Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 14 страница



Два важнейших вывода содержала кибернетическая концепция, два вывода, которые окончательно разрушили уже достаточно расшатан­ную бихевиористскую схему: а) детерминантой поведенческого акта является не раздражитель сам по себе, а представленный в сигнале объект — источник информации, его характеристики воспроизводят­ся по определенным законам в динамике внутренних (" центральных" ) состояний носителя информации — определенной материальной си­стемы; б) для реализации поведенческого акта система должна обла­дать программой, а также аппаратами вероятностного прогнозирова­ния и непрерывного сличения (компарации) наличного состояния с запрограммированным (в случае рассогласования система, получив об этом сигнал, включает устройства, производящие коррекцию). Приведенные положения были выработаны при проектировании тех­нических систем, способных производить целесообразные действия, сходные с теми, для которых управляющим органом служит голов­ной мозг.

Кибернетика оказалась объективной научной теорией управления поведением, притом теорией, совершившей настоящий переворот в производстве. Но достигла она этой цели только потому, что придала электронным машинам свойства, в которых бихевиоризм отказывал человеку. Свойство машины обладать информацией о внешнем ис­точнике напоминало о категории образа — той категории, в которой бихевиоризм видел главную преграду на пути превращения психоло­гии в истинную науку. Кибернетические понятия о программе, веро­ятностном прогнозе, сличении, коррекции и т. д. также строились на предположении о том, что поведение управляется информационны­ми процессами — центральными, " внутренними" по отношению кто-му, что происходит на " входе" и " выходе" системы.

Напомним, что все " центральное", недоступное прямому наблю­дению, бихевиоризм отверг как выходящее за пределы научного опы­та. Какова природа " центральных процессов"? Кибернетика не пре­тендовала на ее раскрытие. Для нее достаточно было интерпретиро­вать их как процессы накопления и переработки информации. Но ин­формация, будучи по определенному, указанному выше признаку об­щей характеристикой множества различных форм сигнальных отно­шений между ее источником и носителем, может рассматриваться применительно к живой системе как с физиологической, так и с пси­хологической точек зрения. В первом случае - она нервный сигнал, во втором — сигнал-образ. Специфическое для образа и представляет психическую реальность в отличие от физиологической. Изучение ка­тегории образа имеет в психологии, как мы знаем, давние традиции. Кибернетика не разрушила эти традиции, а побудила к их переосмыс­лению.

Одну из первых обобщающих схем, идущих в этом направлении, предложили американские психологи Дж. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам в работе " Планы и структура поведения" (1960). Ее " основной целью было обнаружить, имеется ли какая-нибудь связь между кибернетическими идеями и психологией" [62].

Эта связь утверждалась посредством формулы " Т-О-Т-Е" (тест-операция—тест—результат), поставленной на место " классического" представления о рефлекторной дуге как автоматическом замыкании двух полудуг — афферентной и эфферентной — и бихевиористского двойника этого представления, известного как отношение " стимул-реакция". Архитектура простейшей единицы поведения трактовалась теперь в виде кольца с обратной связью. Выглядело это так: при воз­действии раздражителя на систему она не сразу отвечает на него ре­акцией, а сперва сличает это идущее извне воздействие с состоянием самой системы и оценивает произведенную пробу (тест). Стало быть, организм чувствителен не к раздражителю самому по себе, а к тесту, пробе, оценке. Если оценка показала несоответствие между стиму­лом и состоянием системы (то есть несоответствие между воздейству­ющей извне энергией и некоторыми критериями, установленными в самом организме), в систему поступает " сигнал рассогласования". Благодаря такой обратной связи система производит действие (опе­рацию) и вновь сравнивает и оценивает состояние организма и со­стояние, которое опробуется, то есть опять в игру вступает петля об­ратной связи. Так, тести операция сменяют друг друга до тех пор, по­ка не достигается удовлетворительный результат.

Схема Т-О-Т-Е отражала кибернетические представления, опи­равшиеся на опыт конструирования технических устройств (так на­зываемых сервомеханизмов), способных к саморегуляции, к измене­нию своей работы в зависимости от полученных результатов, к ис­правлению на ходу допущенных ошибок. По сравнению с линейной схемой " стимул-реакция" действительно вводился ряд важных мо­ментов, о которых говорили такие термины, как " сличение", " оцен­ка", " сигнал рассогласования", " обратная связь".

Миллер и его коллеги поставили вопрос о том, что понятие обра­за, отвергнутое бихевиоризмом, должно быть возвращено в психоло­гию в качестве одного из ключевых. Они видели, что образ есть нечто принципиально иное, чем кодовое преобразование информации в ма­шинах. Компьютер, с которым они общались, мог быть использован для анализа программирования решения задачи, поисковых шагов, коррекций, обратной связи и других моментов, относящихся к струк­туре действия. Но бесполезно было исследовать с его помощью струк­туру образа. В итоге понятие об образе, как бы высоко его ни ставили (Миллер и другие писали слово " образ" не иначе как с большой бук­вы), оставалось на уровне докибернетического знания о нем, а точ­нее — на уровне субъективной, интроспективной психологии. " Мы внезапно пришли к мысли, - пишут эти авторы, — что мы являемся субъективными бихевиористами. Когда мы кончили смеяться, мы на­чали серьезно обсуждать, не является ли это точным обозначением нашей позиции. Во всяком случае, уже само название выражало шо­кирующую непоследовательность наших взглядов" [63]. Автоматы, вы­полняющие сложнейшие логико-математические операции и тем са­мым, казалось бы, позволяющие воспроизводить в своих материаль­ных элементах тончайшие нюансы духовной жизни, должны были от­крыть эру полного освобождения исследований поведения от " субъ­ективной примеси". Но вопреки этому обращение к кибернетической схеме вынудило присоединить к термину " бихевиоризм", означавше­му " психология без субъективного", определение " субъективный".

Такого поворота психологи, воспитывавшиеся на бихевиоризме, не ожидали. Но он неотвратимо должен был последовать, ведь бес­субъектных образов не существует. Нельзя признать роль образа и иг­норировать при этом субъекта, от которого он неотчуждаем. И здесь наметились два пути: либо возвращение к субъективной психологии с ее учением об образе как уникальной ни из чего не выводимой " еди­нице" сознания, либо поиск возможностей новой причинной интер­претации образа.

Благодаря механизму декодирования сигналы-коды трансформи­руются в сигналы-образы. И тогда источник информации воспроиз­водится по тем признакам, которые выступают в восприятии как це­лостность предмета, его константность и т. п.

Образ — это такая же реальность, как и направляемая им двига­тельная активность. Но, чтобы понять зависимость мышечной рабо­ты от образа, необходимо сам образ мыслить по типу информацион­ного процесса, воспроизводящего (отражающего) особенности тех внешних объектов, к которым прилаживаются двигательные эффек­ты. Образная регуляция внешнего поведения отличается от кодовой. Информация, которую несет сигнал-код, качественно иная, чем ин­формация, передаваемая сигналом-образом[64].

Поскольку характер двигательного акта зависит от управляющей им информации, действие, регулируемое образом, обладает рядом принципиальных преимуществ в отношении надежности, помехоу­стойчивости, адаптивности, гибкости сравнительно с действием, ре­гулируемым кодом.

Окинув взором общую картину сдвигов, совершившихся в психо­логии под воздействием кибернетики, можно выделить ряд момен­тов, существенных для понимания нашей главной темы — вопроса о закономерностях развития психологической науки.

Прежде всего следует отметить, что кибернетика в качестве систе­мы, охватившей более общий круг явлений, чем изучаемые психоло­гией, позволила вычленить и сделать объектом специального анали­за информационный и регуляторный аспекты поведения. Достиже­ния кибернетики открыли новые перспективы изучения таких кате­горий, как образ и действие. Математическое и техническое модели­рование множества явлений, охватываемых этими категориями, обо­гатило не только кибернетику, но и психологию.

Указанные аспекты поведения, представленные в таких понятиях, как сигнал, обратная связь, программирование, компарация, коррек­ция и др., присущи психической реальности как таковой. Поэтому психологическое исследование неизбежно наталкивалось на них уже в докибернетические времена. Кибернетические схемы оказались не извне привнесенными в психологию, а соответствующими ее внут­реннему развитию.

Множество теоретико-экспериментальных направлений обогаща­ло категорию психического образа. Но, как неоднократно подчерки­валось, эта категория не работает вне системы других. За явленным сознанию предметным образом скрыты предметное действие, мотив, к нему побуждающий, отношение субъекта к другим людям, а также личностная значимость и переживаемость информации, свернутой в образе - чувственном и умственном.

Глава 5. Категория действия

Общее понятие о действии

Любая трактовка психической организации живых существ предполагает включенность в структуру этой организации особого компонента, обознача­емого термином " действие". Уже Аристотель, которому, как отмеча­лось, принадлежит первая целостная теория психики как особой фор­мы жизнедеятельности, трактовал эту форму в качестве сенсомотор-ной, стало быть, соединяющей ощущение с ответным мышечным дей­ствием организма. (Правда, центральным органом, служащим связу­ющим звеном между чувственным образом и локомоцией (пере­мещением в пространстве), считалось сердце. )

Аристотель же впервые выделил такой важнейший признак дей­ствия, как его предметность. Прежде чем объяснить действие, подчер­кивал он, нужно сперва разобраться в его объекте. В случае чувствен­ного восприятия этим объектом является внешнее материальное тело, образ которого " подобно печати на воске" фиксируется органом ощу­щений. Однако поворотным как для Аристотеля, так и для всех последу­ющих философов стал переход от ощущения к мышлению.

Вопрос об объекте умственного действия не мог быть решен ана­логично тому, как объяснялось действие с объектом, непосредствен­но данным органу чувств. В результате было принято исследователь­ское направление, на которое ориентировалась философско-психо-логическая мысль на протяжении многих веков. Как объект, так и дей­ствие с этим объектом переносились в качественно иную плоскость, чем присущая сенсомоторному уровню, на котором и " автор" дей­ствия, и само это действие, и объект, с которым оно сопряжено, яв-

ляются доступными объективному изучению реалиями. На смену им пришло представление и об особой психической способности дей­ствовать, и об идеальном сверхчувственном предмете, постигаемом благодаря этой уникальной, несопоставимой с другими психически­ми функциями способности.

Если источником и носителем сенсомоторного действия являлся организм, то применительно к умственному действию принципом его реализации оказывался лишенный материального субстрата разум (" нус" ), который содержит в себе идеи - образцы всякого творения. Это стало основанием множества доктрин об особой интеллектуаль­ной активности или созерцании как высшей ступени постижения ис­тинного бытия вещей (в свою очередь умопостигаемых).

С этим соотносилось (предложенное опять-таки Аристотелем) раз­деление теоретического и практического разума. " Теоретический ум не мыслит ничего относящегося к действию", — подчеркивал Арис­тотель. Если в психологическом плане разделение двух " разумов" (ориентированного на созерцание идей и на практическое овладение ситуациями) содержало рациональный момент, то в философском плане противопоставление теоретической и практической активно­сти расщепляло категорию действия в самом ее зародыше, разнося ее по различным разрядам бытия.

В последующие века телесные изменения поведения организма, " запуск" его в деятельное состояние относили либо на счет исходя­щей от субъекта силы воли, либо на счет аффектов как эмоциональ­ных потрясений. Очевидно, что ни один, ни другой способ объясне­ния не могли обогатить научное знание о действии. Ссылка на силу воли как перводвигатель отрезала путь к детерминистскому объясне­нию действия, к анализу способов его построения, имеющих объек­тивную динамику. Обращение к аффектам, эмоциям учитывало энер­гетический ресурс действия, но было бессильно пролить свет на от­крытую Аристотелем предметность действия.

Новая эпоха в трактовке проблемы связана с нововведениями Де­карта. Открытие им рефлекторной природы поведения повлекло за собой каузальную трехзвенную модель действия как целесообразной реакции организма на внешний раздражитель, позволяющей организ­му сохранить целостность. При всем несовершенстве представлений о конкретных деталях этой рефлекторной модели она утвердила за­висимость действия организма от объективных, самостоятельных по отношению к сознанию факторов — физических и физиологических, тем самым причинно обосновывая регуляцию поведения, которую все предшествующие концепции считали производной от произвольно действующих психических сил.

Декарт все эти силы как бы вынес за скобки своей схемы рефлек­торной реакции (ставшей прообразом различного вида непроизволь­ных движений) и локализовал их в иной, бытующий по ту сторону " ма­шины тела", непротяженной субстанции. При всей эклектичности это­го воззрения оно на три столетия стало центром, вокруг которого шли дискуссии о детерминации и регуляции действия как посредствующе­го звена между субъектом и объектом, организмом и средой, личностью и системой ценностей, сознанием и предметным миром.

С возникновением психологии как самостоятельной науки сразу же определились два радикально различных направления втрактовке действия как одного из непременных компонентов психической жиз­недеятельности человека. В теориях, считавших предметом психоло­гии сознание субъекта, действие рассматривалось как проявление его имманентной активности, источник которой заложен в нем самом и первичен по отношению к другим, внутрипсихическим явлениям. Этот взгляд объединял позиции лидеров двух главных направлений того периода — Вундта и Брентано. Вместе с тем концепция Брентано вносила существенно важный для разработки категории действия мо­мент, а именно идею его направленности на сосуществующий в пси­хологическом акте- предмет, без которого сам этот акт нереализуем. Здесь Брентано по существу возвращался к постулату, о котором уже шла речь и который впервые был утвержден Аристотелем, " что сам Брентано не отрицал", а именно — к идее предметности действия. Но само действие, как и его предмет, оказалось замкнутым в пределах внутреннего восприятия особого психического ряда. Наряду с этим направлением, которое отстаивало уникальность психического дей­ствия сравнительно с телесным, складывалось другое, определившее статус категории действия как телесно-психической. Это предпола­гало коренной пересмотр представлений и о теле, и о психике. Поня­тие о теле как физико-химической " машине" уступает место его по­ниманию как гибкого, способного к развитию и научению устройства. Понятие о психике не идентифицируется более с сознанием, данным во внутреннем опыте субъекта. Эти глубинные сдвиги позволили раз­работать категорию действия в качестве детерминанты процесса ре­шения биологически значимых для организма задач, в который во­влечена мышечная система.

Первые решающие шаги в этом направлении принадлежали Гель-мгольцу, Дарвину и Сеченову. Их вклад в формирование категории действия остается непреходящим. Вместе с тем в их трудах действие выступает как биологическая детерминанта, как фактор организации поведения у всех живых существ. В дальнейшем эта категория обога­щается благодаря включению ее в социальный контекст.

Действие сознания и действие организма

До середины прошлого столетия на всех конкретно-психологических концепциях лежа­ла печать дуализма. Наиболее отчетливо это

видится при обращении к категории действия. Реальное целостное действие при попытках его теоретически осмыслить расщеплялось на два лишенных внутренней связи разряда. Телесному, материальному действию, доступному объективному наблюдению, противополага­лось внутреннее, внетелесное действие, которое совершается в пре­делах сознания и потому доступно только для его носителя — субъек­та. С этим соединялось представление о непроизвольности и произ­вольности действий, причем непроизвольность трактовалась как на­вязываемая субъекту реактивность в противовес исходящей от субъ­екта активности, которая получает свое высшее и истинное выраже­ние в произвольных действиях сознания, способных спонтанно регу­лировать не только внутрипсихические процессы (например, памяти или мышления), но и работу организма.

Эта дуалистическая схема, первые наметки которой принадлежа­ли еще Августину, прочно утвердилась в Новое время благодаря три­умфу механистического естествознания, обосновывавшего возмож­ность строго причинного объяснения всего, что происходит с живым телом как своего рода машиной.

Уже говорилось выше о том воистину революционном сдвиге во всем строе представлений о жизнедеятельности организма, который произвело открытие Декартом рефлекторной природы поведения. Од­нако этот сдвиг, придавший мощный импульс всей последующей раз­работке знаний о поведении, имел своей оборотной стороной укреп­ление позиции тех, кто стремился локализовать источник психиче­ской активности во внепространственной и внетелесной, согласно их убеждению, сфере сознания.

Начало XIX века ознаменовалось крупными успехами нейрофи­зиологии, вторгшейся со своими экспериментальными методами в де­ятельность нервной системы. Однако это ничуть не поколебало авгу-стино-декартовский дуализм. Сама центральная нервная система была рассечена (притом не умозрительно, в плане теоретических представ­лений, а реально, с помощью анатомических инструментов) на два раздела — спинной мозг и головной мозг, работающие на различных началах.

Спинной мозг выступил в и иле автомата, который выстроен из реф­лекторных дуг. Что же касается головного мозга, то за ним сохраня­лась роль безразличного " седалища" произвольно действующих внут­ренних психических сил или процессов. Попытка " привязать" к боль­шим полушариям (и даже коре больших полушарий) психические

функции была предпринята френологией. Однако после блистатель­ных экспериментов Флуранса она была скомпрометирована. Как и в случае с открытием рефлекторной дуги (закон Белла—Мажанди), успе­хами экспериментальной науки воспользовались противники естест­веннонаучного объяснения жизненных функций. Они требовали, как писал один из них, русский философ П. Д. Юркевич, " остаться на пу­ти, намеченном Декартом". А это был путь дуализма телесного и ду­ховного, произвольного и непроизвольного, реактивного и активного. Вместе с тем в атмосфере, созданной стремительными успехами естественных наук, трудно было отстаивать версию об особой, ничем не обусловленной активности субъекта, который превратился в не­кое подобие спинозовской субстанции, являющейся причиной самой себя (" кауза суй" ). Ведь и Декарт, и Спиноза видели эту опасность сосредоточения всех психических действий " по ту сторону" реальных, земных связей человека с природой. Твердо отстаивая приоритет ра­зума, они (а также Лейбниц) искали промежуточное звено между цар­ством мысли и функционирующим по общим законам мироздания организмом. Вскоре Локк дал этому звену имя, с тех пор прославив­шее его в психологии. Он назвал его ассоциацией.

Ассоциация как посредующее звено

Обращение к ассоциации как закономерно возникающей связи психических элементов, которая, однажды сложившись, затем акту­ализируется " механически" (появление од­ного звена " цепочки" влечет за собой последующие), позволило при­дать изучению и объяснению того, что происходит в сознании, подо­бие независимости психических процессов от произвольно действу­ющего субъекта. Тем не менее именно субъекту предоставлялось " по­следнее слово", и он оставался (в образе бестелесной сущности) ис­точником и конечной причиной психической жизни.

Дальнейшее движение научно-психологической мысли шло в на­правлении все углубляющейся ориентации на то, чтобы придать фун­кционированию ассоциативного механизма независимость от актов сознания. Под различными углами зрения нарождалось понятие о бес­сознательной психике, об особых психических действиях, подчинен­ных законам ассоциации, однако не представленных в сознании, как это утверждалось на протяжении многих десятилетий.

 

Бессознательные психические действия

В итоге к середине XIX века сформировались три типа объяснения действий: а) самостоятельные, регулируемые представленным в со­знании внутренним образом и направляемые

волевым усилием; б) возникшие в силу ассоциативного сцепления из компонентов, заданных предшествующим опытом; в) непроизволь-

ные реакции организма, возникающие вне контроля сознания и обу­словленные не прежним опытом, а устройством нервной системы (к ним в первую очередь относятся рефлексы, которые интерпрети­ровались как физиологическая, а не психологическая категория).

Особый интерес с точки зрения последующей разработки катего­рии действия представлял второй тип, который определил общий об­лик нарождавшейся психологии как отдельной науки, справедливо названной ассоциативной. Следует, однако, обратить внимание на то, что первоначально это направление исходило из неотделимости по­нятия об ассоциации от понятия об осознании. Наиболее отчетливо это прослеживается по работам английских авторов, отказавшихся от попыток одного из родоначальников ассоцианизма Д. Гартли пред­ставить ассоциацию в качестве психического механизма, имеющего телесную основу.

Конечно, отсутствие реальных опытных сведений о физиологиче­ском механизме ассоциаций придавало схеме Гартли фантастический характер. Тем не менее истинным прозрением, подтвержденным успе­хами психофизиологии через полтора столетия, являлась версия Гарт­ли о том, что ассоциации возникают только при условии перехода сен­сорного образа (посредством вибраций мозгового вещества) в сферу деятельности мышц. Кстати, тем самым великий английский врач от­крыл роль незаметных микродвижений мышечного аппарата в про­цессах восприятия, памяти и даже мышления (в последнем случае, какой полагал, в ассоциативную цепь включается слово, за которым скрыта вибрация органов речи).

Весь этот процесс Гартли считал совершающимся объективно, ина­че говоря, независимо от сознания. Но другие представители ассоци­ативной психологии замкнули ассоциации в пределах сознания, пре­вратив их во внутрипсихические действия. Это сочеталось с отказом от включения ассоциаций в структуру реального действия и с тем, что они становились чисто механическим процессом соединения впечат­лений и их следов.

Таковой являлась весьма популярная в первой половине прошло­го века психическая доктрина Джеймса Милля, который, используя механические и силовые образы физического мира, представил по аналогии с ними и мир психических явлений, который отождествлял­ся с тем, что непосредственно дано сознанию. Последнее рисовалось построенным из идей, образующих комплексы, которые движутся по собственным орбитам.

Законам ассоциации приписывалось чисто феноменальное значе­ние. Они становились правилом появления в сознании сменяющих

друг друга в определенной последовательности феноменов, причем правилом, которое не имело никакого основания, кроме свойств са­мого сознания.

Важная, имевшая серьезные последствия для будущего психоло­гии попытка выйти за пределы сознания субъекта была предпринята Гербартом. За непознаваемой (именно так он считал) душой субъекта Гербарт оставлял только одну функцию — функцию порождения пред­ставлений. Однажды появившись, они начинают вытеснять друг дру­га из сознания, образуя так называемую апперцептивную массу.

Напомним, что понятие об апперцепции ввел Лейбниц. Он обра­тился к этому понятию, чтобы выделить в неисчислимой массе не­осознаваемых представлений (перцепций) именно те, которые бла­годаря вниманию и памяти начинают осознаваться. С тех пор аппер­цепция стала синонимом особой внутренней активности, " вмешатель­ство" которой определяет характер представленности субъекту тех или иных содержаний сознания.

Согласно Гербарту, " апперцептивная масса" — это запас представ­лений, сложившихся в индивидуальном опыте субъекта. Они силой удерживают в сознании данный психический элемент. Облекая свое учение о " статике и динамике представлений" в строгие математиче­ские формулы, Гербарт надеялся открыть закономерности, которым подчинена внутренняя психическая активность. Он исходил из того, что представления сами по себе являются силовыми величинами. Спонтанная активность тем самым устранялась из сознания в целом, но переходила в каждый из его элементов, образующий за порогом сознания насыщенную внутренней энергией область бессознательной психики. Гербарт полагал, будто благодаря этому удается внедрить в психологию " нечто похожее на изыскания естественных наук". Из­мерению подлежат, по его проекту, такие признаки представлений, как их интенсивность, тормозящий эффект, который они оказывают друг на друга, стремление к самосохранению и т. д. Все это происхо­дит на уровне неосознаваемой субъектом психической динамики.

Картина скрытой за порогом сознания бурной психической актив­ности оказала влияние на последующую психологию, в частности, по мнению многих историков, на Фрейда. Во всяком случае, перенос объ­яснения внутренних процессов с уровня сознания как области, от­крытой самонаблюдению субъекта, на область неосознаваемой пси­хики, где и разыгрываются основные действия этого субъекта, отра­жал новый поворот в их объяснении. Движущим началом этого пово­рота стали процессы, происходящие под эгидой не психологии, а фи­зиологии, прежде всего физиологии органов чувств.

Мышцы как орган познавательного действия

Ее первые успехи определялись установлением прямой зависимости сенсорных элементов сознания от нервного субстрата. Открытие " специфи­ческой энергии" нервной ткани Гельмгольц — один из основоположников психофизиологии органов чувств — счи­тал не уступающим по своей значимости для науки закону Ньютона. Но наряду с установлением факта производности ощущений от устройства органа, его структурных характеристик в исследованиях по физиологии рецепторов выявилась еще одна зависимость, долгое время остававшаяся в тени, но в дальнейшем радикально изменив­шая трактовку категории действия.

Это было связано с установкой на экспериментальный анализ не только начального звена в процессе взаимодействия организма с внешним раздражителем, но и завершающего звена этого процесса, а именно — мышечной реакции. Именно этот эффект побудил иссле­дователей выйти за пределы актов и элементов сознания к реальному действию организма в окружающем его пространстве. Вопреки при­обретшему большую популярность воззрению Канта об априорности (до-опытного и вне-опытного характера) восприятия пространства в психофизиологии возникают концепции, согласно которым это вос­приятие вырабатывается постепенно благодаря связи между продук­тами деятельности органов чувств (сенсорными образами) и двига­тельными реакциями. Сетчатая оболочка глаза сама по себе неспо­собна ощущать пространственную смежность и раздельность точек в воспринимаемом образе. Эту способность она приобретает благода­ря тому, что при освещении различных пунктов меняется характер движения глазных мышц (" двигательных придатков" органа чувств). В результате каждый пункт сетчатки все прочнее ассоциируется с определенным мышечным сигналом. Двигательная " развертка" со­здает схему для построения посредством " воспитанной мышцей" сет­чатки пространственного образа объекта.

Эти исследования, проведенные физиологами - учеными, ориен­тировавшимися на принципы и методы естественных наук, сущест­венно влияли на преобразование общего стиля психологического мышления, обогащая его категориальный аппарат и прежде всего ка­тегорию действия. Преодолевалось, как мы видели, расщепление по­нятия о действии на внутреннее (исходящие от субъекта, трактуемого в качестве последней причинной инстанции) и внешнее (производ­ное в силу своей пассивности от физических воздействий). Действие во все большей степени приобретало характер целостного сенсомо-торного акта.

При этом следует особое внимание обратить на два момента.

Прежде всего, деятельность мышцы могла войти в этот целостный акт только потому, что она приобретала значение не чисто моторной, мышечной реакции, но и выполняющей познавательную работу. Это имело, естественно, свои предпосылки в самом устройстве органа, на­деленного " сенсорами" — чувствительными нервами, которые способ­ны различать сигналы, информирующие об эффекте действия. Из этого в свою очередь следовал важнейший для понимания динамики цело­стного сенсомоторного акта вывод о своеобразии его регуляции, ко­торая впоследствии была обозначена термином " обратная связь". Именно в сфере изучения психомоторных действий зародилось это по­нятие, ставшее фундаментальным в теориях саморегуляции поведе­ния. Механизм саморегуляции работал в режиме, предполагающем, что активность психофизиологической структуры действия реализу­ется объективно, безотносительно к импульсам, " излучаемым" акта­ми сознания. Тем самым снималось расщепление различных типов действия на три разряда: а) чисто сознательные, б) бессознательные (непроизвольные) и в) чисто рефлекторные, не имеющие отношения к психике, поскольку исчерпывающе объяснимы " связью нервов".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.