Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 35 страница



В связи с той критикой, которой подверг Вагнер воззрения " мо­нистов снизу", необходимо коротко затронуть сложный вопрос об его отношении к физиологическому учению И. П. Павлова. Вагнер, от­давая Павлову должное (называет его " выдающимся по таланту" ) и сходясь с ним в критике субъективизма и антропоморфизма, тем не менее считал, что метод условных рефлексов пригоден для выясне­ния разумных процессов низшего порядка, но недостаточен для ис­следования высших процессов. Он стоял на том, что рефлекторная теория, оказываясь недостаточной для объяснения высших процес­сов, в такой же мере недостаточна и для объяснений основного мате­риала сравнительной психологии — инстинктов. Физиологический механизм инстинкта пока неизвестен и не может быть сведен к безу­словному рефлексу — таков его вывод.

При этом Вагнер не утрачивал детерминистической последователь­ности, трактуя инстинктивные действия в качестве наследственно фиксированной реакции на сумму внешних воздействий, и вместе с тем не отрицал, что в основе всех действий лежат рефлексы. Считая, что между инстинктами и разумными способностями непосредствен­ной связи нет, Вагнер видит их общее рефлекторное происхождение. Действия инстинктивные и разумные восходят к рефлексам - в этом их природа, их генезис. Но он не приемлет механического сведения инстинктов к рефлексу. Здесь Вагнер касается исходного пункта разногласий, характерных для того времени, - вопроса о возможности или невозможности сведения сложных явлений к их составляющим. " В таком утверждении (что все это в сущности явления одного ро­да. - А. П. )... нет ничего неправдоподобного; но вопрос-то не в том, содействует ли такой способ решения задачи познанию истины или тормозит это познание" [149]. " Неясно ли, - продолжает он, - что лишь идя... путем различения предметов и их анализа, мы можем подойти к выяснению истинной природы этих вещей, что всякие иные пути, стремящиеся под предлогом кажущейся однородности явлений от­махнуться от реального их различия, представляют недопустимую ме­тодологическую ошибку... Доказывать, что инстинкты представляют собой только рефлексы, не более основательно, чем доказывать, что крыло бабочки, дракона, птицы и аэроплана суть явления одного и то­го же рода. Они действительно однородны в качестве приспособления к полету, но совершенно разнородны по существу. То же и рефлексы с инстинктами, явления эти, сточки зрения приспособленности, одно­родны: и те и другие наследственны, и те и другие нецелепониматель-ны. Но утверждать на основании частичных признаков сходства, что явления эти однородны по существу, полагать, что, изучив механизм рефлексов, мы можем познать. инстинкты, то есть установить законы их развития и отношения к разумным способностям, законы их изме­нения и образования, — это так демонстративно расходится с фактами, что настаивать на противном едва ли основательно" [150].

Вагнер поднимается здесь до диалектического понимания отно­шений между рефлексами и инстинктами (рефлексы и инстинкты и однородны, и неоднородны, однородны водном и разнородны в дру­гом). Выше мы отмечали, что с точки зрения Вагнера инстинкты (как и " разумные действия" ) имеют своим источником рефлексы. Он, та­ким образом, различает вопрос о происхождении инстинктов и разу­ма (здесь он на позициях рефлекторной теории) и о сведении психи­ческих способностей к рефлексам (здесь он против механицизма реф­лексологов). Эта трудная проблема постоянно возникает в истории психологии, оставляя верным диалектическое решение вопроса. Это единственный проход между Сциллой субъективизма и Харибдой ме­ханицизма (отказ от признания рефлекторного происхождения разу­ма и инстинкта - союз с субъективизмом; сведение психики к реф­лексам — союз с механицизмом).

В последней, оставшейся неопубликованной работе " Сравнитель­ная психология. Область ее исследования и задачи" Вагнер вновь обращался к проблеме инстинкта, формулируя теорию колебания ин­стинктов (теорию флуктуации).

Продолжая подчеркивать рефлекторное происхождение инстинк­тов, он еще раз оговаривает иной подход к их генезису, нежели тот, который был присущ исследователям, линейно располагавшим реф­лекс, инстинкты и разумные способности, как у Г. Спенсера, Ч. Дар­вина, Дж. Романеса: рефлекс - инстинкт-разум, или как у Д. Г. Лью­иса и Ф. А. Пуше: рефлекс — разум — инстинкт (в последнем случае разум подвергается редукции). По Вагнеру, здесь наблюдается расхож­дение психических признаков:

Для понимания образования и изменения инстинктов он исполь­зует понятие видового шаблона. Инстинкты, по словам Вагнера, пред­ставляют не стереотипы, которые одинаково повторяются всеми осо­бями вида, а способность, неустойчивую и колеблющуюся в опреде­ленных наследственно фиксированных пределах (шаблонах), для каж­дого вида своих. Понимание инстинкта как видового шаблона, кото­рый наследственно образуется на длинном пути филогенетической эволюции и который, однако, не является жестким стереотипом, при­вело Вагнера к выводу о роли индивидуальности, пластичности и ва-риабильности инстинктов, о причинах, вызывающих новообразова­ния инстинктов. Он указывает, что, помимо генезиса путем мутаций (путь к образованию типически новых видов признаков), возможен генезис путем флуктуации. Последний лежит на путях приспособле­ния к изменяющимся условиям.

Вагнер далек от представления о том, что особь может, к примеру, вить гнездо по-разному, по своему усмотрению, как полагали пред­ставители классической зоопсихологии. Инстинкт особи индивидуа­лен в том смысле, что соответствует данному колебанию, или, лучше сказать, индивидуален в пределах видового шаблона (трафаретен для вида, индивидуален для особи). Совокупность колебаний инстинкта всех особей вида образует наследственно фиксированный шаблон с более или менее значительной амплитудой колебаний. Теория коле­бания инстинктов является ключом к выяснению генезиса новых при­знаков. Факты свидетельствуют, считал Вагнер, что в тех случаях, ког­да отклонение колебания от типа зайдет за пределы его шаблона, то оно становится в условия, при которых может положить начало воз­никновению новых признаков, если признак этот окажется полезным

и даст некоторые преимущества в борьбе за существование (вслед­ствие чего и будет поддержан естественным отбором).

Не могли не вызывать отрицательного отношения у Вагнера попыт­ки отдельных физиологов, к которым относились в этот период некото­рые павловские сотрудники (Г. П. Зеленый и др. ), соединить метафизи­ку с физиологией. Он писал, что физиологи, очутившись в чуждой им области отвлеченных соображений, нередко забираются в такую гущу метафизики, что можно лишь недоумевать над тем, как могут совмещать­ся в одном мозгу столь противоположные способы мышления.

Отрицательную реакцию вызвала у Вагнера трактовка зоопсихо­логии как науки сплошь антропоморфистской и субъективистской, разделявшаяся многими физиологами и самим Павловым. В этот пе­риод зоопсихолог для Павлова - тот, кто " хочет проникать в собачью душу", а всякое психологическое мышление есть " адетерминистиче-ское рассуждение". В самом деле, в те годы, когда Павлов разрабаты­вал основные положения своего учения о физиологии высшей нервной деятельности, а Вагнер — биологические основания сравни­тельной психологии, И. А. Сикорский писал, как о чем-то само собой разумеющемся, об " эстетических чувствах" рыб, о " понимании му­зыки" у амфибий, об " интеллектуальных упражнениях" попугаев, о " чувстве благоговения у быков". Подобный антропоморфизм был в равной мере чужд как Павлову, так и Вагнеру.

Субъективные расхождения Павлова и Вагнера исторически объ­ясняются трудностью решения многих философских проблем науки, и прежде всего проблемы детерминизма. В результате один из них (Вагнер) неправомерно связывал другого с чисто механистической физиологической школой, а другой (Павлов) так же неправомерно не делал никаких исключений для зоопсихологов, стоящих на антиант-ропоморфистских позициях.

Объективную общность позиций Павлова и Вагнера подметил еще Н. Н. Ланге. Критикуя психофизический параллелизм, или " паралле-листический автоматизм", физиологов-механицистов, Н. Н. Ланге вы­двинул аргументы, заимствованные из эволюционной психологии. Он указывал, что " параллелистический автоматизм" не может объяснить, каким образом и почему развилась психическая жизнь. Если эта жизнь не оказывает никакого влияния на организм и его движения, то тео­рия эволюции оказывается неприменимой к психологии. " Эта пси­хическая жизнь совершенно не нужна организму, он мог бы так же действовать и при полном отсутствии психики. Если же мы придаем психической жизни биологическую ценность, если в развитии ее ви­дим эволюцию, то эта психика уже не может быть бесполезной для самосохранения организма" [151].

В своей " Психологии" Ланге отделяет взгляды Павлова от меха­нистической системы " старой физиологии" и показывает, имея в ви­ду школу Павлова, что в " самой физиологии мы встречаем ныне стремление к расширению старых физиологических понятий до их широкого биологического значения. В частности, такой переработке подверглось понятие о рефлексе — этой основе чисто механического толкования движений животного" [152].

Таким образом, Ланге уже тогда увидел, что механистическая кон­цепция рефлекса, восходящая к Декарту, подвергается переработке в павловском учении об условных рефлексах. " Знаменитые исследова­ния проф. Павлова относительно рефлекторного выделения слюны и желудочного сока, - пишет Ланге, - показали, какие разнообразные, в том числе и психические, факторы оказывают свое влияние на эти рефлексы. Прежнее упрощенное понятие о рефлексе как о процессе совершенно независимом от психики оказывается, в сущности, догма­тичным и недостаточным" [153]. Ланге справедливо сближает Павлова не с физиологами-механицистами, а с биологами-эволюционистами.

Критикуя антропоморфизм и зооморфизм в сравнительной пси­хологии, Вагнер разработал объективные методы изучения психиче­ской деятельности животных. Исходя из генетического родства жи­вотных форм, натуралист-психолог, по мнению Вагнера, должен срав­нивать психические проявления данного вида с таковыми не у чело­века, а у ближайших в эволюционном ряду родственных форм, от ко­торых это сравнение можно вести и далее. Основные зоопсихологи-ческие труды Вагнера построены на применении этого объективного метода и являются свидетельством его плодотворности.

Сравнительно-генетический подход к проблемам психологии вы­звал непреходящий интерес к идеям и трудам В. А. Вагнера у Л. С. Вы­готского. Знакомство с неопубликованной перепиской этих двух уче­ных (к сожалению, письма Вагнера к Выготскому не сохранились, и об их содержании можно судить лишь по ответам последнего) свиде­тельствует об огромном влиянии, которое оказывал Вагнер на своего молодого коллегу.

Задавшись целью проследить происхождение и развитие психиче­ских функций, Выготский обращается к трудам Вагнера. Именно у него Выготский находит положение о признании " центральным для выяснения природы высших психических функций, их развития и рас­пада", понятия " эволюции по чистым и смешанным линиям". Появ­ление новой функции " по чистым линиям", то есть возникновение нового инстинкта, который оставляет неизменной всю прежде сло­жившуюся систему функций, - это основной закон эволюции живот­ного мира. Развитие функций по смешанным линиям характеризует­ся не столько появлением нового, сколько изменением структуры всей прежде сложившейся психологической системы. В животном мире развитие по смешанным линиям крайне незначительно. Для челове­ческого же сознания и его развития, как показывают исследования человека и его высших психических функций, подчеркивает Выгот­ский, на первом плане стоит не столько развитие каждой психиче­ской функции (" развитие по чистой линии" ), сколько изменение меж­функциональных связей, изменение господствующей взаимозависи­мости психической деятельности ребенка на каждой возрастной сту­пени. " Развитие сознание в целом заключается в изменении соотно­шения между отдельными частями и видами деятельности, в измене­нии соотношения между целым и частями" [154].

Роль наследственности и среды в психическом развитии

Проблема развития личности и психики ре­бенка в 20-х и начале 30-х годов XX века входила в компетенцию педологии — нау­ки о детях. В силу различных причин (по­литических, идеологических и др. ) в сере­дине 30-х годов произошел разгром педологии, начало которому по­ложило постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года " О педологи­ческих извращениях в системе наркомпросов". Педология была объ­явлена лженаукой, а педологи лжеучеными.

Последствия уничтожения педологии надолго затормозили разви­тие психологической науки, ее теории и прикладных отраслей[155].

В газете " Правда" от 5 июля 1936 года можно было прочитать: " Контрреволюционные задачи педологии выражались в ее " главном" законе — фаталистической обусловленности судьбы детей биологи­ческими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды".

Этот подход получил дальнейшее развитие: " Антимарксистские утверждения педологов полностью совпадали с невежественной ан­тиленинской " теорией отмирания школы", которая также игнориро­вала роль педагога и выдвигала решающим фактором обучения и вос­питания влияние среды и наследственности" [156].

Были ли основания обвинять педологию в признании фатальной роли наследственности и социальной среды для развития психики и личности ребенка и игнорирования роли школы?

Если в 20-е годы в некоторых работах педологов можно найти от­дельные высказывания, позволяющие говорить о подобных ошибоч­ных заключениях, то уже с начала 30-х годов нет каких-либо серьез­ных данных для утверждения такого рода. Более того, до 1936 года ведущие педологи подвергли критике ошибочные оценки роли на­следственности и среды и предложили формулировки, которые в основном достаточно точно характеризуют факторы психического развития и не могут вызвать принципиальных возражений и в насто­ящее время.

С целью подтверждения предложенных нами выводов, мы счита­ем возможным дословно процитировать соответствующий раздел учебника " Педология", авторами которого были ГА. Фортунатов и М. В. Соколов, " Роль наследственности и приобретенного в развитии ребенка" (написан Г. А. Фортунатовым в 1934-1935 годах, а книга вы­шла из печати в 1936 году)[157].

Г. А. Фортунатов пишет: " Перейдем к вопросу об основных зако­номерностях возрастного развития ребенка.

Прежде всего необходимо уяснить себе, чем это развитие опреде­ляется, какую роль в развитии ребенка играют наследственные задат­ки, какое влияние на развитие оказывает социальная среда.

На все эти вопросы представители различных научных направлений дают различные ответы; необходимо в них критически разобраться.

Многие западные ученые считают, что развитие ребенка целиком определяется его наследственностью. Согласно этой теории, все наи­более существенные качества человеческой личности заложены уже в зародышевых клетках родителей (в генах). Характерные свойства, таким образом, биологически предопределены. Конечно, не предпо­лагается, что сложнейшие психические функции заключены в генах как какие-то готовые качества; имеются в виду только их задатки; но развитие личности понимается как самораскрытие, саморазвертыва­ние этих задатков. Среда может способствовать этому саморазвитию или задерживать его, но внести сколько-нибудь существенные каче­ственные изменения она якобы не может.

По этой теории, потребности, симпатии, интересы ребенка разви­ваются и формируются по таким же законам, как развивается яйцо.

Развитие цыпленка в яйце есть органический процесс, подчинен­ный чисто биологическим законам. Развитие личности в этом пони­мании является также процессом чисто биологического созревания.

Выше мы уже говорили о недопустимости такого отождествления. Ребенок является существом, живущим в созданной людьми среде; он неразрывно связан с этой средой семьей, детским садом, школой. Несомненно, что наследственностью нам даны некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от сре­ды саморазвитии в заранее предопределенном направлении. В раз­личных социальных условиях эти задатки могут не только развиваться в большей или меньшей степени; одни и те же наследственные задат­ки, например у двух однояйцевых близнецов, в разных условиях обу­чения и воспитания могут развиваться в разных направлениях и дать в конечном итоге разные качества.

Иной подход к этому вопросу мы видим в другом научном лагере. К этому лагерю принадлежит целый ряд буржуазных ученых; особен­ным распространением эта точка зрения пользовалась в советской пе­дологии на ранних этапах ее развития. Заключается эта точка зрения в следующем.

Борясь против теорий об отрыве личности от социальной среды, против недооценки этой среды, многие советские педологи постави­ли вопрос диаметрально противоположно: среда в их понимании ста­ла всесильной, ребенок же при рождении являлся как бы чистой до­ской. Что будет написано на этой доске — целиком ставилось в зави­симость от среды. Все качества личности, за исключением того ни­чтожного багажа, с которым ребенок появляется на свет, целиком рас­сматривались как приобретенные, как прямой результат среды и вос­питания; наследственные задатки совершенно не учитывались. Сам процесс развития рассматривался как процесс пассивного приспособ­ления к окружающей среде. Ребенок как бы отражал в себе среду, рас­сматривался как простая копия, слепок со среды. Активность ребен­ка, его сознание, его меняющееся отношение к среде оставались в пол­ном пренебрежении. Какова среда, таков и ребенок, при одинаковой среде и дети все должны быть одинаковыми — так короче всего мож­но сформулировать эту точку зрения.

Эта точка зрения казалась авторам оптимистической, так как она открывала широкий простор влияниям среды и воспитания. Очень легко, казалось, " на заказ" создавать желаемый тип ребенка, не встре­чая препятствий ни со стороны наследственных задатков, ни со сто­роны возрастных возможностей. Стиралось качественное отличие ре­бенка от взрослого; казалось, что из ребенка сразу можно сделать хо­рошего производственника и сознательного коммуниста — стоит только соответствующим образом его воспитать. По существу же такая по­становка вопроса приводит к глубоко пессимистическим положени­ям: ребенок в сущности является покорной жертвой внешних сил и при плохих условиях воспитания неминуемо должен погибнуть; каким образом угнетение могло порождать борцов и революционе­ров - с этой точки зрения - становится непонятным.

В условиях нашей советской действительности переоценка роли среды и недоучет возрастных возможностей ребенка толкали на то, чтобы ставить себе неосуществимые воспитательные задачи. Пыта­лись включать ребенка-дошкольника в выполнение промфинплана, найти ему место на производстве; возлагали на школьника чрезмер­ную общественную нагрузку и при этом игнорировали организован­ный учебный процесс, школу и т. п. Все это являлось практическим отражением неверных теоретических установок, и там и здесь не учи­тывалась школа.

Мы рассмотрели две противоположные теории, объясняющие зна­чение среды и наследственности, социальных и биологических влия­ний в развитии ребенка. Обе оказались неприемлемыми. Нужно от­метить и попытку создать из этих двух крайних точек зрения одну про­межуточную. Попытка эта принадлежит немецкому ученому В. Штер­ну. " Если из двух противоположных точек зрения каждая может опе­реться на серьезные основания, то истина должна заключаться в сое­динении обеих", — говорит Штерн.

Штерн рассматривает наследственное и приобретенное в разви­тии ребенка как две силы, два фактора, противостоящие друг другу. Душевное развитие Штерн рассматривает " как результат конверген­ции, схождения, скрещивания", то есть механического сцепления.

Нас никак не может удовлетворить и эта " промежуточная" точка зрения. Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие наличность независимо друг от друга; как образ­но говорит американский педолог Гезелл, развитие не есть " марио­нетка, управляемая дерганием двух ниточек". Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое диалектически неразрывны. Нельзя представлять себе влияния среды как внешние наслоения, из-под которых можно вышелушить внутреннее, неизменное биологи­ческое ядро.

Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно из­меняются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической осно­ве, без которой немыслимо было бы развитие. Каждая следующая сту­пень развития включает в себя все предыдущие и строится, таким об­разом, на непрерывно изменяющейся основе. Биологическое в его первоначальном чистом виде перестает существовать, оно подчине­но социальному, изменено им, и выделить его " в чистом виде" не пред­ставляется возможным. Точно так же и влияния среды не являются простыми, механическими напластованиями. Среда направляет раз­витие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости отто­го, как ребенок ее воспринимает, осознает, как он научился действо­вать в этой среде на предшествующих стадиях своего развития и что он представляет собой в физическом отношении. Решающими во вли­яниях среды на развитие ребенка являются школа и школьный педа­гогический процесс".

Явно не требуется дополнительных пояснений для того, чтобы под­черкнуть тенденциозность и лживость обвинений педологии в фата-лизации наследственности и среды как факторов психического разви­тия. Труды Л. С. Выготского, П. П. Блонского, М. Я. Басова, М. М. Ру­бинштейна, ГА. Фортунатова, проходившие в 20-е годы " по разряду педологии", реализовали принцип развития психики и личности в по­следующие годы. Они образовали фундамент построения психологи­ческой теории.

Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности

Проблема развития ребенка становится прио­ритетной для российской психологии начиная с 30-х годов. Однако общие теоретические ас­пекты возрастной психологии до сих пор оста­ются дискуссионными. В традиционном подходе к этой проблеме не различалось развитие личности и развитие психики. Между тем по­добно тому как личность и психика являются нетождественными, хотя и находятся в единстве, так и развитие личности и развитие психики образуют единство, но не тождество (не случайно возможно слово­употребление " психика, сознание, самосознание личности", но, ра­зумеется, не " личность психики, сознания, самосознания" ).

Так, аттракция (привлекательность субъекта для другого человека в условиях межличностного восприятия) трактуется в психологии как характеристика личности субъекта. Однако аттракция не может рас­сматриваться как характеристика его психики хотя бы потому, что он привлекателен для других и именно там, в психике этих людей, осоз­нанно или неосознанно, складывается специфическое эмоциональ­ное отношение к нему, как к привлекательному человеку, формирует­ся соответствующая социальная установка. Для того чтобы изучить механизм аттракции, психолог должен принять во внимание особен­ности психики самого субъекта. Но это ничего не даст, если нам не­известна ситуация, те реальные предметные отношения людей, в ко­торых зарождается, проявляется и оценивается другими его привлекательность. Между тем эти реальные отношения складываются не во внутреннем пространстве его психики, а в межличностных связях, субъектом которых является человек как личность.

Самый изощренный, психологический анализ, обращенный ис­ключительно к интраиндивидным, собственно психическим харак­теристикам человека, например к его мотивационно-потребностной сфере, не откроет для нас, почему он в одних сообществах оказыва­ется привлекательной, а в других — отвратительной личностью. Для этого необходим психологический анализ этих сообществ, и это ста­новится существенным условием понимания личности человека.

Признание того, что понятия " личность" и " психика" не могут при всем их единстве мыслиться как тождественные, не является очевид­ным. Начало методологическому рассмотрению идеи о тождестве лич­ности и психики (сознания) содержится имплицитно в трудах некото­рых психологов. Начало этому положил Э. В. Ильенков, который счи­тал необходимым " искать разгадку " структуры личности" в простран­стве вне органического тела индивида и именно поэтому, как ни пара­доксально, во внутреннем пространстве личности. В этом пространстве сначала возникает человеческое отношение к другому индивиду (имен­но как реальное, чувственно-предметное, вещественно-осязаемое от­ношение, " внутри" тела человека никак не заложенное), чтобы за­тем — вследствие взаимного характера этого отношения — превратить­ся в то самое " отношение к самому себе", опосредствованное через от­ношение к " другому", которое и составляет суть личностной - специ­фически человеческой — природы индивида. Личность поэтому и рож­дается, возникает (а не проявляется! ) в пространстве реального взаи­модействия по меньшей мере двух индивидов, связанных между собой через вещи и вещественно-телесные действия с ними... Это именно реальное отношение, отношение двусторонне-активное, а не " отноше­ние", как и каким оно представлено в системе самочувствий и само­мнений одного из участников этого диалогического взаимодействия... ".

" Личность не внутри " тела особи", а внутри " тела человека", ко­торое к телу данной особи никак не сводится, не ограничивается его рамками... "

Итак, личность заключена не только внутри " тела особи", " внут­ри органического тела индивида", ее нельзя толковать как естествен­но-природное образование.

Можно в подробностях описать психические качества, процессы и состояния героя или злодея, но вне деяний, ими совершаемых, ни­кто из них как личность перед нами не предстанет. Деяния же могут быть совершены только в сообществе людей, в реальных социальных отношениях, которые и творят, и сохраняют его как личность.

Теоретически недопустимое неразличение понятий " личность" и " психика" оказалось одной из основных причин деформации неко­торых исходных принципов понимания движущих сил развития лич­ности.

Л. С. Выготским (1930) была сформулирована идея социальной си­туации развития, " системы отношений между ребенком данного воз­раста и социальной действительностью как " исходного момента" для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода и определяющих " целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свой­ства личности".

Этот тезис Выготского принят как важнейший теоретический по­стулат концепции развития личности. В педагогической и возраст­ной психологии он не только никогда не опровергался, но и постоян­но использовался как основополагающий (Л. И. Божович). Однако ря­дом с ним, а в дальнейшем фактически и вместо него в качестве ис­ходного момента для объяснения динамических изменений в разви­тии фигурирует принцип " ведущего типа деятельности" (А. Н. Ле-онтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др. ).

В. В. Давыдов считает, что «социальная ситуация развития — это прежде всего отношение ребенка к социальной действительности. Но именно такое отношение и реализуется посредством человеческой де­ятельности. Поэтому вполне правомерно в этом случае использовать термин " ведущая деятельность" как синоним термина " социальная ситуация развития" ».

Между тем если отношение ребенка к социальной действитель­ности, что, по Л. С. Выготскому, и есть " социальная ситуация разви­тия", реализуется " посредством человеческой деятельности", то без некоторого насилия над логикой само оно, очевидно, не может быть обозначено как " ведущая деятельность".

Тот факт, что социальное отношение реализуется посредством де­ятельности, представляется бесспорным, но сколько-нибудь очевид­ной связи понятия " социальная ситуация развития" и понятия " ведущая деятельность", впервые сформулированного в 40-е годы А. Н. Леонтьевым, здесь пока не прослеживается.

Что же такое " ведущая деятельность" и какую роль она играет в развитии личности?

По А. Н. Леонтьеву, " ведущая деятельность — это такая деятель­ность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в пси­хических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития". " Жизнь или деятельность в целом не складывается, однако, механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности являются изданном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, дру­гие — меньшее. Одни играют главную роль в развитии, другие — под­чиненную".

Выдвижение на первый план психологии развития личности про­блемы " ведущей деятельности" или " ведущего типа деятельности" имеет свои объективные причины, обусловленные " надсознатель-ным" процессом формирования категориального и понятийного строя психологической науки. В период, когда закладывались основы со­ветской психологической науки, детская психология и мел а достаточ­но четко выраженную когнитивную ориентацию, обусловленную освоением марксистских идей (теория отражения). Исключительный по своей значимости вклад в выяснение конкретных механизмов и закономерностей развития перцептивных, мнемических и интеллек­туальных процессов внесли работавшие в то время психологи, изу­чавшие развитие высших психических функций: логическую память, воображение, понятийное мышление (Л. С. Выготский); память и мышление (П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, Л. В. За-нков, А. А. Смирнов); мышление (С. Л. Рубинштейн, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Л. А. Венгер и др. ); интеллект и речь (А. Р. Лурия); способности (Б. М. Теплое, Н. С. Лейтес); внима­ние (Н. Ф. Добрынин); восприятие (Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко); учебную деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давы­дов) и т. д. Совершенно очевидно, что теория развития психики зата­чивалась на оселке экспериментального исследования именно ког­нитивных процессов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.