Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 11 страница



Здесь рекомендована другая тактика преодоле­ния страхов, рассчитанная прежде всего на во­влечение подростка в какую-либо интересную де­ятельность, где бы он мог одерживать победы и ощущать себя все более компетентным и уверен­ным. Наилучший эффект в данном случае дают спортивные секции, экскурсии, походы или про­водимые психологом игровые коррекционные за­нятия в группе сверстников.

Что касается детей дошкольного и младшего школьного возраста, то и у них терапевтический эффект от рисования может быть снижен, если родителями или воспитателями ставятся заведо­мо завышенные цели. Так, например, нельзя тре­бовать от ребенка пяти лет, чтобы он изобразил лошадь с седоком. Он и вообразить-то ее себе как следует не может, не то что нарисовать! Во­обще, излишняя требовательность родителей, как мы неоднократно отмечали, сама по себе может быть фактором, провоцирующим появления стра­хов, а в случае с рисованием она может отбить у ребенка всякое желание к творчеству. Поэтому главный принцип терапевтического рисования — никаких ограничений и задач! Ребенок должен рисовать то, что он хочет, что приходит ему в голову. Единственное, что может сделать взрос­лый, это задавать наводящие вопросы: «А кто это у тебя такой фиолетовый? Спрут? А что он дела­ет? Нападает на маленькую рыбку? А кто защитит рыбку? Большой добрый дельфин? Помочь тебе его нарисовать? »

Весьма действенно и совместное рисование. Например, взрослый рисует схематично, по-дет­ски, домик, крыльцо, на нем появляется мальчик, идущий в детский сад или школу. На своем пути он должен перейти овраг, речку, ему попадутся различные люди, животные, небо затянет тучами, пойдет дождь, а то и разразится гроза, в общем, случатся всякие напасти, страсти-мордасти, и все это нужно преодолеть.

Ребенок может подсказывать, как это лучше сделать, или рисовать свой вариант сюжета. Ри­совать удается и на одном общем большом листе, с одного конца которого отправляется в путь взрос­лый, с другого — ребенок. Встреча происходит в любом месте в зависимости от успешного преодо­ления препятствий и, главное, к взаимному удов­летворению обеих сторон.

Так развиваются естественным образом фанта­зия, воображение, когда ребенок соприкасается в игровой, условной форме с ситуациями, способ­ными вызвать у него страх в иной обстановке. И все это происходит при общении со взрослым и его поддержке.

В первую очередь посредством рисования уда­ется устранить страхи, порожденные воображе­нием, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произо­шедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональ­ный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избие­ние, пожар и т. д., было недавно. В состоянии остро­го страха ребенок не готов выражать свои эмоции на листе бумаги. В данной ситуации лучше отвлечь его просьбой нарисовать какое-либо приятное со­бытие или образ, который ассоциируется у ребен­ка с положительными эмоциями.

По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить в рисунке страх смерти роди­телей. В отношении рисования сфаха своей смер­ти результаты достаточно хорошие, но можно и не делать этого, так как данный страх обычно за­кодирован в других страхах и нейтрализуется по мере их преодоления. Тогда и страх смерти роди­телей постепенно утрачивает болезненное зву­чание.

Не нужно бояться некоторого оживления стра­хов, происходящего в процессе рисования, по­скольку это одно из условий полного их устране­ния. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в пси­хике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются млад­шие школьники. Подростки двенадцати-тринадцати лет предпочитают карандаши, что дает возмож­ность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все же предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облег­чающая саму процедуру рисования.

Теперь о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования ока­зывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей, пытаются устранить их страхи, скрывая собствен­ные. Или же не пользуется авторитетом, например, отец, который излишне резок или сам боится жены и играет в семье крайне пассивную, приниженную роль.

Поэтому кроме родителей в устранении стра­хов могут участвовать и другие взрослые, вклю­чая родственников, знакомых, педагогов и врачей, при условии, что последние снимут белые халаты, иногда вызывающие у детей неприятные ассоциа­ции. Такой человек не должен осуждать за нали­чиє страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки или проявить волю. Ему необхо­димо расположить к себе подопечного, быть пос­ледовательным в суждениях и уверенным в дей­ствиях и поступках. Обязательным условием явля­ется вера самого взрослого в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Перед тем как перейти непосредственно к ри­сованию, взрослый должен выявить, какие имен­но страхи мучают ребенка. Это позволит более предметно задавать наводящие вопросы, помогать в изображении того или иного образа. Как выя­вить страхи, мы обсуждали в соответствующих главах данной книги.

Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с тем чтобы они могли орга­низовать рисование страхов дома. Поясняется, как можно изобразить отдельные страхи, если ребе­нок спросит об этом.

Например, страх одиночества — рисует себя и одновременно все то, чего он боится, когда оста­ется один, то есть материализует свои опасения и страхи. Страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх забо­леть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх опоздать отражается, скажем, бегущим в школу учеником, часы которого пока­зывают время начала первого урока.

Страхи перед сном изображаются в виде засы­пающего ребенка, опасения которого полностью видны на рисунке. Страх темноты — это обычно слегка затушеванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребенка.

Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам. Страх высоты обозначается горой или высоким зданием, где кто-то стоит; страх глу­бины — ущельем, колодцем, морским дном; страх воды — купанием, обливанием и т. д. Огонь и по­жар не требуют комментариев.

Война рисуется в виде сражения. Страхи кро­ви, уколов, боли — соответственно: течет кровь из пальца, делают укол или бывает достаточно изоб­ражения одного шприца, от боли плачет мальчик или девочка и т. д. Страх неожиданных воздей­ствий — что-то падает, разбивается, раздается гу­док, сигнал.

Когда дается задание, то не говорится, что это обязательно избавит от страхов, так как повышен­ные ожидания в отношении результатов могут по­служить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчи­вых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживают­ся крайне болезненно и ведут к ухудшению обще­го состояния.

Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное — нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждый страх на отдель­ном листе. Рисовать лучше совершенно самостоя­тельно, без помощи взрослых. Сам факт получе­ния задания, таким образом, организует деятель­ность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

Весьма непросто начать рисовать страхи. Неред­ко проходит несколько дней, пока ребенок решит­ся приступить к выполнению задания. Так преодо­левается внутренний психологический барьер — страх страха. Решиться рисовать — это значит не­посредственно соприкоснуться со страхом, встре­титься с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке.

Вместе с тем осознание условности изображе­ния страха на рисунке уже само по себе способ­ствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не пред­ставляет собой застывшее психическое образова­ние, поскольку сознательно подвергается манипу­ляции и творчески преобразуется как художе­ственный образ.

Проявляющийся при рисовании интерес посте­пенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполнен­ного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия взрослого, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Важно не только нарисовать, но и обсудить ри­сунок. Порядок здесь не имеет особого значения. Однако можно начинать с более легко устранимых страхов — воды (у мальчиков и девочек), открыто­го пространства и крови (у мальчиков), врачей, бо­лезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически мы рассматриваем страхи, предва­рительно перемешав их, как колоду карт.

Каждый рисунок показывается всем присутству­ющим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизиру­ет свой страх. Раньше это было трудно осуществи­мо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная пре­града только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с че­ловеком, которому он верит и который может по­нять его переживания. Важно не стесняться и го­ворить все как есть, страх все равно будет устра­нен — если не рисунками, то другими способами.

Обсуждая рисунок ребенка, ни в коем случае нельзя пользоваться негативными оценочными словами. Грубейшей ошибкой будет сказать: «Что-то очень темный у тебя получился рисунок! А по­ярче фломастеров не было? » Принимайте все про­явления ребенка как должное, попросите его объяснить, почему он использовал тот или иной цвет, что за персонажи изображены на рисунке, какие у них взаимоотношения. Хорошо будет сна­чала похвалить рисунок в целом: «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый бы не смог так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и рас­положение фигур подходящее» и т. п. Этим немуд­реным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобре­ние: «так», «хорошо», «что дальше? ».

Подытожить обсуждение каждого рисунка надо вопросом: «Ты нарисовал то, чего боялся. Скажи, а теперь ты боишься этого или нет? » Ни в коем случает нельзя подталкивать ребенка к тому или иному ответу. Даже слегка перестроенная фраза («Ну, теперь-то ты не боишься? ») может за­ставить обостренно ответственного ребенка отве­тить неправду, лишь бы оправдать надежды взрос­лого. Если положительного эффекта пока нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами «ничего», «всему свое время», «идем дальше», «вернемся к нему потом» и т. д.

После окончания обсуждения страхов называ­ются и показываются те рисунки, в отношении ко­торых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, по­жать руку, подарить игрушку. А дальше надо ска­зать, что рисунки с его бывшими страхами оста­нутся на все времена у взрослого, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ре­бенка. Рисунки, на которых изображены оставши­еся страхи, отдаются обратно со словами: «А те­перь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не бо­ишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя — не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы-яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывет по воде и летит на самолете.

Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50 % при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85 % от оставшихся страхов — при изобра­жении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше.

Если же автор не включает себя и на втором ри­сунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обыч­но сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предло­жить детям рисовать себя как не боящихся, сэко­номить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, что­бы ребенок САМ преодолел внутренний психоло­гический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

 

Глава З

 

 

Смехотерапия и другие способы снять напряжение

Смех — одно из самых эффективных орудий в борьбе против детских страхов. Если ребенок сме­ется — в его сознании нет места кошмарам. Из это­го утверждения можно сделать два далеко идущих вывода. Во-первых, когда в семье царит непринуж­денная, радостная атмосфера, когда родителям присуще здоровое чувство юмора, которое про­является во всех без исключения ситуациях, — дети в таких семьях редко вырастают мнительными и тревожными, страхи задевают их только «по каса­тельной», не закрепляясь в сознании и не отража­ясь на формировании характера.

Во-вторых, если страх дал корни в психике ре­бенка, выкорчевать его можно опять-таки с помо­щью смеха. Но это не так просто, как может пока­заться с первого взгляда. Ребенок должен быть рас­положен смеяться, а в состоянии острого страха это вряд ли возможно. Поэтому смех может выступать как профилактика страхов и как продолжение и до­полнение уже рассмотренных нами методик.

В качестве профилактики в детском саду или дома можно предложить детям сыграть в игру «Как я смеюсь». Вот несколько ее вариантов.

1. Дети и взрослые становятся в круг (игра рас­считана на детей от трех лет и старше) и начина­ют перебрасывать друг другу мяч. На каждый бросок участник, у которого мяч оказывается в руках, должен сказать, когда он смеется. Это мо­жет звучать так: «Я смеюсь, когда смотрю мульт­фильмы», «Я смеюсь, когда папа рассказывает смешные истории», «Я смеюсь, когда вижу, как кот гоняется за хвостом», «Я смеюсь, когда играю с друзьями» и так далее.

2. Второй вариант игры — «Рассмеши Несмея­ну». Ведущий (это может быть как ребенок, так и взрослый) садится на стул и изображает из себя надутого и обиженного человека. Задача всех уча­стников игры — рассмешить ведущего. Они могут строить смешные рожицы, рассказывать анекдо­ты, даже щекотать его — лишь бы ведущий улыб­нулся. Как только он «сдается» — его место зани­мает тот, кто добился улыбки «Несмеяны».

3. Для достижения большего эффекта смехо-терапию можно соединить с рисованием. Но в от­личие от той методики, которую мы рассматрива­ли в предыдущей главе, здесь ребенку можно пред­ложить рисовать не страхи, а смешные и радостные ситуации. Для начала предложите малышу опре­делить, какого цвета его радость. Пусть он нари­сует то, что символизирует для него смех и весе­лье. Подскажите, что это могут быть воздушные шары, клоуны или разноцветные мячи. А потом помогите ему изобразить ситуации, в которых он смеется. Возможно, он попросит вас помочь ему нарисовать папу и себя на его плечах, возможно, это будет речка и пляж, а может быть, двор и ве­селые друзья. Обязательно похвалите ребенка за рисунок (даже если его большую часть нарисова­ли вы сами) и скажите, что теперь смех и радость будут с ним всегда, стоит ему вспомнить о том, что он изобразил.

Что касается лечения смехом, то использовать его можно в комплексе с теми методиками, кото­рые мы рассматривали. Так, достаточно легко впле­сти смешные ситуации в проигрывание страхов. Для этого достаточно развить одно из качеств, характерных для пугающего объекта, до абсурда. Помните историю про медведя, который грозил раздавить маленькую девочку во сне? Во время игры можно предложить малышке представить, как медведь растет и раздувается до того, что пре­вращается в огромный воздушный шар и улетает в небеса, или взрывается со страшным шумом — здесь стоит положиться на фантазию девочки.

Замечательным образом реагируют дети и на предложение поиграть в «маленьких волшебни­ков». Это тоже вариант разыгрывания страхов, но с уклоном в юмористическую сторону. Когда один из детей рассказывает о том, что его напугало, ос­тальные дети должны придумать смешное разви­тие рассказанной ситуации. Например, мальчик вспоминает, как во сне увидел тигра, который за­брался в его спальню. Участники игры могут пред­ставить, как тигр увидел миску сметаны и объелся до того, что не смог встать с пола.

Кстати, эта методика замечательно описана в знаменитом «Гарри Поттере», где ученики школы магов с помощью заклинаний и волшебной палоч­ки превращали свои страхи в их противоположно­сти — образ строгого учителя разукрасился женс­ким чепчиком и панталонами, чудовище превра­тилось в бабочку и так далее.

Вы тоже можете усилить терапевтическое воз­действие такой игры, если предложите ее участ­никам переодеться в магов — роль плащей сыгра­ют покрывала и простыни, волшебные палочки можно сделать из карандашей или туго скручен­ной бумаги.

Как и многие другие психологические процес­сы, механизм воздействия смеха на состояние че­ловека до конца не изучен. Но мы невооружен­ным взглядом можем увидеть, как смех снимает нервное напряжение. Не зря даже истерика мо­жет закончиться взрывом хохота, после чего че­ловек чувствует себя опустошенным и умиротво­ренным. Но если ребенок не склонен к смеху, по­мочь ему расслабиться можно и другим образом.

Психологические исследования показывают, что человек, подверженный страхам и находящий­ся в состоянии постоянного стресса, испытывает эмоционально-энергетические зажимы, которые проявляются в мышечном напряжении. Мышцы сжимаются, изображая подобие панциря, в кото­ром человек прячется от своих страхов. Чаще всего таким зажимам подвержены зоны шеи, плеч, гру­ди, лопаток, рук. Реже в создании «панциря» уча­ствуют ноги, нижняя часть спины, живот. Как бы то ни было, простые упражнения на расслабление иногда дают не меньший эффект, чем целый курс у психоаналитика.

В детской психологи часто рекомендуется так называемый метод тренировки по Джекобсону.

Изложим его упрощенный и наиболее доступный вариант:

1. Упражнение для рук. Предложите ребенку на вдохе сильно-сильно сжать кисти рук в кулач­ки, как будто он зажимает в ладони ледышку. До­считайте вместе с ним до десяти. На выдохе пред­ложите ему расслабить кисть. В руке должно по­явиться ощущение тепла — «Ледышка растаяла». Повторите упражнение 2-3 раза.

2. Упражнение для плеч. Встаньте напротив малыша, вытяните руки ему навстречу, попросите его сделать то же самое. На вдохе тяните руки на­встречу друг к другу, стараясь коснуться кончи­ками пальцев. На выдохе опустите руки вдоль тела. Повторить также два-три раза.

3. Упражнение на лопатки. Объясните ребен­ку, что такое лопатки и где они находятся. Пусть он увидит, как двигаются лопатки на вашей спине, попробует пошевелить своими. Затем предложите ему представить, что он — бабочка, и на вдохе попросите его «сложить крылышки» на спине (сдвинуть лопатки). Досчитайте до десяти и на вы­дохе вместе с ним «раскройте крылышки» (разве­дите лопатки).

4. Упражнение на верхнюю часть спины. Теперь можно поиграть в черепашку — на вдохе вместе с ребенком поднимите плечи как можно выше («че­репашка прячет голову»). Досчитайте до десяти и опустите плечи («Черепашка выглянула из домика»). Не забудьте, что все упражнения выполняются по два-три раза.

5. Упражнения на мышцы лица. Сначала пред­ложите ребенку потренироваться у зеркала — пусть он изобразит на своем лице крайнюю степень до­сады и обиды (ребёнок должен нахмурить брови, вытянуть губы дудочкой), затем — крайнюю степень радости (лоб разглаживается, рот растягивается в самой широкой улыбке). А теперь сначала на вдо­хе —радуемся (растягиваем рот в улыбке, поднима­ем брови), через пять секунд, на выдохе, расслаб­ляемся, а потом повторяем упражнение, на вдохе уже хмуря брови, а на выдохе вновь расслабляясь.

Такой курс гимнастики на напряжение и рас­слабление можно повторять, насколько у вас хва­тит желания, хоть каждые полчаса. Главное, не на­вязывать его ребенку, а предлагать как игру, вы­зывая в нем искренний интерес. Почувствовав, каким образом мышцы сжимаются, а каким — рас­слабляются, ребенок сможет управлять ими и в минуты стресса, снимая зажим и отвлекая эмоции на простые физические действия.

 

 

Заключение

Для успешного устранения страхов у детей лю­бого возраста необходимо в первую очередь уча­стие и желание родителей или людей, их заменя­ющих. Причем здесь важно не просто вниматель­но присматриваться и прислушиваться к малышу, стараться проникнуть в его мир, но уметь признать свои недостатки — излишнюю опеку или, наобо­рот, равнодушие, повышенную требовательность или эгоистичность, отсутствие гибкости и непос­редственности в воспитании.

Необходимо помнить, что ребенок не виноват в своих страхах. Для него — это естественная ре­акция на окружающий мир, попытка защититься от внешних или внутренних угроз. С другой сто­роны — это свидетельство недостаточной компе­тенции родителей, недоверие, которое высказы­вает им ребенок. И здесь надо не срывать на нем свое зло и раздражение, а помочь ему выстроить гармоничные отношения как с самим собой, так и с другими людьми.

Существуют два взаимоисключающих подхода к избавлению детей от страхов. По одному из них не­рвную систему ребенка стараются уберечь от лю­бых мало-мальских сложностей. Малышу запреща­ют смотреть телевизор, играть в активные игры, под­ходить к компьютеру. Родители ограничивают само­стоятельность малыша, усиливаю опеку и начинают беспокоиться о нем с удвоенной энергией. В резуль­тате ребенок оказывается еще больше удален от ре­ального мира и общения со сверстниками, его спо­собность к адаптации в новых условиях скатывает­ся к нулю, а общение с мнительными взрослыми еще больше расшатывает нервную систему.

Впрочем, противоположная крайность также не способна привести ни к чему хорошему: когда страхи воспринимаются взрослыми как проявле­ние слабости и безволия, ребенок начинает замал­чивать свои негативные переживания. Он боится насмешек и наказаний со стороны родителей боль­ше, чем самого страха, в результате чего испуг пря­чется в подсознание, чтобы проявить себя в лю­бой стрессовой ситуации.

Наиболее адекватный вариант — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то луч­ше отвлечь ребенка, занять интересной деятельно­стью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ре­бенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

Следовательно, чем больше интересов у детей, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ог­раничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях и страхах.

В большинстве случаев страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, теряющих чисто эмоциональный оттенок и наивный детский характер. Если упоминание о Бармалее способно вызвать дрожь у трех-четырехлетних детей, то под­росток откровенно рассмеется.

Однако тот же подросток может бояться смерти родителей и войны, что аналогично страху смерти, скрывающемуся у малышей в образе Бармалея. Природа не терпит пустоты, и страхи как форма познания и отражения действительности каждый раз наполняют жизненное пространство ребенка, заставляя его по-новому осмысливать жизненные ценности и отношения окружающих его людей.

Таким образом, страхи детей в каждом конкрет­ном случае требуют пристального внимания и се­рьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно своевременно предпринять ряд соответ­ствующих мер и не допустить чрезмерного разра­стания страхов, перехода в подростковом возрас­те в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе, препятствующие полноценному общению и рас­крытию новых возможностей.

Одним словом, будущее ребенка, его гармонич­ное развитие и успехи во взрослой жизни зависят только от родителей, от их способности трезво смотреть на жизнь и любить своего малыша, сво­бодно и искренне оказывая ему необходимую под­держку и внимание.

 

Содержание

 

Вступление.............................................. 5

ЧАСТЬ 1. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРАХЕ? 7

Глава 1. Почему мы боимся.................. 9

Глава 2. Как узнать, что ребенок напуган? 19

Глава 3. Как отличить норму от патологии?    29

ЧАСТЬ 2. ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ.......... 37

Глава 1. Страхи первого года жизни... 39

Глава 2. От года до трех...................... 50

Глава 3. От трех до пяти...................... 59

Глава 4. Кризисный возраст (пять-семь лет)   78

Глава 5. От семи до одиннадцати....... 96

Глава 6. От одиннадцати до шестнадцати 111

ЧАСТЬ 3. ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ................. 123

Глава 1. Дочки-матери....................... 126

Глава 2. Чего боятся мальчики.......... 141

Глава 3. Тревожные дети.................... 152

ЧАСТЬ 4. ЧТО ДЕЛАТЬ.......................... 167

Глава 1. «Скорая помощь» бояке...... 169

Глава 2. «Спокойной ночи, малыши» 175

Глава 3. Жизнь по распорядку........... 182

Глава 4. В детский сад — с удовольствием 188

Глава 5. Вредные привычки и что с ними делать.. 195

Глава 6. Заикание и лечение

этой вредной привычки....................... 201

Глава 7. Неврозы как крайняя степень

проявления страхов............................ 213

ЧАСТЬ 5. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   223

Глава 1. Игровые методики снятия страхов    225

Глава 2. Нарисованные страхи.......... 233

Глава 3. Смехотерапия и другие способы

снять напряжение................................ 245

Заключение......................................... 251


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.