Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 28 страница



Индивидуально-психологические черты руководителя, восприни­маемые членами группы, явно относятся к поверхностному слою стра-тометрической структуры взаимоотношений в группе типа коллек­тива, тогда как оценка коллективистической и деловой направлен­ности — к ее глубинным слоям.

Второй интересный вывод, относящийся к взаимоотношениям ли­дера и ведомых, был получен при сопоставлении самооценки группы по трем факторам межличностного восприятия: 1) содействие деловой интеграции группы; 2) содействие интеграции эмоциональной; 3) осуществление личного влияния в группе. В качестве самооценки группы выступали усредненные взаимооценки членов группы по этим трем факторам. То, насколько восприятие команды тренером оказа­лось адекватным самовосприятию, является существенно важной ха­рактеристикой групповой деятельности и производимых ею межлич­ностных отношений, их конфликтности или гармоничности.

В других экспериментальных работах, ориентированных на тео­рию деятельностного опосредствования, показано, что самооценка группы и ее оценка руководителем фактически никогда не совпада­ют. Однако расхождение оказалось разнонаправленным, в особенно­сти в отношении фактора деловой интеграции. Руководители высо­коразвитых групп имеют тенденцию завышать оценку группы по срав­нению с ее самовосприятием. Руководители недостаточно развитых групп обнаруживают склонность к занижению оценки. Таким обра­зом, некоторую неточность в сторону завышения оценок руководи­телем своей группы следует считать практически целесообразной, так как она выражает веру руководителя в своих подчиненных, призна­ние их значимости, оптимистическую позицию по отношению к группе. Эффект занижения у неэффективных руководителей является по­казателем их собственной неадекватности и, скорее всего, имеет не­гативные последствия для группы[132].

Третий вывод, полученный с помощью методики исследования межличностного восприятия, говорит о том, что в высокоразвитых группах спортсмены видят в тренере человека, вносящего значитель­ный вклад в деловую и эмоциональную интеграцию команды, а так­же пользующегося большим личным влиянием в ней. Руководитель. такой группы также высоко оценивает других членов группы, в осо­бенности по факторам деловой и эмоциональной интеграции.

Иная картина в недостаточно развитых группах, где члены коман­ды усматривают в своем тренере дезорганизатора прежде всего дело­вых, а затем и эмоциональных отношений, хотя признают его личное влияние в группе. Впрочем, последнее, как отмечается в исследова­нии, приводит скорее к негативным результатам для команды. Что касается руководителя, то он платит команде той же монетой, рас­сматривая своих подчиненных как дезорганизаторов и в сфере дело­вых, и в сфере эмоциональных отношений, а также как лишенных инициативы (по фактору личного влияния).

Вероятно, перечень подобных примеров можно было бы продол­жить, но уже приведенных данных достаточно, чтобы необходимость учета третьей переменной, а именно уровня развития группы или ха­рактеристики деятельностного опосредствования межличностных от­ношений в ней при исследовании феномена лидерства и его эффек­тивности, стала очевидной.

Еще раз используем ту схему, которая уже была нами рассмотрена, но теперь применительно к проблеме взаимоотношений между лиде­ром и ведомыми (руководителем и подчиненными).

Изменения, отражаемые вектором ОС (рис. 3), свидетельствуют о нарастающей опосредствованности межличностных взаимоотноше­ний ценностным содержанием деятельности. Достижение поставлен­ной общей цели предполагает осознаваемую всеми необходимость упорядочения, организации, взаимоподчинения, согласования. Со­циальная система реализует свои требования к данной общности, со­действуя максимальной ее организованности, и задает ей ценност­ные характеристики.

Изменения, отражаемые вектором ОА, говорят об усилении гуман­ного, нравственного начала в ценностных ориентациях, опосредству­ющих межличностные отношения, одной из важнейших характери­стик которых становится демократизация отношений. Соответствен-

Рис. 3. Взаимоотношения между лидером и ведомыми (руководителем и подчиненными)

но, вектор ОВ фиксирует антидемократическое развитие, автокра­тизм, реакционность, подавление равноправия, деструкцию и диск­риминацию личности в данной общности.

В условном пространстве, образуемом тремя векторами, могут быть локализованы четыре типа отношений между лидером (руководите­лем) и группой. Фигура I символизирует отношения, для которых ха­рактерны полновластие и самодеятельность группы, ответственность руководителя перед коллективом и сознательное подчинение руко­водителю, порядок и сознательная дисциплина, превращение общих интересов в сфере общественно значимой деятельности в личные ин­тересы у каждого члена общности, а также другие составляющие демократического стиля руководства.

Фигура III символизирует отношения, для которых характерны произвол руководителя, его волюнтаризм, строжайшая регламенти­рованность. Заведомо привилегированный руководитель оторван от подчиненных, пребывает над ними. Типичный стиль руководства — авторитарный.

Фигура II демонстрирует фактическое отсутствие совместной де­ятельности, навыков ее осуществления; при высоком уровне гуман­ных отношений между людьми отсутствуют организация и управле­ние, ответственная зависимость; лидерство имеет временный, ситуа­тивный характер, нет требовательности и контроля за исполнением, еформальные лидеры (если они имеются) конкурируют с официаль­ным руководителем (если его назначают), взаимная терпимость, снис­ходительность и всепрощение из самых лучших побуждений, но объ­ективно в ущерб делу. Стиль лидерства типа laisserfaire, или попусти­тельский.

Фигура IV говорит об анархии в системе взаимоотношений, праве сильного, иерархизации отношений власти, о бездуховности и негу­манности внутренних связей, об отсутствии организованности и управления. Стиль руководства может быть охарактеризован как анархический.

Различение стилей руководства в соответствии с предложенным способом понимания их происхождения, а также их отношением к важнейшим детерминантам имеет принципиальное значение и позво­ляет лучше понять многие психологические особенности лидерства.

Теория черт лидера в новом освещении

Свою интерпретацию в рамках предложенной схе­мы, отражающей деятельностный подход к иссле­дованию межличностных отношений в группе, по­лучает и " теория черт лидера", которая, по общему мнению (как в России, так и на Западе), обнару­жила свою несостоятельность еще пятьдесят лет назад. Имея задачу выделить общие (природные) черты подлинного лидера, исследова­тели изучали конкретные, существенно различающиеся группы, в ко­торых они отделяли лидеров от " нелидеров". Это были группы до­школьников, мальчиков в летнем лагере, студентов, военнослужащих, дискуссионные, психотерапевтические группы и т. д. и т. п. Совер­шенно очевидно, что деятельность в каждой из таких групп предъяв­ляла свои специфические требования к лидеру, стимулировала про­явление соответствующих личностных черт. В число этих групп по­падали общности, где межличностные отношения до некоторой сте­пени были опосредствованы содержанием совместной деятельности, и это не могло не отражаться на облике лидера. Так, например, была найдена такая последовательность черт лидеров бойскаутов (по убы­вающей): интерес к групповой деятельности и знание ее, установка на сотрудничество, навыки приспособления и искренность. Но в боль­шинстве исследованных выборок совместной деятельности, по суще­ству, не было, и отношения имели относительно непосредственный характер. Соответственно изменялся и набор личностных качеств ли­дера. Другими словами, смешав всевозможные типы групповой дея­тельности, представленные к тому же в группах разного (по признаку деятельностного опосредствования) уровня развития, сторонники " теории черт" не смогли выделить какие-либо инвариантные черты " лидера вообще". Иного результата и не следовало ожидать.

 

Вместе с тем если дифференцировать группы по видам деятель­ности, а затем и по уровню группового развития, разместив их в не­коем условном пространстве (см. рис. 4), то, быть может, удастся для каждого конкретного типа групп выделить некоторый набор лично­стных характеристик, которые могут выступать как " качества", при­сущие лидеру подобной группы. Можно далее предположить, что эти качества будут изменяться по всем направлениям, задаваемым этой схемой (степень опосредствования межличностных отношений и со­циальное или асоциальное значение этих опосредствующих фак­торов).

Каков же может быть характер этих изменений? Прежде всего, чем ниже группа по своему развитию, тем более вероятно, что характери­стика лидера будет включать сравнительно небольшой набор качеств. В некоторых работах они были выделены и неправомерно отнесены к чертам " лидера вообще" (физическая сила, агрессивность, самоуве­ренность, жестокость, авторитарность). Продолжив линии ED и FG за рамки нашей схемы, другими словами, выводя их за пределы соци­ума, мы символизируем (положение X) систему биологически обу-

Рис. 4. Личностные характеристики лидера в группах различного уровня развития

словленных межиндивидных отношений в стае, где установлен опре­деленный " порядок клевания", выражающий " табель о рангах" у кур и других животных (" линейная ранжировка" при наличии резко до­минирующей над всеми особи: A—B-C-D и т. д.; " треугольная ран­жировка", свидетельствующая о наличии не одного, а нескольких фак­торов лидирования: А-В—С—А). Эти факторы - прежде всего физи­ческая сила и агрессивность. Если вновь вернуться в сферу социаль­ных детерминант, то нельзя не вспомнить, что исследователи конста­тировали наличие как " линейной", так и " треугольной" ранжиров­ки, например, в бандах. Это еще одно подтверждение архаичного ха­рактера взаимоотношений между лидерами и ведомыми в группах низ­кого уровня развития.

Чем выше по своему развитию группа, тем более сложный и обшир­ный набор нравственно оправданных личностных характеристик тре­буется для описания ее лидера (EF). Именно здесь возможно компен­сирование одних качеств другими, что объясняет широкую их вариа­тивность, кстати, не раз отмечавшуюся исследователями. Ихопосред-ствованность содержанием конкретной групповой деятельности в свою очередь ведет к их вариативности по признаку специфики этой дея­тельности. В силу этого группа высшего уровня развития обеспечивает многообразие личностных черт своих лидеров. Сила и гибкость струк­туры этих групп может выражаться, в частности, и в том, что, к приме­ру, два индивида, весьма различающиеся по своим личностным каче­ствам, могут оказаться способными осуществлять функции лидера.

Фигура D£ ТСможет быть перевернута относительно оси ОС, и тог­да мы с ее помощью отразим проблему " черт лидера" применительно к группе, характеризуемой проявлениями бюрократизма, и кдиффуз-ной группе с положительной направленностью. Тогда на полюсе EtFl (корпорация, взаимоотношения в которой интенсивно опосредство­ваны антисоциальными ценностными характеристиками) можно ожи­дать у лидера любого набора любых черт, так как качества его личности вообще не имеют значения в связи с тем, что он бюрократически на­вязан группе и пользуется властью не в силу каких-либо своих лич­ных достоинств, а исключительно за счет извне полученных прерога­тив. На другом полюсе может быть выделен (он и в самом деле неод­нократно выделялся экспериментально) сравнительно небольшой на­бор качеств, создающих наиболее благоприятные условия для свобод­ного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью (интеллектуальное превосходство, доброта, сострада­ние, внешняя привлекательность). Если мы продолжим линии £, /), и F^Gt за пределы реального социума (положение У), то, очевидно, окажемся... в " царствии небесном", или в мире идеальных представле­ний о душевных качествах лучших среди смертных. Набор богоугод­ных качеств у серафимов, херувимов, архангелов и всех других небес­ных " лидеров", точнее, " заступников" и " хранителей" в ангельском чине весьма скуден.

Отсюда мы можем сделать вывод, что критики представлений " о чертах лидера" и правы, и не правы. Правы, когда они говорят о бесперспективности усилий выделить черты " лидера вообще", а тем более объяснить их какой-то природной предрасположенностью к ли­дерству. Не правы же, когда не видят, что в огромном материала по " чертам лидера" представлены группы разного уровня развития, где в одном случае может быть жестко зафиксирован конечный набор ка-чествлидера, соответствующий узкому содержанию деятельности дан­ной группы, а в другом — широкая вариативность положительных лич­ностных характеристик, которые не могут быть сведены к конечному множеству, к каким бы способам анализа ни прибегал исследователь (группировка, факторизация и т. д. ).

Но основной порок " теории черт лидера" лежит в иной плоско­сти. Черты лидера не являются исходными и тем более единственны­ми детерминантами лидерства, потому что не столько лидер создает ситуацию доминирования в группе, сколько группа порождает, вы­бирает, приемлет, культивирует и т. п. определенный тип лидера. Ли­дерство как социально-психологический феномен возникает в резуль­тате взаимодействия человека и конкретных общественно обуслов­ленных обстоятельств предметной деятельности, субъектом которой он является как член группы определенного уровня развития. Соци­ально-психологический облик группы первичен, черты в ней лидер­ства вторичны. Все сказанное не имеет своей целью как-то дискреди­тировать проблему " черт лидерства", но позволяет выявить ее под­линное место в строе социально-психологического знания.

Лидерство в системе референтных отношений

Едва ли не важнейшая характеристика ли­дера связана с избирательностью, предпоч­тительностью, которой его наделяют члены группы, выделяя его среди всех по каким-то признакам, подлежащим психологиче­скому изучению. Что составляет основу такого выбора?

При решении данного вопроса социальная психология фактиче­ски апеллирует к социометрическому выбору, в соответствии с кото­рым группа (все или большинство ее членов) выбирает определенно­го индивида, признанного наиболее пригодным и желаемым для вы­полнения руководящих функций. В привлекательности личности ли­дера теоретический анализ легко обнаруживает эмоциональные тяготения как основу межличностного выбора. Однако не случайно ис­следователи подчеркивают неправомерность отождествления " лиде­ра" и социометрической " звезды". " Звезда", то есть наиболее эмоци­онально-притягательный член группы, не обязательно выступает в ка­честве доминирующего в процессе общения. Точно так же лидер не обязательно является социометрической " звездой"... «В то же время не исключено, что лидер может одновременно быть и социометриче­ской " звездой" »[133].

С этими суждениями нельзя не согласиться. Однако остается не­проясненным, какая система межличностного выбора — если не со-циометрическая — обусловливает избираемость, выделение лидера, какие внутригрупповые связи закрепляют его лидерское положение, в каких случаях лидер и социометрическая " звезда" едины в одном лице, а в каких нет.

Социометрические выборы (субъект-субъектная связь) представля­ют собой лишь внешнюю, лежащую на поверхности систему связей, обусловливающих выделение лидера. За ней же скрывается другая, бо­лее глубинная система межличностных связей, в большей степени вы­являющая деятельностный, ценностный характер межличностных от­ношений. Ею прежде всего является система субъект-субъект-объект­ных отношений. Напомним: субъект, стремясь как-то воспринять, по­нять, осмыслить, принять или отвергнуть некоторый объект (им мо­жет быть идея, цель и способ деятельности, конкретная ситуация, чьи-либо, в том числе и самого субъекта, личные качества и т. д. ), обраща­ется к другому субъекту как к возможному источнику ориентации в этом объекте. Социальное опосредствование выступает здесь как опосред-ствование конкретным человеком. Референтность, авторитетность -все это проявление данного типа отношений. .

Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени меж­личностные отношения в ней опосредствованы содержанием и цен­ностями совместной социально заданной деятельности, тем более ве­роятно, что появление и стабилизация лидера в группе происходит как реализация именно этих отношений.

В группах диффузного типа преобладают субъект-субъектные от­ношения. Различие групп по уровню развития объясняет отмеченное, но не получавшее на протяжении долгого времени истолкования, со­впадение " звезды" и " лидера", характерное для " диффузной группы", и отсутствие достоверной связи между ними в группах высокого уров­ня развития.

Сущность лидерства в условиях совместной деятельности состав­ляет выбор группой одного или нескольких членов, к которому или к которым она обращается, чтобы обрести ориентацию в объекте груп­повой деятельности (в понимании ее цели, в применении средств, не­обходимых для успешного осуществления, и т. д. ). Симпатии или ан­типатии могут сопутствовать такому выбору, но не детерминируют его. По существу, лидер — это наиболее референтное для группы лицо в от­ношении совместной деятельности, некий общий для группы сред­ний член межличностных отношений, оказывающих влияние на ее эффективность.

Однако основания для возникновения этой референтности ока­жутся различными в зависимости от характера ценностей, опосред­ствующих межличностные отношения.

Если иметь в виду психологическую характеристику личности в группе высокого уровня развития типа коллектива (ось ОК), то цен­ностные ориентации лидера, к которым обращается общность, харак­теризуются исторической прогрессивностью в широком смысле это­го слова (отвечают интересам общественного развития, направлены на реализацию социально значимых целей и т. д. ), проникнуты демо­кратизмом и гуманностью. Независимо оттого, облечен ли лидер офи­циальной властью, группа наделяет его атрибутами авторитета, то есть признает за ним право оценивать значимые обстоятельства совмест­ной деятельности (и систематически запрашивает эти оценки), а так­же принимать решения, которые становятся определяющими для всей группы. Весьма вероятно, что у лидера статус референтометрической " звезды" в сфере задач групповой деятельности может сочетаться со статусом социометрической " звезды". Однако это не необходимое со­четание, так как лежащие в основе социометрического выбора сим­патии и антипатии возникают не только в связи с содержанием груп­повой деятельности, но и в результате многопланового общения чле­нов группы.

Если иметь в виду психологическую характеристику личности в группе, где ведущими являются бюрократические отношения (ось OL), то ценностные ориентации лидера характеризуются здесь каче­ствами, отрицательными по отношению к общественному прогрессу, качествами антигуманными. Лидер оказывается референтным для группы не столько в результате свободного выбора ее членов, сколь­ко в связи с тем, что он является носителем власти, и поэтому к его оценкам и мнению члены группы вынуждены обращаться, чтобы не навлечь на себя те или иные санкции. Если в высокоразвитой группе типа коллектива можно говорить о подлинной власти авторитета, то в корпоративных группировках речь может идти лишь об авторитете

 

власти и только власти, поддерживаемой извне. Совпадение лидера и социометрической " звезды" в таких группах весьма мало вероятно, так как лидер не является избранным по социометрическим крите­риям. Вместе с тем он как личность не оказывается предпочтитель­ным и по критериям референтности. Референтна здесь не личность, а положение, статус, роль лидера, наделенного властными полномо­чиями безотносительно к личности, оказавшейся носителем данной роли. В этих условиях при смене лидера путем вмешательства извне смещенный лидер немедленно утрачивает черты " референтности", а новый столь же незамедлительно их обретает.

Если иметь в виду, что по координате ОС в направлении от С к О выраженность субъект-субъект-объектных отношений убывает и на­растает выраженность субъект-субъектных отношений, то при оси ОМ лидерство должно характеризоваться фактическим совпадением ли­дера и социометрической " звезды". При этом отсутствие совместной групповой деятельности объясняет то обстоятельство, что лидер не является наиболее референтным лицом для всей группы, а если и ока­зывается наделенным характеристиками референтности, то по слу­чайным причинам, в связи с различными ситуациями общения и про­шлым опытом каждого из членов группы.

Иную картину взаимоотношений лидера и группы мы увидим, про­слеживая их по оси ON. Здесь также возможно совпадение лидера и социометрической " звезды". Однако социометрический выбор, как можно предполагать, будет основываться не столько на симпатии, сколько на страхе перед группой и всем, что стоит за группой, на стра­хе, который блокирует только надежда обрести сильного покровите­ля. В этой роли и выступает лидер. Не исключено, чтосоциометриче-ские и референтометрические выборы здесь будут совпадать, так как совместная предметная деятельность группы отсутствует. Вместе с тем типичное для группы анархического типа насилие всех над каждым и страх каждого перед всеми могут усиливать референтность лидера именно в отношении оценки, которую он дает каждому члену груп­пы. Как показывают наблюдения, заключенные, находящиеся в след­ственном изоляторе, весьма чувствительны к оценке, которую мог бы дать им субъект, занимающий лидирующее положение в камере.

Необходимо подчеркнуть вероятностный характер предложенной здесь модели лидерства. Конкретные группы, как правило, не распо­лагаются на концах осей ОМ, ON, OK, OL и могут занимать любое положение в рассмотренном условном пространстве.

Во всяком случае, изученные группы, как правило, могли быть от­несены к квадранту I (взаимоотношения в них в большей или мень­шей степени опосредствованы социально ценным содержанием со-

вместной деятельности) и сравнительно редко — к квадранту II (не­давно сформированные группы, еще не объединенные общей деятель­ностью). Действия и взаимоотношения в изучаемых группах (спорт­сменов, рабочих, учащихся, работников сферы правопорядка и т. д. ) обнаруживают зависимость от нравственных ценностей, хотя уровень их развития оказывался различным. Именно в этом смысле надо по­нимать их разделение на группы высокого уровня развития и группы относительно низкого уровня развития.

Использование здесь понятия " низкий уровень развития" не впол­не соответствует сути дела, так как речь идет лишь о сравнительно менее высоком уровне развития группы, а не собственно о группах низкого уровня развития, которые никоим образом не могут рассмат­риваться как модификации высокоразвитых групп типа коллектива ни по характеру ценностей, которые разделяют их члены, ни по це­лям совместной деятельности.

Часть IV

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ

Глава 12. Принцип детерминизма

Детерминизм — один из главных объяснительных принципов на­учного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены ис­ходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (ка­зуальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы науч­ной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм ти­па обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причи­ну), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные — в известных пределах — эффекты, подчиненные стати­стической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая ре­зультат цель определяет процесс ее достижения).

Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различ­ное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено свое­образием их предмета и исторической логикой его разработки. При­менительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.

Предмеханический детерменизм

Прежде чем в Новое время в качестве образца безупречно причинного объяснения всех явлений мироздания выступили " царица наук" — механика, веками шли поиски различных схем, объясняющих психическую жизнь (она обозначалась термином " душа" ).

Первой вехой на этом пути стало возникшее в древнегреческой философии учение — гилозоизм. Природа представлялась в виде еди­ного материального целого, наделенного жизнью. Эта древняя кар­тина привлекла и некоторых мыслителей XVIII—XIX веков (Дидро, Геккель). Они обратились к ней в противовес " бездушному", мехамистическому воззрению на Вселенную (речь идет об естественнона­учном, а не о поэтическом видении природы, для которого она вы­ступала, говоря словами Ф. И. Тютчева, имеющей " душу, свободу и язык" ).

Гилозоизм не разделял материю органическую и неорганическую, жизнь и психику. Из этой живой праматерии произрастают все явле­ния без вмешательства каких-либо внешних творческих сил. Душа в отличие от древнего анимизма (от лат. anima - душа) мыслилась неот­делимой от круговорота материальных стихий (воздуха, огня, потока атомов), подчиненной общим для всего космоса законам и причинам.

Вершиной античного детерминизма стало учение Аристотеля. В нем душа была понята как способ организации любых живых тел. Растения также имеют душу (являются одушевленными). Будучи фор­мой тела, душа не может рассматриваться независимо от него. Поэ­тому отвергались все прежние предположения о том, что причинами деятельности души служат внешние для него факторы, будь то мате­риальные или нематериальные. Аристотель считал бесперспективны­ми попытки воссоздать работу живого тела по образцу работы меха­нического устройства. Такая " бионическая" конструкция была " изо­бретена" знаменитым Дедалом, который якобы сделал подвижным из­ваяние Афродиты, влив в него ртуть. Такое механическое подобие по­ведения организма Аристотель считал столь же неприемлемым для объяснения действий реального живого тела, как и представление Де­мокрита об атомах души, толкающих в силу своей наибольшей по­движности другие атомы, из которых состоит организм.

Как непригодная оценивается и версия Платона об инертном те­ле, движимом независимой от него нематериальной душой. Позитив­ное решение проблемы детерминизма в психологии Аристотель усмат­ривал в том, чтобы, исходя из нераздельности в живом организме ма­терии и формы, признать эту целостность наделенной способностя­ми, которые актуализируются при общении с соответствующими предметами. Активность и предметность отличают одушевленное те­ло от лишенных этих признаков других материальных тел.

Равным образом, чтобы объяснить способности ощущать и мыс­лить, следует обратиться к знанию о тех объектах, которые благодаря им ассимилируются организмом. Если растение испытывает воздей­ствие материального вещества только потому, что оно его целесооб­разно распределяет, то тело, способное ощущать, при воздействии ма­териального предмета принимает его образ.

Опора на новую биологию, которая в отличие от гилозоизма от­крыла своеобразие живого, отделив неорганическое от органическо­го, позволила Аристотелю переосмыслить понятие о причинности.

Его важнейшим достижением стало открытие неотделимости ду­ши от живого тела как системы, имеющей целостную организацию.

В отличие от Демокритовой трактовки причинности (по типу ме­ханического воздействия потоков атомов на организм, воспринима­ющих эти потоки) Аристотель мыслил живое существо иным, чем дру­гие природные тела, считая психическое по своей сущности биоло­гическим (формой жизни). Из этого следовало и новое понимание его детерминации, предполагавшее зависимость психических явле­ний не только от внешних воздействий, но и от ориентации на цель. Это детерминистское воззрение может быть названо прабиологиче-ским (по отношению к биологии Нового времени).

Поведение живых тел регулируется особой причиной. Аристотель назвал ее " конечной причиной". Под этим имелась в виду целесооб­разность действий души. Аристотель распространил этот объяснитель­ный принцип на все сущее, утверждая, сто " природа ничего не делает напрасно". Такой взгляд получил имя телеологического (от греч. telos — цель и logos — слово) учения.

Теологию осудили за несовместимость с наукой, увидев в ней ан­титезу детерминизму. Подобная оценка соединяла детерминизм с вер­сией, которая отождествляла его с принципом механической причин­ности. Между тем целесообразность живой природы, теоретически осмысленная Аристотелем, ее неотъемлемый признак. Его открытие, как показала впоследствии история науки, потребовало новых интер­претаций детерминизма, чтобы объяснить специфику как биологи­ческих, так и психических форм.

Просчет же его, использованный впоследствии противниками де­терминизма, считавшими Аристотеля " отцом витализма", заключал­ся в распространении " конечной причины" на все мироздание.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.