Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 27 страница



Концепция групповой сплоченности, принятая в традиционной социальной психологии, оказалась неспособной решить многие важ­ные проблемы групповой динамики, что в той или иной степени вы­нуждены признать и сами исследователи.

Сплоченность с позиции деятельностного подхода

Частота контактов и наличие взаимных социометрических выборов могут рассматриваться как показатели, специфические для диффузной группы. Однако для понимания явлений, возни-

кающих в группах иного уровня, эти показатели не являются сколь­ко-нибудь информативными, так как количество взаимодействий и выборов здесь не выступает в качестве системообразующего призна­ка. Сплоченность следует рассматривать в качестве меры единения, которое вызвано осознанием общности цели, задач и идеалов, а так­же межличностными отношениями, имеющими характер товарище­ства, взаимопомощи. Однако при конкретном определении коэффи­циентов сплоченности исследователи в качестве исходных данных ис­пользовали обычно только два параметра: число членов группы и ко­личество коммуникаций независимо от их эмоциональной окраски.

Верно понимая сплоченность как интегральную социально-пси­хологическую характеристику группы, тем не менее многие авторы применяли приемы исследования, не соответствующие сплоченно­сти индивидов в группе высшего уровня развития. Это приводило эк­спериментальное решение в противоречие с исходными теоретиче­скими позициями.

Информативное содержание коэффициентов сплоченности, по­лучаемых путем подсчета взаимных социометрических выборов и вы­явления частоты обращений друг к другу, посуществулишало психо­лога возможности проследить-механизм образования сплоченности, не давало возможности строить прогнозы об особенностях социаль­ного поведения исследуемых групп.

Представление о сплоченности как эмоционально-коммуникатив­ном объединении индивидов, более или менее правильно отражаю­щее реальный феномен психологии диффузных групп, оказывается непродуктивным, когда становится теоретической основой экспери­ментального исследования групп, объединенных в первую очередь це­лями, задачами и принципами совместной деятельности. Очевидно, что для выявления сплоченности и получения индексов ее выражен­ности необходимо обратиться к содержательной характеристике груп­повой совместной деятельности. Так возникло представление о спло­ченности как ценностно-ориентационном единстве коллектива.

Ценностно-ориентационное единство в качестве показателя груп­повой сплоченности выступает как интегральная характеристика си­стемы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятель­ности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ори­ентации. На такой основе могла быть построена и собственно экспе­риментальная программа получения индекса сплоченности, в каче­стве которого была принята частота совпадений мнений или пози­ций членов группы по отношению к значимым объектам.

" Расшифровывая" индексы сплоченности как ценностно-ориен-тационного единства, можно сопоставлять различные группы по уров­ню развития, вообще получать данные для более глубоких представ­лений о характере взаимоотношений личностей в группе, чем при ис­пользовании социометрических индексов сплоченности, которые, как было уже отмечено, не обладают достаточной информативностью.

Высокая степень ценностно-ориентационного единства не созда­ется в результате коммуникативной практики группы, а является след­ствием активной совместной групповой деятельности. Именно она составляет основу общения между членами группы и всех феноменов межличностных отношений. Поэтому и характер взаимодействий в группе оказывается следствием единства ценностных ориентации ее членов.

Ценностно-ориентационное единство группы как показатель ее сплоченности отнюдь не предполагает совпадения оценок во всех от­ношениях, нивелировкуличности в группе. Ценностно-ориентацион­ное единство - прежде всего сближение оценок в нравственной и де­ловой сфере, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

Достоверный и тонкий психологический анализ сплоченности лю­дей, объединенных общим делом, дает А. И. Герцен в книге " Былое и думы": "... в сущности, я и теперь убежден, что в действительно близ­ких отношениях тождество религии необходимо, — тождество в глав­ных теоретических убеждениях. Разумеется, одного теоретического согласия недостаточно для близкой связи между людьми; я был бли­же по симпатии, например, с И. В. Киреевским, чем с многими из на­ших. Еще больше — можно быть хорошим и верным союзником, схо­дясь в каком-нибудь определенном деле и расходясь в мнениях; в та­ком отношении я был с людьми, которых бесконечно уважал, не со­глашаясь в многом с ними, например, с Маццини, с Ворцелем. Я не искал их убедить, ни они — меня; у нас довольно было общего, чтоб идти не ссорясь по одной дороге. Но между нами, братьями одной семьи, близнецами, жившими одной жизнью, нельзя было так глубо­ко расходиться" [129].

По существу речь здесь идет о противопоставлении сплоченности как эмоциональной близости людей и сплоченности как ценностно-ориентационного единства союзников и, наконец, единомышленни­ков. Для последних необходимо наличие " тождества религии", что, как поясняет А. И. Герцен, означает " тождество в главных теоретиче­ских убеждениях".

В результате конкретных экспериментальных исследований и ана­лиза полученных данных был сделан обоснованный вывод о том, что в группах высокого уровня развития коэффициент ценностно-ори­ентационного единства по сравнению с диффузными группами весь­ма высокий. Если в первых коэффициенты сплоченности были близ­ки к единице (от 0, 6 до 0, 92), то во вторых коэффициенты групповой сплоченности колебались от 0, 2 до 0, 5. Все это дает основание отне­сти сплоченность как ценностно-ориентационное единство ко вто­рому слою в стратометрической структуре коллектива, оставив спло­ченность как эмоционально-коммуникативную объединенность груп­пы в качестве одной из характеристик поверхностного слоя внутри-групповой активности.

Уровни групповой совместительности

Одним из аспектов, или компонентов, общей сплоченности группы может быть признана совместимость образующих ее людей. Традиционно едва ли не ведущим способом выяснения совместимости ин­дивидов в группе служил гомеостатический подход. Решая задачу на приборе типа " гомеостат", члены группы добивают­ся или не могут добиться согласованности сенсомоторных действий, что рассматривается как наличие или отсутствие их совместимости. По-видимому, и в самом деле таким способом может быть выявлена совместимость как согласованность людей в группе при осуществле­нии простейших совместных действий. Но можно ли на этой основе делать вывод о совместимости людей в группе, если иметь в виду бо­лее сложные виды деятельности? Люди, которые не могут так вращать ручки гомеостата, чтобы не мешать, а помогать друг другу, в такой элементарной деятельности и впрямь несовместимы. Но дает ли это основания заключить, что они окажутся несовместимы и в конструк­торской, военно-тактической, художественно-творческой деятельно­сти? Разве именно наличие сенсомоторной согласованности обеспе­чивает совместимость членов группы в других видах деятельности? Это уже кажется более чем сомнительным.

Указанные соображения вынуждают искать основу психологиче­ской совместимости в согласованности не при выполнении той или иной отдельно взятой операции, а внутри цельной, совместно выпол­няемой деятельности, которая для субъекта детерминируется общей задачей и в структуру которой оказывается встроенным образ ее уча­стников (их способности, намерения, представления о способах ре­шения задач). В контексте этого теоретического подхода исследуется сплоченность группы как согласованность функционально-ролевых ожиданий, то есть представлений участников совместной деятельно­сти о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый из членов группы при реализации общей для всех це­ли. Как показало конкретное исследование, отсутствие согласован­ности функционально-ролевых ожиданий может стать источником конфликтов, эрозии сплоченности и появления признаков психоло­гической несовместимости в группе.

Согласованность функционально-ролевых ожиданий не является, однако, определяющей характеристикой совместимости в группе.

Групповая деятельность - явление динамическое. Далеко не все­гда можно во всей полноте расписать все функции всех членов груп­пы и заблаговременно согласовать все функционально-ролевые ожи­дания, в особенности если деятельность носит творческий характер. В таком случае сплоченность как согласование функционально-ро­левых ожиданий не может обеспечить подлинную интеграцию лич­ности в группе.

Данное обстоятельство заставляет нас вернуться к представлению о ценностно-ориентационном единстве как основном и важнейшем показателе сплоченности высокоразвитой группы, но уже обратив­шись не столько к предметно-целевым характеристикам групповой деятельности, сколько к ее нравственной основе, находящей выра­жение в личностной позиции каждого ее члена по отношению к тем, с кем он связан общей целью.

Все формы ценностно-ориентационного единства, которые были до сих пор рассмотрены, характеризовали сплоченность как резуль­тат совпадения ориентации в некотором объекте (цель, задачи, руко­водитель и т. п. ), когда, фигурально выражаясь, " все смотрят в одном направлении". Теперь же надо рассмотреть случаи единства, прояв­ляющегося в том, что все в группе видят друг друга, относятся друг к другу с единой нравственной позиции. Здесь имеется в виду феномен возложения ответственности, то есть устойчивая позиция личности, проявляющаяся в признании правомерности отнесения возможных социальных санкций (одобрения или наказания за успех или неудачи совместной деятельности) к себе лично или к другим лицам в группе.

Феномен возложения ответственности изучался в западной соци­альной психологии как индивидуально-психологическая характери­стика человека, проявляющаяся или не проявляющаяся в зависимо­сти от того, что представляет собой другой индивид, на которого мо­жет быть возложена ответственность за неудачу или которому могут быть возданы почести за успех, и что представляет собой ситуация деятельности - кооперативная или конкурентная (Г. Келли, А. Тилл, С. Шерман и др. ). Так, канадские психологи показали зависимость возложения ответственности от внешней привлекательности другого лица. Выяснилось, что ответственность за хорошие поступки и успешные дела приписывается хорошеньким женщинам, а женщинам внеш­не непривлекательным приписывается ответственность за неудачи и плохие поступки. Обычно акты возложения ответственности изучали в игровых условиях, вне связи с конкретной социальной средой, зна­чимой совместной деятельностью в группах. Поэтому интересный сам по себе феномен по существу не был объяснен и использован в целях интерпретации процессов и явлений внутригрупповой активности.

Эксперименты, проведенные с позиций теории деятельностного опосредствования, свидетельствуют, что характер возложения ответ­ственности обнаруживает зависимость от уровня развития группы. Подтвердилась гипотеза, что в группе высокого уровня развития ак­ты возложения ответственности носят в основном объективный ха­рактер, а индивидуальный вклад каждого оценивается адекватно прак­тически вне зависимости от конечного успеха или неудачи совмест­ной деятельности. Противоположная картина наблюдалась в низко­развитой группе, где в случае успеха совместной деятельности субъ­ект оценки отмечает свои заслуги, а в случае неудачи готов перело­жить вину на других или по крайней мере на " объективные обстоя­тельства". Можно предположить, что в такой группе акты возложе­ния ответственности обусловлены главным образом индивидуально-психологическими особенностями субъекта оценки, и это как раз та сфера, где обнаруживают действие все те закономерности и зависи­мости, которые были экспериментально обнаружены западными со­циальными психологами и неправомерно отнесены к характеристике малых групп вообще.

Неадекватность в приписывании ответственности за успехи или неудачи реально выполняемой и социально оцениваемой деятельно­сти является конфликтогенным фактором в любой группе. Так как сплошь и рядом участники совместной деятельности не в состоянии объективно измерить собственный вклад в общее дело, то их оценки имеют явно субъективный характер. Нравственная сила, блокирую­щая крайности субъективизма, создает условия для совместимости лю­дей на основе принятых моральных норм — не уклоняться от ответ­ственности, не перекладывать вину " с больной головы на здоровую", не приписывать себе успех, умаляя значения другого в общих достиже­ниях, не ссылаться на " объективные обстоятельства" и т. д. Подводя некоторые итоги, скажем, что сплоченность группы высокого уровня развития и совместимость ее членов образуют своего рода иерархию уровней. На самом нижнем уровне оказывается сплоченность, выра­жающаяся в интенсивности коммуникативной практики группы, со­вместимость как взаимность социометрических выборов, психофизи­ологическая совместимость характеров и темпераментов, согласованность сенсомоторных операций при выполнении действий и т. д. Спло­ченность на этом уровне является необходимым условием для интег­рации индивида в группе, где межличностные отношения в минималь­ной степени опосрдествованы содержанием и ценностями социальной деятельности. Необходимые и достаточные для характеристики диф­фузной группы, эти условия недостаточны и не столь уже принципи­альны для характеристики высокоразвитой группы.

Опосредствованность межличностных отношений содержанием совместной деятельности, которая ставит перед каждым участником вопрос: " Что надо делать, чтобы в условиях разделения труда соот­ветствовать требованиям и ожиданиям других членов группы? " - под­нимает группу на более высокий уровень сплоченности. Эта форма сплоченности оказывается необходимой для определенных, в доста­точной степени стабильных этапов становления совместной деятель­ности и является признаком недиффузности группы. Однако она оставляет в стороне вопрос, во имя чего совершается деятельность и согласуются функционально-ролевые ожидания ее участников.

Высший уровень сплоченности и совместимости людей в совме­стной деятельности выступает в форме ценностно-ориентационного единства, с одной стороны, и адекватности возложения ответствен­ности — с другой.

Происхождение и психологические характеристики лидерства

То, что люди, входящие в группу, не могут там на­ходиться в одинаковых позициях по отношению к тому, чем занята группа (к целям ее деятель­ности), и друг к другу, пожалуй, можно рассмат­ривать в качестве постулата социальной психоло­гии. Вопрос о том, как понимать и характеризо­вать это противостояние людей, которое закрепляется в понятиях " лидер", " руководитель", " авторитет", " ведомые", " подчиненные" и т. д., и находит отражение в их личностных характеристиках.

Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и лич­ностными качествами, своим статусом, то есть закрепленными за ним правами и обязанностями, престижем, который отражает меру его за­слуг и вклада в общее дело, имеет определенное место в системе груп­повой организации. С этой точки зрения групповая структура пред­ставляет собой своеобразную иерархию престижа и статуса членов группы. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер груп­пы, приобретающий право брать на себя наиболее ответственные ре­шения, затрагивающие интересы всех членов группы. Обычно под­черкивается, что лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы и что оптимальным является случай совпаде­ния лидера и руководителя в одном лице. Если же такого совпадения нет, то эффективность деятельности группы зависит оттого, как сло­жатся отношения между официальным руководителем и неофициаль­ным лидером или лидерами.

Классификация теории лидерства

Изучение проблемы лидерства за последние пять десят лет на Западе накопило большой фонд эмпирических данных, что многократно порождало на­дежду на ее решение и столь же часто — разочаро­вания. Первую серию этих надежд и разочарований вызвала " теория черт лидера", основывавшаяся на представлении о том, что лидеры являются носителями определенных качеств и умений, присущих им, и только им, имеющих врожденный характер и обнаруживающихся независимо от особенностей ситуации или группы.

Сначала на первый план вышли физические черты (рост, вес и т. д. ). Быть выше других, иметь большой вес — такими представлялись при­знаки лидера не только в переносном, но и в прямом смысле этого сло­ва. Но основное подкрепление " теория черт" пыталась найти в изуче­нии личностных характеристик лидера (Е. Богардус и др. ). Однако в 1948 году американский исследователь Р. Стогдилл сравнил между со­бой более ста двадцати исследований " черт лидера" и пришел к вы­воду об отсутствии серьезных научных данных, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт.

Поиски детерминантлидерства как психологического явления уже в начале 50-х годов смещаются в область изучения групповых взаи­моотношений. Так возникает " теория лидерства как функции груп­пы" (Г. Хомманс и др. ), в которой лидер понимается как лицо, в наи­большей степени отвечающее социальным ожиданиям группы и наи­более последовательно придерживающееся ее норм и ценностей. К сожалению, " теория лидерства как функции группы" не имела до­казательного характера в связи с тем, что ее логическая структура со­держала " круг в определении". Ибо лидер, по определению, есть ин­дивид, обладающий наибольшим статусом и престижем, что, естест­венно, свидетельствует о том, что он как лидер соответствует нормам и ценностям, которые группа приписывает лидеру.

Наиболее общепринятой в западной социологии является " теория лидерства как функции ситуации" (Р. Бейлс, Т. Нькжом, А. Хейр). Наблюдая, как одни и те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играть в них различные роли (ребенок может быть " лидером" среди ребят своего двора и " ведомым" в классе; учитель может быть " лидером" в школе и лишаться этого положения в семье), ее авторы сделали вывод, что лидерство является не столько функци­ей личности или группы, сколько результатом сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные си­туации.

Данная точка зрения, как правило, не подвергается пересмотру в современной социальной психологии, хотя и получает вместе с тем ряд уточнений. При этом используется подход, найденный еще в 50-х годах Р. Бейлсом и уточненный затем Ф. Фидлером. Согласно вышеназванной теории, в каждой группе наличествуют по меньшей мере два типа лидеров: эмоциональный (обеспечивающий регулирова­ние межличностных отношений) и инструментальный (захватываю­щий инициативу в специфических видах деятельности и координи­рующий общие усилия под достижению цели). Понимание лидерства как " функции ситуации" порождает представление о множественно­сти лид, ероъ (или лидерских функций) в группе, принимающих на себе ответственность за организацию тех или иных дел или отдельных сто­рон общей деятельности. Предполагается, что каждая ситуация об­щения в группе способна выдвинуть своего " ситуативного" лидера и в принципе лидеров может быть столько, сколько членов в группе. В то же время признается возможность появления универсального, или абсолютного, лидера, единолично обеспечивающего многоплановую групповую деятельность. Соответствующая типология лидерства учи­тывает прежде всего эту позицию, идет ли речь об объеме деятельно­сти (универсальный или ситуативный лидер) или содержании деятель­ности (лидер — генератор идей, лидер — исполнитель и т. д. ).

Надо сказать еще об одной типологии лидерства, идущей от работ К. Левина, Р. Липпита и др., в которой за основу классификации при­нимается стиль руководства: авторитарный, директивный или же де­мократический, либеральный. Как правило, в многочисленных рабо­тах западных социальных психологов подчеркиваются нежелательные последствия активности авторитарного лидера и оптимальность дей­ствия лидера демократического. Впрочем, в последнее время данная типология лидерства вызывает серьезные возражения своей прямоли­нейностью. Следует отметить, что многие социальные психологи спра­ведливо критикуют психологические теории лидерства за неправомер­ные попытки перенести результаты лабораторного эксперимента в об­ласть явлений общественной жизни, где действуют многообразные со­циально-экономические факторы, влияние которых не способно учесть исследование, ориентированное на позитивистские концепции.

В последнее время американские психологи, и прежде всего Ф. Фидлер, сделали попытку построить " операциональную" модель лидерства, в которой были бы преодолены упрощения интерпрета­ции лидерства как функции многообразных проблемных групповых ситуаций. Предложенная Ф. Фидлером " вероятностная модель эффективности лидера" предполагает, что эффективность групповой де­ятельности зависит от того, насколько стиль лидера соответствует дан­ной ситуации. Эффективность лидера определяется степенью свобо­ды, которую допускает групповая ситуация и которая дает лидеру воз­можность осуществлять влияние.

Выделенные Ф. Фидлером переменные (стиль лидерства, ситуа­ция его реализации) достаточно убедительно характеризуют состоя­ние лидера в группе, однако, скажем сразу, они являются недоста­точными для его понимания. В предложенной модели отсутствует третья важнейшая переменная, которую американский психолог не принял. Такой третьей переменной должен быть уровень развития группы, определяемый степенью деятельностного опосредствования межличностных отношений. Один и тот же " стиль руководства" вод­ной и той же ситуации (фактор, определяемый Ф. Фидлером как task — " задача" ) будет эффективным или неэффективным в зависи­мости оттого, как и насколько поведение лидера будет опосредство­вано ценностным содержанием деятельности.

Модель Ф. Фидлера исходит из представления об имманентности конфликта между лидером и группой. Ориентированный на задачу лидер, стремясь обеспечить уепех ее решения группой, постоянно идет, как подчеркивает Ф. Фидлер, на риск ухудшения межличност­ных отношений с последователями. Это действительно более чем ве­роятная ситуация для определенного типа групп низкого уровня раз­вития. Но есть ли основание переносить эти выводы на группы, где цель групповой деятельности обладает равной ценностью для всех чле­нов группы — и для лидера, и для ведомых?

" Вероятностная модель эффективности лидера" не может быть ис­пользована для исследования высокоразвитой группы уже потому, что ее руководитель не поставлен перед альтернативой: либо группа, ли­бо групповая цель.

Фидлером была предложена идея АСО — assumed similarity of op­posite (" предполагаемое сходство противоположностей" ) — способ оценки стиля руководства. Величина АСО является количественным выражением установки личности по отношению к " значимым другим". Чем выше у индивида АСО, тем больше он склонен замечать недостат­ки " значимых других", требовать и контролировать, тем больше он ори­ентирован на выполнение задачи группы, а не на улучшение межлич­ностных отношений. О противоположной установке свидетельствует низкий индекс АСО. Лица с высоким АСО соответствуют психологи­ческой характеристике авторитарного стиля руководства: низкий АСО — признак демократического стиля. Генеральная идея, заложен­ная в методику АСО, если иметь в виду не процедуру, а результат ее применения, — это противопоставление лидера (индивида с высоким АСО) группе. Лидер с высоким АСО стремится к решению групповой задачи, и поэтому он вынужден быть требовательным, даже вступая в конфликте сотрудниками, которые, как молчаливо предполагается, в такой степени на групповую цель не ориентированы. Лидер с низким АСО выражает эту тенденцию членов группы и поэтому заботится не столько о цели и результатах их деятельности, сколько об " отлажива-нии" эмоциональных контактов с ними. Неописанная ситуация не по­казательна для взаимоотношений в группе высокого уровня развития типа коллектива. Совместная деятельность здесь определяется общей, принятой (присвоенной) всеми социально значимой целью, опосред­ствующей всю систему межличностных отношений и в том числе от­ношений " руководитель — подчиненные".

В группах высокого уровня развития такое деление, как " деловой", " инструментальный", " авторитарный" и " эмоциональный", " демо­кратический" лидер, во многом теряет смысл, потому что эмоцио­нальная интеграция детерминируется деятельностными характеристи­ками, деловой интеграцией. Но в таком случае главное средство оп­тимизации групповых отношений состоит не в их психологически обоснованной " косметике", а в такой организации групповой деятель­ности, которая обеспечивала бы наилучшие возможности для лично­стных проявлений и межличностных отношений.

Если необходимо понять, оптимизировать, " отладить" человече­ские отношения, нам надо переместить центр внимания с них самих на содержание групповой деятельности, на условия ее превращения из социально значимой в личностно значимую для каждого члена группы. При реализации этой задачи снимаются противопоставле­ние " делового", " авторитарного" лидера остальной группе и бес­смысленная контроверза " операциональный" —" эмоциональный" лидеры. Все это дает основания заключить, что поправки, внесен­ные Ф. Фидлером в " ситуативную теорию лидерства", не меняют ее сути и ее общей оценки. ;

Противоположные точки зрения представлены в идее " деятельно-стного опосредствования" групповых взаимоотношений, полагаю­щей, что силой, которая сплачивает группу индивидов в высокораз­витую общность, служит предметная деятельность. Чтобы " поймать" эту силу в понятийную " ловушку", необходим иной аппарат, чем раз­работанный для описания личности и внеделовых межличностных от­ношений. Хотя группологи и вынуждены были ввести понятие о за­даче какдетерминанте групповых взаимодействий, однако, будучи за­несено в социально-психологические схемы исследовательской прак­тики, оно выступило в них лишь как аморфный остаток предметной деятельности, внеположный внутренней организации группового процесса. Когда выделяется тип лидера, ориентированного на задачу, то речь идет либо о его качествах, характеризующих отношение к этой задаче (потребность в успехе, чувство ответственности, инициатив­ность, сопротивляемость препятствиям и др. ), либо о реакциях по­следователей и группы в целом на такой стиль лидерства. Но вне зо­ны социально-психологического видения остается социогенная, груп-пообразующая роль предметного фактора, то есть его роль в сплоче­нии группы, регуляции взаимоотношений внутри ее, в создании кол­лективной мотивации, в динамике общения, распределении функций между ее членами, изменении социальной перцепции — словом, во всем многообразии процессов, определяющих внутренний облик этой общности как особого субъекта познания и действия.

Лидерство с позиции теории деятельностного опосредствования

Как же дать такую характеристику групповой деятельности, которая могла бы объяснить феномен лидерства в его многочисленных и глубоко интересующих социальных психоло­гов проявлениях, как показать значение третьей переменной при интерпретации поведения и личностных ка­честв лидера? Здесь можно опереться на результаты конкретной эк­спериментальной работы исследователей, которые попытались соо­рудить такие " понятийные ловушки" (М. Фролова и др. ).

Экспериментаторы сопоставили характеристики тренеров команд, отнесенных по специальной методике к группам высокого уровня раз­вития (" эффективные" тренеры), с тренерами спортивных команд низкого уровня развития (" неэффективные" тренеры). При этом за­дачи спортивной деятельности и квалификации спортсменов (масте­ра спорта) были одинаковыми. В качестве переменных выступали ин­дивидуальный стиль деятельности и индивидуально-психологические качества личности тренера, определяемые с помощью популярной ме­тодики Т. Лири[130], дополненной социально-психологическими шкала­ми " Коллективистическая направленность тренера" и " Деловые ка­чества тренера". В качестве переменной выступал, по существу, и уро­вень развития группы, представленный в характеристике " эффектив­ного" или " неэффективного" тренера[131].

Первый вывод относился к индивидуально-психологическим осо­бенностям лидера или руководителя (тренера). Как выяснилось, раз­личия между " эффективными" и " неэффективными" тренерами по их индивидуально-психологическим качествам (по методике Т. Ли-ри) оказались статистически незначимыми. Лидеры эффективных и неэффективных команд, по существу, одинаково оценивались под­чиненными по таким показателям, как властность, обидчивость, скромность, добродушие, уступчивость и т. д. Таким образом, было получено еще одно доказательство того, что практически любое со­четание личностных качеств не является противопоказанным для ли­дера в высокоразвитой общности типа коллектива (во всяком случае, в восприятии членов такой группы).

Контраст составили данные по дополнительным социально-психо­логическим шкалам (" Коллективистическая направленность тренера" и " Деловые качества тренера" ). Здесь различия были значимыми.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.