Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 30 страница



Вопрос о " духе народа", о национальном своеобразии его психо­логического склада рассматривался исходя из запечатленных в языке свидетельств исторической работы этого народа.

В России интерес к психологии народа был связан с особенностя­ми социоэкономического развития страны, где особую остроту при­обрела задача ее освобождения от крепостного рабства. В середине прошлого века широко развернулось изучение " народности русской", по словам Н. И. Надеждина, " до сих пор ни о чем подобном не было и помышления". О своей новаторской программе этнопсихологии Н. И. Надеждин писал: " Под именем " этнографии психической" я за­ключаю обозрение и исследование всех тех особенностей, коими в народах, более или менее, знаменуются проявления " духовной" сто­роны природы человеческой; то есть: умственные способности, сила воли и характера, чувство своего человеческого достоинства и проис­ходящее отсюда стремление к беспрерывному самосовершенствова­нию; одним словом — все, что возвышает " человека" над живот­ностью... Тут, следовательно, найдут себе законное место: народная в собственном смысле " психология", или разбор и оценка удельного достоинства народного ума и народной нравственности, как оно про­является в составляющих народ личностях... Словом — разумные убеж­дения и глупые мечты, установившиеся привычки и беглые прихоти, заботы и наслаждения, труд и забавы, дело и безделье, коими человек доказывает, что он живет не только как ему можется, но как сам хочет и как умеет". Нужно, чтобы была описана " жизнь и образованность

общения, поколику развита народом из самого себя, религия, как на­род ее себе придумал или присвоил" [135].

В Англии философ Г. Спенсер, придерживаясь учения француз­ского социолога О. Конта о том, что общество является коллектив­ным организмом, представил этот организм развивающимся не по за­конам разума, как полагал О. Конт, а по универсальному закону эво­люции. Позитивизм Конта и Спенсера оказал влияние на широко раз­вернувшееся изучение этнопсихологических особенностей так назы­ваемых нецивилизованных, или " первобытных", народов. В сочине­ниях самого Спенсера (" Принципы социологии" ) содержался под­робный обзор религиозных представлений, обрядов, нравов, обыча­ев, семейных отношений и различных общественных учреждений этих народов. Что касается интерпретации фактов, то эволюционно-био-логический подход к культуре оказался бесперспективным в плане как социально-историческом, так и психологическом.

Иным путем пошел французский социолог Э. Дюркгейм.

В работах " Правила социологического метода" (1894), " Индиви­дуальные и коллективные представления" (1898) и других Дюркгейм исходил из того, что идеологические (" нравственные" ) факты — это своего рода " вещи", которые ведут самостоятельную жизнь, незави­симую от индивидуального ума. Они существуют в общественном со­знании в виде " коллективных представлений", принудительно навя­зываемых индивидуальному уму.

Мысли Конта о первичности социальных феноменов, их несводи­мости к игре представлений внутри сознания отдельного человека раз­вивались у Дюркгейма в программу социологических исследований, свободных от психологизма, заполонившего общественные науки -филологию, этнографию, историю культуры. Ценная сторона про­граммы Дюркгейма состояла в очищении от психологизма, в установке на позитивное изучение идеологических явлений и продуктов в раз­личных общественно-исторических условиях. Под влиянием програм­мы Дюркгейма развернулась работа в новом направлении, принес­шая важные конкретно-научные плоды.

Однако эта программа страдала методологическими изъянами, что, естественно, не могло не сказаться и на частных исследованиях. Дюр-кгеймовские коллективные представления выступали в виде своего рода самостоятельного бытия, тогда как в действительности любые идеологические продукты тесно связаны с материальной жизнью об­щества. Что касается трактовки отношений социального факта к психологическому, то и здесь позиция Дюркгейма наряду с сильной сто­роной (отклонение попыток искать корни общественных явлений в ин­дивидуальном сознании) имела и слабую. Это отметил французский исследователь Г. Тард, писавший, что под предлогом очищения социо­логии лишают ее всего ее психологического, живого содержания.

Дюркгейм, отвечая Тарду, указывал, что он вовсе не возражает про­тив роли психологических механизмов (например, подражания), он считает, что они слишком общи и потому не могут дать ключ к содер­жательному объяснению коллективных представлений. Тем не менее противопоставление индивидуальной жизни личности ее социальной детерминации, безусловно, оставалось коренным недостатком дюрк-геймовской концепции.

Вместе с тем антипсихологизм Дюркгейма Имел положительное значение для психологии. Он способствовал внедрению идеи первич­ности социального по отношению к индивидуальному, притом утверждаемой не умозрительно, а на почве тщательного описания кон­кретно-исторических явлений.

На всем историческом пробеге детерминизм полярен телеологии (целесообразность). Каждый его успех ознаменован ее отступлением. Телеологию живого детерминистски объяснило учение Дарвина. Телео­логию психического образа и действия — учение Гельмгольца, а затем Сеченова. Что же касается телеологии сознания, то здесь она прочно удерживалась в силу самоочевидной способности человека поступать сообразно предваряющей его телесные и умственные акты цели.

Эта способность была объяснена с позиций детерминизма в фи­лософии марксизма. Трудовая деятельность, будучи изначально со­циальной и орудийной, сформировала особую систему общения реа­лизующих ее индивидов. Притом иную систему, чем заданную био­логической адаптацией, сообразно которой сложился прежний пси­хический детерминизм. Труд предполагает внутренний план действий, их проектируемый результат в виде знаемой цели и средств ее дости­жения. Построенный субъектом, этот план становится причиной объ­ективных событий. Идеальное творит материальное.

Задача заключалась в том, чтобы, не принимая сознание с его ре­альными ипостасями (способностью к целеполаганию, рефлексией, рациональным анализом ситуации, выбором оптимальной реакции на нее, предваряющей телесное действие, и т. п. ) за непосредственно данное, которое, все объясняя, само в причинном объяснении не нуж­дается, вывести эти ипостаси из объективных, внешних по отноше­нию к индивидуальному сознанию детерминант. Иначе говоря, утверждался целевой детерминизм.

С переходом от механической к биологической трактовке взаимодействия живых существ с природой на передний план выступило ак­тивное начало их поведения. Однако активность свелась к адаптации, к изменению действий организма в целях выживания в наличной сре­де, но не создания мира культуры. Этот мир социален, ибо возникает в системе общественных отношений, и сущность человека не что иное, как совокупность этих отношений.

Трудовое действие и познавательная активность представляют, со­гласно марксизму, единое целое. Обмен информацией между живы­ми существами — одно из важнейших проявлений активности их по­ведения.

Лишь анализ труда открывает качественное своеобразие челове­ческого общения, роль речи как особого орудия, опосредующего со­здание и использование орудий труда и становление на этой основе принципиально новых психологических структур.

В своей исходной форме общение представлено в непосредствен­ном взаимодействии индивидов. В ходе исторического развития оно принимает все более сложные и опосредованные формы. И за преде­лами прямого контакта с другими индивидами человек действует как существо изначально социальное, то есть с необходимостью вовле­ченное в систему общения.

Разъясняя характер марксистского понимания взаимоотношений человека и природы, Энгельс указывал: " Как естествознание, так и философия до сих пор совершенно пренебрегали исследованием вли­яния деятельности человека на его мышление. Они знают, с одной стороны, только природу, а с другой — только мысль. Но существен­нейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научал­ся изменять природу" [136]. Входе воздействия человека на вещество при­роды происходит двойной детерминационный эффект: изменяя при­роду, человек изменяется сам. Таким образом, перед нами, говоря со­временным языком, " обратная связь" — результаты действия изме­няют состояние производящей его системы.

Эффект человеческого труда не ограничивается упражнением ор­ганов, более совершенной координацией движений и т. д. Он выра­жается в таком изменении внешней природы, которое приводит к по­явлению " предметного бытия промышленности", продуктов челове­ческой культуры. Создавая их, человек формирует присущие ему пси­хические качества. Порождая творения, приобретающие объективную ценность, он тем самым порождает и самого себя. Это один процесс, а не два. Не " внешнее через внутреннее", а одновременное порожде­ние и " внешнего" (в котором воплощены сущностные силы челове­ка), и " внутреннего" (как сущностных сил, немыслимых без объек­тивации в независимых от индивидуального сознания предметах) -таково диалектико-материалистическое понимание детерминации психики.

В российской психологии советского периода возникло направ­ление, ключевую категорию которого обозначил термин " деятель­ность". Пионером ее разработки выступил М. Я. Басов, трактовавший человека как " деятеля в среде" и понимавший под деятельностью " предмет особого значения, такую область, которая имеет задачи, ни­какой другой областью знания неразрешимые". Он предложил " мор­фологию" деятельности, выделив компоненты ее структуры и про­анализировав характер ее регуляции как зрелого. Эту теоретическую схему он применил к объяснению огромного эмпирического матери­ала, почерпнутого им преимущественно в практике работ по разви­тию поведения ребенка.

М. Я. Басов пригласил в руководимый им научный центр филосо­фа С. Л. Рубинштейна, труды которого сыграли решающую роль в том, что в советской психологии утвердился в качестве доминирующего принцип " единства сознания и деятельности". Отталкиваясь от пред­ставлений Басова по поводу " морфологии" (строения) деятельности, А. Н. Леонтьев разработал новаторский " деятельностный подход", предложив концепцию предметной деятельности, между внешним и внутренним (представленным в сознании) строением которой утверж­даются детерминационные отношения. Тем самым заданные обще­ственным характером труда факторы выступали в роли детерминант психической организации личности и ее развития (как в филогенезе, так и в онтогенезе). В ином ключе марксистское объяснение детер­минации психики было воспринято и развито Л. С. Выготским. Мак-росоциальные факторы выступили у него не в форме трудовой дея­тельности по освоению объектов природы, а в образе общения, опо­средствованного знаками, значениями и другими ценностями куль­туры. Поскольку общение является изначально межличностным, то, отграничив социальное (в виде понятий о производственных отно­шениях, классовой борьбе и других постулатов аксиоматики марксиз­ма) от духовно-культурных основ человеческого бытия Выготский в своем конкретно-научном изучение психики сомкнул макросоциаль-ный уровень ее детерминации с микросоциальным (см. ниже).

Макросоциальный детерминизм утверждался в острой полемике с концепцией " двух психологии", выдвинутой в конце прошлого века немецким философом В. Дильтеем.

Эта концепция сосредоточилась на проблеме зависимости высших проявлений человеческой психики от ценностей духовной культуры.

Детерминация ценностями культуры, как сказано, не идентична другим " измерениям" микросоциальной детерминации. Конечно, и культура является общественно-историческим феноменом. Однако ее духовные формы (ценности) направляют ход психической жизни лич­ности по особому типу. Это и дало повод Дильтею противопоставить психологию, следующую принципу каузального (причинного) объяс­нения, другой психологии, которую он назвал описательной.

Описание противопоставлялось объяснению, построению гипотез о механизмах внутренней жизни; расчленение — конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов.

Взамен психических " атомов" новое направление предлагало изу­чать нераздельные, внутренние связанные структуры, на место меха­нического движения поставить целесообразное развитие. Так Диль-тей подчеркивал специфику душевных проявлений. Как целостность, так и целесообразность вовсе не были нововведением, появившимся впервые благодаря описательной психологии. С обоими признаками мы сталкивались неоднократно в различных системах, стремивших­ся уловить своеобразие психических процессов сравнительно с фи­зическими. Новой в концепции Дильтея явилась попытка вывести эти признаки не из органической, а из исторической жизни, из той чисто человеческой формы жизнедеятельности, которую отличает вопло­щение переживаний в творениях культуры.

В центр человеческой истории ставилось переживание. Оно вы­ступало не в виде элемента сознания в его традиционно-индивидуа­листической трактовке (сознание как вместилище непосредственно данных субъекту феноменов), а в виде внутренней связи, неотдели­мой от ее воплощения в духовном, надындивидуальном продукте. Тем самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей. Уникальный характер объекта исследова­ний обусловливает, по Дильтею, уникальность его метода. Им служит не объяснение явлений в принятом натуралистами смысле, а их по­нимание, постижение. " Природу мы объясняем, душевную жизнь по­стигаем". Психология поэтому должна стать " понимающей" наукой.

Критикуя " объяснительную психологию", Дильтей объявил поня­тие о причинной связи вообще неприменимым к области психиче­ского (и исторического): здесь в принципе невозможно предсказать, что последует за достигнутым состоянием. Путь, на который он встал, неизбежно повел в сторону от магистральной линии психологического прогресса, в тупик феноменологии и иррационализма. Союз психо­логии с науками о природе разрывался, а ее союз с науками об обществе не мог быть утвержден, поскольку и эти науки нуждались в при­чинном, а не в телеологическом объяснении явлений.

Просчет Дильтея, как свидетельствует исторический опыт, был обусловлен тем, что для него детерминистское объяснение не имело другого смысла, кроме выработанного механикой.

Между тем уже успехи биологии, благодаря дарвиновским, берна-ровским и гальтоновским идеям и революционным естественнона­учным достижениям, открыли особую форму дерминации, обнажив факторы, придающие нефиктивную целесообразность явлениям жиз­ни, качественно отличным по типу детерминации от причинности в неорганическом мире. Марксистская мысль сделала следующий важ­ный виток. Обратившись к такому могучему фактору взаимодействия человека с миром, каковым является труд, эта мысль обнажила кор­ни целесообразности, изначально присущей существам, которых со­циальное бытие одарило сознанием.

Переход к еще одной форме детерминационной зависимости опре­делило родство человека со сферой культуры. Оно преобразовало ин­дивида в личность. Ее поведение отныне стало не только целесооб­разным, но и ценностнообразным. В мироздании родился еще один тип детерминации самых высших способов жизнетворчества челове­ка, созданных его культурной родословной.

Изучение макросоциальной детерминации человеческой психики закрепилось в категориальном аппарате. Оно радикально преобразо­вало его прежние блоки и ввело новые. Если на первых порах успехи в развитии принципа психического детерминизма определило изуче­ние укорененности психики в процессах биосферы, то устремленность научной мысли к высшему, человеческому уровню психической жиз­ни вывела на путь познания ее вовлеченности в создание ноосферы.

Микросоциальный детерменизм

К этому межличностному уровню детерминационных отношений обращались многие психологические школы. 3. Фрейд искал ис­точник психических травм в общении ребен­ка с родителями. Лидер последнего варианта бихевиоризма Б. Скин-нер объяснял вербальное поведение подкреплением речевых реакций со стороны собеседника. К. Левин ставил " локомоции" отдельного лица в зависимости от " социального поля".

Групповое действие и сотрудничество вошли в психологию в каче­стве новых детерминант. Это привело к новым поворотам в развитии идеологии психического детерминизма. За исходное принимается со­циальный опыт, общение, объективное взаимодействие индивидов, эффектом которого становится его субъективная проекция. Такой взгляд стал отправным для новой формы психического детерминиз-

ма как механизма преобразования социальных отношений и действий во внутрипсихические.

Первый проект такого механизма наметил И. М. Сеченов. Главную преграду на пути объяснения психики с позиций детерминизма он усматривал в противопоставлении непроизвольных действий произ­вольным, за источник которых принимался в качестве первопричи­ны волевой импульс. Сеченов рассчитывал преодолеть эту преграду, используя генетический метод.

Силы, движущие ребенком, даны в независимой от его сознания системе отношений.

К этим силам относятся " чужие голоса" — управляющие его дей­ствиями команды других лиц. Постепенно эквивалентом " приказы­вающей матери или няньки" становится образ " Я", обладающий соб­ственным голосом. За индивидуальной волей и индивидуальным со­знанием скрыта интериоризированная субъектом полифония чужих голосов и команд, то есть система микросоциальных отношений.

В сходном плане объясняли генезис сознания и воли Жане, Пиа­же, Выготский. В поисках детерминант этих высших психических про­явлений они обращались к групповому действию и общению.

По аналогии с орудиями труда, направленными на внешние объ-екты, Выготский вводит понятие о знаках как психологических ору­диях. Они опосредуют внимание, память, мышление и другие функ­ции, которые появляются сперва в общении между людьми, а затем становятся внутрипсихическими. С различных сторон в категориаль­ный аппарат психологии внедрялась применительно к детерминист­скому объяснению человеческого сознания категория отношений, как бы подтверждая положение Маркса о том, что " мое сознание есть мое отношение к среде", прежде всего к социальной. Наметившийся у Вы­готского постулат о том, что это отношение опосредовано знаками, придало разработке психического детерминизма новое измерение. Ес­ли до него в объяснительных схемах доминировало диадическое от­ношение: социальное - индивидуально, то при обращении к знако­вым системам, в которых воплощены системы смыслов и значений, оперирование ими (сперва во внешнем, затем во внутреннем диало­ге) включало сознание в еще один (вслед за общением) объективный, независимый от сознания круг явлений, а именно в мир культуры.

Существуя на собственных основаниях и исторически изменяясь по собственным законам, он с колыбели определяет психический строй человеческой жизни. Специфика ориентации на культурные ценности, перед которой были бессильны прежние формы психиче­ского детерминизма, дала основание утверждать, будто эти ориента­ции в принципе не подвластны причинному объяснению и адекватно

постижимы лишь телеологической мыслью с ее методами интуитив­ного прозрения.

Такова была точка зрения В. Дильтея и его последователей. В по­лемике с ними Выготский обратился к центральному понятию этого направления - понятию о переживании, с тем чтобы придать ему при­знаки, открывающие перспективу его анализа с позиций детерминиз­ма. Концепция переживания приобрела у Выготского " гибридный" характер. Подобно тому как в значении слова нераздельны мышле­ние (оно представляет психический мир) и речь (социальный, реали­зуемый в знаковых системах процесс), в переживании нераздельны особенности личности и социальная среда, преломленная сквозь эти особенности. При этом сама среда мыслилась как отстросюжетная драма, означающая столкновение, противодействие, конфликт харак­теров.

Не безличностные внешние обстоятельства, а имеющая свой " сце­нарий" динамическая система взаимоориентаций и поступков дей­ствующих лиц — такова социальная " среда", в которой формируется личность как один из героев этой драмы. Здесь в драматизме обще­ния прорисовывается иной уровень психического детерминизма, чем при " обмене" знаками, передаче информации и т. п.

Итак, психический детерминизм представлен в нескольких фор­мах. Образ, действие и мотив служат детерминантами поведения всех живых существ, радикально меняя свой строй с переходом к челове­ку. Его социальное бытие порождает новый тип организации психи­ческой жизни, у которой появляется внутренний план, обозначаемый термином " сознание".

Зарождение и развитие сознания изменило общий характер детер­минации жизнедеятельности человека в отличие от других живых су­ществ. Это сопрягалось со способностью к рефлексии, к самоотчету субъекта о непосредственно испытываемых им психических состоя­ниях. При выделении психологии в самостоятельную науку за исход­ный пункт была принята именно эта способность, придававшая пер­вым пробам построения новой дисциплины уверенность в том, что от всех остальных наук ее отличает интроспекция. С прогрессом по­знания были открыты новые способы детерминистского объяснения психики. Наряду с ее репрезентацией в индивидуальном сознании об­наружились движущие им могучие несознаваемые силы.

Можно отметить два направления действия этих сил. Соответ­ственно, следует отграничить: бессознательный вектор психической активности, тяготеющий к биосферным факторам (и своеобразно пре­ломляющийся в когнитивно-мотивационных " полях" индивидуаль­ного сознания), и ее надсознательный уровень, когда индивидуаль- )

ное сознание движимо и преобразуемо устремленностью к еще не уко­ренившимся в его ткани (и потому " непрозрачным" для рефлексии субъекта) ноосферным ценностям и смыслам.

Выделяя принцип детерминизма в качестве осевого для категори­ального аппарата, следует иметь в виду, что его обособление от других осей предпринято в аналитических целях. В реальной работе научной мысли детерминизм неотделим от принципов системности и развития.

Глава 13. Принцип системности

Системность - объяснительный принцип научного познания, тре­бующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связан­ного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому при­сущие целому новые свойства.

За видимой простотой афоризма, гласящего, что " целое больше своих частей", скрыт широкий спектр вопросов, как философских, так и конкретно-научных. Ответы на них побуждают выяснить, по ка­ким критериям и на каких началах из великого множества явлений обособляется особая категория объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиг ях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, сре­да и др.

Идея системности имеет многовековую историю познания. Сло­восочетания " Солнечная система" или " нервная система" давно во­шли в повседневный язык. От древних представлений о космосе как упорядоченном и гармоничном целом (в отличие от хаоса) до совре­менного триумфа систем типа человек-компьютер и трагедий, порож­даемых деградацией экосистем, человеческая мысль следует принци­пу системности.

Системный подход как методологический регулятив не был " изо­бретен" философами. Он направлял исследовательскую практику (включая лабораторную, экспериментальную работу) реально, преж­де чем был теоретически осмыслен. Сами естествоиспытатели выде­ляли его в качестве одного из тех рабочих принципов науки, опери­руя которыми можно обнаружить новые феномены, прийти к важ­ным открытиям. Так, например, американский физиолог Уолтер Кен-нон считал синонимом системности принцип гомеостаза как дина­мического постоянства состава и свойств системы, ее стремление к сохранению стабильного состояния вопреки действию факторов, ко­торые его нарушают. Рабочий смысл этого принципа в том, что, руководствуясь им, исследователь в любом компоненте и отправлении системы усматривает одно из приспособлений, решающее главную за­дачу - удержать ее в равновесии.

Такой общий взгляд позволяет делать подлинные открытия. Под открытием при этом следует иметь в виду не только частный фено­мен (например, открытие адреналина как секрета надпочечников или торможения мышечной активности при раздражении определенных нервов или. нервных центров). Это скорее предоткрытия, поскольку не выявлена роль установленных фактов в " телесной экономии". Только ответив на вопрос, в чем смысл выброса адреналина или тор­можения деятельности мышцы, можно говорить о подлинном откры­тии. Ответ же способен дать общий системный подход. Он, позволяя объяснить факты, обнаруживаемые на чисто эмпирическом уровне, имеет и прогностическую ценность, направляя на поиск еще неизве­стных регуляторов, незримо действующих в системе для обеспечения устойчивости.

Из исследований биологического гомеостаза Кеннон вывел " об­щие принципы организаций", действительные для любых " сложных объединений" (систем в отличие от " не-систем" ): дифференциация и интеграция функций " сотрудничающих частей" с целью решения общей для всей системы задачи; согласование внешних и внутренних отношений; саморегуляция, обеспечиваемая своевременным поступ­лением сигналов об отклонения от " средней позиции" и принятого курса с последующим включением механизмов, которые восстанав­ливают стабильность, и др.

Принцип системности в образе гомеостаза оказался весьма про­дуктивным не только в физиологии, но и в других науках: в учении о биоценозах (совокупности живых организмов, населяющих данный участок суши или водоема), генетике, кибернетике, социологии и пси­хологии. Принцип системности не исчерпывается гомеостазом, хотя и служит одним из его важных, эвристически сильных воплощений. Психическая организация — это системный объект, живущий сам по себе, независимо от его познанности. В многовековой эволюции на­учной мысли возникали различные теоретические конструкты, объ­ясняющие, как эта организация устроена, из каких частей состоит, как они между собой связаны, как сопряженно работают и т. д.

От научной мысли требуется, чтобы это знание было выстроено по определенной логике и его различные фрагменты складывались в целостную картину, удовлетворяющую принципу системности. Не все концепции выдерживают испытание этим критерием, поэтому для вы­яснения специфики знаний, адекватных принципу системности, сле­дует сопоставить их с несколькими типами " несистемных" теорий.

Холизм

Таких типов пять: холизм, элементаризм, эклектизм, редукцио-низм, внешний методологизм.

Холизм (от греч. holos — целый, весь) абсолютизируетфактор целостности, принимая ее как первичное, ни из чего не выводимое начало. В психологии подобное начало вы­ступало в представлениях о душе, сознании, личности.

Сознание или личность действительно являются целостностями, но системными, поэтому их изучение предполагает специальный анализ обозначаемой этими терминами области явлений, ее многомерного строения, уровней ее организации, отношений с природной и соци­альной средой, механизмов сохранения целостности и т. д. Только тог­да открывается перспектива построения теории, воспроизводящей свойства и функции сознания и личности как системных объектов.

Таким путем и развивалось научное знание, разрушая версии о гло­бальных психических первоначалах (душа, " Я" и др. ), которые, все объясняя, утверждались в ранге сущностей, в объяснении не нуждав­шихся.

Элементаризм

Система строится из элементов, которые, взаимодействуя между собой, приобретают новое качество как части целого и утрачивают его, выпадая из этого це­лого. Подобно тому как холизм абсолютизирует целостность, усмат­ривая ее основания и действующие причины в ней самой, элемента­ризм оставляет без внимания интегральность системы, полагая каж­дый из ее компонентов самодостаточной величиной. Ее связи с други­ми такими же величинами мыслятся по типу соединения, входя в ко­торое, они существенных преобразований не испытывают. В психоло­гии подобный стиль мышления, ориентированный на физический, точ­нее, механический способ объяснения природы, согласно которому она сводится к взаимодействию неделимых частиц, привел к попыткам найти неделимые элементы в запутанной " материи" сознания.

В концепциях, ориентированных на сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение), за первоэлементы психической жизни, из кото­рых складывается все ее многообразие, принимались ощущения и про­стейшие чувствования.

В период становления психологии как отдельной научной дисцип­лины ее строители предложили программу выявления с помощью эк­сперимента сенсорных " атомов", из которых выстраивается структу­ра сознания. Это направление (представленное в работах Вундта, Тит-ченера, Маха и др. ) известно под именем структурализма.

В различных ответвлениях элементаризма вычленялись другие пси­хические " атомы" — акты, функции, реакции. Неудовлетворенность этими вариантами породила дискуссии, стимулировавшие разработку концепций, либо вообще отвергавших структурную организацию душевной жизни (образ " потока сознания" у Джемса), либо предла­гавших начинать ее изучение с первичных целостностей (например, гештальтов в гештальтпсихологии).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.