Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 34 страница



Высокий уровень формализации и математизации кибернетиче­ского знания позволял охватить общие структурные и динамические признаки в качественно разнородных системах управления. Но не в математике самой по себе, а в математическом обобщении того, что свойственно определенному аспекту реальности, коренились успехи кибернетики.

Задолго до кибернетики этот аспект стал объектом научного ис­следования, в частности психологического. Завоеванное научной мыслью на одном этапе становится предпосылкой ее достижений на последующем. К числу завоеваний относятся не только открытые за­коны, но и поставленные проблемы. В этом нетрудно убедиться, от­крыв " Кибернетику" американского математика Норберта Винера, стоявшего во главе того неформального " колледжа" ученых разных специальностей, который создал кибернетическую программу. Обсуж­дались такие вопросы, как создание вычислительной машины, спо­собной обучаться, и в связи с этим рассматривались факторы выра­ботки условного рефлекса и механизмы поведения крыс в лабиринте. Широко использовались представление о гештальте как целостном образе, который сохраняется постоянным при непрерывном измене­нии раздражителей, а также идея о том, что " хранимая в уме инфор­мация расположена на нескольких уровнях доступности" [143].

Модель предполагает знание об образце. Каркасом же психологи­ческого знания являются его основные категории. Они преломились с различной степенью адекватности в психологических концепциях, к которым и вынуждена была обратиться кибернетика. Без этого она не могла определить, что же именно следует моделировать с тем, что­бы охватить единой системой понятий управление и связь в организ­ме и машине. Конечно, эта система никогда не приобрела бы пози­тивный смысл, если бы являла собой эклектическое соединение раз­нородных идей. Созданное в предшествующий период развития фи­зиологических и психологических знаний вошло в кибернетику в пре­образованном виде. Фундаментальные кибернетические представле­ния о том, что работа исполнительного аппарата определяется осве­домительной информацией, что информация организована в целост­ные структуры, между которыми существует отношение изоморфиз­ма, что переработка информации происходит на различных уровнях доступности для сознания, — все эти положения имели разветвлен­ную родословную.

В психологических концепциях кибернетика черпала не только проблемы, но также некоторые способы объяснения. Ведь перед ней стояла задача воспроизвести в технической системе такой важнейший признак поведения живых существ, как его целесообразность. Изве­стно, что впервые строго причинная трактовка указанного признака была дана Дарвином. Но Дарвин исходил из эволюции вида: естест­венный отбор непрерывно сортирует великое множество особей, со­храняя случайно оказавшихся приспособленными. Для кибернетики же важно было понять, на чем базируется целесообразность деятель­ности отдельной системы — индивида, а не вида.

Над этим вопросом давно бились психологи, начиная от Торндай-ка, стремившиеся объяснить целесообразное поведение (типа реше­ния проблемы), не прибегая к понятию о цели. В исследованиях Торн-дайка его экспериментальные кошки, пытавшиеся выбраться из " про­блемного ящика", уже трактовались, по существу, как своего рода ав­томаты, поведение которых подчинено статистической детерминации. Реакция становится адаптивной (соответствующей цели) в результа­те ее отбора (являющегося " игрой случая" ) из множества других. Основываясь на изучении такого важнейшего аспекта поведения, как его целесообразность, кибернетика разработала ряд концепций, мо­делирующих именно этот аспект. Примером может служить экспери­ментальная модель лабиринта, в котором подопытное животное, шаг за шагом устраняя " тупики" (ошибочные ходы), вырабатывает нуж­ную формулу реакции. Модель лабиринта из-за ее формальной про­стоты и в силу того, что многие разновидности задач (в том числе и задачи, явно относящиеся к творческим, например шахматные) мо­гут быть описаны по ее типу, то есть типу перебора возможных шагов

между " входом" и " выходом", стала центральной для кибернетиче­ских теорий поведения и мышления.

Столь же необычным было и представление о том, что причинной инстанцией являются наряду с внешними раздражителями уже зало­женные в организме схемы или модели того, что должно быть достиг­нуто. Возможность существования подобных " целевых причин" пер­воначально не укладывалась в головах физиологов, привыкших пред­ставлять нервномышечную деятельность в терминах механического детерминизма. Лишь после того как возникла кибернетика, концеп­ции которой позволили создать устройства, автоматически управля­ющие системами по принципу обратной связи на основе программы, содержащей " модель потребного будущего", стало очевидно, что " це­левые причины" могут действовать в машине и что признать их в ка­честве причинного фактора вовсе не означает возвратиться в объятия телеологии.

Теоретические модели кибернетики работали не только в мышле­нии исследователей, но и в устройствах из металла и электронных ламп и полупроводников. Это значит, что они обладали способностью со­вершать реальные операции, изменять на практике мир, в котором живет человек. Способность же эта базировалась на совершенно осо­бом " продукте", имя которому " информация". Во всех предшествую­щих учениях о животных как автоматах под автоматом понималась конструкция типа часового механизма. Орган, управляющий поведе­нием, - головной мозг - мыслился в виде рефлекторно работающей машины, которая передает импульсы, идущие от органов чувств к мышцам. На место механических толчков или энергетических импуль­сов кибернетика поставила сигнал, несущий информацию о своем ис­точнике. И это был огромный шаг вперед.

Слово " машина" веками служило образом, интегрировавшим два главных принципа: детерминизм и системность.

Книга Винера " Кибернетика" имела подзаголовок, точно выражав­ший основную идею: " управление и связь в животном и машине".

Тема объединения животного и машины интересовала ученых дав­но. Впервые она возникла, как мы знаем, в XVI веке в книге испан­ского врача Г. Перейры. В следующем веке появилось картезианское учение о животных как автоматах. Прошло еще сто лет, идругой врач, француз Ж. Ламетри, провозгласил, что машиной можно считать и самого человека, которого в те времена многие представляли как " не­совершенное творение бога с бессмертной душой".

Подводя под общий знаменатель живой организм и машину, Ви­нер понимал под машиной технические устройства совершенно ино­го типа, чем известные предшествующим поколениям. Но в винеров-

ской формуле новым содержанием было наполнено не только поня­тие о машине. Появление электронных вычислительных машин, став­ших материально-технической опорой кибернетики, поражало как ре­альными достижениями, так и открывшимися воистину фантастиче­скими перспективами. На фоне технических достижений совершен­но новыми казались только эти необычные машины, которых не могло представить воображение Декарта, Ламетри, Сеченова. Что же каса­ется живых организмов, с которыми сопоставлялись машины, то они воспринимались неспециалистами в качестве давно знакомого пред­мета. Но это была иллюзия. Знание об организмах и их поведении претерпело к середине века не меньшие изменения, чем знание о ма­шинах. Именно поэтому и стало возможным охватить в единой си­стеме понятий столь разнородные классы объектов. Без представле­ний о гомеостазе, о самлрегуляции функций, о сигнале и обратной связи в нервной системе, об адаптивном поведении и т. д. кибернети­ка была бы так же немыслима, как и без ее математических теорий и технических моделей. Системному изучению поведения по програм­мам, заданным новым кибернетическим стилем мышления, были про­тивопоставлены программы изучения личности как уникальной си­стемы, каждая из которых являет собой особый мир.

Картина раздробленности психологии, возникшая в начале XX века под впечатлением конфронтации нескольких крупных школ, преврати­лась в фантастически пеструю мозаику множества микротеорий, оспа­ривающих друг у друга право на верность реальности и на способность продуктивно решать практические проблемы человеческой жизни.

Тем не менее не угасало стремление отстоять целостность предме­та психологии как науки. Спасительным якорем представилось не­которым авторам обращение к метатеории систем. Гордон Олпортстал одним из идеологов такого подхода. По видимости хаотичное скоп­ление различных психологических концепций и моделей может быть, как он полагал, разделено на два глобальных течения психологиче­ской мысли. В одном течении доминирует установка на физический монизм и детерминизм. Это бихевиоризм, схема " стимул — реакция", ортодоксальный психоанализ, кибернетика, учение о гомеостазе и об условных рефлексах, теория информации, моделирование поведения по типу работы компьютера.

Другое течение считает, что человек сам участвует в определении своей судьбы. Сюда относятся: эго-психология, персонализм, экзистен­циализм, концепция мотивов, укорененных в образе " Я" (таких, как уровень притязаний, жизненный стиль, самоактуализация и др. ). Для всех этих теорий типична ориентация на будущее, на стремление к сво­боде, исполненное надеждой на реализацию личностных планов.

Психология знает многое как об одном, так и о другом. И о " меха­ническом" (детерминистском) характере человеческихдействий, опи­сываемых реактивными моделями, и о " проактивной" самоактуали­зации личности, ее стремлении поддержать свое феноменологическое " Я" на возможно более высоком уровне.

Выход из этой критической для психологии как науки ситуации Олпорт усматривает в системном подходе, позволяющем соотнести понятия, описывающие зависимость человека от прошлого, с поня­тиями, говорящими об его неизбывной ориентации на будущее.

Такой подход требует трактовать систему поведения как открытую (а не замкнутую), интегрирующую " компьютерообразное" поведение со спонтанной активностью личности.

В разработке в таком духе принципа системности (Олпорт назы­вает его " системным эклектизмом" ) усматривается перспектива пре­одоления контраверз и конфронтации, препятствующих воссозданию целостности " картины человека".

Глава 14. Принцип развития

Наряду с принципами детерминизма и системности важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентирован­ной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики, имеет принцип развития. Уже у Дж. Локка мы находим ясно выраженную генетическую точку зрения, и с этого времени с нею начинают считаться в психологии. Потому безосновательным пред­ставляется широко распространенное мнение о том, что только В. Вундт начал применять генетический принцип при изучении пси­хических процессов. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится пред­метом изучения в его развитии. Это относится как к филогенетиче­ским процессам, характеризующим психику животных, так и к онто­генезу животных и человека. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение куль­туры как важнейшей стороны накопленного человечеством социаль­ного опыта. Биологическое в развивающейся личности выступает в превращенной форме как социальное.

При этом следует теоретически различать социализацию как про­цесс и результат освоения опыта (как культуры, так и антикульту­ры) и включение человека в систему образования, понимаемого в качестве целенаправленной и планомерно осуществляемой социа­лизации в интересах человека и (или) общества, к которому он при­надлежит.

Социализация имеет стихийный характер в отличие от образова­ния, предполагающего специальную педагогическую организацию. Не являются сколько-нибудь обоснованными попытки противопо­ставить обучение и воспитание как компоненты образовательного процесса. Нет такой формы обучения, которая бы имплицитно не включала бы в себя воспитательную функцию. В то же время, воспи­тывая человека, невозможно изъять из этого процесса элементы обу­чения. Так, формирование навыка становится базой для возникнове­ния привычки, которая не может возникнуть сам по себе, вне того или иного момента обучения.

В теоретическом плане представляет значительный интерес в ка­честве предмета обсуждения вопрос о соотношении обучения и раз­вития (Ж. Пиаже, Д. Брунер и др. ). Наиболее продуктивный подход к решению этой дискуссионной проблемы был предложен Л. С. Выгот­ским, показавшим детерминированность развития процессами обу­чения, в более широком понимании — образования.

Это не снимает вопроса о выяснении роли наследственного (био­логического) фактора в его сопоставлении с культурно-исторически­ми, социально-обусловленными детерминантами, среди которых важ­нейшее значение имеют процессы обучения. Биологическое и соци­альное, наследственное и благоприобретенное, и их определяющее значение на протяжении многих лет так или иначе становится исход­ным пунктом для построения различных теоретических конструкций, реализующих принцип развития (психоаналитические течения, би­хевиоризм, необихевиоризм, концепция рекапитуляции Ст. Холла, те­ория конвергенции двух факторов В. Штерна и др. ).

В российской психологии принцип развития приобрел весьма свое­образный характер. Психология в послеоктябрьский период, " выбрав" особый путь своего становления, оказалась в стороне от мировой пси­хологической науки. Этот " выбор" объяснялся конкретно-историче­скими причинами, и в частности тем, что может быть обозначено как применение учеными тактики выживания. Поскольку наука могла со­хранить себя, только двигаясь в русле идей марксизма, ей приходи­лось в данной идеологической парадигме отыскивать то, что, с одной стороны, могло ей придать импульс для получения реального резуль­тата исследования, а с другой стороны, не противостоять официаль­ным установкам властей. Эту возможность открывало, в частности, обращение к принципу развития, философские основы которого со­держались в трудах Гегеля и оказались ретранслированными, в даль­нейшем, Марксом и Энгельсом.

Именно по этой причине в 20-е годы интенсивно проводились ис­следования в области сравнительной психологии, обращенной к филогенезу в животном мире (В. А. Вагнер, Н. Н. Ладыгина-Коте, Г. З. Ро-гинский, В. Н. Боровский и др. ), а также в детской (возрастной психо­логии), интегрированной в комплекс педологических наук (Л. С. Вы­готский, П. П. Блонский, М. Я. Басов и др. ).

Таким образом, принцип развития, детерминирующий трактовку процессов фило- и онтогенеза, а следовательно, дающий возможность продолжить работу в ряде отраслей психологической науки, оказался " освящен грифом" диалектико-материалистической методологии. Обращение к принципу развития позволило психологам в Советской России не допустить полной изоляции науки от процессов, развер­тывающихся в мировой психологии.

В работах как российских, так и зарубежных ученых принцип раз­вития трактовался как взаимосвязь изменений психологических яв­лений и порождающих их причин. При этом принималась во внима­ние зависимость происходящих преобразований психических явле­ний от их включенности в целостную систему.

Новообразования входе психического развития характеризовались: необратимостью изменений, их направленностью, закономерностью преобразований, их трансформацией от этапа к этапу развития, " над-страиванием" новых преобразований над предшествующими, имею­щими не только количественные, но и прежде всего качественные па­раметры. Как выяснилось, наиболее продуктивен такой подход к по­строению теорий, обращенных к психическому развитию, в котором находятся в органичном сочетании идеи преемственности и качествен­ного своеобразия ступеней (этапов, периодов, эпох) развития.

Если до начала 70-х годов в психологии доминировала проблема раз­вития психики, то в последующие десятилетия был осуществлен пере­ход к решению вопроса о развитии личности человека, к построению соответствующей периодизации его этапов. Одним из вариантов ре­шения этой проблемы стало обращение к возможностям социальной психологии. В качестве системообразующего начала был принят прин­цип деятел ьностного опосредствован ия, детерм и н ирующий закономер­ности перехода от одного возрастного периода к другому. На этом осно­вании была построена периодизация развития личности.

Итак, принцип развития может и должен рассматриваться в един­стве с двумя другими принципами построения психологической тео­рии — детерминизма и системности.

Развитие психики в филогинезе

Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой

трети XX столетия. Для разработки этой пробле­мы лейтмотивом явилось обращение к эволюци­онным идеям Ч. Дарвина.

И. М. Сеченов наметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить от простого к слож­ному или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот, Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить простейшие психические про­явления у животных, а не у человека. Сопоставление конкретных пси­хических явлений у человека и животных есть сравнительная психо­логия, резюмирует Сеченов, подчеркивая большую важность этой вет­ви психологии; такое изучение было бы особенно важно для класси­фикации психических явлений, потому что свело бы, вероятно, их многие сложные формы к менее многочисленным и простейшим ти­пам, определив, кроме того, переходные ступени от одной формы к другой.

Позднее, в " Элементах мысли" (1878) Сеченов утверждал необхо­димость разработки эволюционной психологии на основе учения Дар­вина, подчеркивая, что великое учение Дарвина о происхождении ви­дов поставило, как известно, вопрос об эволюции, или преемствен­ном развитии животных форм, на столь осязательные основы, что в настоящее время огромное большинство натуралистов придержива­ются этого взгляда и поэтому логически должны признать и эволю­цию психологических деятельностей.

А. Н. Северцов в книге " Эволюция и психика" (1922) анализирует форму приспособления организма к среде, которую он именует спо­собом приспособления посредством изменения поведения животных без изменения их организации. Это приводит к рассмотрению раз­личных типов психической деятельности животных в широком смыс­ле этого слова. Как показал Северцов, эволюция приспособлений по­средством изменения поведения без изменения организации пошла в дивергирующих направлениях по двум главным путям и в двух ти­пах животного царства достигла своего высшего развития.

В типе членистоногих прогрессивно эволюционировали наслед­ственные изменения поведения (инстинкты), у их высших предста­вителей - насекомых — образовались необыкновенно сложные и со­вершенные, приспособленные ко всем деталям образа жизни инстин­ктивные действия. Но этот сложный и совершенный аппарат инстин­ктивной деятельности является вместе с тем крайне косным: к быст­рым изменениям животное приспособиться не может.

В типе хордовых эволюция пошла по другому пути: инстинктив­ная деятельность не достигла очень большой сложности, но приспо­собление посредством индивидуального изменения поведения стало развиваться прогрессивно и значительно повысило пластичность организма. Над наследственной приспособляемостью появилась над­стройка индивидуальной изменчивости поведения.

У человека надстройка достигла максимальных размеров, и благо­даря этому он, как подчеркивает Северцов, является существом, при­способляющимся к любым условиям существования, создающим се­бе искусственную среду - среду культуры и цивилизации. С биологи­ческой точки зрения нет существа, обладающего большей способ­ностью к приспособлению, а следовательно, большим количеством шансов на выживание в борьбе за существование, чем человек.

Эволюционный подход получил продолжение в трудах В. А. Ваг­нера, который приступил к конкретной разработке сравнительной, или эволюционной, психологии на основе объективного изучения психической жизни животных.

Для понимания его принципиальной позиции интерес представ­ляет статья " А. И. Герцен как натуралист" (1914). В ней Вагнер разви­вает идеи, намеченные в ряде ранних работ, раскрывает сущность кри­тики Герценом как шеллингианства, пренебрегавшего фактами, так и эмпиризма, представителям которого хотелось бы относиться к свое­му предмету сугубо эмпирически, страдательно, лишь наблюдая его. Эти столкновения субъективизма, собственно для естествоведения ничего не сделавшего, с эмпиризмом и ошибочность обоих направ­лений увидели в ту эпоху, как считал Вагнер, только два великих пи­сателя — Гёте и молодой Герцен. Вагнер приводит слова Герцена — " без эмпирии нет науки" — и в то же время подчеркивает, что за философ­ской мыслью Герцен признавал не меньшую важность, чем за эмпи­ризмом.

Вагнер писал о тех " патентованных ученых", которые ценят в на­уке только факты и не додумались, какую глубокую ошибку они со­вершают, уверяя, что теории гибнут, а факты остаются. " Факты изме­няются в зависимости от теорий и в связи с ними". Факты описывал Линней, те же факты описывали Бюффон и Ламарк, но в их описа­нии факты оказались иными. " Для понимания их... нужно... уметь пользоваться философским методом наведения. Нужно помнить, что рядом с расчленением науки, необходимым в интересах не познания истины, а приемов и методов изучения, существует высокий научный монизм, о котором писал Герцен" [144].

В своих исследованиях, посвященных проблемам развития пси­хики и построенных на богатейшем фактическом материале, Вагнер никогда не оставался " рабом факта", а нередко поднимался до " высшего научного монизма", как он именовал философский материализм Герцена.

В своем труде " Биологические основания сравнительной психо­логии (Биопсихология)" (19 Ю-1913) Вагнер противопоставляет в во­просах сравнительной психологии научному мировоззрению теоло­гическое и метафизическое.

Теологическое мировоззрение, окончательно оформившееся, по мнению Вагнера, у Декарта, заключалось в отрицании души у живот­ных и представлении их в виде автоматов, хотя и более совершенных, чем всякая машина, сделанная человеком. Замечая, что это мировоз­зрение всего ближе соответствовало христианскому учению о бессмер­тии души, Вагнер заключает, что его современное значение ничтож­но. Он не считает обоснованными попытками возродить теологиче­ское мировоззрение на почве антидарвинизма, указывая, что такая точка зрения представляет собой рудимент когда-то могущественной теологической философии, видоизмененной и приспособленной к данным современных биологических исследований.

Остатком прошлого является и метафизическое направление, ко­торое пришло на смену теологическому. Вагнер называл метафизику родной сестрой теологии в ее воззрении на душу как самостоятель­ную сущность. Для современных метафизиков, писал Вагнер, типич­ны попытки примирить метафизику с наукой. Они уже не говорят о непогрешимости своих умозрений и пытаются доказать, что никакой противоположности между метафизическим и научным решениями " проблем духа и жизни" нет. Вагнер считает эти соображения бездо­казательными, а примирение таким образом понимаемой им мета­физики с наукой —делом невозможным и ненужным.

Научный подход в истории проблемы развития психики характе­ризуется, по Вагнеру, столкновением двух противоположных школ.

Одной из них присуща идея о том, что в человеческой психике нет ничего, чего не было бы в психике животных. А так как изучение пси­хических явлений вообще началось с человека, то весь животный мир был наделен сознанием, волею и разумом. Это, по его определению, " монизм ad hominem" (лат. — применительно к человеку), или " мо­низм сверху".

Вагнер показывает, как оценка психической деятельности живот­ных по аналогии с человеком приводит к открытию " сознательных способностей" сначала у млекопитающих, птиц и других позвоноч­ных, потом у насекомых и беспозвоночных до одноклеточных вклю­чительно, затем у растений и, наконец, даже в мире неорганической природы. Так, возражая Э. Васману, который считал, что муравьям свойственны взаимопомощь в строительной работе, сотрудничество

и разделение труда, Вагнер справедливо характеризует эти мысли как антропоморфизм[145].

Несмотря на ошибочность тех конечных выводов, к которым при­шли многие ученые, проводя аналогию между действиями животных и людей, этот субъективный метод имел принципиальных защитни­ков и теоретиков в лице В. Вундта, Э. Васмана и Дж. Романеса. Для Вагнера этот метод неприемлем даже с теми корректировками к не­му, с теми рекомендациями " осторожно им пользоваться" и прочими оговорками, которые характерны для последних. " Ни теория Рома­неса, ни коррективы Васмана, — утверждает Вагнер, — не доказали научности субъективного метода. Я полагаю при этом, что неудача их попытки является следствием не недостатка их аргументации или не­полноты их соображений, а исключительно неудовлетворительности самого метода, в защиту которого они, хотя и по разным соображе­ниям, выступают" [146].

Трудно назвать как в России, так и на Западе биолога или психо­лога, который в этот период с такой убедительностью и последова­тельностью разрушал бы веру в могущество субъективного метода, критиковал антропоморфизм в естествознании, как это делал Вагнер. Некоторым ученым он даже казался в этом отношении слишком рез­ким и склонным к крайностям.

Биолог Ю. Филиппченко, как будто сочувственно излагавший от­рицательную оценку Вагнером " монизма сверху", был, однако, скло­нен, как и Васман, ограничиваться поверхностной критикой " ходя­чей психологии животных". Целиком отрицать метод аналогии нельзя, считал Филиппченко, и " без некоторого элемента аналогии с психикой человека" невозможна никакая психология животных. Он безоговорочно подписывался под словами Васмана: " Человек не обладает способностью непосредственного проникновения в психиче­ские процессы животных, а может заключать о них только на основа­нии внешних действий... Эти проявления душевной жизни животных человек затем должен сравнивать с собственными проявлениями, внутренние причины которых он знает из своего самосознания" [147]. Да­лее Филиппченко утверждал, что необходимость подобных сравне­ний не отрицается и самим Вагнером, и приводил слова последнего о том, что объективная биопсихология для решения своих задач также пользуется сравнением психических способностей, но совершенно иначе как по материалу сравнения, так и по способу его обработки. Здесь, как видим, происходила подмена вопроса о возможности ана­логии между психикой человека и психикой животных (что относит­ся к проблеме методов сравнительной психологии) вопросом о срав­нении психики животных и человека (что составляет предмет срав­нительной психологии). Признавая необходимым сравнение психи­ки человека и животных (без этого не было бы сравнительной психо­логии), Вагнер отрицал необходимость и возможность метода пря­мых аналогий с психикой человека в биопсихологии.

Другое направление, противоположное " монизму сверху", Вагнер именовал " монизмом снизу". В то время как антропоморфисты, ис­следуя психику животных, мерили ее масштабами человеческой пси­хики, " монисты снизу" (к их числу он относил Ж. Леба, К. Рабля и др. ), решая вопросы психики человека, определяли ее, наравне с психикой животного мира, мерою одноклеточных организмов.

Если " монисты сверху" везде видели разум и сознание, которые в конце концов признали разлитыми по всей вселенной, то " монисты снизу" повсюду (от инфузории до человека) усматривали только ав­томатизмы. Если для первых психический мир активен, хотя эта ак­тивность и характеризуется теологически, то для вторых — животный мир пассивен, а деятельность и судьба живых существ полностью пре­допределены " физико-химическими свойствами их организации". Ес­ли " монисты сверху" в основу своих построений клали суждения по аналогии с человеком, то их оппоненты видели такую основу в дан­ных физико-химических лабораторных исследований.

Таковы сопоставления двух основных направлений в понимании проблемы развития в психологии. Здесь схвачены принципиальные недостатки, которые для одного направления сводятся к антропомор­физму, субъективизму, а для другого - к зооморфизму, фактическому признанию животных, включая высших и даже человека, пассивными автоматами, к непониманию качественных изменений, характер­ных для высших ступеней эволюции, то есть в конечном счете к мета­физическим и механистическим ошибкам в концепции развития.

Вагнер поднимается до понимания того, что крайности в характе­ристике развития неизбежно сходятся: " Крайности сходятся, и пото­му нет ничего удивительного в том, что монисты " снизу" в своих край­них заключениях приходят к такому же заблуждению, к какому при­шли монисты " сверху", только с другого конца: последние, исходя из положения, что у человека нет таких психических способностей, ко­торых не было бы у животных, подводят весь животный мир под один уровень с вершиной и наделяют этот мир, до простейших включи­тельно, разумом, сознанием и волей. Монисты " снизу", исходя изтого же положения, что человек в мире живых существ с точки зрения пси­хологической ничего исключительного из себя не представляет, под­водят весь этот мир под один уровень с простейшими животными и приходят к заключению, что деятельность человека в такой же степе­ни автоматична, как и деятельность инфузорий" [148].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.