Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 3 страница



Вторая безусловная потребность — в активном движении. В предыдущей главе мы говорили о том, как создать условия для безопасного разви­тия малыша, не ограничивая его сверх меры. Пос­ле первого дня рождения эта задача усложняет­ся многократно: ребенок не просто ползает, он уверенно ходит. А иногда и бегает по всей квар­тире (или дому) и, кажется, нет уголка, который не испытал бы на себе его сокрушительный на­тиск! И все же это не повод, чтобы держать со­рванца в смирительной рубашке.

Кому-то покажется, что это лишь метафора, но всего несколько лет назад весь мир обошел теле­визионный сюжет, рассказывающий, как мать тро­их маленьких детей нашла весьма оригинальный способ оградить детей от опасности, а дом — от разрушений. Предприимчивая женщина оклеила стены одной из комнат ворсистой тканью, а детям пошила комбинезоны из «липучки», и каждый раз, уходя из дома, она просто подвешивала своих чад к стене, где они и возились, пытаясь избавиться от пут.

«Абсурд! » — воскликнете вы. А чем отличаются от описанного способа многочисленные попытки сдержать энергию ребенка с помощью разнооб­разных «ходунков», «прыгунков» или «манежей»? И ладно бы малыша помещали в них на 15-20 ми­нут, для разнообразия! Так нет ведь, хлопотливая мать, стремящаяся выполнить все домашние рабо­ты, да еще и поболтать с подружкой по телефону, может «забыть» в них дитя на пару часов, да еще и прикрикнет, если ребенок в полный голос заявит о своем недовольстве!

К насущным потребностям малыша можно так­же отнести сон в спокойных, привычных услови­ях, прогулки на свежем воздухе, доброжелатель­ное и ровное отношение. Увы, нарушение всех этих обусловленных природой прав ребенка никогда не идет ему на пользу. Дети, недополучающие пита­ния, впечатлений и любви, растут тревожными и беспокойными, и каждый возрастной страх пере­живается ими болезненнее и имеет все шансы зак­репиться надолго.

 

Страх одиночества. До трех лет ребенок все еще очень привязан к матери. Но если после первого года жизни ее отсутствие он еще может как-то пе­реносить, то оставаться совсем одному, даже если взрослые находятся в соседней комнате, — это выше его сил.

Справедливости ради стоит отметить, что бо­ятся одиночества до 45% процентов мальчиков и до 35% девочек. Пожалуй, половое различие здесь можно объяснить тем, что к девочкам с рож­дения относятся с большей трепетностью и нежно­стью, чем к мальчикам. Девочек принято баловать, на каждый их крик родные сбегаются со всей квартиры, а вот мальчиков начинают воспитывать еще до того, как они расстанутся с материнской грудью. Их чаще оставляют в кроватках «покри­чать», реже берут на руки. Сказывается уже роди­тельский страх вырастить «неженок».

В таких отношениях и разгадка причины страха одиночества, и руководство к действию. Детей, буквально цепляющихся за юбку матери или всеми доступными способами старающихся привлечь вни­мание взрослых, бессмысленно ругать и воспиты­вать — так их страхи только усугубятся. Гораздо эффективнее и с точки зрения расхода сил, и с точ­ки зрения достигнутого результата использовать каждую свободную минуту, чтобы взять ребенка на колени, обнять его, погладить, прижать к себе.

Именно телесный контакт оказывает наиболее оздоровляющее действие на детскую психику. В его памяти еще хранится тень воспоминания о том, как он представлял с мамой единое целое, для него это самое безмятежное время, полное ощущения защи­щенности и комфорта. Чем чаще он сможет хотя бы на время возвращаться в такое состояние, тем легче ему будет пережить возрастные страхи.

С другой стороны, возраст от года до трех лет — это как раз то время, когда вместе с эмо­циональной развивается и волевая сторона лич­ности ребенка, удовлетворяя все основные по­требности малыша, мать должна научиться (и на­учить свое чадо) соблюдать и определенные ограничения. На практике это может выглядеть следующим образом.

Предположим, вы запланировали ряд домашних дел. Ребенок сыт, здоров и доволен жизнью. На­деясь занять его на какое-то время, вы обеспечи­ваете ему полигон для игр, расстелив на полу теп­лое одеяло и поставив на него коробку с игрушка­ми. Но ребенок не хочет играть, он хнычет и просится на руки. Какая ваша первая реакция? Ко­нечно, прикрикнуть на капризулю — ну что еще ему нужно? Здесь щи кипят, капуста еще не порезана и отец вот-вот должен прийти на обед! Но мудрая мать поступит по-другому. Она присядет рядом с ребенком на корточки, прижмет его на несколько минут к себе, а потом скажет ровным, но твердым голосом: «Я рядом с тобой, поиграй немного сам, я сделаю дела, и мы опять посидим вместе». Ко­нечно, сразу ребенок не угомонится, но, если вы сдержите свое слово, и, закончив определенный этап, снова побудете с ним, он поймет и разумное ограничение, и вашу любовь.

 

Нарушения сна. Ослабленные, легко возбудимые дети часто и после достижения одного года стра­дают от нарушения сна. Судя по современной пе­диатрической практике, это едва ли не каждый тре­тий ребенок. Частично снять проблему тревожно­го сна помогает исключение страхов, описанных выше. Ночное беспокойство выступает в качестве лакмусовой бумаги, с помощью которой проявля­ется дневного неблагополучие ребенка, отсутствие уверенности в прочности и незыблемости семей­ного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ре­бенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоци­ональный контакт с матерью. Более выражено бес­покойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

К двум годам существенно увеличиваются, осо­бенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сно­видениями. Перенесенный и не осознаваемый ре­бенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, по­рождаемыми фактически родителями. Если ребе­нок просыпается ночью от страха и его удается ус­покоить, убаюкать, то травмирующее влияние кош­марных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и бес­покойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и со­стоит умение матери создавать малышу эмоцио­нальный комфорт и безопасность, когда он нуж­дается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство бес­помощности, ужас перед неотвратимо надвигаю­щейся опасностью наносит психическую травму повышенно эмоциональным, впечатлительным, а также нервно и физически ослабленным детям. Если они не могут закричать, парализованные стра­хом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокой­стве и в новой обстановке прерывается от волне­ния, трудно начать говорить. Дополнительным ис­точником такого заикания может быть любое вне­запное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданны­ми звуками, будь то сигнал машины или лай соба­ки. Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защи­тят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмер­ными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый. Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он пе­ревозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть все­гда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Таким образом, еще раз обращаем внимание на то, что проблемы детских страхов не существует в тех семьях, где родители уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитыва­ют особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я». Стра­хов в первые годы всегда меньше, и они быстрее сходят на нет, если мать — рядом с ребенком, в се­мье доминирует отец, родители не ведут «войну» с упрямством, развивают, а не подавляют или заглу­шают тревогой формирующееся «я» ребенка. Кро­ме того, важно, чтобы сами родители были гармо­ничными и самореализовавшимися личностями, могли помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

 

Глава З

 

От трех до пяти

Трехлетний ребенок сыплет перлами собствен­ного сочинения. Ему ничего не стоит с умным ви­дом заявить: «Меня даже звездочка любит, я видел — она мне мигала! » Основные достижения у него уже позади — он ходит, уверенно говорит, может само­стоятельно поесть и даже одеться. Поэтому насту­пает время эмоционального наполнения.

В отличие от бессознательных эмоций первых трех лет жизни, возраст от трех до пяти — это вре­мя осознания. Малыш старается понять, что он из себя представляет. Что ему нравится, что нет? Причем все свои эмоции он уже начинает выра­жать словами, что способствует дополнительно­му их осмыслению.

Среди чувств доминирует любовь. Не зря, по­взрослев, многие признаются, что свою первую любовь они встретили в детском саду или на игро­вой площадке. Чувство любви к родителям продол­жает быть безусловным, но оно требует такого же отношения взамен.

С другой стороны, начинает формироваться понятие вины, ответственности, а также чувство сопереживания. Ребенок может даже разреветь­ся с другом за компанию, потому что видел, как тот упал и переживает вместе с ним боль и испуг.

Эти процессы протекают на фоне развивающей­ся фантазии. Вы замечали, что до трех лет дети реже и с меньшим интересом смотрят телевизор? Для них это пока набор плоских картинок, иногда привлекательных, иногда нет. А вот после трех их уже не оторвать от мультиков. Все потому, что вме­сто двумерных рисунков они видят живых героев, воображение дорисовывает то, что остается за кад­ром, делает историю увлекательной и глубокой.

Обо всем этом необходимо помнить, чтобы луч­ше понимать, какие страхи переживают трех-пятилетние малыши, как им помочь.

 

Страх оказаться нелюбимым. Несмотря на иссле­довательский ум, ребенок трех-пяти лет пока не рассуждает, за что его любят, а за что — нет. Для него любовь безусловна и не требует каких-то осо­бых причин. И уж совсем не помещается в его моз­ге мысль о том, что фразу: «Я тебя не люблю» роди­тель может произносить в воспитательных целях.

В этом возрасте ребенок практически не умеет врать, ему не ведомы хитрости, заставляющие взрослых скрывать свои эмоции, выдавать одно за другое. Если мама или папа сказали «не люб­лю» — значит, так оно и есть на самом деле. Ма­лыш совершенно не принимает во внимание, что он мог напакостить до этого, и подобное заявле­ние — лишь часть наказания, так часто применяе­мого недальновидными взрослыми.

Реакция на него не всегда видна со стороны. Но в душе у ребенка происходит настоящая револю­ция. «Меня не любят, я не нужен, мне можно не ста­раться больше быть хорошим, меня могут выкинуть на улицу» — вот далеко не полный перечень мыс­лей, которые может спровоцировать необдуманно брошенная фраза. Стоит ли удивляться, что атаку­емый подобными рассуждениями ребенок броса­ется во все тяжкие — перестает слушаться, бьется в истерике, капризничает по любому поводу.

Впрочем, такой страх может протекать и бессимптомно. В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и каприз­ность. Снять эти состояния помогут только прояв­ления любви со стороны родителей и близких. По­чаще говорите малышу, что любите его, что буде­те любить всегда, что, несмотря на шалости и проказы, он нужен и дорог вам. А наказывая, осуж­дайте не самого ребенка, а его поведение.

В чем разница? Прислушайтесь к звучанию фраз: «Ты — лентяй! Ты мне не нравишься! » или «Мне не нравится, что ты не убрал игрушки, это нехорошо! » В первом случае — явное неприятие самого ребенка, во втором — лишь некоторых, свя­занных с ним обстоятельств. Уверена, вы и сами второй вариант обвинения перенесете гораздо легче, чем первый!

Снимая с ребенка излишний страх оказаться не­любимым, помните, что, несмотря на чувство люб­ви к обоим родителям, девочки эмоционально пред­почитают отцов, тогда как мальчики — мам. Макси­мальной выраженности эта тенденция, как и все эмоциональное развитие, достигает к четырем го­дам. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к дру­гу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Более того, если в детстве были проблемы, тре­ния, конфликты во взаимоотношениях с родите­лем другого пола, то это, при прочих равных усло­виях, будет способствовать возникновению про­блем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.

Но это впереди. В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчи­вость родителя другого пола порождает беспокой­ство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. Сам по себе страх тоже (чаще всего неосознанно) может быть использован с этой целью. Казалось бы, ребенок уже приучился засыпать самостоятельно — но он опять требует перед сном, чтобы с ним посидели, рассказали сказку, погладили по волосам. Если родители не идут на это — ребенок начинает пла­кать, что он боится, что ему снятся кошмары. Ко­нечно, через какое-то время он и сам уснет, но сон его будет беспокойным, тревожным.

Лучше не доводить до этого. В конце концов, несколько лишних минут общения перед сном — это уникальная возможность побыть вместе с ре­бенком, показать, что он любим, он под вашей за­щитой. Неважно, вымышленные или реальные страхи терзают малыша — он нуждается в вашем внимании и ласке. Сейчас для него это даже боль­шая необходимость, чем полноценное питание и регулярный сон.

 

Триада страхов: одиночество, темнота и замк­нутое пространство. Первоначально эти страхи могут встречаться и в более раннем возрасте. Но именно с года до трех они встречаются особенно часто. Причем именно в таком сочетании. Прояв­ляется это следующей картиной: ребенок не оста­ется один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходи­мо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыпол­нении хотя бы одного из этих условий беспокой­ство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страш­ных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения ро­дителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, неж­но поговорить с ними и не настаивать на незамед­лительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов — и тог­да не будет лишней «нервотрепки»' с укладывани­ем спать.

Вне сна ребенок может испугаться тесного по­мещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в за­крытой комнате, где еще и мало света. Пренебре­жение такими страхами может дорого стоить ре­бенку: довольно распространены случаи, когда оставленные одни в темной, тесной комнате дети в последствии страдали заиканием или непроиз­вольным подергиванием мышц лица или тела (так называемые нервные тики).

К сожалению, зачастую родители и воспитате­ли относятся к страхам как к очередным капри­зам. Им ничего не стоит закрыть наказанного ма­лыша в ванной или туалете — «пусть подумает над своим поведением». Усугубляет ситуацию еще и тот факт, что далеко не все дети проявляют свой страх криком: для кого-то он настолько силен, что ребе­нок не может произнести ни одного звука. Он ста­новится тихим и вялым. А взрослые радуются — наказание подействовало! К происшествию воз­вращаются только тогда, когда спустя недели, а то и месяцы приходится обращаться к специалисту, чтобы снять устойчивый невроз.

Еще раз напомним: уже с двух лет дети чувстви­тельны к интонации и внушению. Лучшим спосо­бом воспитания является последовательность и спокойствие, когда ребенку много раз, глядя в гла­за, уверенно и без лишних эмоций объясняют пра­вила поведения, ни в коем случае не используя оценочных или экспрессивных слов. Например, вместо «нельзя писаться в кровать! Это плохо! » стоит сказать «мне очень жаль, что у тебя не полу­чилось вовремя проснуться, давай попробуем еще раз». А еще лучше — просто скорректировать ре­жим малыша таким образом, чтобы он потреблял меньше жидкости перед сном и успевал сходить на горшок перед тем, как лечь в кроватку.

Страхи мифических персонажей. Мы уже гово­рили, что дети младшего дошкольного возраста бо­ятся во сне Волка, Бабы-яги и других вымышленных персонажей. Услышанная однажды или несколько раз сказка ночью накладывается на состояние бес­покойства и тревожности, которому подвержены эмоциональные дети, и выливается в яркие, пугаю­щие образы. В виде смутных воспоминаний они про­должают преследовать ребенка и днем.

Во времена советской литературы это чаще все­го были герои народных сказок и классических произведений — Кощей, Бармалей, Змей Горыныч и другие. Сегодня, когда процессы глобализации коснулись всех, в том числе и детей, не стоит удив­ляться, если на вопрос: «Кто тебя так напугал во сне? » — малыш честно ответит: гоблин, доктор Ок-тавиус (антигерой в «Человеке-пауке») или Джокер (враг Бэтмена).

Суть от этого не меняется: до трети мальчиков и практически половина девочек в возрасте от трех до пяти лет плачут во сне, пугаясь мифиче­ских персонажей, независимо от того, как их зо­вут и из какой легенды они к ним являются.

У этого страха есть глубокие психологические корни. Как мы уже говорили, любовь к родителям в этом возрасте безусловна — только крайне не­гативная ситуация заставит малыша сказать маме: «Я тебя не люблю! » Так же безусловна и потреб­ность в родительской любви и заботе. Между тем исследовательский ум ребенка уже сопоставляет впечатления и делает выводы: сегодня мама меня наказала, она не была со мной ласкова, говорила сердито — так, может, это и не мама вовсе? Может, мою настоящую маму украла ведьма, которая потом переоделась в маму, кривит лицо в крике и замахивается, чтобы шлепнуть?

Именно таким образом трансформируется в сознании ребенка страх наказания, боязнь ока­заться ненужным и нелюбимым. Баба-яга или Снежная королева (в зависимости от того, какие сказки предпочитает ваш малыш) воплощает в себе все самое злое, негативное, неприемлемое для де­тей в этом возрасте.

Точно таким же антиподом отца, доброго, все­прощающего и готового всегда стать на защиту, яв­ляется образ Волка или Злобного Тролля. Ребенок не может воспринимать родителей по частям — вот здесь и сейчас они добрые и любящие, а вечером будут уставшие и раздраженные, но все равно они любят меня и нуждаются во мне. В его контраст­ном, двуполярном мире, где между добром и злом проходит жирная черта (и это хорошо, ведь только так могут быть заложены нравственные основы его личности), есть место только для простых, понят­ных образов. Мама и папа — хорошие. А если пло­хие, то это не они, это в них вселились злые духи.

Как ни странно, проявляется это и в семьях, где детей боготворят, и в семьях, где на них привыкли срывать зло и недовольство жизнью. В первом слу­чае ребенок знает, что он может потерять, пове­дение родителей для него слишком контрастно: вот только что все было просто замечательно — папа подкидывал меня на руках, обещал подарить большую куклу, а буквально полчаса спустя уже одергивает и ругает по сущим пустякам! Как тут не поверить в злобную нечистую силу!

А во втором срабатывает механизм самозащи­ты. Вот довольно распространенная история — молодые мама и папа были озабочены тем, чтобы воспитать из сына гения. Буквально с младенче­ского возраста к ребенку предъявлялись самые за­вышенные требования: он должен был пойти рань­ше всех, уже к двум годам от него требовали свя­занной речи, в три начали учить читать. При этом, как это часто бывает, сами молодые люди терза­лись комплексами неполноценности, были не уве­рены в себе, считали себя неудачниками. Сын-ге­ний был необходим им как доказательство собственой состоятельности. Чему тут удивляться, что за несоответствие мальчика возвышенным пред­ставлениям родителей его часто наказывали, ста­вили в угол, кричали на него.

Уже к пяти годам малыша ситуация полностью вышла из-под контроля взрослых — ребенок на глазах становился капризным, истеричным, плохо спал, ел, писал в кроватку. Психолог в детском саду порекомендовала свою более опытную коллегу. В ходе расспросов выяснилось, что мальчик очень любит и маму, и папу и не видит в их поведении ничего плохого для себя. Зато его воображение и ночью и днем населено чудовищами и злодеями, которые мучают и пытают ребенка, нашептывают ему гадости, заставляют делать ненужные вещи.

В результате психолог занималась не столько с ребенком, сколько с его родителями, обучая их принимать себя такими, как есть, любить и леле­ять сына независимо от его достижений.

Конечно, без помощи психолога мало кто из детей может выразить свои переживания в связной речи. Чаще всего страх проходит по краю со­знания ребенка, и именно поэтому в осязаемые образы трансформируется ночью, когда дневные впечатления меркнут и на поверхность всплывают картины, нарисованные подсознанием.

Чем грозят малышу переосмысленные им пер­сонажи из детских сказок? Из воображаемых ужа­сов можно перечислить все то, что характерно для детских страхов данного возраста. Баба-яга может унести к себе, разлучить с мамой. Кощей — съест или причинит физическую боль. Тролль — закол­дует, превратит в непонятно что, разрушит при­вычный мир и образ жизни. Одним словом, мы воз­вращаемся к тому, что обсудили ранее. Поэтому и способы избавления от страха перед мифически­ми образами будут примерно те же — это внима­ние и забота о ребенке. Важно дать ему почувство­вать себя защищенным и востребованным.

Если говорить о практических действиях, то при выявлении подобных страхов не стоит смеяться над ребенком и заставить его просто перестать бояться. Вы должны понимать, то причины страха прячутся гораздо глубже, чем лежит область его самоконтроля. Начать надо с перестройки режи­ма дня — часто кошмары мучают тех детей, кото­рые излишне перевозбуждаются перед сном, по­лучают так много информации и впечатлений, что мозг не может с ними справиться и трансформи­рует их в чудовищные образы. О режиме дня мы поговорим отдельно, пока же стоит помнить, что все прогулки, активные игры и просмотр телепрог­рамм надо заканчивать, как минимум, за два часа до отхода ко сну. Не стоит много читать вечером.

Конечно, на нас производят самое благоприятное впечатление кадры из американских фильмов, где образцовая мать, лежа с ребенком в кроватке, чи­тает ему яркую книжку. На самом деле букваль­ная реализация этого штампа не принесет ребен­ку никакой пользы — читать надо тогда, когда ма­лыш еще не устал и готов принимать информацию. Перед сном лучше просто поговорить с ребенком, расспросить его о дневных делах, рассказать о своих. Именно такие беседы вызывают чувство доверия, так необходимое детям.

 

Страх нападения. Этот страх чаще присущ мальчикам, чем девочкам. Возможно, такая изби­рательность обусловлена тем фактом, что маль­чиков чаще наказывают с применением физиче­ских мер. Согласитесь, в том, чтобы шлепнуть со­рванца по попе, большинство взрослых не видит ничего страшного, тогда как на ангелочка с бан­тами рука просто не поднимается. Между тем ре­бенок, который хоть раз испытал на себе физи­ческую агрессию (пусть даже выраженную в лег­ком подзатыльнике) уже не будет чувствовать себя целостным и защищенным. Он видит, что мир населен взрослыми, которые сильнее его и при желании могут причинить ему боль или заставить делать то, что он не хочет.

Страх нападения тесно связан со страхом ми­фических персонажей. Взрослый может ударить, а может и погладить по голове, а вот Серый Волк наверняка съест и не поперхнется! И не факт, что рядом окажется добрый Дровосек, который спа­сет и отведет к бабушке.

Кстати, положительные персонажи появляются в сознании детей этого возраста сравнительно не ча­сто. Их роль выполняет реальный отец (если он есть), который может защитить и прогнать плохого героя. Участие папы в воспитании ребенка переоценить невозможно. Отец выступает не только уравновеши­вающим эмоциональное материнское начало фак­тором, но и бастионом, защитной стеной, за кото­рой не страшны никакие страхи. Уверенное, спокой­ное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психиче­ское развитие уже тем, что у матери отпадет необ­ходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и не­посредственно, способствуя вместе с отцом разви­тию его активности и самостоятельности.

Увы, далеко не каждая семья может похвастать папой, в полной мере осознающим свою ответ­ственность перед ребенком. Уже давно переста­ла быть отклонением от нормы семья, где отец практически не бывает дома, пропадая на работе или по другим мужским делам. Впрочем, и папы-домоседы не спешат серьезно подходить к вос­питанию детей. Если они и принимают в этом уча­стие, то ограничиваются нравоучениями или вы­ступают в качестве «страшилки»: когда уговоры на расшалившееся дитя уже не действуют, произно­сится страшная угроза: «Прекрати, а то папе все скажу! » В лучшем случае папы и в детских снах продолжают играть роль терминаторов, распуги­вая кошмарные создания, в худшем — сами пре­вращаются в кошмар, при появлении которого в доме все замирает.

Отсутствие эмоционального контакта между от­цом и ребенком отражается на всем. В раннем дет­стве дети в таких семьях запуганы и заторможе­ны, в подростковом возрасте мы наблюдаем тре­вожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, не­умения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.

Возвращаясь в возраст трех-пяти лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неуди­вительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защи­ты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо луч­ше лишний раз сходить на детскую площадку и по­стараться через совместную игру наладить взаимо­действие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливо­го, сточки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор — сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу де­тей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, посто­янным нахождением рядом взрослых, предупрежде­нием каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, пол­ным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной психоло­гической защите от страхов и слишком уступчи­вое, нерешительное поведение родителей, посто­янно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

 

Агрессивное поведение и использование бран­ных слов. Хотя данные проявления характера ре­бенка относятся скорее к конфликтологии, чем к изучению детских страхов, мы обязаны рассмот­реть и их, так как они являются одним из следствий внутренней тревожности и беспокойства. Зачас­тую приходится слышать от воспитателей или ро­дителей истории о том, как ребенок в детском саду буквально перевоплощается: из тихой, послушной девочки в группе вырастает настоящая фурия, ку­сающая и царапающая детей, грубящая взрослым. А бывает и наоборот: в детском саду ребенок тих и послушен, а дома устраивает истерики, угрожа­ет родителям. И в том и в ином случае причина одна: ребенок боится агрессии, направленной на него, и единственным способом защиты видит на­падение.

Что интересно, у детей и у взрослых совершен­но разное представление об агрессии. Папа про­блемной девочки удивляется: «Откуда в ней эта злость? Мы же ее и пальцем не трогаем, так, нака­зываем иногда за провинности, можем в угол по­ставить, игрушки забрать». При разговоре с девоч­кой выясняется, что она чувствует себя лишней в семье с тех пор, как появился маленький братик: «Они на меня даже не смотрят! Он вазу разбил, ему ничего не было, а я чашку опрокинула, на меня сразу орать начали! »

Основных причин проявления агрессии в пове­дении детей можно выделить несколько. Первая — боязнь оказаться отверженным. Практически у всех детей, которые бьют сверстников или со сма­ком произносят бранные слова, наблюдается не­достаток эмоционального тепла со стороны роди­телей. Как следствие, у ребенка формируется пред­ставление о себе, как о чем-то отрицательном, недостойном теплых слов и поощрения. В прин­ципе, такое представление может сформировать­ся и у детей любящих, но излишне строгих роди­телей. Отдельно можно выделить подчеркивание недостатков у детей. Некоторые взрослые счита­ют, что ребенку пойдет только на пользу, если он будет все знать о своих недостатках: «Какой ты маленький! Тебе надо много есть, чтобы подрас­ти». Или: «Какая лохматая девочка! Тебя же маль­чики любить не будут, иди причешись! » Как вы ду­маете, какая часть предложения остается в созна­нии ребенка? Уж конечно, не назидательная! Малыш слышит, что он маленький, неказистый, лохматый, его не будут любить. Вот вам и сформи­рованный страх и агрессия как способ защиты от него! Здесь уже говорилось об этом, но не лиш­ним будет повторить, что, осуждая тот или иной поступок ребенка, вы должны осуждать именно его поведение, но не ребенка самого!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.