “Вишну-пураны” (4. 1. 27):

“Время, состоящее из секунд, минут, часов, лет и т. д., не способно изменить вечные качества Верховной Личности Бога”.

 

 

Ануччхеда 28

 

Текст 1

То, что качества Верховной Личности Бога полностью духовны и не содержат в себе ни грана материи, также подтверждается в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10. 28. 7), где Варунадева говорит Шри Кришне:

“О Господь, о Верховная Личность Бога, Верховный Брахман и Сверхдуша всего сущего, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Ты — наивысшая трансцендентная личность. Материальная природа никоим образом не может повлиять на Тебя”.

Текст 2

В этом стихе слово “йатра” относится к Верховной Личности Бога, который проявляется как Брахман, Параматма и Бхагаван. Он никогда не попадает под влияние внешней материальной энергии (майа на шруйате). Деятельность майи ограничена рамками сотворения, поддержания и уничтожения различных материальных вселенных. Верховный Господь обладает духовной природой и находится за пределами ограниченных материальных вселенных. Поэтому Он не находится в сфере полномочий майи, и она не может контролировать Господа.

Текст 3

Расспросив Шрилу Шукадеву Госвами о географии планеты Земля, Махараджа Парикшит произнес следующие слова (“Шримад Бхагаватам”, 5. 16. 3), дающие подтверждение тому, что Верховный Господь остается недосягаемым для материальной энергии и трех гун природы:

“Когда ум сосредотачивается на Верховной Личности Бога в Ее внешнем проявлении, состоящем из материальных гун природы, то есть грубой вселенской форме, он поднимается на уровень чистой благости. Находясь в этом трансцендентном положении, можно постичь Васудеву, Верховную Личность Бога, в Его более тонкой форме — самосветящейся и лежащей за пределами гун природы”.

 

 

Ануччхеда 29

 

Текст 1

То, что материальная энергия стыдится даже приблизиться к Личности Господа, описано в следующих стихах “Шримад Бхагаватам” (2. 5. 12-13), где Господь Брахма говорит Нараде:

“Я в почтении склоняюсь перед Личностью Бога, Господом Кришной [Васудевой], и медитирую на Него — Того, чья неодолимая энергия заставляет их [недалеких людей] называть меня верховным повелителем”.

Текст 2

“Стыдясь себя, иллюзорная энергия Господа не претендует на превосходство, но те, кто введен ею в заблуждение, постоянно болтают вздор, поглощенные мыслями: “Это я, это мое””.

Текст 3

В этом стихе Брахма объясняет, что, поскольку материальная энергия, майа, состоит из трех гун — невежества, страсти и благости, она осквернена и полна недостатков. Но Верховный Господь, будучи духовным по природе и обладающим в наивысшей степени вечностью, знанием и блаженством, совершенно безупречен. Поэтому оскверненная материальная энергия стесняется попасть в поле зрения безупречно чистого Верховного Господа. Этот стих объясняет, что материальная энергия, майа, вводит в заблуждение (вимохитах) Господа Брахму и все остальные обусловленные души.

 

 

Ануччхеда 30

 

Текст 1

Доказав, что трансцендентная форма Личности Бога исполнена шести достояний — богатства, силы, славы, красоты, знания и отречения, а также множества других энергий и достояний, теперь мы установим, что форма Господа во всех отношениях безупречна и совершенна. Сначала мы покажем, что, поскольку Личность Бога является высшим повелителем духовных планет, известных как Вайкунтхалока, то Его духовная форма вечна и никогда не прекращает своего существования. Это подтверждается следующими тремя стихами “Шримад Бхагаватам” (10. 3. 25-27). Когда Господь Кришна низошел в этот материальный мир, Деваки-деви вознесла Ему такие молитвы (10. 3. 25):

Текст 2

“Миллионы лет спустя, когда происходит уничтожение вселенной, силой времени пять грубых элементов переходят в тонкое состояние, а все проявленное входит в непроявленную субстанцию. В это время Ты остаешься один, и Тебя называют Ананта Шеша-нага”.

Текст 3

В следующем стихе (10. 3. 26) Деваки объяснила, почему Господь известен под именем “шеша”:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.