Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 5 страница



Не менее крупные события благодаря исследованиям Эббингау­за произошли на категориальном уровне. Материалом, который ис­пользовался при заучивании, являлись не образы (восприятие, пред­ставление), а сенсомоторные реакции, из которых образное содер­жание (значение слова) было изъято.

Конечно, в реальной человеческой деятельности действие, ли­шенное семантического (образного) содержания, утрачивает реаль­ный смысл, превращается в стимул — реактивное отношение. Но в плане логики развития психологических категорий десемантизация сенсомоторных актов (к тому же речевых! ), на которую решился Эббингауз, оказалась воистину эпохальным событием. Была дока­зана путем точного эксперимента и вычисления возможность ис­следования закономерных связей психических актов (хотя бы и усе­ченных) без обращения к " непосредственному опыту", процессам внутри сознания, самонаблюдению.

Экспериментальная схема Эббингауза была несовместима с вунд-товскими канонами, но она работала и приносила важные резуль­таты, притом применительно к области научения (то есть приобре­тения новых действий). Практическая важность освоения экспери­ментальной психологией этой области была очевидна.

За ударом, нанесенным по концепции Вундта Эббингаузом, по­следовали другие. Они сыпались с разных сторон: со стороны изучения явлений гипноза и внушения, поведения животных, индиви­дуальных различий и т. д. Вундтовская программа трещала по швам.

Психология продвигалась не по вундтовскому курсу, а в совер­шенно иных направлениях. Школа Вундта оказалась в изоляции и деградировала. Как ее расцвет, так и ее распад были обусловлены своеобразным взаимодействием тех же факторов, которые ее поро­дили: предметно-логических, социально-научных и личностных.

Сыграв на заре экспериментальной психологии (в 70-80-х го­дах) важную роль в консолидации и формировании самосознания этого направления, вундтовская школа, исследовательская програм­ма которой была исчерпана, теперь не только устарела, но и стала помехой дальнейшему прогрессу.

Возникновение новых школ

С деактуализацией в предметно-логическом плане программы Вундта наступил и закат его школы. Опустел питомник, где некогда осваивали экс­периментальные методы Кеттел и Бехтерев, Анри и Спирмен, Крепелин и Мюнстенберг и другие ведущие психологи нового поколения. Многие ученики, утратив веру в идеалы лабора­тории, разочаровались и в таланте ее руководителя. Компилятор, которому не принадлежит ни один существенный вклад, кроме, быть может, доктрины апперцепции, — так отозвался о Вундте Стенли Холл — первый американец, обучавшийся в Лейпциге. " Это было трагедией Вундта, что он привлек так много учеников, но удержал немногих", — констатировал известный психолог науки Мюллер-Фрайенфельс[13].

Соответственно запросам социальной практики особо острая по­требность испытывалась в том, чтобы преобразовать психологиче­скую категорию действия, перейти от членения сознания на эле­менты к раскрытию функций, выполняемых психическими актами в решении значимых для субъекта задач.

Эта потребность ощущалась психологами различных направле­ний. Она и обусловила возникновение новых исследовательских программ, а тем самым и новых школ - исследовательских коллек­тивов.

В начале XX века в различных университетах мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии. Только в Со­единенных Штатах их было свыше сорока. Их тематика нам знако­ма: анализ ощущений, психофизика, психометрия, ассоциативный эксперимент. Работа велась с большим рвением. Но существенно новых фактов и идей не рождалось.

Джемс обращал внимание на то, что результаты огромного ко­личества опытов не соответствуют затраченным усилиям. И вот на этом однообразном фоне сверкнуло несколько публикаций в жур­нале " Архив общей психологии", которые, как оказалось впослед­ствии, воздействовали на прогресс в изучении психики в большей степени, чем фолианты Вундта и Титченера. Публикации, о кото­рых идет речь, принадлежали экспериментаторам, практиковав­шимся у профессора Освальда Кюльпе в Вюрцбурге (Бавария).

После обучения у Вундта Кюльпе стал его ассистентом (приват-доцентом) - вторым ассистентом после разочаровавшегося в своем патроне Кеттела. Сначала Кюльпе приобрел известность как автор " Очерка психологии" (1893), где излагались идеи, близкие к вунд-товским. И если судить по этой книге (единственной его книге по психологии), в идейно-научном плане ничего существенно нового в Вюрцбург, куда он переехал в 1894 году, Кюльпе не принес.

Почему же в таком случае его лаборатория вскоре резко выдели­лась среди множества других, а проведенные в ней несколькими молодыми людьми опыты оказались для первого десятилетия на­шего века самым значительным событием в экспериментальном ис­следовании человеческой психики?

Чтобы ответить на этот вопрос, у нас нет другой альтернативы, кроме как обратиться к логике развития психологического позна­ния и соотнести с ней то, что произошло в вюрцбургской лабора­тории.

В наборе ее экспериментальных схем поначалу как будто ничего примечательного не было. Определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводился ставший после Гальтона и Эббингауза тривиальным ассоциативный эксперимент. Все это фик­сировалось с помощью приборов. В протоколы заносились показа­ния самонаблюдения испытуемых. Одни и те же рутинные опера­ции, которые можно было бы тогда наблюдать в любой стране, в любом университете, где практиковались занятия по эксперимен­тальной психологии.

Все началось с небольшого на первый взгляд изменения инструк­ции испытуемого (в его роли обычно выступали попеременно сами экспериментаторы). От него требовалось не только, например, ска­зать, какой из поочередно взвешиваемых предметов тяжелее (в пси­хофизических опытах), или отреагировать на одно слово другим (в ассоциативном эксперименте), но также сообщить, какие именно процессы протекали в его сознании, перед тем как он выносил суж­дение о весе предмета или произносил требуемое слово. Испытуе­мых просили зафиксировать не результат, а процесс, описать, какие

события происходят в их сознании при решении какой-либо экспе­риментальной задачи.

Различные варианты экспериментов показывали, что в подгото­вительный период, когда испытуемый получает инструкцию, у него возникает установка — направленность на решение задачи. В ин­тервале между восприятием раздражителя (например, слова, на ко­торое нужно ответить другим) эта установка регулирует ход процес­са, но не осознается. Что касается функции чувственных образов в этом процессе, то они либо вообще не замечаются, либо, если воз­никают, не имеют существенного значения.

Изучение мышления стало приобретать психологические конту­ры. Прежде считалось, что законы мышления — это законы логики, выполняемые в индивидуальном сознании по законам ассоциаций. Поскольку же ассоциативный принцип являлся всеобщим, специ­фически психологическая сторона мышления вообще не различа­лась. Теперь же становилось очевидным, что эта сторона имеет соб­ственные свойства и закономерности, отличные как от логических, так и от ассоциативных.

Особое строение процесса мышления относилось за счет того, что ассоциации в этом случае подчиняются детерминирующим тенден­циям, источником которых служит принятая испытуемым задача[14].

В итоге вюрцбургская школа вводила в психологическое мышле­ние новые переменные.

1. Установка, возникающая при принятии задачи.

2. Задача (цель), от которой исходят детерминирующие тенден­ции.

3. Процесс как смена поисковых операций, иногда приобретаю­щих аффективную напряженность.

4. Несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы).

Эта схема противостояла ставшей к тому времени традицион­ной, согласно которой детерминантой процесса служит внешний раздражитель, а сам процесс - " плетение" ассоциативных сеток, узелками которых являются чувственные образы (первичные — ощу­щения, вторичные — представления).

Складывалась новая картина сознания. Ее создали не усилия " чи­стой" теоретической мысли, отрешенной от лабораторного опыта, от экспериментального изучения психических явлений.

Молодые энтузиасты, объединившиеся вокруг вчерашнего вер­ного ученика Вундта — Кюльпе, в своей повседневной работе по добыванию и анализу конкретных, проверяемых экспериментом фактов убеждались в неправоте Вундта, считающегося " отцом эк­спериментальной психологии". Они стали его оппонентами. Он не оставался в долгу и совместно с лидерами других верных его заве­там школ инкриминировал им измену принципам научного иссле­дования.

Вюрцбургцы в возникшем оппонентном кругу держались достой­но, а один из них, Карл Марбе, автор первой важной эксперимен­тальной работы школы, выдвинувший понятие об " установке со­знания" (1901), в дальнейшем вообще отверг саму процедуру ин­троспективного анализа сознания. Эта школа обогатила психоло­гию множеством новых фактов. Но как уже неоднократно говори­лось, " чистых" фактов в природе науки не существует. И для объ­яснения судьбы вюрцбургской школы, ее расцвета и заказа следует обратиться к понятиям об исследовательской программе, теорети­ческие контуры которой предопределяли эмпирию, привлекшую внимание психологического сообщества. Программа в отличие от других проектировала изучение высших психических функций, прежними лабораториями не изучавшихся. Понятие о функции бы­ло противопоставлено понятию о структуре сознания, элементами которой считались сенсорные феномены (ощущения, восприятия, представления). В категориальном плане они представляли катего­рию образа, но чувственного.

Установив, что в сознании имеется несенсорное содержание, вюрцбургская школа вовлекла в репертуар психологии умственный образ. Но не только в этом заключались ее инновации. Умственный образ выполнял работу по решению умственной задачи. От нее ис­ходила заданная установкой " детерминирующая тенденция" (тер­мин Н. Аха). Описание процесса решения вводило в научный обо­рот другую категорию, а именно категорию действия. Тем самым ткань исследовательской программы образовывали " нити" иной ка­тегориальной сетки, чем программа структурализма, — будь то в вундтовском, титченерском или любом другом варианте.

Сдвиги в категориальном строе психологии, обусловившие успе­хи вюрцбургской школы, произошли не в силу имманентного раз­вития теоретической мысли или удачных экспериментальных нахо-Док увлекшихся психологией студентов Вюрцбургского универси­тета. Их умами правили запросы логики развития науки, столь же независимые от их сознания, как и изучаемая психическая реаль­ность. Об этих запросах говорили события, происходившие по все-

му исследовательскому фронту естествознания, где, сменяя меха­нический детерминизм, утверждался биологический. Работавшие в психологических лабораториях исследователи, по-прежнему пони­мая под предметом психологии явленное субъекту в его сознании, именно такое понимание излагали в своих текстах.

Но творческая активность их мысли, неотвратимо означающая выход за пределы стереотипов сознания в сферу надсознательного, вела к новым представлениям. Это преломилось в том, что они го­ворили об установке, детерминирующей тенденции, исходящей от задачи (цели), умственном акте (действии, функции) и т. д. Тем са­мым вводились новые детерминанты, формировавшие новый ког­нитивный стиль, в своеобразии которого сказался процесс перехо­да от одного способа детерминистского объяснения к другому. Вюр-цбургская школа была " дитя" переходного периода. Поэтому она неизбежно должна была сойти с исторической арены. Она не смогла с помощью своих теоретико-экспериментальных ресурсов покончить с интроспективной концепцией сознания (в качестве определяющей предметную область психологии). Она по-прежнему представляла со­знание, как если бы оно было самостоятельным живым индивидом. Поэтому и целесообразность, присущая умственному действию (как и всем психическим проявлениям), оставалась за гранью причинно­го объяснения в отличие от эволюционно-биологической трактовки психики как орудия адаптации организма к среде.

Итак, программа вюрцбургской школы была исчерпана. Но как говорит исторический опыт, крушение школ, теорий и программы не проходит бесследно для категориального состава науки. В част­ности, новые поколения исследователей психики ассимилировали созданное вюрцбургцами применительно к категории образа и дей­ствия.

Умственный образ (в отличие от сенсорного) и умственное дей­ствие стали неотъемлемыми компонентами аппарата научно-пси­хологической мысли. Если же от этого категориального плана пе­рейти на уровень дальнейшего развития научного сообщества, то уроки, преподанные этой школой, оказались полезны для тех, кто ее непосредственно прошел, участвуя в совместных опытах и спо­рах. Неформальное научное общение (отличающее продуктивные школы) благотворительно для рождения талантов.

Достаточно напомнить, что из этой школы вышли такие буду­щие классики психологии, как Нарцисс Ах, Карл Бюлер, Макс Вертгеймер.

На фигуре последнего остановимся несколько детальнее. Защи­тив диссертацию, он стал лидером новой психологической школы,

приобретшей широкую известность под именем гештальтпсихоло-гии. Исследовательскую программу этой школы обычно считают на­правленной против структурализма Вундта—Титченера с его кон­цепцией сознания как сооружения из " кирпичей" (образов) и " це­мента" (ассоциаций).

Если ограничиться теоретическими нападками гештальтпсихо-логов на своих противников, то придется с этим согласиться. Одна­ко на глубинном категориальном уровне обнаруживаются иные фак­торы консолидации молодых психологов в одну из крупнейших пси­хологических школ. Ведь задолго до появления этой школы функ­ционалисты (как американские, начиная с Джемса, так и европей­ские, начиная с Брентано) отвергли концепцию " кирпичей и це­мента".

Не в борьбе со структурной школой, уступившей место функци­ональной (одним из ее вариантов и являлась вюрцбургская), а в борьбе с функциональной, в лоне которой они первоначально вос­питывались, создавали гештальтпсихологи свою исследовательскую программу.

У функционалистов сознание выступало в виде самостоятельно­го, целесообразно действующего агента. Это поддерживало инде-терминистскую телеологическую традицию, несовместимую со стан­дартами научности знания. Гештальтисты же искали пути изучения сознания как самоорганизующейся системы (гештальта) по типу преобразований электромагнитного поля (согласно новой неклас­сической физике). Это и определило категориальный подтекст ис­следовательской программы их школы, которая поэтому явилась продуктом распада не структурализма, а функционализма. Выйти к новым рубежам можно было, только пройдя предшествующий уро­вень предметно-логического развития познания. Подобно тому как Кюльпе и его ученики должны были пережить, почувствовать, пе­реосмыслить программу Вундта, 'прежде чем сконструировать соб­ственную, Вертгеймер и его соратники должны были непосредствен­но испытать в своей исследовательской практике программу Кюльпе (и других функционалистов), чтобы приступить к созданию новой программы, ставшей центром консолидации гештальтистской шко­лы. Ядро этой школы образовал триумвират в составе Вертгеймера, Коффки и Келера. Они сконцентрировались в Берлинском уни­верситете, где кафедру психологии возглавлял функционалист Штумпф - ученик Брентано. Но хотя они и учились у Штумпфа (вышли из его научно-образовательной школы), их собственная школа — исследовательский коллектив — имела совершенно новую программу.

Как и вюрцбургская школа, берлинская школа гештальтистов бы­ла небольшой по количеству входивших в ее состав исследователей: всего лишь несколько человек из составлявших в тот исторический период научное сообщество психологов. Но именно потому, что не­большая группа оказалась способной произвести большой эффект, она заслуживает пристального анализа.

Уже отмечалось, что причины высокой эффективности результа­тов деятельности подобных групп следует искать в свойствах их ис­следовательских программ, в характере соответствия программ логи­ке развития научного знания о психике. Таким образом, переход от структурной школы к функциональной, а от нее в свою очередь — к гештальтистской совершился закономерно.

Функциональная школа закономерно сменила структуралист­скую, а гештальтистская — функциональную в границах определен­ной методологической традиции, которая может быть обозначена как " психология сознания".

Гештальтизм внес существенный вклад в общий строй психоло­гического познания, внедрив в него принцип системности и от­крыв важные закономерности, касающиеся природы образа и его роли в динамике различных психических процессов.

Все рассматриваемые школы исходили из постулата, согласно которому предметной областью психологии служит индивидуаль­ное сознание (его явления, процессы, функции, гештальты).

Все школы стремились утвердить в изучении этой субъективной области объективные научные стандарты, при этом прослеживается влияние на программы школ стандартов, принятых науками о при­роде, будь то классическая физика (структурализм), эволюционная биология (функционализм) или " физика поля" (гештальтизм).

До сих пор понятие о школе обозначало два вида социально-научных объединений, а именно: а) научную школу образователь­ного типа (наиболее яркий пример — школа Вундта. В ней к про­фессии психолога приобщалось множество будущих исследовате­лей самой различной ориентации), б) школу — исследовательский коллектив. Теперь к ним, после сказанного, можно присоединить третий тип школы в том смысле, что вхождение в научное сообще­ство предполагало усвоение определенной традиции (в плане пони­мания предметной области науки, методов ее изучения, принятых в ней ценностей и норм, отношений к другим дисциплинам и др. ).

Школа как направление в науке

Традиция, восходящая к Вундту, которого принято называть " отцом экспериментальной психологии", запечатлела Декартов взгляд на сознание, которое мыслилось подобно субстанции Спинозы как " causa sui" (причина самого себя). Исходя из намеченной выше классификации трех типов школ, те психологи, которые продвига­лись в русле данной традиции, могут рассматриваться в качестве исследователей, представлявших общую школу (если понимать под этим термином направление в науке). Направление, о котором го­ворится, принято называть интроспекционизмом, поскольку пси­хология в отличие от других дисциплин мыслилась основанной на изощренном и особым образом организованном самонаблюдении субъекта - интроспекции. Но оно не являлось, как мы знаем, един­ственным в мировой научной мысли.

В России (в силу особенностей ее социокультурного развития) возникло другое направление, также зачатое в чреве картезианства, но приведшее благодаря своим естественным " генам" к открытию рефлекторной природы поведения. Его контуры наметил Сеченов (кстати сказать, одногодка Вундта). Он стал родоначальником расцветшей g XX столетии объективной психологии. Причины, по которым Вундт создал в психологии школу - исследовательский коллектив, кроются, как мы знаем, в разработке программы. Имен­но программа, исполняемая под властью ее генератора, служит, как отмечалось, единственным " инструментом" консолидации школы данного типа.

У Сеченова применительно к психологии такой программы не было. В его научной карьере только в один из периодов (в 60-е годы) ему довелось образовать школу как исследовательский кол­лектив. Сложилась же она на основе чисто физиологической про­граммы по изучению открытого им в головном мозгу " центрально­го торможения". Но его идеи о том, как разрабатывать психологию, намечали перспективы преобразования всего категориального строя этой науки. На уровне изучения поведения они вдохновили Павло­ва на создание самой крупной в истории науки, притом междуна­родной, школы — исследовательского коллектива.

После Павлова, под влиянием его концептуальных установок, имевших прочное методическое оснащение, в различных странах мира возникла разветвленная сеть лабораторий. Она приобрела ха­рактер направления в психологической науке.

Личность ученого

Нами были рассмотрены две координаты науки как системы деятельности - когнитивная (воплощенная в логике ее развития) и коммуникативная (воплощен­ная в динамике общения).

Они неотделимы от третьей координаты — личностной. Творче­ская мысль ученого движется в пределах " познавательных сетей" и " сетей общения". Но она является самостоятельной величиной, без

активности которой развитие научного знания было бы чудом, а общение невозможно.

Исходным постулатом теоретической психологии служат прин­ципы анализа науки как системы, каждый из феноменов которой дан в трех координатах: исторической, социетальной и личностной. Соответственно, чтобы постичь психологию человека науки, нужна принципиальная переориентация, ведущая к понятиям, адекватным ее системной многомерности. Здесь обнажается слабость традици­онного подхода к психологическому аспекту деятельности ученого, когда о нем говорят на привычном языке понятий о воображении, вдохновении, мотивации, свойствах личности и др.

Конечно, эти слова указывают на реальные факты психической жизни тех, кто занят наукой. Но значение этих слов исторически сковано ограниченным набором признаков, фиксирующих в пси­хике ее общечеловеческое строение и содержание. Соответственно, попытки исследовать личность ученого, оперируя сеткой этих по­нятий, заведомо затрудняют выход за пределы этого содержания. Речь должна идти не о том, чтобы перечеркнуть запечатленное в традиционных психологических терминах, но о совсем другой стра­тегии. О такой, которая, сохранив в исторически апробированных терминах информацию о психической реальности, преобразовала бы их смысловую ткань. Вектор преобразования нам уже известен. Он направлен к роли, исполняемой личностью в драме научного творчества, которая, подчеркнем еще раз, отнюдь не является чи­сто психологической. Из этого явствует, что понятия, признанные репрезентовать психический облик " обитателей" мира науки, смо­гут эффективно работать только тогда, когда их психологическая сердцевина пронизана нитями, нераздельно соединяющими ее с предметным и коммуникативным в триадической системе.

Кратко остановимся на нескольких вариантах понятий, способ­ных, на наш взгляд, пройти испытание на выполнение системной функции.

Идеогенез

Прежде всего следует остановиться на понятии, на званном нами идеогенезом. Под ним следует пони­мать зарождение и развитие тех идей у конкретного исследователя, которые приводят к результатам, заносящим его имя по приговору истории в список хранимых памятью науки персона-лий. С первых же своих шагов этот исследователь продвигается по вехам, до него намеченным другими. Его теоретические раздумья сообразуются с тем, что ими испытано, притом, порой, в различ­ные времена. Он способен выстрадать собственные новые реше­ния, не иначе как усвоив уроки, преподанные былыми искателями научных истин. При переходах же от одного урока к другому может меняться не только содержание мышления, но и его стиль, его ка­тегориальные ориентации. И тогда в идеогенезе выступает " малая логика" развития индивида в его " лица необщем выражении". У " большой" логики научного познания, как известно, имеются свои внутренние формы, преобразуемые в его историческом " безлично­стном" движении. Мы можем предпринимать попытки их воссоз­дания, абстрагируясь от психической организации субъектов, во взрывах творческой активности которых эти формы созидались.

Но ведь в реальности вне подобной психической организации, пронизанной идеогенезом, никакое построение и изменение науч­ного знания невозможно.

Представления о " машинообразности" поведения (или деятель­ности мозга) у Декарта, Павлова и Винера существенно разнились. Каждое из них запечатлело одну из сменявших друг друга фаз все­мирно-исторической логики развития научного познания. Метафо­ра " машина" Ъбозначала интеграцию двух глобальных объяснитель­ных принципов этого познания: детерминизма и системности.

Соответственно, в этой смене суждений о " машинообразности" звучит голос логики перехода, от одних форм причинно-системного объяснения жизненных (в том числе психических) явлений к дру­гим. Сама по себе логика перехода носила закономерный характер и, стало быть, подчиняла себе отдельные умы безотносительно к прозрачности рефлексии о ней. Но означает ли это, что названные выше имена исследователей, с которыми ассоциируется поочеред­но каждая из стадий логики науки, не более чем плацебо или про­стые знаки различения эпох? Подобное мнение (к которому скло­няется в своей интерпретации историко-психологического процес­са известный американский ученый Э. Боринг[15]) столь же односто­ронне, как и давние попытки Томаса Карлейля и его последовате­лей объяснить генезис идей " вспышками гения" [16].

Понятие об идеогенезе адекватно принципу трехаспектности. Оно призвано реконструировать динамику становления теоретиче­ских идей в исследованиях конкретных проблем, которыми погло­щена личность. Тем самым оно характеризует один из аспектов этой деятельности, а именно личностно-психологический. В то же вре­мя динамика, о которой идет речь, обусловлена объективными фор­мами эволюции знания. К этому следует присоединить воздействие на нее макро- и микросоциальных факторов.

Ведь " рисунок" идеогенеза создается включенностью индивида в научное сообщество и в тот малый социум (научную школу), где взращиваются первые идеи, дальнейшая жизнь которых зависит от превратностей судьбы творческой личности.

Большой интерес в плане познания природы научного творчест­ва представляет вЪпрос о соотношении между индивидуальным пу­тем исследователя и общей историей коллективного разума науки, испытываемыми этим разумом трансформациями, переходами от одних структур к другим.

В биологии изучение корреляций между развитием зародыша от­дельной особи и вида привело к биогенетическому закону.

Единичный организм повторяет в определенных — сжатых и пре­образованных — вариантах главнейшие этапы развития гигантского " шлейфа" предковых форм. По аналогии с этим законом можно смоделировать отношение стадий индивидуального развития твор­ческого ума к основным периодам эволюции воззрений на разраба­тываемую этим умом предметную область.

Подобная аналогия правомерна, если за ее основание принима­ется не содержание (состав) знания, а его морфология. В процессе развития науки изменяются способы построения ее предметного со­держания. Оно интегрируется посредством определенных принци­пов. К ним относится, в частности, принцип детерминизма как глав­ный жизненный нерв научного мышления. В его эволюции смени­лось несколько стадий. Индивидуальный ум, в свою очередь, изме­няется не только с содержательной стороны, но и морфологически, структурно. Это делает заманчивым сопоставление двух рядов: фи­логенетического и онтогенетического. Воспроизводится ли и в ка­ких масштабах и компонентах первый во втором?

Приступив к проверке нашей гипотезы о своеобразной " рекапи­туляции", возможной в эволюции творчества отдельного ученого, мы вычленили в трудах Сеченова " лестницу" сменявших друг друга в ходе филогенеза форм детерминистского объяснения явлений[17].

Применительно к нашей проблеме, в центре которой - взаимо­отношение соматических и психологических факторов в детерми­нации поведения организма, смена стадий в XIX веке проходила по десятилетиям: 30-е годы — утверждение механодетерминизма под знаком " анатомического" начала; 40-е — сменивший его другой ва­риант механодетерминизма (господство " молекулярного начала" ); 50-е — зарождение биодетерминизма, колыбелью которого стали учения Бернара и Дарвина; 60-е годы - ростки биопсихического де­терминизма в исследованиях Гельмгольца и других нейрофизиоло-гов. Отправляясь от этого уровня, Сеченов пришел к исследова­тельской программе, открывшей перспективы изучения психиче­ской регуляции поведения с позиций новой, более высокой формы его детерминистского анализа.

Рассматривая динамику творчества Сеченова в контексте все­мирно-исторического движения психологического познания, мож­но уверенно утверждать, что его интеллектуальный онтогенез вос­производил в известном отношении (в кратких и преобразованных формах) филогенез научной мысли. Если перед нами не единичный случай, а закон, то его можно было бы - по аналогии с биогенети­ческим — назвать идеогенетическим.

Категориальная апперцепция

В свое время Лейбницом, а затем Кантом было введено понятие об апперцепции (от лат. ad — к, perceptio — восприятие) для обозначения воздей­ствия прежнего интеллектуального синтеза на вновь познаваемое содержание. По Канту, трансцедентальная ап­перцепция (от лат. transcedentis — выходящий за пределы) — это формы и категории, которые служат предпосылками опыта, делают его возможным[18]. Он имел в виду общие формы и категории рассуд­ка (субстанция, причинность и многое другое), но эти общие фор­мы для него означали единство любого мыслящего субъекта, опре­деляющее синтетическое единство его опыта. Применительно же к данному контексту я выдвигаю тезис о функциях не любого субъек­та, а субъекта научного познания, единство мышления которого об исследуемом предмете обеспечивают специальные научные (а не только философские) категории. Они, говоря языком Канта, апри­орны (от лат. a priori — из предшествующего) в смысле предваряю­щих опытное изучение объекта данным ученым, но их априорность для него обеспечена историческим опытом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.