Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 16 страница



Новое понятие о рефлексе стало предпосылкой рождения и раз­вития русской рефлексологии. В ее объяснительные установки наря­ду с признаком пластичности (чуждым модели " рефлекторной дуги" ) вошло также представление о мотивационном обеспечении нового, прижизненного рефлекса.

" Дуга" имела свой биологический смысл. Она выполняла защит­ную функцию, обороняя организм от угрожающих ему агентов. Но­вый рефлекс, схема которого была " прописана" Сеченовым, позво­лял организму выйти на простор жизненных встреч со средой, при­менительно к которой у него не было заготовленных формул поведе­ния. Чтобы действовать в этой среде, требовалась мотивационная энергия.

В школах Павлова и Бехтерева эта энергия, как и в случае рефлек­торной дуги, предполагалась скрытой в " мудрости тела", то есть счи­талась призванной решать биологическую задачу на выживание. У Се­ченова воспитание рефлекса подчинялось социально-нравственной

задаче формирования страстной и волевой личности, которая " не мо­жет не делать добро". Таков был гражданский мотив его концепции мотивации, вдохновленный надеждой на появление на русской зем­ле людей, свободных от рабства и барства.

Высокая гражданственность была присуща как Павлову, так и Бех­тереву. Но в своих лабораториях они не могли экспериментировать ина­че, как в русле программ, для которых сложились предпосылки в логи­ке развития науки. Поэтому у обоих ученых схема выработки новых рефлексов строилась на идее биологической значимости мотива, обо­значаемого термином " подкрепление" (термин Павлова). Мотив со­ответствовал потребности организма в самосохранении, в удовлетво­рении его биологических потребностей. Если некогда безразличный внешний раздражитель побуждал действовать, то не иначе как сигнал к будущему подкреплению. " Условная" мотивация черпала энергию в " безусловной", заложенной в организме самой его природой.

Учения Бернара (о витальной активности организма, направлен­ной на удержание стабильности его внутренней среды) и Дарвина (об активности, направленной на адаптацию к среде внешней) служили предпосылкой новых воззрений на объективный (независимый от со­знательной цели) характер мотивов поведения.

От Бернара протянулись идейные нити ко всем теориям (начиная от Павлова и до различных ветвей бихевиористского направления), которые объясняют мотивацию потребностями живого тела в том, что­бы противодействовать всему, что угрожает его целостности, нормаль­ному обмену веществ и т. д.

От Дарвина было воспринято доказательство того, что целесооб­разность поведения объяснима без обращения к цели как феномену сознания субъекта. Отсюда был прямой шаг к признанию мотива ве­личиной, действующей безотносительно к знанию личности о том, что же ею движет, к чему она стремится, ради чего поступает именно так, а не иначе.

Здесь заложены корни психоанализа Фрейда. Дарвиновские вы­воды об инстинкте и об объективном характере побуждений, зало­женных в глубинах жизни, Фрейд перевел с биологического языка на психологический, развив свою теорию мотивации. Он перенес ее в новую плоскость, соотнеся с проблемами строения и развития пси­хики человека. И тогда складывалась совершенно иная ситуация, чем в направлениях, где мотивирующее начало поведения виделось под углом зрения его биологической природы.

Применительно к человеку невозможно было устранить вопрос о роли сознания. Всесилие этой роли, увековеченное всеми прежними теориями и подтверждаемое общечеловеческим опытом, ставилось

под сомнение. Тем не менее обойти ее было невозможно. И первый же фрейдовский вывод запечатлела версия о конфликте между голо­сом сознания и мощью скрытых от него глубинных бессознательных влечений.

Мотив в структуре личности

Воспитанный в молодости на идеях строжайшего детерминизма, Фрейд настаивал на том, что любые психические феномены, даже кажущиеся нелепыми или иррациональными, случайными или бессмыс­ленными, жестко обусловлены игрой подспудных психических сил (сексуальных либо агрессивных влечений). Спаса­ясь от них, человеческое существо ставит этим слепым психическим стихиям " запруду" в виде различных защитных механизмов, важней­ший из них — механизм вытеснения. Вытесненное влечение, сталки­ваясь с цензурой сознания, ищет различные обходные пути и разря­жается в формах, внешне нейтральных, порой даже бессмысленных, но имеющих свой символический план. Их разгадкой и занялся пси­хоанализ, толкуя сновидения, изучая различные оговорки и ошибки памяти, необычные ассоциации (связи) мыслей.

Почему же сознание, в котором после Дарвина и Спенсера стали признавать орудие адаптации к среде, средство возможно более эф­фективного приспособления к угрожающим организму внешним си­лам, выступило как инструмент нейтрализации внутренних сил? По­тому что Фрейд вводил в свою конструкцию противостоящий всему инстиктивно-биологическому в человеке социальный фактор. Соци­альные нормы, запреты, санкции также обладают мотивационной си­лой. Они вынуждают личность неосознанно хитрить, обманывать се­бя и других по поводу своих истинных побуждений.

Анализ сложной мотивационной структуры личности привел Фрейда ктрехкомпонентной модели ее устройства как динамичного и изначально конфликтного. Конфликтность выступила в столкно­вении бессознательных влечений с силой " Я", вооруженного своими орудиями самозащиты, и давлением сверх-" Я" (инстанции, представ­ляющий социум как враждебное индивиду начало).

Наряду с Фрейдом существенно обогатил категорию мотива Курт Левин. Он был близок гештальттеории с ее увлеченностью револю­ционными событиями в физике, где утвердилось понятие о поле. Но гештальтисты сосредоточили свои усилия на разработке категории об­раза, тогда как Левин обратился к динамике мотивов в индивидуаль­ном, а затем и коллективном поведении.

Мотив и поле поведения

Понятие о поле Левин, переводя его на психологический язык, обозначил термином " жизненное пространство". Оно мыслилось как целостность, где не-

раздельны индивид и значимое для него, притягивающее и отталки­вающее его окружение.

Как и Фрейд, Левин внес важный вклад в разрушение традицион­ных взглядов на мотив как побуждение, конечным источником кото­рого служит субъект, преследующий цель, данную в осознаваемом им внутреннем образе. Как и Фрейд, Левин стал на путь разработки прин­ципа психической причинности. Данная объективно, подобно биоло­гической и социальной причинности, она отлична от них. В то же вре­мя именно в силу своей объективности она выступала в такой трактов­ке, которая позволяла преодолеть версию о " замкнутом психическом ряде", где одно явление сознания субъекта (волевой импульс, образ це­ли, чувственный порыв, акт апперцепции) производит другое.

Продвигаться в руеле объективного, адекватного нормам любой науки объяснения психики как особой реальности, не сводимой к дру­гим формам бытия, — таково было веление времени. Одним из от­кликов на его запросы стала левиновская концепция мотивации. Со­гласно этой концепции, движущим фактором поведения (независи­мо от того, осознается он или нет) служит мотивационная напряжен­ность жизненного пространства, имеющего свои законы преобразо­вания, отличные от законов, некоторым возникают ассоциации, свя­зи стимулов с реакциями и т. д.

Поиски объективной динамики мотивов как непременной детер­минанты поведения сближали Левина с Фрейдом. Но во многом они расходились. Фрейд был сосредоточен на истории личности. Моти­вацию он сводил к нескольким глобальным влечениям, объекты ко­торых фиксируются в детстве. Исходя из этого предполагалось, что наличная мотивация человека детерминирована его давними " комп­лексами", " фиксациями", " замещениями". Отсюда и направленность психоанализа — " раскапывать" далекое прошлое личности.

В отличие от Фрейда Левин учил, что объяснить поведение можно только из тех отношений, которые складываются у личности с ее не­посредственной, конкретной средой в данный микроинтервал време­ни. Прошлый опыт может влиять на субъекта только в том случае, если сохраняется актуальность этого опыта " здесь и теперь". Отсюда и аисторизм левиновской модели. Этой модели он надеялся придать математическую точность, внедрив в психологию идеи топологии (раздела геометрии, изучающего преобразования различных областей пространства) и векторный анализ.

Вместо слов и чисел Левин применил язык графических симво­лов. Именно ими изображались " жизненное пространство" и его рай­оны, цели, барьеры на пути к ним. Направление психологической си­лы (к какому-либо району или прочь от него) обозначалось стрелкой,

а величина этой силы —длиной вектора. Психологические силы воз­никают внутри " поля" в динамике целого.

Левин полагал, что нет принципиальных различий между органи­ческой потребностью, " например потребностью в пище", и мотиваци­ей, присущей деятельности человека. Имеется общая мотивационная динамика. Поэтомутакие известные проявления органической потреб­ности, как голод, насыщение, пресыщение, Левин использовал для эк­спериментального изучения мотивов, движущих испытуемым при ис­полнении заданий, не имеющих биологического плана (при чтении сти­хов, рисовании). И в этих случаях наблюдалось насыщение и пресы­щение, которые Левин отнес за счет падения уровня напряжения в мо-тивационной системе данного действия. В то же время он выделил осо­бый класс мотивов, которые, будучи сходны по своей динамике с био­логическими, решительно отличаются от них тем, что возникают толь­ко у человека в виде намерений. Он назвал их квазипотребностями.

Оценивая концепцию Левина, Л. С. Выготский усматривал ее зна­чимость в преодолении дуалистического подхода к аффективной жиз­ни. Аффект в данном контексте означал динамический, активный, энергетический аспект эмоции; подход же к нему оценивался Выгот­ским как единственный способ понимания аффекта, допускающий действительно научное детерминистское и истинно каузальное объ­яснение всей системы психических процессов.

Чтобы понять столь высокую оценку левиновской трактовки мо­тивации, надо иметь в виду, что она давалась в противовес дуализму Декарта, который как бы незримо присутствует на каждой странице психологических сочинений об эмоциях. Монизм и детерминизм — таковы, по мнению Выготского, преимущества Левина перед всеми, кто со времен Декарта продолжал идти по стопам этого великого фран­цузского мыслителя.

Монизм Левина заключался в том, что всю мотивационную сферу безостаточно (от простейших побуждений до высших квазипотреб­ностей и волевых действий) он описывал в качестве подчиненной од­ним и тем же динамическим законам. Детерминизм Левина заклю­чался в том, что любое побуждение (мотив) мыслилось возникающим в " системе напряжений", создаваемой силами поля. В этой системе сам мотив выступал в качестве силы, которая действует объективно, в границах " жизненного пространства", а не в замкнутом " простран­стве" сознания субъекта.

Заслуга Левина — в укреплении представления о мотиве как осо­бой психической реалии (не сводимой ни к биологическим детерми­нантам вроде инстинкта или " подкрепления", ни к социальным де­терминантам вроде сверх-" Я" у Фрейда, ни к самостийной силе во-

ли). Тем самым укреплялось понятие о психической причинности, од­ной из составляющих которой выступал мотив. Это в свою очередь укрепляло собственный категориальный аппарат психологии, неотъ­емлемым рабочим компонентом которого является категория мотива.

Однако, сопоставляя теоретическую схему Левина, прошедшую мощную экспериментальную проверку в его школе, с приведенным выше взглядом Выготского на аффект (этот термин у Выготского, вслед за Спинозой, был синонимом мотива), нетрудно заметить, что монизм, в котором усматривалось главное достижение Левина, не со­впадал с монизмом, который грезился Выготскому, определявшему аффект как " целостную психофизиологическую реакцию".

Никакой корреляции с психофизиологией левиновская концеп­ция не знала. Утверждая своеобразие и нередуцируемость психиче­ского детерминизма (и в этом было знамение прогресса), она устра­няла из динамики мотивации ее физиологическую и, тем самым, ре­альную телесную " ткань". Между тем в самой физиологии зарожда­лось движение, устремленное к объяснению поведения целостного ор­ганизма как телесно-психической, телесно-духовной системы.

Дуализм разъедал не только психологию. В эпоху ее самоутверж­дения под знаком науки о сознании, изучающей непосредственный опыт субъекта, это обстоятельство лишь укрепляло уверенность фи­зиологов в том, что им нечего делать с этим опытом.

Тем не менее логика движения знания (а в России и социальные запросы) вела к решениям, сближавшим разъятые философией, но нераздельно представленные в жизнедеятельности организма теле­сные и психические явления. Их сближение требовало пересмотреть первичные способы их объяснения, как и программы исследования. Поиск шел в русле созданной Сеченовым традиции. Ее радикально углубило учение Павлова о высшей нервной деятельности. Оно из­меняло взгляд на адаптивное поведение целостного организма, рас­крыв специфику его сигнальной регуляции. Но принципиальная схе­ма Павлова редуцировала выработку новых реакций к их мотиваци-онному обеспечению биологическими потребностями.

Доминанта

Иной путь избрал А. А. Ухтомский. Созданное им учение о доминанте интегрировало физиологическую картину динамического взаимодействия нервных цен­тров с представлениями о мотивационной направленности поведе­ния целостного организма. Есть все основания полагать, что доми­нанта (как и условный рефлекс) является столь же физиологическим, сколь психологическим понятием. Категориальный анализ не остав­ляет сомнений в том, что в этом понятии, рассматриваемом под пси­хологическим углом зрения, представлена категория мотива.

В физиологическом плане в центре учения о доминанте — согласно Ухтомскому - идея конфликта нескольких раздельных потоков возбуж­дения, протекающих в общем субстрате. Когда один из потоков оказы­вается доминирующим, он овладевает " выходом" системы. Все осталь­ные импульсы, воздействующие на организм, не вызывают положен­ных им " по штату" сенсомоторных реакций, но лишь подкрепляют эту текущую рефлекторную установку, с одной стороны, и с еще большей силой тормозят все остальные рефлекторные дуги — с другой.

Что касается психологического содержания концепции доминан­ты, то оно кристаллизовалось постепенно. Сперва оно выступало как процесс внимания. Ухтомский пишет, что когда он увидел в первый раз явления стойкого торможения кортикальных иннервации локо­моторного аппарата в момент подготовки другого цепного рефлекса, то невольно сказал сам себе, что здесь он имеет дело с элементарным процессом внимания. " Мне показалось, — продолжает он, — что в фи­зиологической лаборатории мы сможем вскоре уловить природу и ор­ганизацию, по крайней мере, двигательного автоматизма так называ­емого " рефлекторного внимания", которое постулируется психоло­гами в качестве основы для волевого внимания" [72].

Ухтомский имел в виду работы русского психолога Н. Н. Ланге, на которого он и ссылается, говоря о моторных элементах внимания. " Правда, в физиологических лабораториях боятся употреблять пси­хологические термины, и это имеет основания. Но психологический термин " внимание" не содержит в себе, по-видимому, ничего дву­смысленного или мало определенного" [73].

Вспоминая, чем он руководствовался, вводя термин " доминанта", Ухтомский писал: " Я рискнул в свое время предложить вниманию ис­следователей понятие о доминанте потому, что самому мне она объ­ясняла многое в загадочной изменчивости рефлекторного поведения людей и животных при неуловимо мало изменяющейся среде и об­ратно: повторение одного и того же образа действий при совершенно новых текущих условиях" [74].

Стало быть, новый термин вводился с целью продвинуться в про­блеме детерминации поведения, которое, оставаясь по своей сущно­сти рефлекторным, оказывается " загадочно изменчивым" в стабиль­ной среде и не менее загадочно инертным в резко изменяющихся усло­виях. Доминанта—это детерминанта жизнедеятельности, маховое ко­лесо нашей машины, помогающее сцепить и организовать опыт в единое целое. Она — по Ухтомскому — и двигатель поведения, и его век­тор.

Термин " вектор" предложил Курт Левин, трактовавший психоло­гические силы как величины, которые могут быть представлены ма­тематически в виде векторов. Ухтомский же до Левина и безотноси­тельно к нему говорил о доминанте как определенном векторе пове­дения.

В ту эпоху при объяснении побудительных сил поведения боль­шой популярностью пользовалось дарвиновское понятие об инстин­кте. Это понятие распространил на поведение человека У. Макдугалл, который построил на нем свою концепцию мотивации, изложенную в его " Введении в социальную психологию" (1908).

Неопределенность понятия об инстинкте, превратившегося в принцип, способный все объяснить, вызвала в психологии бурную ди­скуссию, к которой Ухтомский не остался безразличен. Он выступил против того, чтобы опереться на инстинкты как на незыблемую поч­ву, а также против того, чтобы отнести доминанту к категории ин­стинктов. С шестеркой инстинктов в руках, писал он, мы не сможем разобраться в конкретных поступках. Количество инстинктов стре­мительно возрастало, и в начале 20-х годов в психологической лите­ратуре их можно было найти несколько тысяч. Неприемлем для Ухтом­ского был сам принцип предопределенности поведения прирожден­ными побуждениями.

Ухтомский стоял за то, чтобы поставить — вслед за Павловым — знак равенства между инстинктом и рефлексом с целью перенести упор с прирожденного на приобретаемое. Но, по Павлову, условные рефлексы черпают свой мотивационный потенциал в безусловных. Мысль же Ухтомского была устремлена к раскрытию того, как возни­кают не только новые условные связи между сигналами и эффектор-ными ответами, но и принципиально новые формы мотивации. С этой позиции Ухтомский выступал против представлений о том, что основ­ной мотивационной тенденцией организма является сохранение им своей стабильности в противовес возмущающим воздействиям среды (учение о гомеостазе).

Распространение общего принципа гомеостатических регуляций на поведение во внешней среде неизбежно вело к неадекватным пред­ставлениям о движущих началах поведения. Они оказывались под­чиненными принципу " защиты" организма от влияний этой среды, противодействия им с целью регрессии к исходному состоянию. Очень четко это выразил Фрейд, полагавший, что нервная система представ­ляет собой аппарат, на который возложена функция устранять дохо­дящие до него раздражения, низводить их по возможности до самого низкого уровня. Приписав нервной системе этот императив, Фрейд выстраивал, исходя из него, свою теорию влечений.

Сведение всех побуждений к инстинктам, гомеостатическим ре­гуляциям, принципу наименьшего действия, безусловным рефлексам и т. д. снимает проблему развития мотивации, образования и нара­щивания в фило- и онтогенезе новых побудительных сил, генерато­ров новых импульсов.

По Ухтомскому, нарастающая мощность доминанты как мотива не может иметь другого источника, кроме устремленности организма к внешнему миру. " В условиях нормального взаимоотношения со сре­дой организм связан с ней интимнейшим образом: чем больше он ра­ботает, тем больше он тащит на себе энергии из среды, забирает и во­влекает ее в свои процессы" [75].

Принцип тотальной мотивационной обеспеченности любого пси­хического проявления предполагает, что в жизни личности отноше­ние познавательного продукта (представления, понятия) к объекту не­отделимо от отношения этого продукта к субъекту как источнику до­минантных (мотивационных) импульсов. За абстракцией, казалось бы, такой спокойной и бесстрастной функцией ума, всегда кроется определенная направленность поведения, мысли и деятельности, пи­сал Ухтомский.

От доминанты зависит общий колорит, в котором рисуются нам мир и люди. При этом доминанта, влияя на характер восприятия ми­ра, в свою очередь имеет тенденцию отбирать в нем преимуществен­но такое познавательное содержание, которое способствовало бы ее поддержанию. " Человеческая индивидуальность... склонна впадать в весьма опасный круг: по своему поведению и своим доминантам стро­ить себе абстрактную теорию, чтобы оправдать и подкрепить ею свои же доминанты и свое поведение" [76].

С переходом к человеку наряду с реальностью преобразуемой при­роды возникает принципиально новая форма — реальность человече­ских лиц (личностей). И здесь, согласно Ухтомскому, в психологиче­ском опыте, организуемом доминантой, совершается великая рево­люция. Обычно, говоря об изменении психики на " фазе человека", главный упор делают на интеллектуальных структурах — мышлении и речи (" вторых сигналах" ). Ухтомский выдвигает на передний план возникновение новых доминант (мотивационных установок), порож­даемых новой действительностью, а именно личностно-человеческой. Считая, что природа человека делаема и возделываема, Ухтомский имел в виду не только обогащение организма новой информацией и не только построение новых способов (приемов) действий, но преж­де всего созидание новых мотивационных структур.

Что же касается основной тенденции в развитии мотивов, то ею является экспансия в смысле овладения средой во все расширяющихся пространственно-временных масштабах (" хронотопе" ), а не редук­ция как стремление к " защите" от среды, уравновешенности с ней, разрядке внутреннего напряжения.

Воздействуя на образное (в широком смысле слова) познаватель­ное содержание психической жизни, отбирая и интегрируя его, до­минанта, будучи независимым от рефлексии поведенческим актом, " вылавливает" в этом содержании те компоненты, которые способ­ствуют укреплению уверенности субъекта в ее преимуществах перед другими доминантами[77].

Существенно новым в трактовке мотивационной активности бы­ло понятие об " оперативном покое". Эта форма активности усматри­валась не только в двигательных реакциях на среду (сколь бы стреми­тельны и неугомонны они ни были), но и в особом, с предельной кон­центрацией энергии, сосредоточенном созерцании среды, которое требует значительно большей нервно-психической напряженности, чем мышечные операции, и обеспечивает недостижимую посредством этих операций тонкость и точность рецепции.

Такой вывод иллюстрировало сравнение поведения щуки, застыв­шей в своем " бдительном покое", и " рыбьей мелочи", не способной к этому. Истинно человеческая мотивация имеет социальную приро­ду и наиболее ярко выражается в " доминанте на лицо другого". Всмат­риваясь в другого, индивид видит в нем не собственный двойник, а неповторимую личность — единственную во Вселенной. Благодаря этой доминанте человек не просто осознает другого как личность, но и сам становится личностью.

Эта особая мотивационная установка требовала нового подхода к проблеме социально-личностной перцепции, то есть восприятия че­ловека человеком. Чтобы постичь мотивацию поведения другого че­ловека, нужно сперва преобразовать собственную. Возделывание именно такой доминанты Ухтомский считал важнейшей задачей вос­питания и самовоспитания. " Доминанта на лицо другого", говорил он, одна из самых трудных, на первый взгляд, пожалуй, и недостижи­мых в чистом виде доминант, которые нам придется воспитать в себе.

Ключевым в изучении мотивационной сферы неизменно высту­пает вопрос о ее иерархическом строении, о различных уровнях ее ор­ганизации. Главные достижения в познании биологического уровня запечатлены в учении о гомеостатических регуляциях поведения, бла­годаря которым сохраняется целостность организма в противовес по­стоянно угрожающим ему внешним и внутренним факторам.

Активность, устремленная на поддержание гомеостаза, действи­тельно является могучей побудительной жизненной силой. Веками царило убеждение в том, что живое тело наделено инстинктом само­сохранения. Успехи биологии обнажили реальные причинные фак­торы, скрытые за этим убеждением. Апелляция к инстинкту как осо­бому первоначалу (которое, объясняя мотивационную энергию, са­мо в объяснении не нуждается) была отклонена после того, как в ла­бораторном эксперименте выявились детали телесного устройства, посредством которого организм удерживает в относительно равновес­ном состоянии свои основные константы (то есть самосохраняе­мость).

Понятие о доминанте, разработанное Ухтомским, не было прико­вано к этому фундаментальному уровню биологической мотивации и потому открывало путь к исследованиям побуждений, присущих че­ловеческому бытию в мире. Своеобразие биографии Ухтомского (он окончил духовную академию, прежде чем стал физиологом) направ­ляло его мысль на поиски тех обстоятельств мотивационной напря­женности поведения индивида, которые обусловлены его поглощен­ностью общением с другими людьми и высшими духовными ценно­стями.

Вместе с тем и тогда, когда над биологическим уровнем мотива-ционного обеспечения человеческих действий возвышается социаль­ный, эти действия могут оставаться в пределах решения задач на при­способление (например, в случае конформистского поведения, когда нивелируются глубинные личностные мотивы во имя удержания рав­новесного состояния с ближайшим окружением).

Преодоление постулата о равновесии организма со средой

Применение новых электрофизиологических и биохимических методик изучения мозга расшатывало Представление об организме как инертной системе, выводимой из равновесного состояния только под влия­нием внешних толчков. Мозг обнаруживал электрическую активность и тогда, когда его не бомбардировали раздражители среды.

Все более очевидной становилась не только зависимость мозга от рецепции (восприятия извне поступающих сигналов), но и рецепции от мозга. Внешняя стимуляция (афферентное возбуждение) наклады-

вается на уже существующее возбуждение в центральной нервной си­стеме.

Исследования (в частности, опыты по " сенсорной изоляции" аме­риканского психолога Хебба) показали, что изоляция человека от чув­ственных раздражителей становится препятствием для умственной ра­боты. Это свидетельствовало о том, что органы чувств не только ин­формируют о среде, но и поддерживают мозг в деятельном состоя­нии. В условиях " сенсорного голода" (когда органы зрительных, слу­ховых, осязательных ощущений у испытуемого изолируются от внеш­них сигналов) у человека начинаются галлюцинации. Следователь­но, мозг сам продуцирует следы прежних впечатлений. Эти факты не­возможно совместить с представлением о мозге как передаточной станции между стимулом и реакцией, с гипотезой о том, что жизне­деятельность подчинена одной цели — устранению раздражителей.

Против гомеостаза как единственного объяснительного принци­па поведения свидетельствовали и некоторые биологические концеп­ции, как, например, выдвинутое канадским ученым Г. Селье учение о стрессе. В условиях большого напряжения (нервного, мышечного, чрезмерного охлаждения или перегревания и т. д. ) гомеостатические механизмы гладко работать не могут. Организм отвечает на травми­рующие раздражители (стрессоры) совокупностью особых адаптаци­онно-защитных реакций. Сперва возникает состояние тревоги (" аларм-реакция" ), при котором адаптация к угрожающим раздражи­телям еще не достигнута. Затем происходит мобилизация сил и на­ступает стадия сопротивления. Она сменяется стадией истощения, когда достигнутая было адаптация утрачивается. "... Природа челове­ка такова, что он реагирует не только на реальную физическую опас­ность, но также и на угрозу и на некоторые символы опасности, ис­пытанной им в прошлом. Это происходит для того, чтобы создать определенную " готовность" человека" [78].

Подобно понятию об установке, понятие о психологическом стрес­се включило готовность индивида реагировать на значимый раздра­житель. Вместе с тем это эмоциональная, аффективная готовность, связанная с мобилизацией всех физиологических ресурсов организ­ма для того, чтобы устоять перед грозным испытанием.

Психология постоянно находится под влиянием общебиологиче­ских представлений и опирается на них.

Неудовлетворенность принципом гомеостаза усиливали успехи нейрофизиологии, генетической, сравнительной психологии. Созре­вает идея о том, что потребность в исследовании окружающего мира, в приобретении новой информации о нем столь же глубоко укорене­на в самой природе организма, как и его направленность на сохране­ние основных физиологических констант. Наблюдения за животны­ми показали, что уже у них широко распространена " исследователь­ская" мотивация, имеющая важный биологический смысл. Стремле­ние обследовать окружающее пространство как сферу возможного по­ведения, стремление изучить свойства объектов, соотношение между ними, пути к ним и т. д. — все это влечет за собой такие выгоды для индивида и вида, которые не менее существенны в плане выживания, чем " оборона" и " защита" от среды.

И подобно тому, как гомеостаз реализуется благодаря включению ряда физиологических механизмов (например, при падении уровня углекислоты и повышении уровня кислорода в крови дыхание стано­вится реже благодаря возбуждению соответствующих рецепторов), не-гомеостатическое " исследовательское" поведение обусловлено неко­торыми свойствами высших нервных центров — прежде всего акти­вирующей системы (локализованной в мозговом стволе). Изучение этой системы нейрофизиологическими методами показало, что раз­дражители выполняют две функции - сигнальную (информационную) и активирующую (энергетическую).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.