Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 159.9(075.8) ББК88 1 страница



 

Петровский А. В., Ярошевский М. Г.

 

Основы теоретической психологии.

 

1998. -528с.

ISBN 5-86225-812-4

- М.: ИНФРА-М,

 

В разработанной авторами книги многоуровневой системе пси­хологической подготовки и соответствующем ей цикле учебников (Премия Правительства РФ в области образования 1997 г. ) теорети­ческая психология образует верхнюю ступень этой системы. Учеб­ное пособие А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского " Основы теорети­ческой психологии" характеризует ее предмет, категориальный строй, объяснительные принципы и ключевые проблемы. Учебное пособие предназначено для педвузов и факультетов психологии уни­верситетов.

Авторы книги - известные психологи, академики Российской академии образования, чьи книги издавались и переиздавались не только на русском, но и на многих иностранных языках.

 

УДК 159. 9(075. 8) ББК88

ISBN 5-86225-8I2-4

© Петровский А. В., Ярошевский М. Г, 1998

 

Оглавление

От авторов

Теоретическая психология как область психологической науки (вводная глава)

Предмет теоретической психологии

История психологической науки и историзм теоретической психологии

Метафизика и психология

Категориальный строй психологии

Ключевые проблемы и объяснительные принципы психологии

От основ — к системе теоретической психологии

ЧАСТЬ I. Пролегомены к теоретико-психологическому исследованию

Глава 1. Психологическое познание как деятельность

Наука - особая форма знания

Теория и эмпирия

От предметного знания к деятельности

Научная деятельность в системе трех координат

Социальное измерение

Логика развития науки

Логика и психология научного творчества

Общение — координата науки как деятельности

Школы в науке

Причины распада научных школ

Возникновение новых школ

Школа как направление в науке

Личность ученого

Идеогенез

Категориальная апперцепция

Внутренняя мотивация

Оппонентный круг

Индивидуальный когнитивный стиль

Надсознательное

Глава 2. Историзм теоретико-психологического анализа

Эволюция теорий как предмет специального изучения

Проблема анализа психологических теорий

Предпосылки смены теорий научения

Два пути в науке о поведении

Бихевиоральные науки

Когнитивизм

Исторический вектор

ЧАСТЬ II. Базисные категории психологии

Глава 3. Теоретическое и категориальное в системе науки

Теория и ее категориальная основа

Единство инвариантного и вариантного

Система категорий и ее отдельные блоки

Истоки кризиса психологии

Категории психологии и ее проблемы

Категории и конкретные научные понятия

Историзм категориального анализа

Глава 4. Категория образа

Сенсорное и умственное

Первичные и вторичные качества

Образ как подобие объекта

Образ и ассоциация

Проблема построения образа

Интенция как актуализация образа

Понятия как имена

Проблема образа в механистической картине мира

Влияние физиологии

Образ и действие

Интроспективная трактовка образа

Целостность образа

Умственный образ и слово

Образ и информация

Глава 5. Категория действия

Общее понятие о действии

Действие сознания и действие организма

Ассоциация как посредующее звено

Бессознательные психические действия

Мышца как орган познавательного действия

От сенсомоторного действия к интеллектуальному

Интериоризация действий

Установка

Глава 6. Категория мотива

Локализация мотива

Аффект и разум

Проблема воли

Природное и нравственное

Мотив в структуре личности

Мотив и поле поведения

Доминанта

Преодоление постулата о равновесии организма со средой

Глава 7. Категория отношения

Многообразие типов отношений

Роль отношений в психологии

Отношение как базисная категория

Глава 8. Категория переживания

Переживание и развитие личности

Переживание и предмет психологии

Переживание как феномен культуры

ЧАСТЬ III. Метапсихологические категории

Глава 9. Категория личности

Становление понятия " личность" в психологии

" Существование личности" как психологическая проблема

Л. С. Выготский о личности

" Диалогическая" модель понимания личности: достоинства и ограничения

Потребность " быть личностью"

Потребность в персонализации и мотивы поведения индивида

Личность в общении и деятельности

Менталитет личности

Теория личности с позиций категориального анализа психологии

Постулаты теории личности

Методологические основания теории личности

Онтологическая модель личности

Глава 10. Категория деятельности

Активность как " субстанция" деятельности

Внутренняя организация активности

Внешняя организация активности

Единство внешней и внутренней организации активности

Самодвижение активности

Глава 11. Категория общения

Общение как обмен информацией

Общение как межличностное взаимодействие

Общение как понимание людьми друг друга

" Значимый другой" в системе межличностных отношений

Теория ролевого поведения

Развитие экспериментальной социальной психологии

Принцип деятельностного опосредствования отношений людей в группе

Многоуровневая структура межличностных отношений

Теория и эмпирия в психологии межличностных отношений

Групповая сплоченность и совместимость

Сплоченность с позиций деятельностного подхода

Уровни групповой совместимости

Происхождение и психологические характеристики лидерства

Классические теории лидерства

Лидерство с позиции теории деятельностного опосредствования

Теория черт лидера в новом освещении

Лидерство в системе референтных отношений

ЧАСТЬ IV. Объяснительные принципы психологии

Глава 12. Принцип детерминизма

Предмеханический детерминизм

Механический детерминизм

Биологический детерминизм

Психический детерминизм

Макросоциальный детерминизм

Микросоциальный детерминизм

Глава 13. Принцип системности

Холизм

Элементаризм

Эклектизм

Редукционизм

Внешний методологизм

Зарождение системного понимания психики

Машина как образ системности

Система " организм - среда"

Зарождение принципа системности в психологии

Кольцевая регуляция работы системы организма

Психическая регуляция поведения

Системность в психоанализе

Модель неврозов в школе И. П. Павлова

Системность и целесообразность

Системность и проблема научения

Гештальтизм

Знаковая система

Развитие системы

Системность в исследованиях Ж. Пиаже

Системный подход к деятельности

Принцип системности и кибернетика

Глава 14. Принцип развития

Развитие психики в филогенезе

Роль наследственности и среды в психическом развитии

Развитие психики и развитие личности. Проблема ведущей деятельности

Историзм в анализе проблемы ведущей деятельности

Социально-психологическая концепция развития личности

Модель развития личности в относительно стабильной среде

Модель развития личности. Возрастная периодизация

ЧАСТЬ V. Ключевые проблемы психологии

Глава 15. Психофизическая проблема

Монизм, дуализм и плюрализм

Душа как способ усвоения внешнего

Трансформация учения Аристотеля в томизм

Обращение к оптике

Механика и изменение понятий о душе и теле

Гипотеза психофизического взаимодействия

Новаторская версия Спинозы

Психофизический параллелизм

Единое начало физического, физиологического и психического

Успехи физики и доктрина параллелизма

Психофизика

Психофизический монизм

Физический раздражитель как сигнал

Ноосфера как особая оболочка планеты

Глава 16. Психофизиологическая проблема

Понятие о пневме

Учение о темпераментах

Мозг или сердце - орган души?

«Общее чувствилище»

Механизм ассоциаций

Значение проблем, открытых в период античности

Механицизм и новое объяснение отношений души и тела

Понятие о раздражимости

Учение о нервных вибрациях и бессознательная психика

Разделение рефлекса и принципа материальной обусловленности поведения

Возвращение к рефлексу как акту целостного поведения

" Анатомическое начало"

Переход к нейродинамике

Сигнальная функция

Глава 17. Психогностическая проблема

Контуры проблемы

Знание о психическом

Категориальная система — ядро теоретической психологии (вместо заключения)

Литература

 

От авторов

В книге предлагается читателям (студентам старших курсов педву­зов и психологических факультетов университетов, а также аспиран­там кафедр психологии) целостное и систематизированное рассмотре­ние основ теоретической психологии как особой отрасли науки.

Учебное пособие продолжает и развивает проблематику, содержа­щуюся в предшествующих трудах авторов (Ярошевский М. Г. История психологии, 3-е изд., 1985; Ярошевский М. Г. Психология XX столе­тия, 2-е изд., 1974; Петровский А. В. Вопросы истории и теории психо­логии. Избранные труды, 1984; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Ис­тория психологии, 1995; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии, в 2-х томах, 1996; Ярошевский М. Г. Историче­ская психология науки, 1996).

В книге рассматриваются: предмет теоретической психологии, пси­хологическое познание как деятельность, историзм теоретического анализа, категориальный строй, объяснительные принципы и клю­чевые проблемы психологии. По своему существу " Основы теорети­ческой психологии" — учебное пособие, предназначенное для завер­шения полного курса психологии в высших учебных заведениях.

Вводная глава " Теоретическая психология как область психологи­ческой науки" и главы 9, 11, 14 написаны А. В. Петровским; глава 10 — В. А. Петровским; главы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 12, 13, 15, 16, 17 -М. Г. Ярошевским; заключительная глава " Категориальная система -ядро теоретической психологии" написана совместно А. В. Петровским, В. А. Петровским, М. Г. Ярошевским.

Авторы с благодарностью примут замечания и предложения, ко­торые будут способствовать дальнейшей научной работе в области те­оретической психологии.

Проф. А. В. Петровский Проф. М. Г. Ярошевский

 

Теоретическая психология

как область психологической науки

(вводная глава)

 

Предмет теоритической психологии

Предмет теоретической психологии - саморефлексия психологической науки, выявляющая и исследующая ее категориальный строй (протопсихические, базисные, метапсихологические, экстра­психологические категории), объяснительные принципы (детерми­низм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, пси­хофизиологическая, психогностическая и др. ), а также само психо­логическое познание как особый род деятельности.

Термин " теоретическая психология" встречается в трудах мно­гих авторов, однако он не был использован для оформления особой научной отрасли.

Элементы теоретической психологии, включенные в контекст как общей психологии, так и прикладных ее отраслей, представлены в трудах российских и зарубежных ученых.

Анализу подвергались многие аспекты, касающиеся природы и структуры психологического познания. Саморефлексия науки обо­стрялась в кризисные периоды ее развития. Так, на одном из рубе­жей истории, а именно в конце XIX - начале XX столетия, разго­релись дискуссии по поводу того, на какой способ образования по­нятий должна ориентироваться психология - либо на то, что при­нято в науках о природе, либо на то, что относится к культуре. В дальнейшем с различных позиций обсуждались вопросы, касающи­еся предметной области психологии, в отличие от других наук и спе­цифических методов ее изучения. Неоднократно затрагивались та­кие темы, как соотношение теории и эмпирии, эффективность объ­яснительных принципов, используемых в спектре психологических проблем, значимость и приоритетность самих этих проблем и др. Наиболее весомый вклад в обогащение научных представлений о своеобразии самой психологической науки, ее состава и строения внесли российские исследователи советского периода П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов. Однако до сих пор не были выделены ее составляющие из содержания различных отраслей психологии, где они существовали с другим мате­риалом (понятиями, методами изучения, историческими сведения­ми, практическими приложениями и т. п. ). Так, С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде " Основы общей психологии" дает трак­товку различных решений психофизической проблемы и рассмат­ривает концепцию психофизиологического параллелизма, взаимо­действия, единства. Но этот круг вопросов не выступает как пред­мет изучения особой отрасли, отличной от общей психологии, ко­торая прежде всего обращена к анализу психических процессов и состояний. Теоретическая психология, таким образом, не выступи­ла для него (как и для других ученых) в качестве особой интеграль­ной научной дисциплины.

Особенностью формирования теоретической психологии в на­стоящее время является противоречие между уже сложившимися ее компонентами (категориями, принципами, проблемами) и ее не-представленностью как целостной области, как системы психоло­гических категорий. Отмеченное противоречие авторы попытались устранить в этой книге. В то же время если бы она была названа " Теоретическая психология", то это предполагало бы завершенность становления обозначенной таким образом области. В действитель­ности мы имеем дело с " открытостью" этой научной отрасли для включения в нее многих новых звеньев. В этой связи целесообраз­но говорить об " основах теоретической психологии", имея в виду дальнейшую разработку проблематики, обеспечивающую целост­ность научной области.

В контексте теоретической психологии возникает проблема со­отношения эмпирического знания и его теоретического обобщения. При этом сам процесс психологического познания рассматривается как особого вида деятельность. Отсюда, в частности, возникает так­же проблема соотношения объективных методов исследования и данных самонаблюдения (интроспекции). Неоднократно возникал сложный в теоретическом отношении вопрос о том, что фактически дает интроспекция, могут ли результаты самонаблюдения рас­сматриваться наравне с тем, что удается обрести объективными ме­тодами (Б. М. Теплов). Не получается ли так, что, заглядывая в се­бя, человек имеет дело не с анализом психических процессов и со­стояний, а только лишь с внешним миром, который в них отражен и представлен?

Важной стороной рассматриваемой отрасли психологии высту­пают ее прогностические возможности. Теоретическое знание яв­ляется системой не только утверждений, но и предсказаний по по­воду возникновения различных феноменов, переходов от одного

утверждения к другому без непосредственного обращения к чув­ственному опыту.

Выделение теоретической психологии в особую сферу научного знания обусловлено тем, что психология способна собственными силами, опираясь на собственные достижения и руководствуясь соб­ственными ценностями, постичь истоки своего становления, перс­пективы развития. Еще памятны те времена, когда " методология решала все", хотя процессы возникновения и применения методо­логии могли не иметь с психологией ничего общество. У многих до сих пор сохраняется вера в то, что предмет психологии и ее основ­ные категории могут быть изначально взяты откуда-то извне - из области внепсихологического знания. Огромное число распростра­ненных методологических разработок, посвященных проблемам де­ятельности, сознания, общения, личности, развития, написаны фи­лософами, но при этом адресованы именно психологам. Послед­ним вменялось в обязанность особое видение своих задач - в духе вполне уместного в конце XIX века вопроса " Кому и как разраба­тывать психологию? ", то есть в поиске тех областей научного зна­ния (философии, физиологии, теологии, социологии и т. д. ), кото­рые созидали бы психологическую науку. Конечно, поиск психоло­гией в себе самой источников своего роста, " ветвлений", расцвета и появления ростков новых теорий был бы абсолютно немыслим вне обращения психологов к специальным философским, культу­рологическим, естественнонаучным и социологическим работам. Однако при всей значимости той поддержки, которую оказывают психологии непсихологические дисциплины, они неспособны под­менить собой труд самоопределения психологической мысли. Тео­ретическая психология отвечает на этот вызов: она формирует об­раз самой себя, вглядываясь в свое прошлое, настоящее и будущее.

Теоретическая психология не равна сумме психологических тео­рий. Подобно любому целому, она представляет собой нечто боль-- шее, чем собрание образующих ее частей. Различные теории и кон­цепции в составе теоретической психологии ведут диалог друг с дру­гом, отражаются друг в друге, открывают в себе то общее и особен­ное, что роднит или отдаляет их. Таким образом, перед нами - мес­то " встречи" этих теорий.

До сих пор ни одна из общепсихологических теорий не могла заявить о себе в качестве теории, действительно общей по отноше­нию к совокупному психологическому знанию и условиям его об­ретения. Теоретическая психология изначально ориентирована на построение подобной системы научного знания в будущем. В то время как материалом для развития специальных психологических теорий и концепций служат факты, получаемые эмпирически и обобщаемые в понятиях (первая ступень психологического позна­ния), материалом теоретической психологии являются сами эти те­ории и концепции (вторая ступень), возникающие в конкретных исторических условиях.

История психоло­гической науки и историзм теоретиче­ской психологии

Неразрывно связанные области психологи­ческой науки — история психологии и тео­ретическая психология — тем не менее су­щественно различаются по предмету иссле­дования. Задачи историка психологии со­стоят в прослеживании путей развития исследований и их теорети­ческого оформления в связи с перипетиями гражданской истории и во взаимодействии со смежными областями знаний. Историк пси­хологии следует от одного периода становления науки к другому, от характеристики взглядов одного видного ученого к анализу воззре­ний другого. В отличие от этого теоретическая психология исполь­зует принцип историзма для аналитического рассмотрения резуль­тата развития науки на каждом его (развития) этапе, вследствие че­го становятся явными составляющие современного теоретического знания в наиболее значимых характеристиках и подходах. Истори­ческий материал в этих целях привлекается для осуществления те­оретического анализа.

Поэтому авторы сочли целесообразным обратиться прежде всего к деятельности российских психологов, чьи труды в силу идеологи­ческих препон оказались очень слабо представленными в мировой психологической науке. Вместе с тем предложенные для рассмотре­ния основы теоретической психологии можно было бы построить на материале, полученном путем анализа американской, французской, немецкой или какой-либо другой психологии. Правомерность подо­бного взгляда можно объяснить тем обстоятельством, что в россий­ской психологии фактически оказались отраженными (при всех труд­ностях их ретрансляции сквозь " железный занавес" ) основные на­правления психологической мысли, представленные в мировой науке. При этом имеются в виду работы российских психологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. А. Вагнера, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского. Именно инвариантность теоретической психоло­гии дает возможность рассматривать ее внутри ныне существующих и не утративших своей значимости научных школ и направлений. Поэтому для характеристики теоретической психологии нет основа­ния использовать наименование " история психологии" и в такой же мере - " теория психологии", хотя и история, и теории психологии входят в ее состав.

Метафизика и психология

В 1971 году М. Г. Ярошевским было введено, в отличие от традиционного понятия об обще­философских категориях, охватывающих все­общие формы бытия и познания, понятие о " категориальном строе психологической науки" [1]. Это нововведение не было результатом умозрительных построений. Занимаясь историей психологии, М. Г. Ярошевский обратился к анализу причин распада некоторых психологических школ и течений. При этом выяснилось, что их со­здатели оказались ориентированными на один относительно изо­лированный, заведомо приоритетный для исследователей психоло­гический феномен (к примеру, бихевиоризм положил в основу сво­их взглядов поведение, действие; гештальтпсихология — образ и т. д. ). Тем самым в ткани психологической реальности ими им­плицитно была выделена якобы одна инвариантная " универсалия", ставшая основанием для конструирования соответствующей теории во всех ее ответвлениях. Это позволяло, с одной стороны, легче выстроить логику развития системы исследований, перехода от од­них экспериментально проверенных утверждений к другим, уверен­но прогнозируемым. С другой стороны, это сужало сферу примене­ния исходных принципов, поскольку не опиралось на основания, явившиеся исходными для других школ и направлений. Введение ка­тегориального строя как базиса, на котором развиваются основные психологические понятия, имело принципиальное значение. Как и во всех науках, в психологии категорий выступили наиболее общими и фундаментальными определениями, охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых явлений. Примени­тельно к бесчисленному множеству психологических понятий выде­ленные и описанные базисные категории были системообразующи-ми, позволяющими строить категории более высокого порядка — метапсихологические категории (по А. В. Петровскому). В то время как базисными категориями являются: " образ", " мотив", " действие", " отношение", рожденные, соответственно, в гештальтпсихологии, психоанализе, бихевиоризме, интеракционизме, к " метапсихологи-ческим категориям" могут быть отнесены, соответственно, " созна­ние", " ценность", " деятельность", " общение" и др. [2] Если базисные категории — своего рода " молекулы" психологического знания, то метапсихологические категории можно сравнить с " организмами".

Выделение наряду с " базисными" метапсихологических катего­рий и соответствующих им онтологических моделей позволяет пере­ходить к наиболее полному постижению и объяснению психологиче­ской реальности. На этом пути открывается возможность рассмот­реть теоретическую психологию как научную дисциплину, имеющую метафизический характер. При этом метафизика понимается здесь не в традиционном для марксизма смысле, трактовавшем ее в каче­стве противоположного диалектике философского метода (рассмат­ривающего явления в их неизменности и независимости друг от дру­га, отрицающего внутренние противоречия как источник развития).

Между тем этот плоский подход к пониманию метафизики, иг­норирующий ее реальное значение, уходящее корнями в учение Ари­стотеля, может и должен быть сменен обращением к идеям русско­го философа Владимира Соловьева. С точки зрения В. Соловьева, метафизика — это прежде всего учение о сущностях и явлениях, закономерно сменяющих друг друга, совпадающих и не совпадаю­щих друг с другом. С точки зрения В. Соловьева, противопоставле­ние между сущностью и явлением не выдерживает критики - не только гносеологической, но и просто логической. Эти два понятия имеют для него значение соотносительное и формальное. Явление обнаруживает, проявляет свою сущность, и сущность обнаружива­ется, проявляется в своем явлении — а вместе с тем то, что есть сущность в известном отношении или на известной ступени позна­ния, есть только явление в другом отношении или на другой ступе­ни познания. Обращаясь к психологии, В. Соловьев подчеркивал (ниже используем типичную для него фразеологию): «... слово или действие есть явление или обнаружение моих скрытых состояний мысли, чувства и воли, которые непосредственно не даны посто­роннему наблюдателю и в этом смысле представляют для него не­которую " непознаваемую сущность" ». Однако (по В. Соловьеву) она познается именно через свое внешнее явление; но и эта психологи­ческая сущность, например определенный акт воли, есть только яв­ление общего характера или душевного склада, который в свою оче­редь не есть окончательная сущность, а только проявление более глубокого — задушевного — существа (умопостигаемого характе­ра — по И. Канту), на что непререкаемо указывают факты нрав­ственных кризисов и перерождений. Таким образом, и во внешнем, и во внутреннем мире провести определенную и постоянную гра­ницу между сущностью и явлением, а следовательно, и между пред­метом метафизики и положительным в науке совершенно невоз­можно, и безусловное их противоположение есть явная ошибка.

Метафизические воззрения Владимира Соловьева имеют важней­шее значение для осмысления объяснительного принципа постро­ения категориального строя в теоретической психологии. В мета-психологических категориях проявляются сущностные характери­стики базисных категорий. Вместе с тем сами метапсихологические категории могут выступать в качестве сущностиых для других кате­горий более высокого порядка. В заключительном разделе книги они именуются экстрапсихологическими.

Метафизика - в понимании Владимира Соловьева - может стать предметом особого внимания при разработке системы теоретиче­ской психологии.

Категориальный строй психологии [3]

Посредством выявления категориального строя историзм психологического анализа дает историку психологии возможность перейти на позиции разработчика теоретической психологии.

Формулируя в качестве одного из принципов теоретической пси­хологии принцип открытости категориального строя, исследовате­ли получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии, и, таким образом, могут быть построены новые диады: базисная категория - метапсихологическая категория. Так, напри­мер, к четырем базисным категориям, впервые введенным М. Г. Яро-шевским при характеристике категориального строя психологии, в настоящей книге присоединяются еще две — " переживание" и " ин­дивид". Метапсихологическое развитие этих категорий (на основе других, базисных) может быть найдено, соответственно, в таких ка­тегориях, как " чувство" и " Я".

Итак, в данный момент разработки проблем теоретической пси­хологии может быть отмечена возможность восходящего движения конкретизации базисных психологических категорий в направле­нии метапсихологических категорий различной степени обобщен­ности и конкретности. Вырисовывается следующий ряд гипотети-неских соответствий между базисными и метапсихологическими ка­тегориями:

Образ —> Сознание

Мотив—> Ценность

Переживание—> Чувство

Действие —> Деятельность

Отношение—> Общение

Индивид—> Я

Определяемое ниже соотношение базисных и метапсихологиче­ских категорий может быть осмыслено следующим образом: в каж­дой метапсихологической категории раскрывается некоторая базис­ная психологическая категория через соотнесение ее с другими ба­зисными категориями (что позволяет выявить заключенное в ней " системное качество" ). В то время как в каждой из базисных кате­горий каждая другая базисная категория существует скрыто, " свер­нуто", каждая метапсихологическая категория представляет собой " развертку" этих латентных образований. Взаимоотношения между базисными категориями психологии можно сравнить со взаимоот­ношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую. Если же попытаться метафорически выразить взаимоотношения между базисными и метапсихологическими категориями, то будет умест­но вспомнить о голограмме: " часть голограммы (базисная катего­рия) заключает в себе целое (метапсихологическая категория)". Что­бы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любой фрагмент этой " голограммы" под определенным углом зрения.

В логическом отношении каждая метапсихологическая катего­рия представляет собой субъект-предикативную конструкцию, в ко­торой положение субъекта, занимает некоторая базисная категория (один из примеров: " образ" как базисная категория в метапсихоло­гической категории — " сознание" ), а в качестве предиката выступа­ет соотношение этой базисной категории с другими базисными ка­тегориями (" мотивом", " действием", " отношением", " переживани­ем" ). Так, метапсихологическая категория " сознание" рассматри­вается как развитие базисной психологической категории " образ", а, например, базисная категория " действие" обретает конкретную форму в метапсихологической категории " деятельность" и т. п. Ба­зисную категорию в функции логического субъекта какой-либо ме­тапсихологической категории будем называть ее " категориальным ядром", категории, посредством которых данная ядерная категория превращается в метапсихологическую, обозначим как " оформляю­щие" (" конкретизирующие" ). Формальное соотношение между ба­зисными и метапсихологическими категориями изобразим на рис. 1 (с метапсихологическими категориями " ядерные" категории связаны здесь вертикальными линиями, а " оформляющие" — на­клонными)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.