Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 15 страница



Все эти преобразования в категории действия были обусловлены не умозрительными соображениями о соотношении между психикой и со­знанием (как, например, в учении Гербарта), а исследовательской прак­тикой, побуждающей при изучении такого объекта, как органы чувств и органы движений, коренным образом изменять прежние воззрения на характер отношений между этими органами, фиксировать их внут­реннюю взаимозависимость и утверждать благодаря этому во внутрен­нем составе знания о психике принципиально новую интерпретацию такого ее неотъемлемого компонента, как психическое действие.

Как мы видели, важнейшей предпосылкой всех этих преобразова­ний стало открытие того, что мышца, рассматривавшаяся прежде как энергетическая машина, выступала отныне и как особый орган чувств. Неосознаваемость или крайне слабая осознаваемость сенсорных сиг­налов, сообщаемых этим органом, побудила физиологов говорить о " неосознаваемых ощущениях", или, как образно выражался Сеченов, о " темном мышечном чувстве". Но какая бы терминология ни исполь­зовалась, признание мышцы органом не только локомоции, но и сен­сорной активности разрушало все прежние дуалистические модели действия, преобразуя их из физиологических, с одной стороны, и по­рождаемых имманентной, произвольной активностью сознания -с другой, в психологические структуры, имеющие объективный (не­зависимый от интенций субъекта) и в то же время не сводимый к фи­зиологическим реакциям статус в общей системе знаний о регуляции поведения.

От сознательного действия к интеллектуальному

В то же время в исследованиях функций орга нов чувств народилась идея трактовки сенсомоторного действия как компонента более слож­ной структуры. Построение ее достигается по­средством серии операций, " алгоритмы" которых отнюдь не подобны простым сочетаниям элементов, изображаемым учением об ассоциа­циях. Эти операции, как уже отмечалось, Гельмгольц назвал " бессоз­нательными умозаключениями".

Среди многих опытов Гельмгольца в этом направлении можно ука­зать на использование им различного рода призм, искажающих визу­альный образ в естественных условиях видения. Несмотря на то что преломление лучей дает искаженное восприятие объекта, испытуе­мые очень скоро научились видеть сквозь призму правильно. Это до­стигалось благодаря опыту, состоявшему в многократной проверке действительного положения объекта, его формы, величины и т. д. по­средством движения глаз, рук, всего тела. Обобщая относящиеся к этой области факты, Гельмгольц и выдвинул свою гипотезу о " бессоз­нательных умозаключениях", которые производит не абстрактный ум, а глазодвигательный аппарат. Так, умозаключение о величине пред­мета строится путем варьирования действий, устанавливающих связь между величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояниям. На этом же базируется константность (постоянство) восприятия, достигаемая благодаря все той же импликации как форме бессознательного выво­да (" если... то... " ). Если величина образа на сетчатке такая-то, а на­пряжение мышц подает данный сигнал (о характере их сокращения), то, несмотря на изменчивость величины образа, который возникает по законам оптики, мы воспринимаем константность предмета.

Гипотеза Гельмгольца о бессознательных умозаключениях разрушала казавшуюся прежде непреодолимой пропасть между действием телесным (мышечным движением) и действием умственным, которое веками бы­ло принято относить за счет активности души или сознания. Гипотезу Гельмгольца воспринял и прочно утвердил в русской психологии Сече­нов. Он развил ее в свою концепцию " предметного мышления", соглас­но которой умственные операции сравнения, анализа, синтеза, умозак­лючения имеют в качестве своей телесной инфраструктуры реальные дей­ствия оперирующего с внешними объектами организма.

Интериоризация действия

Сеченову же принадлежала и другая идея - искать пути объяснения внутренних психических действий в сфере действий реальных, производимых в процессе адаптации живой системы к простран­ственно-временным координатам внешней среды.

В своей работе " Рефлексы головного мозга" Сеченов определил мысль как заторможенный рефлекс, как " две трети рефлекса". Такое определение могло дать повод для предположения, что царство мыс­ли начинается там, где кончается непосредственное реальное взаи­модействие человека с его предметным, внешним окружением. От­сюда следовало, что мысль в отличие от чувственного впечатления не имеет отношения к двигательному компоненту, а тем самым и к кон­тактам организма с независимым от него объектом.

Но Сеченов совершенно иначе решал эту проблему. Он отстаивал формулу о целостном, нераздельном психическом акте, сохраняющем свою трехчленную целостность при незримости двигательного завер­шения. Так обстоит дело, например, при " зрительном мышлении" (основанном на такой фундаментальной операции, как сравнение, ре­ализуемой посредством двигательной механики, когда глаза " пере­бегают" с одного предмета на другой). В этом случае, как писал Сече­нов, " умственные образы предметов как бы накладываются друг на друга". Если воспринимается один предмет, акт сравнения тоже не­пременно совершается — наличный предмет сравнивается с уже име­ющейся в сознании меркой.

В какой же форме представлена эта мерка? Репродуцируется весь прежний целостный процесс восприятия, стало быть, и двигательное звено этого процесса. Иначе говоря, прежние внешние действия пре­образуются во внутренние. Реальное сравнение, произведенное по­средством этих внешних действий, становится " умственной меркой" для всех последующих операций, которые означают обеспечиваемое мышечной работой соизмерение образов. Внутренние умственные операции (сравнение, анализ, синтез) — это операции, бывшие не­когда внешними.

Таков механизм, получивший имя интериоризации (перехода ре­альных интеллектуальных актов из внешних, включающих мышеч­ное звено, во внутренние).

Понятие об интериоризации стало опорным для объяснения гене­зиса внутреннего плана психической активности субъекта. Этот план, который в силу иллюзий саморефлексии, изначально данной и бес­телесной, первоначально выступил в образе проекции внешних дей­ствий и отношений, которые интерпретировали различно. Отсюда и различие ответов на вопрос о механизме и " составе" процесса и эф­фекта интериоризации.

В частности, у Выготского представление о преобразовании " внеш­него во внутреннее" (то есть об интериоризации) приобрело новый смысл, отличный от всех предшествующих попыток понять, на каких началах из внешнего поведения возникает и выстраивается внутренний мир сознания. Отличие состояло в том, что интериоризация мыс­лилась не только как переход телесного действия из внешней среды его совершения во внутреннюю, нервно-психическую " среду" (Се­ченов) и не только как проекция объективных межлюдских отноше­ний в субъективный внутриличностный план (Жане, Болдуин, Мид и др. ). И то и другое предполагалось концепцией Выготского, которая, однако, этим не ограничивалась. Телесное по своей фактуре и соци­альное по направленности действие приобретает в этой концепции новый атрибут. Через знаки оно соотносится со всей человеческой ис­торией, точнее, с миром, каким он открывается людям в ходе этой истории. Иначе говоря, принцип интериоризации у Выготского озна­меновал идею зарождения индивидуального сознания со всеми его уникальными признаками не из задач адаптации организма к среде и не из процесса общения как такового, но из усвоения человеком (по­средством адаптивных действия и общения) системы общественных продуктов, орудий и ценностей.

Отсюда мысль Выготского о том, что посредством знаков как " об­щественных органов" из низших (натуральных) психических функ­ций развиваются высшие. Восприятие, внимание, память, мышление, характерные для психической регуляции поведения животных, ради­кально перестраиваются. Знак, ориентируя человека во внешней сре­де, одновременно оказывается для него инструментом ориентации в самом себе. Психические процессы из непроизвольных становятся произвольными. Индивид научается произвольно запоминать и быть внимательным, сознательно регулировать свои (ставшие теперь уже внутренними) умственные действия. Это, конечно, не остается без по­следствий и для внешнего поведения, приобретшего новые могучие внутренние регуляторы. Трактовка психических функций как актов вводила в научный оборот категорию действия. Насей раз —умствен­ного, хотя и отличного от внешнего, от него производного. Версия об опосредованности этого действия знаком как исполненным объек­тивного смысла орудием культуры утверждала (по выражению Выгот­ского) " вершинное" понимание сознания в противовес " поверхно­стному" воззрению на него как одномерную плоскость и " глубинной" психологии фрейдизма.

Работы Выготского стали отправным пунктом исследований А. Н. Леонтьева о развитии сложных форм памяти, А. Р. Лурия и А. В. Запорожца о построении произвольных движений и речевых актов.

В дальнейшем, отправляясь от идей Выготского, А. Н. Леонтьев раз­рабатывает учение об особенностях формирования умственных дей­ствий. На передний план выдвигается процесс интериоризации.

" Интериоризация действий, то есть постепенное преобразование внешних действий в действия внутренние, умственные, есть процесс, который необходимо совершается в онтогенетическом развитии че­ловека. Его необходимость определяется тем, что центральным со­держанием развития ребенка является присвоение им достижений ис­торического развития человечества[65]. Гипотеза о поэтапном формиро­вании умственных действий путем интериоризации действий внеш­них легла в основу экспериментальных работ П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и других отечественных исследователей в области пе­дагогической психологии. Были выявлены возможности интенсифи­кации умственной деятельности и наметились пути реализации идеи Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие.

Существенный вклад в теоретический анализ проблемы сознания и деятельности внес С. Л. Рубинштейн. Опираясь на известную фор­мулу " Капитала" Маркса о том, что, изменяя внешнюю природу, че­ловек в то же время изменяет свою собственную природу[66], С. Л. Ру­бинштейн развивал общее положение о единстве сознания и деятель­ности, сформировании всех психических процессов и свойств чело­века в его деятельности.

Установка

В сообществе отечественных психологов, обогативших разработку психологической категории действия, вы­делялась также школа Д. Н. Узнадзе. Ее программу вы­ражало понятие об установке. Это понятие уже давно вошло в психо­логический язык, употреблялось во многих значениях, общность ко­торых, однако, оставалась неясной. Тем не менее этот термин вновь и вновь появлялся в психологической литературе в самых различных контекстах. Обращает на себя внимание, что понятие об установке возникло в ходе экспериментальной работы. Впрочем, как мы сейчас увидим, введение нового термина говорило не только о том, что об­наружен феномен, для обозначения которого в наличном научном лексиконе нет соответствующих слов. Хотя речь шла об описании и характеристике конкретного явления, дело не ограничивалось при­соединением знания о нем к общей сумме эмпирических сведений. Последствия открытия феномена установки были значительно более важными. Затрагивалась вся система теоретических психологических представлений. Не только вводился в оборот новый факт, но, чтобы осмыслить его, требовалось отказаться от некоторых принципиаль­ных воззрений на общий строй психической деятельности.

К представлению об установке привели первые же крупные дости­жения экспериментальной психологии, связанные с изучением вре­мени реакции и порогов чувствительности.

В исследованиях времени реакции измерялась, как известно, ско­рость психических процессов. Предполагалось, что простая реакция (возможно, более быстрый двигательный ответ на единичный сигнал) есть для каждого индивида величина постоянная. Однако еще в кон­це прошлого века немецкий психолог Л. Ланге открыл, что эта вели­чина зависит от направленности испытуемого либо на восприятие сти­мула, либо на предстоящее движение (во втором случае время реак­ции короче). Это заставляло пересмотреть исходную схему, включив в нее в качестве дополнительного фактора предшествующее состоя­ние индивида, его готовность выполнить экспериментальное задание. В те же годы идея о влиянии на результат психофизических опытов (то есть опытов по определению порогов чувствительности) готовно­сти к реакции была высказана Г. Э. Мюллером. Обнаружилось, что при многократном сравнении двух неравных по весу предметов у испыту­емых возникает иллюзия, состоящая в том, что тела одинакового ве­са начинают восприниматься как неравные. Мюллер охарактеризо­вал этот феномен как эффект " моторной установки".

Новые шаги экспериментальной психологии ознаменовали пере­ход от элементарных сенсомоторных процессов к мышлению и памя­ти. Изучая память по методике " бессмысленных слов" Эббингауза, один исследователь столкнулся с испытуемым, который, десятки раз читая список, состоявший всего лишь из 8 слогов, никак не мог его выучить. Потеряв надежду на успешный результат, экспериментатор остановил испытуемого и спросил его, может ли он, в конце концов, воспроизвести этот ряд слогов наизусть. Тогда-то и оказалось, что ис­пытуемый, плохо знавший немецкий язык, просто не понял инструк­цию, то есть не знал, что от него требовалось выучить предъявлен­ный набор слов. Но как только она ему стала ясна, заучить список не составило труда. Посмотрим на этот факт глазами психолога-экспе­риментатора той поры. Предполагалось, что заучивание бессмыслен­ных слогов есть процесс установления связей (ассоциаций) между эле­ментами сознания. Длина списка, количество повторений, время, прошедшее после заучивания, — таковы, казалось, переменные, ко­торыми исчерпывающе определяется итоговый результат. Опыт же (хотя и случайный)[67] свидетельствовал, что психическая механика за­висит от понимания. Чего? Конечно же, не от понимания заучиваемого материала, который умышленно подбирался так, чтобы не вы­зывать никаких смысловых ассоциаций. Требовалось понимание ин­струкции, то есть того, что нужно делать с этими словами. Понима­ние, о котором идет речь, предшествует действию, " устанавливает" индивида на определенный ряд операций.

В эти же годы к пониманию важной роли установки пришли пси­хологи, изучавшие процессы мышления. Это были представители Вюрцбургской школы. Они воспользовались для объяснения своих эк­спериментальных фактов введенным Мюллером термином " установ­ка", но с целью обозначить явления другого порядка. Возьмем самый простой пример. Если предъявить человеку комбинацию цифр ', то реакция на нее определяется инструкцией - что нужно сделать: сложить или вычесть, умножить или разделить. Во множестве опытов обнаруживалась важная роль установки. Представление о ней не толь­ко вступало в конфликт со многими традиционными постулатами, но и было одним из первых в ряду " снарядов", разрушивших их до осно­вания. Оказывалось, что связь между стимулом и реакцией (сенсор­ным сигналом и мышечным движением, различными бессмысленны­ми словами, вопросом и ответом на него) зависит от состояния инди­вида в период, предшествующий соединению стимула с реакций, от готовности испытуемого применить тот или иной способ действия. Следовательно, элементы сознания (и поведения) не соединяются са­ми собой, в силу внутренне присущих им свойств. На характер их связи влияет фактор, который нельзя извлечь из них самих. Но именно этот фактор придает психическому процессу упорядоченность и целена­правленность. Понятие об установке, быть может, как никакое дру­гое, поставило под вопрос представление о сознании как " внутрен­ней сцене", на которой теснятся психические " атомы", созерцаемые субъектом. Опыт показал, что действительное своеобразие умствен­ного процесса определяется тем, что происходит в подготовительный период реакции, то есть до того, как осознается раздражитель, в от­вет на который она производится.

Оставаясь неосознанной при совершении действия, установка тем не менее незримо его регулирует. Здесь первые исследователи уста­новки натолкнулись на непреодолимые трудности. Ведь они счита­ли, что единственный предмет психологии — сознание, ее единствен­ный законный метод — внутреннее наблюдение (интроспекция). Все, что находится за пределами сознания, относилось к физиологии. Но установка явно выступала как истинно психологический фактор. При­шлось прибегать к " обходным маневрам". Мюллер, например, пола­гал, что субстратом установки является мышечное чувство. У испы­туемого, который многократно взвешивает два неодинаковых по тяжести предмета, мышечная система настраивается соответствующим образом и поэтому, когда в руках оказываются равнотяжелые пред­меты, возникает иллюзия. Но как быть с установкой в области памя­ти, мышления, воли? Где локализовать ее в этих случаях? Не решаясь отступить от веры в то, что сознание есть единственный носитель пси­хических явлений, стали говорить об " установках сознания". Выяв­ленная экспериментально-психологическим исследованием роль установки в организации и регуляции психологии актов не смогла быть, таким образом, адекватно осмыслена из-за шор интроспекцио-низма. Чтобы преодолеть барьер субъективной психологии, требова­лась новая методологическая перспектива. Нужно было взять за ис­ходное не замкнутое в себе сознание с его элементами и отдельными функциями, а человека как целостное существо, активно взаимодей­ствующее с реальностью.

При наличии потребности и ситуации ее удовлетворения в субъ­екте, согласно концепции Узнадзе, возникает специфическое состо­яние, которое можно охарактеризовать как склонность, как направ­ленность, как готовность его к совершению акта, могущего удовлет­ворить эту потребность, как установку его к совершенно определен­ной деятельности[68].

Разработка научных методов, адекватных природе установки, обу­словила достижения школы Узнадзе, высокую экспериментальную культуру ее работ.

Какой же момент психической реальности отражало разработан­ное Узнадзе понятие об установке? Мотивационный аспект? Нет. Уста­новка возникает на основе потребности (например, на основе потреб­ности решить задачу, скажем, определить, каково соотношение двух шаров: меньше — больше), но сама ею не является. Образный аспект? Нет. При восприятии[69] объектов установка лишь обнаруживается.

Принятая нами трактовка категориальной структуры психологи­ческого знания побуждает отнести понятие об установке к категории действия[70]. Субстратом, автором действия, согласно Узнадзе, являет­ся целостный субъект. Действие - это не реакция организма, а акция личности. Соответственно, категория действия выступила в качестве изначально связанной с категорией личности. В понятии об установ­ке представлены такие важнейшие признаки человеческого действия, как направленность, упорядоченность (внутренняя связанность, со­противляемость помехам, структурная устойчивость), организация во времени[71]. Обращаясь к этим признакам, нетрудно понять, почему установка в интерпретации Узнадзе является бессознательной (или, лучше сказать, неосознанной) и иной быть не может. Ведь актуально осознаваемыми у человека являются только объекты (данные в обра­зах - чувственных и умственных), а не тот способ действовать по от­ношению к ним, к которому индивид готов уже до осознания этих объектов и благодаря которому становится возможным само со­знание.

Глава 6. Категория мотива

Прежде чем войти в разряд психологических категорий и закре­питься в языке науки, представление о мотиве неизменно и повсеме­стно появлялось (под различными именами) во всех случаях, когда возникал вопрос о причинах человеческого поведения.

Мотив (отлат. moveo — двигаю) — это то, что движет живым суще­ством, ради чего оно тратит свою жизненную энергию.

Мотив не может быть адекватно объяснен сам по себе, вне нераз­лучных связей и изначальной включенности в систему тех детерми­нант — образа, отношения, действия, которые конституируют общий строй психической жизни. Его " служба" в этой жизни представлена тем, чтобы придать поведению импульс и направленность к цели, под­держивая энергетическое подкрепление поведения на всем пути стремления к ней.

Будучи непременным " запалом" любых действий и их " горючим материалом", мотив издавна выступал на уровне житейской мудро­сти в различных представлениях о чувствах (например, удовольствия или неудовольствия), побуждениях, влечениях, стремлениях, жела­ниях, страстях, силе воли и т. д. Переходя от житейской мудрости к научным объяснениям, следует начать со взглядов на мотив в эпохи, когда изучение психологических вопросов считалось занятием для фи­лософов.

Локализация мотива

В период античности была проведена различительная линия не только между чувственным познанием и мышлением, но также между этими разрядами явле­ний и побуждениями человека. Это отразилось на представлении о различных " частях" (у Аристотеля функциях) души. Как отмечалось, они изображались разделенными даже анатомически. Пифагор, Де­мокрит, Платон помещали разум в голове, мужество - в груди, чув­ственное вожделение — в печени. У Платона это разграничение при­обрело этический характер. Он считал разумную душу (она осела в голове, как наиболее близкая к небесам, к нетленному царству идей) высшим достоянием человека. Низкая - " алчущая" - часть души уво­дит к низменным целям, препятствует благородным мотивам. На ра­зум возлагалась задача " обуздания" этих рвущих человека в разные стороны побуждений. В образной форме Платон описал проблему конфликта мотивов в известном мифе о колеснице, в которую впря­жены два коня противоположных цветов — черный и белый; каждый тянет в свою сторону.

Историк Р. Уотсон видит иронию истории в том, что главный вклад в психологию Платона-философа, который превыше всего ставил ра­зум, свелся к акцентированию иррационального в человеке.

Аристотель среди функций души выделил стремление " к чему-ли­бо" или " от чего-либо". За этим стояло утраченное последующей пси­хологией и возродившееся в новейший период положение о том, что мотив всегда имеет предметную направленность, поскольку предмет, к которому стремится организм, может стать целью, лишь будучи представлен в форме образа.

Стремление неотделимо от ощущения. Оно сигнализирует о том, достигнута ли цель, вызывая у субъекта чувства удовольствия или не­удовольствия. Тем самым объективно присущее организму стремле­ние (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действо­вать) соотносилось с субъективно испытываемыми чувствами. Впос­ледствии вопрос о связи мотивационных факторов с эмоциональны­ми станет важнейшим для многих теорий.

У Аристотеля сама по себе эмоция (удовольствие или неудоволь­ствие) - не мотив поведения, а сигнал достижения цели стремления. Наряду со стремлением важным мотивационным началом Аристотель считал аффекты.

Если стремления относились к организму, то понятие об аффек­тах соединяло психологию с этикой, с отношением человека к дру­гим людям. Считалось, что в случаях, когда аффективная реакция яв­ляется либо избыточной, либо недостаточной, человек поступает дур­но. " Всякий в состоянии гневаться, и это легко, также и выдавать деньги и тратить их, но не всякий умеет и нелегко делать это по отноше­нию к тому, кому следует и насколько и ради чего и как следует". Край­ности безнравственны. Но между ними имеется " золотая середина". Оптимальным состоянием, если речь идет о деньгах, является щед­рость, негативными же полюсами - либо расточительство, либо ску­пость.

Платон возлагал обуздание побуждений на силу разума. Согласно же Аристотелю, человек способен выработать правильные аффекты благодаря своему личному опыту, систематическому обучению.

Воспитание чувств совершается в поступках. " Справедливым че­ловек становится, творя дела справедливые, а умеренным — поступая с умеренностью, а без подобной деятельности пусть никому и в голо­ву не приходит стать хорошим человеком".

Тем самым мотив наделялся нравственным знаком, определяющим смысл реального действия — поступка. Сам же поступок приобрел роль творческого начала характера (личности).

Аффект и разума

Отношение между разумом и аффектом заняло значительное место в психологических воззрениях фи­лософских школ в эллинистический период. Шко­ла стоиков, в частности, отвергла разделение Платоном души на ра­циональную и иррациональную. Все психические процессы считались разумными. Страсти, желания, аффекты относились на счет непра­вильной деятельности мышления, в результате которой они становят­ся болезненными состояниями души. Избавить от них способен ра­зум, в котором виделось главное терапевтическое средство (своего ро­да " логотерапия" ).

Наконец, в эпоху крушения античной цивилизации в учении Ав­густина в качестве основной мотивирующей силы действий души вы­ступает, взамен мышления и аффектов (эмоций), особая, чуждая все­му материальному, сила воли, которая распоряжается как своими ору­диями мозгом, органами чувств и движений. Отпечатки вещей в этих органах сами по себе никакого знания не содержат. Воля, выражен­ная во внимании, превращает эти отпечатки в чувственные образы. Все другие психические процессы возникают и изменяются благода­ря чисто духовной волевой активности. Она же поворачивает душу к самой себе, становясь источником осознания личностью своего внут­реннего опыта.

Проблема воли

К Августину восходит волюнтаризм, воспринятый в последующие века рядом учений о мотивацион-ном приоритете воли в психической организации человека. Со времен Августина вопрос о соотношении непроизволь­ного и произвольного в реакциях и поступках индивида служил темой многих философских дискуссий и школ. Понятие о произволь­ности ассоциировалось с теми процессами в организме, которые ре­гулируются осознаваемой целью и духовными актами субъекта как по­следней причинной инстанции.

Психологические соображения соотносились с глобальной фило­софско-религиозной проблемой свободы воли. Первый крутой пово­рот к новым объяснениям произошел с открытием Декартом рефлек­торной природы поведения в его учении о страстях. Как отмечалось, применительно к человеку это учение прокламировало бескомпро­миссный дуализм. Материальное тело предстало в образе автомата, запускаемого в ход внешними импульсами, промежуточным эффек­том действия которых становятся восприятия и элементарные чув­ства, а конечным эффектом — " раздувание" мышц. Но наряду с этим организм приводится в действие " излучениями" другой, бестелесной субстанции, откуда исходят акты сознания и воли, а также высшие интеллектуальные чувства.

Декартов дуализм царил над умами в течение трех столетий. Его отражением стала в конце концов версия о необходимости " двух пси­хологии" — объяснительной, которая усматривает причины изучае­мых явлений в телесной механике, и описательной (или понимаю­щей), интуитивно проникающей в душевную жизнь с целью постичь ее уникальность, ее озаренность богатством культурных ценностей. Однако уже в Декартовы времена была предпринята величествен­ная попытка объяснить с геометрической строгостью, руководству­ясь не интуицией, алогическим анализом, мотивы поведения чело­века как телесно-духовного существа. Эта попытка принадлежала оппоненту Декарта Спинозе. Он отверг убеждение в том, что воля -это самостоятельная причинная сущность. " Воля и разум, — утверж­дал Спиноза, — одно и то же".

Иллюзия свободы воли — результат незнания истинных причин. Этими причинами являются аффекты. Под ними имелись в виду не Декартовы " страсти" (то есть страдательные состояния) души, кото­рые, возникая в организме, могут быть только результатом того, что он испытывает; служить же мотивом его действий, влиять на них они бессильны. Аффекты, согласно Спинозе, — это особые телесно-пси­хические состояния. Их вел и кое множество. Аффекты ненависти, гне­ва, зависти и т. д., рассматриваемые сами по себе, вытекают из той же необходимости и могущества природы, как и все остальные единич­ные вещи.

Спиноза, обращаясь к аффектам, усматривал задачу философии в том, чтобы, неотступно следуя принципу причинности, объяснить предназначение аффектов как движущих сил человеческого бытия.

Спиноза предложил строго объективное изучение аффектов взамен сбора сведений о том, как они переживаются испытывающим их субъ­ектом. Рассматривая их в объективной системе отношений, он сво­дил богатство аффектов к трем основным, имя которым: влечение, печаль и радость. Он наделил аффекты действительным влиянием на организм (тело), считая, что печаль уменьшает способность тела к дей­ствию, тогда как радость увеличивает ее.

Важнейшие нововведения Спинозы: подход к аффектам с пози­ций, отвергающих дуализм телесного и духовного, придание им ре­альной причинной роли в жизнедеятельности — побудили в XX веке Л. С. Выготского задуматься над перспективой создания теории, спо­собной применить идеи Спинозы к современной психоневрологии. Последняя нуждалась в преобразовании, поскольку все еще продви­галась в русле дуализма Декарта. Свой замысел Выготский не реали­зовал. Но поучительно его обращение к Спинозе, который обна­жил — на уровне философской рефлексии — уязвимость дуализма в объяснении мотивов, правящих человеком.

Природное и нравственное

Столкновение естественных инстинктов с нравственным зарядом " рефлексов головного мозга" ставило вслед за проблемой жизненной истории мотивов проблему их конфликта. Обе проблемы ре­шались с надеждой на определяющую роль воспитания. Ведь катего­рия рефлекса после Сеченова из анатомической схемы становилась не только нейродинамической, но способной создавать новые фор­мы поведения благодаря двум обстоятельствам: как пластичности нейросубстрата, так и преобразованию мотивации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.