Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 6 страница



Категориальный строй аппарата науки правит мыслью ее людей объективно и изменяется независимо от индивидуальной судьбы. Но он играет роль апперцепции в их психологическом восприятии проблем и перспектив разработки, влияя на динамику теоретиче­ских воззрений, на переосмысливание эмпирически данного, на по­иски новых решений.

Радикальные различия в категориальной апперцепции привели к конфронтации Павлова с американскими бихевиористами по поводу условных рефлексов[19]. У Выготского основные параметры его категориальной апперцепции определил постулат об изначальной зависимости сознания от культуры (ее знаковых систем), выступа­ющих в роли " скульптора" психических функций в социальной си­туации развития[20].

Понятие об этой ситуации оттесняло главную формулу науки о поведении: " организм — среда" (биологический детерминизм), за­меняя ее другой: " личность — общение — культура".

Конкретно-научное изучение поведения преломлялось отныне сквозь категориальную апперцепцию, диктовавшую мыслить систе­му отношений индивида с миром сквозь " кристаллическую решет­ку" социокультурных детерминант.

С открытием механизма условных рефлексов И. П. Павлову, что­бы успешно двигаться в новом направлении, требовалось изменить прежний способ видения и интерпретации исследуемой реально­сти, изучать ее сквозь " кристалл" преобразованных категориаль­ных схем. Основой служила причинно-системная матрица биоло­гического детерминизма (с ее категориями эволюции, адаптации, гомеостаза и др. ). Опираясь на эти инварианты, Павлов не ограни­чивается ими, но вводит дополнительные, призванные причинно объяснить динамику индивидуального поведения: сигнал, подкреп­ление, временная связь и др. Они и образовали ту инт" ллектуаль-ную апперцепцию, сквозь " излучение" которой ему был отныне зрим каждый лабораторный феномен. Они позволили проникнуть в общий строй поведения, неизведанные тайны которого захваты­вали мысль Павлова до конца его дней.

Категориальная апперцепция у А. А. Ухтомского формировалась как эффект тех инноваций, которые были внесены в основные объ­яснительные принципы и категории, образующие костяк науки о поведении.

Здесь выделяется обогащение детерминизма, который, сохраня­ясь как инварианта научного познания, приобрел новые характери­стики. Важнейшая из них - саморегуляция, под которой разуме­лось не спонтанное изменение поведения, безразличное к воздей­ствиям внешней среды, но присущая организму активность, направ­ленная на трансформацию этой среды.

" Доминанта, — по определению автора категории, — это времен­но господствующий рефлекс" [21]. Но какова природа поведенческого акта, обозначенного древним термином? Активность, регулируе­мость интегральным образом мира, построение проектов действи­тельности — эти признаки остаются неразличимыми, пока организм трактуется как существо, приводимое в действие только под влия­нием внешних толчков, мотивируемое только гомеостатической по­требностью (например, пищевой), реагирующее только на одиноч­ные раздражители и ориентирующееся во времени только в преде­лах данного мгновения. На первый взгляд модель, отвергнутая Ухтомским, походила на павловскую. Но он воспринимает учение И. П. Павлова другими глазами. " Наиболее важная и радостная мысль в учении дорогого И. П. Павлова заключается в том, что ра­бота рефлекторного аппарата не есть топтание на месте, но посто­янное преобразование с устремлением во времени вперед" [22]. Наряду с категорией рефлекса в апперцепцию Ухтомского входили в общем ансамбле и другие категории: торможение (которое трактовалось как активный " скульптор действия", отсекающий все раздражите­ли, препятствующие его построению), интегральный образ [в

 

противовес " ощущению". (кавычки Ухтомского. — М. Я. ) как " по­следнему элементу опыта" [23]], предвкушение и проектирование сре­ды и др.

Здесь важнейшей инновацией явилось введение понятия об ис­тории системы, притом трактуемой в плане развития, обусловлен­ного экспансией организма по отношению к среде.

Среди категорий, введенных Ухтомским в аппарат науки о пове­дении, особое место заняли категории человеческого лица (лично­сти), которыми характеризовалось своеобразие доминант, отлича­ющих поведение человека (а тем самым и его среду и его мотива­цию) от других живых существ.

Внутренняя мотивация

Поскольку весь смысл деятельности ученого заключей в производстве нового знания, внимание привлекает прежде всего ее познавательный ас­пект. Дискуссии идут о логике развития мышле­ния, роли интуиции, эвристик как интеллектуальных приемов и стратегии решения новых задач и т. п. Между тем голос практи­ки требует обратиться к мотивационным факторам научного твор­чества.

За этими факторами издавна признают приоритет сами творцы науки. " Не особые интеллектуальные способности отличают иссле­дователя от других людей... — подчеркивал Рамон-и-Кахаль, - а его мотивация, которая объединяет два страсти: любовь к истине и жаж­ду славы; именно они придают обычному рассудку то высокое на­пряжение, которое ведет к открытию". Стало быть, мотивация, а не интеллектуальная одаренность выступает как решающая личност­ная переменная.

В психологии принято различать два вида мотивации - внеш­нюю и внутреннюю. Применительно к занятиям наукой в отноше­нии тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выно­шенные идеи, принято говорить как о внутренне мотивированных. В случае же, если эта энергия подчинена иным целям и ценностям, кроме добывания научной истины, о них говорят как о движимых внешними мотивами.

Очевидно, что жажда славы относится ко второй категории мо­тивов. Что же касается таких мотивов, как любовь к истине, пре­данность собственной идее и т. п., то здесь с позиций исторической психологии науки следует предостеречь от безоговорочной отнесен­ности этих побудительных факторов к разряду внутренних моти­вов. Сам субъект не является конечной причиной тех идей, кото­рые начинают поглощать его мотивационную энергию. Появление этих идей обусловлено внешними по отношению к личности объ­ективными обстоятельствами, заданными проблемной ситуацией, прочерченной логикой эволюции познания. Улавливая значимость этой ситуации и прогнозируя возможность справиться с ней, субъ­ект бросает свои мотивационные ресурсы на реализацию зародив­шейся у него исследовательской программы.

Мотивационная сфера жизни человека науки, как и любого дру­гого, имеет иерархизованную структуру со сложной динамикой пе­рехода от " внешнего" к " внутреннему". Сами термины, быть мо­жет, неудачны, поскольку всякий мотив исходит от личности, в от­личие от стимула, который может быть и внешним по отношению к ее устремлениям. Тем не менее, как подчеркивал один из первых исследователей научного творчества А. Пуанкаре, ученому прихо­дится непрерывно производить выбор в широком спектре обступа­ющих его со всех сторон идей и возможных решений. Пуанкаре объяснил этот выбор словом " интуиция". Это слово правомерно в том смысле, что указывает на своеобразие мыслительных процес­сов вне зоны формализуемого и осознаваемого. Но мотивация вы­бора направления, принятие или отклонение гипотезы, образова­ние барьера на пути к открытию и т. п. требуют такого же объективного подхода, как и другие факторы исследовательского труда уче­ных, то есть с позиций пересечения в динамике этого труда его когнитивной, социальной и психологических осей.

Внутренней мотивацией следует считать тот цикл побуждений субъекта, который создается объективной, независимой от этого субъ­екта логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы. В то же время, прослеживая мотива­ционную " биографию" ученого, следует принимать во внимание важ­ную роль для его будущего выбора внешних обстоятельств.

Как-то в руки молодого Ухтомского попала книга о молодом вра­че, решившем для пользы науки произвести над собой последний опыт — сделать себе харакири и детально описать свои ощущения. Когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач, указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение. " Яркое художественное описание страданий сочеталось со светлым сознанием того, что своими страданиями можно приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня. Книга о враче-подвижнике сыграла значительную роль в опре­делении моих интересов к физиологии", — вспоминал Ухтомский.

Мало кому известно, что И. П. Павлов, став военным медиком, был (как и Сеченов) первоначально мотивирован на изучение пси­хологии. Из его писем к невесте узнаем, что у него " были мечта­ния" заняться объективным изучением психологии молодых людей. С этой целью он завел " несколько знакомств с гимназистами, на­чинающими студентами. Буду вести за их развитием протоколы и таким образом воспроизведу себе " критический период" с его опас­ностями и ошибками не на основе отрывочных воспоминаний, окра­шенных временем, а объективно, как делают в физиологии" [24].

Это писалось в годы, когда на Западе об объективном методе изучения развития личности, да еще с целью открытия критиче­ских периодов в этом развитии, никто не помышлял. Вскоре Пав­лов отказался от своих " мечтаний". В объективной логике научного познания, а тем самым и для внутренней мотивации, способной подвигнуть на реализацию замысла, предпосылки еще не созрели. Но " внешний мотив", связанный с замыслом приложения объек­тивного метода (как в физиологии) к поведению, трансформиро­вался через два десятилетия в программу о, собой " эксперименталь­ной психологии" (именно под этим названием Павлов представил первоначально перед мировой научной общественностью свое уче­ние о высшей нервной деятельности).

Сам ученый часто не осознает мотивов, определивших его вы­бор. Что побудило, например, И. П. Павлова, прославившегося изу­чением главных пищеварительных желез, которое принесло ему Но­белевскую премию, оставить эту области физиологии и заняться проблемой поведения? Он сам связывал этот переход с испытан­ным в юности влиянием сеченовских " Рефлексов головного моз­га". Осознавал ли он, однако, мотивационную силу сеченовских идей на рубеже XX столетия в те годы, когда в его научных интере­сах и занятиях совершился крутой перелом, то есть когда он при­ступал к разработке учения об условных рефлексах? Есть основа­ния ответить на этот вопрос отрицательно.

Так, выступая в 1907 году в Обществе русских врачей на заседа­нии, посвященном памяти Сеченова, Павлов указал в числе заслуг последнего открытие центрального торможения и инертности нервного процесса, но даже не упомянул о распространении прин­ципа рефлекса на головной мозг и его психические функции[25]. А ведь к тому времени уже сложилась и широко применялась основ­ная схема Павлова. Итак, исследование условных рефлексов шло полным ходом, а у Павлова и мысли не было о том, что Сеченов дал толчок этому новому направлению. Идеи " Рефлексов головного моз­га" мотивировали деятельность Павлова, произвели коренной сдвиг в его интересах, обусловили его переход в совершенно новую об­ласть, но он сам в течение многих лет этого не осознавал.

В области творчества, так же как и в других сферах человеческой жизни, мотивы имеют свою объективную динамику, которая несрав­ненно сложнее того, что отражается в самоотчете субъекта.

Наука имеет свою собственную логику развития, вне которой не могут быть объяснены не только интеллектуальные преобразова­ния, совершающиеся в голове ученого, но и сдвиги в мотивах его деятельности. Между зарождением идеи и приобретением ею моти-вационной силы (то есть превращение ее в побудительное начало исследования) могут лежать десятилетия. Так было, в частности, и с восприятием Павловым сеченовской рефлекторной концепции.

Какова бы ни была мотивация, побуждающая (иногда с огром­ной страстью) защищать излюбленные, но бесперспективные идеи, она в конечном счете оказывается внешней, ибо бесперспективность означает неспособность мысли продвигаться в предметном содер­жании, добывать новые знания, ассимилируемые системой науки. Но тогда становится очевидным, что энергия, затрачиваемая на поддержку уже не способной работать мысли, должна черпаться не из общения с предметом, а из других источников — стремления сохра­нить свою позицию, авторитет и т. п. А это, конечно, — мотивация внешняя. Внутренняя мотивация зарождается в контексте взаимо­действия между запросами логики развития науки и готовностью субъекта их реализовать.

Динамика познавательных интересов индивида может не совпа­дать с интересами других лиц, имеющих собственную программу деятельности, с их точки зрения наиболее продуктивную или даже единственно научную. Это несовпадение опять же создает конф­ликтную ситуацию. История подтверждает правоту высказывания Джемса о судьбе некоторых научных идей: сначала их считают бес­смысленными, затем, может быть, правильными, но несуществен­ными и, наконец, настолько важными, что вчерашние противники этих идей утверждают, будто они сами их изобрели. Достаточно хо­рошо известно, что многие идеи при своем зарождении восприни­мались как нелепые и антинаучные. Адекватную оценку они полу­чали лишь впоследствии. Причины невосприимчивости ученых к открытиям и идеям своих коллег требуют специального анализа. Иногда, чтобы адекватно оценивать новую идею, нужно преодолеть сложившиеся стереотипы. Это требует интеллектуального напряже­ния, означающего не только логическую, но и мотивационную пе­рестройку. Существует, вероятно (пока неизученное), и определен­ное " время реакции" для восприятия нового представления. Оче­видно, здесь мы сталкиваемся с психологическими, а не логически­ми факторами. Ведь противникам новой идеи нельзя отказать в сле­довании логическим нормам, в строгости аргументации.

Ряд лет мотивационная, удивительная по напряженности, энер­гия Павлова была сосредоточена на экспериментальном изучении отдельных физиологических систем (кровообращение, пищеваре­ние). К началу XX века она переместилась на новое проблемное поле, вероятнее всего из-за падения эвристического потенциала прежних исследовательских программ. Они не сулили новых столь же значительных успехов, как прежние, и, продолжая эксперимен­тально изучать работу пищеварительных желез, он выбирает новое направление.

К функции одной из " малых" желез — слюнной — Павлов подо­шел с позиций, которые вывели его далеко за пределы предназна­чения данного органа в работе пищеварительного аппарата в огром­ный мир законов, регулирующих взаимодействие живых существ со средой. Гениальность павловского выбора на первых порах остава­лась неприметной. Но сдвиг, произошедший крутой поворот в мотивационной направленности его научных исканий был обусловлен не его выдающимися личными качествами самими по себе. Внут­ренний мотив, будучи неотчуждаемым от субъекта, создается внеш­ней по отношению к указанным качествам, объективной логикой развития научного познания. Именно ее запросы улавливают с раз­личной степенью проницательности отдельные умы, в силу чего энергетизируется мотивационный потенциал их творчества. Пав­лов, как отмечалось, пришел в науку в эпоху триумфа биологиче­ского детерминизма, принципы которого впитал вместе со всем пле­менем натуралистов его эпохи. Отвергнув прежние механистиче­ские воззрения, они исследовали животный мир, опираясь на но­вую причинно-системную матрицу. Однако ни одно из новых на­правлений, изменив коренным образом научное знание о живой природе, о ее законах, эволюции, еще не утвердило своих принци­пов применительно к сфере отношений с окружающей средой от­дельной особи как целого. Это создавало проблемную ситуацию, вовлекшую в свою неразгаданную структуру исследователей различ­ной ориентации (Дж. Романее, И. М. Сеченов, Ж. Леб, К. Ллойд-Морган, Э. Торндайк и др. ). В недрах логики науки, ставившей эту исследовательскую задачу перед ученой мыслью эпохи, зрели пред­посылки к ее решению, и, тем самым, у субъектов творчества фор­мировалась внутренняя мотивация.

В понимании обстоятельств, обусловивших формирование ин­тересов ученого, выбор им определенного направления, принятие или отклонение гипотезы, образование " психологического барьера", препятствующего адекватной оценке точки зрения другого иссле­дователя, и т. п., мы не продвинемся ни на шаг до тех пор, пока не перейдем от чистого логического анализа в область" мотивации, ко­торая требует такого же объективного подхода, как и другие факто­ры деятельности ученого.

Почему Гёте годами вел непримиримую борьбу с теорией цвет­ного зрения Ньютона? Почему Сеченов почти всю свою энергию экспериментатора отдал не нервным центрам, а химизму дыхания? Почему Павлов и Бехтерев, оба исходившие из принципа рефлек­торной регуляции поведения, не признавали достижений друг дру­га и враждовали между собой? Почему нет такой научной теории, которая не вызывала бы противодействия со стороны ученых, обла­дающих не меньшей приверженностью научным идеалам и не мень­шей " силой" логического мышления, чем ее автор?

Невозможно ответить на эти и подобные им вопросы, не приняв во внимание своеобразие внутренней мотивации и характер ее вза­имоотношений с мотивацией внешней.

Таким образом, и эвристичность понятия о внутренней мотива­ции задана тем, что, будучи психологической по своей категори­альной " плоти", она не сводится к версии, согласно которой в про­тивовес внешней мотивации внутренняя мотивация исходит от слу­жащего для нее конечной причиной энергетического " залпа" субъ­екта и только от него. В действительности же она в условиях научной деятельности создается у индивида объективной проблемной ситуа­цией (исторический аспект) и соотношением интеллектуальных сил в научном сообществе (социокультурный аспект). Только тогда тре­тий аспект в этой системе отношений - психологический — обретает перспективу актуализировать свою уникальность и личностность.

Оппонентный круг

Понятие об оппонентном круге введено мною[26] с целью анализа коммуникаций ученого под углом зрения зависимости динамики его творчества от кон-фронтацйонных отношений с коллегами. Из этимо­логии термина " оппонент" явствует, что имеет в виду " тот, кто воз­ражает", кто выступает в качестве оспаривающего чье-либо мне­ние. Речь пойдет о взаимоотношениях ученых, возражающих, опро­вергающих или оспаривающих чьи-либо представления, гипотезы, выводы. У каждого исследователя имеется " свой" круг таких фигур. Очевидно, что оппонентный круг имеет различную конфигурацию. Его может инициировать ученый, когда бросает вызов коллегам. Но его создают и сами коллеги, не приемлющие идеи других, вос­принимающие их как угрозу своим воззрениям (а тем самым и своей социальной позиции в науке) и потому отстаивающие их в форме оппонирования.

Поскольку конфронтация и оппонирование происходят в зоне, которую контролирует научное сообщество, вершащее суд над сво­ими членами, ученый вынужден не только учитывать мнение и по­зицию оппонентов с целью уяснить для самого себя степень надеж­ности своих оказавшихся под огнем критики данных, но и отвечать этим оппонентам. Его отношение к их возражениям не исчерпыва­ется согласием или несогласием. Полемика, хотя бы и скрытая, ста­новится катализатором работы мысли. В связи с этим напомним о замечаниях М. М. Бахтина по поводу того, что авторская речь стро­ится с учетом " чужого слова" и без него была бы другой. Стало быть, в ходе познания мысль ученого регулируется общением не только с объектами, но и с другими исследователями, высказываю­щими по поводу этих объектов суждения, отличные от его собственных. Соответственно, текст, по которому история науки воссоздает движение знания, следует рассматривать как эффект не только ин­теллектуальной (когнитивной) активности автора этого текста, но и его коммуникативной активности. При изучении творчества глав­ный акцент принято ставить на первом направлении активности, прежде всего понятийном (и категориальном) аппарате, который применил ученый, строя свою теорию и получая новое эмпириче­ское знание. Вопрос же о том, какую роль при этом сыграло его столкновение с другими субъектами — членами научного сообщест­ва, чьи представления были им оспорены, затрагивается лишь в слу­чае открытых дискуссий. Между тем, подобно тому как за каждым продуктом научного труда стоят незримые процессы в творческой лаборатории ученого, к которым обычно относят построение гипо­тез, деятельность воображения, силу абстракции и т. п., в производ­стве этого продукта незримо участвуют оппоненты, с которыми он ведет скрытую полемику. Очевидно, что скрытая полемика приобре­тает наибольший накал в тех случаях, когда выдвигается идея, пре­тендующая на радикальное изменение устоявшегося свода знаний. И это неудивительно. Сообщество должно обладать своего рода " за­щитным механизмом", препятствующим " всеядности", немедленной ассимиляции любого мнения. Отсюда и то естественное сопротивле­ние сообщества, которое приходится преодолевать каждому, кто при­тязает на признание за его вкладом в науку новаторского характера.

Признавая социальность научного творчества, следует иметь в виду, что наряду с макросоциальным аспектом (охватывающим как социальные нормы и принципы организации мира науки, так и сложный комплекс отношений между этим миром и обществом) имеется микросоциальный. Он представлен, в частности, в оппо-нентном кругу. Но в нем, как и в других микросоциальных феноме­нах, изначально выражено также и личностное начало творчества. На уровне возникновения нового знания — идет ли речь об откры­тии, гипотезе, факте, теории или исследовательском направлении, в русле которого работают различные группы и школы, — мы ока­зываемся лицом к лицу с творческой индивидуальностью ученого.

Понятие об условном рефлексе родилось в оппонентном кругу и на протяжении всей его исторической жизни противостояло в на­учном сообществе потоку идей, образующих новые оппонентные круги. Изначально разработка этого понятия имела в творческих устремлениях Павлова два критических вектора. Один был направ­лен против воззрений, претендующих на объяснение поведения дей­ствием особых психических агентов (" биография" которых с точки зрения принципа детерминизма представлялась сомнительной).

Другой вектор был направлен против нигилистического отношения к чуждым традиционной физиологии, но телесным по природе, фак­торам объяснения жизненных актов. Павлов искал выход из тупи­ка, образованного этими подходами, создавшими альтернативу: ли­бо психология сознания, либо физиология организма. Третьего не дано. Павлов покончил с этой альтернативой, сформировав поня­тие об условном рефлексе. Совершилось же это революционное со­бытие в оппонентном кругу, где Павлов оказался, по собственному признанию, в ситуации " нелегкой умственной борьбы". Перспек­тивный оппонентный круг возник как очаг научных инноваций по­сле знакомства Павлова с трудами Фрейда (породив новое направ­ление в павловской школе, темой которого стало изучение экспе­риментальных неврозов). После полемики Павлова с представи­телями гештальттеории понятие о динамическом стереотипе и вер­сия экспериментов по " рефлексу на отношение" явно стали " го­стями" его лабораторий, выйдя из этого оппонентного круга.

Особо следует выделить оппонентный круг, в котором шло столкновение Павлова со многими представителями бихевиорист­ского движения. Последнее восходило к взращенным на русской почве идеям условно-рефлекторной регуляции поведения. Под этим имелось в виду взаимодействие организма со средой, опосредован­ное передаваемой нейроаппаратами сигнально-знаковой информа­цией об ее свойствах.

Различие в русском и американском путях разработки науки о поведении создало при столкновении лидеров этих путей оппонен­тный круг, в котором Павлов подверг критическому анализу попыт­ки разрабатывать эту науку, игнорируя зависимость организации действий от нейродинамических структур и сигнально-знаковых от­ношений с объектами среды.

В оппонентном кругу Павлова мы встречаем, как это ни пара­доксально, исследователей, отстаивавших модель рефлекса, на пер­вый взгляд идентичную его собственной. В этом случае легко запо­дозрить, что причиной оппонирования служили притязания, нося­щие по сути личностный характер, лишенный научного смысла, по­скольку утрачивалось главное предназначение оппонентного круга: продвинуть знание об объекте на более адекватный реальности уро­вень. Таковы, в частности, притязания на приоритет. И сам Павлов не был лишен этих притязаний. Однако, как может быть показано на взаимоотношениях между Павловым и Бехтеревым, хотя оба сто­яли на позициях рефлекторной теории, созданный ими (и их шко­лами) оппонентный круг возник в силу логико-научных различий в позициях этих двух исследователей.

Выготского можно было бы назвать гениальным оппонентом. Он владел удивительным умением критически разбивать каждую тео­ретическую конструкцию, обнажая как силу, так и слабость ее про­рывов в непознанное.

Под этим углом зрения, сложившимся у него в юности и во вре­мя учения на юридическом факультете, он воспринимал в различ­ные периоды своего творчества концепции, которые возникали тогда на переднем крае исследований (как в естественных, так и в гума­нитарных науках). Он полемизировал с Потебней об интеллекту­альном предназначении басни, с Павловым о дуализме его учения (вопреки его притязаниям на создание картины " неполовинчатого" организма), с Фрейдом (подчеркивая, что, подобно Гегелю, тот, " хромая, шел к правде" ), с Келером, Штерном, Бюлером, Пиаже, Дильтеем, Левином — по существу, со всеми, кто определял науч­ный ландшафт психологии той эпохи. И в каждом случае полемика Выготского с теми, кому он оппонировал, служила для него опорой в выборе и переосмыслении проблем, с целью поиска и разработки собственных вариантов решений.

Чтобы создать оппонентный круг, ученый должен быть опреде­ленным образом мотивирован. Ведь участие в полемике, критиче­ский анализ теоретических воззрений, признанных неприемлемы­ми, защита и развитие в противовес им собственной позиции - все это требует сочетания интеллектуальной работы и порой непомер­ных затрат мотивационной энергии.

В ситуации оппонентного круга перед нами вновь выступает про-низанность личностно-психологического ядра научной деятельно­сти " излучениями", исходящими от двух других его переменных -когнитивной (без которой оппонирование было бы беспредметным) и коммуникативной.

Индивидуальный когнитивный стиль

Логика науки движет мыслью ученых посред ством " сетей общения", открытых или скрытых (не вписанных в тексты публикаций) диа­логов, как на теоретическом уровне, так и на тесно связанном с ним эмпирическом.

Из этого не следует, что отдельный ум представляет собой лишен­ный самостоятельного значения субстрат, где сплетаются когнитивные " сети" (категории логики науки) с коммуникативными (оппонентные круги и др. ). Столь же неотъемлемой детерминантой результатов, об­ретших объективную (стало быть, независимую от неповторимой жиз­ни человека науки) ценность, является личностное начало творчества.

По словам Эйнштейна, " содержание той или иной науки можно понять и оценить, не вдаваясь в процесс индивидуального развития тех, кто ее создал. Однако при таком одностороннем представле­нии отдельные шаги иногда кажутся случайными. Понять, почему эти шаги стали возможными вообще, можно лишь после того, как проследишь духовное развитие тех индивидов, которые проделали ре­шающую работу" [27] (курсив мой. — М. Я. ).

В когнитивном стиле интегрируются, с одной стороны, историо-логическое начало творчества, безразличное к уникальности лич­ности, с другой — присущие этой личности способы выбора и обду­мывания проблем, поисков решений и их презентации научному сообществу.

Так, например, для А. А. Ухтомского, как и для других строите­лей науки о поведении, основной метафорой служит термин " меха­низм". Однако от технического механизма та система, под знаком которой трактовалось поведение, отличается множеством степеней свободы и способностью к саморазвитию. Такой потенциал был за­ложен уже в преобладании множества афферентных, идущих от ре-цепторных аппаратов путей над весьма ограниченным количеством рабочих, исполнительных органов. Доминанта создается благодаря выбору одной степени свободы. Но Ухтомский неизменно мыслил ее активность не только как'выбор из множества наличных аффе-рентаций, но и как сопряженную с построением новых интеграль­ных образов, как проектирующую действительность, которой еще нет. (" Проект опыта, идущего навстречу ему". ) Тем самым он, ана­лизируя своеобразие биологических объектов, наделял их особой формой активности, впоследствии названной Н. А. Бернштейном де­терминацией, " потребным будущим", модель которого предваряет актуальное действие.

Монический взгляд на человека и его место в природе сочетался в мышлении Ухтомского с принципиальным антиредукционизмом. По его убеждению, к каким бы глубоким сдвигам в познании ми­роздания ни вела новая физика (идеи которой он вносил в биоло­гию), ни одна человеческая проблема ее теориями не объяснима. Живая система характеризуется негэнтропийностью: чем больше она работает, тем больше тратит на себя энергии из среды. Самый мо­гучий деятель — человеческий организм. Он способен дать " такой рабочий результат, такие последствия, которые на долгое время за­ставят вспоминать эту индивидуальность".

С переходом в " мир людей" поведение, организуемое доминан­той, становится качественно новым. Здесь каждый индивид само­ценен, уникален. Личностное начало входит в творимую людьми



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.