Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 26 страница



Последующий эксперимент был построен таким образом, чтобы давление группы (это была, разумеется, " подставная группа" ) напра­вить вразрез с общепринятыми ценностями и создать конфликтную ситуацию, в которой должно было быть подтверждено или опроверг­нуто одно из выдвинутых выше предположений. Тем самым произво­дилась экспериментальная дифференциация группы на конформи­стов и людей, которые обнаруживают самоопределение, беря на себя защиту общегрупповых ценностей даже в тех случаях, когда от них " отказывается" остальная часть группы.

Постановка вопроса о самоопределении связывала проблему внут-ригруппового взаимодействия с содержанием того, что воздействует на личность через групповые коммуникации. Это позволяло отверг­нуть представление о фатальном приоритете коммуникации и ком­муникатора перед объективным содержанием информации.

Формула " стимул — реакция" была пригодна для психологической интерпретации искусственно созданной экспериментальной ситуации. Однако при обращении к реальным отношениям эта схема (или кон­формист, или нонконформист) обнаруживала свою несостоятельность.

Феномен самоопределения оказался той самой искомой " клеточ­кой", в которой обнаруживаются важнейшие социально-психологи­ческие характеристики живого социального организма — группы. От­ношения между двумя или несколькими индивидами не могут быть сведены к непосредственной связи между ними. Относительно непос­редственные взаимоотношения могут быть зафиксированы в диффуз­ной группе. В группах же, осуществляющих совместную деятельность, отношения неизбежно опосредствуются содержанием, ценностями и целями совместной деятельности. Таким образом, по своим психоло­гическим характеристикам группа высокого уровня развития качест­венно отличается от других малых групп. Поэтому попытка распро­странить те выводы, которые были сделаны при их изучении, на груп­пу высокого уровня развития обречены на неудачу.

Многоуровневая структура межличностных отношений

Тот факт, что межличностные отношения опосредствуются содержанием реальной деятельности, позволяет увидеть объемную структуру высокоразвитой группы. Если в традиционно трак­туемой группе отношения между индивидами выступают как иерархизированные по отношению к групповой дея­тельности, ее целям и принципам, то в высокоразвитой группе груп­повые процессы иерархизируются, образуя многоуровневую структу­ру. В этой многоуровневой структуре можно выделить несколько страт (слоев), имеющих различные психологические характеристики, при­менительно к которым обнаруживают действие различные социаль­но-психологические закономерности.

Центральное звено групповой структуры (А) образует сама груп­повая деятельность, ее содержательная характеристика. По сути своей это хотя и ядерное — по отношению к психологическим стратам, но не собственно психологическое образование. Это предметно-деятель-ностная характеристика группы. В настоящее время выделен набор эмпирических показателей, которые могли бы быть сведены в блоки оценок предметной деятельности, дающие общую характеристику яд­ра групповых процессов.

Так, были выделены три критерия оценки группы: 1) оценка вы­полнения основной общественной функции — участия в обществен­ном разделении труда; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность для развития. Все психологические характеристики группы оказываются зависимыми от этих социально обусловленных образований.

Выделение указанных блоков оценки совместной предметной де­ятельности позволяет определить социально-психологические пара­метры групп разного уровня развития.

Следующая за описанным выше слоем страта Б— психологическая по своей сущности — фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.

В страте б локализуются характеристики межличностных отноше­ний, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее це­лями и задачами, ходом выполнения), атакже принятыми в группе прин­ципами, идеями, ценностными ориентациями. Именно сюда, видимо, следует отнести различные феномены межличностных отношений, на­пример, самоопределение личности и другие, о которых речь пойдет дальше. Деятельностное опосредствование - принцип существования и принцип понимания феноменов этой психологической страты.

Наконец, последний, поверхностный слой межличностных отно­шений (/) предполагает наличие связей (главным образом эмоцио­нальных), по отношению к которым ни цели деятельности группы, ни общезначимые для нее ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора. Это не значит, что такие связи в полном смысле слова непосредственные. Вряд ли можно предположить, что­бы отношения любых двух людей не имели опосредствующего звена в виде тех или иных интересов, вкусов, эмпатических тяготений, суг­гестивных влияний, привычных ожиданий и т. д. Но содержание груп­повой деятельности на этих связях, по существу, не сказывается или обнаруживается в очень слабой степени.

Подобно тому, как недопустим перенос закономерностей, свой­ственных диффузной группе, на высокоразвитую группу, было бы не­правомерно универсализировать выводы, полученные при изучении феноменов поверхностного слоя межличностных отношений в груп­пе. Точно так же связи в страте В являются необходимыми, хотя и не­достаточными для характеристики группы без учета данных о стра­те Б, то есть без выяснения социального смысла деятельности ее уча­стников, мотивов их деятельности и т. д.

В ряде социально-психологических исследований высокоразвитых групп (производственных, учебных, спортивных), особенно имеющих прикладной характер, результаты экспериментального изучения по­верхностного слоя используются для характеристики группы в целом. При этом определяющая роль приписывается шкале приемлемости, коммуникативности и прочим факторам, не связанным с предметной деятельностью группы. Естественно, что психологические оценки, предлагаемые в результате этих обследований, не являются адекват­ными, а иногда могут оказаться дезориентирующими.

Анализ феномена самоопределения личности позволил предполо­жить, что в развитой группе закономерно должны обнаруживаться и другие социально-психологические феномены, качественно отлича­ющиеся от явлений, характерных для случайного скопления людей.

Традиционная социальная психология абсолютизировала схему взаимоотношений и взаимодействия, которая вводила в условия эк­сперимента лишь групповые стимулы и групповые реакции, но не принимала во внимание бесчисленное многообразие промежуточных звеньев. " Надсознательный категориальный строй" психологии, за­мыкая исследователя в круг поведенческих характеристик, заранее от­секал возможность направить эксперимент на изучение содержатель­ной и мотивационной сторон межличностных отношений.

Что же составляет принципиальное отличие высокоразвитой груп­пы от других их видов? В высокоразвитой группе в качестве опреде­ляющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опос­редствованные целями, задачами и ценностями совместной деятель­ности, то есть ее реальным содержанием. С данной точки зрения, груп­па высокого уровня развития — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Это качественное отличие, как выяснилось, поддается исследованиям, в которых принципиаль­ное значение приобретает как раз учет указанного опосредствующего звена и возможность экспериментально выделить его существенно важные параметры. К их числу может быть отнесено преобладание проявлений самоопределения личности и снижение конформных ре­акций взначимыхдля коллектива ситуациях. Но как далее станет оче­видным, этот параметр является лишь первым в ряду других. Сторон­ники групповой динамики не сумели прийти к соглашению по во­просу о типологии групп, потому что не сумели выделить главные фак­торы, обеспечивающие формирование группы. В концепциях груп­повой динамики они либо отсутствуют, либо оказываются рядополож-ными с второстепенными факторами (размер группы, число группо­вых коммуникаций и т. д. ).

Для создания типологии групп мы используем следующую модель. Компоненты, ее образующие, с одной стороны, показывают степень опосредствованности межличностных отношений, а с другой — со­держательную сторону опосредствования, развивающегося в двух про­тивоположных направлениях: в направлении, соответствующем (в са­мой общей форме) общественно-историческому прогрессу, и в на­правлении, препятствующем ему. Назовем первое направление про-социальным развитием опосредствующих факторов, а второе — их ан­тисоциальным развитием.

Теперь на основе различного сочетания компонентов можно вы­делить пять типов групп.

Первая группа несет на себе необходимые признаки группы, отве­чающие требованиям общественного прогресса. Высокая социальная значимость факторов в максимальной степени определяет и опосред­ствует межличностные отношения, делает группу высокосплоченной. • Вторая — представляет общность, где высокий уровень развития социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредствует груп­повые процессы. Возможно, это только что созданная группа с дале­ко еще не сложившейся совместной деятельностью. Здесь успех од­ного человека не определяет успешной деятельности других и неуда­ча одного не влияет на результаты другого. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но они не отработаны в процессе об­щения и совместного труда, а привнесены из широкой социальной среды. Их дальнейшая судьба зависит от того, будет ли налажена дея­тельность, которая их повседневно созидает и укрепляет.

Третья — представляет группу, где налицо высокий уровень опос­редствования взаимоотношений индивидов, но факторы, которые их опосредствуют, враждебны социальному прогрессу. Позиция рассмат­риваемой фигуры может занять любая антиобщественная корпора­ция, например мафия.

Четвертая — образует общность, где взаимоотношения людей фак­тически не опосредствуются факторами совместной деятельности, а если такое опосредствование все же имеет место, то антисоциальный характер опосредствующих факторов лишает деятельность группы ка­кой-либо общественной ценности (например, группа хулиганов).

Наконец, пятая группа представляет типичную диффузную груп­пу, где на нулевой отметке оказываются и социальная ценность опос­редствующих факторов, и степень их выраженности в системе меж­личностного взаимодействия. Пример —собранная из случайных лю­дей экспериментальная группа, которой предлагаются не значимые в социальном отношении задания.

В указанном пространстве может быть размещена любая социаль­ная группа. Каждый тип деятельности обладает своим диапазоном опосредствованности межличностных отношений и ее социальной ценности, а тем самым своей сплачивающей силой.

Социально-психологическая концепция, основывающаяся на таких представлениях о многоуровневой структуре групповой активности и типологии групп, в основу которых положена опосредствованность межличностных отношений содержательно-ценностными аспектами деятельности, получила название стратометрической концепции.

Теория и эмпирия в психологии межличностных отношений

Если обратиться к различным социальнопсихологическим системам, составляющим в совокупности американскую социальную психологию (к топологическим идеям или

" теории поля" К. Левина, социометрии Дж. Морено, теории " когнитивногодиссонанса" Л. Фестингера, тео­рии " согласия и привлекательности" Т. Ньюкома и т. д. ), то напра­шивается такой вывод. Различия между системами относятся не столько к выбору объектов исследования и, что особенно важно, не к представленному в них пониманию сущности взаимодействия и вза­имоотношений людей, сколько к способу интерпретации полученных эмпирических данных. Если сравнивать, например, " теорию поля" у Д. Картрайта и А. Зандера и отправляющуюся от идей Б. Скиннера " теорию подкрепления" у Д. Тибо и Г. Келли, то можно зафиксиро­вать различия в трактовке сил, сталкивающихся в сфере групповых процессов, но не в выборе объекта изучения. Объектом исследова­ния неизменно остается взаимодействие индивидов, определяемое в одном случае " структурой поля", а в другом — типом и размерами воз­награждения. Задачи исследования взаимодействия в малой группе всегда остаются одними и теми же — выявляются психологические параметры групповой динамики в зависимости от размера группы, ин­тенсивности оказываемого ею давления, взаимности в социометри-ческих выборах.

Таким образом, заметно различаясь в теоретической интерпрета­ции конкретных эмпирических исследований, отдельные направле­ния американской психологии используют одни и те же методологи­ческие предпосылки, имеют дело с одной и той же моделью межлич­ностных отношений.

Можно сказать, что за фактами и закономерностями, выявленны­ми путем строго экспериментального исследования, лежит область не­предумышленного постулирования, которая заменяет для представи­телей разных направлений американской социальной психологии единую теоретическую и методологическую платформу. Не случайно социальные психологи Франции, Нидерландов, Бельгии, ФРГ, Англии, объединяющиеся вокруг " European Journal of Social Psycho­logy", уже ряд лет критикуют современную американскую психоло­гию, в частности, за то, что они называют " эмпирической предубеж­денностью". Последняя выражается в иллюзии, будто теория может возникнуть на основе собирания фактов и измерений, получаемых без предварительных теоретических разработок.

Можно допустить безукоризненность экспериментальных данных, однако нельзя согласиться, когда эти данные, а следовательно, и идея, за ними стоящая, неправомерно обретают статус всеобщности, ста­новятся объяснительным принципом для целого класса явлений.

Так родились и мифы, которые оказались определяющими для по­нимания сущности межличностных отношений. Когда российские пси­хологи впервые начали экспериментально изучать межличностные от­ношения и взаимодействия, им пришлось иметь дело с этими постула­тами. В этих условиях сложилась психологическая теория деятельного опосредствования межличностных отношений (А. В. Петровский).

Эта теория представляет собой систему взаимосвязанных утверж­дений и доказательств, она располагает методами объяснения и пред­сказания различных социально-психологических феноменов, а так­же эффектов внутригрупповой активности. Выявленная исследова­телем закономерность предполагает - что и присуще теории - пере­ход от одного утверждения к другому без непосредственного обраще­ния к чувственному опыту. Исходя из этих соображений можно сопо­ставить теорию деятельностного опосредствован ия не с отдельными теоретическими ориентациями, а с традиционной социальной пси­хологией.

Другими словами, объектами сопоставления должны быть, с од­ной стороны, традиционная, как бы само собой разумеющаяся мо­дель группы (групповых процессов, групповой динамики, группово­го взаимодействия), а с другой — модель групповых процессов, осно­ву которой составляет теория деятельностного опосредствования. Если в психологии малых групп принято рассматривать межличност­ные отношения как непосредственное взаимодействие (давление, подчинение, симпатия), то в этой теории межличностные отношения рассматриваются как опосредствованные содержанием совместной групповой деятельности. Это положение, позволяющее в пределах со­циально-психологического исследования преодолеть постулат " не­посредственности", является исходным и определяющим.

Деятельностное опосредствование в качестве объяснительного принципа для понимания сущности межличностных отношений в группах определяет все другие принципиальные отличия принятой в рамках данной теории модели групповых процессов в сравнении с тра­диционным подходом. При традиционном рассмотрении социально-психологических феноменов группа трактуется в качестве совокуп­ности коммуникативных актов и эмоциональных тяготений, как име­ющая характер эмоционально-коммуникативной общности. В дан­ном отношении нет различий у приверженцев теории поля, группо­вой динамики, интеракционизма и т. д. В свете теории деятельност­ного опосредствования группа рассматривается как часть общества, которая имеет содержательные характеристики, относящиеся к ее де­ятельности и ценностям, принимаемым ее членами.

Следует подчеркнуть, что традиционная социальная психология, различая группы по размеру, времени существования, типу лидерства, степени сплоченности, композиции, не знает различия по уровню раз­вития предметно-ценностной деятельности, не выделяет групп выс­шего уровня, которые качественно отличаются от традиционно изу­чаемых малых групп. В социально-психологических теориях просту­пает идея о том, что закономерности межличностных отношений, эк­спериментально выявленные в малой группе, могут быть экстрапо­лированы на любые другие группы того же размера, той же продол­жительности существования, той же композиции. Данный вывод так­же может рассматриваться как неправомерный и необоснованный. Если, к примеру, в социально-психологическом эксперименте выяв­лено, что восприятие руководителя группы зависит от ее размеров (с возрастанием группы ее члены снижают оценку " человеческим фак­торам" руководителя), то у исследователей не возникает сомнения в том, что усматриваемая закономерность может быть универсализи-рованаи распространена на любую другую группу. Или, положим, если

Н. Фландерс и С. Хавумаки показали, что адресованная нескольким избранным членам группы похвала со стороны руководителя действу­ет как принцип " разделяй и властвуй" и порождает различия в стату­се членов группы, то это утверждение превращается в общезначимую социально-психологическую закономерность, в равной мере прило-жимую и к случайной группе, и к группе сплоченной, объединенной общими целями и ценностями, что, конечно, неправомерно.

Каковы же в итоге принципиальные позиции теории деятельно-стного опосредствования отношений?

Первая ее позиция состоит в том, что установившееся в традици­онной психологии представление о принципиальной сводимости со­циально-психологических закономерностей, свойственных любой группе, к общим закономерностям групповой динамики не может быть принято. И наоборот, социально-психологические феномены, показательные для высокоразвитой группы, не могут быть обнаруже­ны в группах низкого уровня развития. Уже самоопределение лично­сти не может быть выявлено в диффузной группе, где нет общего зве­на, опосредствующего поведение индивидов, и поэтому неизбежно единственной альтернативой конформизму выступает нонконфор­мизм. Так же обстоит дело и со всеми другими явлениями в сфере меж­личностных отношений в коллективе.

Вторая позиция. Вопреки установившемуся мнению, согласно ко­торому открытые социальными психологами закономерности мыс­лятся как верные для группы " вообще", в высокоразвитых группах межличностные отношения и закономерности, которым они подчи­няются, не простойные по сравнению с диффузными группами, а ка­чественно отличные, часто как бы " перевернутые", с противополож­ным знаком.

Межличностные отношения (индивид—индивид) могут быть ус­ловно представлены двумя линиями связей: деятельностными (по А. С. Макаренко, " ответственная зависимость" ) и сугубо личны­ми. Взаимовлияние этих двух линий межличностных отношений в. группе высокого развития и в случайном объединении будет характе­ризоваться очевидной асимметрией. В диффузной группе предпола­гается, что связи, необходимо возникающие в групповой деятельно­сти, еще не способны оказать существенного влияния на личностные отношения членов группы, тогда как личностные отношения (сим­патия и антипатия, большая или меньшая податливость влиянию) лег­ко деформируют связи, образующиеся в деятельности. Для высоко­развитой группы надо ожидать обратного: отношения " ответствен­ной зависимости", формирующиеся в совместной деятельности, ока­жут определяющее влияние на личностные связи, в то время как по-

следние не могут нарушить системы деятельности группы и необхо­димо возникающих в ней деловых взаимоотношений.

Приведенный выше тезис оказывается исходным для открытия но­вых и реинтерпретации уже известных социально-психологических явлений. Приведем лишь один пример.

В исследованиях ряда западных психологов (Ф. Олпорта, Н. Трип­лета, Е. Катрелла) изучалась связь между успешностью деятельности и присутствием других людей. Однозначная зависимость тут отрицалась, но не давалось объяснения, почему в одних случаях присутствие дру­гих лиц повышает успешность деятельности, а в других снижает. В луч­шем случае указывалось на зависимость успешности деятельности от частных взаимоотношений, складывающихся между субъектом дея­тельности и каждым из окружающих в отдельности (Б. Коллинс). Мож­но по-иному оценить неоднозначность указанной связи. Влияние при­сутствия других, по-видимому, должно оказаться различным в зависи­мости оттого, образуютли участники деятельности и присутствующие один коллектив или представляют собой диффузную группу. В услови­ях реальной групповой деятельности есть основания ожидать образо­вания положительной взаимосвязи в высокоразвитой группе и ее от­сутствия (или минимальной выраженности) в случайном сообществе.

Противоречивость выводов, полученных исследователями, рабо­тающими в рамках традиционного подхода к явлениям групповой ди­намики, представляется в общем не исключением, а правилом. Пусть исследовательская установка психолога не различает группы по уров­ню развития отношений деятельности, но сами группы объективно несут на себе эти различия и проявляют их в эксперименте. Послед­нее обстоятельство и приводит к противоположным выводам, в осо­бенности если экспериментаторы имеют дело не с лабораторной, а с реальной группой.

Итак, беда традиционной социальной психологии состоит не в том, что она не отражает в принятой ею парадигме экспериментального исследования деятельностных параметров групповых процессов, а в том, что, учитывая эти параметры, она не ориентируется на них как на основание для дифференцированного подхода к группам разного уров­ня развития. Все это дает право осуществить пересмотр фонда экспе­риментальных фактов, накопленных традиционной социальной пси­хологией, с точки зрения теории деятельностного опосредствования.

Групповая сплоченность и совместимость

Трудно назвать другую психологическую проблему, которая привлекала бы внимание современных циальных психологов в такой степени, как групповая сплоченность и совместимость. Литература, ей посвященная, насчитываеттысячи названий. Экокомический кризис на рубеже 20-30-х годов, фашизм в Германии и Италии, вторая мировая война - все эти события явились факторами активизации исследований, направленных на укрепление внутригруп-повых и межгрупповых связей. Проблема сплоченности оказалась в центре внимания десятков специальных психологических учрежде­ний в США, Англии, Японии и ФРГ. Именно в этих странах возник­ли определяющие теоретические установки, утвердившиеся в пони­мании природы и характера сплоченности, а также методологические подходы к ее изучению.

Приняв в качестве исходных эмоционально-психологические от­ношения между индивидами, находящие выражение в коммуникатив­ной практике малой группы, прежде всего в частоте, длительности и порядке взаимодействия, психологи, по существу, не ставили перед собой задачи установить, от чего зависят сами эти отношения. Таким образом, содержательный аспект групповых взаимоотношений, в том числе феномена сплоченности, как правило, устранялся из социаль­но-психологического исследования. Ведущим же способом выявле­ния сплоченности стала регистрация взаимодействий, коммуникатив­ных актов, взаимных выборов и предпочтений, базирующихся на сим­патиях и антипатиях, а практические рекомендации психолога отно­сительно повышения сплоченности группы по преимуществу были связаны с возможным изменением ее социометрической структуры. " При изъятии лиц с низким социометрическим статусом из группы и включении в нее лиц с высокой степенью социометрического статуса улучшалась сплоченность группы" [127], — писал Дж. Морено. Таким об­разом, достаточно произвести некоторые преобразования в сложив­шейся структуре группы (к примеру, вывести конфликтных лиц), и разобщенная группа станет собранной и сплоченной. Быть может, в отдельных случаях далеко зашедшего межличностного конфликта прибегнуть к " остракизму" и следует, но это отнюдь не генеральный путь повышения сплоченности.

Такая программа исследований сплоченности не предусматривает изучения норм и ценностных ориентации, которые складываются в группе на наиболее важной для нее основе — на основе активной со­вместной деятельности, имеющей предметный характер, определен­ную направленность, смысл и цель. Не случайно исследования спло­ченности были главным образом сугубо лабораторными, где объек­тами изучения становились искусственно сформированные группы, функционировавшие в условных ситуациях кооперации или конку­ренции, авторитарного или демократического стиля лидерства и т: д.

Сплоченность как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как " такое состояние груп­пы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействий между членами группы, причем чем больше частота взаимодействия между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот". Такие формулировки весь­ма типичны для многих руководств по социальной психологии.

В этих руководствах описано множество приемов для получения коэффициентов сплоченности. Сравнивая между собой эти коэффи­циенты, психологи стремятся извлечь определенную информацию об особенностях протекания процессов внутригруппового развития. В большинстве своем методики опираются на гипотезу о том, что меж­ду количеством, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе и ее сплоченностью существует прямая связь, а поэтому количество и сила взаимных положительных или отрицательных выборов — свиде­тельство сплоченности.

Источники групповой и индивидуальной активности, формирова­ние установок, ценностных ориентации и норм — все это, таким обра­зом, рассматривается как производное от уровня межличностного об­щения и эмоциональной окраски коммуникаций. Коэффициент груп­повой сплоченности в связи с этим чаще всего определяется как част­ное отделения числа взаимных связей на их количество, теоретически возможное для данной группы. Этот коэффициент должен был отра­зить интенсивность общения членов в группе. Однако оживление межиндивидуальных контактов может говорить не только об укрепле­нии дружеских и деловых взаимоотношений, направленных на обще­ственную пользу. Наблюдения свидетельствуют, что в условиях конф­ликта число контактов заметно возрастает, и потому, используя в каче­стве исходных данных только число членов группы и частоту взаимо­действий, невозможно судить о " качестве" или " знаке" сплоченности.

Американский психолог Т. Ньюком для анализа групповой спло­ченности использует понятие " согласие" (consensus), имея в виду од­нородность суждений индивидов в отношении объектов ориентации: " Под понятием " согласие" я подразумеваю ни больше ни меньше как существование между двумя или более личностями сходных ориента­ции по отношению к чему-нибудь" [128].

Уровнем согласия Т. Ньюком характеризует сплоченность любой группы. Однако согласие оказывается здесь связанным лишь с часто­той взаимодействий, и круг тем самым еще раз замыкается, а сплоченность вновь сводится к эмоциально-психологическим характери­стикам. Любая форма коммуникации, считает Ньюком, имеет своим следствием возрастание степени согласия. Согласие рассматривает­ся также как одна из групповых характеристик, объясняющих меха­низм образования норм, или один из способов трансляции обычаев и нравов от одного поколения к другому. Но и в этих случаях согласие связывается с теорией коммуникации и взаимодействия. Поэтому, пы­таясь операционально измерить степень согласия, существующего между членами группы, исследователи постоянно испытывают неу­довлетворенность, ибо вынуждены вновь и вновь прибегать к анали­зу числа коммуникаций, их продолжительности и силы. Причина та­кой вполне понятной неудовлетворенности заключается в самом под­ходе к изучению сплоченности, игнорирующем социальную сущность внутригрупповых процессов, ихдеятельностную природу и сводящем ее к эмоциональной привлекательности.

Итак, групповая сплоченность рассматривается большинством со­циальных психологов прежде всего как взаимная привлекательность и согласие в отношении важных объектов ориентации. Казалось бы, с этим нельзя не согласиться. Однако, указав на сходство позиций и установок среди членов группы как важный ее признак, Р. Бейлс, Т. Ньюком, Г. Хомманс и другие психологи тем не менее в методоло­гии исследования по существу игнорируют его, считая, что сходство позиций членов группы в конечном счете определяется частотой их общения. Качественные характеристики групп определены условия­ми и последствиями коммуникативных актов, пишет Ньюком.

Сама по себе констатация того, что согласие есть условие сплочен­ности индивидов, сомнений не вызывает— " когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет". Вопрос в другом: по отношению к чему необходимо согласие как источник сплоченности группы, что являет­ся детерминантой согласия, как его измерять (через коммуникативную практику группы или каким-то иным образом), всели случаи согласия в отношении тех или иных объектов ориентации могут и должны сви­детельствовать о групповой сплоченности, наконец, как согласие свя­зано с другими параметрами межличностных отношений.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.