Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 13 страница



Интроспективная трактовка образа

Между тем исторически назревшая потребность отграничить предмет психологии от предметов других дисциплин получила отражение в тех на­учных программах, которые приняли за ее уни­кальную область феномены или акты сознания, какими они открыты только субъекту, способному их созерцать, а также представить о них свой самоотчет. На этой предпосылке базировалась новая дисциплина.

Расщепить " материю" сознания на " атомы" в виде простейших психических образов, из которых она строится, — таков был исход­ный план Вундта, автора первой версии экспериментальной психо­логии. Брентано отверг схему и план Вундта, сохранив верность по­стулату о том, что у психологии нет никакой иной области исследо­вания, кроме сознания. Но последнее состоит из внутренних актов субъекта, одним из которых является сосуществующий в этом акте предмет. Не восприятие, а воспринимание, не представление, а пред-ставливание — вот что должно занимать психологию во внутреннем опыте. Иначе говоря — акты сознания, его действия или функции, а не элементы.

В этой концепции своеобразно преломилось уже состоявшееся в психофизиологии открытие сопряженности образа с действием, при­том также и умственным действием (сравните концепцию " бессозна­тельных умозаключений" Гельмгольца, соединенную Сеченовым со взглядом на мышцу как орган предметного мышления). Но психофи­зиологи объясняли эту сопряженность сенсомоторным механизмом, скрытым от сознания. Брентано же и его многочисленные последо­ватели утвердили ее в пределах сознания, впрочем отличая свое по­нимание сознания от " непосредственного опыта" в том толковании, которое придала ему вундтовская школа.

Структурной интерпретации психического образа была противо­поставлена функциональная. Но истинная функция образа обнажа­ется не иначе как при обращении к реальному предметному действию, которое строится исходя из диктуемого психическим образом " диаг­ноза" о состоянии внешней среды. В теории же Брентано вся психи­ческая активность замыкалась в кругу внутреннего мира субъекта.

Вместе с тем, отвергая вундтовскую версию о структуре сознания как чувственной ткани, нити которой призван разъять эксперимент, Брентано считал необходимым подвергнуть опытному изучению, вслед за сенсорикой, процессы мышления.

Как уже говорилось, первым наметил такую перспективу ближай­ший ученик Вундта О. Кюльпе. По его плану группа молодых психо­логов из Вюрцбургского университета, сплоченная новой исследова­тельской программой, занялась экспериментальным анализом того, как субъект выполняет задания, требующие работы мысли. Методи­ка исследования включала изощренное самонаблюдение (интроспек­цию), призванное проследить шаг за шагом, что же происходит в со­знании в процессе решения. Оказалось, что чувственная ткань (обра­зы) не играют сколько-нибудь значимой роли. Испытуемые фикси­ровали некие состояния, которые можно было просто назвать мыс­лями как таковыми, лишенными сенсорной " примеси".

К сходным выводам и независимо от " кюльпевцев" пришли дру­гие психологи - француз А. Бине, американец Р. Вудвортс.

Свободные от сенсорных компонентов мысли напоминали сверх­чувственные идеи Платона. Сознание, в котором самая изощренная и натренированная интроспекция была бессильна узреть нечто чув­ственно " осязаемое", становилось призрачной " материей". Действи­тельный смысл этих исканий запечатлело их столкновение с особой психической реальностью, а именно — умственным образом предме­та. Конечно, не единичного.

Следует в этой связи подчеркнуть, что во всех случаях, когда гово­рится об образе, необходимо соединить этот термин с картиной пред­метного мира, из которой отдельный штрих (в виде изолированного объекта) может быть выделен только в целях научно ориентированной абстракции. (Например, в условиях лабораторного эксперимента. )

Целостность образа

Умственные образы издавна обозначались непсихологическими терминами — такими, как понятие (в логике), значение слова (в филологии) и т. д. В качестве компонента психической реальности они стали выделяться благодаря тому, что в системе психологическо­го мышления утвердился вывод об их несводимости к чувственным образам, об их особой представленности в сознании, их неидентич­ности тому, как осознается его — сознания — сенсорная ткань. Тем не менее умственные образы являются важнейшим компонентом всего строя психической жизни и тем самым системы научно-психологи­ческого знания, а не только логической или филологической систе­мы. Что же касается их особого, несводимого к другим представитель­ства в этом строе, то именно оно определило их роль в дальнейшем развитии психологической категории образа. На сей раз — умствен­ного образа, который совместно с чувственным создает один из це­лостных блоков категориального аппарата психологической науки.

Важный вклад в его разработку внесла гештальттеория. Она фор­мировалась в противовес обоим направлениям психологии созна­ния — как структурализму, так и функционализму. Структурализм ори­ентировался, следуя стратегии физики или химии, на поиск элемен­тов — " атомов" психики, функционализм — на изучение функций, по­добных биологическим.

Образ мысли гештальтистов складывается под впечатлением но­вых направлений за пределами психологии. Не идеалы механики и не эволюционная биология, а революционные события в физике вдох­новили их на изобретение своего плана реформы психологии.

Открытие рентгеновских лучей и радиоактивности, открытие Планком (у которого учился один из лидеров гештальтизма В. Келер)

квантадействия, теория относительности и нараставший удельный вес категории физического поля повлияли на умы группы психологов, де­визом которых стал термин " гештальт" (особая организованная цело­стность). Его прообразом служило физическое понятие о поле.

Смысл любой теоретической конструкции выявляет не только то, что она утверждает, но и то, что она отвергает. Гештальтизм отверг " атомизм" структурной школы, ее версию о первоэлементах созна­ния. Функционализм же был отвергнут гештальттеорией по причине трактовки им психических функций как действий или процессов, со­вершаемых " Я" ради заранее поставленной цели. Вместе с тем, от­вергнув теории сознания, гештальтизм выступил также против бихе­виористской теории поведения, которая требовала изгнать из психо­логии само понятие о сознании как загадочном агенте, изнутри пра­вящем телесными реакциями организма.

Просчеты этих направлений были предопределены тем категори­альным аппаратом, посредством которого они " высвечивали" пси­хическую реальность, и прежде всего слабостью категории образа. У структуралистов она сводилась к элементам, для воссоединения ко­торых они апеллировали либо к ассоциациям, либо к загадочной внут­ренней силе —апперцепции. У функционалистов ощущения, воспри­ятия, представления объяснялись не столько причинными фактора­ми (в виде внешних влияний на органы чувств), сколько целями, за­данными сознанием субъекта. Это придавало функционалистским концепциям телеологический характер. Но разве научное знание вправе приписывать объективным процессам (например, излучению) направленность на цель?

Что же касается бихевиоризма, то он под гипнозом древней вер­сии о сознании перечеркнул само понятие о сознании как регуляторе поведения.

В понятии гештальта светила перспектива вывести психологиче­скую науку на новый путь. Гештальт — это целостность, которая опре­деляет происходящее с ее компонентами. Первичны целостные вос­приятия, а не отдельные ощущения, свойства которых этими целост-ностями и определяются.

Гештальт изменяется по собственным, имманентным ему законам, не нуждаясь в направляющей его извне цели. Гештальт организует по­ведение организма, которое без него оборачивается серией слепых ре­акций, случайных проб и ошибок. Во всех случаях за термином " геш­тальт" стояла категория психического образа. В ее обогащении - глав­ная историческая миссия, достойно исполненная гештальтизмом.

Стремясь покончить с довлевшей над психологией верой в то, что ее суверенность можно отстоять только в противовес более " твердым"

наукам (физике, химии, биологии), гештальтисты придали глобаль­ный характер воплощенному в гештальте принципу системной орга­низации. " Гештальтированы" все объекты. Субстрат психики - си­стема мозга в такой же степени, как и коррелирующая с ней система сознания. Отношение же между веществом мозга и психическим ми­ром следует мыслить не по типу механического взаимодействия меж­ду ними, но по типу изоморфизма (соответствия одной структуры дру­гой подобно тому, как топографическая карта соответствует в основ­ных элементах отображенной на ней местности).

Не порождаясь материальными структурами, а лишь соответствуя им, психические образы выступали как причина самих себя. Гешталь­тизм изменял стиль психологического мышления, утверждал в нем системную ориентацию, что позволило существенно обогатить эмпи­рическую основу представлений о сознании и его образном строе. Особым ответвлением этой научной школы стали работы К. Левина и его учеников, центрированные на проблеме мотивации поведения, о чем будет сказано в связи с рассмотрением категории мотива.

Резонанс гештальтистских идей зазвучал в других исследователь­ских направлениях, в частности в необихевиоризме Толмена, пред­ложившего считать регулятором поведения крыс в лабиринте " ког­нитивную карту", что внесло в классический бихевиоризм категорию психического образа.

Возможно, что введение И. П. Павловым в учение о высшей нервной деятельности понятия о динамическом стереотипе также от­разило потребность в преодолении " атомизма", который гештальти­сты инкриминировали этому учению.

Категория образа (стоявшая за неологизмом " гештальт" ) охваты­вала все уровни когнитивной организации психики - как сенсорный (чувственно-образный), так и интеллектуальный. Само понятие об интеллекте было изменено после классических опытов Келера над че­ловекообразными обезьянами, справлявшимися с новыми задачами, для решения которых недостаточно было прежних навыков (услов­ных рефлексов). Келер объяснил наблюдаемое поведение, оперируя представлением о сенсорном поле и его реорганизации в случае ре­шения.

Другой лидер гештальтизма М. Вертгеймер перешел от животного интеллекта к человеческому. Притом интеллекту высшего, какой толь­ко может быть, уровня, поскольку одним из его испытуемых был А. Эйнштейн.

В работах, посвященных этой высшей форме мышления (Вертгей­мер назвал его продуктивным), в качестве объяснительных принци­пов использовались все те же понятия " реорганизация", " центриров-

ка", " группирование", которые считались всеобщими для способов построения и преобразования гештальта. Но именнотакой подход об­нажал слабость гештальтистской схемы, считавшейся пригодной для всех случаев жизни, в том числе и жизни психической, обретающей различные формы на различных уровнях развития.

Отсутствие историзма и ориентация нате феномены, которые дей­ствительны для ситуаций " здесь и теперь", препятствовали разработ­ке категории психического образа в его лонгитюдной динамике, в раз­личных генетических срезах. Между тем прошлое и будущее психи­ческого образа органично представлено в его " работе" в качестве де­терминанты актуального поведения.

Это слабое звено гештальтизма сказалось в игнорировании того, что в " ткани" образа имеются различные уровни организации. Кате­гориальное знание о них запечатлено в разграничении чувственного и умственного образов. Умственный образ отличается в качестве пси­хической реалии своей когнитивно-коммуникативной природой. Он возникает в человеческом социуме, решая задачи, инспирированные деятельностью по освоению предметного мира.

Умственный образ и слово

Значение живет собственной жизнью в независимой от отдельных субъектов " матрице" языка. Но становясь их " собственностью", оно оборачивается психическим образом особого порядка. Этот — те­перь уже умственный — образ столь не неотчуждаем от ткани созна­ния, как и чувственный. Здесь он работает нераздельно с другими ком­понентами этой ткани. И лишь в интересах категориального анализа его внутренняя интимная сочетанность с ними выносится за скобки с тем, чтобы поставить диагноз, касающийся его собственной приро­ды. Но именно эта же цель вынуждает, раскрывая скобки, обернуться на контекст, где просвечивает его изначальная включенность в си­стему взаимосвязей с действием, мотивом, отношением, пережива­нием.

Вместе с тем его психическая " плоть" кровно сомкнута с языком. Умственный образ рождается на переходе от природы к культуре в чре­ве этой культуры. Среди производящих его факторов решающая роль принадлежит знаковым системам. Важнейшая из них —язык. Его ком­поненты слова (как знаки - носители значений) служат орудиями пре­образований чувственных образов в умственные, определяя их пси­хическую ипостась.

Общий постулат о зависимости мысли (как эквивалента умствен­ного образа, но не только его) от слова веками принимался множест­вом философско-психологических теорий. С возникновением пси­хологии в качестве самостоятельной науки вопрос о роли языка как

" органа, формирующего мысль" (формула В. Гумбольдта), стимули­ровал несколько направлений поисков решений, открытых для кон­кретно-эмпирического изучения этой роли. Сначала в Германии у группы приверженцев психологии Гербарта (Штейталь, Лацарус), а затем в России, где сложилось новаторское направление, созданное А. А. Потебней. В богатстве оставленных этим великим филологом идей выделю две, особо значимые, по моему мнению, для психоло­гии: понятие об апперцепции, связанной со словом, и о внутренней форме слова.

Термин " апперцепция" со времен Лейбница широко применялся в философско-психологической лексике в смысле зависимости вос­принимаемого (перцепции) объекта от былого опыта индивида (памяти), его направленности на этот объект (внимания) и других при­соединяемых к восприятию психических влияний. Во всех случаях как сами эти влияния, так и воспринимаемый под их действием образ представлялись феноменами бессловесного сознания. У Потебни в качестве могущественного фактора апперцепции выступило слово как элемент народной мысли.

Тем самым орган этой мысли — язык выступил в роли главной при­змы видения мира, каким он, явлен индивиду с момента овладения речью. Очевидно, что тем самым сразу же утверждалась изначальная социальность сознания. " Внутренняя жизнь, - писал Потебня, - име­ет для человека непосредственную цену, но осознается и уясняется только исподволь и посредственно", что означало соединение соци­альности с историзмом. Он видел в языке не сотворенный, а непре­рывно творимый народом орган. Из этого следовало, что индивиду­альное сознание контролируется (благодаря апперцепции в слове) определенным уровнем развития опыта народа, его ментальностью. Отсюда и бескомпромиссная критика Потебней, опиравшимся на факты исторического развития языка, априоризма, прежде всего столь популярной в его времени версии о врожденности категорий про­странства и времени.

В дальнейшем ученики и последователи потебнианской трактов­ки внутренней формы слова (в частности, Д. Н. Овсянико-Куликов-ский, ранний Л. С. Выготский и др. ) полагали, что под этой формой (в отличие от внешней, грамматической) следует понимать образный этимон слова (его этимологическое значение, например " щит" в слове " защита" ). Этот этимон забывается, стирается, и тогда взамен триа­ды (звук — внутренняя форма — значение, которое идентично поня­тию) остается диада (звук — обозначенный объект). Тем самым внут­ренняя форма выступала в качестве элемента изобразительного ряда, соединяя языковой знак с прямым восприятием его денотата.

На первых порах в работах Потебни внутренняя форма представля­лась прототипом чувственного образа. Однако в дальнейшем она вы­ступила как особый образ (который мы вправе назвать умственным, поскольку он сохранял инвариантность безотносительно к чувствен­ной " иллюстративности" различаемого знаком значения). Народность в смысле представленности в значении слова умственного склада на­рода (" единого философа, единого мыслителя" ) и историзм - таковы признаки, которыми Потебня обогатил трактовку психологической ка­тегории образа.

Новую главу в историю концепций, объясняющих родство отно­шений между языком и мыслью, вписали школа Пиаже — на Западе и школа Выготского - в России. Обе школы прославились укоренен­ными в эмпирии теоретическими концепциями развития психики в онтогенезе на материале речевого общения между детьми. С различ­ных позиций они доказали стадиальность преобразований умствен­ного образа в сложной динамике переходов от уровня, на котором до­минирует сенсорная основа интеллектуальной активности, к логиче­ским операциям, посредством которых состав и строй этой активно­сти определяют понятия.

Оба психолога, как сказано, операционализировали свои теоре­тические гипотезы на материале решения ребенком интеллектуаль­ных задач. В научном сообществе и за его пределами широкую изве­стность им принесли результаты, воссоздающие своеобразие поведе­ния и общения ребенка. Однако для них самих их исследования, по­дарившие психологии эти результаты, имели особый мотивационный смысл, уводивший далеко за пределы детской психологии к темам, родственным теоретической психологии. Научный механизм, от устройства и работы которого зависят успех и неуспех, возможности и границы познания, был очень давним объектом философской реф­лексии. Но это направление поиска являлось умозрительным. Выгот­скому же и Пиаже требовалась опора на реалии, открытые для эмпи­рического и даже экспериментального анализа. Иначе говоря, они ис­пытывали потребность в рефлексии о научном познании, обеспечен­ной средствами не умозрительной философии, а самой науки. Что ка­сается Выготского, то его интеллектуальная биография побудила вы­делить применительно к кризису психологии проблему языка науки. Обращу внимание на то, что именно его выдающийся трактат об этом кризисе, где детально освещались природа и роль слова в научно-те­оретическом познании, предшествовал ставшей в дальнейшем зна­менитой книге " Мышление и речь". Сохранились свидетельства, что книга Потебни " Мысль и язык" была первой среди познакомивших Выготского с психологией. Не своего ли великого предшественника он имел в виду, детально развивая тезис о том, " что слово как солнце в капле малой воды, целиком отражает процессы и тенденции в раз­витии науки" и " отсюда мы получаем более высокое представление о характере научного знания"?

Прежде чем сделать своим объектом мышление и речь ребенка, Вы­готский рассмотрел плоды умственной деятельности людей в ее выс­шем выражении, каковым является построение посредством слова на­учного понятия.

Выясненное на макроуровне ведет к объяснению развития поня­тий у детей. В ребенке он увидал маленького исследователя, исполь­зующего, подобно взрослому, слова как орудие освоения мира и по­строения его внутреннего образа. Сходным, хотя и ведущим в другом направлении, был проект Пиаже.

" На протяжении 60 лет (1920—1980) он изучал психологию разви­тия ребенка не для того, чтобы снабдить родителей схемами руковод­ства его образованием или контроля за ним, а чтобы овладеть меха­низмом построения знания" [60].

Основной постулат заключался в версии, согласно которой меха­низм перехода детей от наивных знаний о феноменах природы к выс­шему уровню их объяснения — это тот механизм, который обеспечи­вает научный прогресс. За исходное принималось понятие о схемах, организм же либо накладывает схемы, которыми он располагает, на объекты (ассимиляция), либо приспосабливает к ним свои схемы (ак­комодация).

Развитие усматривалось в реорганизации этих схем. О ней исследо­ватель судил по детским высказываниям, тысячи и тысячи которых он собрал посредством метода клинической беседы. В дальнейшем Пиа­же сосредоточился на анализе довербальных схем, в которых представ­лен уровень сенсомоторного интеллекта. Тончайший исследователь, ориентированный на натуралистический стиль мышления, Пиаже не мог не вовлечь в круг своих интересов наряду со схемами интеллекта детскую речь. Общение между детьми, ихдиалоги и в особенности спо­ры между собой выделялись как фактор децентрации (преодоления эго­центризма как прикованности индивида к собственной познаватель­ной позиции и неспособности понять того, что ей противоречит или с ней несовместимо). Именно этот фактор, предполагающий речевое об­щение, побуждает субъекта изменить свои представления, обеспечи­вая тем самым когнитивное (и нравственное) развитие.

Однако феномен общения сводился к социализации личности. Роль его смысловых (семантических) параметров, преобразование которых определяет уровни интеллектуального развития, из " повестки дня" изучения этого развития выпадало. Поэтому рассматриваемые в категориальном контексте понятия об общении, сотрудничестве, со­циализации исчерпывались категорией отношения. Применительно же к категории образа его психическое развитие (обеспечиваемое включенностью субъекта в систему языка) в новаторской теоретиче­ской концепции Пиаже во внимание не принималось.

Но именно язык как исторически изменчивый орган своими об­щенародными структурами изначально обеспечивает активное фор­мирование индивидуального сознания. Тем самым и ключевая про­блема стадий развития этого сознания, в которой никому в психоло­гии не удалось столь продуктивно продвинуться, как Пиаже и Выгот­скому, неотвратимо побудит того, кто отважится выйти на путь, ко­торый они стали прокладывать, подойти к умственному образу как к неотчуждаемой от субъекта психической реальности, созидаемой в коллизиях оперирования системой языка.

" Сердцем" коллизий, как доказал М. М. Бахтин, выступает диа­лог. Образ мысли, строящей умственный образ, изначально диалоги­чен не в общении как обмене знаками, а благодаря задаваемой язы­ком семантике. Поэтому и проблема стадий умственного развития тре­бует адекватных внутренней форме слова разработок.

Любое высказывание возникает и строится с учетом познаватель­ной позиции других, которая зримо или незримо воздействует на его смысловую ткань.

В традиции, заданной русской мыслью, принцип диалогизма обо­гатился важными признаками в работах Потебни, Выготского, Бах­тина, Ухтомского. Эти признаки: а) народность, требующая выйти к системе смыслов и ценностей, присущих не социуму " вообще", а дан­ному народу с его неповторимой судьбой; б) культура как отличная от природы по началам и законам своего бытия духовная сфера; в) историзм, для которого служащий средством общения язык не за­стывшая знаковая структура, но непрерывно творимый народом ор­ган; г) личность. Ухтомский предложил обозначить общение словом " собеседование" с тем, чтобы выделить в качестве его решающего при­знака " доминанту на лицо другого". Это означало нечто принципиаль­но иное, чем децентрация, благодаря которой индивид адаптируется к социальному окружению (Пиаже). Имелось в виду раскрытие в про­цессе общения — и только благодаря ему — уникальности одним из его участников другой личности, ее неповторимого духовного облика, ее единственности во всем великом многообразии человеческих лиц.

Тем самым идеями русских мыслителей были намечены особые контуры разработки категории умственного образа как важнейшего

компонента психической жизни, изначально соотнесенного не толь­ко с воспроизводимыми в нем внешними объектами (как это обычно акцентировалось в контексте теории отражения).

Образ и информация

В середине XX столетия развитие категории образа (как и других психологических категорий) испытало влияние тех общих сдвигов в мировой цивилиза­ции, которые связаны с мощным научно-техниче­ским направлением, созданным кибернетикой и разработкой инфор­мационных систем. Структурной единицей информации является сиг­нал. Будучи воплощен в физическом " теле" своего носителя, он в то же время может служить моделью объекта — источника.

В кибернетике сигнальные отношения были отчленены и от энер­гетических, физико-химических превращений, и от феноменов со­знания. Подобно первым, они существуют объективно, подобно вто­рым — воспроизводят внешний источник, являются его моделью. Тем самым непостижимый, с точки зрения всех, кто считал чувственный (или умственный) образ лишь бесплотной сущностью, вопрос о том, как эта сущность может приводить в действие телесный механизм и непрерывно им управлять, получал новое решение. Притом решение не умозрительное, а наглядно демонстрируемое на электронных вы­числительных машинах. Не энергия выступала в качестве фактора управления и не феномены сознания субъекта, а информация.

Нераздельность управления и информации побудила Н. Винера трактовать теорию управления " в человеческой, животной или меха­нической технике" [61] как часть теории информации.

Будучи математической дисциплиной, теория информации абстра­гируется от содержания сообщений и их значения для субъекта. Она определяет количество, и только количество, информации, содержа­щейся в сигнале. Теория информации сложилась в связи с запросами техники связи. Благодаря же своему формализованному аппарату, по­зволяющему измерять, сколько альтернативных сообщений (в битах информации) способен передать в единицу времени любой канал свя­зи в любой информационной системе, она была принята на вооруже­ние не только инженерами, но и психологами. Этого не произошло бы, если бы традиционные психологические объекты не содержали информационного аспекта, новые перспективы количественного ана­лиза которого и открыла теория информации.

Схема опытов по определению времени реакции, например, пре­дусматривала, что субъект, прежде чем произвести реакцию (двига­тельную или речевую), опознает, различает, выбирает раздражитель.

С усложнением задачи возрастает время реакции. Сходным образом в опытах по определению объема внимания выяснялось, сколько объ­ектов (букв, рисунков, фигур) может " схватить" испытуемый в еди­ницу времени, в опытах по изучению процессов памяти — какова дли­на списка слов (или слогов), запечатлеваемых без повторения, и т. д. Во всех подобных случаях психологи, не пользуясь термином " инфор­мация", по существу исследовали информационные процессы. Это не значит, что проникновение теории информации в психологию ока­залось всего лишь терминологическим новшеством. Если прежде (при изучении времени реакции, объема внимания, памяти и т. д. ) изме­рялось количество раздражителей (вспышек света, изображений, букв и др. ), то теперь измерению подлежало количество информации, со­держащейся в сигнале. Когда испытуемый видит, например, букву " а", то она для него не один объект (как представлялось раньше), а сиг­нал, в котором заключено определенное количество информации. Пытаясь определить это количество, психологи столкнулись с огром­ными трудностями. И тем не менее решающий шаг в сторону пере­смотра традиционного взгляда на раздражитель был совершен.

Использование теоретико-информационных понятий и формул не следует отождествлять, как мы дальше отметим, с информационным подходом в целом. Количество информации — не единственная ее ха­рактеристика. Вместе с тем влияние теории информации на психоло­гические исследования не ограничивалось попытками внедрения но­вых измерительных процедур. Значительно более существенными, хо­тя и неприметными, явились категориальные сдвиги. Они затрагива­ли прежде всего категорию образа, обогащенную благодаря инфор­мационной трактовке новым содержанием. С теорией информации укрепились представления о том, что образ строится в объективной системе отношений между источником информации и ее носителем, иначе говоря, независимо от самонаблюдения субъекта.

Поскольку информационные процессы носят вероятностный ха­рактер и служат фактором управления, переход к информационной трактовке образа побудил включить в его характеристику в качестве непременных два момента: а) его роль в регуляции двигательных ак­тов; б) его прогностическую функцию, предполагающую отнесенность не только к прошлому (образы памяти) и настоящему (образы вос­приятия), но и к будущему. Очевидно, что обе функции, как управле­ния действием, так и вероятностного прогноза, реализуются " авто­матически", независимо от способности индивида к самоотчету об образном содержании своего сознания.

С точки зрения теории информации невозможно рассматривать образ как " элемент", " феномен", " структуру" или " процесс" сознания, если представлять последнее в виде " внутреннего пространства", обозреваемого субъектом. Теория информации тем самым сделала еще более острой необходимость объективного подхода к внутренним пси­хическим явлениям, подхода, который как интроспекционисты, так и " классические" бихевиористы считали недостижимым в принци­пе. Потребность в том, чтобы исследовать внутренние психические явления с такой же степенью объективности, с какой анализируются внешние телесные реакции, зародилась в психологии задолго до ки­бернетики и теории информации. Мы знаем также о суррогатах, по­средством которых стремились удовлетворить эту потребность нео-бихевиористы, попытавшиеся заполнить " пробел" между объектив­но наблюдаемыми стимулами и реакциями умозрительными " гипо­тетическими конструктами" (" промежуточными переменными" ).

Развитие кибернетики показало, что получить на " выходе" систе­мы эффекты, сходные с эффектами интеллектуальных операций жи­вого человеческого мозга, можно лишь тогда, когда в " пространстве", где необихевиористы локализовали " промежуточные переменные", развертываются реальные информационные процессы. С введением этих процессов регуляция исполнительных эффектов ставилась в зависимость от представленное™ в системе организма определенных параметров тех объектов и ситуаций, в приспособлении к которым состоит весь смысл поведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.