Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 2 страница



Из приведенного рисунка видно, что в соответствии с принци­пом открытости категориальной системы теоретической психоло­гии ряд базисных психологических категорий, как и ряд метапси­хологических, открыт. Могут быть предложены три версии, пояс­няющие это.

Метапсихологические категории

                                     

Базисные психологические категории

    Рис. 1. Базисные (ядерные) категории связаны

  с метапсихологическими жирными вертикальными линиями,

а оформляющие — тонкими наклонными

1. Некоторые психологические категории (как базисные, так ме-тапсихологические) еще не исследованы, не выявлены в каче­стве категорий теоретической психологии, хотя в частных пси­хологических концепциях они фигурируют на правах " работа­ющих" понятий.

2. Некоторые категории рождаются только сегодня; как и все, возникающее " здесь и теперь", они оказываются пока за пре­делами актуальной саморефлексии науки.

3. Некоторые из психологических категорий появятся, по всей вероятности, в частных психологических теориях со временем, с тем чтобы когда-нибудь войти в состав категорий теоретиче­ской психологии.

Предлагаемый способ восхождения к метапсихологическим ка­тегориям с опорой на категории базисного уровня далее кратко иллюстрируется на примере соотнесения некоторых категорий, в той или иной степени уже определившихся в психологии.

Образ -> Сознание. Действительно ли " сознание" является ме­тапсихологическим эквивалентом базисной категории " образ"? В литературе последнего времени высказываются мнения, исключа­ющие подобную версию. Утверждается, что сознание не есть, как полагал, например, А. Н. Леонтьев, " в своей непосредственности... открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния", и не есть " отношение к действи­тельности", а есть " отношение в самой действительности", " сово­купность отношений в системе других отношений", " не имеет ин­дивидуального существования или индивидуального представитель­ства". Другими словами, сознание якобы не есть образ - акцент

переносится на категорию " отношение". Подобный взгляд, как нам представляется, вытекает из ограниченного представления о кате­гории " образ". Упущена связь между понятием " образ" и имеющим многовековую традицию в истории философской и психологиче­ской мысли понятием " идея". Идея есть образ (мысль) в действии, продуктивное представление, формирующее свой объект. В идее пре­одолевается оппозиция субъективного и объективного. И поэтому вполне резонно думать, что " идеи творят мир". Выявляя в образе то, что характеризует его со стороны его действенности (а значит, мотивов, отношений, переживаний индивида), мы определяем его как сознание. Итак, сознание есть целостный образ действительности (что в свою очередь означает область человеческого действия), ре­ализующий мотивы и отношения индивида и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект. Итак, логическим ядром определения категории " сознания" здесь является базисная категория " образ", а оформляющими категориями - " действие", " мотив", " отношения", " переживание", " индивид".

Мотив —» Ценность. " Проверка на прочность" идеи восхожде­ния от абстрактных (базисных) к конкретным (метапсихологиче­ским) категориям может быть проведена также на примере разви­тия категории " мотив". В этом случае возникает сложный вопрос о том, какая метапсихологическая категория должна быть поставлена в соответствие этой базисной категории (" смысловое образование"? " значимость"? " ценностные ориентации"? " ценность"? ). Однако при всей несомненности того, что все эти понятия находятся в пе­рекличке друг с другом и при этом соотносятся с категорией " мо­тив", они не могут — по разным причинам — считаться метапсихо­логическим эквивалентом последней. Одно из решений этой про­блемы - привлечение категории " ценность". Спрашивая, каковы цен­ности этого человека, мы задаемся вопросом о сокровенных мотивах его поведения, но сам по себе мотив еще не есть ценность. Напри­мер, можно испытывать влечение к чему-либо или к кому-либо и вместе с тем стыдиться этого чувства. Являются ли эти побуждения " ценностями"? Да, но только в том смысле, что это - " негативные ценности". Данное словосочетание должно быть признано производ­ным от исходной — " позитивной" — интерпретации категории " цен­ность" (говорят о " материальных и духовных, предметных и субъек­тных, познавательных и нравственных ценностях" и т. д. и т. п. ). Таким образом, ценность - это не просто мотив, а мотив, характери­зуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта. Мотив, рассматриваемый как ценность, выступает в сознании индивида как сущностная характеристика его (индивида) существова­ния в мире. Мы сталкиваемся с подобным пониманием ценности как в обыденном, так и в научном сознании (" ценность" в обычном словоупотреблении означает " явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении"; в философском плане подчеркивается нормативно-оценочный ха­рактер " ценности" )- Ценностно то, что человек, по словам Гегеля, признает своим. Однако прежде, чем мотив выступит перед индиви­дом как ценность, должна быть произведена оценка, а порою и пе­реоценка той роли, которую мотив играет или может играть в про­цессах самоосуществления индивида. Иначе говоря, для того, что­бы мотив был включен индивидом в образ себя и выступил, таким образом, как ценность, индивид должен осуществить определенное действие (ценностное самоопределение). Результатом этого действия является не только образ мотива, но и переживание данного мотива индивидом в качестве важной и неотъемлемой " части" себя самого. Вместе с тем ценность есть то, что в глазах данного индивида цени­мо и другими людьми, то есть обладает для них побудительной си­лой. Посредством ценностей индивид персонализируется (обретает свою идеальную представленность и продолженность в общении). Мотивы-ценности, являясь сокровенными, активно раскрываются в общении, служа тому, чтобы " приоткрыть" общающихся друг другу. Таким образом, категория " ценность" неотделима от базисной ка­тегории " отношения", рассматриваемой не только во. внутреннем, но и во внешнем плане. Итак, ценность — это мотив, который в процессе самоопределения рассматривается и переживается инди­видом как собственная неотчуждаемая " часть", что образует основу " самопредъявления" (персонализации) субъекта в общении.

Переживание —» Чувство. Категория " переживание" (в широком смысле слова) может рассматриваться как ядерная в построении ме-тапсихологической категории " чувство". С. Л. Рубинштейн в " Осно­вах общей психологии" различал первичное и специфическое " пе­реживание". В первом значении (его мы рассматриваем как опре­деляющее для установления одной из базисных психологических ка­тегорий) " переживание" рассматривается как сущностная характе­ристика психики, качество " принадлежности" индивиду того, что составляет " внутреннее содержание" его жизни; С. Л. Рубинштейн, говоря о первичности такого переживания, отличал его от пережи­ваний " в специфическом, подчеркнутом смысле слова"; последние имеют событийный характер, выражая " неповторимость" и " значи­тельность" чего-либо во внутренней жизни личности. Такие пере­живания, на наш взгляд, и составляют то, что может быть названо

чувством. Специальный анализ текстов С. Л. Рубинштейна мог бы показать, что путь становления событийного переживания (" чув­ства" ) есть путь опосредования: образующее его первичное пере­живание выступает при этом в его обусловленности со стороны образа, мотива, действия, отношений индивида. Рассматривая, таким образом, " переживание" (в широком смысле) как базисную катего­рию психологии, категорию " чувство" — в логике восхождения — можно рассматривать как метапсихологическую категорию.

Действие Деятельность. Метапсихологическим эквивалентом базисной категории " действие" является категория " деятельность". В данной книге развивается взгляд, согласно которому деятельность представляет собой целостное внутренне дифференцированное (име­ющее первоначально коллективно-распределительный характер) самоценное действие — такое действие, источник, цель, средство и ре­зультат осуществления которого заключаются в нем самом. Источ­ником деятельности являются мотивы индивида, ее целью — образ возможного, в качестве прообраза того, что свершится, ее средства­ми - действия в направлении промежуточных целей и, наконец, ее результатом — переживание отношений, складывающихся у индивида с миром (в частности, отношений с другими людьми).

Отношение -> Общение. Категория " отношения" является систе-мообразующей (ядерной) для построения метапсихологической ка­тегории " общение". " Общаться" — значит относиться друг к другу, закрепляя сложившиеся или формируя новые отношения. Консти­туирующей характеристикой отношений является принятие на себя позиции другого субъекта (" проигрывание" его роли) и способность совместить в мыслях и чувствах собственное видение ситуации и точку зрения другого. Это возможно через совершение определе^! -ных действий. Цель этих действий — производство общего (чего-то " третьего" по отношению к общающимся). Среди этих действий выделяются: коммуникативные акты (обмен информацией), акты децентрации (постановка себя на место другого) и персонализации (достижение субъектной отраженности в другом). Субъектный уро­вень отраженности заключает в себе целостный образ-переживание другого человека, создающий у его партнера дополнительные по­буждения (мотивы).

Индивид Я. В логике " восхождения от абстрактного к конк­ретному" категория " индивид" может рассматриваться в качестве базисной при построении метапсихологической категории " Я". Основу подобного взгляда образует идея самотождественности ин­дивида как сущностной характеристики его " Я". При этом предпо­лагается, что переживание и восприятие индивидом своей само-

тождественности образуют внутреннюю и неотъемлемую характе­ристику его " Я": индивид стремится поддерживать собственную це­лостность, оберегать «территорию " Я" », а следовательно, реализует особое отношение к себе и другому, осуществляя определенные дей­ствия. Словом, " Я" есть тождество индивида с самим собой, данное ему в образе и переживании себя и образующее мотив его действий и отношений.

Ключевые проблемы и объяснительные принцыпы психологии

В содержание теоретической психологии наряду с категориальным строем входят ее

основные объяснительные принципы: детерминизм, развитие, системность. Явля­ясь общенаучными по своему значению, они позволяют понять природу и характер конкретных психологи­ческих феноменов и закономерностей.

Принцип детерминизма отражает в себе закономерную зависи­мость явлений от порождающих их факторов. Этот принцип в пси­хологии позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от по­рождающих условий, коренящихся в его бытии. В соответствующей главе книги характеризуются различные виды и формы детермина­ции психологических феноменов, объясняющие их происхождение и особенности.

Принцип развития позволяет понять личность именно как раз­вивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды, эпохи и эры становления его сущностных характеристик. При этом необ­ходимо подчеркнуть органическую взаимосвязь и взаимозависи­мость объяснительных принципов, принятых теоретической психо­логией в качестве определяющих.

Принцип системности — это не декларация, не модное слово­употребление, как это имело место в российской психологии в 70-80-е годы. Системность предполагает наличие системообразующего принципа, который, к примеру, будучи применен в психологии раз­вития личности, дает возможность понять особенности развиваю­щейся личности на основе использования концепции деятельного опосредствования, выступающего как системообразующее начало. Таким образом, объяснительные принципы психологии пребывают в нерасторжимом единстве, без которого невозможно формирова­ние методологии научного познания в психологии. Объяснитель­ные принципы в психологии лежат в основе предложенной в за­ключительном разделе книги категориальной системы как ядра те­оретической психологии.

Ключевые проблемы теоретической психологии (психофизиче­ская, психофизиологическая, психогностическая, психосоциальная, психопраксическая) в такой же степени, как и категории, образуют открытый для возможного дальнейшего пополнения ряд. Возника­ющие фактически на каждом этапе исторического пути формиро­вания психологического знания, они в наибольшей степени оказы­вались зависимыми от состояния смежных наук: философии (прежде всего гносеологии), герменевтики, физиологии, а также обществен­ной практики. К примеру, психофизиологическая проблема в вари­антах ее решения (психофизический параллелизм, взаимодействие, единство) несет на себе отпечаток философских дискуссий между сторонниками дуалистического и монистического мировоззрения и успехов в разработке комплекса знаний в сфере психофизиологии. Подчеркивая ключевой характер этих проблем, мы отделяем их от бесчисленного числа частных вопросов и задач, решаемых в раз­личных областях и отраслях психологии. Ключевые проблемы в этой связи могли бы по праву рассматриваться как " классические", не­изменно возникавшие на протяжении двухтысячелетней истории психологии.

От основ – к системе теоритической психологии

Категориальный строй, объяснительные принципы и ключевые проблемы, выступая

как опоры для построения основ теоретической психологии и тем самым конституи­руя ее как отрасль психологии, тем не менее не исчерпывают ее содержания.

Можно назвать конкретные задачи, решение которых приводит к созданию системы теоретической психологии как полноправной научной отрасли. В поле зрения оказывается соотношение предме­та и методов психологического исследования, критериальная оцен­ка обоснованности психологических концепций, выявление места психологии в системе научного знания, причины возникновения, расцвета и распада психологических школ, соотношение научного психологического знания и эзотерических учений и многое другое.

В ряде случаев накоплен богатый материал для решения этих задач. Достаточно указать на работы в области психологии науки. Однако интеграция результатов теоретических изысканий, рассы­панных по различным монографиям, учебникам, руководствам, из­даваемым в России и за рубежом, до сих пор не была осуществлена. В связи с этим в значительной степени не сложились теоретиче­ские основания для обращения отраслей, научных школ, различ­ных течений психологии к самим себе, своим собственным основа­ниям.

По своей сущности теоретическая психология, противопостав­ленная практической психологии, тем не менее с ней органически связана. Она позволяет отделять то, что отвечает требованиям на­учной обоснованности от не имеющих отношение к науке спекуля­ций. В российской психологии последних лет все это представляет­ся особенно важным.

Теоретическая психология должна формировать строгое отноше­ние к содержанию всех отраслей психологии, определяя их место с учетом использования объяснительных принципов, представленно-сти в них базисных, метапсихологических и других категорий, пу­тей решения ключевых научных проблем. Для того чтобы перейти от изучения и рассмотрения основ теоретической психологии к по­строению ее системы, необходимо выявить системообразующий принцип. В недавнем прошлом этот вопрос решился бы с большей " легкостью". Подобным принципом была бы объявлена филосо­фия марксизма-ленинизма, хотя это и не продвинуло бы решение проблемы. Дело, очевидно, не в том, что в этой роли не мог высту­пить, например, исторический материализм, некогда господствую­щая идеология, а в том, что системообразующий принцип теорети­ческой психологии вообще не может быть целиком и полностью извлечен из иных философских учений. Его необходимо отыскать в самой ткани психологического знания, в особенности ее самосоз­нания и самоосуществления. Это, бесспорно, задача, которую при­званы решить теоретики психологии.

Часть I

ПРОЛЕГОМЕНЫ

К ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

Глава 1. Психологическое познание как деятельность

Наука - особая форма знания

Одним из главных направлений работы человече­ского духа является производство знания, обла­дающего особой ценностью и силой, а именно — научного. К его объектам относятся также и психические формы жизни. Представления о них стали складываться с тех пор, как че­ловек, чтобы выжить, ориентировался в поведении на других лю­дей, сообразуя с ними свое собственное.

С развитием культуры житейский психологический опыт свое­образно преломлялся в творениях мифологии (религии) и искус­ства. На очень высоком уровне организации общества, наряду с эти­ми творениями, возникает отличный от них способ мыслительной реконструкции зримой действительности. Им и явилась наука. Ее преимущества, изменившие облик планеты, заданы ее интеллекту­альным аппаратом, сложнейшая " оптика" которого, определяющая особое видение мира, в том числе психического, веками создава­лась и шлифовалась многими поколениями искателей истины о при­роде вещей.

Теория и эмпирия

Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово " теория" — греческого происхождения, означает систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обоб­щение соотносится сданными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, то есть наблюдений и экспериментов, требующих прямо­го контакта с изучаемыми объектами.

Зримое благодаря теории " умственными очами" способно дать верную картину действительности, тогда как эмпирические свиде­тельства органов чувств — иллюзорную.

Об этом говорит вечно поучительный пример вращения Земли вокруг Солнца. В своем известном стихотворении " Движение", опи­сывая спор отрицавшего движение софиста Зенона с киником Ди­огеном, А. С. Пушкин занял сторону первого.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

 Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

 Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Зенон в своей известной апории " Стадия" поставил проблему о противоречиях между данными непосредственного наблюдения (са­моочевидным фактом движения) и возникающей теоретической трудностью (прежде чем пройти стадию — мера длины, — требуется пройти ее половину, но прежде этого — половину половины и т. д. ), то есть невозможно коснуться бесконечного количества точек про­странства в конечное время.

Опровергая эту апорию молча (не желая даже рассуждать) про­стым движением, Диоген игнорировал Зенонов парадокс при его логическом решении. Пушкин же, выступив на стороне Зенона, под­черкнул великое преимущество теории напоминанием об " упрямом Галилее", благодаря которому за видимой картиной мира откры­лась реальная, истинная.

В то же время эта истинная картина, противоречащая тому, что говорит чувственный опыт, была создана, исходя из его показаний, поскольку использовались наблюдения перемещений солнца по не­босводу.

Здесь выступает еще один решающий признак научного знания — его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком от­носится и к научным представлениям о психике. На первый взгляд ни о чем субъект не имеет столь достоверных сведений, как о фак­тах своей душевной жизни. (Ведь " чужая душа — потемки". ) При­чем такого мнения придерживались и некоторые ученые, считав­шие, что психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция, особое " внутреннее зрение", позволяю­щее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания. Однако прогресс психологии показал, что, когда эта на-

ука имеет дело с явлениями сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу.

Именно он дает возможность косвенным, опосредованным пу­тем преобразовать испытываемые индивидом состояния из субъек­тивных феноменов в факты науки.

Сами по себе свидетельства самонаблюдения, или, иначе говоря, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т. п., -это " сырой" материал, который только благодаря его обработке ап­паратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отлича­ется от житейского.

Сила теоретической абстракции и обобщений рационально осмыс­ленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений.

Для наук о физическом мире это всем очевидно. Опора на изу­ченные ими законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, например нерукотворные солнечные затмения и эффекты контролируемых людьми ядерных взрывов.

Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и практике изменения жизни далеко до физики. Психологические яв­ления неизмеримо превосходят физические по сложности и труд­ности познания. Великий физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что изучение физических про­блем — это детская игра сравнительно с загадками детской игры.

Тем не менее и о детской игре как особой форме человеческого поведения, отличной от игр животных (в свою очередь любопытно­го феномена), психология знает отныне немало. Изучая ее, она от­крыла ряд факторов и механизмов, касающихся закономерностей интеллектуального и нравственного развития личности, мотивов ее ролевых реакций, динамики социального восприятия и др.

Простое, всем понятное слово " игра" - это крошечная вершина гигантского айсберга душевной жизни, сопряженной с глубинными социальными процессами, историей культуры, " излучениями" та­инственной человеческой природы.

Возникли различные теории игры, объясняющие посредством ме­тодов научного наблюдения и эксперимента ее многообразные про­явления. От теории и эмпирии протянулись нити к практике, прежде всего педагогической (но не только к ней).

От предметного знания к деятельности

Наука — это и знание, и деятельность по его производству. Знание оценивается в его отношении к объекту. Деятельность — по вкла­ду в запас знаний.

Здесь перед нами три переменные: реальность, ее образ и меха­низм его порождения. Реальность - это объект, который посред-

ством деятельности (по исследовательской программе) превраща­ется в предмет знания. Предмет запечатлевается в научных текстах. Соответственно и язык этих текстов предметный.

В психологии он передает доступными ему средствами (исполь­зуя свой исторически сложившийся " словарь" ) информацию о пси­хической реальности. Она существует сама по себе независимо от степени и характера ее реконструкции в научных теориях и фактах. Однако только благодаря этим теориям и фактам, переданным на предметном языке, она выдает свои тайны. Человеческий ум разга­дывает их не только в силу присущей ему исследовательской моти­вации (любознательности), но и исходя из прямых запросов соци­альной практики. Эта практика в ее различных формах (будь то обу­чение, воспитание, лечение, организация труда и др. ) проявляет ин­терес к науке лишь постольку, поскольку она способна сообщить отличные от житейского опыта сведения о психической организа­ции человека, законах ее развития и изменения, методах диагно­стики индивидуальных различий между людьми и т. д.

Такие сведения могут быть восприняты практиками от ученых лишь в том случае, если переданы на предметном языке. Ведь имен­но его термины указывают на реалии психической жизни, с кото­рыми имеет дело практика.

Но устремленная к этим реалиям наука передает, как мы уже отмечали, накапливаемое знание о них в своих особых теоретико-экспериментальных формах. Дистанция от них до жаждущей их ис­пользовать практики может быть очень велика.

Так, в прошлом веке пионеры экспериментального анализа пси­хических явлений Э. Вебер и Г. Фехнер, изучая безотносительно к каким бы то ни было вопросам практики отношения между факта­ми сознания (ощущениями) и внешними стимулами, ввели в науч­ную психологию формулу, согласно которой интенсивность ощу­щения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

Формула была выведена в лабораторных опытах, запечатлев об­щую закономерность, но, конечно, никто в те времена не мог пред­видеть значимость этих выводов для практики.

Прошло несколько десятилетий, закон Вебера-Фехнера излагал­ся во всех учебниках. Его воспринимали как некую чисто теорети­ческую константу, доказавшую, что таблица логарифмов приложи-ма к деятельности человеческой души.

В современной же ситуации установленное этим законом отно­шение между психическим и физическим стало понятием широко используемым там, где нужно точно определить, какова чувстви­тельность сенсорной системы (органа чувств), ее способность раз-

личать сигналы. Ведь от этого может зависеть не только эффектив­ность действий организма, но само его существование.

Другой основоположник современной психологии Г. Гельмгольц своими открытиями механизма построения зрительного образа со­здал теоретико-экспериментальный ствол многих ответвлений прак­тической работы, в частности, в области медицины. Ко многим сфе­рам практики (прежде всего связанной с развитием детского мыш­ления) проторились пути от концепций Выготского, Пиаже и дру­гих исследователей интеллектуальных структур.

Авторы этих концепций экстрагировали предметное содержание психологических знаний, изучая человека, его поведение и созна­ние. Но и в тех случаях, когда объектом служила психика иных жи­вых существ (работы Э. Торндайка, И. П. Павлова, В. Келера и дру­гих), знанию, полученному в опытах над ними, предшествовали те­оретические схемы, испытание которых на верность психической реальности обогатило предмет психологической науки. Оно каса­лось факторов модификации поведения, приобретения организмом новых форм активности.

На обогащенном предметном " поле" науки быстро взошли рост­ки для практики (конструирование программ обучения и др. ).

Во всех этих случаях, идет ли речь о теории, эксперименте или практике, наука выступает в ее предметном измерении, проекцией которого служит предметный язык. Именно его терминами описы­ваются расхождения между исследователями, ценность их вклада и т. п. И это естественно, поскольку, соотнесясь с реальностью, они обсуждают вопросы о том, обоснована ли теория, точна ли форму­ла, достоверен ли факт.

Существенные расхождения, например, были между Сеченовым и Вундтом, Торндайком и Келером, Выготским и Пиаже, но во всех ситуациях их мысль направлялась на определенное предметное со­держание.

Нельзя объяснить, почему они расходились, не зная предвари­тельно, по поводу чего они расходились (хотя, как мы увидим, это­го недостаточно, чтобы объяснить смысл противостояний между ли­дерами различных школ и направлений), иначе говоря, какой фраг­мент психической реальности они из объекта изучения превратили в предмет психологии.

Вундт, например, направил экспериментальную работу на вы­членение исходных " элементов сознания", понимаемых им как не­что непосредственно испытываемое. Сеченов же относил к пред­метному содержанию психологии не " элементы сознания", а " эле­менты мысли", под которыми понимались сочетания различных

структур, где психические образы сопряжены с двигательной ак­тивностью организма.

Торндайк описывал поведение как слепой отбор реакций, слу­чайно оказавшихся удачными, тогда как Келер демонстрировал за­висимость адаптивного поведения от понимания организмом смыс­ловой структуры ситуации. Пиаже изучал эгоцентрическую (не ад­ресованную другим людям) речь ребенка, видя в ней отражение " мечты и логики сновидения", а Выготский экспериментально до­казал, что эта речь способна выполнять функцию организации дей­ствий ребенка соответственно " логике действительности".

Каждый из исследователей превращал определенный пласт яв­лений в предмет научного знания, включающего как описание фак­тов, так и их объяснение. И одно и другое (и эмпирическое описа­ние, и его теоретическое объяснение) представляют предметное " по­ле". Именно к нему относятся такие, например, явления, как дви­гательная активность глаза, обегающего контуры предметов, сопо­ставляющего их между собой и тем самым производящего опера­цию сравнению (И. М. Сеченов), беспорядочные движения кошек и низших видов обезьян в экспериментальном (проблемном) ящике, из которого животным удается выбраться только после множества неудачных попыток (Э. Торндайк), осмысленные, целенаправлен­ные реакции высших видов обезьян, способных выполнять слож­ные экспериментальные задания, например построить пирамиду, чтобы достать высоко висящую приманку (В. Келер), устные рас­суждения детей наедине с собой (Ж. Пиаже), увеличение у ребенка количества таких рассуждений, когда он испытывает трудности в своей деятельности (Л. С. Выготский). Эти феномены нельзя рас­сматривать как " фотографирование" посредством аппарата науки отдельных эпизодов неисчерпаемого многообразия психической ре­альности. Они явились своего рода моделями, на которых объясня­лись механизмы человеческого сознания и поведения — его регуля­ции, мотивации, научения и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.