Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 29 страница



Впоследствии в силу социально-идеологических причин представ­ления Аристотеля были переведены в религиозный контекст. Посту­лат о нераздельности души и тела был отвергнут. Душа истолковыва­лась как самостоятельная первосущность, и ей была придана роль ре­гулятора жизнедеятельности. Это означало разрыв с детерминизмом и гегемонию телеологии в ином, чем у Аристотеля, и бесперспектив­ном для науки смысле.

В период краха античного мира возникает ставшее опорой рели­гиозного мировоззрения учение Августина, наделившее душу спон­танной активностью, противопоставленной всему телесному, земно­му, материальному. Все знание считалось заложенным в душе, кото­рая живет, " движется в Боге". Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли на реализацию заложенных в душе потенций.

Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт. Под этим имелось в виду, что душа обращается к себе, постигая с пре­дельной достоверностью собственную деятельностью и ее незримые для внешнего наблюдения продукты (в виде образов, мыслей, ассо­циаций).

Психологические задачи Августин развернул в систему аргумен­тов, которая на многие века определила линию интроспекционизма в психологии (единство и самодеятельность душ и, независимой от те­ла, но использующей его в качестве орудия, учение об особом внут­реннем опыте как непогрешимом средстве познания психики в отли­чие от внешнего опыта). В теологической психологии Августина ин­детерминизм как направление, противоположное детерминизму, по­лучил завершенное выражение. Вся последующая история психоло­гии насыщена острой борьбой этих непримиримых направлений. Ин­детерминизм сочетался с теологией, нов ином смысле, чем у Аристо­теля, который, как отмечалось, мыслил целесообразность как свой­ство, объективно присущее целостному организму в нераздельности его психических и телесных проявлений.

У философов идеалистического направления целесообразность объяснялась как активность души в качестве противостоящего телу высшего начала. Опыт, обращенный к внешней природе, и его логи­ческий анализ, давшие первые ростки объективного, основанного на принципе детерминизма знания о структуре и механизмах психики, поглощались религиозной догматикой, формировавшей негативное отношение ко всему внешнему и телесному.

Наивысшая достоверность придавалась особому " внутреннему опы­ту", лишенному рациональных оснований. Дальнейшее развитие на­учно-психологического знания, регулируемого принципом детерми­низма, стало возможным в новых социально-исторических условиях.

Особо следует выделить в качестве одного из вариантов предмеха-нического детерминизма попытки вернуться к естественнонаучному объяснению арабскими и западноевропейскими учеными в преддве­рии эпохи Возрождения.

В противовес принятым теологической схоластикой приемам рас­смотрения души как особой сущности, для действий которой нет дру­гих оснований, кроме воли божьей, начинает возрождаться созвуч­ный детерминизму подход к отдельным психическим проявлениям. Складывается особая форма детерминизма, условно ее можно назвать " оптическим" детерминизмом. Он возник в связи с исследованием зрительных ощущений и восприятий.

В предшествующие века зрение считалось функцией души. Но сна­чала арабоязычные, а затем западноевропейские натуралисты придали ему новый смысл благодаря тому, что поставили зрительное вос­приятие в зависимость от оптики. Она разрабатывалась в классиче­ских работах арабского ученого Ибн аль-Хайсама, а затем в XIII веке ею успешно занимались польский физик и оптик Витело, профессо­ра Оксфордского университета Роберт Гроссетест и Роджер Бэкон.

Для объяснения того, как строится изображение в глазу (то есть психический феномен, возникающий в телесном органе), они исполь­зовали законы оптики, связав тем самым психологию с физикой. Сен­сорный акт, считавшийся производным от бестелесного агента (ду­ши), выступил в виде эффекта, который возникает по объективным, имеющим математическое выражение законам распространения фи­зического по своей природе светового луча. Движение этого луча в физической среде зависит от ее свойств, а не направляется душой, наделенной заданной целью. Зрение ставилось в зависимость от за­конов оптики, включаясь тем самым в новый причинный ряд, под­чинялось физической необходимости, имеющей математическое вы­ражение.

События же в физическом мире доступны наблюдению, измере­нию, эмпирическому изучению, как непосредственному, так и при­меняющему дополнительные средства (орудия эксперимента). Оптика и явилась той областью, где соединялись математика и опыт. Тем са­мым преобразовывалась структура мышления, открывая новые перс­пективы для детерминизма.

Итак, до XVII века в эволюции психической мысли можно выде­лить три формы предмеханического детерминизма: гилозоистский, прабиологический и оптический.

Механический детерминизм

Научная революция XVII века создала новую форму детерминизма, а именно механический детерМИНИЗМ.

В эпоху перехода к мануфактурному производству с изобретением и использованием технических устройств схема их действия стала прообразом причинно-механической интерпретации всего сущего, включая организм и его функции.

Все психологическое наследие античности - учения об ощущениях, движениях, ассоциациях, аффектах — переосмысливается сквозь при­зму новых предметно-логических конструктов. Их ядром служило объ­яснение организма как своего рода машины, то есть определенным об­разом организованной и автоматически действующей системы. Сотво­ренная человеком машина, опосредствующая связи между ним и при­родой, выступила в виде модели объяснения и человека, и природы.

Фалес обращался к душе, чтобы понять свойства магнита, Гален -работу сердца. После исследований английского физика Гильберта причастность души к магнетизму представлялась столь же нелепой, как к течению воды, а после работ другого англичанина врача и фи­зиолога Гарвея ее причастность к кровообращению — столь же неле­пой, как к работе помпы, перекачивающей жидкость. Течение во­ды — естественный феномен, помпа — конструкция, созданная чело­веком. " Привязка" к конструкции — неотъемлемая особенность ме-ханодетерминизма.

Этот принцип научного познания в свою очередь прошел ряд фаз в своем развитии, в том числе пять главных из них —от середины XVII до середины XIX столетия.

Первая фаза наиболее типично представлена психологическим уче­нием Декарта. Он отделил душу от тела, преобразовав понятие о ду­ше в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего опре­деленные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простей­шие чувства. Восприятием (сенсорным феноменам) противопостав­лялись врожденные идеи, телесным движениям (рефлексам) — воле­вые акты, ассоциациям — операции и продукты абстрактного мыш­ления, простейшим эмоциям — интеллектуальные чувства. Эта дуа­листическая картина человека расцепляла его надвое (соответствен­но в Декартовой философии человек — это средоточие двух субстан­ций: непротяженной — духовной и протяженной - телесной).

Применительно к протяженным телам, производящим элементар­ные психические продукты, утверждалась их безостаточная подчинен­ность принципу детерминизма. Применительно же к сознательно-во­левым актам этот принцип отвергался. Здесь царил индетерминизм.

Если за освобожден нем тела от душ и и его моделированием по ти­пу машины стояли преобразования в сфере материального производ­ства, то за возведением сознания в независимую сущность - утверж­дение самоценности индивида, опорой бытия которого служит соб­ственная критическая мысль. Поскольку же для последней никаких определяющих ее работу оснований не усматривалось, человек вы­ступал как средоточие двух начал (субстанций), как существо, в объ­яснении психики и поведения которого детерминизм пересекается с индетерминизмом.

Попытку преодолеть это дуалистическое воззрение предпринял на философском уровне Спиноза в учении об единой субстанции. При­менительно же к психологии человека он объяснял его сущность осо­бым аффектом — влечением, считая, что радость увеличивает способ­ность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает. Отрицая слу­чайность, как и свободу воли, он дал повод считать его детерми­нистский подход родственным фатализму.

Следующие две фазы механодетерминизма представлены в XVIII веке учениями английских (например, Гартли) и французских (Ламет-ри, Дидро, Кабанис) материалистов. Их предшественники, утверж­дая детерминизм применительно к " низшим" психическим функци­ям, считали высшие функции (разум, волю) имеющими качественно иную сущность. Их формулу можно обозначить как " человек — полу­машина". На смену ей приходит формула " человек — машина". Но хотя идея машинообразности сохранялась, представление о " маши­не" во все большей степени из модели становилось метафорой. Ни " вибраторная" машина Гартли, ни чувствующий и мыслящий " чело­век - машина" Ламетри не имели никаких аналогов в мире автома­тов. Машина органического тела становится носительницей любых психических свойств, какими только может быть наделен человек.

Гартли мыслил в категориях Ньютоновой механики. Что же касает­ся французских сторонников детерминизма, то у них он приобретает новые признаки, знаменуя третью фазу в разработке детерминизма.

Она имела переходный характер, соединяя механодетерминист-скую ориентацию с идеей развития, навеянной биологией. Телесная машина становилась (взамен Декартовой — гомогенной) иерархиче­ски организованной системой, где в ступенчатом ряду выступают пси­хические свойства возрастающей степени сложности, включая самые высшие.

Четвертая фаза механодетерминистской трактовки психики воз­никла благодаря крупным успехам в области нервно-мышечной фи­зиологии. Здесь в первой половине прошлого века воцарилось " ана­томическое начало". Это означало установку на выяснение зависи­мости жизненных явлений от строения организма, его морфологии.

В учениях о рефлексе, об органах чувств и о работе головного моз­га сформировался один и тот же стиль объяснения: за исходное при­нималась анатомическая обособленность органов.

Эта форма детерминизма породила главные концепции рассмат­риваемого периода: о рефлекторной " дуге", о специфической энер­гии органов чувств и о локализации функций в коре головного мозга.

Организм расщеплялся на два уровня: уровень, зависящий от структуры и связи нервов, и уровень бессубстратного сознания.

К картине целостного организма естественнонаучную мысль воз­вратило открытие закона сохранения и превращения энергии, соглас­но которому в живом теле не происходит ничего, кроме физико-хи­мических изменений, мыслившихся, однако, не в механических, а в энергетических терминах.

Каково, однако, место психических процессов в этой биоэнерге­тике?

На этот вопрос последовало два ответа. Поскольку закон сохране­ния энергии выполняется в органическом мире неукоснительно, сло­жилась версия, что течение мыслей и других психических процессов подчиняется законам, по которым совершаются физико-химические реакции в нервных клетках. Так появилась пятая фаза детерминизма в трактовке психики — вульгарно-материалистическая.

Тем временем не только успехи научного изучения реакций орга­низма, но и потребности практики (педагогической и медицинской) побуждали искать в ситуации, созданной открытием закона сохране­ния энергии, иную альтернативу. Ее выразила концепция психофи­зического параллелизма.

Слабость механодетерминизма побудила научную мысль обратить­ся к биологии, где в середине прошлого столетия происходили рево­люционные преобразования.

Биологический детерминизм

Понятие об организме существенно изменилось в середине XIX века под влиянием двух великих учений — Ч. Дарвина и К. Бернара.

Жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды. Дарвин и Бернар объяснили эту телеологичность (целесообразность) естествен­ными причинами. Первый — отбором и сохранением форм, случай­но оказавшихся приспособленными к условиям существования. Вто­рой - особым устройством органических тел, позволяющим забла­говременно включать механизмы, способные удержать основные би­ологические процессы на стабильном уровне (впоследствии амери­канский физиолог У. Кеннон, соединив бернаровские идеи с дарви­новскими, дал этому явлению специальное имя — гомеостазис). Де­терминация будущим, то есть событиями, которые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент, — такова особенность биологического детерминизма в отличие от механиче­ского, не знающего других причин, кроме предшествующих и акту­ально действующих. При этом, как показал Дарвин, детерминация бу­дущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида.

С этим была связана радикальная инновация в понимании детер­минизма, который отныне означал не " жесткую" однозначную зави­симость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.

Это открывало простор для широкого применения статистических методов. Их внедрение в психологию изменило ее облик. Здесь вели­ким пионером выступил английский психолог и антрополог Фрэн­сис Гальтон.

Еще в молодости Гальтон изучил работы одного из создателей со­временной статистики - бельгийца Адольфа Кетле. В книге " Соци­альная физика" (1935), произведшей глубокое впечатление на умы со­временников и вызвавшей острые споры, Кетле, опираясь на теорию вероятностей, показал, что ее формулы позволяют обнаружить под­чиненность поведения людей некоторым закономерностям. Анали­зируя статический материал, он получил постоянные величины, да­ющие количественную характеристику таких человеческих актов, как вступление в брак, самоубийство и др. Эти акты считались произволь­ными. Теперь же выяснилась известная регулярность их совершения. Противники концепции свободной воли восприняли " социальную физику" Кетле как свидетельство правоты своих взглядов. Сам Кетле исходил в интерпретации полученных результатов из идеи " среднего человека". Он предполагал существование извечной человеческой природы как своего рода идеала, от которого люди отклоняются со­ответственно нормальной кривой вероятностей. Именно поэтому средняя величина есть наиболее частая.

Если среднее число является постоянным, то за ним должна сто­ять реальность, сопоставимая с физической, благодаря чему стано­вится возможным предсказывать явления на основе статистических законов. Для познания же этих законов безнадежно изучать каждого индивида в отдельности. Объектом изучения поведения должны быть большие массы людей, а методом — вариационная статистика. Кетле установил, как распределяются различные отклонения от средней ве­личины: чем отклонение больше, тем оно встречается реже, причем этому можно дать точное математическое выражение.

В 1869 году вышла книга Гальтона " Наследственный гений". В ней давался статистический анализ биографических фактов и излагался ряд остроумных соображений в пользу приложимости закона Кетле к распределению способностей. Подобно тому как люди среднего ро­ста составляют самую распространенную группу, а высокие встреча­ются тем реже, чем больше они отклоняются от нормы, точно так же, полагал Гальтон, люди отклоняются от средней величины ив отно­шении умственных способностей. Но чем детерминированы эти от­клонения? Кетле объяснял их " игрой случая". Гальтон же утверждал, что они строго определяются фактором наследственности.

Мы встречаемся здесь с еще одним направлением мысли, возник­шим в психологии под влиянием эволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней имелся и другой аспект — принцип естественного отбора, в свою оче­редь предполагающий действие механизма наследственности. При­способление вида достигается за счет генетических детерминирован­ных вариаций индивидуальных форм, образующих вид.

Под влиянием этого общебиологического подхода Гальтон выдви­гает положение о том, что индивидуальные различия психологиче­ского порядка, подобно различиям телесным, могут быть объяснены только в категориях учения о наследственности. Выдвигалась новая важная проблема - проблема генетических предпосылок развития психических способностей. Наносился еще один удар по концепци­ям, противопоставлявшим телесные качества человека душевным.

Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном, во­оружили психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее перспективным оказался метод исчисления коэф­фициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершен­ствованный английским математиком К. Пирсоном и другими по­следователями Гальтона, внес в психологическую науку ценные ма­тематические методики, в частности — факторный анализ. Это дало мощный импульс детерминистскому объяснению индивидуальных различий между людьми, перспективность которого для будущего пси­хологии, социальной практики преувеличить невозможно. С этим свя­зано также широчайшее распространение метода тестов. Был проло­жен еще один детерминистский " мост" из биологии в психологию.

Крупные сдвиги в строе биологического мышления изменяли трак­товку психических функций. Новая " картина организма" требовала изучить эти функции под новым углом зрения. Вопрос о преобразова­нии психологии в специальную науку, отличную от философии и фи­зиологии, возник, когда физиологами были открыты с опорой на эк­сперимент и количественные методы закономерные зависимости между психическими феноменами и вызывающими их внешними раздражи­телями. Здесь зародилось два главных направления: психофизика и пси­хометрия. Оба направления опирались на свидетельства сознания ис­пытуемых. Сознание, каким оно мыслилось со времени Декарта, и стало считаться истинным предметом психологии. Его отношение к организ­му в условиях, когда он мыслился как физико-химическая машина, ко­торой правит закон сохранения энергии, неотвратимо представлялось по типу параллелизма. Признать сознание способным взаимодейство­вать с телом значило бы нарушить этот закон природы.

С параллелизма и ассоцианизма — этих детищ механодетерминиз-ма — психология и начинала свой путь в качестве суверенной науки.

Психический детерминизм

Отстоять свое собственное место среди других наук психология смогла лишь при условии открытия и изучения причинных связей и форм детермина­ции явлений, этим наукам неведомым и в их поня­тиях непостижимым. Поскольку предметом психологии инициаторы ее обособления в самостоятельную, независимую от философии и физиологии (частью которых она прежде считалась) дисциплину при­знали сознание как совокупность процессов во внутреннем мире субъ­екта, то на первых порах причинное основание для этих процессов усматривалось в пределах сознания, где они будто бы и начинаются, и кончаются. Поэтому Вундт, провозгласивший психологию самосто­ятельной наукой, выдвинул формулу о " замкнутом причинном ряде", или, иначе говоря, о том, что одни явления сознания вызываются дру­гими.

Между тем этот вариант детерминистской интерпретации явле­ний (он, напомним, был порожден идеей параллелизма, которая не могла не утвердиться перед лицом успехов естественных наук, где вос­торжествовал закон сохранения энергии) все явственнее обнаружи­вал свою несостоятельность в силу несовместимости с успешно раз­вивающейся под звездой нового детерминизма эволюционной био­логией.

Учение об естественном отборе, как могучей силе, безжалостно ис­требляющей все, что не способствует выживанию организма, требо­вало отказаться от трактовки психики как " праздного" (по отноше­нию к биологическим задачам) продукта нервного вещества.

На смену вундтовской концепции, названной структурализмом, приходит вскормленный новыми биологическими идеями функцио­нализм. Он сохранил прежнюю версию о сознании, но предпринял попытку придать ему роль деятельного агента в отношениях между интересами организма и возможностью их реализации.

Действие, исходящее от субъекта, рассматривалось как инструмент решения проблемы, а не механический ответ на стимул. Но конеч­ной причиной самого телесного действия оставалось все то же, не име­ющее оснований ни в чем внешнем, целеустремленное сознание субъ­екта, на которое возлагалась роль посредника между организмом и средой.

Функционализм, подобно структурализму, принимал в качестве предмета исследованияданные в самонаблюдении феномены, то есть чрезвычайно поздний продукт исторического развития.

Объективная телеология живого, объясненная с позиций детерми­низма понятиями об естественном отборе Дарвина и о гомеостазе Бер-нара, подменялась изначально присущей сознанию субъективной те­леологией. Неудовлетворенность функционализмом вела к его рас­паду.

Истинно психические детерминанты подобны тем, с которыми имеют дело другие науки. Они действуют объективно, то есть незави­симо от сознания, служа уникальными регуляторами взаимоотноше­ний между организмом и средой — природной и социальной.

Основные категории психологического познания изменяли свои " параметры" в зависимости от смены форм детерминизма, которые складывались исторически, концентрируя достижения научной мысли.

На рубеже XX века было открыто, что реалии, запечатленные в пси­хологических категориях, не только могут быть объяснены действи­ем природных или социальных факторов, но и сами исполнены ак­тивного детерминационного влияния на жизнедеятельность организ­ма, а у человека — на его социальные связи.

Содержание категорий психологического мышления обрело смысл особых детерминант. Система этих категорий выступила в методоло­гическом плане как форма детерминизма, отличная от всех других его форм. Это был психический детерминизм. С его утверждением никто не мог оспаривать достоинство психологии как самостоятель­ной науки.

Первые крупные успехи на пути перехода от биологического де­терминизма к психологическому были сопряжены с разработками ка­тегорий образа, действия, мотива. Наиболее типично это запечатле­ло творчество Гельмгольца, Дарвина и Сеченова.

Гельмгольц как физиолог, объясняя ощущения, стоял еще на поч­ве механодетерминизма. Ощущение трактовалось как прямое порож­дение нервного волокна, которому присуща " специфическая энер­гия". Однако перейдя от ощущений к сенсорным образам внешних объектов, он внес в понятие о восприятии признаки, соотносившие его с неосознаваемыми действиями организма (глаза), которые стро­ятся по типу логической операции (" бессознательные умозаключе­ния" ). Само же ощущение, считал он, соотносится не только с нервным субстратом, но и внешним объектом, находясь с ним в зна­ковом отношении. (Появилась схема построения образа. )

Дарвин, непосредственно занимаясь проблемами психологии, объ­яснил генезис инстинктивного поведения, а также адаптивную роль внешнего выражения эмоций. Тем самым категория мотива, которая прежде выступала либо в виде желания или хотения субъекта, либо как заложенная в его психическом механизме интуитивная сила, по­лучала естественнонаучное объяснение.

Сеченов ввел понятие о сигнальной роли чувствований (образов), регулирующих работу мышц. Будучи наделены чувственными " дат­чиками", мышцы уж сами несут информацию как об эффекте произ­веденного действия, так и об его пространственно-временных коор­динатах. Тем самым принцип обратной связи объяснял роль чувствен­ного образа и реального телесного действия в жизненных встречах ор­ганизма со средой. Таким образом, психический детерминизм утверж­дался как особый вид саморегуляции поведения организма, а не регуляции его актами или функциями сознания, внешними по отноше­нию к нему и имеющими основания только в самом этом сознании.

На обломках функционализма возникают школы, стремившиеся покончить с сознанием как верховным, устремленным к цели аген­том. Главные среди них — психоанализ, гештальтизм и бихевиоризм. Все они вышли из функциональной психологии (учителем Фрейда был автор психологии акта Брентано, Вертгеймера — функционалист Кюльпе, Уотсона — функционалист Энджем).

Психоанализ поставил сознание в зависимость от трансформаций психической энергии. Гештальтизм заменил понятие о сознании как особом причинном агенте понятием о преобразованиях " феноменаль­ного поля". Бихевиоризм вычеркнул понятие о сознании из психоло­гического лексикона. В поисках причинного объяснения психических феноменов эти школы (к ним можно присоединить школу Пиаже, учителем которого был функционалист Клапаред) явно или неявно обращаются либо к физическим представлениям об энергии и поле, либо к биологическому принципу гомеостазиса.

В бернаровской концепции принцип гомеостазиса относился толь­ко к регуляции процессов во внутренней среде организма. Будучи пе­ренесен на взаимоотношени-я между организмом и внешней средой, он привел к постулату о том, что смысл этих взаимоотношений опре­деляется задачей достижения равновесия (а не на активное преодо­ление организмом сопротивления среды и ее преобразование).

И в бихевиористских моделях (сравните " закон эффекта" у Торн-дайка, принцип " редукции потребности" у Халла, " подкрепление" у Скиннера), и во фрейдистских представлениях о стремлении пси­хической энергии к разряду, и в теориях поля, соответственно кото­рым психикой движут неравновесные " системы напряжений", и вуче-нии Пиаже о том, что уравновешивание организма со средой (дости­гаемое посредством ассимиляции и аккомодации) определяет разви­тие интеллекта, — во всех этих концепциях запечатлен отразивший влияние физики и биологии психический детерминизм. Но если в естествознании понятия об энергии поля, гомеостазе и др. отобража­ют адекватную им реальность, то в контексте психологических иска­ний они приобрели характер метафор. Ведь, когда говорилось об энер­гии мотива, напряжении поля или стремлении системы к равнове­сию, не предполагалось объяснение психического в категориях фи­зики или физиологии.

Психический детерминизм в силу своеобразия факторов, специ­фичных для человеческого уровня жизнедеятельности, укреплялся включением в структуру категорий (как обобщенных образов психо­детерминант) признаков, почерпнутых в сфере социокультурных процессов. Поэтому развитие психического детерминизма шло по пути разработки таких объяснительных схем, которые формировались в своеобразном " диалоге" между " голосами" естественных и социаль­ных наук.

Макросоциальный детерминизм

Наряду с теориями, стержнем которых служило причинное объяснение психики как творения природы, сложилось направление, ориентиро­ванное на изучение ее ускоренности в социаль­ной жизни людей. Эти теории исходили из того, что своеобразие жиз­ни радикально изменило общий строй психической организации лю­дей, утвердив над ними власть совершенно особых детерминант, от­личных и от физических раздражителей, и от нервных импульсов. В роли детерминант выступили столь же объективные, как эти раздра­жители, но порождаемые не природой, а самими взаимодействующи­ми между собой людьми, формы их социального бытиях, их культуры. Философские идеи о социальной сущности человека, его связях с исторически развивающейся жизнью народа получили в XIX веке кон­кретно-научное воплощение в различных областях знания. Потреб­ность филологии, этнографии, истории и других общественных дис­циплин в том, чтобы определить факторы, от которых зависит фор­мирование продуктов культуры, побудила обратиться к области пси­хического. Это внесло новый момент в исследования психической де­ятельности и открыло перспективу для соотношения этих исследова­ний с исторически развивающимся миром культуры. Начало этого на­правления связано с попытками немецких ученых приложить схему И. Ф. Гербарта к умственному развитию не отдельного индивида, а це­лого народа[134].

Реальный состав знания свидетельствовал о том, что культура каж­дого народа своеобразна. Это своеобразие было объяснено первичны­ми психическими связями " духа народа", выражающегося в языке, ми­фах, обычаях, религии, народной поэзии. Возникает план создания спе­циальной науки, объединяющей историко-филологическое исследо­вание с психическими. Она получила наименование " психология на­родов". Первоначальный замысел был изложен в редакционной статье первого номера " Журнала сравнительного исследования языка" (1852); а через несколько лет гербартианцы Штейнталь и Лазарус начали из­давать специальный журнал " Психология народов и языкознание" (первый том вышел в I860 году, Издание продолжалось до 1890 года).

В научный оборот вошли факты, которые не интересовали физио­логическую психологию. Однако опора на гербартианскую концеп­цию " статики и динамики представлений", уходящую корнями в ин­дивидуалистическую трактовку души, не могла объяснить, каким об­разом факторы культуры формируют психический склад народа.

Радикально иную позицию занял русский мыслитель А. А. Потеб-ня. В своей книге " Мысль и язык" он, следуя принципу историзма, анализировал эволюцию умственных структур, которыми оперирует отдельный индивид, впитывающий эти структуры благодаря усвое­нию языка. Творцом языка является народ как " один мыслитель, один философ", распределяющий по разрядам плоды накопленного входе истории общенационального опыта. Мыслящие на этом языке инди­виды воспринимают действительность сквозь призму запечатленных в нем внутренних форм.

Потебня тем самым стал инициатором построения культурно-ис­торической психологии, черпающей информацию об интеллектуаль­ном строе личности в объективных данных о прогрессе националь­ного языка как органа, образующего мысль.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.