Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 8 страница



Поэтому при лечении страха сверхидеи в пер­вую очередь стоит обратить внимание на поведе­ние самих родителей — скорее всего, именно они спровоцировали болезненно заостренную фикса­цию ребенка на том или ином событии. Класси­ческим можно считать случай, когда чрезмерно за­ботливые мама и папа постоянно внушают и без того тревожному чаду, что все вокруг заражено микробами, поэтому руки надо мыть как можно чаще. Надо сказать, что этот распространенный миф давно уже развеян микробиологами. С одной стороны, в воде из-под крана микробов едва ли не больше, чем в любом другом месте, с другой — мы прекрасно уживаемся с большей частью этой мелюзги, и даже должны быть благодарны ей, ведь она стимулирует защитные свойства нашего орга­низма. Не зря столь популярной стала фраза «В ус­тойчивом биоценозе все стерильно»!

Надо иметь в виду, что больше шансов зарази­ться страхом «сверхидеи» у ребенка, который не способен проявить внешнюю агрессию, не может дать сдачи, защититься от обидчика. Поэтому од­ним из способов уменьшить общую тревожность, а заодно и избавиться от идеи фикс являются уп­ражнения на снятие физического и психологичес­кого напряжения. Это могут быть специально раз­работанные методики или обычные игры, в ходе которых, под наблюдением опытных воспитателей или психолога, ребенку удается «разрядить» свой нервный заряд. А могут быть и спортивные состя­зания, приучающие малыша проявлять свои эмо­ции и не бояться «здоровой» агрессии.

 

Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма проявления детских страхов. Как правило, бредо­выми страхами сопровождается пограничное со­стояние сознания, готового ускользнуть в бездну серьезного психологического заболевания. Бредо­вые страхи не имеют под собой даже видимости рационального обоснования и поэтому не могут быть развеяны ни личным примером взрослых, ни словесными увещеваниями.

В упрощенной форме мы можем столкнуться с бредовыми страхами во время болезни ребенка, когда под воздействием высокой температуры его сознание начинает путаться, и он оказывается окружен зловещими образами. Как правило, такое случается, если накануне болезни ребенок силь­но переживал из-за чего-то или вообще испыты­вал яркие эмоции.

Одна школьница, вполне благополучная с точки зрения психического развития, рассказывала, что она так нервничала из-за новогоднего бала, кото­рый должен был состояться в школе на следующий день, что вечером слегла с высокой температурой. И всю ночь ей казалось, что ее любимый шерстя­ной плед превратился в огромного удава и душит ее, обвиваясь вокруг шеи. Когда температура спа­ла, она никак не смогла объяснить причину своего страха. Более того, он больше не возвращался, хотя она так и не выбросила плед, да и высокую темпе­ратуру переживала не единожды.

Кстати, мы часто недооцениваем связь между пси­хическим состоянием ребенка и его физическими болезнями. А вот, по мнению одного американского исследователя, эти вещи связаны напрямую. Все болезни он делит на две категории — горячие (со­провождающиеся высокой температурой — воспале­ния, грипп, простуды) и холодные (гастрит, остеохон­дрозы, сердечные недомогания). Он уверен, что хо­лодные болезни приходят к нам, когда мы мучаемся над неразрешимым внутренним конфликтом, замал­чивая его даже для самих себя, а горячие — это про­явление того, что внутренний конфликт разрешен, и организм освобождается от остатков проблемы, «сжигая» ее поднятием температуры.

Эта теория, безусловно, не может заменить со­бой классического медикаментозного или любо­го другого лечения, но она заставляет нас обратить внимание на внутренний мир часто болею­щего ребенка. Возможно, его болезни — это тоже одна из попыток защититься от атакующих его со­знание страхов?

Возвращаясь к теме бредовых страхов, отметим, что пока такие страхи приходят к детям во сне под воздействием высокой температуры или сильных переживаний — они не должны вас особо насто­раживать, но, если бредовый страх высказывает­ся бодрствующим ребенком — это сигнал, что мед­лить нельзя, вам необходимо обратиться за помо­щью к специалисту.

 

 

Часть 4

 

 

ЧТО ДЕЛАТЬ

 

 

Глава 1

 

«Скорая помощь» бояке

Спонтанная реакция страха у ребенка на какое-нибудь неожиданное происшествие или пугающее явление вполне способна напугать и вас самих: толь­ко что чадо бегало по двору веселое и здоровое, не прошло и пары минут, как оно стучится в дверь с белыми губами и остекленевшими глазами. Ребен­ка трясет, он бессвязно кричит что-то или, наобо­рот, не может сказать ни слова. Что делать?

В первую очередь не поддавайтесь панике. Не хватайте ребенка за руки, ни в коем случае не кри­чите на него и не шлепайте, пытаясь вывести из ступора. Помните, вы — взрослый. Вы — его един­ственная надежда и опора. Не уподобляйтесь не­разумному младенцу и ведите себя, как и подоба­ет взрослому. Присядьте перед ребенком на коле­ни (так проще установить с ним зрительный контакт), спокойным голосом спросите, что случи­лось. Если малыш не в состоянии ответить, акку­ратно и неторопливо осмотрите его — нет ли теле­сных повреждений, которыми вам надо будет за­няться в первую очередь. Если видимых ран нет, обнимите его, дайте понять, что он — под вашей защитой.

Почему мы акцентируем ваше внимание на не­обходимости осмотра? Дело в том, что в состоя­нии шока ребенок может прибежать домой даже со сломанной конечностью. Если вы сразу кине­тесь обнимать его, вы рискуете сместить кости и усугубить положение. Поэтому, только убедив­шись в том, что «руки-ноги малыша на месте», вы можете не бояться переборщить с объятиями.

Первое, в чем нуждается ребенок в состоянии острого страха, — это ощущение безопасности и защиты. Вы можете дать это, посидев с ним не­сколько минут в неподвижности, обнимая его и нашептывая успокаивающие слова: «Все хорошо. Я рядом с тобой. Я смогу тебя защитить».

Через определенное время, напряжение, вы­званное страхом, должно начать спадать. Вы мо­жете оставить ребенка спокойно посидеть, пока сами будете рядом совершать какие-либо обыч­ные действия. Лучше всего заварить ему сладкого чая. Речь не идет о том, что чай может выступить успокоительным средством — просто этот привыч­ный ритуал должен стать дополнительным сигна­лом «Ты дома, все в порядке». Проследите за тем, чтобы чай был не слишком горячим, а если ваш ребенок предпочитает другой напиток (например, молоко или сок из холодильника), чтобы он был не слишком холодным. В состоянии стресса орга­низм ребенка не в состоянии адекватно оценивать температуру напитка, а ни ожог, ни переохлажде­ние ему сейчас совсем ни к чему.

Итак, первый испуг прошел, можно попытаться выяснить, чем он был вызван. Объясните ребен­ку, что высказанный страх становится намного меньше, чем затаенный. Ни в коем случае не под­нимайте ребенка на смех — каким бы незначитель­ным вам ни показался повод испугаться, для него все это более чем серьезно.

Мама пятилетнего мальчика нашла такой спо­соб снимать страх ребенка, когда ему приснится кошмар. Услышав, что он вскрикивает в кровати, она бежала в его комнату, будила его, и ребенок тут же начинал рассказывать, что именно напуга­ло его во сне. Мама убедила его, что как только он рассказывает свои ужасы ей, они тут же уходят от него и уже не смогут вернуться. Способ оказался очень действенным: рассказав маме сон, ребенок тут же спокойно засыпал и уже не просыпался до самого утра. Буквально через месяц такой «тера­пии» страшные сны и вовсе перестали мучить ре­бенка.

Приведенный пример говорит о том, как важно помочь ребенку выговориться. Мы применяем именно термин «помочь», а не «заставить», потому что это должно быть осознанное желание самого ребенка. Оно может возникнуть только тогда, когда у малыша нет оснований не доверять родителям, когда он уверен, что его выслушают и отнесутся к его словам серьезно.

Поэтому, дождавшись, когда напуганное дитя перестанет дрожать, сядьте рядом с ним и спо­койно попросите объяснить, что случилось. Иног­да вопросы «в лоб» («Что же тебя так напугало? ») не дают результата, ребенок не знает, с чего на­чать, и замолкает. Лучше помогать ему простыми репликами — «Ты играл во дворе с ребятами, а по­том что-то случилось. Ты испугался и прибежал домой. Сейчас ты успокоишься и расскажешь мне, что случилось». Зная своего ребенка, вы можете предположить, что именно стало причиной испу­га — появление незнакомца, большой собаки, дра­ка или автомобильная авария. Если ребенок все еще не оправился от испуга, вы можете высказы­вать эти предположения, пока не поймете, что уга­дали.

Теперь ваша задача — показать чаду, что опас­ность не так велика, как ему показалось. Но не начинайте с отрицания. Главное — дать понять, что вы полностью на стороне вашего ребенка, вы разделяете его эмоции и ни в коем случае не по­рицаете за них. Ваш монолог может звучать при­мерно следующим образом: «Ты знаешь, я тоже очень боялся (боялась) собак в твоем возрасте. С какой-то стороны, это даже хорошо, потому что ты не будешь подходить к незнакомым собакам и пытаться гладить их по голове. Но, с другой сто­роны, собака ведь сама боится тебя еще больше! Ты крупнее ее, и тоже можешь причинить ей боль. А вообще, сами по себе собаки никогда не напа­дают первыми. Если собака подошла к тебе, она, скорее всего, хочет просто познакомиться или по­играть. А может быть, попросить чего-нибудь вкусненького. Если ты побежишь, она подумает, что ты играешь с ней, и побежит за тобой. А если будешь стоять спокойно, она просто обнюхает тебя и отойдет».

Еще раз напомним, что испытывать несколько общих страхов — вполне характерно для детей определенного возраста. Ваша задача — добиться не столько исчезновения страха вообще, сколько предотвратить появление общей тревожности и постоянного беспокойства ребенка. Это можно сделать, установив с ним тесные, доверительные отношения. Поможет в выстраивании такого мос­тика навык «активного слушания».

Что это такое? Это когда мы, взрослые, даем понять ребенку, что слышим его и разделяем его эмоции. Чтобы объяснить такой подход с практи­ческой точки зрения, рассмотрим два варианта диалога:

Сын: Я ненавижу детский сад!

Отец: Ничего не поделаешь, всем надо ходить в детский сад. А вырастешь, пойдешь в школу.

Или:

Сын: Ненавижу детский сад!

Отец: Тебе не нравится в детском саду, ты не хочешь туда ходить.

Какой из этих диалогов кажется вам более при­вычным? Конечно, первый. Второй вариант, ско­рее всего, вызовет у вас недоумение. А ведь имен­но так вы показываете ребенку, что слышите и по­нимаете его. Так вы не оставляете малыша наедине с его переживаниями, не даете ему за­крыться в себе. Если уж папа не начал сразу орать и перевоспитывать, может быть, он сможет по­мочь?

Практика «активного слушания» очень эффек­тивна. Родители рассказывают, что, начав приме­нять ее, они достигали совершенно ошеломляю­щих результатов — за один прием узнавали о стра­хах и опасениях своих детей гораздо больше, чем за всю предыдущую жизнь. Здесь важно помнить, что вы все-таки — слушатель, а не рассказчик. Поэтому, повторяя (желательно, в других выражени­ях) эмоции ребенка, делайте после своих реплик большие паузы, позволяйте ребенку подтверждать или отрицать свое утверждение. И ни в коем слу­чае не ведите диалог, занимаясь в это время свои­ми делами. Ребенок должен видеть, что вы заин­тересованы в разговоре, что для вас он самое важ­ное дело на настоящий момент.

 

Глава 2

 

«Спокойной ночи, малыши»

К трудностям с засыпанием может привести целый «букет» страхов, начиная со страха темно­ты и одиночества и заканчивая страхом мифичес­ких персонажей и нападения. Как правило, наибо­лее остро эта проблема выражается у детей от трех до шести лет. Внешние проявления ее практиче­ски одинаковы во всех случаях: перед сном ребе­нок капризничает, находит постоянные причины, чтобы отодвинуть время укладывания («хочу ку­шать», «хочу в туалет», «надо собрать игрушки»), вечером становится очень возбудимым, не может остановиться, бегает по дому и хватается за все подряд. Водворенный в постель, он долго вертит­ся, не отпускает взрослых, просит, чтобы с ним посидели, полежали, рассказали ему сказку. Если оставить такого ребенка одного, он начинает пла­кать, иногда закатывается в истерике и может кри­чать всю ночь напролет.

Родители по-разному находят выход из сложив­шегося положения. Кто-то практически до школь­ного возраста спит вместе с ребенком, ломая свою личную жизнь и привнося дискомфорт в супруже­ские отношения. Кто-то прибегает к строгим ме­рам и наказывает капризулю, загоняя его внутрен­ние конфликты еще глубже и вырабатывая у ре­бенка устойчивые неврозы.

Одна мама вспоминала, как процесс засыпания ее сына превратился в настоящую войну. «Он с са­мого рождения был беспокойным ребенком, мно­го плакал, плохо спал. Но в настоящую проблему все превратилось годам к трем, когда мы начали приучать его спать самостоятельно. Здесь совпа­ло сразу много острых моментов — мы переехали в новую квартиру, отдали сына в детский сад, я вышла на работу. Сейчас я понимаю, что каждого из этих фактов в отдельности было бы достаточ­но, чтобы расшатать нервную систему ребенка, но тогда я была еще совсем неопытной мамой, и мне казалось, что он просто капризничает. Можно было два часа просидеть у его кроватки, спеть ему сорок восемь песен и рассказать пятьдесят ска­зок, но, стоило только подняться, чтобы выйти из комнаты, как он тут же отрывал голову от подуш­ки: «Мама, ты здесь? » Я не высыпалась, ничего не успевала делать по дому, к тому же сильно нервни­чала из-за новой работы. Нечего и говорить, что уже через несколько месяцев у меня самой начи­нались истерики, как только приходило время от­хода ко сну. Сегодня мне стыдно в этом призна­ваться, но я начинала кричать на ребенка, шлепа­ла его по попе. Однажды даже выставила ночью за дверь, сказав, что пока он не успокоится, я не пущу его обратно, — ничего не помогало. Спасе­ние пришло само собой. Я вновь забеременела и сидела дома, выйдя в декретный отпуск. Наш стар­ший сын к тому времени уже достаточно подрос.

чтобы играть в интеллектуальные игры. Я научила его играть в бридж, и с этого момента мы каждый день по два часа отдавали игре. Это кажется неве­роятным, но тогда все в наших отношениях с сы­ном поменялось: он начал понимать и поддержи­вать меня, научился сам засыпать, и, даже когда ему снились кошмары, он просто приходил к моей постели и тихонько говорил: «Мама, мне опять при­снилось, посиди со мной немного, пожалуйста». И действительно, достаточно было посидеть с ним пару минут, как он засыпал.

Кстати, готовясь к рождению второго малыша, я накупила много педагогической литературы и поняла, в чем были мои основные ошибки. Теперь в нашей семье царит строгий распорядок дня, ко­торый немного меняется на выходных, но полнос­тью не нарушается, я мало что запрещаю детям, но если говорю «нет» — слежу, чтобы этот запрет выполнялся. Но главное — у нас есть свое особое время, когда мы с детьми просто общаемся. Каж­дый день, независимо от настроения и дел, я при­хожу к ним в спальню, и мы говорим обо всем, что случилось с детьми за день, читаем интересные книжки, «путешествуем» по карте. Это лучшее вре­мя и для меня, и для детей. Не знаю, стоит ли упо­минать, но наш второй ребенок вообще не знает, что такое страшные сны, и засыпает, как только мы выключаем в комнате свет».

Это очень подробный рассказ обо всех типич­ных ошибках, которые совершают родители, сра­жаясь с ребенком за спокойное засыпание. Пер­вая из них — отношение к проблеме малыша как к необъяснимым капризам. А ведь это совсем не так!

Боязнь засыпания сигнализирует о наличии у ре­бенка устойчивых страхов, ведущий среди кото­рых — страх одиночества. Малышу кажется, что стоит ему уснуть, и мама исчезнет, а ее место зай­мут многочисленные кошмары — появится Баба-яга и уволочет за собой, темнота сгустится в неиз­вестных чудищ, которые будут угрожать ему рас­правой... Все формы, которые принимают детские страхи перечислить невозможно.

В описанной выше истории есть ключевой мо­мент, когда мама садится играть с сыном в бридж. Важно не то, что она нашла общую забаву, а то, что она выделила время, чтобы пообщаться с ре­бенком, не отвлекаясь на домашние дела и дру­гие хлопоты. Именно в этом остро нуждаются дети, высказывающие беспокойство при засыпа­нии. Причем ваше нервное сидение рядом с кро­ваткой в постоянной готовности подхватиться и убежать доделывать дела или досматривать фильм — совсем не то, что нужно малышу. Он должен быть уверен, что вы и в течение дня най­дете время и уделите ему внимание, не высказы­вая при этом сожаления о напрасно потраченных минутах.

Так что наш первый совет — чаще разговаривай­те с ребенком, занимайтесь с ним одинаково ин­тересным для вас обоих делом, говорите ему, как он вам нужен, как вы любите его. Только на пер­вый взгляд кажется, что данный совет далек от про­блемы засыпания. На самом деле, снимая главный внутренний конфликт ребенка — между потребно­стью быть любимым и нехваткой вашей любви, вы освобождаете его и от сопровождающих проблем.

Второе — заведите четкий ритуал отхода ко сну. Пусть у ребенка возникнет условный рефлекс — если он переоделся в пижаму, почистил зубы и выпил стакан теплого молока — значит, через не­сколько минут глаза его начнут слипаться, и он ус­нет. Пусть звучит все это как совет по дрессиров­ке животных, но куда деваться. — дети в дошколь­ном возрасте мало чем отличаются от братьев наших меньших и нуждаются именно в таком ус-ловно-рефлексорном воздействии.

Кстати, возвращаясь к истории, рассказанной мамой, отметим, что здесь тоже имела место та­кая условно-рефлексорная связь. Только вместо положительной кодировки ребенок получил нега­тивную: он уже просто не мог заснуть, не напла­кавшись перед этим и не доведя до истерики за­мученную мать!

Чтобы не повторить такой ошибки, закрепим у малыша полезные рефлексы: пусть сразу после про­смотра программы «Спокойной ночи, малыши» он идет в туалет, затем чистит зубы (если в вашей семье заведена такая хорошая привычка), пьет воду или молоко (многие дети быстрее успокаиваются, если перед этим удовлетворят все свои физиологические потребности), переодевается в пижаму и ложится в постель. Если вы будете ежедневно настаивать на выполнении всех этих действий в определенной пос­ледовательности, они закрепятся в сознании ребен­ка на уровне автоматизма. Каждый раз, умываясь, выпивая воду и переодеваясь, он будет постепенно успокаиваться, так как его подсознание один за дру­гим получает сигналы: «Все идет по плану, все как всегда, ничто не предвещает опасности».

Еще один важный момент — строгий распоря­док дня. Он позволяет ребенку не только почув­ствовать свою защищенность, благодаря четким границам дозволенного-недозволенного, но и рас­пределить свою энергию таким образом, чтобы вся она расходовалась в течение дня, не скапливаясь под вечер. Следует помнить о том, что активные игры и прогулки на свежем воздухе должны закан­чиваться, как минимум, за два часа до отхода ко сну. После них ребенку необходимо поужинать или перекусить (чем ближе к вечеру сдвигается трапеза, тем легче она должна быть; засыпать на полный желудок тяжело даже взрослому, что уж тут говорить о ребенке). После ужина можно от­вести некоторое время на спокойные игры и са­мостоятельные занятия, с которых будет легко пе­реключить малыша на ритуал непосредственно за­сыпания.

Родители часто задают вопросы, надо ли читать ребенку перед сном и можно ли оставлять малы­шу включенный свет. Ответы здесь легко найти самим — если в книжке нет ничего возбуждающе­го или страшного, почему бы и не посвятить ей несколько минут вечером? Особенно если совме­стное чтение входит в ваш ритуал и позволяет ре­бенку ощутить ваше внимание. То же самое каса­ется света — если он не мешает ребенку засыпать, а наоборот, снимает его страх, никакого вреда не­яркий ночник не причинит.

В ряде случаев дети дошкольного возраста при­знаются, что не могут заснуть, потому что их пуга­ют чудовища, таящиеся по углам погруженной в темноту комнаты. Здесь следует помнить, что чем младше малыш, тем с большим вниманием стоит относиться к его фантазиям. Нет ничего зазорно­го в том, чтобы папе лишний раз обойти комнату, размахивая воображаемым мечом и распугивая притаившихся страшилок. Благодарность к папи­ной защите перевесит все страхи и позволит ре­бенку уснуть без проблем.

Очень важно, если ребенок проснулся среди ночи с плачем, чтобы рядом оказался кто-то из родителей. Не поленитесь встать из постели, что­бы подойти к малышу и успокоить его. Не думай­те, что страх развеется сам собой — скорее всего, он просто притаится на дне сознания ребенка, где, объединившись с другими затаенными страхами, будет вести разрушительную работу.

Чтобы развеять ночной кошмар, убедитесь в том, что ребенок действительно проснулся. Може­те попросить его сесть в кроватке, принести ему стакан воды. Мы уже разбирали случай, когда мама научила ребенка сразу рассказывать страшный сон, чтобы он не повторился. Это — хороший при­мер того, как можно избавиться от кошмара, дета­лизировав его. Чаще всего, проговаривая свой страх, ребенок сам понимает его нелепость и быс­тро успокаивается.

 

Глава З

 

Жизнь по распорядку

О важности режима дня на страницах этой кни­ги мы говорили бесчисленное количество раз. И все же повторим еще раз — значение распорядка дня для воспитания гармоничной, свободной от стра­хов личности переоценить невозможно.

Вам может показаться, что здесь заложено про­тиворечие — как можно вырастить свободную лич­ность, если с рождения запирать ее в рамках стро­гого режима? На самом деле никакого противоре­чия нет. Если распорядок дня соответствует всем потребностям малыша, если он соблюдается все­ми членами семьи и удобен для всех, он является своеобразной подпоркой, с помощью которой ре­бенок растет и развивается, не надламываясь в критических ситуациях.

Чтобы стало понятнее, о чем идет речь, рас­смотрим первые месяцы жизни ребенка. Еще не­сколько лет назад было принято кормить малю­ток строго по часам — сначала каждые три — три с половиной часа, затем — каждые четыре и так далее. Самые послушные мамы заводили будиль­ник на определенное время, а если младенец на­чинал капризничать и требовать свою порцию молока раньше положенного времени, отвлекали его всеми возможными способами. С такой пороч­ной системой было связано много проблем — мамы отмечали, что они начинают нервничать, у них пропадает молоко, ребенок, еще час назад сосавший все, что попадет под руку, отворачива­ется от груди. А кто-то, наоборот, за три с поло­виной часа не успевал нагулять аппетит, ел вяло и все срыгивал.

Слава богу, сегодня остается все меньше при­верженцев такой точки зрения на распорядок — мамам и младенцам дается право самим устанав­ливать интервал между кормлениями, а также вре­мя, необходимое малышу, чтобы насытиться. Как правило, уже в первый месяц становится понят­ным, как часто малыш нуждается в маминой гру­ди. Здесь важно внимательно присматриваться к младенцу — не совать ему грудь каждый раз, ког­да он начинает беспокоиться, и не тянуть лиш­нее время, надеясь, что ребенок потом «подольше поспит».

Если мама проявляет достаточную мудрость, чтобы распознать все нужды малыша, со време­нем у них устанавливается определенная циклич­ность: гуляние — кормление — сон. Впрочем, оче­редность действий может выглядеть и другим об­разом: некоторые дети предпочитают после кормления бодрствовать, а еду начинают требо­вать, едва проснувшись. Это не принципиально, главное придерживаться определенного ритма, ко­торый задает сам ребенок.

При взрослении малыша также важно присмат­риваться к его биологическим ритмам. Кто-то лег­ко поднимается утром и любит поспать днем, для кого-то подъем в семь утра — тяжкое наказание, зато до одиннадцати вечера он бодр и спокоен. Здесь следует помнить, что ребенок далеко не все­гда способен сам определить, чего он в данный момент хочет. Но вы уже должны понимать — если время близится к полночи, а ребенок не спит и кап­ризничает, значит, вы упустили время, удобное для засыпания.

Определить постоянное время утреннего вста­вания и вечернего отхода ко сну — вот самая слож­ная задача, которая стоит перед родителями ре­бенка детсадовского возраста. С одной стороны, этот момент должен соответствовать биологиче­скому ритму малыша (мы не откроем большого сек­рета, если скажем, что этот ритм схож с прилива­ми и отливами; ребенок может легко проснуться в шесть утра, зато если его поднять в восемь — он будет вял и раздражителен — важно поймать мо­мент «прилива», который обычно приходится на одно и то же время), с другой — он должен укла­дываться в рамки распорядка дня всей семьи.

Вот конкретный пример. Пятилетняя Аня — младшая дочка в семье. По утрам мама собирает­ся сама, отправляет на работу мужа, поднимает и помогает собраться в школу Аниному старшему брату. «Мне самой, — рассказывает мама, —удоб­но, если Анюта будет вставать последней — так она не вертится под ногами и дает мне немного побыть одной. Но я уже много раз замечала, что если я начинаю будить ее в полвосьмого, она встает кап­ризной и недовольной. Зато, если ей удается са­мой проснуться раньше Артемки (брат встает в семь утра), она целый лень веселая и бодрая. Так что пришлось нам всем перестраиваться. Теперь малышка просыпается вместе со мной, умывается и идет смотреть мультики. Я в это время отправ­ляю наших мужчин и собираюсь сама. Мультики заканчиваются, мы завтракаем и идем в детский сад. Если нам удается выдерживать такой поря­док — в саду у нас не бывает никаких проблем. Правда, пришлось пораньше укладывать ее спать вечером. Она сначала посопротивлялась, но потом привыкла».

Время ночного сна — один из важных показа­телей, который вы должны учитывать, планируя режим ребенка. Помните, что до пяти лет оно дол­жно составлять не меньше одиннадцати часов, с пяти до семи — не меньше десяти, а с восьми до четырнадцати — не меньше девяти часов. Конеч­но, при разном темпераменте детей и потребность во сне у них разная, но эту потребность легче ре­гулировать периодами дневного сна, который при необходимости можно сокращать или заменять спокойными играми.

Учитывая потребности ребенка, следует распре­делять и время, и количество приемов пищи. Конеч­но, при посещении детского сада и школы такой график выстраивается сам по себе — здесь важно только не запаздывать с ужином, а вот если малыш сидит дома с мамой, бабушкой или Няней — режим завтраков и обедов стоит обговаривать отдельно.

Зачастую бывает так, что мама-домохозяйка не слишком обременяет себя соблюдением строгого распорядка дня, оставаясь наедине с ребенком — «Проголодаемся, тогда и поедим». Безусловно, есть надо только тогда, когда появляется соответству­ющий аппетит, но при таком подходе он может и вообще не появиться. Ребенок заигрался, мама засмотрелась сериалом, оба перехватили печенье или бутерброд, момент обеда упущен. «Какой смысл сейчас разогревать суп, если через час уже придет муж, и надо будет готовить ужин? » — дума­ет мама. И начинает одергивать ребенка — не хва­тай хлеб со стола, не лезь под руку, иди займись чем-нибудь. Дождемся папу, сядем за стол вмес­те. Такой подход чреват не только нарушением пи­щеварения, но и актуализацией детских страхов. Если мама непредсказуема, если она отказывает в еде — какая может быть на нее надежда, если слу­чится что-то ужасное?

К такому же результату может привести и про­тивоположный подход — когда ребенка заставля­ют есть «вместе со всеми», даже если он в данный момент не чувствует голода. На какие только ухищ­рения не идут родители, лишь бы всунуть в чадо ложку каши! Играют в «грузовички» и «гараж», стра­щают Серым Волком, обещают отдать концы пря­мо за столом, если непослушное дитя не съест все, до последней крошки. Как следствие — появление все тех же страхов и неврозов.

Вывод здесь можно сделать только один — ре­жим дня должен быть строгим, но вместе с тем гиб­ким, основываться на врожденных особенностях ребенка, но учитывать и потребности других чле­нов семьи. Он должен соблюдаться, независимо от того, кто сидит с ребенком — мама, бабушка или няня. Для того чтобы ребенку было легче принять режим и следовать ему, можно нарисовать график в картинках, показывающий, в какой последова­тельности ребенок встает, умывается, одевается, завтракает, гуляет и так далее. Только такой режим вселит в ребенка уверенность в стабильности его окружения, подарит ему чувство равновесия и за­щищенности и в результате избавит от устойчивых страхов.

 

Глава 4

 

В детский сад — с удовольствием

В предыдущих главах мы много говорили о том, что количество страхов у детей напрямую связа­но с внутрисемейными отношениями, с тем, каким образом и как часто родители проявляют свою лю­бовь к ребенку и заинтересованность в нем. Но не меньшее влияние на развитие детей оказывают и отношения, складывающиеся в детском саду — как с воспитателями, так и со сверстниками.

Картина, которую часто можно увидеть на ули­це — мама тянет за собой орущего ребенка. Тот упирается, бьет ее по руке, кричит: «Не хочу я в са-а-ад! » — и заливается горючими слезами. Это — кульминация совместных ошибок родителей и воспитателей, вершина айсберга, которая только позволяет догадываться, какая глыба непонима­ния и отсутствия поддержки скрывается под тем­ной водой.

В одной проблеме привыкания к детскому саду может быть сплетено сразу несколько распро­страненных страхов — страх потери родителей («меня здесь оставят навсегда! »), страх наказания («воспитательница ругается, она строгая! »), страх не соответствовать требованиям общества («а вдруг я там описаюсь! »). Со страхами надо разби­раться с каждым в отдельности и привлекать к это­му всех заинтересованных взрослых, включая чле­нов семьи, воспитательниц и нянечек.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.