Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 10 страница



Значение, имеющее свое независимое от индивидуального созна­ния бытие, несет знание, которое укореняется в индивидуальном со-

знании в виде особой реалии, приобретающей категориальную ипо­стась психического образа.

Притязания когнитивизма на революционный переворот в психо­логии, который будто бы впервые превратит ее в точную объектив­ную науку о внутренних " ментальных" процессах, устраненных из нее бихевиоризмом, оказались столь же эфемерными, как и прежние дек­ларации бихевиоризма.

Замысел, касающийся целостности картины поведения, интегри­рующей на основе информационного подхода работу познавательной системы человека, компьютера и головного мозга, также реализовать не удалось.

Уроки, преподанные появлением и развитием неокогнитивизма (именно так по справедливости следовало бы назвать модное амери­канское направление, поскольку задолго до него закономерности те­чения когнитивных процессов изучались во многих русских и запад­ноевропейских психологических школах), вновь говорят о валидно-сти принципа историзма в теоретико-психологическом анализе.

С одной стороны, когнитивизм был симптомом прогресса: возрос­ли богатства психологического познания как в плане проблем, ждав­ших обращения к ним, так и в-плане его методических перспектив. С другой стороны, его понятия могли успешно наращивать свой эври­стический потенциал в пределах категориального строя психологи­ческой науки, творимого ее историей.

Перед нами прошла серия возникавших на научном горизонте в течение трех столетий различных теоретических воззрений на факто­ры, от которых зависит приобретение живыми существами новых дей­ствий, механизм которых не был изначально от природы встроен в их организм. В дальнейшем эти действия вошли в разряд тех форм об­щения организма со средой, которые объединил термин " поведение".

Теории опирались на наглядные факты наблюдений за поведением животных, а затем и экспериментов над ним. Конечно, не в смене живых объектов (будь то куропатка у Декарта, лягушка у Сеченова, собака у Павлова, крыса у бихевиористов), а в смене теоретических принципов моделирования механизма их реакций прописана судьба научных идей. Речь шла о причинном объяснении факторов, под дей­ствием которых происходит изменение " амуниции" организма, впос­ледствии названное научением. Во всех случаях теории соотносили свои постулаты и понятия с реальным поведением и утверждались в научном сообществе, когда им удавалось его убедить в том, что они более достоверно трактуют показания опыта.

Возникает, однако, вопрос о причинах, порождающих сами эти те­ории и их эмпирическую " ткань".

Рождение и гибель теорий должны быть осмыслены теоретически. Для этого необходимо выйти за пределы теории, заговорить о ней не на языке изучаемого ею предмета (например, механизма условного рефлекса или отношения " стимул-реакция" ), а на совершенно дру­гом языке, имеющем особое содержание, отличное от предметного.

Другой язык, о котором идет речь (назовем его условно категори­альным), призван изложить данную теорию в терминах, проливаю­щих свет на характер освоения проблемного поля науки посредством объяснительных принципов и категориального аппарата мысли. Нельзя диагностировать роль конкретных ученых (школ, направле­ний) в развитии познания, замкнувшись в кругу ими созданного. Ис­тинная цена их наследства определяется не иначе как по отношению к прошлому (степень новизны) и по отношению к будущему (способ­ность их идей снабдить своей энергией грядущие прорывы в дебри непознанного).

Уже это говорит, что любой оценочный образ научных результатов строится в системе исторических координат. Весомость этих резуль­татов неравновелика. Она определяется объективным ходом эволю­ции познания и наиболее значима на его поворотных пунктах. Об из­менении предметного содержания науки мы узнаем с различной сте­пенью достоверности из ее архива. В нем находим свидетельства о " де­лах и днях" ее людей, об их открытиях и заблуждениях, взрывах твор­чества и проблемах. Об этом оповещает летопись истории науки.

Исторический вектор

Когда эта летопись читается, исходя из задач теоретико-психологического анализа, внимание привлекают записи, позволяющие воссоздать смену внутренних форм, по контуру которых структури­руется великое множество конкретных событий науки (как теорети­ческих, так и эмпирических). Именно поэтому из потока этих собы­тий анализ извлекает те, что сопряжены с рождением и развитием этих форм, а также их переходами от одних к другим.

Теоретико-психологический анализ выделяет в " республике уче­ных" ее ключевые фигуры, имена которых обретают знаковый харак­тер по отношению к инфраструктуре психологического познания. Та­ковы в пунктирно меченной нами линии эволюции категории дей­ствия имена Декарта, Сеченова, Бехтерева, Павлова, Торндайка, Уот-сона, Толмена, Халла, Бернштейна и др.

Каждый из них был человеком своей эпохи с ее социальными кол­лизиями, преломившимися также в направленности и содержании их теоретических воззрений.

Эти воззрения в свою очередь изменялись, отражая как процессы, происходившие в обществе, так и динамику творческих исканий лич-

ности. Но для теоретико-психологического анализа доминирующим во всем многообразии факторов, влияющих на ситуацию в научном сообществе, является тот исторический вектор, который представлен в категориальной логике познания.

Так, если вновь вернуться к Декарту, который умозрительно пред­ставил то, что в дальнейшем обрело прочную эмпирическую " плоть", революционный характер его схемы определялся тем, что было опро­вергнуто веками господствовавшее убеждение, согласно которому жи­вое тело может двигаться и изменять характер своих движений в силу того, что управляется душой. (Память об этом сохранил язык, в сло­варе которого живое тело называется в отличие от неживого одушев­ленным, то есть зависящим от души. )

Декартова схема устранила душу из поведения живых существ, за­менив ее машинообразным телесным устройством. Это открыло но­вую эпоху в познании жизнедеятельности.

Вопрос о том, какова миссия Декарта в истории научных представ­лений о психике и ее нейромеханизмах, служит предметом непрекра­щающихся дискуссий с тех пор, как Гексли в 1874 году указал, что " ряд положений, составляющих основу и сущность современной физио­логии нервной системы, был. полностью выражен и проиллюстриро­ван в трудах Декарта" [52].

В список этих положений Гексли включил следующие: органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг, мышечная реакция по­рождается процессами в примыкающем к мышце нерве; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувства с моз­гом; движения в сенсорных нервах отражаются на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посред­ством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готов­ность вновь производить такое же движение.

После выступления Гексли приоритет Декарта в разработке кар­динальных психофизиологических проблем становится общепризнан­ным.

Принцип " животного автоматизма" становится для естествоиспы­тателей путеводной нитью. Вместе с тем указанный принцип из-за недостатка конкретно-научных знаний был выражен в такой морфо-физиологической схеме, которая содержала немало умозрительного, а то и просто фантастического. Девизом нового естествознания было требование опытного изучения физических причин явлений. Вполне понятно поэтому, что и Декартова схема принималась постольку, поскольку сулила стать руководством к экспериментальному исследо­ванию нервно-мышечных функций.

Оценить же значимость открытия, как уже сказано, возможно, лишь сопоставив его с предшествующим уровнем знаний и с влияни­ем на творчество новых поколений искателей истины. Не случайно И. П. Павлов распорядился поставить бюст Декарта у входа в один из своих институтов. Он чтил историческую традицию, но и американ­ские бихевиористы ее чтили, устроив Павлову бурную овацию, когда в 1929 году он выступил с докладом в США на IX Международном психологическом конгрессе. Между воззрениями Декарта, Павлова, бихевиористов имелись принципиальные различия, но имелась так­же " времен связующая нить".

Среди неотъемлемых предписаний кодекса науки значится " запрет на повтор", ибо она является деятельностью по производству новых знаний, стало быть, по замене одних другими. Поэтому любой теоре­тико-психологический анализ продуктивен только тогда, когда неот­ступно верен принципу историзма. Как говорил И. Лакатос, " теория науки без истории пуста". Комментируя этот афоризм, следует еще раз обратить внимание на то, что здесь речь идет о теории науки, а не о теории предмета, изучаемого наукой. (В нашем случае таким пред­метом выступает психическая реальность и ее многообразные фено­мены. )

В потоке истории мысли менялись конкретные представления о психике. Но это нераздельно сопрягалось с изменением теоретиче­ского каркаса этих представлений. " Стропилами" этого каркаса слу­жат объяснительные принципы, категориальные устои, проблемные " сети", созданные зависимостью психики от природных и социокуль-турных факторов. Этот каркас столь же исторически преобразуем, как и его предметное содержание.

Каркас, о котором идет речь, можетбыть " просвечен" затем имид­жем, в котором явилась миру конкретная научная теория, но только с помощью специального " аппарата", скрытого за концептуально-эм­пирической конструкцией этой теории. Изучение этого " аппарата" и его преобразований (представляющих, как мы знаем, совершенно иную реальность, чем предметная реальность, " схваченная" в поня­тиях, из которых строится теория) требует перехода мысли в особое теоретико-проблемное пространство, в особое временное измерение, а именно историческое. Здесь перед нами, если воспользоваться зна­менитым термином Ухтомского, столь успешно перенесенным Бах­тиным из науки об организме в науку о культуре, иной хронотоп.

Иначе говоря, иное объяснение системы отношений как внутри организма, так и между организмом и средой и в аспекте их простран-

ственных связей, и в аспекте неотъемлемых от них изменений (ско­рости, ритма и др. ) во времени. Но пространство и время выступали на уровне философской рефлексии со времен Аристотеля как те ка­тегории, без которых разрушается любая мысль о любом предмете бы­тия. Применительно же к занимающей нас проблеме теоретических оснований построения теоретического знания о психике рефлексия, как уже неоднократно отмечалось, из глобально философской пре­образуется в особую форму " развертки" когнитивных механизмов по­строения знания о психической реальности.

Мы рассмотрели этот вопрос на одной из моделей, образ которой со времен великой научной революции XVII века до наших дней про­ходит через всю историю знания о психической реальности, родствен­ного как биологии, так и психологии. В кругу психологических кате­горий это знание центрируется вокруг одной из них, а именно кате­гории действия. Как и все другие психологические категории, она строится (безотносительно к тому, как ее теоретически эксплуатиру­ют исследователи психики) в сложной сетке других категорий и объ­яснительных принципов. Притом, как мы могли убедиться, эта сетка насквозь исторична. История же являет нам образец неразделенно-сти инвариантного и вариантного. Я привел известное высказывание Гексли о том, что основу и сущность современного ему (то есть в 70-х годах прошлого века) учения о нервной системе полностью выража­ют и иллюстрируют труды Декарта.

Здесь важно отметить, что Томас Гексли — известный во всем мире самый страстный проповедник учения Дарвина — относил все теоре­тические достоинства новейших воззрений на нервно-психическую деятельность за счет Декарта, тогда как уже в эти годы в науке о жи­вом происходил истинный взрыв творчества, произведенный учени­ем Дарвина.

Декартова модель " организма-машины" объясняла ряд свойств живого тела: системность (машина — это устройство, имеющее струк­туру, которая предполагает согласованное взаимодействие образую­щих ее компонентов, необходимых и достаточных для успешного фун­кционирования), целостность (ответная реакция на раздражитель производится всей " машиной тела" ), целесообразность (в машине она предусмотрена конструктором, в " живой машине" выражена в деятельности на благо целого). Однако такие решающие признаки по­ведения организма, как его активность, изменчивость с целью адап­тации к новым обстоятельствам, его развитие, — чужды миру механи­ческих систем (автоматов) и, соответственно, теоретическим моде­лям организации поведения, которые строились в науке по принци­пам устройства этого мира. С Дарвином же утверждалось радикально

новое понимание объяснительных принципов, проблем, категориаль­ного аппарата психологической науки. На смену механическому де­терминизму пришел, как отмечалось, биологический. Система " ор­ганизм" уступила место системе " организм-среда". Прежнее пони­мание развития как изменения сменилось объяснением развития адаптацией к среде, борьбой за выживание, влиянием наследствен­ности, утверждением роли случая, вероятностного подхода и т. д. Но­вым светом озарились и психофизическая проблема (взамен трактовки физического агента как раздражителя зародилось представление о сиг­нале), и психофизиологическая проблема (в плане объяснения эво­люции нервной системы, служащей органом психики, и перехода от " атомов" сознания к их работе в жизнеобеспечении организма в ка­честве его психических функций).

Теперь с иных позиций рассматривалась и психогностическая про­блема, поскольку познавательная ценность образа определялась по его способности решать задачу на выживание (отсюда и успех фило­софии прагматизма). Психосоциальная проблема также приобрела но­вые оттенки и перспективы разработки, поскольку учение Дарвина имело дело не с индивидом, а с видом. К тому же воззрение на вид при ориентированности на общество, обусловленное законами эво­люции, придало импульс появлению представлений о различии че­ловеческих рас по уровню психического развития (Г. Спенсер).

Глубинные сдвиги совершались и в тех категориях, посредством которых осмысливалась и исследовалась психическая реальность (об­раз, действие, мотив и др. ). Всех этих изменений в аналитических це­лях я коснусь порознь. В подлинной же работе аппарата научно-пси­хологического мышления они совершались как внутренние, соотне­сенные в единую сетку. Мы имели возможность убедиться в истори­ческой природе этой сетки, незримо правящей исследовательским трудом тех, кто обратился, используя средства науки, к тайнам пси­хической жизни. В их умах складываются различные понятийные кон­структы, добытые посредством изобретенных ими конкретных мето­дик. О своих результатах они оповещали в текстах, интерпретирую­щих связи и закономерности изученных ими психических феноме­нов. Но чтобы реконструировать те скрытые от их взора, хотя и пра­вящие их умами, сетки, нужна специальная исторически ориентиро­ванная исследовательская деятельность. Она и есть предмет теорети­ческой психологии, имеющей свою сферу познания.

Часть II

БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ

Глава 3. Теоретическое и категориальное в системе науки

Теория и ее категорияльная основа

На протяжении веков сменяли друг друга представления о явлениях, которые поныне, при всех наших теоретических разногласиях, мы неколебимо отличаем от других явлений бытия и готовы назвать психическими. Каковы же неявные, по существу, интуитивно прини­маемые основания уверенности в этом? Решение возможно лишь при одном условии: если будут разграничены теоретические и категори­альные аспекты в работе научной мысли. За теоретической рефлек­сией скрыта деятельность категориального аппарата науки. Эта реф­лексия порождает различные варианты анализа и объяснения иссле­дуемых явлений. Один вариант сменяет другой. Между ними посто­янно происходят столкновения различной степени продуктивности. Порой они образуют в сообществе центры притяжения различных на­учных сил. Мода на одни концепции сменяется другими. Теории воз­вышаются и гибнут. Очевидно, что при всех этих контраверзах сохра­няется безразличная к ним, живущая на собственных основаниях и собственной жизнью психическая реальность, подобно тому как законы природы продолжают действовать безотносительно к степени и характеру их познанности.

Исторический опыт учит, что сохраняется не только отображае­мая в различных сменяющих друг друга теоретических конструкци­ях реальность психических явлений. От века к веку складывается ин­фраструктура всех этих теоретических конструкций, скрытая за ни­ми, направляющая исследовательский поиск отдельных деятелей и их групп, но вовсе не разрушающаяся, когда они сходят с историче­ской сцены, уступая место другим, способным к новым исканиям и построению своих гипотез, теорий, фактов. Ведь эти другие могут продвигаться в дебри непознанного только потому, что в свою оче­редь, как и их предшественники, опираются на ту же инфраструк-

туру. Ее образуют объяснительные принципы и категории, обозна­ченные нами как категориальный аппарат научного познания. Об­ращение к нему и открывает " тайну" предмета психологии, кото­рый, как и сама объективная психическая форма жизни, сохраняет­ся при смене и конфронтации любых теоретических проекций это­го предмета, претендующих на объяснение своеобразия этой фор­мы, закономерности ее развития.

Коротко обозначая сказанное, можно провизорно констатировать, что предмет психологии дан в системе ее категорий. Естественно, что это утверждение немедленно требует разъяснений, касающихся ка­тегориального аппарата психологии.

Подобно языку, наука имеет свой тончайше устроенный аппарат, свой " органон", в формах которого постигается содержание исследу­емой действительности.

Система этих форм, не извне прилагаемых к содержанию, а из­нутри его организующих, образует категориальный аппарат. Соглас­но философской традиции под категориями имеются в виду наибо­лее общие, предельные понятия (такие, например, как " количество", " качество", " форма", " содержание" и т. п. ). Они действительны для любых проявлений умственной активности, к каким бы объектам она ни устремлялась.

Когда же объектом этой активности становится отдельный фраг­мент бытия (в нашем случае психическая реальность), аппарат фило­софских категорий, продолжая определять движение исследователь­ской мысли, недостаточен, чтобы освоить данный конкретный фраг­мент, превратить его в предмет научного знания. Этот предмет вы­страивается благодаря функционированию системы специально-на­учных категорий. Именно она, развиваясь исторически, позволяет осмыслить изучаемое явление не только глобально (в категориях ко­личества и качества, возможности и действительности и т. п. ), нотакже в его специфических характеристиках, отличающих определенную об­ласть знания от всех остальных.

В теоретическом " знаниевом" плане эта область представлена в совокупности взаимосвязанных понятий, закрепленных в терминах, признаки которых указывают на признанное наукой существенным для данного разряда явлений (например, в психологии выделяются признаки, по которым мышление отграничивается от восприятия, эмоциональные процессы — от волевых, ценностные ориентации лич­ности - от ее способностей и т. д. ). В словаре терминов и в многооб­разии их сочетаний перед нами простирается освоенное наукой " зна-ниевое" поле — в его основных разграничительных линиях, компо­нентах и связях между ними.

Термины могут приобретать различную степень обобщенности и указывать как на обширные группы явлений (например, " память" ), так и на специальные феномены (например, " узнавание" ). Во всех этих случаях мы остаемся в пределах науки как знания, какой бы сте­пени обобщенности ни достигали наши понятия и теоретические схе­мы. Поэтому недостаточно указать на то, что категориям присуща наи­высшая степень обобщенности, чтобы перейти к анализу науки как деятельности. Категории являются предельными понятиями, не вы­водимыми из других и не сводимыми к другим. Из этого, однако, не следует, что отношение категорий к другим понятиям сходно с отно­шением между общими и частные понятиями, каким оно выступает благодаря формально-логической процедуре включения в класс. В этом случае категории выступали бы только в качестве предельно общих разрядов знания, тогда как их предназначение — быть органи­заторами производства знания.

Развитие науки — это изменение и состава знания, и его форм, от которых он неотчленим. Они и образуют систему категорий - " сет­ку". Ее невозможно отслоить от аппарата научного познания. В пре­образованиях, которые он испытывает в процессе роста знания, наи­более устойчивыми являются'именно эти " сетки". Они определяют зону и направленность видения эмпирически данного и образуют кар­кас программ по его исследованию с целью теоретического освоения.

Сколь нераздельны бы ни были " знаниевый" и деятельностный планы науки, они неслиянны.

В категориях представлен деятельностный план. Они — рабочие принципы мысли, ее содержательные формы, организующие процесс исследования.

Единство инвариантного и вариантного

В категориях представлено единство инвариантного и вариантного в динамике познания, Они содержательны (поскольку в них скон­центрировано содержательное, предметное

знание об определенных фрагментах познанного мира, в нашем слу­чае психосферы) и в то же время формальны в смысле относительной независимости от непрерывно изменяющегося состава знаний. Оче­видно, что чем более длительный, более насыщенный содержанием исторический период становится объектом познания, тем явственнее выступает устойчивое, типичное, закономерное для процесса в целом, а не только для его преходящих фаз и ступеней.

Подобно языковым формам категории науки актуализируются и живут, пока применяются с целью получить ответ на вопрос (типа опи­сания — " что это такое? ", объяснения — " почему? ", " каким образом? ", " для чего? ", предсказания). Употребляя язык с его открытыми или

скрытыми вопросно-ответными формами, его носители-творцы, по­дыскивая нужный " речевой оборот", никогда не задумываются над задачей преобразования этих форм, хотя (объективно, неосознанно) непрерывно решают именно такую задачу. Никогда ни один исследо­ватель не ставит перед собой цель — разработать или развить такую-то категорию (например, психического образа или психического дей­ствия). Перед ним возникают только специальные научные пробле­мы: выяснить, например, какова зависимость восприятий человека от характера раздражителей или отсутствия раздражителей в услови­ях сенсорной депривации, от нервного субстрата (например, правого или левого полушария), от стресса, установки и т. д.

Решая эти задачи, исследователь оперирует категорией образа. По­лученный им результат в свою очередь может произвести в этой кате­гории сдвиг. Изучение, например, зависимости зрительной перцеп­ции от мышечных ощущений произвело сдвиг в категории образа, рас­крыв факторы (детерминанты), определяющие " проецированность" образа вовне, объяснив механизм, под действием которого субъект локализует восприятие не в нервном устройстве, где оно возникает, а во внешнем предметном мире. Изучение роли установки показало за­висимость образа от психической преднастройки. Изучение разли­чий в функциях правого и левого полушарий позволило конкретизи­ровать в общей картине познания внешних объектов характер отно­шений между сенсорным образом и умственным.

В сознании исследователя решаемая им проблема выступает в ка­честве локальной, конкретной, непосредственно предметной, апосте­риорной, требующей эмпирического изучения. Он имеет дело с объек­тами, доступными экспериментальному воздействию и наблюдению. Он фиксирует реакции нервного субстрата, сенсорные, двигательные или вербальные реакции своих испытуемых и т. д. Из этой эмпириче­ской " руды" он извлекает материал для решения активирующей его ум исследовательской задачи. Но этот ум способен действовать только по­тому, что вооружен категориальным аппаратом, который в отличие от решаемой специальной, частной проблемы нелокален, а глобален, не апостериорен, а априорен. Он априорен не в кантовском смысле как изначально присущая интеллекту форма. Об его априорности можно говорить лишь в том смысле, что для отдельных умов он выступает в качестве структуры, которая из их личного опыта неизвлекаема, хотя без нее этот опыт невозможен. Но, как мы уже знаем, за этой структу­рой стоит исторический опыт многих предшествующих поколений ис­следователей, весь филогенез научного познания.

" Орудийный" характер категории не может быть раскрыт, если рас­сматривать ее изолированно, " всебе", безотносительно к системе дру-

гих категорий, принципов и проблем. Невозможно мыслить психи­ческую реальность, оперируя одной категорией (например, образа или действия).

Система категорий и ее отдельные блоки

Реальность дана познающему уму только сквозь целостный " хрусталик" категоризльного аппарата. Поскольку, однако, этот " хрус­талик" представляет собой развивающийся

орган, от характера его " преломляющих сред" зависит восприятие ми­ра психических явлений и ориентация в нем. Хотя ни один из компо­нентов категориального аппарата не способен функционировать не­зависимо от других, в деятельности отдельного конкретного иссле­дователя может возникнуть (в силу своеобразия онтогенеза творчест­ва ученого и специфики разрабатываемой проблемы) обостренная чувствительность к определенным аспектам психической реальности. Сосредоточенность на этих аспектах. ведет к тому, что с наибольшей энергией актуализируется один из компонентов (блоков) категори­ального аппарата. Это влечет за собой в случае успешного продвиже­ния в предмете более интенсивное развитие именно данного блока, приобретающего в результате новое содержание.

Уровень функционирования других блоков может при этом оста­ваться прежним. Но из того, что он не претерпевает существенных изменений, отнюдь не следует, будто другие категории, сопряженные со ставшей в структуре данной концепции сверхценной, отпадают и не имеют сколь-нибудь существенного значения для ее своеобразия и дальнейшего развития.

Обращаясь к психологии того периода, когда научно-категориаль­ный аппарат уже сформировался, можно заметить, что структуриро­вание различных блоков этого аппарата происходило весьма нерав­номерно. Так, категория мотива получила гипертрофированное раз­витие в учении Фрейда. Вокруг нее центрировались все основные те­оретические конструкции этого учения, отбирались эмпирические фе­номены (касающиеся неосознаваемой аффективной сферы личности, психического развития, процессов творчества и пр. ).

Означает ли это, что в категориальном " профиле" мышления Фрейда и его последователей не было представлено ничего, кроме ка­тегории мотивации? Отнюдь нет. Мыслить психическое посредством одной категории, как уже отмечалось, в принципе невозможно так же, как, например, мыслить, если взять уровень философских кате­горий, категорию движения отрешенно от категорий пространства и времени. Конечно, в целях философского анализа рефлексирующий ум вправе выбрать в качестве отдельной от других проблему времени или проблему пространства и подвергнуть ее специальному, углублен-

ному разбору. Нов реальной работе исследователя пространственно-временных объектов эти объекты постигаются не иначе как посред­ством всей системы категорий в качестве особой органичной целост­ности.

Интегральность этой системы присуща не только философским, но и конкретно-научным категориям. И в этом случае мысль опери­рует целостным категориальным аппаратом, выпадение любого из блоков которого делает невозможным его функционирование — ина­че говоря, научное исследование. Другой вопрос, каково качество раз­личных блоков, насколько адекватно в них преломляется и посред­ством них изучается реальность. Из того, например, факта, что в тео­рии Фрейда на первый план выступили мотивационные детерминан­ты поведения как неосознаваемые регуляторы психодинамики, от­нюдь не следует, будто в изображенной в этой теории картине психи­ческой реальности в целом не. было никаких иных категориальных характеристик. В этой картине были представлены и не могли не быть представлены другие категориальные регулятивы психологического познания. Она предполагала поэтому определенную категориальную интерпретацию не только мотива, но также и образа (чувственного и умственного), процесса общения между людьми (категория отноше­ния), движений и речевых актов (категория действия). Дело только в том, что если применительно к категории мотива (а затем личности) фрейдизм выдвинул новые проблемы и подходы, то образ, общение, действие в качестве интегральных компонентов категориального ап­парата психологии обогатились в процессе развития этого направле­ния существенно новым содержанием лишь в той степени, в какой они зависят от категории мотивации, развитие которой составило важ­ное достижение психоанализа.

В добихевиористских концепциях (кроме сеченовской) телесное действие считалось внепсихологическим феноменом. Все изучаемое психологией локализовалось в пределах сознания субъекта. Соответ­ственно, в тех случаях, когда в исследованиях давала о себе знать ка­тегория действия, ее роль исчерпывалась внутренней активностью субъекта. Выход за эти пределы коренным образом изменил общее воззрение на психику и ее познание.

Проявлением этого стала новая ситуация в психологии, оценен­ная как кризисная. Кризис усматривался в распаде психологии на школы, каждая из которых отстаивала свою трактовку предмета и ме­тодов этой науки. Так обстояло дело на теоретическом горизонте, где конфронтация школ (прежде всего психологии сознания и психоло­гии поведения) достигла крайнего накала. Но за теоретическим все­гда стоит категориальное. Появление новых концептуальных схем было симптомом не краха науки, а ее прогресса, обогащения ее катего­риального аппарата. Среди различных объяснений кризиса выделя­ется предложенное Л. С. Выготским, написавшим специальный трак­тат об историческом смысле кризиса. Этот смысл он усматривает в том, что " созрела потребность в общей психологии" [53], тогда как раз­личные отрасли (зоопсихология — сюда он относил учение об услов­ных рефлексах, патопсихология - Фрейд, изучение формы - геш-тальтпсихология, изучение индивидуальных различий - Штерн) воз­водят отдельные частные факты в ранг понятий, охватывающих всю сферу психического. В объяснении Выготского вызывают возраже­ния по крайней мере два пункта. По его мнению, теоретические кон­струкции, возведенные различными отраслями психологии, " роди­лись из частных открытий" [54]. Например, понятие условного рефлек­са — из " психического слюноотделения" у собаки, понятие бессозна­тельного — из клиники сексуальных неврозов и т. п. Затем этим от­крытиям было придано значение глобальных объяснительных прин­ципов. Между тем принимаемое за частное открытие вовсе не явля­лось — вопреки Выготскому — " чистым" эмпирическим фактом, от­правляясь от которого была выстроена концепция, распространен­ная на всю область психического (и даже на весь мир). Принимаемое за факт в действительности представляло собой результат категори­ального синтеза (предполагающего определенное понимание прин-циповдетерминизма, системности, развития, исходя из которых пре­образовалась имеющая длительную историю категория рефлекса). По мнению Выготского, условный рефлекс, сексуальность и другие феномены универсализуются в силу назревшей потребности в созда­нии общей психологии, потребности, которую пока что никто удов­летворить не может. Решение Выготского (если судить по его неза­конченной рукописи) сводится ктому, что взамен этих понятий, пред­лагаемых отдельными отраслями, следует утвердить другое, более об­щее, на роль которого он предлагал понятие о реакции. В нем ему виделся ключ ко всей области психологии, позволяющий ответить на вопрос: " Что же наиболее общего у всех явлений, изучаемых психо­логией, что делает психологическими фактами самые разнообразные явления — от выделения слюны у собаки и до наслаждения трагеди­ей, что есть общего в бреде сумасшедшего и строжайших выкладках математика? " [55]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.