Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 7 страница



оболочку планеты, названную Вернадским (посещавшим в 20-х го­дах лекции Ухтомского) ноосферой. Но Вернадский определял ее по параметру интеллекта (отсюда и сам термин). Для Ухтомского же планетарное явление — это не только мысль, но и великое мно­гообразие лиц, преобразующих мир энергией своих доминант и со­здающих в нем особую " персоносферу". Здесь опять-таки сказа­лась одна из особенностей его когнитивного стиля — антиредукци-онизм. Существенную роль играла поглощенность Ухтомского дву­мя далеко стоящими друг от друга, но в его творчестве неизменно сопряженными сферами, а именно сферой физико-технических представлений о мире и сферой нравственно-религиозных (христи­анских) ценностей. Еще в молодости он усвоил принципы теории относительности. Идея цельности " пространства — времени" по­буждала под таким же углом зрения осмыслить процессы в физио­логическом субстрате, объяснение которых априорно сковывалось локализацией трех координат.

Преодолевая подобную схему, он выдвинул приобретшую изве­стность также и за пределами физиологии (в частности, у одного из слушателей его лекции знаменитого литературоведа М. М. Бахтина) концепцию " хронотопа" как единства пространственно-временной организации процессов поведения (охватывающих в нераздельно­сти интроцентральную нейродинамику и образ среды активлости организма). Внутренне мотивационной духовно-нравственной по­зицией Ухтомского была и его концепция " доминанты на лицо (то есть личность) другого" в сочетании с понятием о другом человеке как " заслуженном собеседнике". Понятие " собеседования" означа­ло не простой обмен речевыми знаками, но общение, имеющее лич­ностный подтекст.

Надсознательное

Развитие современного знания о науке и ее людях требует преодолеть расщепленность двух планов анализа — логического и психологиче­ского. Проблема, с которой здесь сталкивается теория, обостряется запросами практики. Если попытки интенсифицировать исследо­вательский труд все еще направляются преимущественно тем, что подсказывают житейская интуиция, личный опыт и здравый смысл (поскольку голос науки в этих вопросах звучит пока слабо), то глав­ную причину этого следует искать в неразработанности теории внут­ренней логико-психологической организации деятельности ученых, ее детерминант и механизмов.

Серьезным препятствием на пути построения такой теории яв­ляется традиционная разобщенность двух направлений в исследо­вании процессов и продуктов научного творчества — логического и психологического. Со стороны логики принципиальная несовме­стимость этих направлений была в Новейшее время провозглашена Рейхенбахом, утверждавшим, что логика интересует только " кон­текст обоснования", тогда как " контекст открытия" не подлежит логическому анализу[28], Поппером, настаивавшим на том, что вопрос о зарождении идей не имеет отношения к логике как таковой[29], и многими другими. Реальное, доступное эмпирическому контролю (а тем самым и практическому воздействию) движение мысли от­носится с этой точки зрения к области психологии. Что касается самих психологов, то они, принимая проводимое логиками разгра­ничение сфер исследования, полагают, что обращение к актам твор­чества (" контексту открытия", процессам рождения замысла, по­стижения новой истины и т. д. ) с необходимостью выводит за пре­делы сознания к явлениям, обозначаемым терминами " интуиция" и " подсознательное" (или " бессознательное" ).

Попытки трактовать подсознательное как причинный фактор на­учного творчества отражают все то же расщепление логического и психологического, но теперь уже со стороны психологии, а не ло­гики. Их имплицитной посылкой является представление о том, что сознание, работающее по логическим схемам, бессильно перед за­дачами, требующими творческих решений. Поскольку, однако, ни­какие другие схемы не могут лечь в основу сознательной регуляции процессов мышления, напрашивается вывод о том, что при истин­но творческом поиске где-то за порогом сознания, в " глубинах" психики должны производиться особые операции, отличные от ло­гических.

Ничего членораздельного о природе и закономерном ходе этих особых " подпороговых" интеллектуальных операций мы от психо­логов до сих пор не слышали. И если принять указанную концеп­цию, остается совершенно загадочным, каким образом происходит общение между субъектом творчества и миром исторически разви­вающейся науки. Чтобы работать в этом мире, индивид должен усво­ить его язык (пусть путем перевода на собственный " внутренний диалект" ) и, в свою очередь, сказать свое новое слово на этом же языке. Но нельзя перебросить мост между надындивидуальными формами объективно и закономерно развивающегося знания, без представленности которых в жизни каждой отдельной личности творчество невозможно, и " тайниками" подсознательного, предположив, что эти формы не имеют к ним никакого отношения, если невозможно произвести перевод с предметно-логического языка на личностно-психологический. Человек науки оказывается в этом слу­чае расщепленным, причастным к " двум мирам" [30].

В роли же движущего начала творческой деятельности ученого (и тем самым ее плодов, то есть научных гипотез, теорий, открытий и т. д. ) выступает темная психическая сила, действующая в " кон­тексте открытия".

До тех пор пока логическое изучение науки будет ограничено описанием ее всеобщих чисто формальных структур, а психологи­ческое изучение творчества не выйдет за пределы столь же всеоб­щих, сколь и бессодержательных " механизмов" интуиции и под­сознательного, дуализм непреодолим.

Контуры предметно-исторической ориентации намечаются ны­не в исследованиях логического строя научного познания (работы Т. Куна, И. Лакатоса и др. ). Это создает предпосылки для преодо­ления аисторизма в объяснении факторов научного творчества. Но только предпосылки. Можно исходить из того, что изменчивость присуща не только содержанию научного мышления, но и его строю, его формам (парадигмам, программам, патернам), и вместе с тем представлять структуру психической жизни самого субъекта, осва­ивающего и творящего эти формы, в качестве абстрактно-извеч­ной[31].

Переориентация психологии столь же необходима, как и пере­ориентация традиционного способа логического анализа научного познания. Лишь интеграция двух преобразованных направлений по­зволит объяснить, каким образом логика развития науки определяет поведение конкретной личности, в какой форме она, эта логика, будучи независимой от сознания и воли отдельных лиц, покоряет их сознание и волю, становится их жизненным импульсом и от­правлением.

Для обозначения того, как объективное научно-логическое, ин-корпорируясь в психических процессах и свойствах человека, творится благодаря им, имеет смысл ввести новое модельное представление о строении творческой личности, а именно — вычленить в регуляции ее поведения особую форму творческой интеллектуально-мотива-ционной активности, которую условно назовем " надсознательное". В нем нет ничего мистического, выводящего психические процес­сы за пределы материального субстрата, в котором они совершают­ся. Подсознательное, сознательное, надсознательное — это различ­ные уровни духовной жизни целостной человеческой личности, из­начально исторической по своей природе, реализующей в матери­альном и духовном производстве свои сущностные силы посред­ством иерархии психофизиологических систем.

Поведение человека по своему основному вектору является со­знательным. Осознание целей и мотивов, мыслей и чувств - необ­ходимая предпосылка адекватного отношения к социальному и при­родному миру. Имеется, однако, обширная область неосознаваемой психической жизни. Осознавая, например, объект действия, мы не осознаем автоматизированных внешних и внутренних операций, по­средством которых это действие производится. От нас могут усколь­знуть его истинные мотивы и т. п. За известными метафорическими представлениями о сознании, как " светящейся точке", " вершине айсберга" и т. п., а о бессознательном, как океане или огромной подводной глыбе, скрыта идея детерминационной зависимости то­го, что возникает в " поле" сознания от предшествующего хода пси­хических процессов, следов пережитого, от запаса и характера хра­нимых мозгом энграмм (Семон). Детерминация прошлым — таков во всех случаях основной смысл обращения к понятию о подсозна­тельном.

Но применительно к процессам творчества, созидания отдель­ным индивидом того, что никогда еще не содержалось в его преж­нем опыте, а нарождается соответственно объективным закономер­ностям развития науки, принцип детерминации прошлым (выра­женный в понятии о подсознательном) оказывается недостаточным. Понятие о надсознательном призвано объяснить детерминацию творческого процесса " потребным будущим" науки.

Когда осознаваемое ученым в виде непредвидимо возникшей идеи соотносится с подсознательным как ее источником, возмож­ны только два способа объяснения. Либо предполагается, что новая идея - эффект " инкубации" шедшего своим ходом процесса, недо­ступного для " внутреннего восприятия" субъекта, но это квазиобъяснение[32], либо в ней видят символ переживаний, травм, комплек­сов, нереализованных влечений — эффект действия сексуальных, агрессивных, защитных механизмов. Это популярное в западной психологии объяснение творчества, восходящее к Фрейду и его по­следователям (Юнг и др. ), антиисторично по своей сути. Оно пре­вращает мир культуры в порождение безличностно-психических сил.

Что же касается понятия о надсознательном, то оно позволяет, как мы полагаем, интерпретировать структуру творческой лично­сти с позиций историзма. В отличие от обычной деятельности со­знания надсознательное представляет такую форму активности субъ­екта, при которой он в ответ на потребность исторической логики в разработке предмета знания создает различные, никогда прежде не существовавшие проекты воспроизведения этого предмета.

Какие перспективы открывает понятие о надсознательном перед исследователем творчества ученого?

Оно побуждает рассматривать замыслы этого ученого, направле­ние его поисков, его незавершенные проекты, варианты трудов, ди­намику мотивов, ошибки и неожиданные находки как отклик на запросы логики развития науки, как ее символику и симптоматику. Эта логика (экстрагируемая из объективных исторических источ­ников) дает ключ к декодированию следов работы индивидуальной мысли.

Вспоминая забытое имя, мы перебираем возможные варианты, испытывая чувство сходства или несходства с искомым. Своеобра­зие этого чувства в том, что хотя мы и не можем воспроизвести (то есть представить в сознании) нужное слово, оно сразу же узнается. Оно незримо присутствует, регулируя поиск. Говорят, что оно суще­ствует за порогами сознания. И такое мнение не вызывает возраже­ний, поскольку слово уже записано в нервных клетках мозга. Но как быть в случае творчества — в случае создания новой идеи (но­вого слова), если она никогда еще не могла быть записана ни в чьем мозгу? И тем не менее мысль ученого находит новое решение, переживаемое, прямо-таки " узнаваемое" (выступающее уже на уров­не сознания) как единственно верное (хотя, быть может, другие, да и сам он в дальнейшем, сочтут это заблуждением). Очевидно, что регуляция поиска в этом случае идет по иному типу, чем при восстановлении забытого в памяти. Приведенный пример иллюстри­рует различие между подсознательным и надсознательным. И в од­ном и в другом случае это сигналы, поступающие в сознание, но детерминация их различна.

Например, феномены, представляющие в творческой активно­сти Выготского ее надсознательный уровень, выступают на многих отрезках его жизненного пути. В трактовке речевого рефлекса как элемента организации поведения на уровне человека содержалось потенциально несколько важных идей: как рефлекс он организатор поведения, как речевой — общения (коммуникации), как представ­ляющий систему языка — знак, который может служить сигналом и своего рода оператором (орудием) и носителем знания (то есть ин­теллектуального содержания). Эти потенциальные (объективно представленные в природе языка) факторы предвосхищались (на уровне надсознания) Выготским, переходя на уровень расчленен­ных понятий при решении им исследовательских задач в области психологии.

Обращение к знаковым системам как посредникам между внеш­ним предметным воздействием на организм и его ответными дей­ствиями содержало перспективу [не сразу реализованную Выгот­ским, но потенциально (надсознательно) готовившую его схему " ин­струментальной психологии" ] разделения психических функций на два разряда: строящихся по типу " стимул — реакция" и по другому типу " стимул — знак — реакция". Несколько лет Л. С. Выготский занимался (используя методику Аха—Сахарова) вопросом о том, как у детей формируются понятия. Но оперирование условными знака­ми неизбежно придавало этим " понятиям" искусственный характер.

Поскольку же естественное развитие сознания совершается по­средством такого знака, как слово, имеющее свою внутреннюю (ин­теллектуальную) форму в виде значения, в творчестве Выготского зрела идея перехода к изучения эволюции значения слова и благо­даря этому — стадий мышления. Воплощение этой идеи и принесло ему мировую (весьма запоздалую) славу[33].

Опасность расщепления человека на сферы, причастные разным мирам, Павлов изначально объяснял ограниченностью средств, ко­торыми располагает научная мысль. Он никогда не считал, что его открытия условных рефлексов дают исчерпывающее знание о жизненных явлениях, включая в их число психические. Павлов пре­тендовал, начиная свое дело, на детерминистское объяснение хотя и фундаментального, но лишь одного из разряда этих явлений. Со­здание же целого из объективного и субъективного он на первых порах относил к обязанностям философа, " который олицетворяет в себе величайшее человеческое стремление к синтезу, хотя бы в на­стоящее время и фантастическому" [34].

Однако последнее слово Павлова было другим. Картину, даю­щую, говоря павловскими словами, " целое из объективного и субъ­ективного", представил не философ, а он сам. " Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией. Какое бы было основание раз­личать, отделять друг от друга то, что физиолог называет времен­ной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление" [35].

"... Кто отделил бы в безусловных сложнейших рефлексах (инстин­ктах) физиологическое соматическое от психического, т. е. от пере­живаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д. " [36].

Но если полностью отождествимо то, что традиция относит к области физиологии, с тем, что принято считать психическим, если нельзя отделить одно от другого, то для чего один и тот же научный предмет мыслить в категориях, изначально полагающих тело и ду­шу разными сущностями? Чтобы постигнуть этот предмет, нужны другие понятия и методы, другое имя[37].

Интересно проследить соотношение между динамикой исследо­вательского поиска, носящего надсознательный характер, и работой теоретического сознания в творчестве И. П. Павлова. Противоречие заключалось уже в самом обозначении, которое он подобрал для своей теории, назвав ее учением о высшей нервной деятельности, а в скобках добавив слово " поведение". Нервная деятельность — будь она низ­шая или высшая — это функция одного из органов, различных " бло­ков" организма. Что же касается поведения, то оно охватывает всю систему взаимоотношений между целостным организмом и внешней средой. Конечно, эта система регулируется головным мозгом, но к происходящим внутри него процессам не сводится, ибо неотъемле­мыми компонентами этой же системы служат регуляторы, вполне за­конно мыслимые в категориях психологии, а не физиологии. Исто­рически сложилось так, что теоретические проекции категориально­го аппарата каждой из наук оказались " вещами несовместимыми". Психологическая теория, в которую с присущей ему страстной убеж­денностью верил Павлов, идентифицировала психику с интроспек­тивно данными, говоря его языком, " муками сознания". Никакой пер­спективы справиться с этими " муками", опираясь на учение об услов­ных рефлексах, не было. Чтобы отстоять строго объективный и детерминистский облик этого учения, Павлов, как известно, начал да­же одно время брать со своих сотрудников штраф, если они, ненаро­ком проговорившись, прибегнут к психологическим понятиям. Но время шло, и знания Павлова подхватили не физиологи, а психоло­ги, с особым энтузиазмом американские, возведя под этим знаменем мощную психологическую теорию, определившую в США облик пси­хологии[38] в XX столетии. Конечно, это было бы невозможно, если бы предпосылки не содержались в самом учении, которое Павлов счи­тал " замешанным" на " чистой" психологии. Здесь еще раз следует на­поминать: нужно отличать то, что представлено в самосознании уче­ного (его теоретической рефлексии), от категориального смысла его идей. Но ведь этот смысл дан не за пределами его головы. Он живет и развивается в ней в форме надсознательной творческой активности. Именно в этой надсознательной форме Павлов открыл реальность, несводимую ни к физиологическим, ни к психологическим поняти­ям. Имя этой реальности — поведение[39].

В кратком, но, как всегда у И. П. Павлова, насыщенном емкой мыслью письме в адрес Ленинградского общества физиологов он в нескольких строчках представил " отчет" о своем главном научном деле. " Да, я рад, что вместе с Иваном Михайловичем[40] и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физи­ологического исследования вместо половинчатого весь нераздель­но организм. И это — целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли" [41].

Что означают слова " половинчатый организм"? Ничего, кроме векового разделения его не телесное и духовное (психическое). Вза­мен этого как неоспоримая заслуга русской научной мысли утверж­дался образ " всего нераздельно организма". Поисками целостности телесно-духовного начала жизни веками томились лучшие умы. Пав­лов считал, что эта цель им достигнута за счет " могучей власти фи­зиологического исследования". Как же в таком случае быть с " му­ками сознания", " с научным охватом сознания", мысль о котором терзала его со времен юности?

Ведь сознание является чуждым для физиологии предметом. Не­ужели Павлов уверовал вслед за одной сибирской купчихой, прочи­тавшей в прошлом веке Сеченова, что " души нет, а есть только реф­лексы"? Но все, что мы знаем о Павлове, говорит о. том, что редук-ционизм ему был абсолютно чужд.

Соответственно своим научным убеждением он непреклонно счи­тал, что разработанная им теория дает картину нейродинамики го­ловного мозга как важнейшего физиологического органа. Но на уровне надсознательного, как уже сказано, складывались контуры новых знаний о форме жизнедеятельности, отличной и от феноме­нов сознания, и от любимого им " баланса нервных процессов". Это было знание об особой целостности, в качестве которой выступала система, образуемая взаимодействием организма с внешней средой.

Следует только подчеркнуть, что такое взаимодействие не явля­ется одноплановым. Оно реализуется уже в самых элементарных физико-химических основах жизни. Павловым же были открыты закономерности, присущие более высоким сигнально-регуляцион-ным, условно-рефлекторным формам.

Поэтому если павловские пробы нейрофизиологического объяс­нения этих закономерностей безнадежно устарели, то скрытый за этим теоретико-сознательным уровнем его творчества надсознатель-ный уровень вводил в научное объяснение организма такие детер­минанты (отличные от психологических), которые стали фундамен­том построения новых исследовательских программ и теоретических конструктов, обусловив жизненную силу павловских идей, их способность и далее стимулировать прорывы в непознанное. Реаль­ным историческим свидетельством этого может служить все разви­тие психологии в США в XX столетии. Здесь, в особой, отличной от русской жизни социальной " ткани", его идеи приобрели новый узор в американском бихевиоризме.

Бихевиористы отнесли науку о поведении по ту сторону как фи­зиологии, так и психологии сознания. Впоследствии логика науч­ного познания вынуждала их отступиться от веры своих первых ра­дикальных лидеров и вводить в объяснение механизмов поведения как физиологические реалии, так и открытия, касающиеся роли пси­хического образа (когнитивные карты).

Процесс творчества издавна дает повод для представлений о ре­шающей роли неосознанных психических факторов в его регуля­ции. Имеется, однако, широкий спектр расхождений в вопросе о " фактуре" и динамике неосознаваемых процессов, порождающих творческий продукт. Творческая активность личности многоплано-ва. Осознание личностью своих целей и мотивов — необходимая предпосылка ее адекватного отношения к миру и созидания новых культурных ценностей.

Этот осознаваемый план активности находится в сложном дина­мическом соотношении с двумя другими - неосознаваемыми, но являющимися неотъемлемыми — компонентами работы целостного психического аппарата, генерирующего творческий продукт.

К подсознательному пласту научного творчества мы относим в данном контексте накопленный ученым индивидуальный опыт, слу­жащий непременной предпосылкой скачка его мысли, ее перехода в новое качество. Этот опыт, записанный в нервных клетках, акту­ализируется соответственно запросам новой проблемной ситуации, требующей творческого решения. Естественно, что такое решение не может быть - по определению - добыто из наличных неосозна­ваемых (подсознательных) массивов информации. Его еще следует построить. Поэтому подсознательное служит необходимым, но не­достаточным условием получения нового научного результата.

Обычно при анализе биографии ученого в поисках объяснения обстоятельств, приведших его к открытию (новой идее, теории, ги­потезе и др. ) и позволивших ему оказаться впереди других потен­циальных претендентов на это открытие, обращаются к его про­шлому — испытанным им в различные периоды влияниям, окруже­нию, прочитанным книгам и др. Предполагается (и не без основа­ний), что. совокупность этих обстоятельств определила его выбор безотносительно к тому, как это им самим осознавалось.

Затронув, в частности, генезис психоанализа Фрейда, можно в качестве примера привести изыскания биографами влияний, опре­делявших состав его учения, причем даже таких, которые сам он отвергал, считая это учение совершенно оригинальным и гордясь своей привычкой " сперва анализировать вещи сами по себе, преж­де чем искать информацию о них в книгах".

Давно уже тривиальным стал вывод о влиянии на Фрейда Шо­пенгауэра. Фрейд же утверждал: " Доктрина о вытеснении пришла ко мне независимо от какого бы то ни было источника. Мне неиз­вестно ни одно внешнее впечатление, которое могло бы мне ее вну­шить, и в течение длительного времени мне представлялось, что она является целиком моей, пока Отто Ранк не показал мне места в книге Шопенгауэра " Мир как воля и представление", где этот философ пытается объяснить болезнь" [42].

Можно не сомневаться в искренности Фрейда. Но учитывая, что задолго до того, как писались приведенные строки, он усердно за­нимался философией, притом именно в годы, когда учение Шо­пенгауэра приобрело широкую популярность, можно предположить, что Фрейд с этим учением все-таки был знаком до того, как выдви­нул свою гипотезу о вытеснении, и что факт знакомства оказался вытесненным в область подсознательного в силу амбиций создате­ля психоанализа. Если в отношении Шопенгауэра прямых свиде­тельств о влиянии нет, то иная ситуация складывается в отношении влияния на Фрейда античных мыслителей — прежде всего Платона.

Историки обращают внимание на удивительное сходство между некоторыми мифами Платона и определенными положениями Фрейда, претендующими на то, что они якобы извлечены из эмпи­рии. Указывают на платоновскую трактовку сновидений как испол­нения желаний, на его учения об Эросе как могущественной побу­дительной силе, на понятие о реминисценции (воспоминании), а миф Платона о вознице, пытающемся править колесницей, в кото­рую впряжены дикий, необузданный черный конь и белый, устрем­ленный к возвышенным целям.

Разделение Фрейдом психических сил на " Оно", " Я" и " Сверх-Я", а также идея извечного конфликта этих сил могут рассматриваться как схема, восходящая к Платону. Знал ли Фрейд о платоновских мифах?

Имя Платона отсутствует в первом издании " Толкования снови­дений" (1900) и появляется впервые в четвертом (1914), но истори­ки установили, что Фрейд, учившийся у " перипатетика XIX века" Брентано, был хорошо знаком с философией античности. Правда, в беседах со своим биографом Джонсом Фрейд утверждал, что его знакомство с Платоном было " весьма фрагментарным".

Но за много-много лет до этих бесед в одном из писем, относя­щихся к периоду работы над " Толкованием сновидений", Фрейд признавал, что, читая " Историю греческой цивилизации" Буркхард-та, он обнаружил " неожиданные параллели" со своими мыслями[43]. Эти параллели впоследствии им не осознавались, влияя, однако, на ход его идей. Итак, нечто, некогда воспринятое субъектом творче­ства и подспудно оказывающее на него влияние, образует область подсознательного.

От этих явлений, служащих давним предметом анализа, перейдем к другому компоненту в регуляции творческих процессов, назван­ному нами " надсознательным". На этом уровне происходит непод­дающаяся сознательно волевому контролю работа творческой мыс­ли в новом режиме. Здесь эта мысль, будучи детерминирована за­просами логики развития науки, зависит не только от прошлого (осевшего в подсознательном), но и от будущего. Она как бы реце-пирует " позывные будущего науки" и строит интеллектуальные про­дукты, которые являются откликами различной степени адекватно­сти на этот зов. Какими, одн-ако, средствами мы располагаем, что­бы реконструировать работу творческой мысли на надсознательном уровне?

Если в отношении подсознательной детерминации творческого процесса (в плане выяснения влияний, вошедших в новый интел­лектуальный синтез) вопрос решается относительно просто, а имен­но путем использования методов сравнительно-исторического ана­лиза, то для проникновения в своеобразие надсознательной регуля­ции научного творчества необходимы другие приемы.

Принципиальное отличие надсознательной активности от дру­гих форм психической регуляции в том, что в ней интегрируются личностное и предметно-логическое, притом такое предметно-ло­гическое, которое еще не отстоялось в науке, а формируется в дан­ный исторический период. Очевидно, что в качестве присущего си­стеме науки, имеющей свой строй и закономерности развития, оно не может описываться в тех же терминах, в каких сам субъект твор­чества формулирует свои проблемы, гипотезы, проекты, идеи. Эти идеи и проблемы следует перевести на другой язык, позволяющий соотнести события, которые представлены на уровне сознания твор­ческой личности, с независимой от этой личности объективной логикой движения познания. Мы предложили описать эту логику в терминах категориального строя науки, подразумевая под катего­риями наиболее общие, далее неразложимые понятия, организую­щие работу мысли над конкретными доступными эмпирическому контролю предметами и проблемами. Выявив основные блоки на­учно-категориального аппарата и принципы его преобразования, мы получаем некоторую независимую от всего многообразия и непов­торимости индивидуальных поисков обобщенную схему, способную служить ориентировочной основой для расшифровки подлинного предметно-логического смысла этих поисков.

Располагая подобной схемой, мы можем накладывать ее на по­лученные отдельным исследователем результаты, трактуя их как сим­волику и симптоматику процессов, совершающихся в мышлении этого исследователя на уровне надсознательного. Сосредоточива­ясь на предметном (теоретическом и эмпирическом) значении сво­их идей, ученый не осознает их категориальный смысл. Но этот смысл присутствует незримо в его концепциях и открытиях, в голо­ве этого ученого. Не осознаваясь им, он регулирует его исследова­тельский поиск. Можно сказать, что эта регуляция осуществляется бессознательно. Однако, руководствуясь предложенным выше разделением бессознательного на два разряда, мы вправе сказать, что категориальная регуляция совершается надсознательно.

От этих рассуждений общего характера перейдем к рассмотре­нию психоанализа Фрейда и попытаемся рассмотреть его истоки, исходя не из влияний (Шопенгауэра, Платона или других), многие из которых определяли формирование психоаналитической доктри­ны на уровне подсознательного, а из контекста категориального раз­вития психологического познания.

В этом плане особый интерес представляет период, непосредствен­но предшествующий появлению первой программы психоаналитиче­ских исследований, изложенной в " Толковании сновидений".

Как известно, этой работе предшествовала другая, написанная Фрейдом в соавторстве с Брейером, — " Очерки об истерии". Обра­щаясь к этой книге, современный читатель воспринимает текст сквозь призму последующих наслоений всего того, что писали и продолжают писать о Фрейде. Поэтому легко может сложиться впе­чатление, будто в ней уже представлена система основных понятий психоанализа. Тем более что от этой книги принято вести историю психоаналитического течения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.