Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГРАЖДАНСКИЙ 2 страница



Сложившееся положение выгодно адвокатам, так как почти ни одно дело не возникает без тщательного иссле­дования того, где иск может быть начат и где его наибо­лее рационально предъявлять. Это, замечает Э. Гризуольд, хотя и не обязательно превращает юстицию в лоте­рею, но тем не менее ставит осуществление правосудия в зависимость от адвокатского искусства29.

3. Понятие

гражданского процессуального права

Вопросам отправления правосудия и гражданского судо­производства посвящено немало опубликованных в США монографий, пособий, статей. Однако в соответствии с традициями англосаксонской юриспруденции, издавна оказывающей предпочтение комментаторскому методу, большая часть публикаций касается сугубо конкретных аспектов практики. Авторы исследований не обнаружива­ют склонности анализировать теоретические проблемы фундаментального характера, к числу которых должны быть отнесены понятия гражданского процессуального права и процесса. Глубокой разработкой этих понятий с учетом их возникновения, развития, социального назна­чения американская доктрина не занимается. В лучшем случае, да и то далеко не всегда, теоретики предлагают краткие дефиниции, иногда снабженные небольшими по­яснениями, причем чаще встречаются определения не процессуального права, а процесса.

Г. Ласк пишет: «Процесс — это порядок рассмотрения дела. Он включает в себя обмен судебными бумагами, рассмотрение дела и представления доказательств как в суде первой инстанции, так и в апелляционном суде»30.

К этой формулировке можно предъявить ряд претензий с формальных позиций, например не упомянуто возникно­вение процесса и исполнение решений. Впрочем, имеют хождение дефиниции еще более общего содержания, вро­де того, что процесс есть производство по всякому иску от начала и до конца31, регулятор осуществления судеб­ной власти32 и т. д.

Термин «производство» используется также для рас­крытия категории процессуального права. «Судопроиз­водство — совокупность норм, которые должны соблю­даться при получении правовой защиты и удовлетворе­нии требований через суды. Эта совокупность не включает вопросов о доказательствах, но охватывает все другие вопросы, относящиеся к искам, и является средством при­нудительного осуществления полномочий, предусмотрен­ных материальным правом»33. В таком определении процесс отождествляется с системой предписаний норма­тивного характера. Аналогичную позицию занимает ряд других авторов. Например, М. Грин разъясняет, что гражданский процесс есть та часть права, которая имеет отношение к организации и деятельности судебных орга­нов, это правила, установленные законодателем или су­дами для регламентирования разрешения правовых спо­ров34.

Реже встречаются определения процессуального права как системы норм. Так, С. Клинг относит к процессуаль­ному праву правила процедуры, используемые судами и в судах для принуждения к исполнению обязанностей и защиты полномочий, предусмотренных материальным правом; процессуальное право регулирует вопросы доказывания, производства и апелляции35.

Терминологическая неопределенность возрастает вслед­ствие того, что в литературе иногда единым наименова­нием обозначают различные по характеру явления. Американская энциклопедия расшифровывает термин «производство» как возбуждение и ведение гражданского дела (процессуальные действия, объяснения сторон, доказывание), а также юридические нормы36.

Анализ приведенных определений позволяет сделать некоторые выводы. Прежде всего легко заметить, что в них не затрагивается вопроса о том, имеют ли процес­суальное право и судопроизводство классовую природу, чью волю выражают и чьи интересы они защищают. На­лицо одно из проявлений критикуемого марксистско-ленинской юридической наукой формально-догматического метода, используемого буржуазной теорией, метода дале­ко не безобидного и безвредного, скрывающего, независи­мо от субъективных намерений прибегающих к нему авторов, классовую сущность важных частей надстройки империалистического государства. По факты истории и современности неопровержимо доказывают, что буржуаз­ное правосудие имеет главной целью сохранение угод­ных эксплуататорскому меньшинству порядков.

Далее можно констатировать отсутствие в американ­ской юриспруденции строгого разграничения понятий процессуального права и процесса. Между тем необхо­димость разграничения таких категорий обусловлена их самостоятельным бытием в реальной жизни: процессуаль­ное право есть система норм, предназначенных регламен­тировать работу судов, процесс — деятельность по разби­рательству споров.

Но слабая теоретическая разработка каких-либо поня­тий сама по себе еще мало о чем говорит. Главное — практические выводы, которые отсюда вытекают или мо­гут быть сделаны. А выводы сводятся к тому, что американская доктрина не акцентирует внимания на необходимости точного соответствия повседневной работы по осуществлению правосудия нормам процессуального права. Лишь самые общие и не развиваемые далее ука­зания на этот счет содержат некоторые из приведенных ранее научных определений.

Между тем проблема метода регулирования поведения участников судопроизводства актуальна для современного этапа развития США, где особенно сильна и собрала не­малое число сторонников идея о ненужности и даже вред­ности соблюдения заранее установленных процессуальных форм. Фактически эта идея уже давно одержала по­беду в низших судебных инстанциях штатов, разбирающих мелкие дела. Л. Дауни отмечает, что примитивная и неопределенная процедура характерна в равной степени для уголовных и гражданских процессов, что существу­ет пропасть между правом, изучаемым в книгах, и дей­ствующим на практике37.

Освобождения судей от обязанности руководствовать­ся нормами процессуального права требуют привержен­цы укоренившихся в США социологических теорий, осо­бенно те из них, кто причисляет себя к школе «реали­стов»38. Аналогичная тенденция обнаруживается в сочинениях правоведов, которые прямо не называют себя «реалистами», а бьют тревогу по поводу кризисного состояния американской юстиции и изыскивают рецепты лечения. Коллисон одной из главных причин кризиса правосудия считает законодательный метод регулирова­ния процесса, когда судья «чувствует себя окруженным со всех сторон ограничительными нормами, связывающи­ми его по рукам и по ногам; он словно в плену, «за ко­лючей проволокой», и боится сделать малейшее движение, чтобы только не оставить в протоколе заседания какой-либо погрешности и не создать оснований для жалобы, приводящей к отмене решения»39. Это один из доводов автора, требующего наделения судей дискреционными полномочиями регулировать процесс40.

Подобного рода требования в условиях современной Америки объективно играют на руку реакционным силам, помогают буржуазии «избавиться от ею же созданной и для нее ставшей невыносимою законности! »41. Полная реализация таких установок под лозунгом борьбы с чрез­мерным формализмом неизбежно привела бы к еще боль­шему злу — безграничному произволу судей, являющихся в большинстве своем прямыми ставленниками политиче­ской машины.

Недостаточная разработка категорий процессуального права и процесса приводит к возникновению разногласий относительно их содержания как между теоретиками, так и практическими деятелями высокого ранга. Весьма при­мечателен следующий случай. В феврале 1973 г. предсе­датель Верховного суда США направил конгрессу прави­ла о доказательствах для федеральных судов и магистра­тов, утвержденные согласно § 2072, 2075 разд. 28 и § 3402, 3771, 3772 разд. 18 Свода законов США. Однако член Вер­ховного суда У. Дуглас написал особое мнение, утверждая, что суд вышел за рамки своих полномочий: закон разре­шает ему издавать нормы о «практике и производстве» (practice and procedure), а эти понятия не включают дея­тельности по доказыванию42.

Таким образом, У. Дуглас по существу исключил из процессуального права институт судебных доказательств. Такая позиция крайне сомнительна, если оценить ее исхо­дя из роли данного института в осуществлении правосу­дия. Но она фактически была поддержана конгрессом, поскольку одновременно с утверждением Федеральных правил о доказательствах в 1975 г. конгресс дополнил разд. 28 Свода законов США новым параграфом, уполно­мочивающим Верховный суд США в дальнейшем допол­нять и изменять указанные Правила (§ 2076).

Американское процессуальное право не выступает как монолитная конструкция в том смысле, что оно не уста­навливает единообразного порядка деятельности для су­дебных инстанций одного уровня и тождественного регла­мента разбирательства любых категорий гражданских дел. Конечно, органы юстиции в США руководствуются еди­ными принципами и выполняют общие задачи, но исполь­зуют различные процессуальные формы.

Дифференциация идет, прежде всего, по линии разгра­ничения между судами федерации и штатов. Первые располагают собственными источниками процессуального права, регулирующими порядок их работы. Трехзвенная система федеральных органов правосудия и отнесение к их компетенции ограниченного круга гражданских дел по­зволили создать сравнительно единообразную процедуру, однако полного единообразия здесь нет. Ряд существен­ных особенностей отличает разбирательство дел морских, об имущественной несостоятельности, авторских и др. По­рядок их рассмотрения не укладывается в рамки стан­дартной схемы. Особые регламенты созданы для специа­лизированных судов. Все это усложняет федеральное про­цессуальное право, дробит его на части и, как следствие, увеличивает необходимость использования услуг опытных адвокатов.

Еще в большей степени указанное положение харак­терно для гражданского процесса в штатах. Каждый из них имеет неповторимую структуру органов юстиции. То же самое относится и к судопроизводству.

Кроме того, внутри штатов нет единого порядка рас­смотрения гражданских дел, применяемого всеми судами какой-либо одной инстанции. Суды низших рангов по сравнению с судами, компетентными разрешать более зна­чительные по содержанию или крупные по сумме конф­ликты, используют упрощенные формы деятельности, ко­торые зафиксированы нормативными актами или факти­чески сложились на практике. Особые методы работы присущи специализированным судам, предназначенным рассматривать дела семейные, наследственные и т. д. На­конец, законодательству каждого штата известны разно­образные исключения из общих правил производства, ког­да объектом рассмотрения выступают споры определенных разновидностей. Число таких разновидностей и исключе­ний достигает внушительных размеров. Результатом концентрированного влияния перечисленных факторов яв­ляется непомерное разбухание процессуального права, по­рождающее трудности его изучения и применения, внут­ренние противоречия и несогласованность.

Недостатки стали настолько очевидны и нетерпимы, что штаты вынуждены осуществлять различные меропри­ятия по упорядочению отправления правосудия. В 1962 г. в штате Нью-Йорк утвержден Акт о гражданском судо­производстве, консолидировавший значительную часть процессуальных норм. Одним из достоинств Акта считают упорядочение процедуры особых производств43. Однако их точного перечня Акт не содержит, отмечая лишь, что для отнесения дела к данной разновидности нужно пред­писание закона. Статья 1 Акта распространяет на особые производства правила искового процесса, ст. 4 устанавли­вает некоторые общие специфические формы разбиратель­ства таких дел. Одновременно значимость этих положений с точки зрения унификации существенно уменьшена ого­воркой о возможности дополнительных изъятий для от­дельных категорий производств.

Новый Акт предназначен регламентировать процедуру по всем гражданским делам во всех судах штата и перед всеми судьями, но лишь поскольку отдельными законами не будет установлено иного. Тем самым сохранена специ­фика работы судов низших, по семейным и наследствен­ным вопросам, а также открыта возможность любой диф­ференциации в будущем. К этому нужно еще добавить, что для многих конкретных видов исковых дел установле­ны различные отступления от стандартных правил произ­водства.

 

4. Источники

гражданского процессуального права

Разновидности источников, т. е. форм выражения права вообще, гражданского процессуального права в частности, складывались на протяжении истории человечества. Виды источников права, удельный вес каждого источника в лю­бой стране меняются не только при переходах к новым общественно-экономическим формациям, во и внутри лю­бой из них по мере движения вперед. И демократиче­ским, и реакционным силам, противоборствующим в современном американском обществе, далеко не безразлич­ны методы и приемы, с помощью которых воля господст­вующего меньшинства — монополистической буржуа­зии — находит свое внешнее закрепление в правовых нормах.

Для США, как и других стран, юридические системы которых основаны на идеях так называемого англосак­сонского общего права, характерно наличие трех разно­видностей объектирования классовой воли: законов, под­законных актов, прецедентов. Но значение каждого из источников неодинаково. Кроме того, источники амери­канского процессуального права по сравнению с источни­ками других отраслей права этого государства имеют спе­цифические черты.

Нормативные акты всегда играли большую роль в США, чем в Англии. В Англии до конца XIX в. значи­тельную часть нормотворческой работы выполняли суды. Американские законодательные органы сразу после про­возглашения независимости страны начали интенсивную деятельность по изданию статутов. Одной из причин тако­го положения явилось восприятие доктрины разделения властей. Ф. Энгельс дал точную научную характеристику этой теории: «Разделение властей, которое... великие фи­лософы государственного права с глубочайшим благогове­нием рассматривают как священный и неприкосновенный принцип, на самом деле есть не что иное, как прозаиче­ское деловое разделение труда, примененное к государст­венному механизму в целях упрощения и контроля. По­добно всем другим вечным, священным и неприкосновен­ным принципам, и этот принцип применяется лишь в той мере, в какой он соответствует существующим отно­шениям»44. Такая классовая оценка не исключает, одна­ко, вывода о том, что доктрина оказывает свое влияние на формы нормотворчества.

Развитию законодательства способствовало принятие Конституции США 1787 г. Раздел 2 ст. VI Конституции устанавливает, что конституция и законы США, изданные на ее основании, а равно все заключаемые федерацией договоры считаются высшим правом страны, суды каждо­го штата связаны этими актами, даже если законодатель­ством штата зафиксированы иные положения.

Исследователи отмечают еще некоторые моменты. Го­ворят, например, о периоде, когда американские юристы восхищались французским гражданским кодексом. Прав­да, слишком многое мешало его заимствованию, но увле­чение нашло свое отражение в усилении роли законода­тельства и в кодификационных мероприятиях первой половины XIX в. 45 Профессор права Станфордского уни­верситета М. Франклин приводит высказанное в 1908 г. Р. Паундом мнение о том, что законодательство — более демократическая форма нормотворчества, чем прецеден­ты46. Согласно предсказанию Г. Бермана, в будущем за­конодательное и административное регулирование обще­ственной жизни станет основным47.

С точки зрения прогрессивных сил, защищающих де­мократию, нормотворчество путем издания статутов пред­почтительнее нормотворчества правительственного или судебного, поскольку деятельность законодательных ор­ганов происходит в условиях относительной гласности, на нее большее влияние оказывает общественное мнение, складывающееся внутри страны и за рубежом. Однако ли­дирующее положение этих органов и слишком бурная их активность привели в США к чрезмерному обилию зако­нодательных актов. Такое положение начало складывать­ся уже на первом крупном отрезке истории США, охваты­вающем период от завоевания независимости до граждан­ской войны между Севером и Югом, когда рост силы капитала оказал влияние на всю правовую надстройку. Поток актов еще более возрос при империализме, одной из характерных черт которого является увеличение роли государства48.

Многочисленность статутов и вытекающие отсюда сложность и противоречивость законодательства в извест­ной мере выгодны правящему классу, но лишь до некото­рого критического предела. Крупному капиталу нужна также определенная стабильность, унификация регламен­тирования порядка разрешения конфликтов судебными органами. Поэтому в США уже в середине XIX в. начали появляться кодексы и своды законов. К настоящему вре­мени достигнут ряд успехов в области систематизации статутов и сближения правовых систем штатов.

Определенную роль в деле формирования единооб­разного законодательства играет Американский институт права, привлекающий с 1923 г. теоретиков и практиков к созданию кодифицированных сборников норм по различ­ным отраслям или разделам права. Эти сборники, фор­мально не имеющие юридической силы, пользуются авто­ритетом, и суды учитывают их при осуществлении право­судия49.

При конгрессе США с 1892 г. действует Националь­ная конференция уполномоченных по созданию единооб­разных законов, куда входят представители штатов. Кон­ференция вырабатывает проекты актов и рекомендует штатам их рассмотреть и утвердить. Но поскольку окон­чательное решение зависит от властей штатов, то все де­лается крайне медленно и не до конца. Например, в 1937 г. был составлен типовой статут о показаниях экспертов, однако лишь в Южной Дакоте в 1967 г. этот проект стал законом. Единообразные правила о доказательствах, о решениях по искам о признании, о судейской осведомленно­сти в области иностранного права, о коллизионных вопро­сах в гражданском процессе и некоторые другие получили более широкое распространение.

Если иметь в виду гражданское процессуальное право, то следует констатировать, что наиболее значительные успехи достигнуты в области систематизации федерально­го законодательства. Еще в 1911 г. был принят Судебный кодекс США, он не раз пересматривался и наконец во­шел в раздел 28 Свода законов США, издающийся с 1926 г. через каждые шесть лет. Раздел 28 Свода, име­нуемый «Судоустройство и судопроизводство» (Judiciary and Judicial Procedure), относится к числу кодифициро­ванных. Изменение, дополнение, отмена содержащихся в нем положений осуществляются конгрессом непосредст­венно, а не путем издания статутов, нормы которых за­тем надлежит рассредоточивать по Своду.

Раздел 28 разделен на шесть частей: 1) организация судебной системы, 2) министерство юстиции, 3) должно­стные лица и служащие судов, 4) подведомственность и подсудность, 5) процесс, 6) отдельные положения о судо­производстве. Части разбиты на главы, главы — на статьи, но подсчитать общее число тех и других затруднительно. Главы имеют нечетные номера (лишь одна из них с чет­ным номером), между последней по счету главой одной части и первой главой следующей оставлены пустые ме­ста. Этот прием использован также при нумерации статей. Цель такого метода — сохранение возможности дополне­ния раздела новым материалом без ломки установленной структуры50.

Большинство норм разд. 28 Свода законов США каса­ется организации и компетенции органов юстиции. Собст­венно гражданскому процессу посвящено немного статей. Однако гораздо существенней другое, а именно неполнота и фрагментарность регламентирования деятельности по осуществлению правосудия. Части 5 и 6 раздела фиксиру­ют лишь отдельные положения о предъявлении иска, до­казательствах, судебном разбирательстве, решении, о при­нудительных мерах по использованию судебных актов. Законченной схемы развития производства здесь нет.

Не изменяет кардинально картины и наличие отдель­ных процессуальных норм в других разделах Свода, где объектами регулирования выступают различные группы правовых отношений (судоходство и мореплавание, бан­кротство и др. ). Правда, § 1652 разд. 28 допускает воз­можность субсидиарного применения судами федерации права штатов, если законодательство США не предусмат­ривает иного. На практике объем использования § 1652 сводится к совершению ряда действий по установленным штатами правилам51. Но основная нагрузка по регла­ментированию отправления правосудия ложится на подза­конные акты: на первый план выступает делегированное законодательство.

Первое время после завоевания независимости суды штатов (кроме судов штата Луизиана) использовали пра­вила английского судопроизводства. В 1848 г. штат Нью-Йорк одобрил первый в истории США Гражданский про­цессуальный кодекс, который считают отправным пунк­том на пути до сих пор еще не законченной рационали­зации отправления правосудия52. Этот акт послужил мо­делью для многих штатов53. Он оказал влияние на зако­нодательство Англии, а также Индии, Шри-Ланки и ряда других стран, использовавших идеи общего права54.

Главными достоинствами Кодекса 1848 г. исследовате­ли считают ликвидацию раздельной юрисдикции судов об­щего права и права справедливости, создание единообраз­ной процедуры для всех видов гражданских дел, введение единого понятия иска, упрощение обмена состязательны­ми бумагами (исковое заявление и объяснения на него от­ветчика) и сведение их содержания только к изложению фактов55.

В 1876 г. штат Нью-Йорк принял новый закон о су­дебной процедуре, который на следующий год подвергся изменениям и получил название Гражданский процессу­альный кодекс. Это был громадный по объему документ, насчитывающий 3341 статью. Ему на смену пришел Закон о гражданском судопроизводстве 1920 г. Число статей со­кратилось до 1540, вопросы, не разрешенные этим стату­том, подлежали урегулированию актами делегированного законодательства.

Существенное упорядочение нормативного материала проведено в 1962 г., когда законодательное собрание шта­та Нью-Йорк утвердило Законы и правила гражданского судопроизводства56 (The New York Civil Practice Law and Rules, сокращенно NY CPLR) в качестве восьмой ча­сти консолидированного свода законов штата. Эта часть свода действует с 1 сентября 1963 г.

Губернатор штата назвал новый акт первой крупной ревизией гражданского процесса в органах юстиции Нью-Йорка за последние сто лет. Он также отметил еще ряд моментов: ЗПГП Н. -Й. заменили ранее применявшиеся Закон о гражданском судопроизводстве и правила граж­данского процесса; вместо более 2000 растянутых и раз­розненных статей создано компактное целое примерно из 600 хорошо увязанных друг с другом параграфов и правил; произведены многочисленные редакционные уточ­нения норм; положения, регулирующие материально-правовые отношения, перемещены в другие тома сво­да57.

С точки зрения юридической техники проведенная ре­форма действительно выглядит внушительно. Оригиналь­ной ее чертой стало объединение в одном документе норм, взятых из законов и из правил гражданского судопроиз­водства, — подзаконного акта, который был утвержден и по мере необходимости изменялся конференцией судей шта­та, с распределением этих норм в зависимости от их со­держания по разным местам нового акта. Такой прием, естественно, привел к уменьшению количества повторе­ний, взаимных отсылок, различного толкования и других явных неудобств.

Однако в новом акте те нормы, которые были ранее в законах, шифруются как параграфы (sections), и вносить в них какие-либо коррективы может лишь легислатура штата. Нормы второй группы получили наименование правил (rules), их отменять или изменять наряду с зако­нодательным собранием управомочена конференция су­дей. Кроме того, она также компетентна создавать допол­нительные правила. Границы нормотворчества конферен­ции определены следующим образом: рекомендуемые ею новеллы не должны противоречить конституции и стату­там штата, расширять или сокращать материальные права субъектов процесса. Одобренные конференцией правила, если они не будут дезавуированы легислатурой, начинают действовать с 1 сентября соответствующего года (ст. 102 ЗПГП Н. -Й. ) Значит, кодификационное мероприятие 1962 г. не затронуло существовавших ранее источников правотворчества. Более того, объединение норм неодина­кового происхождения, органический охват сводом зако­нов делегированного законодательства увеличивают юри­дическую силу и авторитет последнего, фактически приравнивая его к актам высшего ранга.

ЗПГП Н. -Й. не содержат разделов, глав или частей, а делятся на статьи (articles), состоящие в свою очередь из параграфов и правил. Различные поправки вносятся довольно часто, периодически выпускаются приложения, аккумулирующие текущие изменения, новейшую практи­ку и научные комментарии юристов.

В других штатах США законы о гражданском судо­производстве ныне обычно сконцентрированы в соответ­ствующих частях собраний законодательных актов. Такие собрания возникли в разное время и имеют различные на­именования: аннотированные статуты или своды (Колора­до, Айдахо, Алабама, Орегон), общие статуты (Коннекти­кут, Массачусетс, Вермонт, Невада), кодексы или статуты (Миннесота, Северная Каролина), пересмотренные анно­тированные своды (Юта, Монтана, Аризона) и т. п.

Хорошо известна общая для периода империализма тенденция к интенсификации нормотворческой деятель­ности административных учреждений, расширению деле­гированного законодательства и его фактическому или даже формальному уравниванию с актами высших пред­ставительных органов государства. Это присуще и США, но здесь наблюдаются специфические явления, вытекающие из теории разделения властей58. Особенностью, если говорить о процессуальном праве, является то, что прези­дент, министерства, губернаторы штатов, департаменты, агентства не издают постановлений, распоряжений, ди­ректив, регулирующих деятельность судов по разбира­тельству дел. Иное положение существует в европейских капиталистических государствах, включая Англию.

Американское делегированное законодательство в об­ласти процессуального права, тем не менее, существует, расширяется и играет значительную роль. Оно только приняло форму правил, издание которых отнесено к ком­петенции самих органов юстиции или конференций су­дей59. Судебное нормотворчество, когда оно осуществля­ется не прецедентным методом, невозможно уложить в рамки доктрины разделения властей.

Верховный суд США еще в первой четверти XIX в. начал создавать для федеральных органов юстиции пра­вила производства. Однако вплоть до 1938 г. существова­ло весьма своеобразное положение. Закон о соответствии (Conformity Act) 1872 г. обязывал федеральные суды при рассмотрении споров, разрешаемых по нормам общего права, руководствоваться процессуальным законодатель­ством штата, где соответствующий суд находился. Для разбирательства же требований, вытекающих из институ­тов права справедливости, а также дел морских и о бан­кротствах, были установлены особые регламенты60. Не­определенность процедуры усугублялась еще тем, что Статут 1872 г. предписывал соблюдать законодательство штатов лишь в максимально возможной степени, так как его применение без изъятий исключалось из-за наличия обязательных для судов федеральных актов процессуаль­ного содержания.

Необходимость унификации привела к изданию кон­грессом США закона 1934 г., уполномочившего Верховный суд США разрабатывать правила рассмотрения дел феде­ральными судами первой инстанции. Законы 1966 и 1974 гг. еще более расширили компетенцию Верховного суда США, поручив ему соответственно определять поря­док апелляционного производства и устанавливать нормы о доказательствах. Эти полномочия закреплены § 2071, 2072, 2075 и 2076 разд. 28 Свода законов США. Свиде­тельством эффективной их реализации является создание ряда актов.

Правила гражданского судопроизводства для район­ных судов США (Rules of Civil Procedure for the United States District Courts) 1938 г. 61, по оценке буржуазных юристов, — вторая после ГПК штата Нью-Йорк 1848 г. крупнейшая веха на пути развития американского про­цессуального права, поскольку они упростили обмен со­стязательными бумагами, освободив эту процедуру от формализма, и создали универсальную систему ознаком­ления каждой стороны с позицией противника до судебно­го разбирательства с целью исключения неожиданностей на заседании, облегчения урегулирования отдельных спорных вопросов и доказывания62. Правила 1938 г. ока­зали существенное влияние на законодательство штатов63. Они неоднократно изменялись, а в 1966 г. были дополне­ны нормами, регулирующими особенности производства по морским делам, и одновременно были упразднены из­давна отдельно существовавшие правила разбирательства таких дел федеральными судами.

Федеральные правила апелляционного производства (Federal Rules of Appellate Procedure) 1967 г. регламен­тируют деятельность федеральных апелляционных судов по всем делам. Но они не являются абсолютно обязательными. Согласно ст. 2 для более быстрого вынесения ре­шения или по иной существенной причине каждый апел­ляционный суд в конкретном случае по ходатайству сто­роны или своей инициативе может не применять какой-либо нормы или санкции и предписать вести процесс по его указаниям. Запрещено лишь увеличивать сроки для по­дачи заинтересованными лицами жалоб и заявлений. Та­ким образом, от самих апелляционных инстанций зависит, будут ли они соблюдать правила или нет.

Правила Верховного суда США (Rules of the United States Supreme Court) 1970 г. устанавливают порядок ра­боты высшего органа правосудия при проверке обжало­ванных решений. Если же он выступает как суд первой инстанции, то рассмотрение спора осуществляется по нор­мам ФПГП 1938 г.

Кроме перечисленных, существует еще ряд актов ана­логичного типа. В числе их можно назвать Правила Претензионного суда США (Rules or the Court of Claims of the United States) 1969 г., Правила Таможенного суда США (Rules of the United States Customs Court) 1970 г., Правила Апелляционного суда США по таможенным и патентным делам (Rules of the United States Court of Customs and Patent Appeals) 1970 г., Общие правила Временного апелляционного суда США (General Rules of the Temporary Emergency Court of Appeals of the United States) 1976 г., предписания по делам о банкротстве, по­мещенные в гл. 2 и 4 разд. 11 Свода законов США.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.