Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГРАЖДАНСКИЙ 1 страница



 

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ США И КАНАДЫ

В. К. ПУЧИНСКИЙ

 

ГРАЖДАНСКИЙ

ПРОЦЕСС

США

 

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

МОСКВА 1979

 

 

В книге, являющейся продолжением серии работ по теме «Важнейшие отрасли права США и Канады», разрабатываемой сектором проблем правового регули­рования Института США и Канады АН СССР, иссле­дуется процедура рассмотрения гражданских дел в судах США и анализируются различные аспекты аме­риканского гражданского судопроизводства: источни­ки гражданско-процессуального права, юридический статус участников гражданского процесса, понятие и классификация судебных доказательств, институт иска.

 

Редакционная коллегия:

Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук

Б. С. НИКИФОРОВ (руководитель);

доктор юридических наук А. А. МИШИН;

доктор юридических наук С. В. ФИЛИППОВ

 

Ответственный редактор Б. С. НИКИФОРОВ

 

 

Издательство «Наука»


 


ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в условиях непрекращающегося идеологического противоборства двух социальных систем проблемы идеологической борьбы все более выдвигают­ся на первый план[1]. В этой связи анализ форм буржу­азного судопроизводства, позволяющий вскрыть его клас­совую сущность и служебную роль, понять механизм, используемый юстицией для достижения стоящих перед ней целей, приобретает немаловажное значение.

Защитники эксплуататорского строя интенсивно опе­рируют тезисом, согласно которому государство и право лишены классовой окраски и якобы одинаково защищают интересы любого гражданина и организации. Этот те­зис — главный элемент большинства пропагандируемых буржуазными идеологами доктрин. Такое положение ха­рактерно и для Соединенных Штатов.

Исследование американских правовых институтов и теоретических концепций, включая относящиеся к обла­сти отправления правосудия по гражданским делам, особенно актуально, поскольку США в экономике, поли­тике и идеологии выполняют роль лидера капиталистиче­ского мира. Именно здесь, например, получили широкое распространение социологические теории, доказывающие необходимость освобождения судей от подчинения зако­нам с предоставлением им широчайшей возможности действовать по собственному усмотрению. Изучение и критика подобного рода конструкций являются обязан­ностью советской правовой науки.

Есть и другое немаловажное обстоятельство, свиде­тельствующее о полезности изучения советскими юриста­ми буржуазного гражданского судопроизводства. Речь идет об организации защиты в судебных учреждениях ка­питалистических стран интересов СССР, его организаций и граждан при рассмотрении различного рода споров. Такие вопросы были объектом внимания В. И. Ленина; например, письмом от 13 февраля 1922 г. он запрашивал: «За границей нами ведется или должен вестись целый ряд гражданских дел: «пропажа золота в Эстонском бан­ке», «дело Чибрарио», «дело о Добровольном флоте», «покупка поддельного сальварсана» и т. п.

Прошу сообщить мне, кто следит и отвечает за пра­вильное ведение всех гражданских дел за границей.

Какое ведомство?

Какой отдел? Кто персонально из членов коллегии?

Если это не установлено, поручаю Наркомюсту в не­дельный срок совместно с ВЧК, Наркоминделом и НКВТ разработать этот вопрос и внести в СНК соответствую­щий проект постановления»[2].

На первых этапах существования СССР защита его экономических интересов во многих иностранных судах была тесно связана с разрешением таких коренных проб­лем, как признание за рубежом советских актов о нацио­нализации, распространение их действия на зарубежные филиалы национализированных предприятий, процессу­альное положение социалистического государства перед судами других стран. В нашей литературе анализирова­лись дела Лютера и Палей (Англия), Ропит (Франция), Чибрарио, Вульфсона, о советском золоте (США) и др.

После второй мировой войны Советское государство, советские юридические лица и граждане также выступают истцами и ответчиками в буржуазных судах, в том чис­ле американских, по спорам, касающимся внешнеторго­вых сделок, мореплавания, регистрации товарных знаков, наследования и пр. [3]

Реализация одобренного XXIV съездом КПСС и да­лее развитого XXV съездом КПСС курса на укрепление мира имеет одним из последствий расширение экономи­ческих и других связей между СССР и США. Несмотря на инспирируемые определенными империалистическими кругами дискриминационные меры, сотни американских фирм теперь ведут торговлю или исследуют перспективы заключения договоров с советскими организациями. Но чем больше экономических контактов, тем вероятнее возникновение правовых споров разнообразного характе­ра. Их участники с советской стороны неизменно пред­почитают урегулирование разногласий без обращения в суды. Однако по деловым или принципиальным сообра­жениям компромисс не всегда достижим и разумен. Тогда неизбежен арбитражный или судебный процесс. Для того чтобы вести подобные дела или эффективно контролировать ход их разбирательства в США, нужен достаточный минимум знания американского процессу­ального права и судебной практики[4].

Наконец, еще один момент заслуживает внимания. Проявления идеологической борьбы между двумя обще­ственно-экономическими системами разнообразны, и сре­ди ее аспектов немаловажное значение имеет борьба за пути формирования правовых систем развивающихся го­сударств. Буржуазные теоретики усиленно стремятся до­казать, что таким государствам целесообразно сохранить или заимствовать правовые конструкции капиталистиче­ского общества. Американский юрист П. Фройнд без излишней скромности заявляет, что англосаксонская си­стема процесса с восхищением расценивается во всем мире как образцовая, что народы, сбросившие колони­альное политическое ярмо, усердно стремятся сохранить процессуальные гарантии, существовавшие до получения независимости, а право США служит моделью для воз­никающих федераций на других континентах[5]. В советской литературе совершенно правильно отмечалось: «Во­прос о праве существен и как составная часть той идеологической борьбы, которая развернулась вокруг перспектив развития молодых государств, сбросивших иго колониализма. Буржуазная пропаганда утверждает, что право этих государств должно соответствовать праву быв­ших держав — метрополий, что здесь якобы выработа­лась привычка именно к данным системам права... В тех же целях ведется пропаганда «господства права», идеали­зированной модели буржуазного права, изображаемого как наиболее совершенный и подлежащий заимствованию эталон права вообще»[6].

Очевидно, что разоблачение антинародной направлен­ности служившей колониализму юстиции должно вестись не только с общих позиций. Также важна убедительная критика конкретных институтов и норм, с помощью кото­рых эта главная цель достигалась, т. е. наглядная иллю­страция того, что и с точки зрения юридических крите­риев буржуазное гражданское процессуальное право во­обще, в американском варианте в частности, не может быть образцом для подражания и заимствования разви­вающимися странами, а сохранение его институтов в быв­ших колониях, особенно в странах, придерживающихся социалистической ориентации, не способствует совершен­ствованию правосудия.

Итак, необходимость исследования советскими юри­стами гражданского судопроизводства в США оправдана серьезными мотивами. Но лишь в работе А. Д. Кейлина о гражданском процессе буржуазных государств последо­вательно изложен порядок рассмотрения дел американ­скими (а также английскими и французскими) органами юстиции[7]. Однако книга А. Д. Кейлина была опублико­вана еще в 1958 г. и, естественно, в известной мере устарела. Кроме того, она посвящена главным образом анали­зу деятельности лишь федеральных судов. Л. А. Лунцем и Н. И. Марышевой с позиций сравнительного правове­дения изложены отдельные аспекты проблем подсудности, доказательств, судебных поручений, признания и испол­нения иностранных судебных решений в США[8]. Вопро­сы компетенции американских судов по морским делам раскрыты Е. В. Рябовой и Б. С. Хейфецем[9]. Ряд поло­жений института судебных доказательств права США освещен В. И. Рябикиным[10]. Информация относительно принципов организации и деятельности американской юстиции, а также способов доказывания содержится в не­давно опубликованной работе М. Г. Авдюкова, А. Ф Клейнмана, М. К. Треушникова[11].

Американское гражданское процессуальное право чрезвычайно сложно, прежде всего, из-за расщепления на право федерации и штатов, несовпадения права одного штата с правом любого другого, специфических форм деятельности отдельных судов внутри каждого штата, наличия особенностей рассмотрения конкретных типов дел. Поистине необозримое количество материалов созда­ет большие трудности при определении характера и пре­делов их исследования.

Американские авторы работ по гражданскому судо­производству не объясняют своих принципов отбора во­просов для изложения. Но при ознакомлении с литерату­рой одна тенденция обнаруживается без труда: юристы неизменно уделяют внимание, прежде всего, федеральному процессуальному праву. Такой подход вполне естествен и разумен, особенно если учесть оказываемое федеральным законодательством и судебной практикой воздействие на штаты. В отношении анализа норм судопроизводства в отдельных штатах положение менее ясное. Здесь выбор объектов исследования в известной мере зависит от места на территории США, где работает автор или изда­ется монография, статья, учебное пособие, и от предпо­лагаемого контингента читателей.

Все же роль лидеров в развитии гражданского про­цессуального права нужно отвести штату Нью-Йорк. Этот штат первым утвердил кодекс о судопроизводстве, так называемый Кодекс Филда, в 1848 г. Затем анало­гичные акты приняли штаты Миссури (1849 г. ), Кали­форния (1850г. ), Миннесота (1851 г. ), Индиана (1852г. ), Огайо (1853 г. ), Вашингтон (1854 г. ), Небраска (1855г. ), Висконсин (1856 г. ) и др. Сходная картина наблюдалась и в дальнейшем: модификации процесса в судах штата Нью-Йорк находили отклик во всех или большинстве остальных штатов и даже служили ориентиром для из­менений законодательства федерации.

Изложенные обстоятельства позволяют наметить глав­ные направления изучения американского процессуаль­ного права и критерии отбора материала, рассчитанного на советского читателя. Представляется целесообразным взять за основу производство в федеральных судах и судах штата Нью-Йорк, отмечая по мере раскрытия кон­кретных проблем существенные особенности регулирова­ния деятельности органов юстиции других штатов. Кроме того, учитывая дифференциацию процессуального права США применительно к отдельным классам судов и ка­тегориям гражданских дел, следует ориентироваться на регламент осуществления правосудия судебными органа­ми общей компетенции при рассмотрении ими типичных гражданских споров.

Как показывает знакомство с американской юридиче­ской литературой, в том числе с учебными курсами по судопроизводству, их авторы не придерживаются единой системы расположения материалов, особенно когда речь идет о категориях и институтах, которые составляют то, что можно назвать Общей частью гражданского процесса. Поэтому допустимо использовать наиболее удобную и привычную для советского читателя схему, а именно вслед за изложением понятия процессуального права США дать обзор его источников, затем характеристику юридического статуса участников гражданских дел, института судебных доказательств и иска.


 

 

I

КЛАССОВАЯ ПРИРОДА, ПОНЯТИЕ

И ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА США

 

1. Задачи американского

гражданского судопроизводства

Точное определение задач правосудия всегда имеет сущест­венное значение, поскольку они формируются под влия­нием коренных экономических и политических условий жизни общества и, в свою очередь играют решающую роль при создании, изменении и применении норм процес­суального права.

Знакомство с американской юридической литерату­рой показывает, что анализу и четкому изложению упо­мянутых задач теоретики США особого внимания не уделяют. Авторы работ о гражданском судопроизводстве обычно этой темы не затрагивают. Чаще она бывает объектом исследования в сочинениях более широкого профиля, посвященных конституционным проблемам или взаимосвязи между правом и управлением, правом и бизнесом и т. п. Причем особенностью американского подхода к вопросу является то, что нередко вся судебная система как бы персонифицируется в лице Верховного суда США и соответственно решаемые им задачи приоб­ретают значимость задач правосудия вообще.

П. Фройнд относит к числу основных направлений деятельности Верховного суда США поддержание консти­туционного порядка и доктрины разделения властей, за­щиту общенационального рынка и свободы торговли, сохранение «открытого общества», где администрация должна быть подотчетной, обеспечение свободы печати, собраний, справедливого представительства в выборных учреждениях1. Профессор Ч. Шелдон начинает свое исследование о сущности судебного процесса с тезиса о неверности традиционного мнения, будто судьи находят­ся над политикой: он считает их деятельность частью большой политики2. Г. Берман дает очень лестную ха­рактеристику созидательной работе судей и законодате­лей, которые учли огромные изменения последних ста лет: возникновение преимущественно индустриального урбанизированного общества, «большого бизнеса» круп­ных профсоюзов, общенационального рынка и общенацио­нальной культуры, увеличение населения. По мнению Г. Бермана, право США ныне намного сложнее, чем в XIX в., но оно благодаря юристам гораздо лучше систе­матизировано и стало более рациональным3.

Анализ предлагаемых отдельными буржуазными тео­ретиками выводов относительно целей правосудия, в том числе по гражданским делам, свидетельствует, что им чужд метод, обязывающий при исследовании любого элемента надстройки, прежде всего, четко определить, ка­кой части общества данный элемент служит, чьи инте­ресы и какими специфическими методами в конечном счете защищает. Вместо анализа юстиции с классовых позиций американские правоведы используют как аксио­му идею отождествления юстиции с абстрактной справед­ливостью. «Суд — это государственный орган, - пишет американский профессор Г. Ласк, - функции которого заключаются в публичном отправлении правосудия путем применения законов к переданным на его разрешение спорам. Целью права является справедливость, а задачей суда — отправление правосудия путем справедливого и беспристрастного применения законов к рассматриваемым спорам»4.

Независимо от субъективных побуждений сторонни­ков таких взглядов наделение буржуазного правосудия чертами справедливости и беспристрастности, трактуемы­ми в отвлеченном плане, маскирует его антинародную сущность и искажает действительность.

Разумеется, эта общая оценка не означает отсутствия в американской литературе критики своего права и юстиции. Неодобрительных замечаний, иногда достаточно ядо­витых и резких по форме, можно найти немало. «Мы пришли, — заявляет Дж. Фрэнк, одно время занимавший должность секретаря члена Верховного суда Блэка, — к полному развалу нашей системы защиты прав и не имеем активной программы для избежания банкротст­ва»5. Публицист Л. Дауни весьма отрицательно харак­теризует состояние правосудия в США, считая необ­ходимым ознакомление широкой общественности с плохой работой судов, требует существенных реформ и высмеи­вает тех, кто все еще объявляет юридическую систему США самой лучшей6. Дж. Фрэнк приводит слова Э. Уоррена — председателя Верховного суда США в 1953—1969 гг.: «Бесконечная и не имеющая оправдания волокита в наших судах ныне создает опасность для ос­новных юридических прав многих тысяч американцев и незаметно разъедает основы управления в США»7. Пре­емник Э. Уоррена У. Берджер, выступая в августе 1970 г. перед членами ассоциации адвокатов, говорил о чрез­вычайной перегруженности судов, порождающей значи­тельные задержки в рассмотрении дел: с 1940 по 1970 г. общее число дел в судах удвоилось, число дел о возме­щении вреда от несчастных случаев возросло в 5 раз, судей же стало больше лишь на 70%8.

Главным симптомом тяжелого положения в сфере отправления правосудия американские исследователи считают чрезмерную длительность процессов, они факти­чески отождествляют понятие кризиса юстиции с наблю­даемой на практике убийственной процессуальной воло­китой. По мнению Дж. Франка, разрешение исков о воз­мещении вреда в течение одного года вместо нынешних четырех было бы огромной социальной реформой9. В свою очередь, волокиту объясняют недостаточностью бюджетных ассигнований на судейский аппарат10.

Иногда критические замечания затрагивают тщательно маскируемые официальной пропагандой основы буржуаз­ной юстиции. Л. Дауни констатирует, что суды обычно строго исполняют законодательство о защите собственно­сти; в процессе у бедняка нет шансов выиграть дело про­тив богатого; по убеждению бедных, закон и суд суще­ствуют не для них: закон неизменно защищает кредито­ров, а должники — это всегда арендаторы, заемщики, покупатели11. Сенатор Ю. Маккарти пишет о наличии в США разных систем правосудия: «Первая — это идеаль­ная система, о которой мы так любим говорить. Это си­стема, в которой признаются конституционные гарантии, а соблюдение процессуальных норм — не просто абстракт­ное право, но реальность. Это система, в которую мы верим. Она в самом деле существует и действует для многих американцев. Для этого надо только иметь день­ги, положение и кое-что еще. Вторая система правосудия существует для бедняков, представителей национальных меньшинств, молодежи нашей страны, для тех, кто бро­сает вызов установленному порядку... В этой системе действуют свои законы. Здесь в силе другие понятия о правах личности... »12.

Если изменить терминологию и вместо понятий «бед­ные» и «богатые» использовать классовые категории, сле­дует заключить, что к числу целей гражданского судо­производства США нужно прежде всего отнести защиту капиталистической собственности. Конечно, это не спе­цифически американское явление: всемерную охрану частной собственности как основы эксплуататорского строя осуществляют органы юстиции любого буржуазно­го государства. То же самое относится к выполнению су­дейским аппаратом США функций охраны выгодного гос­подствующему классу имущественного оборота, поддержа­ния угодного ему правопорядка, воспитания граждан в духе уважения к экономическим, политическим, мораль­ным институтам, служащим привилегированному мень­шинству13.

Однако формы и методы реализации американской юстицией ее целей имеют свои особенности.

Как известно, после завоевания независимости США сохранили британское юридическое наследство и продол­жали испытывать влияние бывшей метрополии. Хотя со временем производство в федеральных судах и судах каждого штата обросло множеством деталей, неизвестных английскому гражданскому процессу, немало правовых категорий остались тождественными. Юристы США вни­мательно наблюдают за английским законодательством. Например, X. Смит в статье о новых правилах Верховно­го суда Англии назвал Великобританию матерью амери­канских правовых традиций и рекомендовал ликвидиро­вать в США ряд положений, от которых отказались англичане14. Тем не менее есть ряд существенных факторов, придающих гражданскому судопроизводству в США неповторимые черты. Следует согласиться с Г. Берманом в том, что роль американских судей по сравне­нию с их английскими коллегами более значительна бла­годаря существованию федеральной конституции и кон­ституций штатов, закреплению за судами права их толкования и проверки конституционности нормативных актов, существованию федеральной структуры с разделе­нием полномочий между центральными и местными вла­стями, благодаря несравненно большей гибкости доктрины судебного прецедента15.

При оценке воздействия этих факторов на содержание процессуальных институтов на первое место следует по­ставить осуществление судебного надзора за консти­туционностью текущего законодательства. К примеру, стремление обеспечить осуществление такого надзора на­кладывает отпечаток на регламент апелляционного про­изводства, особенно когда речь идет об обжаловании ре­шений в Верховный суд США.

 

2. Судебная система

На организацию юстиции в США решающее влияние оказывает федеральное устройство государства16. Раз­дельное существование судов федерации и штатов приня­то именовать дуализмом судебной системы. Конституция США 1787 г. устанавливает основы судоустройства и намечает исходные позиции для разграничения компетен­ции между судами федерации и штатов (разд. 2 ст. III).

Главными звеньями федеральных органов юстиции являются районные суды, апелляционные суды и Вер­ховный суд США.

Районные суды17 рассматривают по первой инстан­ции основную массу дел федеральной подведомственности (§ 1330—1363 разд. 28 Свода законов США). Их компе­тенция включает дела с ценой иска свыше 10 000 долл., разрешаемые на основе конституции, законов или между­народных договоров США; с ценой иска свыше 10 000 долл. по спорам между гражданами разных штатов18, между гражданами штата и иностранными государствами, их гражданами или подданными; морские дела; дела о банкротствах; дела, возникающие в связи с применением так называемого антитрестовского законодательства; дела патентные, об охране окружающей среды, автор­ские, о товарных знаках; дела по искам, предъявляемым США, их агентствами или должностными лицами, и др. Нужно также учитывать существование так называемой конкурирующей юрисдикции, т. е. допустимости рассмот­рения некоторых разновидностей исков судами и штатов и федерации по выбору истца (§ 1441—1444 разд. 28 Сво­да законов США).

На территории каждого штата — от одного до четы­рех районных судов. Дела рассматриваются судьями единолично, за исключением некоторых случаев, связан­ных с признанием законов неконституционными и при­менением антитрестовского законодательства. Здесь об­разуется коллегия из трех судей, причем по крайней мере один из них должен быть членом апелляционного суда.

Апелляционные суды выступают в качестве апелля­ционных инстанций для районных судов, судов террито­рий (Зоны Панамского канала, Гуама, Виргинских остро­вов), Налогового суда, а также рассматривают жалобы на постановления ряда независимых агентств и департамен­тов, наделенных квазисудебными функциями, или санк­ционируют исполнение их приказов и предписаний (§ 1291, 1292 разд. 28 и другие нормы Свода законов США)19.

Территория США разделена на 11 округов, в каждом из которых есть апелляционный суд с установленным законом числом судей (от 3 до 15), именуемых окруж­ными. Рассмотрение дел обычно осуществляется коллегия­ми из трех членов, хотя суд может действовать также в полном составе.

Верховный суд США состоит из председателя и восьми членов. Разбирает дела в полном составе, кворум - шесть судей. Компетенция определена п. 2 разд. 2 ст. III феде­ральной Конституции и § 1251-1258 разд. 28 Свода за­конов США.

Верховный суд США наделен исключительной компе­тенцией разрешать по первой инстанции: а) споры между двумя или более штатами и б) требования, предъявляе­мые к послам и другим дипломатическим агентам ино­странных государств, к членам их семей или к лицам, находящимся у них в услужении. Он также вправе рас­сматривать: а) дела, начатые послами или дипломатиче­скими агентами иностранных государств, а также дела, где консулы и вицеконсулы иностранных государств вы­ступают сторонами; б) конфликты между федерацией и штатами; в) иски, предъявляемые штатом к гражданам другого штата или к иностранцам. Но и иные учреждения юстиции могут разбирать дела второй группы, а по­тому Верховный суд США фактически не принимает их к производству, заботясь об избавлении от рутинной работы.

Процессы с участием дипломатических представите­лей — явление уникальное. В результате по первой ин­станции Верховный суд США изредка разбирает главным образом споры между штатами, связанные с уточнением границ, использованием водных ресурсов, взысканием долгов и т. п. Главным методом, с помощью которого Верховный суд США выполняет поставленные перед ним задачи, служит пересмотр решений нижестоящих инстан­ций. Он получает в год более 3 тыс. ходатайств о про­верке решений, значительную часть их отклоняет и по существу рассматривает 120—150 дел.

Помимо перечисленных органов федеральной юстиции, образующих общую судебную систему, в США есть спе­циализированные учреждения правосудия, рассматриваю­щие отдельные гражданские дела. К их числу относятся Претензионный суд, Апелляционный суд по таможенным и патентным делам, Временный апелляционный суд, соз­данный на основе статута об экономической стабилизации 1970 г., Таможенный суд и Налоговый суд. В США дей­ствуют также многочисленные административные трибу­налы или учреждения с судебными функциями, компе­тентные разрешать споры отдельных разновидностей. Рост числа трибуналов отражает тенденцию к усилению реальной власти правительства, характерную для эпохи империализма. Той же тенденцией в немалой степени объясняется фактическое исключение из компетенции общей юстиции таких важных для трудящихся категорий дел, как трудовые и о возмещении вреда от производствен­ных травм. Надзор судебных инстанций за разрешающи­ми эти споры арбитражами носит ограниченный харак­тер20.

Системы органов юстиции штатов отличаются боль­шим разнообразием. Американские юристы нередко заяв­ляют о том, что характер и юрисдикция судов в штатах варьируются в зависимости от местных условий, что не­обходима реформа судоустройства для ликвидации путаницы, что движение за реформы наталкивается на отсутствие денег и энтузиазма со стороны юристов21 и т. д. Все же теоретики, используя метод обобщения, предлага­ют некоторые типовые модели структуры органов юсти­ции на уровне штатов. Применительно к осуществлению правосудия по гражданским делам можно с известной до­лей условности говорить о наличии судов четырех кате­горий: низших, первой инстанции, апелляционных, выс­шего суда 22.

Низшие суды (мировые, муниципальные, малых исков): рассматривают дела с суммой спора до 1000 долл. или меньше, исключая обычно иски о праве собственности на недвижимость и ряд других, причем действуют без процессуальных формальностей, протоколов не ведут, решений зачастую не мотивируют. Мировые судьи (магистраты), как правило, не имеют юридического образования, их вознаграждение зависит от числа заседаний, дел, со­держания постановлений. Этот коммерческий подход развращает судебный персонал и вносит дух бизнеса в отправление правосудия.

Несколько более строгая, хотя тоже упрощенная про­цедура характерна для муниципальных судов, выступающих под разными наименованиями. В некоторых штатах они комплектуются из профессиональных судей.

Суды малых исков некогда создавались под лозунгом обеспечения бедных людей доступной юстицией с номи­нальными пошлинами в 1—2 долл., без участия адвока­тов, с простыми правилами о процедуре и доказывании. Благие пожелания не были реализованы. По свидетельст­ву американских исследователей, эти суды ныне исполь­зуют торговые фирмы, врачи, владельцы сдаваемых в аренду домов для выколачивания из бедняков долгов за проданные товары, услуги, пользование жильем и т. п. Они выступают истцами по 80—90% дел. 23 Процесс в су­дах малых исков усложнился, они стали худшими из гражданских судов24.

Суды первой инстанции могут быть приравнены к федеральным районным судам, так как рассматривают основную массу гражданских дел. Они выступают под наименованиями судов графств, районных, высоких и т. д. 25 Существует также немало различных судов специальной компетенции26.

Апелляционные суды (один или несколько), занимаю­щие промежуточное положение между нижестоящими звеньями и самым высшим органом юстиции штата, есть только в крупных штатах (Нью-Йорке, Калифорнии и др. ). Они в основном рассматривают апелляционные жа­лобы, хотя в некоторых штатах к компетенции этих судов отнесено также разрешение по первой инстанции от­дельных категорий дел.

Высший суд штата находится на вершине судебной пирамиды и почти везде носит наименование верховного, хотя есть и другие термины (например, в штатах Нью-Йорк, Кентукки и Мэриленд высший суд назван апелля­ционным). Обращение к высшему суду штата, особенно там, где действуют промежуточные апелляционные ин­станции, затруднено преградами формального и экономи­ческого порядка27.

Сложность структуры органов правосудия, обособ­ленное регулирование их деятельности федерацией и каждым из штатов приводят к тому, что в США далеко не просто определить надлежащий суд для предъявления иска. Каждый штат стремится максимально расширить компетенцию своих органов юстиции. Например, суды штата Нью-Йорк вправе рассматривать дела с участием не проживающих в штате лиц, если они на территории штата ведут какой-либо бизнес, имеют недвижимое иму­щество, причинили внедоговорный вред или предприняли за пределами штата действия, нанесшие ущерб субъекту или собственности внутри штата. Поскольку сходные нор­мы имеют и другие штаты, неизбежны частичное совпа­дение, перекрещивание юрисдикции, создающее опреде­ленный простор для маневров в целях выбора более удобного и лояльного суда и переноса дела в штат с выгодным стороне законодательством.

Последний мотив имеет значение также и тогда, когда дело разбирают федеральные судьи, поскольку они согласно созданному Верховным судом США по делу Erie Railroad Co. v. Toinpkins28 правилу должны применять материальные нормы штатов в интерпретации органов юстиции соответствующего штата.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.