Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 4 страница



Конечно, и применительно к этим темам успешность их разра­ботки зависит от состава тех объяснительных принципов, которы­ми оперирует исследователь, - детерминизма, системности, разви­тия. В плане построения реального действия существенно разнят­ся, например, подходы, представляющие это действие по типу ме­ханической детерминации (по типу рефлекса как автоматического сцепления центростремительной и центробежной полудуг), счита­ющие его изолированной единицей, игнорирующей уровни его по­строения, и подходы, согласно которым психическая регуляция действия строится на обратных связях, предполагает рассмотрение его в качестве компонента целостной структуры и считает его перестра­ивающимся от одной стадии к другой.

Естественно, что не менее важно и то, каких объяснительных принципов мы придерживаемся и в психосоциальной проблеме: счи­таем ли детерминацию психосоциальных отношений человека ка­чественно отличной от социального поведения животных, рассмат­риваем ли индивида в целостной социальной общности или счита­ем эту общность производной от интересов и мотиваций индивида, учитываем ли динамику и системную организацию этих общностей в плане их поуровнего развития, а не только системного взаимо­действия.

В процессе решения проблем на основе объяснительных прин­ципов добывается знание о психической реальности, соответствую­щее критериям научности. Оно приобретает различные формы: фак­тов, гипотез, теорий, эмпирических обобщений, моделей и др. Этот уровень знания обозначим как теоретико-эмпирический. Рефлек­сия относительно этого уровня является постоянным занятием ис­следователя, проверяющего гипотезы и факты путем варьирования экспериментов, сопоставления одних данных с другими, построе­ния теоретических и математических моделей, дискуссий и других форм коммуникаций.

Изучая, например, процессы памяти (условия успешного запо­минания), механизмы выработки навыка, поведение оператора в стрессовых ситуациях, ребенка — в игровых и тому подобных, пси­холог не задумывается о схемах логики развития науки, хотя в дей­ствительности они незримо правят его мыслью. Да и странно, если бы было иначе, если бы он взамен того, чтобы задавать конкретные вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений, стал размышлять о том, что происходит с его интеллектуальным аппаратом при вос­приятии и анализе этих явлений. В этом случае, конечно, их иссле­дование немедленно бы расстроилось из-за переключения внима­ния на совершенно иной предмет, чем тот, с которым сопряжены его профессиональные интересы и задачи.

Тем не менее за движением его мысли, поглощенной конкрет­ной, специальной задачей, стоит работа особого интеллектуального аппарата, в преобразованиях структур[6] которого представлена ло­гика развития психологии.

Логика и психология научного творчества

Научное знание, как и любое другое иное, представляется посредством работы мысли. Но и сама эта работа благодаря исканиям древних философов стала предметом знания.

Тогда-то и были открыты и изучены всеобщие логические фор­мы мышления как не зависимые от содержания сущности. Аристо­тель создал силлогистику — теорию, выясняющую условия, при ко­торых из ряда высказываний с необходимостью следует новое.

Поскольку производство нового рационального знания является главной целью науки, то издавна возникла надежда на создание ло­гики, способной снабдить любого здравомыслящего человека ин­теллектуальной " машиной", облегчающей труд по получению но­вых результатов. Эта надежда воодушевляла великих философов эпо­хи научной революции XVII столетия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лей­бница. Их роднило стремление трактовать логику как компас, вы­водящий на путь открытий и изобретений. Для Бэкона таковой яв­лялась индукция. Ее апологетом в XIX столетии стал Джон Стюарт Милль, книга которого " Логика" пользовалась в ту пору большой популярностью среди натуралистов. Ценность схем индуктивной ло­гики видели в их способности предсказывать результат новых опы­тов на основе обобщения прежних. Индукция (от лат. inductio — наведение) считалась мощным инструментом победно шествовав­ших естественных наук, получивших именно по этой причине на­звание индуктивных. Вскоре, однако, вера в индукцию стала гас­нуть. Те, кто произвел революционные сдвиги в естествознании, работали не по наставлениям Бэкона и Милля, рекомендовавшим собирать частные данные опыта с тем, чтобы они навели на обо­бщающую закономерность.

После теории относительности и квантовой механики мнение о том, что индукция служит орудием открытий, окончательно отвер­гается. Решающую роль теперь отводят гипотетико-дедуктивному методу, согласно которому ученый выдвигает гипотезу (неважно, от­куда она черпается) и выводит из нее положения, доступные конт­ролю в эксперименте. Из этого было сделано заключение в отно­шении задач логики: она должна заниматься проверкой теорий с точки зрения их непротиворечивости, а также того, подтверждает ли. опыт их предсказания.

Некогда философы работали над тем, чтобы в противовес сред­невековой схоластике, применявшей аппарат логики для обоснова­ния религиозных догматов, превратить этот аппарат в систему пред­писаний, как открывать законы природы. Когда стало очевидно, что подобный план невыполним, что возникновение новаторских идей и, стало быть, прогресс науки обеспечивают какие-то другие способности мышления, укрепилась версия, согласно которой эти способности не имеют отношения к логике. Задачу последней ста­ли усматривать не в том, чтобы обеспечить производство нового знания, а в том, чтобы определить критерии научности для уже при­обретенного. Логика открытия была отвергнута. На смену ей при­шла логика обоснования, занятия которой стали главными для на­правления, известного как " логический позитивизм". Линию этого направления продолжил видный современный философ К. Поппер.

Одна из его главных книг называется " Логика научного откры­тия". Название может ввести в заблуждение, если читатель ожидает увидеть в этой книге правила для ума, ищущего новое знание. Сам автор указывает, что не существует такой вещи, как логический ме­тод получения новых идей или как логическая реконструкция этого процесса, что каждое открытие содержит " иррациональный эле­мент" или " творческую интуицию". Изобретение теории подобно рождению музыкальной темы. В обоих случаях логический анализ ничего объяснить не может. Применительно к теории его можно использовать лишь с целью ее проверки — подтверждения или опро­вержения. Но диагноз ставится в отношении готовой, уже выстро­енной теоретической конструкции, о происхождении которой ло­гика судить не берется. Это дело другой дисциплины — эмпириче­ской психологии.

Размышляя о развитии сознания в мире, в космосе, во Вселен­ной, В. И. Вернадский относил это понятие к категории тех же есте­ственных сил, как жизнь и все другие силы, действующие на пла­нете. Он рассчитывал, что путем обращения к историческим релик­там в виде научных открытий, сделанных независимо разными людь­ми в различных исторических условиях, удастся проверить, действи­тельно ли интимная и личностная работа мысли конкретных инди­видов совершается по независимым от этой индивидуальной мысли объективным законом, которые, как и любые законы науки, отли­чает повторяемость, регулярность. Вопрос о независимых открыти­ях был поставлен через несколько десятилетий после Вернадского в социологии науки. В работе Отборна и Томаса " Являются ли от­крытия неизбежными: заметка о социальной эволюции" приводит­ся около ста пятидесяти важных научных идей, выдвинутых неза­висимо друг от друга различными исследователями. Другой социо-. лог - Роберт Мертон, подсчитав двести шестьдесят четыре таких случая, отметил, что представление Огборна и Томаса о так называ­емых " независимых открытиях" неоригинально, что сходная точка

зрения задолго до них выдвигалась рядом авторов, список которых он приводит, поэтому их вывод о повторяемости инноваций отно­сится к разряду " независимых открытий". В приводимом Мерто-ном списке нет Вернадского, приложившего немало усилий, чтобы, сопоставив научные результаты, добытые независимо друг от друга учеными различных эпох и культур, обосновать свой тезис о зако­нах развития науки, действующих, подобно другим естественным законам, независимо от активности отдельных умов. Так, на каж­дом шагу историк встречается с новаторскими идеями и изобрете­ниями, которые были забыты, но впоследствии вновь созданы ни­чего не знавшими о них умами в разных странах и культурах, что исключает какую бы то ни было возможность заимствования. Изу­чение подобного рода явлений заставляет нас " глубоко проникать в изучение психологии научного искания, — писал Вернадский. — Оно открывает нам как бы лабораторию научного мышления. Оказыва­ется, что не случайно делается то или иное открытие, так, а не ина­че строится какой-нибудь прибор или машина. Каждый прибор и каждое обобщение являются закономерным созданием человеческо­го разума". Если независимость рождения одних и тех же научных идей в различных, не связанных между собой регионах и сообщест­вах считалась Вернадским неоспоримым аргументом в пользу его тезиса о том, что работа мысли совершается по объективным зако­нам, которые производят свои эффекты с регулярностью, прису­щей геологическим и биологическим процессам, то факты, неоспо­римо говорящие о преждевременных открытиях (о лицах, как гово­рил Вернадский, сделавших открытия до их настоящего признания наукой), вводят в анализ природы научной мысли вслед за логиче­ским (касающимся законов познания) два других параметра: лич­ностный и социальный. Личностный — поскольку " преждевремен­ность открытия" говорила о том, что оно являлось прозрением от­дельной личности, прежде чем было ассимилировано сообществом. Социальный — поскольку только в результате такой ассимиляции оно становится " ферментом" эволюции ноосферы.

Исследовательский поиск относится к разряду явлений, обозна­чаемых в психологии как " поведение, направленное на решение проблемы". Одни психологи полагали, что решение достигается пу­тем " проб, ошибок и случайного успеха", другие — мгновенной пе­рестройкой " поля восприятия" (так называемый инсайт), третьи -неожиданной догадкой в виде " ага-переживания" (нашедший ре­шение восклицает: " Ага! " ), четвертые — скрытой работой подсоз­нания (особенно во сне), пятые — " боковым зрением" (способ-

ностью заметить важную реалию, ускользающую от тех, кто сосре­доточен на предмете, обычно находящемся в центре всеобщего вни­мания) и т. д. [7]

Большую популярность приобретало представление об интуиции как особом акте, излучаемом из недр психики субъекта. В пользу этого воззрения говорили самоотчеты ученых, содержащие свиде­тельства о неожиданных разрывах в рутинной связи идей, об озаре­ниях, дарящих новое видение предмета (начиная от знаменитого восклицания " Эврика! " Архимеда). Указывают ли, однако, подо­бные психологические данные на генезис и организацию процесса открытия?

Логический подход обладает важными преимуществами, коре­нящимися во всеобщности его постулатов и выводов, в их открыто­сти для рационального изучения и проверки. Психология же, не имея по поводу протекания умственного процесса, ведущего к от­крытию, надежных опорных пунктов, застряла на представлениях об интуиции, или " озарении". Объяснительная сила этих представ­лений ничтожна, поскольку никакой перспективы для причинного объяснения открытия, а тем самым и фактов возникновения ново­го знания они не намечают.

Если принять рисуемую психологией картину событий, которые происходят в " поле" сознания или " тайниках" подсознания перед тем, как ученый оповестит мир о своей гипотезе или концепции, то возникает парадокс. Эта гипотеза или концепция может быть приня­та только при ее соответствии канонам логики, то есть лишь в том случае, если она выдержит испытание перед лицом строгих рацио­нальных аргументов. Но " изготовленной" она оказывается средства­ми, не имеющими отношения к логике: интуитивными " прозрения­ми", " инсайтами", " ага-переживаниями" и т. п. Иначе говоря, раци­ональное возникает как результат действия внерациональных сил.

Главное дело науки - открытие детерминант и законов. Но вы­ходит, что ее люди вершат свое дело, не подчиняясь доступным ра­циональному постижению законам. Такой вывод следует из анализа рассмотренной нами ситуации, касающейся соотношения логики и психологии, неудовлетворенность которой нарастает в силу не только общих философских соображений, но и острой потребности в том, чтобы сделать более эффективным научный труд, ставший мас­совой профессией.

Необходимо вскрыть глубинные предметно-логические структу­ры научного мышления и способы их преобразования, ускользаю­щие от формальной логики, которая не является ни предметной, ни исторической. Вместе с тем природа научного открытия не об­нажит своих тайн, если ограничиться его логическим аспектом, оставляя без внимания два других — социальный и психологиче­ский, которые в свою очередь должны быть переосмыслены в каче­стве интегральных компонентов целостной системы.

Общение – координата науки как деятельности

Переход к объяснению науки как деятельности требует взглянуть на нее не только с точки зрения предметно-логического ха­рактера ее когнитивных структур. Дело в

том, что они действуют в мышлении лишь тогда, когда " обслужива­ют" проблемные ситуации, возникающие в научном сообществе. За­рождение и смена идей как процесс, в динамике которого прослежи­вается собственная историологическая закономерность, совершает­ся не в сфере " чистой" мысли, а в социально-историческом " поле". Его силовые линии определяют творчество каждого исследователя, каким бы самобытным он ни являлся. Хорошо известно, что и сами ученые, во всяком случае многие из них, связывали собственные до­стижения с успехами других. Такой гений, как Ньютон, называл себя карликом, видевшим дальше других потому, что он стоял на плечах гигантов, в частности — и прежде всего — Декарта.

Декарт мог бы в свою очередь сослаться на Галилея, Галилей на Кеплера и Коперника и т. д. Но подобные ссылки не раскрывают социальной сущности научной деятельности. В них лишь подчер­кивается момент преемственности в кумуляции знания благодаря творчеству отдельных гениев. Они являют собой как бы отдельные вершины, выступают как отдельные избранные личности высшего ранга (обычно предполагается, что им присущ особый психологи­ческий профиль), призванные передавать друг другу историческую эстафету. Их выделяемость из общей социально-интеллектуальной среды, в которой они сложились и вне которой не смогли бы при­обрести репутацию гения, объясняется при подобном воззрении ис­ключительно присущими им индивидуально-личностными качест­вами. Ложна при таком понимании не сама по себе мысль о том, что способности к научному творчеству распределены по индиви­дам неравномерно. Ложно иное — представление о способностях, как о чем-то не имеющем иных оснований, кроме замкнутой в себе психической сферы личности. В качестве субъекта научной деятель­ности личность приобретает характеристики, побуждающие ранжи­ровать ее как выделяющуюся из общего массива лиц, занятых нау­кой, благодаря тому, что в ней с наибольшей эффективностью скре­щивается и концентрируется то, что рассеяно во всем сообществе ученых. Откуда быть грозе, спрашивал А. А. Потебня, если в атмос­фере не было бы электрических зарядов?

Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует раз­личать несколько аспектов. Особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности на­учного сообщества (особого социума), имеющего свои нормы и эта­лоны. В нем когнитивное неотделимо от коммуникативного, по­знание — от общения. Когда речь идет не только о сходном осмыс­лении терминов (без чего обмен идей невозможен), но об их преоб­разовании (ибо именно оно совершается в научном исследовании как форме творчества), общение выполняет особую функцию. Оно становится креативным.

Общение ученых не исчерпывается простым обменом информа­цией. Иллюстрируя важные преимущества обмена идеями по срав­нению с обменом товарами, - Бернард Шоу писал: " Если у вас ябло­ко и у меня яблоко и мы обмениваемся ими, то остаемся при сво­их - у каждого по яблоку. Но если у каждого из нас по одной идее и мы передаем их друг другу, то ситуация меняется, каждый сразу же становится богаче, а именно — обладателем двух идей".

Эта наглядная картина преимуществ интеллектуального обще­ния не учитывает главной ценности общения в науке как творче­ском процессе, в котором возникает " третье яблоко", когда при столкновении идей происходит " вспышка гения". Процесс позна­ния предполагает трансформацию значений.

Если общение выступает в качестве непременного фактора по­знания, то информация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Она порождается пересечением линий мысли, идущих из мно­гих источников.

Говоря о производстве знания, мы до сих пор основной акцент делали на его категориальных регуляторах. Такая абстракция по­зволила выделить его предметно-логический (в отличие от формаль­но-логического) аспект. Мы вели изложение безотносительно к вза­имодействию, пересечению, дивергенции и синтезу категориальных ориентации различных исследователей.

Реальное же движение научного познания выступает в форме ди­алогов, порой весьма напряженных, простирающихся во времени и пространстве. Ведь исследователь задает вопросы не только приро­де, но также другим ее испытателям, ища в их ответах[8] информа­цию (приемлемую или неприемлемую), без которой не может воз­никнуть его собственное решение. Здесь необходимо подчеркнуть важный момент. Не следует, как это обычно делается, ограничи­ваться указанием на то, что значение термина (или высказывания) само по себе " немо" и сообщает нечто существенное только в цело­стном контексте всей теории. Такой вывод лишь частично верен, ибо неявно предполагает, что теория представляет собой нечто от­носительно замкнутое. Конечно, термин " ощущение", к примеру, лишен исторической достоверности, вне контекста конкретной те­ории, смена постулатов которой меняет и его значение.

В теории В. Вундта, скажем, ощущение означало элемент созна­ния, в теории И. М. Сеченова оно понималось как чувствование -сигнал, в функциональной школе как сенсорная функция, в совре­менной когнитивной психологии как момент перцептивного цикла и т. д. и т. п.

Различное видение и объяснение одного и того же психического феномена определялось " сеткой" тех понятий, из которых " сплета­лись" различные теории. Можно ли, однако, ограничиться внутри-теоретическими связями понятия, чтобы раскрыть его содержание? Дело в том, что теория работает не иначе, как сталкиваясь с други­ми, " выясняя отношения с ними". (Так, функциональная психоло­гия опровергала установки вундтовской школы, Сеченов дискути­ровал с интроспекционизмом и т. п. ) Поэтому ее значимые компо­ненты неотвратимо несут печать этих взаимодействий.

Язык, имея собственную структуру, живет, пока он применяется, пока он вовлечен в конкретные речевые ситуации, в круговорот вы­сказываний, природа которых диалогична.

Динамика и смысл высказываний не могут быть " опознаны" по структуре языка, его синтаксису и словарю. Нечто подобное мы на­блюдаем и в отношении языка науки. Недостаточно воссоздать его предметно-логический словарь и синтаксис (укорененные в катего­риях), чтобы рассмотреть науку как деятельность. Следует соотне­сти эти структуры с " коммуникативными сетями", актами общения как стимуляторами преобразования знания, рождения новых про­блем и идей[9].

Если И. П. Павлов отказался от субъективно-психологического объяснения реакций животного, перейдя к объективно-психологи­ческому (о чем он оповестил в 1903 году Международный конгресс в Мадриде), то произошло это в ответ на запросы логики развития науки, где эта тенденция наметилась по всему исследовательскому фронту. Но совершился такой поворот, как свидетельствовал сам ученый, после " нелегкой умственной борьбы". И шла эта борьба, как достоверно известно, не только с самим собой, но и в ожесто­ченных спорах с ближайшими сотрудниками.

Если В. Джемс, патриарх американской психологии, просла­вившийся книгой, где излагалось учение о сознании, выступил в 1905 году на Международном психологическом конгрессе в Риме с докладом " Существует ли сознание? ", то сомнения, которые он тог­да выразил, были плодом дискуссий — предвестников появления бихевиоризма, объявившего сознание своего рода пережитком вре­мен алхимии и схоластики.

Свой классический труд " Мышление и речь" Л. С. Выготский предваряет указанием, что 'книга представляет собой результат по­чти десятилетней работы автора и его сотрудников, что многое, счи­тавшееся вначале правильным, оказалось прямым заблуждением.

Выготский подчеркивает, что он подверг критике Ж. Пиаже и В. Штерна. Но он критиковал и самого себя, замыслы своей груп­пы (в ней выделялся покончивший с собой в двадцатилетнем воз­расте Л. С. Сахаров, имя которого сохранилось в модифицирован­ной им методике Н. Аха). Впоследствии Выготский признал, в чем заключался просчет: "... в старых работах мы игнорировали то, что знаку присуще значение" [10].

Переход от знака к значению совершился в диалогах, изменив­ших исследовательскую программу Выготского, а тем самым и об­лик его школы.

Школы в науке

Коллективность исследовательского труда приобретает различные формы. Одной из них является научная школа. Понятие о ней неоднозначно, и под ее именем фигурируют различные типологические формы. Среди них выделяются: а) школа научно-образовательная; б) школа — исследовательский коллектив; в) школа как направление в определенной области знаний. Наука в качестве деятельности — это " производство" не только идей, но и людей. Без этого не было бы эстафеты знаний, передачи традиций, а тем самым и новаторства. Ведь каждый новый прорыв в непознанное возможен не иначе как благодаря предшествующему (даже если последний опровергается).

Наряду с личным вкладом ученого социокультурная значимость его творчества оценивается и по критерию создания им школы. Так, говоря о роли И. М. Сеченова, его ближайший ученик М. Н. Шатер-ников отмечал в качестве главной заслуги ученого то, что он " с выдающимся успехом сумел привлечь молодежь к самостоятельной разработке научных вопросов и тем положил начало русской физи­ологической школе" [11].

Здесь подчеркивается деятельность Сеченова как учителя, сфор­мировавшего у тех, кому посчастливилось пройти его школу (на лекциях и в лаборатории), способность самостоятельно разрабаты­вать свои проекты, отличные от сеченовских. Но отец русской фи­зиологии и объективной психологии создал не только научно-обра­зовательную школу. В один из периодов своей работы — и можно точно указать те несколько лет, когда это происходило, — он руко­водил группой учеников, образовавших школу как исследователь­ский коллектив.

Такого типа школа представляет особый интерес в плане анали­за процесса научного творчества. Ибо именно в этих обстоятель­ствах обнажается решающее значение исследовательской програм­мы в управлении этим процессом. Программа является величай­шим творением личности ученого, ибо в ней прозревается резуль­тат, который в случае ее успешного исполнения явится миру в об­разе открытия, дающего повод вписать имя автора в летопись науч­ных достижений.

Разработка программы предполагает осознание ее творцом про­блемной ситуации, созданной (не только для него, но для всего на­учного сообщества) логикой развития науки и наличием орудий, оперируя которыми, можно было бы найти решение.

Программа, относящаяся к нейрофизиологии, зародилась у Се­ченова в связи с психологической задачей, касающейся механизма волевого акта. Открытие им в головном мозгу " центров, задержива­ющих рефлексы", принесло ему всеевропейскую славу, стало его личным достижением (оно было совершено в Париже, в лаборатории Клода Бернара, . который не придал сеченовскому результату серьезного значения).

Но, вернувшись в Петербург, Сеченов стал трактовать свое от­крытие как компонент более общей программы по исследованию отношений между нервными центрами. Соответственно, он мог те­перь раздать своим ученикам различные фрагменты этой програм­мы. Она стала объединяющим началом работы собравшейся вокруг него группы молодых исследователей. Через несколько лет, опира­ясь на эту программу, произвести новое знание более не удавалось и школа как исследовательский коллектив распалась. Вчерашние ученики пошли каждый своим путем.

Вместе с тем Сеченов стал учителем для следующих поколений исследователей нейрорегуляции поведения и в этом смысле лиде­ром школы как направления в науке.

За появлением и исчезновением научных школ как исследова­тельских коллективов скрыта судьба их программ. Каждый из этих коллективов — это малая социальная общность, отличающаяся " лица необщим выражением". Различия между ними определяются про­граммами. В каждой преломляются запросы предметной логики в той форме, в какой они " запеленгованы" интеллектуальной чув­ствительностью ее творца. Эти запросы, как отмечалось, динамич­ны, историчны.

Так, в годы становления психологии в качестве самостоятельной науки велик был авторитет школы Вундта. Ее программа получила имя структуралистской (главная проблема виделась в выявлении пу­тем эксперимента элементов, из которых строится сознание). Но вскоре из школы вышли молодые психологи, предложившие новые исследовательские программы.

Причины распада научных школ

Подобно организму, школа не только зарождается, но и распадается. Очевидно, что факторы, ответственные за ее расцвет, определяют также и ее деградацию и исчезновение. Здесь действуют одни и те же законы. Для их анализа распад школы пред­ставляет не менее значимый феномен, чем ее возникновение и раз­витие. Логика развития науки детерминирует движение исследова­тельской мысли в конкретной проблемной ситуации, " перекодируе­мой" лидером школы в программу деятельности. Но эта же логика, посредством других программ, более адекватных ее переменчивым запросам, ведет к моральному износу этой программы, ее деактуали-зации, а тем самым и к утрате школой своего былого влияния.

Каждую школу нужно рассматривать в динамике, учитывая сдви­ги, происходящие в научном сообществе в целом. В 70-х годах

XIX века, когда лаборатория Вундта и его " Основы физиологиче­ской психологии" являлись центром кристаллизации новой обла­сти знания, расстановка научных сил была иная, чем в следующем десятилетии. Несоответствие между категориальным развитием пси­хологического познания и теоретической программой Вундта ста­новилось все более резким, несмотря на усилия, которые прилагал Вундт, чтобы включить в свою и без того эклектичную систему ме­тоды и подходы, выработанные психологами совершенно иной ори­ентации. Если первоначально в самосознании представителей но­вой дисциплины (а тем самым и в глазах остальных) между школой Вундта и новой неспекулятивной, опытной психологией стоял знак равенства, то уже в 80-х годах прошлого столетия работники лейп-цигской лаборатории начали восприниматься как представители од­ной из школ, научный авторитет которой стремительно падал.

Приобретение психологией права на самостоятельность подго­тавливалось интранаучными процессами: становлением ее собствен­ного исследовательского аппарата — категориального, методическо­го, теоретического, появлением носителя этого аппарата — научно­го сообщества и конкретных лиц, которым сообщество придало ли­дерские функции. Но интранаучное неисчислимыми нитями связа­но с экстранаучным.

В аналитических целях допустимо на некоторый момент абстра­гироваться от этих связей. В реальности же движение научной мыс­ли, какой бы " чистой" она самой себе не казалась, зависит от со­циальных потребностей, придающих этому движению энергию и на­правленность.

Запросы практики (педагогической, медицинской, организации труда и отбора кадров) стимулировали расцвет психологии. Забрез­жила перспектива приобретения экспериментального знания о че­ловеке и тем самым решения жизненно важных вопросов средства­ми точной науки.

Но теоретическая программа Вундта была в этом отношении ма­лообещающей. Прибывавшая в его лабораторию молодежь жаждала реального знания. Ей же предлагался интроспективный анализ " не­посредственного опыта". Перебросить от него мост к практике че-ловекопознания и человекоизменения было невозможно.

Вундт трактовал эксперимент в психологии только как вспомо­гательное средство, которое позволяет путем варьирования внеш­них воздействий и регистрации объективно наблюдаемых реакций выяснить поэлементное строение сознания. Стало быть, психоло­гический эксперимент в понимании Вундта не есть эксперименти­рование над человеческой психикой, под которой понималось только то, что начинается и кончается в сознании, отождествленном с самосознанием. Отсюда — второе ограничение: эксперимент в пси­хологии невозможен без самонаблюдения. И наконец, третье: эк­сперимент, по Вундту, применим только к элементарным процес­сам сознания, но не к высшим (мышление, воля). Последние пред­лагалось изучать не лабораторными, а культурно-историческими ме­тодами, путем анализа продуктов деятельности.

Считая указанные каноны незыблемыми, Вундт запрещал лю­бой иной подход и культивировал соответствующие взгляды в своей школе. Между тем объективная логика разработки психологических проблем шла в ином направлении, разрушая барьеры, которые пы­тался воздвигнуть Вундт. В 1885 году появилось классическое ис­следование Г. Эббингауза " О памяти", значение которого (безотно­сительно к тому, осознавал это сам автор или нет) состояло не толь­ко в том, что впервые в кругу доступных психологическому экспе­рименту объектов появилась память и были установлены ее важ­нейшие закономерности[12].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.