Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 20 страница



Представляется, если следовать самой логике развертки идей ак­тивности, опосредствованности и интериоризации социальных отно­шений, что личность (в данном случае, разумеется, для нас, а не для Выготского) выступает в качестве своеобразного синтеза собствен­ных качеств данного индивида и интериоризированных субъектно-интенциональных качеств других индивидов. К этому выводу мы не­избежно приходим, если брать понятие интериоризации в полном объ­еме, а не только утилитарно практическом. Личность тогда оказыва­ется невозможной без интериоризированных в данного индивида дру­гих индивидов, формирующих свое " представительство" в первом, ибо, как было уже отмечено, " через других мы становимся самими собой" (Выготский). Личность индивида должна быть раскрыта так­же и со стороны бытия данного индивида в других индивидах и для других индивидов. И тогда оказывается, что конкретно охарактери­зовать личность — значит ответить не только на вопрос о том, кто из других людей и каким образом представлен (интериоризирован) во мне, но и как я сам и в ком именно состою в качестве " другого", как бы изнутри определяя чье-либо сознание и поведение.

Здесь, следовательно, открывается и новая проблема: каким обра­зом индивид обусловливает свое " присутствие" вдругих индивидах. Вы­ясняя, что представляет собой данный индивид " для других" и " в дру­гих", как и то, что они представляют " для него" и " в нем", мы в пер­вую очередь сталкиваемся с эффектом " зеркала", когда некто как бы отражается в восприятии, суждении и оценках окружающих его инди­видов. Эта линия исследования представлена во множестве психоло­гических работ по социальной перцепции (Г. М. Андреевой и др. ).

Другой путь, практически лишь намеченный, ориентирует иссле­дователя на анализ феноменов и механизмов реальной представлен-ности данного индивида как субъекта активности в жизнедеятельно­сти других людей. На этом пути " для других" бытие индивида высту­пает как относительно автономное (" отщепленное", " независимое" ) от него самого. По существу, перед нами проблема " идеального бы­тия" индивида.

И наконец, четвертая идея, только пунктирно намеченная Выгот­ским: становление личности заключается в переходах между состоя­ниями " в-себе", " для-других", " для-себя-бытия". Эта идея была им проиллюстрирована на примере всего развития высших психических функций: " Личность становится для себя тем, что она есть в себе, че­рез то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становле­ния личности" [113].

С этим положением Выготского нельзя не согласиться, но нужно задать вопрос: а что именно личность " предъявляет для других? " Дей­ствие? Поступок? Или, может быть, что-то еще?

В ранней работе " Педагогическая психология" Выготский весьма близко подошел к рассмотрению этой проблемы. Надо сказать, что наиболее интересные страницы этой книги касаются эстетического восприятия и переживания, художественного воспитания ребенка. Л. С. Выготский уделяет особое внимание изучению волновавшей его проблемы " морального последействия искусства", в котором действие перетекает в его результат, не предусмотренный намеренно. " Мораль­ное последействие искусства, несомненно, существует и обнаружи­вается не в чем другом, как в некоторой внутренней проясненности душевного мира, в некотором изживании интимных конфликтов и, следовательно, в освобождении некоторых скованных и оттесненных сил, в частности сил морального поведения»[114].

Что же превращает " моральное последействие искусства" в свое­образное деяние? Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Выготский приводит ряд примеров из художественной литературы. Так, он вспо­минает рассказ А. П. Чехова " Дома", где повествуется о неудачной по­пытке отца путем сухих нравоучений объяснить семилетнему маль­чику предосудительность курения. И только рассказав наивную ска­зочку о старом короле и его маленьком сыне, который от курения за­болел и умер, отец достигает эффекта, для него самого неожиданно­го, - сын упавшим голосом говорит, что курить больше не будет. Сказ­ка обеспечила " моральное последействие искусства". " Самое действие сказки возбудило и прояснило в психике ребенка такие новые силы, дало ему возможность почувствовать и боязнь и заинтересованность отца в его здоровье с такой новой силой, что моральное последей­ствие ее, подталкиваемое предварительной настойчивостью отца, не­ожиданно сказалось в том эффекте, которого тщетно добивался отец раньше[115].

К такого рода примерам Выготский обращается не раз. Складыва­ется впечатление, что его вообще интересовали эффекты несовпаде­ния намерений субъекта и произведенного результата, иными слова­ми, его занимала проблема личностных, смысловых преобразований другого человека как аспект соотнесения " в-себе", " для-других" и " для-себя-бытия" индивида. Он пытается интерпретировать психи­ческие акты в свете представлений об " активности эстетического пе­реживания", выдвигая гипотезу о существовании особой деятельно­сти, составляющей природу эстетического переживания. " Мы еще не можем сказать точно, - пишет Л. С. Выготский, — в чем она заключа­ется, так как психологический анализ не сказал еще последнего сло­ва о ее составе, но уже и сейчас мы знаем, что здесь идет сложнейшая конструктивная деятельность, осуществляемая слушателем или зри­телем и заключающаяся в том, что из предъявляемых внешних впе­чатлений воспринимающий сам строит и создает эстетический объ­ект, к которому уже и относятся все его последующие реакции" [116].

Эту деятельность Выготский обозначает как " вторичный творче­ский синтез".

В этой связи личность как система обнаруживает себя дважды: в первый раз — в актах социально ориентированной активности, в дей­ствиях и поступках, второй раз - в завершающих поступок актах " вто­ричного творческого синтеза", основанного на встречной активно­сти другого лица.

Взгляды Выготского вплотную подводят к пониманию личности как особой формы организации взаимной активности данного инди­вида и других индивидов, где реальное бытие индивида органически связано с идеальным бытием других индивидов в нем (аспект инди­видуальности) и где в то же время индивид идеально представлен в реальном бытии других людей (аспект персонализации).

Идеи Выготского, складывающиеся главным образом в психоло­гии познавательных процессов и в возрастной и педагогической пси­хологии, успешно экстраполированы в область психологии личности и оказываются там существенно важными для разработки ряда тео­ретических принципов. Так, можно предположить, что на определен­ном этапе общественного развития личностное как системное каче­ство индивида начинает выступать в виде особой социальной ценно­сти, своеобразного образца для освоения и реализации в индивиду­альной деятельности людей.

 

" Диалогическая" модель понимания личности: достоинства и ограничения

В последнее время явственно обозначи­лась тенденция трактовать сознание лич­ности в качестве " диалогической" систе­мы и, более того, саму личность как, по существу, диалог (точнее — полилог) все­возможных " Я" (тех, что присущи самому индивиду, а также его ре­альным или воображаемым партнерам). Провозглашаемая " диалогич-ность" природы личности побуждает исследователей кутверждению, что личностное, " человеческое в человеке", постижимо главным об­разом диалогически и что любой другой метод познания в данном слу­чае был бы неадекватен предмету. Определяющий вклад в разработку этой идеи внес М. М. Бахтин.

Для многих современных психологов обращение к трудам выдаю­щегося советского литературоведа М. М. Бахтина и к его идеям о диа­логическом строении самосознания личности, ссылки на его автори­тет стали своего рода признаком " хорошего тона". В этом, разумеет­ся, нет ничего дурного, но некоторые издержки этого вполне понят­ного и разделяемого нами увлечения заслуживают, на наш взгляд, об­суждения.

В своей книге " Проблемы поэтики Достоевского" Бахтин осуще­ствляет тончайший и точнейший анализ творчества Ф. М. Достоев­ского и убедительно показывает, что художественной доминантой по­строения образа героя для Достоевского служит " самосознание". Герой Достоевского " смотрится как бы во все зеркала чужих созна­ний, знает все возможные преломления в них своего образа; он знает и свое объективное определение, нейтральное как к чужому созна­нию, так и к его собственному самосознанию, учитывает точку зрения " третьего". Однако он " знает, что последнее слово за ним". Все герои " Преступления и наказания" уже на второй день действия ро­мана " отразились в сознании Раскольникова, вошли в его сплошь ди-алогизированный монолог, вошли со своими " правдами", со своими позициями в жизни, и он вступил с ними в напряженный и принци­пиальный внутренний диалог, диалог последних вопросов и послед­них жизненных решений. Он уже с самого начала все знает, все учи­тывает и предвосхищает. Он уже вступил в диалогическое соприкос­новение со всей окружающей жизнью" [117]. У нас нет сомнений в глуби­не и достоверности анализа творчества Достоевского, проведенного М. М. Бахтиным (хотя мы и не чувствуем себя вправе давать оценки в сторонней для нас области — истории литературы и литературоведе­нии).

Но возникает вопрос: в какую систему психологии как науки впи­сываются литературно-критические построения Бахтина?

М. М. Бахтин фиксирует парадоксальный факт (хотя и пытается его слегка завуалировать): величайший писатель-психолог, каким был До­стоевский, занимал откровенно антипсихологическую позицию, по­нимая и принимая убеждение своих героев о " недопустимости чужо­го проникновения (курсив Бахтина. — А. П. ) в глубины личности". " По художественной мысли Достоевского, — пишет Бахтин, никак не от­рицая эту мысль и не выражая даже отдаленно сомнения в ее истин­ности, - подлинная жизнь личности совершается как бы в точке это­го несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за преде­лы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, " заочно". Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя. Правда о человеке в чужих устах, необращенная к нему диалогически, то есть заочная правда, становится уничтожающей и умертвляющей его ложью, если касается его " святая святых", то есть человека в челове­ке" [118]. Мысль Достоевского передана предельно точно, нетрудно найти другое столь сильно и лаконично выраженное обвинительное заклю­чение, предъявленное детерминистической психологии, которая в своей экспериментальной практике, минуя интроспекцию, пытается получить (подсмотреть, подсказать, определить) эту заочную правду о личности другого человека, исследуя как раз то ее " вещное бытие", ко­торое Бахтин, в качестве толкователя текстов Достоевского, объявляет " уничтожающей и умертвляющей ложью". Если обратиться к истории русской психологии на рубеже нынешнего и предшествующего столе­тия, то идея о непроницаемости чужой души (личности, человека в че­ловеке) для постижения, иначе как путем углубленного самонаблюде­ния, переносится из одного философско-психологического сочи нения в другое, начиная с С. Аскольдова, упомянутого Бахтиным рядом с Ф. М. Достоевским, и кончая А. И. Введенским.

Понимая шокирующий характер антипсихологизма Достоевско­го, Бахтин подчеркивает, что писатель " относился отрицательно" " к современной ему психологии", критиковал " постоянно и резко" механистическую психологию, " осмеивал ее и в романах" [119]. Все это так и есть. И действительно, другой психологии, кроме " современ­ной ему", Достоевский не знал и не мог знать. Но дело в том, что М. М. Бахтин обходит молчанием тот факт, что Достоевский ведет кри­тику " механистической психологии" с позиций значительно менее со­вершенной — даже для того времени — интроспективной психологии, утверждает ее правоту.

Оправдан ли такой подход? Любому школьнику известно разли­чие между словами " необходимое" и " достаточное"... Об этом разли­чии важно помнить как тогда, когда перед глазами текст Бахтина, так и тогда, когда изучаешь тексты его последователей. Нельзя не согла­ситься с Бахтиным в том, что без обращения к голосу самой личности никакое знание о ней не может считаться " завершенным": даже зна­ние о том, что есть человек в " объективном свете" (вспомним ска­занное об " объективном определении", нейтральном как к чужому сознанию, так и к собственному самосознанию), ни в коей мере не достаточно лля понимания человека. Достоевский выявил этот факт (устами своих героев), а Бахтин, анализируя текст Достоевского, на­шел для этого факта должную теоретическую форму. Акцент был по­ставлен твердо — подлинное в человеке определяется его собствен­ным голосом, противостоящим каким бы то ни было " овнешняющим" и " овеществляющим" заявлениям науки, ибо только " своим голосом" жизнь личности " ответно и свободно раскрывает себя". Но можно ли - и в этом вопрос! - " с голоса" самой личности постичь ее в глав­ном, минуя ступень объективного знания; и так ли уж " нейтрально" это объективное знание в глазах " третьего", что личность, как было сказано об этом знании, лишь " учитывает" его (а, например, не пре­вращает в свой предмет)", определяясь в своей подлинной жизни? Иными словами, можно ли ограничиться одним только этим акцен­том, пытаясь понять " личностное" в человеке, полагая подобный акцент по сути достаточным (а не только необходимым) условием пони­мания личности?

Создается впечатление, что идущие за Бахтиным исследователи от­малчиваются, предпочитая не обсуждать вплотную этот вопрос. Над ними как бы нависает тень отца-основателя диалогического подхода к личности. Будто личность и есть диалог сознаний, исключительно диалог сознаний, а эмпирическое, основанное на объективных тех­никах исследование личности способно лишь унизить личность и, больше того, скомпрометировать самого исследователя. Между тем даже тогда, когда в поле нашего зрения глубинный аспект самосозна­ния личности: звучащий " внутри" самой личности и к ней самой об­ращенный голос " Я", - даже в этом особом случае анализ способен открыть то, что самой личности не явлено как феномен. А именно — присутствие в человеке отраженной субъектности значимого другого («эффект претворенного " Я" »). Собственное " Я" человека здесь не­отделимо от " Я" другого; голоса настолько-сливаются, настолько зву­чат в унисон, что в самой изощренной интроспекции они не могут быть различимы; требуются специальные средства различения голо­сов; так, например, посредством призмы можно " разложить" свет на неразличимые иным образом составляющие[120].

Поддерживаемая или, во всяком случае, неопровергаемая Бахти­ным идея Достоевского направлена отнюдь не против одной лишь ме­ханистической психологии, а против всякого " овнешняющего заоч­ного определения" души и личности человека, другими словами, про-тивлюбой объективной психологии, против любых попыток проник­нуть в " святая святых" личности через ее " вещное бытие" (мы бы ска­зали - через различные формы ее " опредмечивания" ). Но при бли­жайшем рассмотрении выясняется, что даже герои Достоевского, не говоря уж о реальных людях, постигая психологию другого человека, никак не минуют его " вещное бытие" и, только принимая во внима­ние его реалии, могут осуществить " диалогическое проникновение" в глубины личности, увидеть " диалогическую" структуру его само­сознания. Обращаясь к критике Достоевским " судебно-следственной психологии, которая в лучшем случае " палка о двух концах", то есть с одинаковой вероятностью допускает принятие взаимно исключающих решений, в худшем же случае — принижающая человека ложь", М. М. Бахтин пишет: " В " Преступлении и наказании" замечательный следователь Порфирий Петрович — он-то и назвал психологию " палкой о двух концах" — руководствуется не ею, то есть не судебно-следственной психологией, а особой диалогической интуицией, кото­рая и позволяет ему проникнуть в незавершенную и нерешенную душу Раскольникова" [121]. Возникает вопрос, что дала бы действительно заме­чательному следователю Порфирию Петровичу " диалогическая инту­иция", если бы он не располагал такими реалиями " вещного бытия" Раскольникова, как " человека в человеке", какой была статейка Роди­она Романовича, в которой излагалась идейная программа права на пре­ступление. Именно непреложный факт необходимости обращаться к " овеществленным душам" людей, которую Достоевский на словах от­рицает, а на деле использует, и позволяет ему развернуть богатейшие возможности " диалогической" интуиции и проникновения в эти " не­завершенные и нерешенные" души. И в конечном счете " диалогиче­ская интуиция" Порфирия Петровича оказывается не чем иным, как эксплицированной рефлексией следователя-психолога, который для построения своего неопровержимого обвинительного заключения (" Как кто убил? ... да вы убили, Родион Романыч! Вы и убили-с!.. " ) осу­ществляет блистательную, всестороннюю обработку имеющейся у не­го информации по всем законам объективной судебно-следственной психологии, которая углубляет и проясняет " диалогическое проник­новение", " диалогическую интуицию".

Совершенно необходимо различать позицию писателя как деми­урга личности, в сознании которого развертывается " диалогизирован-ный внутренний монолог" литературных героев, данных ему непо­средственно как чувственные образы, созданные его творческим во­ображением, звучит " спор двух голосов", возникший и разрешаемый в пределах его внутреннего " Я", и позицию психолога как исследова­теля личности, опосредствованно познающего " человека в человеке", проникающего в суть " внутреннего диалога" реальной личности пу­тем обращения к его " овнешняющему заочному определению", к его " вещному бытию". Во втором случае " диалогическое проникновение" не более как фраза, рудимент интроспективной психологии, а утверж­дение, что самосознание личности имеет " диалогический характер", достаточно тривиально для психолога, если принять во внимание мно­гократно описанные и экспериментально изученные рефлексивные столкновения разнообразных " Я-образов" во внутреннем простран­стве личности.

Свободное перемещение категорий из одной отрасли знания вдру-гую - в данном случае из поэтики в психологию — чревато серьезными методологическими недоразумениями, даже если источником пе­реноса является такой замечательный исследователь, каким был М. М. Бахтин.

В кратком предисловии к публикации текста Бахтина было сказа­но: " Глубоко гуманистичен в показе Бахтина протест Достоевского против " овнешняющего" и " завершающего" определения личности". Гуманизм Достоевского бесспорен, но можно ли обойтись без ком­ментария психолога, когда речь идет о проблеме детерминизма в пси­хологии личности?

Потребность «быть личностью»

Запечатлевая, продолжая себя в других членах общества, человек упрочивает свое существование. Обеспечивая посредством активного участия в де­ятельности свое " инобытие" в других людях, ин­дивид объективно формирует содержание своей потребности в пер-сонализации. Субъективно последняя может выступать в мотивации достижения', притязаний на внимание, славу, дружбу, уважение, по­ложение лидера и может быть или не быть рефлектирована, осозна­на. Потребность индивида быть личностью становится условием фор­мирования у других людей способности видеть в нем личность, жиз­ненно необходимую для поддержания единства, общности, преем­ственности, передачи способов и результатов деятельности и, что осо­бенно важно, установления доверия друг к другу, без чего трудно на­деяться на успех общего дела.

Таким образом, выделяя себя как индивидуальность, добиваясь дифференциальной оценки себя как личности, человек полагает се­бя в общности как необходимое условие ее существования, посколь­ку он производит всеобщий результат, что позволяет сохранять эту общность как целое. Общественная необходимость персонализации очевидна. В противном случае исчезает и становится немыслимой до­верительная, интимная связь между людьми, связь между поколени­ями, где воспитуемый впитывает в себя не только знания, которые ему передаются, но и личность передающего. На определенном этапе жизни общества эта необходимость выступает в виде ценностно за­крепленных форм социальной потребности.

Процесс, благодетельный для общества в целом, не менее благо­детелен для каждого индивида. Прибегая к метафоре, можно сказать, что в обществе изначально складывается своеобразная система " со­циального страхования" индивида. Осуществляя посредством дея­тельности позитивные вклады в других людей, щедро делясь с ними своим бытием, индивид обеспечивает себе внимание, заботу, любовь, уважение. Не следует понимать это узко прагматически. Продолжая свое бытие в других людях, человек не обязательно предвкушает бу-

дущие дивиденды; он действует, имея в виду конкретные цели дея­тельности, ее предметное содержание, а вовсе не то, чем для других индивидов оборачиваются его деяния (хотя не исключена и осознан­ная потребность в персонализации).

Итак, гипотетическая " социогенная потребность" быть личностью, очевидно, реализуется в стремлении субъекта быть идеально представ­ленным в других людях, жить в них, что предполагает поиск деятель-ностных средств продолжения себя в другом человеке. Подобно тому как индивид стремится продолжить себя в другом человеке физиче­ски (продолжить род, произвести потомство), личность индивида стремится продолжить себя, обеспечив идеальную представленность, свое " инобытие" в других людях. Это позволит понять сущность об­щения, которое невозможно свести только к обмену информацией, к актам коммуникации; оно представляет собой процесс, где человек делится своим бытием с другими людьми, запечатлевает, продолжает себя в них и благодаря этому выступает для них как личность.

Потребность " быть личностью", потребность в персонализации обеспечивает активность включения индивида в систему социальных связей, в практику и вместе с тем оказывается детерминированной этими социальными связями: Стремясь включить свое " Я" в созна­ние, чувства и волю других посредством активного участия в совме­стной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, че­ловек, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность персонализации. Однако удов­летворение потребности, как известно, порождает новую потребность более высокого порядка. Этот процесс не является конечным. Он про­должается либо в расширении объектов персонализации, в появле­нии новых и новых индивидов, в которых запечатлевается данный субъект, либо в углублении самого процесса, то есть в усилении его присутствия в жизни и деятельности других людей.

Реализуя потребность " быть личностью" и перенося себя в друго­го, индивид осуществляет эту " транспортировку" отнюдь не в безвоз­душной среде " общения душ", а в конкретной деятельности, произ­водимой в конкретных социальных общностях. Экспериментальные исследования подтвердили гипотезу, что оптимальные условия для персонализации индивида существуют в группе высшего уровня раз­вития, где персонализация каждого выступает в качестве условия пер­сонализации всех. В группах корпоративного типа, напротив, каж­дый стремится быть персонализирован за счет деперсонализации дру­гих. Этот психологический факт фиксирует концепция деятельност-ного опосредствования межличностных отношений.

Потребность в персонализации и мотивы поведения индивида

В том случае, когда потребность индивида осуществить себя в качестве личности дана имплицитно как скрытая мотивация его по­ступков и деяний (а чаще всего так происхо­дит), она выступает в качестве существенной характеристики, пред­ставленной в многочисленных и хорошо изученных в психологии яв­лениях — мотивации достижения, притязаниях, аффилиации, склон­ности к риску, эмпатии и т. д. Для многих исследователей личности типичны попытки или выводить эти феномены друг из друга, или сво­дить один к другому, или находить их основания то в прагматической нацеленности человеческой мотивации, то в имманентном стремле­нии к " самореализации" и " самоактуализации".

Идея потребности индивида в персонализации, как можно наде­яться, позволит понять, реинтерпретировать эти феномены, увидеть за конкретными психологическими явлениями их внутреннюю сущ­ность.

Можно рассмотреть возможность подобной реинтерпретации при­менительно к каталогу мотивов, предложенному оксфордским про­фессором психологии М. Аргайлом, — не потому, что этот перечень как-то особенно интересен или оригинален, а как раз наоборот: вслед­ствие его типичности для большинства традиционных концепций лич­ности.

М. Аргайл выделяет семь мотиваций поведения личности: 1) не­социальные потребности, которые могут продуцировать социальное взаимодействие (биологическая нужда в пище и воде, порождающая потребность в деньгах); 2) стремление к зависимости (потребность в протекции, помощи и руководстве, особенно со стороны лиц, нахо­дящихся в позиции власти и авторитета); 3) тенденция аффилиации (стремление войти в соприкосновение с другими, добиться опреде­ленной степени интимности); 4) тенденция доминирования, лидиро­вания, стремление брать на себя решение, влиять на группу; 5) сексу­альные потребности; 6) тенденция к агрессии; 7) потребность в само­оценке, связанная со стремлением получить одобрение со стороны окружающих.

Классификация Аргайла не отличается логической строгостью (не­ясно, что берется за ее основание, исчерпываются ли мотивы этим перечнем и т. д. ). Представляет интерес другая сторона его построе­ний. Что образует основу всех этих мотиваций? О " несоциальных по­требностях" нечего и говорить: их происхождение для автора очевид­но. Но остальные? " Секс, агрессия и аффилиация также имеют ин­стинктивную основу", — замечает Аргайл и ссылается на данные X. Харлоу (1962), показавшего, что обезьяны, которые воспитывались без контакта с матерями, впоследствии обнаруживали слабый инте­рес к противоположному полу. Мотивация зависимости также иллю­стрируется известными опытами Харлоу с детенышами обезьян и, сле­довательно; также интерпретируется как инстинктивная. Не изменя­ется позиция у автора и при трактовке доминирования — утверждает­ся " инстинктивное происхождение доминирующего поведения". И только последняя мотивация — самооценки, поддержания образа собственного " Я" — как будто считается свободной от биологических корней и параллелей.

Могутли получить иную интерпретацию шесть перечисленных вы­ше социальных мотиваций (если вынести за скобки первую из них как собственно несоциальную), причем такую интерпретацию, кото­рая не сводила бы их на биологические основы, к инстинктивному поведению и вместе с тем не ограничивалась бы простым указанием на социальное происхождение и характер, а давала бы содержатель­ную трактовку? Если принять, что потребность индивида " быть лич­ностью" является фундаментальной социогенной (то есть заведомо не инстинктивной) потребностью, то каждая из перечисленных вы­ше социальных мотиваций может быть понята как ее дериват.

Тогда аффилиация может быть понята как мотив, направленный на снятие барьеров на пути персонализации индивида. Агрессия — как и доминирование — в качестве стремления быть персонализированным в " других" вне зависимости от моральной оценки способа, которым это достигается, буквально " навязать" себя другим. Сексуальная по­требность — как амбивалентное стремление продолжить себя в другом дважды: как индивида (потребность в продолжении рода, в чувствен­ном наслаждении) и как личность (обрести " инобытие" в любимом су­ществе, причем таким образом, чтобы вызвать у него ответную потреб­ность в персонализации). Что касается самооценки, то она может быть понята как потребность выяснить успешность или неуспешность пер­сонализации. Однако оценивается индивидом не факт идеальной пред­ставленное™ в других людях (это входит в задачи и возможности пси­хологического исследования), а наличие, характер, эффективность тех средств персонализации, которые он обретает в деятельности и обще­нии и через которые он утверждает себя как субъекта деятельности и общения. Особое место, видимо, должна занять мотивация зависимо­сти. Однако существует или не существует эта потребность как фунда­ментальная " социальная мотивация", утверждать нельзя, так как не ис­ключено, что это всего лишь необоснованная экстраполяция одной из инстинктивных форм поведения животных на поведение человека.

Отношение между потребностью и мотивами не может быть поня­то как отношение между членами одного ряда. Это отношения между

сущностью и явлениями. Представленная в потребности зависимость личности от общества проявляется в мотивах ее действий, но сами они выступают как форма кажущейся спонтанности индивида. Если в потребности деятельность человека зависима от ее предметно-об­щественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому открывающаяся в поведении личности многоликая система мотивов богаче признака­ми, эластичнее, подвижнее, чем потребность в персонализации, со­ставляющая сущность личности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.