Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 23 страница



Особый подход к проблеме соотношения " внешнего" и " внутрен­него" утверждается в работах А. Н. Леонтьева. В книге " Деятельность. Сознание. Личность" предложена, по существу, формула активности: " Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет". Потребовалось введение категории деятельности в психологию и вычленение в деятельности особых ее единиц, чтобы под­готовить почву для постановки вопроса о тех внутренних моментах движения деятельности, которые характеризуют постоянно происхо­дящие переходы и трансформации единиц деятельности и сознания.

Деятельность, сознание, отражение, установка, значимость, отно­шения и т. п. — все это категории и понятия, вобравшие в себя идею активности. Позволим себе высказать мнение, что сама их привлека­тельность для психологов и, следовательно, жизнеспособность была вызвана этим союзом. Но в нем активность как бы утратила часть соб­ственной энергии жизни. Ушло таинство особого рода причин­ности — присущее ей одной, активности, положение " между" детер­минированностью со стороны событий прошлого (стимул) и — обра­зов потребного будущего (цель).

Отрицая стимул-реактивную схему интерпретации поведения и со­знания, мы привычно обращаемся к телеологических схемам, возмож­ность которых сохраняется даже в таких концептуальных альтерна­тивах, как " пристрастность психического отражения", " первичная установка" и др. Преодоление парадигмы детерминации Прошлым составило целую эпоху становления психологической мысли в мире.

В 70-е годы, на " старте" разработки проблемы активности в на­шей стране, интерес исследователей к категории активности был обу­словлен помимо собственно научных " импульсов" неприятием неко­торых тенденций в общественной жизни, заключал в себе аргументы против: " полного единомыслия" в сфере идеологии; представлений о возможности вывести цели бытия каждого отдельного человека из " правильно осмысленных" целей общественной жизни; постоянно декларируемой гармонии личных и общественных интересов и т. д.

Протест заключал в себе особую эстетику отрицания: личность как " специально человеческое образование... не может быть выведена из приспособительной деятельности", " созидание одно не знает гра­ниц... " (А. Н. Леонтьев); " психика - не административное учреждение" (В. П. Зинченко); жизнь человеческой культуры и человека в ней как " диалогика" (B. C. Библер); " не человек принадлежит телу, а тело -человеку" (ГС. Батищев); " индивидом - рождаются, личностью -становятся, индивидуальность - отстаивают" (А. Г. Асмолов). Форми­ровался особый взгляд на человека, как преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.

Пафос отрицания Прошлого, по существу, совпадал здесь с пафо­сом провозглашения Будущего (в виде предмета стремлений) детер-минантой происходящего. Но нельзя обойти вопрос о природе самих этих стремлений: что они по сути и откуда берутся?

Один из возможных путей исследования здесь заключается в том, чтобы адекватно осмыслить своеобразие того типа причинности, ко­торый скрывается за феноменом активности человека. Речь идет об ак­туальной причинности, о детерминирующем значении момента в от­личие от других форм детерминации, будь то детерминация со сторо­ны прошлого (обычные причинно-следственные отношения: действу­ющая причинность) или со стороны возможного будущего (в виде це­левой причинности). Корректную форму описания такого типа при­чинности мы встречаем у И. Канта в его представлениях о взаимодей­ствии (или общении) субстанций. С этой точки зрения активность си­стемы есть детерминированность тенденций ее изменения теми инно­вациями, которые возникают в ней актуально (здесь и теперь) — это детерминизм именно со стороны настоящего, а не прошлого (в виде следов предшествующих событий) или будущего (в виде модификации этих тенденций событиями, с которыми еще предстоит столкнуться).

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована внутренне, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне, в процессах поведения.

Имея в виду человека как субъекта активности, рассмотрим внут­ренние и внешние характеристики ее строения.

Внутренняя организация активности

Говоря об активности человека, исследователи обычно подразумевают возможность ответа на следующие основные вопросы.

Если кто-то проявляет активность, то в чьих интересах и ради чего? Активность - в каком направлении? Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализу­ется активность? Первый вопрос — о мотивационной основе актив­ности. Второй — о ее целевой основе. Третий - об инструментальной основе активности.

Мотивационная основа активности. Как уже было отмечено, живое существо, будучи активным, воспроизводит свои жизненные отно­шения с миром. Это в свою очередь означает, что оно заключает в се­бе внутренний образ этих отношений, а они — если иметь в виду че­ловеческого индивида — весьма многообразны: откликаться на нуж­ды других людей, веруя, чувствовать в себе присутствие Бога, ощу­щать себя частью Природы и др. Все это — многообразные формы субъектности человека, как говорят, разные " грани" его " Я", поэтому вполне правомерно считать " Я" человека множественным.

Во-первых, субъект активности представляет собой " индивидуаль­ное Я" человека. То, что человек совершает, коренится, как полагает он сам, в его собственных интересах и нуждах: " Я поступаю так, по­тому что именно Я хочу этого", " Я делаю это для себя самого" и т. п. Сказанное, конечно, не означает, что человек действует при этом не-

пременно эгоистически, так как эти действия могут не противоречить и даже соответствовать интересам других людей.

Может возникнуть вопрос: всегда ли, когда человек говорит " Я", он имеет в виду свои личные интересы, ожидания, нужды? Положи­тельный ответ как бы подразумевается. Однако, если осуществить бо­лее тщательный анализ, может выясниться, что'подлинным субъек­том его активности выступает не он сам, а нечто в нем самом, что на поверку оказывается интересами и ожиданиями другого человека, ко­торый выступает истинным субъектом его активности. К примеру, абитуриент, поступающий в вуз, возможно, объясняет окружающим и себе самому, что его выбор сугубо самостоятелен и не зависит от каких-либо сторонних влияний. Проходит время - наступает разоча­рование. Он вынужден признаться, что выбор профессии был про­диктован родителями или друзьями. При этом указания других лю­дей не были осознаны им в качестве " директив". За этим признани­ем — критическая работа сознания, направленная на отделение " го­лоса" других людей от его собственного.

Во-вторых, субъект активности — это " Я другого во мне", когда " присутствие" другого ощутимо и может переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир. Такой пример с абитуриентом, по­ступающим в вуз, мы только что рассмотрели. Вместе с тем возможны ситуации, когда интересы другого вполне совместимы с собственны­ми интересами человека. " Я другого во мне", следовательно, не озна­чает непременно жертвенности, самоотречения. Последнее отмечает­ся лишь тогда, когда интересы другого ставятся выше собственных.

В-третьих, субъект активности таков, что он не отождествим ни с кем из людей конкретно - надындивидуален. Но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свой­ственно всем людям — " человеческое в человеке": совесть, разум, доб­ро, честь, красоту, свободу. Когда активность человека продиктована этими ценностями, говорят, что ее субъектом является " всеобщее Я" в человеке. " Индивидуальное Я" здесь слито с " Я другого (других)".

Для пояснения обратимся к одному парадоксу из истории фило­софской мысли — так называемой " теории разумного эгоизма". В со­ответствии с ней даже самые, казалось бы, бескорыстные и благород­ные поступки могут быть объяснены эгоистическими побуждениями человека. Так, любовь и забота матери о ее ребенке объясняется эгои­стическим стремление заслужить уважение к себе как к матери, на­деждой на ответное чувство или заботу о ней в будущем и т. п. В чем ограниченность этого подхода с точки зрения введенного различения между " индивидуальным Я", " всеобщим Я" и " Я другого во мне"? В тот момент, когда мать действует в пользу своего ребенка, даже пре-

терпевая лишения, она не осознает различия между своими интере­сами и интересами ребенка; она действует от имени " всеобщего Я", в котором выражено ее единство с ребенком. Однако, как только она сама или кто-то другой начинают анализировать совершенный по­ступок, источник поведения невольно усматривается исключительно в ее " индивидуальном Я", которому противопоставляется при этом " Я другого". Реальные основания ее поведения отражаются в созна­нии искаженно, рассуждение разрывает единство, присущее перво-истоку активности. Теория разумного эгоизма оказывается ограни­ченной в результате неумения различать дорефлексивные основания активности человека и ее мотивировки, выраженные в последующей рефлексии.

В-четвертых, субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида (" не Я" ): он погружается при этом в сти­хию природного. В психологических концепциях это активное нача­ло обозначают термином " Оно" (3. Фрейд) и рассматривают как сре­доточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии). " Не Я", однако, при таком взгляде не исчер­пывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтру­изм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как про­явления чисто природного начала.

Понимание мотивационных основ активности не исчерпывается, однако, лишь обращенностью к различным интерпретациям субъек-тности человека как деятеля в четырех его ипостасях: " индивидуаль­ное Я", " Я другого во мне"; " всеобщее Я", " не Я". Необходим анализ потребностей, которые удовлетворяет субъект, действуя в мире.

Потребности. Переходя от вопроса о том, в чьих интересах разво­рачивается активность человека, к вопросу - ради чего она выполня­ется, обращаются к категории " потребность". Потребность — это со­стояние живого существа, выражающее его зависимость от конкрет­ных условий существования и выступающее источником его актив­ности. Например, состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как интерес, устремленность, энергия действования. Момент зависимости, пред­ставленный в потребности, фиксируют термином " потребностное со­стояние" (А. Н. Леонтьев), имея ввиду, что индивид выступает скорее как пассивное, " страдающее" существо. Активный же момент потреб­ности заключен в устремлениях индивида (оборотная сторона состо­яния зависимости). Таково движение перехода потребностного состо­яния в потребное для индивида состояние; имея в виду этот необхо­димый для его существования переход и говорят о мотивах активно­сти, которые мы уже разобрали выше.

К человеческим потребностям относятся его витальные нужды и устремления (от vita - жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т. п.; социальные интересы: необходимость принадлежать группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т. п.; и, наконец, экзистен­циальные побуждения: " быть субъектом собственной жизни", тво­рить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия, раз­витие и т. п.

Целевая основа активности. Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей. В русском языке слово " цель" фигурирует в двух основных значениях: 1) мишень; 2) то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно быть осуществлено. Именно во втором значении сло­во " цель" употребляется в психологии.

Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ воз­можного как прообраз действительного. Важно различать цели и мо­тивы активности человека. В мотивах, также как и в целях, предвос­хищено возможное будущее. Но оно соотносится с самим субъектом; в мотивах как бы записано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим. Цели активности ориентированы во­вне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объ­ективно — будь то художественное полотно, выточенная деталь, до­казанная теорема, организационное решение или что-то подобное. Цели, воплощаясь в продуктах активности, не теряют при этом своей принадлежности к миру субъекта: они субъективны по форме, но объ­ективны по своему содержанию. В то время как в мотивах идеально представлен сам субъект, в целях активности представлен ее объект, а именно: что должно быть произведено, чтобы мотивы активности бы­ли реализованы. В отличие от мотивов, цели человеческой активно­сти всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании ре­зультат, доступный пониманию самого субъекта, а также —других лю­дей. Мотивы же - это достояние прежде всего самого субъекта, они могут быть представлены уникальными и глубинными его пережива­ниями, далеко не всегда находящими отклик и понимание у кого-ли­бо еще.

Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Дости­жение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. Иногда осуществление этой цели совершается в идеальном плане, а не практически. Это бывает, когда, например, человек включен в кол­лективную деятельность. Выполняя какую-то часть общего дела, он при этом мысленно прослеживает весь процесс до конца, вплоть до завершающего результата. Даже в том случае, когда некоторые звенья этого процесса ускользают от внимания, все равно в поле зрения ока­зывается результат общего дела, или по крайней мере та его часть, на которую человек претендует заранее.

К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в каче­стве условия достижения цели конечной. Так, доказательство леммы в математике составляет, несомненно, цель действия; но это еще не конечная, а промежуточная цель; конечную цель образует доказатель­ство теоремы, ради которой лемма доказывалась. Еще примеры: ху­дожник, делая эскизы будущей картины, преследует промежуточную цель; парашютист, готовясь к прыжку, тщательно укладывает пара­шют, в ходе чего преследует ряд промежуточных целей, в то время как его конечная цель это сам прыжок и т. п.

Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредствуется многими промежуточны­ми, причем в первую очередь выдвигаются конечные цели, а в по­следнюю очередь — те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Искусство построения деятельности и определяется во мно­гом способностью человека в мысли идти от конечных к первооче­редным целям, а в действии - в противоположном направлении: от первоочередных, через цепь промежуточных, к конечным.

Процесс постановки цели обозначается как целеобразование. Осо­бую психологическую проблему образует рождение новой цели, на­чинающей ряд промежуточных. Такие цели назовем " надситуативны-ми", возвышающимися над исходными требованиями ситуации. Предлагая испытуемому ряд однотипных задач, можно видеть, как не­которые участники эксперимента, вместо того чтобы найти общий принцип решения, каждый раз снова решают задачу, образуя новую цель. Выдвижение новой цели, однако, еще не означает, что форми­руется новая мотивация деятельности. Речь идет лишь о расширении или углублении целевой перспективы активности при сохранении об­щей ее направленности.

Ни мотивация деятельности, ни ее цели не могли бы быть вопло­щены в ее результате, если бы человек не использовал определенные инструменты преобразования ситуации, в которой протекает деятель­ность.

Инструментальная основа активности. Процесс осуществления де­ятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, ору­дий. Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, - все это примеры в широком смысле инстру­ментов активности. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете все операции, осуществляе­мые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.

Едва ли можно переоценить важность процесса овладения сред­ствами осуществления деятельности. В некоторых психологических концепциях развитие " инструментария" отношения человека к миру отождествляется с процессами социализации — превращением инди­вида как природного существа в существо социальное. Как бы ни от­носиться к подобному взгляду, очевидно, что развитие личности не­мыслимо вне овладения человеком социально выработанными сред­ствами осуществления деятельности.

При использовании тех или иных инструментов человек продуман­но или автоматически опирается на имеющиеся у него представле­ния о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из та­ких представлений может рассматриваться как внутренняя образую­щая действий, совершаемых во внешнем плане. Совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо ин­струментальной основой деятельности. Другим именем для обозна­чения инструментальной основы деятельности является часто исполь­зуемое в последнее время слово " компетентность"; а это понятие в свою очередь в большинстве работ педагогической ориентации рас­крывается как " знания", " умения", " навыки".

Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о мире, они выступают здесь в своем функциональном аспекте, как предназна­ченные для чего-то, служащие чему-то. Тот же, по существу, смысл придается термину " функциональная грамотность", что означает спо­собность людей ориентироваться в системе социальных отношений, действовать согласно обстоятельствам во всевозможных жизненных ситуациях. Знания как часть инструментальной основы активности тесно взаимосвязаны с навыками.

Навыки — это освоенные до степени автоматизма способы упот­ребления определенных средств деятельности: внешних орудий или органов собственного тела как проводников активности. Навыки, проявляясь в действии, характеризуют его как бы изнутри, в виде по­следовательно извлеченных из памяти индивида определенных " ко­манд", указывающих, что и в каком порядке должно быть сделано для того, чтобы цель действия была достигнута. Чередование этих управ­ляющих воздействий — " команд" протекает вне поля активного вни­мания; человек действует, как говорят, " машинально". Такие автома­тизированные элементы действования встречаются в любой сфере де­ятельности, ставшей для человека привычной. При всем различии между ними, по признаку автоматизированности к навыкам могут быть отнесены шаблонно воспроизводимые операции в трудовой, учебной, бытовой, спортивной, художественной деятельности. Но ав­томатизации подвергается при этом не вся деятельность, а лишь от­дельные ее элементы, некоторые способы употребления средств дея­тельности. Так, автоматизируется соблюдение орфографических пра­вил, способы написания и соединения букв в слове, но сам процесс письма остается целенаправленным, преднамеренным действием.

На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов созна­тельного построения результативного действия. " Знать" что-либо еще не значит " уметь": необходимо владеть способами превращения ин­формации о каком-либо предмете в управляющие воздействия — " ко­манды". В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом " команд", обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использова­нии человеком определенных " команд". В результате этих " команд" нередко извлекаются весьма сложные навыки, комбинация которых ведет к достижению цели. В отличие от навыков, которые проявля­ются в уже знакомых человеку ситуациях, умениям соответствует бо­лее широкий класс ситуаций. Например, человек может проявлять свои умения в новых обстоятеяьствахдеятельности. Адекватность уме­ний обстоятельствам, еще не встречавшимся в опыте, основана на осознанности применения человеком своих знаний и опыта действо­вания. Но из сказанного следует, что грань между тем, что находится в поле умений, и тем, чего не умеет субъект, размыта. Каждое новое действие, ставя человека перед необходимостью приобретения ново­го опыта, объективно расширяет круг человеческих умений; опробо­вание своих возможностей вновь расширяет их круг и т. д. Сферу то­го, что в точности умеет субъект и чего не умеет, очертить невозмож­но. В том случае, когда человек сам пытается это сделать, то есть опре­делить грань между доступным и недоступным ему в деятельности, его активность приобретает характер безграничного самосовершен­ствования. Так рождается Мастер.

Все внутренние образующие активности — ее мотивационная, це­левая, инструментальная основы — представляют собой более или ме­нее связное целое. В сочетании с внешними проявлениями активно­сти и ответными воздействиями среды они образуют систему. Так, про­цессы целеобразования определяются мотивами, а также инструмен­тальными условиями осуществления деятельности. Но верно и обрат­ное. Мотивация зависит от целей и средств их достижения. Справед­ливость сказанного подтверждается опытом людей, испытывающих, но не осознающих свою потребность в чем-либо, иначе говоря, не ви­дящих той цели, достижение которой равнозначно для них удовлетворению этой потребности. В этом случае мотив выступает в форме влечения. Появление цели превращает влечение в желание, в пере­живание: " Я хочу этого! ", и оно существенно отличается от влечения уже тем, что не смешивается с другими переживаниями в данной си­туации, ощущается как импульс к действию и т. п. Наличие средств деятельности придает желанию статус осуществимости: " Я волен сде­лать это! " В некоторых видах деятельности, например, побуждаемых мотивом достижения, доступность средств достижения, парадоксаль­ным образом снижает ее привлекательность, а вдругих видахдеятель-ности (например, предпринимательство) гарантированность дости­жения делает его привлекательным. Очевидно также, что цели, кото­рые избираются человеком, существенно зависят от того, располага­ет ли человек соответствующими средствами достижения и каковы эти средства. Многообразие связей между мотивационной, целевой и инструментальной " образующими" активности тщательно иссле­дуются в экспериментальной психологии.

Внешняя организация активности

Мы уже говорили, что деятельность человека представляет собой единство внутренних и внешних проявлений его активности. По­следнее обычно называют поведением.

Поведение можно сравнить с пантомимой, смысл которой требует расшифровки. Понять поведение — это значит мысленно восстано­вить картину внутренней динамики (помыслов, чувств, побуждений, представлений о мире, подходов и т. п. ), которая скрывается за фаса­дом поведения и проявляется в нем. Но это становится возможным только тогда, когда наряду с собственной динамикой субъекта рас­сматривается и динамика его окружения, ибо не только внутри, но и вне субъекта содержатся истоки и ориентиры его поведения. Поведе­ние человека неоднородно. В соответствии с внутренней организа­цией активности в поведении (ее внешней организации) можно вы­делить три основных " слоя". Один из них связан с мотивом активно­сти, другой — с ее целями, третий — с инструментальной основой ак­тивности.

Целостный смысловой акт поведения. Суть данного аспекта пове­дения может быть выражена посредством таких слов, как " дело", " дей-ствование", " действо", " деятельность". Так, например, в " Толковом словаре" Владимира Даля " действо" определяется как " проявление силы, деятельности". " Сила", о которой идет здесь речь, может быть понята как " мотив", представленный в поведении. Своеобразно ме­сто, занимаемое словом " действо" в ряду слов " дело" и " действова-ние". О деле спрашивают: " В чем оно состоит? ", " Что собой пред­ставляет? ". В отличие от него действование акцентирует не столько

предметную, сколько процессуальную характеристику поведения; о действовании спрашивают: " Каконо протекает? ", " В какое время осу­ществляется? ". В слове " действо" как бы уравновешиваются предмет­ный и процессуальный моменты. Так, говоря " совершается или тво­рится действо", люди имеют в виду, что в разные моменты времени осуществляется что-то одно, сохраняющее себя во времени (дело), и вместе с тем нечто такое, что раскрывается, разворачивается во вре­мени (" действование" ). Имея в виду " действо", задаются вопросом " в чем его смысл? ", что выражает идею целостного акта поведения, соотносимого с мотивами самого действующего. Слово это, однако, почти вышло из употребления и навряд ли может быть возрождено включением его в научный язык. Поэтому для обозначения смысло­вого акта поведения лучше использовать термин " деятельность".

Выделить в поведении то, что соответствует интересам действую­щего лица, — значит расшифровать поведение как деятельность. По­рой это непростая задача. Так, при исследовании уровня притязаний личности было выявлено, что некоторые люди устойчиво предпочи­тают выбор слишком простых задач, а некоторые — слишком трудных. За видимостью различий в поведении испытуемых вырисовывается глубинная общность побуждений участников испытания: как те, так и другие одинаково стремятся избежать неудачи. Чтобы понять этот парадокс, достаточно поставить такой вопрос: " Так ли уж огорчителен для новичка проигрыш чемпиону? " В основе выбора сверхтрудных за­дач - не мотив достижения, а стремление избежать неудачи.

Особенности деятельности человека определяются не только ее мо­тивами, но также и окружением индивида. Так, стремление человека превосходить общепринятые образцы в разных обстоятельствах и " временах" его жизни обнаруживает себя по-разному: это может быть успех в учебе, стремление занять почетное место в кругу сверстни­ков, добиться определенных достижений в науке, материального бла­гополучия и т. п. Смысл деятельности - изменение отношений, су­ществующих между субъектом и возможностями удовлетворения его потребности, предоставленными ситуацией. Подлинный ответ на во­прос: " В чем смысл данной деятельности для субъекта? " — можно по­лучить лишь в рамках анализа " драмы" его отношений с миром — проблем, разрешаемых человеком в ходе всей его жизни.

Деятельность — наиболее крупная единица анализа внешних про­явлений активности — целостный мотивированный акт поведения. Ре­зультатом деятельности является динамика переживаний, выражаю­щих отношение между субъектом потребности и ее объектом.

Деятельность, совершаемая человеком, становится объектом пе­реживаний других людей, получает этическую оценку: оценивается как бескорыстная или своекорыстная, добросовестная или недобро­совестная, оправданная или неоправданная - словом, выступает в ранге поступков.

Деятельность человека реализуется в его действиях.

Предметное действие (в дальнейшем — действие). Этим термином описываются процессы поведения, соответствующие целям, которые ставит субъект. Действия осознанны, ибо осознанна их цель. Осоз­нан и объект, на который направлено действие. Объекты действия — это не " вещи", в собственном смысле этого слова, как фрагменты чув­ственно данной, непосредственно воспринимаемой реальности. Объ­екты действия — это " вещи" как носители значений, в которых кри­сталлизован совокупный человеческий опыт (А. Н. Леонтьев). Белый лист, испещренный черточками, завитушками, точками, как объект действия есть нечто большее, чем этот лист, эти черточки и завитуш­ки. Это — письмо, которое пишется другу. Перед человеком, безу­словно, " вещь", которая создается действием. Но в то же время — это особая вещь, не тождественная листу бумаги со следами чернил на нем. В сущности, то же письмо может быть написано карандашом или фломастером, напечатано на пишущей машине, принтере, передано факсом; вместо писчей бумаги может быть использован телеграфный бланк; сказанное в письме может быть выражено и другим образом, с помощью иных слов. Объектом действия является в данном случае запись в значении личного послания. Материалы и инструменты дей­ствия играют здесь подчиненную роль.

Итак, действие есть целевой акт поведения, происходящий в поле значений субъекта. Результатом действия является преобразование или познание жизненной ситуации. В этой связи говорят о предмет­но-преобразовательных и предметно-познавательных актах. В первом случае человек изменяет ситуацию согласно имеющимся у него пред­ставлениям о том, какой она должна быть. Во втором случае пред­метная ситуация должна оставаться как бы нетронутой, активность познающего субъекта имеет характер уподобления предмету. В обоих случаях благодаря действию достигается более тесная, более совер­шенная связь человека с миром, преодолевается разобщенность между субъективной картиной мира (цели человека или его представления о том, что есть) и реальностью.

Говоря о том, что объектом действия является вещь как носитель значений, подчеркивают возможность единого понимания людьми эффектов производимого действия. В случае затрудненности такого " прочтения" действие производит впечатление абсурдного, то есть в глазах окружающих перестает быть собственно действием, превраща­ется, например, в бессмысленное вождение пером по бумаге. В психологических текстах, посвященных проблеме деятельности, цитиру­ют, например, такой замечательный эпизод, рассказанный Конрадом Лоренцом. Известный этолог однажды водил " на прогулку" выводок утят, замещая собой их мать. Для этого ему приходилось передвигаться на корточках и, мало того, непрерывно крякать. " Когда я вдруг взгля­нул вверх, — пишет К. Лоренц, - то увидел над оградой сада ряд мер­твенно-бледных лиц. Группа туристов стояла за забором и со страхом таращила глаза в мою сторону. И неудивительно! Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащился, скрючившись в виде восьмерки, вдоль луга, то и дело оглядывался через плечо и крякал, а утята, которые могли хоть как-то объяснить подобное поведение, были скрыты от глаз изумленной толпы высокой весенней травой". Реакция недоумения на лицах зрителей может быть понята как сви­детельство невозможности установить значение действия; невозмож­ность придать или установить общепонятное в действии ведет к тому, что в глазах людей оно утрачивает признаки действия, предстает в виде случайной, бессмысленной или причудливой комбинации движений и их материальных следов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.