|
|||
ДЕТСКИЕ СТРАХИ 11 страница⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Здесь рекомендована другая тактика преодоления страхов, рассчитанная прежде всего на вовлечение подростка в какую-либо интересную деятельность, где бы он мог одерживать победы и ощущать себя все более компетентным и уверенным. Наилучший эффект в данном случае дают спортивные секции, экскурсии, походы или проводимые психологом игровые коррекционные занятия в группе сверстников. Что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, то и у них терапевтический эффект от рисования может быть снижен, если родителями или воспитателями ставятся заведомо завышенные цели. Так, например, нельзя требовать от ребенка пяти лет, чтобы он изобразил лошадь с седоком. Он и вообразить-то ее себе как следует не может, не то что нарисовать! Вообще, излишняя требовательность родителей, как мы неоднократно отмечали, сама по себе может быть фактором, провоцирующим появления страхов, а в случае с рисованием она может отбить у ребенка всякое желание к творчеству. Поэтому главный принцип терапевтического рисования — никаких ограничений и задач! Ребенок должен рисовать то, что он хочет, что приходит ему в голову. Единственное, что может сделать взрослый, это задавать наводящие вопросы: «А кто это у тебя такой фиолетовый? Спрут? А что он делает? Нападает на маленькую рыбку? А кто защитит рыбку? Большой добрый дельфин? Помочь тебе его нарисовать? » Весьма действенно и совместное рисование. Например, взрослый рисует схематично, по-детски, домик, крыльцо, на нем появляется мальчик, идущий в детский сад или школу. На своем пути он должен перейти овраг, речку, ему попадутся различные люди, животные, небо затянет тучами, пойдет дождь, а то и разразится гроза, в общем, случатся всякие напасти, страсти-мордасти, и все это нужно преодолеть. Ребенок может подсказывать, как это лучше сделать, или рисовать свой вариант сюжета. Рисовать удается и на одном общем большом листе, с одного конца которого отправляется в путь взрослый, с другого — ребенок. Встреча происходит в любом месте в зависимости от успешного преодоления препятствий и, главное, к взаимному удовлетворению обеих сторон. Так развиваются естественным образом фантазия, воображение, когда ребенок соприкасается в игровой, условной форме с ситуациями, способными вызвать у него страх в иной обстановке. И все это происходит при общении со взрослым и его поддержке. В первую очередь посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка. Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т. д., было недавно. В состоянии острого страха ребенок не готов выражать свои эмоции на листе бумаги. В данной ситуации лучше отвлечь его просьбой нарисовать какое-либо приятное событие или образ, который ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить в рисунке страх смерти родителей. В отношении рисования сфаха своей смерти результаты достаточно хорошие, но можно и не делать этого, так как данный страх обычно закодирован в других страхах и нейтрализуется по мере их преодоления. Тогда и страх смерти родителей постепенно утрачивает болезненное звучание. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки двенадцати-тринадцати лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все же предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования. Теперь о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей, пытаются устранить их страхи, скрывая собственные. Или же не пользуется авторитетом, например, отец, который излишне резок или сам боится жены и играет в семье крайне пассивную, приниженную роль. Поэтому кроме родителей в устранении страхов могут участвовать и другие взрослые, включая родственников, знакомых, педагогов и врачей, при условии, что последние снимут белые халаты, иногда вызывающие у детей неприятные ассоциации. Такой человек не должен осуждать за наличиє страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки или проявить волю. Ему необходимо расположить к себе подопечного, быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера самого взрослого в эффективность применяемого способа устранения страхов. Перед тем как перейти непосредственно к рисованию, взрослый должен выявить, какие именно страхи мучают ребенка. Это позволит более предметно задавать наводящие вопросы, помогать в изображении того или иного образа. Как выявить страхи, мы обсуждали в соответствующих главах данной книги. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем чтобы они могли организовать рисование страхов дома. Поясняется, как можно изобразить отдельные страхи, если ребенок спросит об этом. Например, страх одиночества — рисует себя и одновременно все то, чего он боится, когда остается один, то есть материализует свои опасения и страхи. Страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх опоздать отражается, скажем, бегущим в школу учеником, часы которого показывают время начала первого урока. Страхи перед сном изображаются в виде засыпающего ребенка, опасения которого полностью видны на рисунке. Страх темноты — это обычно слегка затушеванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребенка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам. Страх высоты обозначается горой или высоким зданием, где кто-то стоит; страх глубины — ущельем, колодцем, морским дном; страх воды — купанием, обливанием и т. д. Огонь и пожар не требуют комментариев. Война рисуется в виде сражения. Страхи крови, уколов, боли — соответственно: течет кровь из пальца, делают укол или бывает достаточно изображения одного шприца, от боли плачет мальчик или девочка и т. д. Страх неожиданных воздействий — что-то падает, разбивается, раздается гудок, сигнал. Когда дается задание, то не говорится, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное — нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха. Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия взрослого, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов. Важно не только нарисовать, но и обсудить рисунок. Порядок здесь не имеет особого значения. Однако можно начинать с более легко устранимых страхов — воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически мы рассматриваем страхи, предварительно перемешав их, как колоду карт. Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить все как есть, страх все равно будет устранен — если не рисунками, то другими способами. Обсуждая рисунок ребенка, ни в коем случае нельзя пользоваться негативными оценочными словами. Грубейшей ошибкой будет сказать: «Что-то очень темный у тебя получился рисунок! А поярче фломастеров не было? » Принимайте все проявления ребенка как должное, попросите его объяснить, почему он использовал тот или иной цвет, что за персонажи изображены на рисунке, какие у них взаимоотношения. Хорошо будет сначала похвалить рисунок в целом: «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый бы не смог так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т. п. Этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше? ». Подытожить обсуждение каждого рисунка надо вопросом: «Ты нарисовал то, чего боялся. Скажи, а теперь ты боишься этого или нет? » Ни в коем случает нельзя подталкивать ребенка к тому или иному ответу. Даже слегка перестроенная фраза («Ну, теперь-то ты не боишься? ») может заставить обостренно ответственного ребенка ответить неправду, лишь бы оправдать надежды взрослого. Если положительного эффекта пока нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами «ничего», «всему свое время», «идем дальше», «вернемся к нему потом» и т. д. После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все времена у взрослого, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка. Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя — не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы-яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывет по воде и летит на самолете. Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50 % при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85 % от оставшихся страхов — при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии. Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок САМ преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.
Глава З
Смехотерапия и другие способы снять напряжение Смех — одно из самых эффективных орудий в борьбе против детских страхов. Если ребенок смеется — в его сознании нет места кошмарам. Из этого утверждения можно сделать два далеко идущих вывода. Во-первых, когда в семье царит непринужденная, радостная атмосфера, когда родителям присуще здоровое чувство юмора, которое проявляется во всех без исключения ситуациях, — дети в таких семьях редко вырастают мнительными и тревожными, страхи задевают их только «по касательной», не закрепляясь в сознании и не отражаясь на формировании характера. Во-вторых, если страх дал корни в психике ребенка, выкорчевать его можно опять-таки с помощью смеха. Но это не так просто, как может показаться с первого взгляда. Ребенок должен быть расположен смеяться, а в состоянии острого страха это вряд ли возможно. Поэтому смех может выступать как профилактика страхов и как продолжение и дополнение уже рассмотренных нами методик. В качестве профилактики в детском саду или дома можно предложить детям сыграть в игру «Как я смеюсь». Вот несколько ее вариантов. 1. Дети и взрослые становятся в круг (игра рассчитана на детей от трех лет и старше) и начинают перебрасывать друг другу мяч. На каждый бросок участник, у которого мяч оказывается в руках, должен сказать, когда он смеется. Это может звучать так: «Я смеюсь, когда смотрю мультфильмы», «Я смеюсь, когда папа рассказывает смешные истории», «Я смеюсь, когда вижу, как кот гоняется за хвостом», «Я смеюсь, когда играю с друзьями» и так далее. 2. Второй вариант игры — «Рассмеши Несмеяну». Ведущий (это может быть как ребенок, так и взрослый) садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех участников игры — рассмешить ведущего. Они могут строить смешные рожицы, рассказывать анекдоты, даже щекотать его — лишь бы ведущий улыбнулся. Как только он «сдается» — его место занимает тот, кто добился улыбки «Несмеяны». 3. Для достижения большего эффекта смехо-терапию можно соединить с рисованием. Но в отличие от той методики, которую мы рассматривали в предыдущей главе, здесь ребенку можно предложить рисовать не страхи, а смешные и радостные ситуации. Для начала предложите малышу определить, какого цвета его радость. Пусть он нарисует то, что символизирует для него смех и веселье. Подскажите, что это могут быть воздушные шары, клоуны или разноцветные мячи. А потом помогите ему изобразить ситуации, в которых он смеется. Возможно, он попросит вас помочь ему нарисовать папу и себя на его плечах, возможно, это будет речка и пляж, а может быть, двор и веселые друзья. Обязательно похвалите ребенка за рисунок (даже если его большую часть нарисовали вы сами) и скажите, что теперь смех и радость будут с ним всегда, стоит ему вспомнить о том, что он изобразил. Что касается лечения смехом, то использовать его можно в комплексе с теми методиками, которые мы рассматривали. Так, достаточно легко вплести смешные ситуации в проигрывание страхов. Для этого достаточно развить одно из качеств, характерных для пугающего объекта, до абсурда. Помните историю про медведя, который грозил раздавить маленькую девочку во сне? Во время игры можно предложить малышке представить, как медведь растет и раздувается до того, что превращается в огромный воздушный шар и улетает в небеса, или взрывается со страшным шумом — здесь стоит положиться на фантазию девочки. Замечательным образом реагируют дети и на предложение поиграть в «маленьких волшебников». Это тоже вариант разыгрывания страхов, но с уклоном в юмористическую сторону. Когда один из детей рассказывает о том, что его напугало, остальные дети должны придумать смешное развитие рассказанной ситуации. Например, мальчик вспоминает, как во сне увидел тигра, который забрался в его спальню. Участники игры могут представить, как тигр увидел миску сметаны и объелся до того, что не смог встать с пола. Кстати, эта методика замечательно описана в знаменитом «Гарри Поттере», где ученики школы магов с помощью заклинаний и волшебной палочки превращали свои страхи в их противоположности — образ строгого учителя разукрасился женским чепчиком и панталонами, чудовище превратилось в бабочку и так далее. Вы тоже можете усилить терапевтическое воздействие такой игры, если предложите ее участникам переодеться в магов — роль плащей сыграют покрывала и простыни, волшебные палочки можно сделать из карандашей или туго скрученной бумаги. Как и многие другие психологические процессы, механизм воздействия смеха на состояние человека до конца не изучен. Но мы невооруженным взглядом можем увидеть, как смех снимает нервное напряжение. Не зря даже истерика может закончиться взрывом хохота, после чего человек чувствует себя опустошенным и умиротворенным. Но если ребенок не склонен к смеху, помочь ему расслабиться можно и другим образом. Психологические исследования показывают, что человек, подверженный страхам и находящийся в состоянии постоянного стресса, испытывает эмоционально-энергетические зажимы, которые проявляются в мышечном напряжении. Мышцы сжимаются, изображая подобие панциря, в котором человек прячется от своих страхов. Чаще всего таким зажимам подвержены зоны шеи, плеч, груди, лопаток, рук. Реже в создании «панциря» участвуют ноги, нижняя часть спины, живот. Как бы то ни было, простые упражнения на расслабление иногда дают не меньший эффект, чем целый курс у психоаналитика. В детской психологи часто рекомендуется так называемый метод тренировки по Джекобсону. Изложим его упрощенный и наиболее доступный вариант: 1. Упражнение для рук. Предложите ребенку на вдохе сильно-сильно сжать кисти рук в кулачки, как будто он зажимает в ладони ледышку. Досчитайте вместе с ним до десяти. На выдохе предложите ему расслабить кисть. В руке должно появиться ощущение тепла — «Ледышка растаяла». Повторите упражнение 2-3 раза. 2. Упражнение для плеч. Встаньте напротив малыша, вытяните руки ему навстречу, попросите его сделать то же самое. На вдохе тяните руки навстречу друг к другу, стараясь коснуться кончиками пальцев. На выдохе опустите руки вдоль тела. Повторить также два-три раза. 3. Упражнение на лопатки. Объясните ребенку, что такое лопатки и где они находятся. Пусть он увидит, как двигаются лопатки на вашей спине, попробует пошевелить своими. Затем предложите ему представить, что он — бабочка, и на вдохе попросите его «сложить крылышки» на спине (сдвинуть лопатки). Досчитайте до десяти и на выдохе вместе с ним «раскройте крылышки» (разведите лопатки). 4. Упражнение на верхнюю часть спины. Теперь можно поиграть в черепашку — на вдохе вместе с ребенком поднимите плечи как можно выше («черепашка прячет голову»). Досчитайте до десяти и опустите плечи («Черепашка выглянула из домика»). Не забудьте, что все упражнения выполняются по два-три раза. 5. Упражнения на мышцы лица. Сначала предложите ребенку потренироваться у зеркала — пусть он изобразит на своем лице крайнюю степень досады и обиды (ребёнок должен нахмурить брови, вытянуть губы дудочкой), затем — крайнюю степень радости (лоб разглаживается, рот растягивается в самой широкой улыбке). А теперь сначала на вдохе —радуемся (растягиваем рот в улыбке, поднимаем брови), через пять секунд, на выдохе, расслабляемся, а потом повторяем упражнение, на вдохе уже хмуря брови, а на выдохе вновь расслабляясь. Такой курс гимнастики на напряжение и расслабление можно повторять, насколько у вас хватит желания, хоть каждые полчаса. Главное, не навязывать его ребенку, а предлагать как игру, вызывая в нем искренний интерес. Почувствовав, каким образом мышцы сжимаются, а каким — расслабляются, ребенок сможет управлять ими и в минуты стресса, снимая зажим и отвлекая эмоции на простые физические действия.
Заключение Для успешного устранения страхов у детей любого возраста необходимо в первую очередь участие и желание родителей или людей, их заменяющих. Причем здесь важно не просто внимательно присматриваться и прислушиваться к малышу, стараться проникнуть в его мир, но уметь признать свои недостатки — излишнюю опеку или, наоборот, равнодушие, повышенную требовательность или эгоистичность, отсутствие гибкости и непосредственности в воспитании. Необходимо помнить, что ребенок не виноват в своих страхах. Для него — это естественная реакция на окружающий мир, попытка защититься от внешних или внутренних угроз. С другой стороны — это свидетельство недостаточной компетенции родителей, недоверие, которое высказывает им ребенок. И здесь надо не срывать на нем свое зло и раздражение, а помочь ему выстроить гармоничные отношения как с самим собой, так и с другими людьми. Существуют два взаимоисключающих подхода к избавлению детей от страхов. По одному из них нервную систему ребенка стараются уберечь от любых мало-мальских сложностей. Малышу запрещают смотреть телевизор, играть в активные игры, подходить к компьютеру. Родители ограничивают самостоятельность малыша, усиливаю опеку и начинают беспокоиться о нем с удвоенной энергией. В результате ребенок оказывается еще больше удален от реального мира и общения со сверстниками, его способность к адаптации в новых условиях скатывается к нулю, а общение с мнительными взрослыми еще больше расшатывает нервную систему. Впрочем, противоположная крайность также не способна привести ни к чему хорошему: когда страхи воспринимаются взрослыми как проявление слабости и безволия, ребенок начинает замалчивать свои негативные переживания. Он боится насмешек и наказаний со стороны родителей больше, чем самого страха, в результате чего испуг прячется в подсознание, чтобы проявить себя в любой стрессовой ситуации. Наиболее адекватный вариант — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение. Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах. В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у трех-четырехлетних детей, то подросток откровенно рассмеется. Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Природа не терпит пустоты, и страхи как форма познания и отражения действительности каждый раз наполняют жизненное пространство ребенка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей. Таким образом, страхи детей в каждом конкретном случае требуют пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного разрастания страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и раскрытию новых возможностей. Одним словом, будущее ребенка, его гармоничное развитие и успехи во взрослой жизни зависят только от родителей, от их способности трезво смотреть на жизнь и любить своего малыша, свободно и искренне оказывая ему необходимую поддержку и внимание.
Содержание
Вступление.............................................. 5 ЧАСТЬ 1. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРАХЕ? 7 Глава 1. Почему мы боимся.................. 9 Глава 2. Как узнать, что ребенок напуган? 19 Глава 3. Как отличить норму от патологии? 29 ЧАСТЬ 2. ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ.......... 37 Глава 1. Страхи первого года жизни... 39 Глава 2. От года до трех...................... 50 Глава 3. От трех до пяти...................... 59 Глава 4. Кризисный возраст (пять-семь лет) 78 Глава 5. От семи до одиннадцати....... 96 Глава 6. От одиннадцати до шестнадцати 111 ЧАСТЬ 3. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ................. 123 Глава 1. Дочки-матери....................... 126 Глава 2. Чего боятся мальчики.......... 141 Глава 3. Тревожные дети.................... 152 ЧАСТЬ 4. ЧТО ДЕЛАТЬ.......................... 167 Глава 1. «Скорая помощь» бояке...... 169 Глава 2. «Спокойной ночи, малыши» 175 Глава 3. Жизнь по распорядку........... 182 Глава 4. В детский сад — с удовольствием 188 Глава 5. Вредные привычки и что с ними делать.. 195 Глава 6. Заикание и лечение этой вредной привычки....................... 201 Глава 7. Неврозы как крайняя степень проявления страхов............................ 213 ЧАСТЬ 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 223 Глава 1. Игровые методики снятия страхов 225 Глава 2. Нарисованные страхи.......... 233 Глава 3. Смехотерапия и другие способы снять напряжение................................ 245 Заключение......................................... 251
|
|||
|