Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 36 страница



Значение воли и аффекта никто не отрицал, но их теоретико-эмпирическое изучение не могло идти ни в какое сравнение с масш­табом изучения познавательной деятельности. Тем более, на протя­жении многих лет (30—60-е годы) в тени оставались социально-пси­хологические аспекты изучения развития личности.

Предложенное А. Н. Леонтьевым понимание личности как систем­ного социального качества индивида (1975) осваивается психологией лишь в 80-е годы и фактически не резонирует в возрастной психоло­гии, хотя для этого были возможности уже после первой публикации его статей в журнале " Вопросы философии" (1972, 1974), ставших основой для написания соответствующих глав книги " Деятельность. Сознание. Личность". Не была осмыслена для разработки теории воз­растного развития личности важнейшая и весьма конструктивная идея А. Н. Леонтьеваотом, что " многообразные деятельности субъекта пе­ресекаются между собой и связываются в узлы объективными обще­ственными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы, их иерархия и образуют тот " таинственный" центр " личности", который мы называем " Я"; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бы­тии".

Таковы объективные причины невольной подмены понятий, а по существу, последовательного сведения развития личности к развитию психики, а развития психики — к развитию перцептивных, мнемиче­ских и интеллектуальных процессов.

В этом контексте становится понятным выдвижение на первый план в качестве основного фактора развития " ведущего типа деятель­ности". Действительно, для формирования когнитивных процессов основным фактором (" ведущим типом деятельности" ), обусловлива­ющим развитие в дошкольном возрасте, является преимущественно игровая деятельность, в которой формируются воображение и сим­волическая функция, обостряется внимание, а в школьном возрасте (от первого класса до последнего, а не только в начальной школе) — учебная деятельность, связанная с усвоением понятий, навыков и уме­ний, оперированием с ними (обучение ведет за собой развитие, по Л. С. Выготскому). Конечно, если свести развитие личности к разви­тию психики, а последнее — к развитию когнитивных процессов, то в результате этой двойной редукции можно было обозначить, как это и зафиксировано в психолого-педагогической литературе, игру и уче­ние как " ведущие типы деятельности" для развития целостной чело­веческой личности. Но теоретическая несостоятельность подобного подхода, приобретшего характер истины, не требующей доказа­тельств, слишком очевидна.

Детская психология не располагает никакими экспериментальны­ми доказательствами того, что можно выделить один тип деятельно­сти как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе, например в дошкольном возрасте или втрех школьных возрастах. Для получения убедительных доказательств было необходимо провести ряд специальных экспериментальных процедур и значительное ко­личество исследований внутри каждого возрастного периода, имею­щих своим предметом сравнение (по " горизонтали" — возрастного сре­за и по " вертикали" - возрастного развития) реальной значимости каждого из многочисленных типов деятельности, в которые вовлече­ны дети, для развития их личности. Масштабы и методические труд­ности решения такой задачи превосходят возможности воображения исследователя.

В результате доказательства были заменены утверждениями, субъ­ективный характер которых легко обнаруживается при простом их со­поставлении. Так, например, в качестве ведущей деятельности для дошкольного возраста была названа игровая деятельность (А. Н. Ле-онтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), общение (М. И. Лисина), дет­ское художественное творчество (М. С. Каган), для подросткового воз­раста — интимно-личное общение (Д. Б. Эльконин), учебная деятель­ность (Д. Б. Эльконин, А. Коссаковски), познание, переходящее в цен-ностно-ориентационную деятельность (М. С. Каган).

В теоретическом плане необходимо вернуться к исходному для пси­хологии понятию Л. С. Выготского " социальная ситуация развития", не подменяя его понятием " ведущий тип деятельности". Определяю­щим развитие личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, складывающийся у нее с референтными, на­ходящимися на различных уровнях развития в этот период группами и лицами, и взаимосвязями деятельностей, которые задают эти рефе­рентные группы, общением в них, а не монополия " ведущего типа деятельности" (предметно-манипулятивной или игровой, или учеб­ной и т. д. ). (См. главу 11 " Категория общения". )

Это конкретизирует и на экспериментальном материале подтверж­дает с позиций деятельностного подхода к личности положение Л. С. Выготского о " социальной ситуации развития как отношении между ребенком и социальной средой". Отношения у одних, к при­меру, подростков могут опосредствоваться учебной деятельностью в классе, спортивной — в волейбольной команде, у других, напротив, противоправной деятельностью в криминальной " группировке". А. Г. Асмолов считает, что " деятельность определяет личность, но лич­ность выбирает ту деятельность, которая ее определяет". И далее: "... ведущие деятельности не даны ему (подростку. - А. П. ), а заданы конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его жизнь".

Итак, следует различать два подхода к развитию личности. Первый, собственно психологический - что уже есть у развивающейся лично­сти и что может быть в ней сформировано в данной конкретной со­циальной ситуации развития. В рамках этого подхода понятно, что в пределах одного и того же возраста различные по типудеятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития. Вто­рой, собственно педагогический подход — что и как должно быть сфор­мировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиям. В рамках этого подхода некоторая социально-одобряемая деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредствуя ее отношения с социальной средой, общение с окружающими, консти­туируя " социальную ситуацию развития". Однако это не будет один " ведущий тип деятельности" для каждого возраста.

Развитие личности не может и не должно на каждом возрастном этапе определяться всего лишь одним " ведущим типом деятельности". В подростковом и раннем юношеском возрасте развитие интеллекта обеспечивается учебной деятельностью, и для этой цели она являет­ся ведущей; социальная активность задается деятельностью, обеспе­чивающей адаптацию в различающихся группах; физическое совер­шенство - спортивной деятельностью; нравственное развитие - вза­имодействием с референтными лицами, дающими возможность под­ростку осваивать образцы поведения. Очевидно, что чем больше рас­ширяются социальные связи, тем более они перекрещиваются между собой.

Задача развития личности не предполагает необходимости для то­го или иного возрастного периода и соответственно для каждого ре­бенка данной возрастной группы выделить одну-единственную веду­щую деятельность как личностнообразующую, оставив за другими роль ее сателлитов. В противном случае нельзя не опасаться, что бу­дет происходить однобокое формирование личности, что возникнет некая гипертрофия одной из ее сторон, тормозящая развитие и про­тиворечащая ее гармонизации.

В качестве личностнообразующей ведущей деятельности на каж­дом возрастном этапе необходимо сформировать комплексную мно­гоплановую деятельность или, точнее, динамическую систему дея­тельностей, каждая из которых решает свою специальную задачу, от­вечающую социальным ожиданиями, и в которой нет оснований вы­делять ведущие или же ведомые компоненты.

Все сказанное уже имплицитно содержит отрицание предложен­ной Д. Б. Элькониным возрастной периодизации, основанной на по­очередной смене " ведущих деятельностей", якобы в одном возраст­ном периоде обеспечивающих преимущественное развитие мотива-ционно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе — опера-ционно-технический.

Эта гипотеза еще в 1979 году была подвергнута критике Г. Д. Шмид­том, писавшим: "... обе эти сферы нельзя описать однозначно ни коли­чественно, ни качественно, если трактовать их как гетерогенные. Кри­вая в публикации Эльконина ложно представляет подобную возмож­ность, которой не существует. Упомянутая выше смена доминирова­ний, положенная в основу модели, объективно не прослеживается". В самом деле, каковы основания для того, чтобы считать, что целост­ность личности может быть настолько фундаментально расчленена, чтобы одна ее сторона на три-четыре года доминировала и тянула за собой другую? Никаких экспериментальных подтверждений для этого не нашлось, да и не могло быть найдено. Тем не менее на протяжении ряда лет концепция возрастной пеоридизации Д. Б. Эльконина была, по существу, единственной и развернутой критики не встречала, более того, приобрела характер аксиомы возрастной психологии.

А. Н. Леонтьев в свою очередь подчеркивал, что развитие не явля­ется независимым от конкретно-исторических условий, в которых оно протекает, от " реального места, которое ребенок занимает в системе общественных отношений". Им был поставлен вопрос о связи между изменениями этого места и изменениями ведущей деятельности ре­бенка. Он отмечал, что в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в окружающем его мире человеческих отношений, начина­ет сознаваться им как не соответствующее его возможностям и он ста­рается изменить его. При этом якобы возникает открытое противо­речие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опе­редившими этот образ жизни. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем самым совершается переход к новой стадии раз­вития его психической жизни. В качестве примера приводилось яв­ление " перерастания" ребенком своего дошкольного детства. Указы­валось, таким образом, что переход из стадии дошкольного возраста в школьную определяется внутренними закономерностями развития. Следовательно, предполагалось, что возможности, которые предо­ставляла игра как ведущая деятельность для развития ребенка, будто бы исчерпываются и спонтанно происходит переход к следующему виду деятельности — учению. Ребенок занимает новое место в систе­ме общественных отношений — уже в школе, — тем самым входя в новую возрастную стадию. "... Проходит некоторое время, знания ре­бенка расширяются, увеличиваются его умения, растут его силы, и в результате деятельность в детском саду теряет для него прежний смысл и он все больше " выпадает" из жизни детского сада". Все это порож­дает, отмечает А. Н. Леонтьев, так называемый кризис семи лет. " Ес­ли ребенок останется еще на целый год вне школы, а в семье на него по-прежнему будут смотреть как на малыша, то этот кризис может обостриться чрезвычайно".

Подобное понимание детерминации переходов ребенка от одной возрастной стадии к другой и от предшествующей " ведущей деятель­ности" к последующим можно было бы понять, если придерживаться трактовки процесса развития личности как заведомо независимого от конкретно-исторических условий его протекания и разыгрывающе­гося лишь во внутреннем пространстве мира индивида. Однако нельзя не принимать во внимание факт объективно обусловленного измене­ния места ребенка в окружающем мире, которое происходит безот­носительно к тому, исчерпала или нет свои возможности ведущая де­ятельность на предыдущем этапе развития.

Следует напомнить, что, к примеру, в 30-е годы обучение в школе начиналось не с шести-семи лет, как сейчас, а с восьми лет. Дети, та­ким образом, задерживались в детском саду по сравнению с их ны­нешними сверстниками. Порождало ли именно это обстоятельство " кризис семи лет", да и был ли он? Более чем сомнительно.

Переход на следующую возрастную стадию не является спонтан­ным. Он детерминирован задачами и требованиями, вытекающими из особенностей социально-экономического развития страны. Это стимулирует активность педагогической подготовки ребенка к выпол­нению обязательных для него задач и требований, и прежде всего к формированию целенаправленной мотивации. Ее сущность может быть обозначена словами: " Хочу быть школьником! "

Не исключено (хотя подтверждение этому потребовало бы специ­ального психологического исследования), что дети и после семи лет играли бы в детском саду, не помышляя о школе и не испытывая со­стояния душевного кризиса, если бы общество посредством системы педагогических воздействий не формировало у них соответствующую мотивацию, не готовило бы их к вхождению в новую возрастную ста­дию и не настаивало бы на необходимости такого перехода.

Именно многоплановая, а не одна, провозглашенная в качестве доминирующей, деятельность оказывается ведущей на каждом воз­растном этапе и готовит развивающуюся личность к новым этапам (интеграция на предыдущем этапе обеспечивает быстрое и успешное прохождение адаптации на последующем витке развития). Переход в каждый новый возрастной период обусловлен объективными обще­ственно-историческими условиями, общей " социальной ситуацией развития" детства, а не истощением возможностей, которыми обла­дала деятельность на предыдущем этапе, и не фактом " перерастания" ее ребенком. Только после перехода на новую возрастную стадию вновь запускается самодвижение развития, происходит переход ко­личественных накоплений в качественные изменения структуры раз­вивающейся личности. В этом и выступают специфические для раз­вития " перерывы непрерывности".

Рассматривая вопрос о соотношении развития психики и разви­тия личности, мы исходим не только из того, что при единстве этих процессов они не являются тождественными. Хотя процесс развития психики является важнейшим компонентом, стороной, аспектом раз­вития личности человека, им развитие последней не исчерпывается. Изменение статуса личности, обретение престижа и авторитета, вхож­дение в новые социальные роли, возникновение или исчезновение ее привлекательности не могут быть описаны как стороны развития пси­хики и не могут быть сведены к ним.

Поэтому периодизация развития в онтогенезе — это прежде всего периодизация развития личности как метапсихологической катего­рии. Развитие психики, а следовательно, и его периодизация являют­ся стороной, хотя и важнейшей, развития личности. Существует про­тивоположный подход к теоретическому решению этой проблемы.

В. В. Давыдов в отличие от А. В. Петровского, чьи взгляды на процесс развития личности были изложены выше, считает, что " раз­витие личности — это не какой-либо самостоятельный процесс. Оно включено в общее психическое развитие ребенка, поэтому развитие личности и не имеет какой-либо самостоятельной периодизации".

Историзм в анализе проблемы ведущей деятельности

Решение сегодняшних теоретических споров тесно связано с обращением к истории психо­логии. (См. главу 2 " Историзм теоретико-психо­логического анализа". ) Следует различать ус­тойчивую и плодотворную традицию психоло­гической мысли (применительно к рассматриваемой проблеме: идею " социальной ситуации развития", " зоны ближайшего развития", " сензитивных периодов" Л. С. Выготского, " деятельностного подхо­да к развитию психики" А. Н. Леонтьева, " формирования способно­стей в деятельности" Б. М. Теплова и др. ) и стереотипы, некритиче­ски усвоенные психологическим сообществом и сложившиеся под влиянием недостаточно обоснованных подходов, отражавших ситуа­тивные высказывания отдельных, в том числе и видных, ученых. Теоретический анализ обязан расставить все по местам, как бы ни бы­ло трудно расставаться с привычными представлениями и формула­ми и какие бы имена при этом ни были бы упомянуты.

Необходимо с вниманием отнестись к высказанным в разное вре­мя критическим соображениям по поводу предмета сегодняшних ди­скуссий, особенно если вопрос не " закрыт", а критические замеча­ния не привели к научной саморефлексии.

Так случилось и с критикой по поводу понятия " ведущий тип дея­тельности", сформулированного А. Н. Леонтьевым. Уже в 1946 году во втором издании " Основ общей психологии" С. Л. Рубинштейн вы­ражает сомнение по поводу тезиса об игре как ведущей форме дея­тельности в развитии ребенка-дошкольника: "... является ли игровая деятельность, входящая несомненно как существенный компонент в образ жизни ребенка-дошкольника, самой основой его образа жизни и определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ре­бенка как общественного существа? Вопреки общепринятой точке зрения мы склонны, не отрицая, конечно, значения игры, искать определяющие для формирования личности как общественного су­щества компоненты его образа жизни и в неигровой повседневной бытовой деятельности ребенка, направленной на овладение прави­лами поведения и включения в жизнь коллектива".

Д. Б. Эльконин в своей книге " Психология игры" приводит эту ци­тату С. Л. Рубинштейна, но не обсуждает и не опровергает ее. В 1978 го­ду Н. С. Лейтес писал: " Подход к проблемам возрастного развития с точки зрения " ведущей деятельности" применяется еще в слишком общем виде, происходит, например, отождествление ее с каким-ни­будь из таких глобальных подразделений видов деятельности, как иг­ра, учение, труд (в последнее время к ним добавляют и общение как вид деятельности).

В результате недостаточно внимания уделяется тем внутренним предпосылкам своеобразия деятельности, которые отличают каждый возрастной период... Вероятно, главное состоит не столько в вопросе о том, в игре ли, учении, общении или труде развивается по преиму­ществу личность в данном возрасте (да и всегда ли можно разграни­чивать и тем более противопоставлять значение таких видов деятель­ности? ), сколько в выяснении более конкретных психологических ха­рактеристик деятельности и самих свойств личности ребенка на раз­ных возрастных этапах". Эти (и им подобные) справедливые замеча­ния долго не принимались во-Внимание и не были использованы в целях преодоления стереотипов нашего мышления.

Автор настоящей главы подчеркивает, что он не в меньшей мере, чем другие психологи, был ориентирован на концепцию ведущего ти­па деятельности и только в 1984 году дал ее критический анализ. От­ношение к этой концепции, насколько можно судить, постепенно ме­нялось.

Нарушением принципа историзма в теоретико-психологическом анализе было бы игнорирование трансформации взглядов ученых, ре­ально происходящей на протяжении многих лет их активной работы. Это в полной мере относится к воззрениям А. Н. Леонтьева, идеи ко­торого оказались исходным пунктом для постановки проблемы " ве­дущего типа деятельности". После 1945 года сам А. Н. Леонтьев в новых трудах, посвященных проблеме развития психики и личности, больше не возвращается к представлениям о " ведущем типе деятель­ности", хотя и не отказывается от воспроизведения этих ранних ста­тей в своих книгах, суммирующих работы разных лет. Возникающий в этой связи вопрос о том, является ли гипотеза о " ведущей деятель­ности" его принципиальной позицией, которой он придерживался до конца жизни, или же реликтом его творческой биографии, можетбыть решен историком психологии только в условиях глубокого изучения его научного творчества и обстоятельств жизненного пути. Во всяком случае, в его последней и, по существу, итоговой фундаментальной работе " Деятельность. Сознание. Личность" эта идея не только не про­слеживается, но и вообще не фигурирует. В ней упомянута лишь идея Д. Б. Эльконина о чередовании фаз развития.

Между тем замысел и содержание книги многократно открывали для автора возможность обращения к ней (это в особенности отно­сится к одному и важнейших разделов книги — " Формирование лич­ности" ). " Изучение процесса объединения, связывания деятельностей субъекта (курсив мой. — А. П. ), в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования", — пишет А. Н. Леонтьев, намечая пути исследования развития личности.

Очевидно, что необходима серьезная теоретическая работа специ­алистов в области возрастной, педагогической и социальной психо­логии, нацеленная на содержательный пересмотр многих укоренив­шихся, но недостаточно, а иногда и вовсе не обоснованных положе­ний, на которых на протяжении длительного времени базировались психологические концепции развития личности. При этом следует из­бегать излишней категоричности суждений, впрочем, не в меньшей мере, чем это следовало делать, когда эти положения вводились в на­учный оборот. Специальной и при этом важнейшей задачей остается разработка и внедрение новых концепций развития личности и в их со­ставе концепции развития психики. Последние должны быть ориен­тированы на формирование не только перцептивных, мнемических и интеллектуальных, но и эмоциональных процессов, а также воли, что хотя и не исчерпывает проблематику развития личности, но состав­ляет ее важную часть.

В разных по уровню развития группах ведущими временно или по­стоянно оказываются весьма различающиеся по содержанию, интен­сивности и социальной ценности типы деятельности. Это полностью размывает представление о " ведущем типе деятельности" как осно­вании периодизации развития личности.

Личностно-образующим началом на каждом возрастном этапе становится комплекс взаимозависимых деятельностей, а не домини­рование одного типа деятельности, преимущественно ответственно­го за успешное достижение целей развития. Между тем у каждого ин­дивида в результате психологического анализа может быть выделен присущий именно ему ведущий тип деятельности, позволяющий от­личать его от многих других.

Общий вывод, который может быть сделан в результате рассмот­рения вопроса, обозначенного в названии раздела, состоит в том, что нельзя указать один, раз навсегда данный, фиксированный для каж­дого возрастного периода " ведущий тип деятельности".

Социально-психологическая концепция развития личности

А. В. Петровским в 1984 году была предложена психологическая концепция развития личности и возрастной периодизации, рассматривающая развития личности процесс развития личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и пре­рывности. Непрерывность в развитии личности как системы выража­ет относительную устойчивость ее переходов от одной фазы к другой в данной для нее референтной общности. Прерывность характеризу­ет качественные изменения, порождаемые особенностям и включения личности в новые конкретно-исторические условия. Последние свя­заны с действием факторов, относящихся к ее взаимодействию с " со­седними" системами, в данном случае с принятой в обществе систе­мой образования. Это определяет конкретную форму протекания про­цесса развития личности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостность процесса развития личности.

Таким образом, возникает возможность выделения двух типов за­кономерностей возрастного развития личности. Первый тип психоло­гических закономерностей развития личности. Источником здесь вы­ступает противоречие между потребностью индивида в персонализа-ции (потребность быть личностью) и объективной заинтересован­ностью референтных для него общностей принимать лишь те прояв­ления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям. Это обусловливает становление личности как в результа­те вхождения в новые для человека группы, выступающие в качестве институтов его социализации (например, семья, детский сад, школа, воинское подразделение), так и вследствие изменения его социаль­ной позиции внутри относительно стабильной группы. Переходы лич­ности на новые этапы развития в этих условиях не определяются те­ми психологическими закономерностями, которые выражали бы мо­менты самодвижения развивающейся личности.

Второй тип закономерностей развития личности. В этом случае личностное развитие детерминировано извне включением индивида в тот или иной институт социализации или же обусловлено объек­тивными изменениями внутри этого института. Так, школьный воз­раст как стадия развития личности возникает в связи с тем, что обще­ство конструирует соответствующую систему образования, где школа является одной из " ступеней" образовательной лестницы.

Признание того, что существует два типа закономерностей, опре­деляющих развитие личности, разрушает традиционные представ­ления об одном, якобы единственном, основании детерминации перехода ребенка на новую стадию развития, к примеру, утвержде­ние, что переход из дошкольного детства в школьный возраст, носит спонтанный характер, является дискуссионным и более чем сомнительным.

Отсутствие общепринятой психологической концепции личности не могло не сказаться на разработке теории развития личности - бо­гатство эмпирических исследований в возрастной психологии само по себе не могло обеспечить интегрирование представлений о лич­ности как некотором едином целом.

Очевидное несовпадение, нетождественность понятий " индивид" и " личность", как и понятий " психическое развитие" и " развитие лич­ности", при всем их единстве подсказывает необходимость выделе­ния особого процесса формирования личности. Личность выступает как предпосылка и результат изменений, которые производит субъект своей деятельностью в мотивационно-смысловых образованиях вза­имодействующих с ним людей и в себе самом " как другом".

К примеру, такая весомая характеристика личности, как ее " авто­ритетность", складывается в системе межиндивидных отношений и в зависимости от уровня развития группы проявляется воднихобщно-стях как жесткий авторитаризм, реализация прав сильного, как " ав­торитет власти", а в других, высокоразвитых группах, — какдемокра-тическая " власть авторитета". Здесь личностное выступает как груп­повое, групповое как личностное (интериндивидная атрибуция лично­сти). В рамках метаиндивидной характеристики личности авторитет­ность — это признание за индивидом права принимать значимые для других решения в значимых обстоятельствах, результат того " вкла­да", который он внес своей деятельностью в их личностные смыслы. В низкоразвитых группах - это следствие конформности ее членов, в группах типа коллектива - это результат самоопределения личности. Таким образом, в коллективе авторитетность - это идеальная пред-ставленность субъекта прежде всего в других (он может иной раз не знать о степени своей авторитетности) и только в связи с этим в са­мом субъекте. Наконец, во внутреннем пространстве личности субъ­екта - это симптомокомплекс психических качеств. В одном слу­чае - своеволие, жестокость, завышенная самооценка, нетерпимость к критике, в другом — принципиальность, высокий интеллект, доб­рожелательность, разумная требовательность и т. д. (интроиндивид-ная атрибуция личности). Если принимать этот принцип р, ассмотре-ния, то очевидна несводимость развития личности индивида к разви­тию его психики.

Процесс развития личности, таким образом, не может быть све­ден к суммации развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека, хотя и неотделим от них. Еще меньше у нас оснований выдвигать один из этих компонентов, а именно познавательную сферу, в качестве сово­купности эмпирических референтов развития личности (когнитив­ная ориентация в понимании сущности и характера развития лично­сти явно преобладала).

Наиболее фундаментальная и развернутая концепция психическо­го развития, ориентированная на становление как когнитивных, так мотивационных образующих психики, принадлежит Д. Б. Эльконину, который, как уже было показано выше, разделяет психическое разви­тие на эпохи, состоящие из закономерно связанных между собой двух периодов. Внутри каждой первый период характеризуется усвоением задач и развитием мотивационно-потребностной стороны деятельно­сти, а второй — усвоением способов деятельности. При этом каждому периоду соответствует ведущая деятельность[158]: непосредственно-эмо­циональное общение (от рождения до 1 года), предметно-манипуля-тивная деятельность (от 1 года до 3 лет), сюжетно-ролевая игра (от 3 до 7 лет), учеба (от 7 до 12 лет) интимно-личное общение (от 12 до 15 лет), учебно-профессиональная деятельность (от 15 до 17 лет). Концепция возрастной периодизации Д. Б. Эльконина достаточно полно освеще­на и позитивно оценена в психологической литературе последних лет.

Однако целый ряд вопросов, -относящихся к возможности понять в свете этой концепции проблему развития человеческой личности, требует серьезных пояснений. В качестве примера возьмем одну эпо­ху — детство — и два периода — дошкольное и школьное детство.

Нет особых сомнений в том, что сюжетно-ролевая игра имеет боль­шое значение для дошкольников и что в ней моделируются отноше­ния между людьми, отрабатываются навыки, развиваются и обостря­ются внимание, память и воображение. Одним словом, важность иг­ры дошкольника для развития его психики, подчеркнутая еще Л. С. Выготским, истребует новых доказательств. Однако трудно пред­положить, что в дошкольном возрасте возникает уникальная и мало­вероятная ситуация (никогда не имевшая места и никогда более не повторяющаяся в биографии человека), когда не его реальные поступ­ки обозначают его личность, а изображение чужих поступков. Для формирования личности необходимо усвоение образцов поведения (действий, ценностей, норм и т. п. ), носителем и передатчиком кото­рых, особенно на ранних стадиях онтогенеза, может быть только взрослый. А с ним ребенок вступает чаще всего отнюдь не в игровые, а во вполне реальные жизненные связи и отношения. Исходя из пред­положения, согласно которому главным образом игра в дошкольном возрасте обладает личностно-образующим потенциалом, трудно по­нять воспитательную роль семьи, общественных групп, отношений, складывающихся между взрослыми и детьми, и в большинстве случа­ев также являющихся вполне реальными, опосредствованными со­держанием той деятельности, вокруг которой они формируются. Са­мым референтным для ребенка лицам (родителям, воспитательницам детсада) личность ребенка открывается именно через его деяния, а не через исполнение ролей в игре. На это существенное обстоятельство обратил внимание В. А. Петровский.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.