Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 3 страница



Предметный характер носят также, и, стало быть, выражаются в терминах предметного языка, теории, интерпретирующие указан­ные феномены (сеченовская рефлекторная теория психического, торндайковская теория " проб, ошибок и случайного успеха", келе-ровская теория " инсайта", пиажевская теория детского эгоцентриз­ма, преодолеваемого в процессе социализации сознания, теория мышления и речи Выготского). Эти теории отдалены от деятельно­сти, приведшей к их построению, поскольку они призваны объяс­нять не эту деятельность, а независимую от нее связь явлений, ре­альное, фактическое положение вещей.

Научный вывод, факт, гипотеза соотносятся с объективными си­туациями, существующими независимо от познавательных усилий человека, его интеллектуальной экипировки, способов его деятель­ности — теоретической и экспериментальной. Между тем объектив­ные и достоверные результаты достигаются субъектами, деятель­ность которых полна пристрастий и субъективных предпочтений. Так, эксперимент, в котором справедливо видят могучее орудие по­стижения природы вещей, может строиться исходя из гипотез, име­ющих преходящую ценность. Известно, например, что внедрение эксперимента в психологию сыграло решающую роль в ее преобра­зовании по образу точных наук. Между тем ни одна из гипотез, вдохновлявших создателей экспериментальной психологии — Вебе-ра, Фехнера, Вундта, - не выдержала испытания временем. Из вза­имодействия ненадежных компонентов рождаются надежные резуль­таты типа закона Вебера—Фехнера — первого настоящего психоло­гического закона, который получил математическое выражение.

Фехнер исходил из того, что материальное и духовное представ­ляют " темную" и " светлую" стороны мироздания (включая космос), между которыми должно быть строгое математическое соотношение.

Вебер ошибочного считал, что различная чувствительность раз­личных участков кожной поверхности объясняется ее разделен-ностью на " круги", каждый из которых снабжен одним нервным окончанием. Вундт выдвигал целую вереницу оказавшихся ложны­ми гипотез - начиная от предположения о " первичных элементах" сознания и кончая учением об апперцепции как локализованной в лобных долях особой психической силе, изнутри управляющей как внутренним, так и внешним поведением.

За знанием, которое воссоздает объект адекватно критериям на­учности, скрыта особая форма деятельности субъекта (индивиду­ального и коллективного).

Обращаясь к ней, мы оказываемся лицом к лицу с другой реаль­ностью. Не с психической жизнью, постигаемой средствами науки, а с жизнью самой науки, имеющей свои собственные особые " из­мерения" и законы, для понимания и объяснения которых следует перейти с предметного языка (в указанном смысле) на другой язык.

Поскольку теперь перед нами наука выступает не как особая фор­ма знания, но как особая система деятельности, назовем этот язык (в отличие от предметного) деятельностным.

Прежде чем перейти к рассмотрению этой системы, отметим, что термин " деятельность" употребляется в различных идейно-фи­лософских контекстах. Поэтому с ним могут соединяться самые раз­личные воззрения — от феноменологических и экзистенциалист-

ских до бихевиористских и информационных " моделей человека". Особую осторожность, вступая в область психологии, следует про­являть в отношении термина " деятельность". Здесь принято гово­рить и о деятельности как орудийном взаимодействии организма со средой, и об аналитико-синтетической деятельности мысли, и о де­ятельности памяти, и о деятельности " малой группы" и т. д.

В научной деятельности, поскольку она реализуется конкретны­ми индивидами, различающимися по мотивации, когнитивному сти­лю, особенностям характера и т. д., конечно, имеется психический компонент. Но глубоким заблуждением было бы редуцировать ее к этому компоненту, объяснить ее в терминах, которыми оперирует, говоря о деятельности, психология.

Она рассуждает о ней, как явствует из сказанного, на предмет­ном языке. Здесь же необходим поворот в другое измерение.

Поясним простой аналогией с процессом восприятия. Благода­ря действиям глаза и руки конструируется образ внешнего предме­та. Он описывается в адекватных ему понятиях о форме, величине, цвете, положении в пространстве и т. п. Но из этих данных, каса­ющихся внешнего предмета, невозможно извлечь сведений об устройстве и работе органов чувств, давших информацию о нем. Хотя, конечно, без соотнесенности с этой информацией невозмож­но объяснить анатомию и физиологию этих органов.

К " анатомии" и " физиологии" аппарата, конструирующего зна­ние о предметном мире (включая такой предмет, как психика), и следует обратиться, переходя от науки как предметного знания к науке как деятельности.

Научная деятельность в системе трех координат

Всякая деятельность субъектна. Вместе с тем она всегда регулируется сложной системой социально-когнитивных запросов, эталонов, норм, идеалов. Здесь возникает одна из главных коллизий научного творчества. С одной стороны, только благодаря интеллектуально-мотивационной энергии человека нау­ки добывается еще неведомая информация о Природе, еще не во­шедшая в одну из оболочек этой Природы (ноосферу).

" Научная мысль сама по себе не существует. Она создается чело­веческой живой личностью, есть ее проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие науч­ную мысль, проявляющие научное творчество - духовную энергию. Ими созданные невесомые ценности - научная мысль и научное открытие — в дальнейшем меняют ход процессов биосферы, окру­жающей нас природы" [4].

С другой стороны, полет творческой мысли возможен только в социальной атмосфере и под действием объективной динамики идей, которая не зависит от индивидуальной воли и личного талан­та. Поэтому теоретико-психологический анализ науки как деятель­ности (в отличие от обсуждения теорий и эмпирических результа­тов, в которых " погашено" все, что их породило) всегда имеет дело с интеграцией трех переменных: социальной, когнитивной и лич-ностно-психологической. Каждая из них порознь издавна стала предметом обсуждения в различных попытках описать и объяснить своеобразие научного труда. Соответственно, различные аспекты этого труда интерпретировались независимо друг от друга в поня­тиях таких дисциплин, как социология, логика и психология.

Однако будучи включены в особую систему, каковой является наука, эти понятия приобретают другое содержание.

Историк М. Грмек выступил со " Словом в защиту освобождения истории научных открытий и мифов". Среди этих мифов он выде­лил три:

1. Миф о строго логической природе научного рассуждения. Этот миф воплощен в представлении, сводящим научное исследование к практическому приложению правил и категорий классической ло­гики, тогда как в действительности оно невозможно без творческо­го элемента, неуловимого этими правилами.

2. Миф о строго иррациональном происхождении открытия. Он утвердился в психологии в различных " объяснениях" открытия ин­туицией или гением исследователя.

3. Миф о социологических факторах открытия. В данном случае имеется в виду так называемый экстернализм - концепция, кото­рая игнорирует собственные закономерности развития науки и пы­тается установить прямую связь между общественной ситуацией творчества ученого и результатами его исследований[5].

Эти мифы имеют общий источник: " диссоциацию" единой три­ады, образуемой тремя координатами приобретения знания, о ко­торых уже было сказано выше.

Чтобы преодолеть диссоциацию, необходимо воссоздать адек­ватную реальности целостную и объемную картину развития науки как деятельности. Это в свою очередь требует такого преобразова­ния традиционных представлений о различных аспектах научного творчества, которое позволит продвинуться в направлении искомо­го синтеза.

Тщетны надежды на то, что удастся объяснить, как строится в творческой лаборатории ученого новое знание, если решать эту за­дачу, объединяя три издавна заданных традицией направления.

Ведь каждое из них " прорывало" собственную колею, шлифуя свой аппарат понятий и методов. Притом на совершенно иных объ­ектах, чем деятельность человека науки. Здесь изначально нужен

другой подход.

Социальное измерение

Социальная атмосфера, в которой творит ученый, имеет несколько слоев. Высший из них — это взаимосвязи науки и общества в различные истори­ческие эпохи. Но и сама наука, как известно, представляет собой особую подсистему в социокультурном разви­тии человечества. Своеобразие этой подсистемы, в границах кото­рой действуют люди науки, в свою очередь, стало предметом соци­ологического изучения. Одним из лидеров этого направления вы­ступил американский социолог Роберт Мертон, выделивший си­стему норм, сплачивающих тех, кто занят исследовательским тру­дом, в особое сообщество, отличное от других человеческих уста­новлений. (Система была названа этосом науки. )

Объектом анализа оказался социологический " срез" науки. Од­нако, тем самым, в новом свете выступила также и иерархия ценно­стных ориентации каждой конкретной личности и, соответственно, мотивов ее действий, переживаний и других психологических де­терминант творчества. Отношения между индивидом и обществом, посылающим свои экономические, политические, идеологические и другие запросы науке, выступили в качестве опосредованных осо­бой социальной структурой — " республикой ученых", которой пра­вят собственные, присущие только ей нормы. Одна из них требует производить знание, непременно получившее бы признание в ка­честве отличного от известного запаса представлений об объекте, то есть меченное знаком новизны. Над ученым неизбывно тяготеет " запрет на повтор".

Таково социальное предназначение его дела. Общественный ин­терес сосредоточен на результате, в котором " погашено" все, что его породило. Однако при высокой новизне этого результата инте­рес способна вызвать личность творца и многое с ней сопряжен­ное, хотя бы оно и не имело прямого отношения к его вкладу в

фонд знаний.

Об этом свидетельствует популярность биографических портре­тов людей науки и даже их автобиографических записок, куда зане­сены многие сведения об условиях и своеобразии научной деятель­ности и ее психологических " отсветов".

Среди них выделяются мотивы, придающие исследовательскому поиску особую энергию и сосредоточенность на решаемой задаче, во имя которой " забываешь весь мир", а также такие психические состояния, как вдохновение, озарение, " вспышка гения".

Открытие нового в природе вещей переживается личностью как ценность, превосходящая любые другие. Отсюда и притязание на авторство.

Быть может, первый уникальный прецедент связан с научным открытием, которое легенда приписывает одному из древнегрече­ских мудрецов Фалесу, предсказавшему солнечное затмение. Тира­ну, пожелавшему вознаградить его за открытие, Фалес ответил: " Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал приписы­вать себе, когда станешь передавать другим то, чему от меня нау­чился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой".

Признание того, что научная истина была открыта его собствен­ным умом и что память об авторстве должна дойти до других, Фа-лес поставил выше любых материальных благ.. Уже в этом древ­нейшем эпизоде проявилась одна из коренных особенностей пси­хологии человека науки. Она относится к тем аспектам поведения личности, которые обозначаются термином " мотивация". В дан­ном случае речь идет об исследовательском поведении.

Познание никому прежде неведомого оказывается для ученого выс­шей ценностью и наградой, дающей наибольшее удовлетворение, Но тут же выясняется, что это не только личное переживание успеха. Для него значимо, чтобы о достигнутом им результате был оповещен со­циальный мир, признав его приоритет, иначе говоря — превосходство над другими, но не в экономике, политике, спорте, так сказать, делах земных, а в особой сфере, в сфере интеллекта, духовных ценностей.

Велико преимущество этих ценностей в приобщении к тому, что сохраняется безотносительно к индивидуальному существованию, от которого открытая истина не зависит.

Тем самым личная мысль, ее познавшая, также метится знаком вечности. В этом эпизоде проявляется своеобразие психологии уче­ного. Споры о приоритете пронизывают всю историю науки.

Индивидуально-личностное и социально-духовное в психологии ученого навечно сопряжены. Так было в далекой древности. Так обстоит дело и в современной науке. Споры о приоритете имеют различные аспекты. Но " случай Фалеса" открывает то лицо науки, над которым не властно время.

Своеобразие этого " случая" в том, что он высвечивает в мотивах творчества человека науки особый глубинный слой. В нем запечат-

лено притязание на личное бессмертие, достигаемое благодаря отме­ченному его собственным именем вкладу в мир нетленных истин.

Этот древний эпизод иллюстрирует изначальную социальность личностного " параметра" науки как системы деятельности. Он за­трагивает вопрос о восприятии научного открытия в плане отноше­ния к нему общественной среды — макросоциума.

Но исторический опыт свидетельствует, что социальность науки как деятельности выступает не только при обращении к вопросу о восприятии знания, но и к вопросу о его производстве. Если вновь обратиться к древним временам, то фактор коллективности произ­водства знаний уже тогда получил концентрированное выражение в деятельности исследовательских групп, которые принято называть

школами.

Многие психологические проблемы, как мы увидим, открыва­лись и разрабатывались именно в этих школах, ставших центрами не только обучения, но и творчества. Научное творчество и обще­ние нераздельны, менялся от одной эпохи к другой лишь тип их интеграции. Однако во всех случаях общение выступало неотъем­лемой координатой науки как формы деятельности.

Сократ не оставил не одной строчки, но он создал " мыслильню" — школу совместного думания, культивируя искусство майевтики (" по­вивального искусства" ) как процесс рождения в диалоге отчетливого

и ясного знания.

Мы не устаем удивляться богатству идей Аристотеля, забывая, что им собрано и обобщено созданное многими исследователями, работавшими по его программам. Иные формы связи познания и общения утвердились в средневековье, когда доминировали пуб­личные диспуты, шедшие по жесткому ритуалу (его отголоски зву­чат в процедурах защиты диссертаций). Им на смену пришел не­принужденный дружеский диалог между людьми науки в эпоху Воз­рождения.

В новое время с революцией в естествознании возникают и пер­вые неформальные объединения ученых, созданные в противовес официальной университетской науке. Наконец, в XIX веке возни­кает лаборатория как центр исследований и очаг научной школы. " Сейсмографы" истории науки Новейшего времени фиксируют " взрывы" научного творчества в небольших, крепко спаянных груп­пах ученых. Энергией этих групп были рождены такие радикально изменившие общий строй научного мышления направления, как квантовая механика, молекулярная биология, кибернетика.

Ряд поворотных пунктов в прогрессе психологии определила де­ятельность научных школ, лидерами которых являлись В. Вундт,

И. П. Павлов, 3. Фрейд, К. Левин, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и др. Между самими лидерами и их последователями шли дискуссии, слу­жившие катализаторами научного творчества, изменявшими облик психологической науки. Они исполняли особую функцию в судьбах науки как формы деятельности, представляя ее коммуникативное " измерение".

Это, как и личностное " измерение", неотчленимо от предмета общения — тех проблем, гипотез, теоретических схем и открытий, по поводу которых оно возникает и разгорается.

Предмет науки, как уже отмечалось, строится посредством спе­циальных интеллектуальных действий и операций. Они, как и нор­мы общения, формируются исторически в тигле исследовательской практики и подобно всем другим социальным нормам заданы объ­ективно, индивидуальный субъект " присваивает" их, погружаясь в эту практику. Все многообразие предметного содержания науки в процессе деятельности определенным образом структурируется со­ответственно правилам, которые являются инвариантными, обще­значимыми по отношению к этому содержанию.

Эти правила принято считать обязательными для образования понятий, перехода от одной мысли к другой, извлечения обобщаю­щего вывода.

Наука, изучающая эти правила, формы и средства мысли, необ­ходимые для ее эффективной работы, получила имя логики. Соот­ветственно и тот параметр исследовательского труда, в котором представлено рациональное знание, следовало бы назвать логиче­ским (в отличие от личностно-психологического и социального).

Однако логика обнимает любые способы формализации порож­дений умственной активности, на какие бы объекты она ни была направлена и какими бы способами их ни конструировала. Приме­нительно же к науке как деятельности ее логико-познавательный аспект имеет свои особые характеристики. Они обусловлены при­родой ее предмета, для построения которого необходимы свои ка­тегории и объяснительные принципы.

Учитывая их исторический характер, обращаясь к науке с целью ее анализа в качестве системы деятельности, назовем третью коор­динату этой системы — наряду с социальной и личностной - пред­метно-логической.

Логика развития науки

Термин " логика", как известно, многозначен. Но как бы ни расходились воззрения на логические основания познания, под ними неизменно имеются в виду всеобщие формы мышления в от­личие от его содержательных характеристик.

Как писал Л. С. Выготский, " имеется известный органический рост логической структуры (курсив мой. — М. Я. ) знания. Внешние • факторы толкают психологию по пути ее развития и не могут не отменить в ней ее вековую работу, ни перескочить на век вперед". Говоря об " органическом росте", Выготский, конечно, имел в виду не биологический, а исторический тип развития, однако по­добный биологическому в том смысле, что развитие совершается объективно, по собственным законам, когда " изменить последова­тельность этапов нельзя".

Предметно-исторический подход к интеллектуальным структурам представляет собой направление логического анализа, которое дол­жно быть отграничено от других направлений также и терминологи­чески. Условимся называть его логикой развития науки, понимая под ней (как и в других логиках) и свойства познания сами по себе, и их теоретическую реконструкцию, подобно тому, как под термином " грамматика" подразумевается и строй языка, и учение о нем.

Основные блоки исследовательского аппарата психологии ме­няли свой состав и строй с каждым переходом научной мысли на новую ступень. В этих переходах и выступает логика развития по­знания как закономерная смена его фаз. Оказавшись в русле одной из них, исследовательский ум движется по присущему ей категори­альному контуру с неотвратимостью, подобной выполнению пред­писаний грамматики или логики. Это можно оценить как еще один голос в пользу присвоения рассматриваемым здесь особенностям научного поиска имени логики. На каждой стадии единственно ра­циональными (логичными) признаются выводы, соответствующие принятой детерминационной схеме. Для многих поколений до Де­карта рациональными считались только те рассуждения о живом теле, в которых полагалось, что оно является одушевленным, а для многих поколений после Декарта — лишь те рассуждения об ум­ственных операциях, в которых они выводились из свойств созна­ния как незримого внутреннего агента (хотя бы и локализованного

в мозге).

Для тех, кто понимает под логикой только всеобщие характери­стики мышления, имеющие силу для любых времен и предметов, сказанное даст повод предположить, что здесь к компетенции ло­гики опрометчиво отнесено содержание мышления, которое, в от­личие от его форм, действительно меняется, притом не только в масштабах эпох, но и на наших глазах. Это вынуждает напомнить, что речь идет об особой логике, именно о логике развития науки, которая не может быть иной, как предметно-исторической, а стало быть, во-первых, содержательной, во-вторых, имеющей дело со сменяющими друг друга интеллектуальными " формациями". Такой под­ход не означает смешения формальных аспектов с содержательны­ми, но вынуждает с новых позиций трактовать проблему форм и структур научного мышления. Они должны быть извлечены из со­держания в качестве его инвариантов.

Ни одно из частных (содержательных) положений Декарта, касаю­щихся деятельности мозга, не только не выдержало испытания време­нем, но даже не было принято натуралистами его эпохи (ни представ­ление о " животных духах" как частицах огнеподобного вещества, но­сящегося по " нервным трубкам" и раздувающего мышцы, ни пред­ставление о шишковидной железе как пункте, где " контачат" телесная и бестелесная субстанции, ни другие соображения). Но основная де­терминистская идея о машинообразности работы мозга стала на сто­летия компасом для исследователей нервной системы. Считать ли эту идею формой или содержанием научного мышления? Она формальна в смысле инварианта, в смысле " ядерного" компонента множества ис­следовательских программ, наполнявших ее разнообразным содержа­нием от Декарта до Павлова. Она содержательна, поскольку относит­ся к конкретному фрагменту действительности, который для формаль­но-логического изучения мышления никакого интереса не представ­ляет. Эта идея есть содержательная форма.

Логика развития науки имеет внутренние формы, то есть дина­мические структуры, инвариантные по отношению к непрерывно меняющемуся содержанию знания. Эти формы являются организа­торами и регуляторами работы мысли. Они определяют зону и на­правление исследовательского поиска в неисчерпаемой для позна­ния действительности, в том числе и в безбрежном море психиче­ских явлений. Они концентрируют поиск на определенных фраг­ментах этого мира, позволяя их осмыслить посредством интеллек­туального инструмента, созданного многовековым опытом обще­ния с реальностью.

В смене этих форм, в их закономерном преобразовании и выра­жена логика научного познания — изначально историческая по своей природе. При изучении этой логики, как и при любом ином иссле­довании реальных процессов, мы должны иметь дело с фактами. Но очевидно, что здесь перед нами факты совершенно иного по­рядка, чем открываемые наблюдением за предметно-осмысленной реальностью, в частности психической. Это реальность обнажае­мая, когда исследование объектов само становится объектом иссле­дования. Это " мышление о мышлении", рефлексия о процессах, посредством которых только и становится возможным знание о про­цессах как данности, не зависимой ни от какой рефлексии.

Знание о способах построения знания, его источниках и грани­цах издревле занимало философский ум, выработавший систему представлений о теоретическом и эмпирическом уровнях постиже­ния действительности, о логике и интуиции, гипотезе и приемах ее проверки (верификация, фальсификация), особом языке (словарь и синтаксис) науки и т. д.

Конечно, этот изучаемый философией уровень организации мыс­лительной активности, кажущийся сравнительно с физическими, биологическими и тому подобными реалиями менее " осязаемым", ничуть не уступает им по степени реальности. Стало быть, и в от­ношении его столь же правомерен вопрос о фактах (в данном слу­чае фактами являются теория, гипотеза, метод, термин научного языка и пр. ), как и в отношении фактов так называемых позитив­ных областей знания. Однако не оказываемся ли мы тогда перед опасностью удалиться в " дурную бесконечность", и после постро­ения теоретических представлений по поводу природы научного по­знания мы должны заняться теорией, касающейся самих этих пред­ставлений, а эту новую " сверхтеорию" в свою очередь превратить в предмет рефлексивного анализа еще более высокого уровня и т. д. Чтобы избежать этого, мы не видим иной возможности, как погру­зиться в глубины исследовательской практики, в процессы, совер­шающиеся в мире истории, где и происходит зарождение и преоб­разование фактов и теорий, гипотез и открытий.

Состоявшиеся исторические реалии (в виде сменявших друг друга научных событий) являются той фактурой, которая, будучи незави­симой от конструктивных способностей ума, одна только может слу­жить проверочным средством этих способностей, эффективности и надежности выстроенных благодаря им теоретических конструктов. Наивно было бы полагать, что само по себе обращение к историче­скому процессу может быть беспредпосылочным, что существуют факты истории, которые говорят " сами за себя", безотносительно к теоретической ориентации субъекта познания. Любой конкретный факт возводится в степень научного факта в строгом смысле слова (а не только остается на уровне исходного материала для него) лишь после того, как становится ответом на предварительно заданный (теоретический) вопрос. Любые наблюдения за историческим про­цессом (стало быть, и за эволюцией научной мысли), подобно на­блюдениям за процессами и феноменами остальной действитель­ности, непременно регулируются в различной степени осознавае­мой концептуальной схемой. От нее зависят уровень и объемность реконструкции исторической реальности, возможность ее различ­ных интерпретаций.

Имеется ли в таком случае опорный пункт, отправляясь от кото­рого, теоретическое изучение состоявшихся теорий приобрело бы достоверность? Этот пункт следует искать не вне исторического про­цесса, а в нем самом.

Прежде чем к нему обратиться, следует выявить вопросы, кото­рые в действительности регулировали исследовательский труд.

Применительно к психологическому познанию мы прежде всего сталкиваемся с усилиями объяснить, каково место психических (ду­шевных) явлений в материальном мире, как они соотносятся с про­цессами в организме, каким образом посредством них приобрета­ется знание об окружающих вещах, от чего зависит позиция чело­века среди других людей и т. д. Эти вопросы постоянно задавались не только из одной общечеловеческой любознательности, но под повседневным диктатом практики — социальной, медицинской, пе­дагогической. Прослеживая историю этих вопросов и бесчислен­ные попытки ответов на них, мы можем извлечь из всего многооб­разия вариантов нечто стабильно инвариантное. Это и дает основа­ние " типологизировать" вопросы, свести их к нескольким вечным, таким, например, как психофизическая проблема (каково место пси­хического в материальном мире), психофизиологическая проблема (как соотносятся между собой соматические — нервные, гумораль­ные - процессы и процессы на уровне бессознательной и созна­тельной психики), психогностическая (от греч. " гнозис" — позна­ние), требующая объяснить характер и механизм зависимостей вос­приятий, представлений, интеллектуальных образов от воспроиз­водимых в этих психических продуктах реальных свойств и отно­шений вещей.

Чтобы рационально интерпретировать указанные соотношения и зависимости, необходимо использовать определенные объясни­тельные принципы. Среди них выделяется стержень научного мыш­ления — принцип детерминизма, то есть зависимости любого явле­ния от производящих его факторов. Детерминизм не идентичен при­чинности, но включает ее в качестве основной идеи. Он приобре­тал различные формы, проходил, подобно другим принципам, ряд стадий в своем развитии, однако неизменно сохранял приоритет­ную позицию среди всех регуляторов научного познания.

К другим регуляторам относятся принципы системности и раз­вития. Объяснение явления, исходя из свойств целостной, органич­ной системы, одним из компонентов которой оно служит, характе­ризует подход, обозначаемый как системный. При объяснении яв­ления, исходя из закономерно претерпеваемых им трансформаций,

опорой служит принцип развития. Применение названных прин­ципов к проблемам позволяет накапливать их содержательные ре­шения под заданными этими принципами углами зрения. Так, если остановиться на психофизиологической проблеме, то ее решения зависели от того, как понимался характер причинных отношений между душой и телом, организмом и сознанием. Менялся взгляд на организм как систему — претерпевали преобразования и представ­ления о психических функциях этой системы. Внедрялась идея раз­вития, и вывод о психике как продукте эволюции животного мира становился общепринятым.

Такая же картина наблюдается и в изменениях, которые испыта­ла разработка психогностической проблемы. Представление о де-терминационной зависимости воздействий внешних импульсов на воспринимающие их устройства определяло трактовку механизма порождения психических продуктов и их познавательной ценно­сти. Взгляд на эти продукты как элементы или целостности был обусловлен тем, мыслились ли они системно. Поскольку среди этих продуктов имелись феномены различной степени сложности (на­пример, ощущения или интеллектуальные конструкты), внедрение принципа развития направляло на объяснение происхождения од­них из других.

Аналогична роль объяснительных принципов и в других проблем­ных ситуациях, например, когда исследуется, каким образом пси­хические процессы (ощущения, мысли, эмоции, влечения) регули­руют поведение индивида во внешнем мире и какое влияние в свою очередь оказывает само это поведение на их динамику. Зависимость психики от социальных закономерностей создает еще одну пробле­му — психосоциальную (в свою очередь распадающуюся на вопро­сы, связанные с поведением индивида в малых группах и по отно­шению к ближайшей социальной среде, и на вопросы, касающиеся взаимодействия личности с исторически развивающимся миром культуры).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.