Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 19 страница



" Существование личности" как психологическая проблема [108]

Формула " Личность ≠ индивид" побуж­дает исследователей к постановке пара­доксального вопроса: " Существует ли личность? " В этом виде он представлен в теории самопричинности личности, разви­ваемой В. А. Петровским.

Определяющей характеристикой личности в данной теории явля­ется субъектность — полагающая себя причинность индивида в его взаимоотношениях с миром. " Быть личностью" — значит быть субъ­ектом себя самого, своего существования в мире, носителем идеи " Я" как причины себя (идеи " causa sui" ). Исходным пунктом развертки те­ории является сомнение в самой возможности для индивида быть субъ­ектом себя, то есть целостным, целеустремленным, развивающимся су­ществом, что, в свою очередь, равносильно сомнению в подлинности самого феномена " личностности". Источник этого сомнения - в труд­ности примирить идею субъектности человека с традицией телеологи­ческого истолкования активности (" постулат сообразности" ), а также альтернативной схемой — внецелевой интерпретации источников и ме­ханизмов активности (" принцип неадаптивности" ).

Суть " постулата сообразности" заключается в том, что индивиду приписывают будто бы изначально свойственное ему стремление к " внутренней цели", полагая при этом, что она " как закон" определя­ет все проявления его активности. Активность, согласно постулату со­образности, должна быть понята как в глубине своей соответствую­щая - " сообразная" - изначальным устремлениям, в которых якобы заранее предвосхищено некоторое будущее состояние индивида; пред­полагается, что такая " внутренняя цель" устремлений может не осоз­наваться, но она обязательно есть. Отклонение от этого, всеми под­разумеваемого соответствия расценивается как признак несовершен­ства (болезнь, незрелость, некомпетентность и т. п. ). Если под адап­тивностью (в широком смысле) понимать своего рода нацеленность индивида на реализацию этой " внутренней цели" (Цели с большой буквы), то речь здесь, таким образом, идет о тотальной адаптивной направленности психических процессов и поведенческих актов, стремлении элиминировать все, что не относится к Цели (поэтому термины " сообразность" и " адаптивность" в указанном смысле — си­нонимы). " Постулат сообразности" как общий принцип интерпрета­ции активности присущ коллективному бессознательному исследователей, принимающих на веру существование гипотетической Це­ли; но эта, прямо не формулируемая, телеологическая предпосылка манифестирует себя в гомеостатических, гедонистических, прагма­тических и других концепциях и версиях происходящего - в зависи­мости от того, как истолкована постулируемая " изначальная Цель" (" равновесие", " наслаждение", " извлечение преимуществ" и др. ).

Анализ показывает, что " постулат сообразности" несовместим с представлениями о личности как целокупном субъекте активности: его свобода выступает здесь как иллюзия самосознания, целеполага-ние сводится к заданности, целостность - к единообразию, разви­тие — к самодетерминации в рамках предсуществующего (" префор­мизм" ). Кроме того, обнаруживается самопротиворечивость гомео-статической, гедонистической, прагматической разновидностей по­стулата сообразности; они как бы свидетельствуют " против себя", снимают себя изнутри: " гомеостатический" человек, стремясь к ду­шевному равновесию, расплачивается за него уязвимостью; " гедони­стический" человек объективно ставит себя перед дилеммой: либо пресыщение, либо необходимость постоянно обновлять свои ощуще­ния, что приводит его в ситуацию риска с сомнительными по своим гедоностическим результатам последствиями; " прагматический" че­ловек, о котором иногда говорят, что его сознание озабочено буду­щим и находится не там, где находится его тело (Э. Берн), упускает достигнутое во имя того, что будет упущено им позже.

Итак, вырисовывается дилемма: либо телеологическая парадигма, представленная различными вариантами " нацеленности" индивида на конечную Цель, и тогда человек бессубъектен, то есть не выступа­ет как причина себя, либо идея субъектности, и тогда постулату сооб­разности должен быть противопоставлен альтернативный принцип истолкования активности. Таков принцип неадаптивности — расхож­дения между целью стремлений и достигаемыми результатами. Ин­дивид здесь выступает как " трансцендирующее существо". Однако при этом неадаптивность как выход за границы предустановленного может иметь непроизвольный и непредотвратимый характер.

Следовательно, если отказаться от принципа неадаптивности, то сейчас же выясняется, что идея субъектности девальвируется: свобода человека подменяется его зависимостью от внешних обстоятельств и поворотов судьбы; целеустремленность обессмысливается, выглядит са­мообманом; целостность утрачивается; развитие лишается вектора.

Возможный путь восстановления в правах представлений о субъ­ектности индивида заключается в принятии идеи самотрансценден-ции. Суть самотрансценденции состоит в предпочтении индивидом действий, результат которых непредрешен. Открывающаяся индивиду перспектива неизведанного переживается им как вызов, отвечая на который, он производит (полагает) себя как субъект. Стремясь предрешить непредрешенное, свою зависимость от обстоятельств он превращает в зависимость обстоятельств от себя как деятеля. Посту­пая на свой страх и риск, он выявляет особое, скрытое под спудом других его черт качество - " быть субъектом" себя самого, или, ина­че, — причиной себя.

На основе метода " виртуальной субъектности" (В. А. Петровский, 1975, 1993) очерчен класс явлений активной неадаптивности - в ви-тальных проявлениях индивида (" бескорыстный риск" ), духовно-практической деятельности (" презумпция существования решения" ), деятельности общения (" испытание близости доверием" ), деятельно­сти самосознания (" парадокс Эдипа" - нежелание, чтобы тебя " вы­числили"; устремленность к измененным состояниям сознания) и др. Описан гипотетический механизм продуцирования активно-неадап­тивных действий: имитация условий, породивших неординарный опыт (в том числе и негативный опыт, что противоречит " закону эф­фекта" Торндайка). Выделены такие разновидности воспроизводства условий неординарного опыта, как " эвристическое моделирование" (что в моих действиях привело к успеху? ), " фрустрационное" (что в моих действиях вызвало неуспех? ) и " моделирование границ" (в ка­ких пределах успех для меня вероятнее неуспеха? ). Парадокс состоит в том, что в ряде случаев для того, чтобы избежать неуспеха в буду­щем, необходимо подвергнуть себя риску неуспеха в настоящем -" пройтись по кромке", а это чревато травмой. Требуется дополнитель­ное побуждение к действию, в функции которого и выступает мотив самоиспытания индивида как субъекта активности.

В теории самопричинности личности принципиально различают­ся моменты становления (активная неадаптивность) и существова­ния индивида как субъекта; " существовать" - значит воспроизводить­ся, то есть обретать качество своей отраженности в мире (качество " инобытия" ).

Метафорически проблема формулируется так: если принять, что, отстаивая свою субъектность, человек преодолевает границы себя как деятеля в своих жизненных, предметных или социальных отношени­ях с миром, а также отношениях, сложившихся с " самим собой", то спрашивается: " выходя", в какие миры он " входит", то есть где обре­тает свою отраженность?

Формулировка того же вопроса, только в другом контексте анали­за, была предложена отечественным философом Э. В. Ильенковым. Вопрос этот звучал эпатирующе просто: " Где (в каком пространстве) существует личность? "

В теории самопричинности личности совмещаются четыре ответа на этот вопрос: Жизнь, Культура, Другой человек, Я сам - вот те " про­странства", где существует личность. Речь, повторяем, идет о суще­ствовании личности какединомножия субъектов жизнедеятельности, предметной (культуропорождающей) деятельности, деятельности об­щения и, наконец, деятельности самосознания. Иначе говоря, пред­полагается, что человек каждой из своих субъектных ипостасей, транс-цендируя, вступает в каждую из четырех этих сфер, обретая таким об­разом в них свое присутствие (человек есть " присутствие", писал М. Хайдеггер).

Наиболее полно такая трактовка личности реализована в исследо­ваниях " отраженной субъектности" (персонализированное™) инди­вида в жизненном мире других людей. Именно в этой сфере с особой рельефностью выступает феномен нетождественности " индивидно­го " и " личностного" в человеке.

Обобщением сказанного о личности в теории самопричинности может служить следующее наиболее общее понимание личности. Лич­ность есть особая — идеальная - форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, то есть способности быть причиной се­бя, воспроизводить свое бытие в мире.

Принципиально возможны два ракурса анализа источника и форм обнаружения субъектности человека: синхронический (феноменоло­гия " здесь-и-теперь-бытия" личности) и диахронический (анализ то­го, как складывается и постепенно выявляется в эволюционно-исто-рическом ряду субъектное качество человека). В этой связи есть смысл сравнить единые по своим базисным ориентирам теорию личности как самопричинного существа и теорию личности, складывающуюся в рамках историко-эволюционного подхода А. Г. Асмолова. Логико-теоретическая аргументация и опорные феномены первой отражают скорее синхронический аспект существования личности - полагая се­бя как субъект и запечатлеваясь в своей субъектности, человеческий индивид присутствует в том " психологическом пространстве", кото­рое он может освоить физически или мысленно. Он действует в той " части" истории, которая столь же является историей человечества, сколь и его собствен ной личной историей. Путь, который он прошел сам и который будет пройден им вместе с другими, а в конечном сче­те (за гранью физического его бытия) посредством других, субъекти­вируется им как имманентная часть его самого, что и " схвачено" в формуле " causa sui".

Иной аспект особо выделен и разработан в рамках историко-эво­люционного подхода к пониманию личности. Метафорически цент­ральная проблема формулируется здесь в виде вопроса: если личность есть, то " зачем" она есть? Метафоричность вопроса состоит, очевид­но, в том, что автор анализируемого подхода, конечно, далек от ка­кой-либо телеологизации Истории, и в частности взаимоотношений, " складывающихся" между Личностью и Историей. Наоборот, ему пре­тит какая-либо рационализация происходящего. Речь идетлишьотом, чтобы понять, почему феномен личности сохранился, а точнее, по­стоянно воспроизводится в истории, какую роль " нерациональное" (скажем еще более определенно — " иррациональное" ) играет в про­цессе становления человека человеком. В личности как системном качестве индивида А. Г. Асмоловым выделяется социотипическое (его характеризует преемственность) и индивидуально-своеобразное, вы­ражаемое термином " индивидуальность". В центре внимания при этом оказываются: филогенетические предпосылки и следствия ва­риативности индивидов, становление образцов " необщего действия" (точнее, становление " необщности" как образца, ценности), механиз­мы становления, функционирования (установки) и блокирования сте­реотипов, застопоривающих прогресс, своего рода типизация нети­пичных индивидуумов (они-то и способны внести вклад в движение истории), построение и практическая реализация новых моделей об­разования, центрированных на индивидуальности человека. В рам­ках этого особого — диахронического — подхода к психологическому постижению личностного в человеке личность, таким образом, рас­сматривается как субъект превращения эволюции в историю.

Итак, личность как форма существования субъектности индивида представлена феноменами не только его " здесь-и-теперь-бытия", но и его движения в истории. В новом ракурсе они подтверждают взгляд на личность как самопричинное существо, сущность которого состоит в определении собственных границ и выходе за их пределы, а сущест­вование — в многомерной отраженности индивида в мире.

Как же вычленить собственно личностные характеристики инди­вида в сфере его взаимоотношений с другими людьми, если считать, что они не совпадают с индивидуально-типологическими особен­ностями человека и не растворяются без остатка в межиндивидных связях?

В силу единства, но не тождества личности и индивида личность как особое " системное качество" индивида раскрывается не водном " пространстве", или " психологическом измерении", но в трех про­странствах. Могут быть, соответственно, заданы три аспекта рассмот­рения личности, три ее репрезентации.

Первый аспект, первое измерение — личность трактуется как свой­ство, погруженное в пространство индивидуальной жизни субъекта. Личность прежде всего выступает в аспекте ее индивидуальности, в ее отличиях от других. В этом же измерении обнаруживаются соци­ально-культурные варианты понимания личности, где подчеркива­ется социальная детерминация особенностей ее поведения и созна­ния. Здесь же и понимание личности как субъекта активности. В этих интерпретациях содержатся различные способы понимания единич­ного и всеобщего в индивиде. Взятый в своих индивидуальных раз­личиях, индивид выступает в своей нетождественности всеобщему и через свое неслияние с ним выявляет себя как личность. Вместе с тем в идее присвоения индивидом элементов культуры, предметного бы­тия общественного целого, личность утверждает свою общность с со­циальным целым. В идее активности индивид как личность оказыва­ется как бы поверх барьеров своей природной или ситуативной огра­ниченности.

Второе измерение — способ понимания личности, где сферой ее определения и существования становится " пространство межинди­видных связей". Не сам по себе индивид, способный к деятельности и общению, а процессы, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа), рассматриваются в каче­стве носителей личности каждого из них. Из этого следует, что лич­ность как бы обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного ^> ытия индивида: " Философ-материалист, понимающий " телесность" личности не столь узко, видящий ее прежде всего в совокупности (в " ансамбле" ) предметных, вещественно-осязаемых отношений дан­ного индивида к другому индивиду (к другим индивидам), опосред­ствованных через созданные и создаваемые их трудом вещи, точнее, через действия с этими вещами (к числу которых относятся и слова естественного языка), будет искать разгадку " структуры личности" в пространстве вне органического тела индивида и именно поэтому, как ни парадоксально, — во внутреннем пространстве личности" [109].

Примечательно, что, переводя рассмотрение личности в это инте­риндивидное пространство, мы обретаем возможность ответить на во­прос о том, что представляют собой многие хорошо исследованные социальной психологией феномены (самоопределение личности и т. д. ). Что это: собственно групповые или личностные явления? По-видимому, в интериндивидном измерении ложная альтернатива (лич­ностное или групповое? ) оказывается преодоленной. Личностное вы­ступает через групповое, групповое — через личностное. Вопрос, та­ким образом, снимается.

Наконец, третье измерение. Необходимость обратиться к нему про­диктована некоторыми реальными ограничениями, которые прихо­дится иметь в виду. Спрашивается: а что происходит с личностью ин­дивида за пределами интериндивидного пространства? Продолжает ли личность как системное качество индивидов, пребывающих в си­туации взаимодействия, " существовать" и за границами общей для них ситуации, " по ту сторону" актуального общения? Второй вопрос. До сих пор бытие личности предполагалось существующим, то есть развертывающимся и фиксирующимся главным образом в предмет­но-вещной или функционально-инструментальной, объектной сто­роне связей между индивидами. Но, может быть, существуют соб­ственно субъектные формы фиксации бытия данного индивида в дру­гих людях? И последний вопрос. Интерсубъектные представления о личности исходят из имплицитного допущения тождества социаль­ной активности и ее конечных эффектов. Но это не всегда так. Инди­вид способен вызвать значимые для другого индивида изменения, од­нако от собственных побуждений первого лица прямо не зависящие, возникающие как бы помимо, а иногда даже вопреки его воле. " Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (И. Гёте. Фауст). Нет необходимости говорить об оче­видных противоположных случаях бесплодной активности. Поэтому не следует ли эффекты воздействия выделить в особую категорию пси­хологических явлений, хотя и связанных, но не отождествляемых с проявлениями социальной активности индивидов?

Третье измерение личности индивида и будет ответом на все эти вопросы.

Итак, по-видимому, существует еще одно пространство, в котором развертывается личность как системное качество индивида. Личность при этом не только выносится за рамки самого индивидуального субъ­екта, но и перемещается за пределы его актуальных связей с другими индивидами, за пределы наличной совместной деятельности с ними. Здесь как бы вновь происходит погружение личностного в простран­ство бытия индивида, но на этот раз — в " другого" (" других" ). В этом случаев центре внимания психолога оказываются вклады в других лю­дей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством деятельности. Индивид выступает как субъект этих активно осуще­ствляемых преобразований так или иначе связанных с ним людей. Та­ким образом, мы уже видим личность под новым углом зрения: важ­нейшие характеристики личности, которые традиционно пытались усмотреть в наборе имманентных качеств индивида, предлагается ис­кать не только в нем самом, но и в других людях.

Следовательно, прокладывается новый путь интерпретации лич-

ности: она выступает как идеальная представлен ность индивида в дру­гих людях, как его " инобытие" в них (и, между прочим, в себе как " другом" ), как его персонализация. Сущность этой идеальной пред­ставленное™, этих " «кладов" - в тех реальных смысловых преобра­зованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффектив-но-потребностной сферы личности другого человека, которые про­изводят деятельность индивида и его участие в совместной деятель­ности. " Инобытие" индивида в других людях - это не статический отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода продолже­нии себя в другом. Здесь схватывается важнейшая особенность лич­ности (если она действительно личность) - обрести вторую, имею­щую свою динамику, жизнь в других людях, производить в них долго­вечные изменения.

Феномен персонализации открывает возможность пояснить все­гда волновавшую человечество проблему личного бессмертия. Если личность человека не сводится к представлен ности ее в телесном субъ­екте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида лич­ность " полностью" не умирает. Вспомним слова А. С. Пушкина: " Нет, весь я не умру... доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит". Индивид как носитель личности уходит из жизни, но, персонализи­рованный в других людях, он продолжается, порождая у них пережи­вания, объясняемые трагичностью разрыва между идеальной пред-ставленностью индивида и его материальным исчезновением. В сло­вах " он живет в нас и после смерти" нет ни мистики, ни чистой мета­форичности — это констатация факта разрушения целостной психо­логической структуры при сохранении одного из ее звеньев.

Разумеется, личность может быть характеризуема только в един­стве всех трех предложенных аспектов рассмотрения: как обнаружи­вающаяся и опосредствуемая социальной деятельностью идеальная представленность индивида в других людях, в его связях с ними, на­конец, в нем самом как представителе социального целого. Одна и та же черта личности выступает по-разному в каждом из " пространств", но это та же самая черта.

Определяющей характеристикой личности служит ее активность, которая в интраиндивидном плане выступает в явлениях выхода за рамки ситуативных требований и ролевых предписаний (реактивно­сти), то есть в феноменах " надситуативной", " надролевой" активно­сти; в интериндивидном плане - в поступках, социальных актах; в метаиндивидном плане - в деяниях, то есть в реальных вкладах в дру­гих людей. Понятие " деяние" используется здесь в смысле, близком к гегелевской трактовке: " Деяние - это, собственно говоря, произве­денное изменение и произведенное определение наличного бытия.

К поступку же относится только то, что из деяния входит в намере­ние, иначе говоря, было в сознании, то, следовательно, что воля при­знает своим" [110].

Следуя логике данного подхода, можно предположить, что если бы мы сумели зафиксировать существенные изменения, которые данный индивид произвел своей реальной предметной деятельностью и об­щением в других индивидах, и в частности в самом себе как " другом", что формирует в других идеальную его представленность — его " лич-ностность", то мы получили бы наиболее полную его характеристику именно как личности. Индивид может достигнуть ранга исторической личности в определенной социально-исторической ситуации только в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получая оценку не только современников, но и истории, имеющей возможность взвесить эти личностные вклады достаточно точно. Напомним, что, изменяя других, личность тем самым изменя­ет себя и что ее вклады в других есть изменение и преобразование ее собственных личностных характеристик (" Через других мы становим­ся самими собой", — писал Л. С. Выготский).

Если подлинную личность метафорически можно трактовать как источник некоей мощной радиации, преобразующей с вязанных с этой личностью в условиях деятельностного опосредствования людей (ра­диация, как известно, может быть полезной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и замедлять развитие, становиться при­чиной различных мутаций и т. д. ), то индивида, обделенного лично­стными характеристиками, можно уподобить нейтрино, гипотетиче­ской частице, которая пронизывает любую, сколь угодно плотную, среду, не производя в ней никаких - ни полезных, ни вредных - из­менений. " Безличность" - это характеристика индивида, безразлич­ного для других людей, человека, от которого " не жарко и не холод­но", чье присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни и тем самым лишает его самого личности.

Может возникнуть вопрос: если личность и индивид нетождест­венны, то, считая теоретически возможным наличие индивида, не осу­ществившего себя как личность, допустимо ли предположить суще­ствование личности без индивида? Допустимо, но это будет квази­личность. Если даже предположить, что не было Иисуса Христа как конкретного индивида, его личность, сконструированная евангель­скими текстами, оказывала огромное влияние на социальную жизнь и христианскую культуру в течение двух тысячелетий, структурируя личности и судьбы людей, их взгляды, чувства и убеждения. Преобразующее влияние здесь оказывается не менее действенным, чем влия­ние иной абсолютно достоверной исторической личности.

Л. С. Выготский о личности

Разумеется, индивид без личности, как и квазиличность без инди­вида, - явление исключительное, но обращение к такой гипотетиче­ской ситуации как мысленному эксперименту достаточно показатель­но для понимания проблемы единства и нетождественности лично­сти и индивида. Вместе с тем рассмотренная здесь идея трех измере­ний в описании личности не может быть, как мы считаем, сведена к проблеме соотношения индивида и личности. Она открывает возмож­ность ответить на многие другие, давно — еще в 20—30-е годы — по­ставленные вопросы психологии личности.

 Рассматривая состояние психологической науки, Л. С. Выготский отмечал, что для нее до сих поростается закрытой центральная и высшая проблема всей психологии — проблема личности и ее разви­тия. И далее: " Только решительный выход за методологические пре­делы традиционной детской психологии может привести нас к иссле­дованию развития того самого высшего психического синтеза, кото­рый с полным основанием должен быть назван личностью ребенка" [111].

Обратившись к трудам Выготского, можно выделить по меньшей мере четыре идеи, исключительно конструктивные и образующие в целом определенные предпосылки для становления психологической концепции личности, оформление которой заботит нас сегодня.

Первая идея — идея активности индивида, с особенной силой вы­ступившая не только в теоретических конструкциях Выготского, но и в разработанном им инструментальном методе исследования раз­вития высших психических функций. В позднейших интерпретациях и конкретных приложениях инструментального метода подчеркива­лось прежде всего значение орудия для формирования высших пси­хических функций и фактически не уделялось должного внимания принципу свободного обращения индивида к орудию (использование знака или отказ от него, форма обращения со знаком и т. д. ). Между тем, в отличие от некоторых современных методов формирования психических функций (алгоритмизация обучения, поэтапное форми­рование умственных действий), в экспериментальных исследовани­ях Выготского обращение к орудию и способ действия с ним не пред­писывались и тем более не являлись сколько-нибудь принудитель­ными. Орудие рассматривалось Выготским как возможная точка при­ложения сил индивида, а сам индивид выступал как носитель актив­ности. В инициативе индивида, обращающегося или не обращающегося к орудию, в самом способе использования орудия сказывалась и отчетливо выступала перед исследователем непосредственно ненор­мированная социумом активность.

Сама суть разработанного им инструментального метода — по край­ней мере в плане возрастного подхода — как раз и состояла в том, чтобы установить активную роль субъекта, ребенка, обращающегося к орудию. В частности, предполагалось выяснить возрастные грани­цы обращения ребенка к внешнему средству, как, впрочем, и возра­стные рубежи отмирания потребности во внешних средствах, орга­низующих деятельность. Переход извне вовнутрь изначально тракто­вался Выготским как обусловленный активностью субъекта. Одной из важнейших теоретических предпосылок инструментального мето­да явился именно принцип активности индивида — " активное вме­шательство человека в ситуацию", его " активная роль, его поведение, состоящее во введении новых стимулов" [112].

" Человека забыли", - пишет Выготский, критикуя механическую схему " стимул-реакция". Таким образом, Выготский наметил своего рода возврат человека в психологию, вплотную подведя ее к пробле­ме личности как активного индивида.

Вторая идея, возникающая на путях преодоления натуралистиче­ского подхода к психологическим феноменам, — мысль Выготского об основной особенности психических свойств человека: их опосред­ствованном характере. Функцию опосредствования, как известно, обеспечивают знаки, с помощью которых происходит овладение по­ведением, его социальная детерминация. Применение знаков, то есть переход к опосредствующей деятельности, в корне перестраивает пси­хику, усиливая и расширяя систему психической активности. Имен­но эта идея оказалась особенно плодотворной для разработки наибо­лее развитых отраслей психологической науки, прежде всего детской и педагогической психологии. Принцип опосредствования оказался здесь ведущим, активно противостоящим бихевиористским схемам.

Как было показано выше, теоретический принцип, столь продук­тивный для областей психологии, составлявших предмет особого ин­тереса Выготского, был распространен на область социальной пси­хологии, в частности на изучение групп и отношений между людьми, на психологию личности в группах. Эта позиция определила в 70-е годы поиск, направленный на адекватное теоретическое решение про­блемы межличностных отношений.

Третья идея - положение об интериоризации социальных отно­шений. При рассмотрении генезиса высших психических функций ребенка эта идея выступила в трудах Выготского прежде всего с " без­личной", орудийной стороны. Он отмечает, что знак, находящийся вне организма, как и орудие, отделен от личности и служит, по суще­ству, общественным органом или социальным средством. Однако в рамках тех же представлений существовала возможность разрабаты­вать наряду и в связи с вопросом об интериоризации орудийных мо­ментов проблему интериоризации собственно субъектных (активных, интенциональных) моментов, представленных в социальных отноше­ниях.

Акты интериоризации, как отмечал Выготский, совершаются глав­ным образом в процессах общения. Общение рассматривается им как процесс, основанный на разумном понимании и намеренной переда­че мыслей и переживаний с помощью известной системы средств. По­следнее означает, что социальные отношения, оставаясь орудийно опосредствованными, суть отношения конкретных индивидов и не­сут, следовательно, отпечаток их индивидуальности. Выготский пи­шет о " передаче переживаний". Допустимо предположение, что в этих процессах происходит как бы перенос индивидуальных характеристик общающихся и формирование идеальной представленности их в чу­жом " Я". Не в том ли состоит специфика обучения в отличие от вос­питания, что первое связано преимущественно с орудийно безлич­ным характером передачи и усвоения социального опыта, а второе — с трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов. И тогда (в иных терминах) первое - трансляция " значений", второе - " лич­ностных смыслов" и переживаний. И то и другое, впрочем, выступа­ет в единстве, распадающемся лишь в условиях теоретического ана­лиза или дидактического изложения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.