Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 32 страница



При этом не только известные пять органов чувств, но и мышца, как таковая, являются " чувствующим снарядом" — датчиком сведе­ний о пространственно-временных координатах, в пределах которых выполняется движение. Эти сведения поступают обратно в нервные центры, сигнализируя о выполнении программы поведения. Отсюда одна из кардинальных сеченовских идей: идея кольцевого управле­ния движением, перечеркивающая схему рефлекторной дуги, обо­рванной на сокращении мышцы.

Наконец, взамен отдельных, разрозненных дуг поведение высту­пало в виде целостного, координируемого нервными центрами про­цесса. Особую роль в этом процессе Сеченов придал открытому им центральному торможению.

" Легко понять в самом деле, что без существования тормозов в те­ле и, с другой стороны, без возможности приходить этим тормозам в деятельность путем возбуждения чувствующих снарядов (единствен­но возможных регуляторов движения), было бы невозможно выпол­нение плана той " самоподвижности", которою обладают в столь вы­сокой степени животные".

Самоподвижность (Сеченов берет этот термин в кавычки) и есть не что иное, как активная саморегуляция поведения. Мысль о ее не­возможности без включения тормозных устройств в мозгу, притом " за­пускаемых" не из глубин организма, а с сенсорной периферии (то есть под действием импульсов, идущих из внешней среды), решительно изменяла общую картину работы нервной системы.

Прежняя физиология объясняла рефлекторные акты (как ком­понент этой работы) тем, что в них задействован один нервный про­цесс — возбуждение. После сеченовского открытия возбуждение ока­залось сопряженным с неведомым прежней нейрофизиологии мозга торможением. Только их динамика, интеграция (или, как говорил И. П. Павлов, баланс) позволили понять сложную организацию це­лостного нервно-мышечного акта, имеющую биологические основа­ния. Прежняя, досеченовская. трактовка этого акта представляла его в категориях механики: внешний стимул, играющий роль " спусково­го крючка", приводит вдействие " сцепление" звеньев рефлекторной дуги.

" Самоподвижность" организма, отличающая его от технических устройств, при таком взгляде объяснению не подлежала. (И потому относилась за счет особых витальных сил. )

Задача же, решенная Сеченовым, позволяла, оставаясь в пределах естественнонаучной схемы, найти в самой нервной системе субстрат, вынуждающий ее не только производить ответную реакцию, но и за­держать ее (вопреки силовому давлению извне). Причем требовалось отнести включение тормозного субстрата в работу управляющих жи­вым телом нервов за счет тех же причин, которые приводят это тело в движение. Никаких других причин, кроме внешних влияний, нату­ралист, не признающий витализм, принять не мог.

Поэтому Сеченов специально подчеркивал, что единственно воз­можными регуляторами не только движения, но и его задержки слу­жит " возбуждение чувствующих снарядов". Стало быть, и в этом слу­чае первопричину действия следует искать в контактах организма с внешней средой, в сфере импульсов с периферии. Особо следует от­метить, что речь шла именно о чувствовании. Тем самым в объясне­ние системной саморегуляции вводилось интегральное понятие, ко­торое являлось столь же физиологическим, сколь и психологическим.

Нервная система наделялась способностью не только проводить возбуждение, но также передавать по центростремительному " при­воду" импульсы, несущие (в форме чувствования) сведения о внеш­нем источнике. Эти сведения вынуждают организм действовать, но они же вынуждают его и задержать действие. Именно это обеспечи­вало системный подход к нервным явлениям в противовес двум до­минировавшим в ту эпоху в их трактовке подходам: анатомическому и молекулярному (физико-химическому).

Главную задачу Сеченов усматривал в том, чтобы " изучать не фор­му, а деятельность, не топографическую обособленность органов, а сочетание центральных процессов в естественные группы". Такое со­четание не ограничивалось " центральными процессами". Оно явля­ло собой компонент более общей системы, включающей совместно с центрами сенсорные и двигательные " снаряды".

Три учения, каждое из которых разрабатывалось прежде по соб­ственному (не связанному с другими исследовательскими направле­ниями) плану - об органах чувств, о головном мозге и о рефлексах -пересекались в концепции Сеченова в целостную " единицу". Стерж­нем концепции служил преобразованный рефлекторный принцип. Главное преобразование заключалось в том, что взамен образа " дуги" утверждался образ " кольца".

Кольцевая регуляция работы системы организма

Идею кольцевой регуляции давно (еще до нача­ла XIX века) высказывали исследователи орга­нов чувств (одним из первых — английский пси­хофизиолог Ч. Белл). Изучая процесс построе­ния зрительного (пространственного) образа, он открыл. зависимость этого образа от деятельности глазных мышц. Вы­двинутая Беллом гипотеза о " нервном круге", соединяющем мозг с приданной глазу мышцей, а саму эту мышцу вновь с мозгом, была замечательной догадкой о саморегуляции чувственного познания. Она впервые содержала идею кольцевой связи между сенсорными и мы­шечными процессами, имелось в виду влияние двигательной реак­ции на сенсорную, а последней, посредством мозга, на деятельность глазных мышц.

Близким по смыслу являлось учение Гельмгольцао " бессознатель­ных умозаключениях" - операциях, производимых не умом, а мыш­цами зрительного аппарата, от деятельности которых зависит, в част­ности, константность зрительного образа. Здесь также психологиче­ский эффект достигался благодаря сенсомоторному " кругу", который, конечно, не мог бы возникнуть без такого посредника, как нервные центры (хотя их роль в построении психического образа для физио­логов тех времен выступала только в качестве непременного звена внутреннего механизма, о деятельности которого еще ничего не бы­ло известно).

Совершенно уникальным в сеченовской концепции " кольцевого управления поведением" являлось положение о характере информа­ции, посылаемой мышцами в головной мозг, откуда идут " обратно" команды на периферию организма к этим же самым мышцам. Вопрос, касающийся оснащенности мышц сенсорными (чувствующими) не­рвами, уже давно был решен положительно.

Это означало, что мышцы являются органом не только движения, но и ощущения, хотя бы и неосознанного (говоря языком Сеченова, " темного мышечного чувства" ). Возникал, однако, другой вопрос: что же именно ощущается благодаря раздражению мышцы? Согласно вер­сии физиологов, ощущается состояние органа, то есть мышцы как та­ковой. Сеченов же высказал идею (которую, как он писал, " выносил около самого сердца" ) о том, что посредством мышечного чувства по­знаются свойства внешней, объективной среды, в которой соверша­ется действие или, точнее, пространственно-временные параметры этой среды.

Тем самым взамен " круга между мозгом и мышцей", то есть моде­ли, ограничивающей самоорганизацию замкнутой системы организ­ма (импульсы поступают из мышц в нервные центры, откуда в свою очередь направляются импульсы к мышцам, последние сообщают о достигнутом эффекте в центры и т. д. ), вырисовался иной " круг". Это был большой " круг", реализующий системное отношение " орга­низм — среда", в котором мышцы выполняли функцию посредника — органа познания среды, несущего информацию о ней, а не о собствен­ном состоянии.

К этому следует присоединить другое сеченовское положение, воз­лагавшее на мышцу работу по анализу и синтезу внешних объектов, их сравнению и построению умозаключений (" элементов мысли" ), ведущих к появлению расчлененных чувственных образов.

В итоге отношение " организм — среда" оборачивалось в сеченов­ской интерпретации отношением " организм — выстраиваемый им сенсомоторный образ среды — сама среда как независимая от орга­низма и его действий реальность". Вводя среднее звено, Сеченов пе­реходил от биологии к психологии, видя в ее явлениях непременный фактор жизни на уровне системно организованного поведения.

До сих пор речь шла о внешнем поведении. Однако издавна пола­галось, что своеобразие психологии предопределено представлен-ностью в изучаемой ею предметной области особых внутренних яв­лений, незримых никем, кроме субъекта, способного к самоотчету о них.

Ни учение Дарвина об адаптации организма к внешней среде, ни учение Бернара о среде внутренней не содержали идейных ресурсов для реализации принципа системности применительно к психической регуляции поведения.

Психическая регуляция поведения

Первым эту задачу решил Сеченов. Опорой для него стало центральное торможение. Оно оказалось при­частным к разряду тех механизмов, которые способ­ны выполнять двойную службу. В физиологии цент­ральное торможение объясняло " самоподвижность", в психологии — процесс преобразования внешнего поведения во внут­реннее (этот процесс получил впоследствии имя " интериоризации" ). Начиная свой путь в психологии, Сеченов предложил ставшую не­когда популярной формулу, согласно которой мысль — не что иное, как рефлекс, оборванный на завершающей двигательной фазе. Ина­че говоря - " две трети рефлекса". Но из факта " обрыва" (торможе­ния) работы мысли вовсе не следовало, что она бесследно гаснет. Эф­фект этой работы, произведенной в жизненных встречах организма со средой, сохраняется в мозгу (в виде теперь уже неосознаваемого субъектом, добытого благодаря его предшествующим действиям об­раза этой среды). Это и есть тот сенсомоторный и интеллектуальный опыт, организующий каждую последующую жизненную встречу ор­ганизма с внешним миром.

Сеченов детально разобрал процесс интериоризации на феномене зрительного мышления, главной операцией которого (как и других актов мышления) является сравнение. Оно возникает благодаря то­му, что глаза " бегают" по предметам, непрерывно сопоставляя один с другим. При этом " умственные образы предметов как бы накладыва­ются друг на друга".

Однако в тех случаях, когда глаза воспринимают один предмет, не­пременно совершается процесс сравнивания. Наличный предмет сравнивается с запечатленной в сознании меркой. В какой же форме представлена эта, теперь уже умственная, мерка? В форме движения, которые для Сеченова всегда выступали как сенсомоторные, а не чи­сто моторные акты? Но на этот раз не внешних, явных, как при ре­альном сравнении работающим глазом двух предметов, а внутренних, скрытых. Когда же в теле репродуцируется какой-нибудь психический акт, это означает просто-напросто, что акт повторяется целиком, сле­довательно, для случая зрительного представления воспроизводятся и те движения, которые обыкновенно делает глаз при рассматрива­нии предмета. Эти-то движения, падая теперь на реальный образ, и представляют реальный субстрат того, что мы выражаем словами " со­измерение представлений".

Учитывая сказанное Сеченовым о том, как созидается из внешних отношений действующего организма с окружающими предметами си­стема его внутренних, скрытых отношений, можно было бы назвать эту систему своего рода внутренней средой. Поскольку, однако, этот термин закрепился за учением Бернара о саморегуляции внутренней среды организма как чисто физиологической системы, назовем си­стему внутренних отношений интрапсихическим планом поведения.

В интрапсихической среде воспроизводится и преобразуется эк­страпсихическая, то есть система реальных, открытых для объектив­ного наблюдения сенсомоторных действий. К этому следует присое­динить и то, что общение организма с предметами внешней, физиче­ской среды Сеченов отграничил от присущего человеку социального общения, эффектом которого является индивидуализация субъекта, приобретение им собственного " Я". По образу людей (матери или няньки), регулировавших своими командами (" голосами" ) его дей­ствия в первую пору жизни, ребенок создает представления о самом себе как внутреннем центре, откуда теперь исходят собственные ко­манды, автором которых является он сам.

Естественно, что это требовало перехода от биологии к микросо­циологии. И все последующие концепции, использовавшие представ­ление об интериоризации как объяснительный принцип (в частно­сти, концепции Фрейда, Жане и Выготского), имели в виду именно внутреннюю (преобразованную) проекцию в психике отдельного ин­дивида тех его отношений с другими людьми, которые некогда скла­дывались объективно, на внешней " сцене" их поведения.

У Сеченова этот момент является производным от фундаменталь­ной системы операций, укорененной в специфике биологических от­ношений организма со средой.

Итак, в середине XIX века сложился третий (после Аристотеля и Де­карта) системный способ объяснения психики. Он был создан биоло­гами. Прежде всего Дарвином, для которого, правда, системным объ­ектом являлся не индивид, а вид в его истории адаптации к среде. В то же время, поскольку индивид является для революционной биологии одним из экземпляров, подчиненных закономерностям целого, и на него безоговорочно распространялось требование мыслить каждое из проявлений его жизни сквозь призму системы " организм - среда".

Благодаря Бернару сложилось понятие о внутренней среде как си­стеме, обеспечивающей выживание отдельного организма вопреки возмущающим " ударам" по нему из среды внешней.

Наконец, Сеченов (усвоивший уроки и Дарвина, и Бернара, в ла­боратории которого он открыл центральное торможение) создал пер­вую теоретическую схему психологической системы (имеющей два

плана: внешний, в виде объективно данной сенсомоторной деятель­ности организма, и внутренний как интериоризованный, но при этом и преобразованный " дубликат" этой деятельности).

Одной из уникальных особенностей сеченовского представления о психологической системе являлось преодоление ее автором веками царившей над умами расщепленности явлений, относившихся к не­совместимым порядкам бытия — телесному и психическому, мозгу и душе. По существу все новаторские сеченовские понятия являлись " гибридными". Понятие о мышечном фрагменте рефлекса обрело ипостась сенсомоторного действия, способного при непременном со­четании с другими совершать полноценные интеллектуальные опе­рации.

Понятие о чувствовании (которое было принято относить к сфере сознания) выступило как особое свойство нерва, выполняющее две функции. Оно различает внешние объекты (это считалось исключи­тельным делом психологии) и " настраивает" мышцы на адекватную реакцию. Наконец, " тормозные центры" в головном мозгу выполня­ют как физиологическую функцию (обеспечивая " самоподвижность" организма), так и функцию интериоризации, благодаря которой эк­страпсихический план поведения преобразуется в интрапсихический.

" Гениальный взмах сеченовской мысли" — так назвал И. П. Пав^ лов схему, сопряженную с открытием центрального торможения, до­бавив к этому, что открытие " произвело сильное впечатление в среде европейских физиологов и было первым вкладом русского ума в важ­ную отрасль естествознания, только что перед этим двинутую вперед успехами немцев и французов".

Открытие действительно явилось физиологическим (было сдела­но путем раздражения таламуса). Однако теоретическая схема, для ко­торой она стала опорой (притом единственной опорой, верифициру­емой экспериментом), вошла как один из разделов в книгу, назван­ную Сеченовым " Психологические этюды".

Будучи переведена на французский язык, она стала известной как во французских, так и в немецких научных кругах. Одним из тех, кто познакомился с ней на немецком языке, по данным американских исследователей К. Прибрама и М. Джилла, был 3. Фрейд. Он начал заниматься психоанализом, уже будучи крупным специалистом в об­ласти нейрогистологии и нейрофизиологии. Соответственно приня­тым в этих дисциплинах взглядам Фрейд мыслил нервную систему в терминах элементов (нейронов), заряженных нервной энергией. Пе­рейдя к психотерапевтической работе, к изучению симптомов у сво­их пациентов, он объяснял эти симптомы ослаблением контроля выс­ших нервных центров над низшими.

С постановкой этой проблемы зародилась идея системных отно­шений. Вскоре Фрейд пишет оставшийся незавершенным и неопуб­ликованным " Проект научной психологии" (1893), где он попытался представить нейронный механизм поведения. Среди нескольких ка­тегорий нейронов в этой схеме выделялись нейроны, " заряженные" на торможение. Благодаря им ставился барьер " первичным процес­сам", которые без такого барьера беспрепятственно овладевали бы по­ведением.

Системность в психоанализе

В дальнейшем в схеме классического психоана­лиза за первичные психические процессы было при­нято " либидо", имеющее инстинктивную сексу­альную природу, а с версией о торможении роди­лось понятие о " защитных механизмах", благодаря которым личность с ее слепыми влечениями, затормаживая их, способна выжить в со­циальном мире.

Идея о динамике нервных процессов возбуждения и торможения как основе саморегуляции поведения (каковой ее утвердил Сеченов) перешла в совершенно иную сферу. Она была переведена на язык из­вечного конфликта между биологическими (сведенными к неукро­тимой сексуальности) и социальными (заложенными в семейных от­ношениях времен детства) силами, разрывающими «бедное " Я" ».

Впоследствии эта концепция привела к известной фрейдовской схеме строения психического аппарата человека как составленного из трех " враждующих" блоков: (Оно-Я-Сверх-Я). Так обстояло дело в психологии. Что же касается нейрофизиологии, системное отноше­ние " возбуждение - торможение", появившееся на научной сцене по­сле Сеченова, перешло в эту науку для объяснения интегративной функции центральной нервной системы в классических трудах Ч. Шеррингтона и И. П. Павлова.

Модель неврозов в школе И. П. Павлова

История науки запечатлела ряд попыток исполь­зовать это системное отношение для объяснения психологических факторов. Одна из выдающихся попыток привела к созданию модели эксперимен­тальных неврозов в павловской школе, причем тол­чком к этому послужил феномен, описанный Фрейдом.

Имелся в виду невроз, вызванный у девушки столкновением про­тивоположных мотивов[138]. Это побудило Павлова поставить опыты, в которых на собаках применялись раздражители, провоцирующие про­тивоположные по своему мотивационному знаку реакции. Так, опы­тами М. Н. Ерофеевой было установлено, что подводимый к коже жи­вотного электрический ток, причиняющий сильную боль (разруши­тельный агент), оказался способным (благодаря подкреплению) вме­сто негативной, оборонительной реакции вызвать позитивную пище­вую реакцию. Эти опыты были продемонстрированы посетившему павловскую лабораторию в 1913 году Шеррингтону, воскликнувше­му, что " теперь для него стала понятна стойкость христианских муче­ников".

Другой опыт провела сотрудница Павлова Н. Р. Шенгер-Крестов-никова. Перед животным ставилась задача отдифференцировать круг от эллипса (поскольку только первый подкреплялся, вызывая услов­ную реакцию). Приближая от опыта к опыту изображение эллипса к изображению круга, удавалось добиться от животного их дифферен-цировки до определенной степени близости. Однако при минималь­ном различии между этими двумя изображениями собака приходила в возбужденное состояние. Исчезали вообще все дифференцировки. Павлов объяснил этот эффект " сшибкой" раздражительного и тор­мозного процессов.

Впоследствии этот опыт стал главной моделью для направления, изу­чавшего экспериментальные неврозы. Известный невролог Р. Джерард вспоминал, как, посетив Павлова в Ленинграде, он узнал от него, что стимулом к физиологическим опытам послужило знакомство с работой Фрейда. Через неделю Джерард приехал в Вену и рассказал Фрейду о беседе с Павловым. " Это бы мне страшно помогло, — заметил Фрейд, — если бы Павлов рассказал об этом несколько десятилетий раньше".

Фрейд, возможно, вспомнив о своем " Проекте научной психоло­гии", где поведение объяснялось различными — раздражительными и тормозными - свойствами нервной ткани, предположил, что дан­ные Павлова служат точным, экспериментально контролируемым до­казательством правоты концепции неврозов как " сшибки" возбуж­дения и торможения. Однако мы видели, что Фрейд соединил с по­нятием о возбуждении " первичные" (сексуальные) процессы, кото­рые тормозятся " вторичными" (исходящими от " Я" с его психиче­скими аппаратами).

Павлов объяснил конфликт в физиологических категориях, Фрейд — в психоаналитических. Оба мыслили системно, оба вводили в объясне­ние системной регуляции поведения фактор торможения, открытый Се­ченовым.

Согласно Фрейду, система " заряжена" энергетически (но это осо­бая психическая энергия) и движима стремлением к разрядке накопившегося потенциала. Именно это переживается субъектом в виде чувства удовольствия. Павлов же ориентировался на принцип " урав­новешивания" организма со средой, то есть использовал явление, от­крытое Бернаром во внутренней среде (гомеостаз), для объяснения приспособления к среде внешней. Свое первое публичное сообще­ние об условных рефлексах (сделанное будущим лауреатом Нобелев­ской премии на Международном медицинском конгрессе в Мадри­де) Павлов назвал " Экспериментальная психология и психопатоло­гия на животных". К тому времени экспериментальная психология прочно завоевала место под солнцем. Психологический эксперимент обрел законные права среди других методов изучения живых существ. Но то, что Павлов вкладывал в этот, ставший популярным термин, ничего общего не имело с работой психологических лабораторий. Очень скоро Павлов откажется от этого термина.

Тем не менее существенным обстоятельством следует признать от­несенность им своих первых новаторских результатов к области пси­хологии, а не физиологии. Но независимо от членения научных дис­циплин ход и стиль его мысли определялись принципом системно­сти, который утвердился к тому времени в новой биологии. Без этого общего принципа не было бы ни павловской исследовательской про­граммы, ни богатства гипотез, которые повседневно проверялись как самим Павловым, так и множеством его учеников, возводивших под его неусыпным контролем " Монблан фактов".

Системность и целесообразность

Свое первое программное сообщение Павлов начал с декларации о приверженности учениям Дарвина и Бернара. Именно это, как он подчер­кивал, позволяет противостоять как физико-химическому редукционизму, так и витализму. " Слова " целесообраз­ность и приспособление" (несмотря на естественнонаучный, дарви­новский анализ их) продолжают в глазах многих носить на себе пе­чать субъективизма, что порождает недоразумения двух противопо­ложных родов. Чистые сторонники физико-химического учения о жизни усматривают в этих словах противонаучную тенденцию — от­ступление от чистого объективизма в сторону умозрения, телеологии. С другой стороны, биологи с философским настроением всякий факт относительно приспособления и целесообразности выстраивают как доказательство существования особой жизненной силы (витализм, очевидно, переходит в анимизм), ставящей себе цель, выбирающей средства, приспосабливающейся и т. д. ".

Понятия о целесообразности, приспособлении, считал Павлов, должны быть непременно сохранены, но в контексте принципа си­стемности, ибо в факте приспособления нет ничего, " кроме точной связи элементов сложной системы между собой и всего их комплекса с окружающей обстановкой".

Такая саморегуляция служит, согласно Бернару, условием свобод­ной жизни, то есть поведения во внешней среде.

Огромным достижением Сеченова стало обоснование положения, по которому и эта свободная жизнь системно саморегулируется.

Павлов сделал следующий шаг на этом пути. Сохранив ориента­цию на принцип рефлекса, механизм которого изначально целесооб­разен, он выбрал для анализа системной организации совершенно особый объект.

Еще Бернар, подчеркивал Павлов, предугадал " совершеннейшую приспособляемость слюнных желез к внешним раздражителям". Слюнные железы являются органом, соединяющим эндоэкологию с экзоэкологией биосистемы, внутреннюю среду с внешней. Действуя на границе двух сред, они определяются в своей работе как потреб­ностью организма в сохранении гомеостаза, так и влиянием внешних раздражителей. Их особое положение, их " двуликость" позволила Павлову на небольшом, казалось бы, не столь существенном для це­лостного поведения органе реализовать грандиозный программный замысел: выявить факторы построения и модификации этого пове­дения. Именно это определило воздействие Павлова на все последу­ющие концепции научения, памяти, приобретения опыта.

И. П. Павлов, с одной стороны, оставался на почве физиологии с ее объективными методами и нейросубстратными представлениями, с другой — разрабатывал учение об особом способе общения организ­ма со средой, отличающемся от внутрителесных регуляций. Особен­ность такой формы в том, что ее образуют детерминанты, родствен­ные психическим, но не тождественные им. Реальность, за изучение которой принялся Павлов, потребовала ввести язык, позволивший бы отобразить особый уровень организации жизнедеятельности. Этот уровень регулируется физиологическими механизмами.

Вместе с тем он имеет особое измерение, не идентичное ни интра-церебральным процессам и отношениям, ни связям в сфере психики.

Термины павловского языка (сигнал, подкрепление, временная связь и др. ) могут выступать как в физиологическом, так и в психоло­гическом ракурсе в зависимости от того, сквозь призму какой катего­рии обозначаемые этими терминами реалии будут рассматриваться. С физиологической стороны, они - нервный импульс, состояние цен­тра, проторение пути и т. д. С психологической стороны, они указы­вают на чувственный образ, ассоциацию, мотивацию. Их значение определяется языком, на который они переводятся.

Говоря о человеке как системе, Павлов бесстрашно использовал ту же метафору, которая была в ходу во времена триумфа механики.

" Человек, - писал он, полемизируя со своими критиками из числа психологов, - есть, конечно, система (грубее говоря — машина)... но система в горизонте нашего современного научного видения един­ственная по высочайшему саморегулированию".

Исключительность человека как системы усматривалась в том, что саморегуляцию его поведения обеспечивают две сигнальные систе­мы. Причем обе имеют психологические корреляты в виде чувствен­ных и умственных образов той среды, с которой (говоря павловским языком) " уравновешивается" организм. Тем самым укорененная в го-меостазе идея сохранения постоянства внутренней среды переноси­лась на взаимоотношения организма со средой внешней, поскольку речь шла о человеке, и со средой социальной. Средствами же удержа­ния постоянства системы " организм (человек) - среда" служили осо­бые, неведомые физической природе агенты, а именно сигналы, при­том непременно психологически " нагруженные".

Образ машины Использовался издавна (по меньшей мере со вре­мен Декарта, а до него испанским врачом XVI века Перейра, считав­шим животных простыми машинами) как символ автоматизма рабо­ты системы. Однако до Сеченова с этим символом нераздельно со­прягалось представление об особом агенте, извне приводящем маши­ну в действие. Сеченов, говоря о " машинное™ мозга", перешел к принципу саморегуляции. Этой же линии следовал Павлов.

Слово " машина" означало для них не Декартов автомат, подобный помпе, перекачивающей жидкость, не энергетическую " машину", на которую ориентировался Фрейд, а устройство, оснащенное сигнала­ми. Поскольку же сигналы различают свойства среды, в которой ра­ботает это устройство, передают информацию о них, меняющую стра­тегию поведения системы, то именно здесь созревали идеи, в даль­нейшем приведшие к созданию информационных машин.

Однако не новаторский павловский системный стиль мышления оказался в центре внимания не подготовленного к его восприятию научного сообщества, а модельный опыт по выработке условного слю-но-отделительного рефлекса у изолированного животного. Это дало повод инкриминировать Павлову элементаризм (отказ от изучения целостного поведения), редукционизм (сведение психики к условно­му рефлексу), механицизм (забвение специфики биологической ор­ганизации).

Между тем разработанная Павловым модель позволила надежно верифицировать в эксперименте его теоретические представления о системной организации приобретаемых живыми существами новых, непредуготовленных наличными нервными ресурсами ответов на ме­няющиеся условия его жизни.

Системность и проблема научения

Проблема научения, модификации поведения организма, стала в конце XIX — начале XX ве­ка наиболее актуальной для психологии. На­ряду с направлением, созданным Павловым, в Соединенных Штатах возникло другое, у истоков которого стоял Эдвард Торндайк. За ним Павлов признал " честь первого по времени вступления на новый путь".

Между тем этот новый путь имел различные истоки (при общей установке на объективное и экспериментальное изучение механиз­мов приобретения новых форм поведения). Если Павлов отправлял­ся от Сеченова и Бернара, восприняв от первого идею сигнальной ре­гуляции, от второго — гомеостаза, то Торндайк исходил из утверж­денного Дарвином вероятностного объяснения процесса приспособ­ления жизненных явлений к меняющимся условиям (метод " проб, ошибок и случайного успеха" ).

И Павлов, и Торндайк преобразовывали сложившиеся в психоло­гии стереотипы благодаря внедрению в нее идей, радикально изме­нивших весь строй биологического мышления. Оба исследователя из­меняли сам предмет психологии, притязания которой на независи­мость как от философии, так и от физиологии обосновывались дек­ларацией о том, что ее уникальным предметом служит сознание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.