Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 9 страница



А еще лучше — заранее исключить возможность возникновения таких страхов. Для этого важно выб­рать момент, когда лучше всего начинать водить ребенка в сад. Как правило, это период между дву­мя и тремя годами, когда малыш начинает нуждать­ся в играх со сверстниками, легче переносит отсут­ствие мамы, приобретает необходимые навыки са­мообслуживания — ходит на горшок, ест ложкой.

Начинать посещать группу рекомендуется в кон­це лета — начале осени, так меньше шансов по­пасть в эпидемию кишечной или вирусной инфек­ции. Лучше, если детский сад располагается неда­леко от дома или места вашей работы, чтобы в случае необходимости вы смогли быстро забрать ребенка.

Важно, чтобы у малыша не возникло предубеж­дения против посещения детского сада еще до того, как вы начнете его туда водить. Ни в коем случае не упоминайте его в качестве наказания или угрозы: «Не будешь кушать, отдам в детский сад, пусть там тебя всякой бурдой кормят! » На­ходите стимулы для того, чтобы у ребенка появил­ся интерес к группе. «Там много новых игрушек, в которые ты будешь играть вместе с другими ре­бятами. Там тебя научат новым играм. Будет очень интересно! В детском саду ты вырастешь и по­взрослеешь, там тебя научат красиво рисовать и лепить из пластилина, а когда подрастешь — бу­дут учить читать».

Не стоит обещать ребенку того, чего он точно в детском саду не увидит: «Там будет машинка, как настоящая, и ты будешь в ней кататься», — разо­чарование от несбывшейся мечты будет столь ве­лико, что его не перевесят реально существующие прелести. Очень неплохо, перед тем как привести малыша в сад на «постоянной основе», познако­мить его с группой или ребятами. Обычно адми­нистрация детского сада охотно идет навстречу таким пожеланиям родителей — гармоничное вжи­вание ребенка в детсадовскую жизнь и им снима­ет кучу проблем. Поэтому найдите время и приди­те с ребенком в группу просто «в гости», как ходи­те к друзьям или на детскую площадку. Хорошо, если у малыша будут свои игрушки, и он сможет поделиться ими со сверстниками — так он легче войдет в коллектив. Оставьте ребенка играть, а сами понаблюдайте за ним: какие отношения он строит с незнакомыми детьми? Как реагирует на попытки завладеть его игрушками? Как реагирует на воспитателя? Оглядывается ли на вас каждые две минуты, проверяя, на месте ли вы?

Если ребенок даже в первые посещения выска­зывает нервозность, жмется к вашим коленям и не проявляет интереса к детям — лучше не ломать его психику и, если обстоятельства позволяют, вы­ждать еще некоторое время перед тем, как перей­ти на «детсадовское воспитание». Вы должны об­ратить внимание на отношения, складывающиеся в семье. Чувствует ли ребенок себя комфортно дома? Хватает ли ему вашего общения? Постарай­тесь внушить ему, что никогда, ни при каких об­стоятельствах не покинете его надолго, что вы нуж­даетесь в нем так же сильно, как и он в вас. Стоит проделать и ряд упражнений на снятие внутрен­него напряжения — о них мы поговорим в отдель­ной главе. И когда почувствуете, что ребенок го­тов, — попробуйте еще раз.

Впрочем, часто бывает, что малыш, в первые дни бегущий в группу впереди родителей, уже че­рез неделю разочаровывается в новых друзьях, становится капризным и старается отказаться от посещений детского сада. Ваша задача — выяснить, с чем это связано. Зачастую причины лежат на поверхности — безусловно, дома ребенок получал больше внимания и свободы: мог есть когда и что захочет, рисовать тогда, когда вздумается, а не когда придет время занятий, играть весь день на­пролет и засыпать не по часам. Такие противоре­чия не возникнут, если вы и дома строите свою жизнь по четкому распорядку (о значении режи­ма смотри выше).

В любом случае, если этими причинами недо­вольство и исчерпывается, можете не придавать им чрезмерного значения — со временем все нор­мализуется. Надо только проявить спокойствие и терпение — не ругать малыша за недовольство, не читать ему нравоучения, а ровно и последова­тельно объяснять ему, что так надо, что посеще­ние детского сада — не ваша прихоть, а жизнен­ная необходимость. Можете потренировать и навык «активного слушания» — выговорить вмес­те с ребенком (или помогая ему) все, что его в данный момент тревожит: «Ты грустишь, потому что не хочешь идти в детский сад. Тебе не нра­вится, что там все — по распорядку. Ты хочешь гулять тогда, когда тебе хочется, и не хочешь вы­резать из цветной бумаги, потому что все это де­лают. Я тебя понимаю. Но в жизни есть вещи, ко­торые мы должны делать, независимо от того, нравится нам это или нет. Потому что тогда мы получаем и то, что нам нравится. Ты же любишь играть со своими друзьями в детском саду? Тебе нравится, когда вы вместе занимаетесь музыкой (танцуете, гуляете — перечисляйте именно то, что, вы уверены, доставляет вашему ребенку удоволь­ствие)? Вот видишь, а если ты не будешь ходить в группу, не будет и этого».

Чтобы закрепить положительные впечатления от группы, поощряйте ребенка за все его детсадов­ские достижения. Как можно чаще повторяйте следующие фразы: «Ты сегодня сам завязал шарф? Какой ты молодец! Ты растешь даже быстрее, чем я думала! », «Что это за пластилиновая колбаска? Это котик? Какой хороший котик у тебя получил­ся! Я хочу, чтобы на него посмотрел папа, он пора­дуется, что ты у нас такой талантливый! ». Не бой­тесь, что восторгов окажется слишком много — ваш малыш сейчас как никогда нуждается в вашей поддержке и одобрении, ему важно знать, что он для вас — уникальный, и все остальные дети, как бы ни хвалила их воспитательница, не стоят ваше­го внимания.

Другой подход надо применять, если вы чув­ствуете, что одним недовольством новых поряд­ков дело не исчерпывается. Это легко проверить по тому, как ребенок встречает вас вечером. Если он уговаривает «чуть-чуть подождать его в разде­валке», пока он «поиграет еще немного с Сережей в кубики», — значит, его утренние капризы можно считать в пределах нормы. Но если он бежит к вам навстречу и кидается к шкафчику, забыв отпро­ситься у воспитателя, — значит, целый день в дет­ском саду для него на самом деле пока слишком сложное испытание.

Вот несколько способов выяснить, кто или что повинно в таком неприятии детского сада. Во-пер­вых, посмотрите, насколько постоянно нежелание ребенка идти в группу. Если оно проявляется в оп­ределенные дни, возможно, имеет место конфликт с одним из воспитателей. Расспросите малыша, ка­кая воспитательница ему нравится больше и поче­му. Обсудите этот вопрос с другими родителями в группе — возможно, педагог действительно не справ­ляется со своими обязанностями. Вы можете пере­говорить с ней один на один или обратить на нее внимание заведующей дошкольным учреждением.

Во-вторых, прислушайтесь к жалобам малыша на плохое самочувствие по утрам. Если перед дет­ским садом его часто тошнит, он жалуется на боль в животе — вполне возможно, что имеет место не­вротическая реакция, а это значит, что страх за­сел глубоко. Здесь уже нельзя отпускать ситуацию на самотек, постарайтесь выяснить, что именно так пугает ребенка (смотри соответствующую главу в начале книги), начните серьезно работать с его страхами (как это сделать, расскажем чуть позже).

В-третьих, не спешите вечером тащить малыша в раздевалку — понаблюдайте за ним, пока он вас не видит. Сидит ли он один в дальнем углу или иг­рает с другими ребятами? Не обижают ли его дети? Возможно, он сам проявляет агрессию? Если вы заметите то или иное явление, настораживающее вас, обсудите это с ребенком и с воспитателем. При этом имейте в виду, что ребенок приходит в детский сад с теми представлениями об окружаю­щем мире, которые привили ему вы, и не спешите во всем обвинять педагога. Лучше будет, если вы объедините усилия, чтобы помочь малышу быст­рее освоиться в новой для него среде.

Кстати, еще один универсальный совет: прак­тика показывает, что меньше капризничают перед детским садом и быстрее идут в группу те дети, которых приводят папы. С одной стороны, сказы­вается определенный авторитет отца (с папой не покапризничаешь), с другой — ребенку легче от­пустить родителя мужского пола, с которым у него пока не установлено такой тесный эмоциональной связи, как с мамой.

 

 

Глава 5

 

 

Вредные привычки и что с ними делать

 

Пожалуй, ни один малыш не обходится без той или иной вредной привычки. Кто-то грызет ногти, кто-то сосет большой палец, кто-то крутит в паль­цах прядь волос, а кто-то и вовсе выдергивает на себе все волосы. Бывают и такие привычки, кото­рые родители стесняются обсуждать даже с пси­хологом. Между тем у всех привычек одна причи­на — они появляются тогда, когда ребенок остает­ся один на один со своими страхами, не в силах ни выразить их, ни преодолеть.

Четырехлетний мальчик ходит в детский сад только вместе с любимой плюшевой собачкой. Он не расстается с ней ни на мгновение, а в минуты задумчивости или волнений начинает сосать ее лапу. Многочисленные попытки воспитателя заин­тересовать ребенка другими игрушками ни к чему не привели, не находя рядом свою собачку, малыш покрывается холодным потом и начинает даже не плакать, а трястись. Понятно, для того чтобы не доводить мальчика до очередного приступа, его просто оставляют в покое.

Мама утверждает, что не помнит, с какого мо­мента у ее сына появилась такая привязанность. Но с игрушкой он не расстается, как минимум, последние два года. В беседе с психологом выяс­нилось, что примерно два года назад мама вышла на работу. Очевидно, именно тогда произошел пе­ренос чувств малыша с исчезающей мамы на вещь. Ребенок очень боялся остаться без мамы, а игруш­ка всегда была рядом. Вот он и начал восприни­мать ее не как неодушевленный предмет, а как родного человека, как друга, с которым невозмож­но расстаться.

Надо сказать, что в младшем дошкольном воз­расте дети просто не способны понять, что такое вредная привычка. Наоборот, сосание пальца, об­грызание ногтей и прочее приносит им определен­ное удовлетворение, снимает внутреннее напря­жение. Для взрослых это должно стать сигналом: с ребенком что-то происходит, он испытывает тре­вогу и дискомфорт. Сосание пальца также указы­вает на то, что ребенок не справляется с процес­сом взросления, он не способен без помощи взрос­лых перейти на следующий этап развития. Он стремится вернуться в младенческое состояние, когда мама была рядом, утешала и защищала от любой опасности.

 

Кроме того, сосание любых предметов говорит о попытке ребенка компенсировать нехватку груд­ного вскармливания. Давно замечено, дети, кото­рых кормили грудью хотя бы полгода, гораздо мень­ше привержены к соскам, бутылочкам и тому по­добному, они реже тянут пальцы в рот и легче отучаются от вредных привычек. А вот «искусст­венники», которых с первых месяцев жизни пере­вели на смеси и кашки, до трех-четырех лет не могут расстаться с предметами, заменяющими им мамину грудь.

 

Также о попытках вернуться в более ранний возраст свидетельствуют привычки ритмичного раскачивания или кивания головой. Ребенок ими­тирует движения, как будто его укачивают, это позволяет ему успокоиться, почувствовать себя под защитой. Кстати, популярность кресел-кача­лок имеет свои корни именно в этой привычке. Иногда мы и в старости лет не можем решить свои внутренние конфликты, нуждаемся в том, чтобы простые движения утешали и успокаива­ли нас.

 

Привычка выдергивать волосы (трихотилломания) встречается значительно реже, но и в ее ос­нове лежит попытка ребенка привлечь к себе вни­мание. Начинается она с мелочей — пытаясь за­глушить страх, ребенок пытается причинить себе физическую боль, выдергивает один за другим волоски. Он отвлекается на это занятие, страх уходит. А в мозгу ребенка постепенно формиру­ется условно-рефлекторная связь — выдернешь волос, страх исчезнет. Теперь уже ребенок испы­тывает дискомфорт, если НЕ вырывает себе во­лосы. К сожалению, такая привычка иногда при­обретает патологические формы, когда на теле малыша не остается ни одного волоска. Она встречается у детей как дошкольного, так и млад­шего школьного возраста, и редко проходит сама по себе.

Еще одна привычка, практически не имеющая возрастных ограничений — кусание и грызение ногтей (онихофагия). Обкусываться могут не толь­ко ногти и прилегающие кусочки кожи, причем ребенок (а иногда и взрослый) спокойно прогла­тывает их, не испытывая при этом никакого сму­щения и дискомфорта.

Считается, что в процессе обгрызания ногтя ребенок дает выход своим страхам и внутренней напряженности и получает удовольствие. Так же как и сосание пальца, эта привычка формируется на автоматическом уровне и от нее очень сложно избавиться.

 

Моргание, покашливание, хихиканье — все эти

проявления тоже чаще всего автоматическая попыт­ка ребенка избавиться от внутреннего напряжения. Многочисленные страхи могут привести к появле­нию у ребенка хронического стресса. Любой стресс имеет как психологическую, так и физиологическую стороны. В данном случае это мышечное напряже­ние. Ребенок переживает стресс в течение дня, на­капливает мышечное напряжение, которое потом начинает проявляться в мышечных тиках. Кстати, отличить такие проявления от синдрома невротиче­ских движений (это более серьезное нарушение, име­ющее своей основой то или иное нервное заболева­ние) можно по признаку эпизодичности. Если мор­гает и покашливает к вечеру ребенок чаще, чем с утра, —значит, действительно имеет место психиче­ское напряжение. Читайте наши советы и занимай­тесь с малышом специальной гимнастикой на рас­слабление (о ней — в специальной главе).

Общий совет родителям, пытающимся изба­вить детей от вредных привычек — ни в коем слу­чае не запрещайте им ЭТО делать! Своим запре­том, высказанным, как правило, громко, эмоцио­нально, в очень категоричной форме, вы только закрепляете привычку, фиксируете на ней внима­ние ребенка. Кроме того, вы волей-неволей дае­те ему понять, что вы — по разные стороны бар­рикад. Вы хотите отнять у него то, что приносит ему удовольствие, позволяет перейти в состояние комфорта. Многократно замечено, что чем чаще ребенка одергивают, тем чаще он пытается засу­нуть пальцы в рот. Здесь не помогут ни убежде­ния, ни наказания. Надо разобраться с причина­ми, заставляющими поступать ребенка именно таким образом, предложить ему взамен менее вредные способы успокоиться.

Постарайтесь выяснить, какие страхи или тре­воги терзают ребенка. Обеспечьте ему больше внимания дома, найдите совместные занятия, ин­тересные для вас обоих. Не забывайте многократ­но в течение дня говорить ему о том, что вы люби­те его, обнимайте малыша, гладьте его по голове. Ни в коем случае не обсуждайте ни с ним, ни тем более с другими людьми в его присутствии его вредную привычку, вообще не проговаривайте его действия вслух. Такая вербализация лишь поспо­собствует закреплению привычки.

Часто причиной возникновения вредных при­вычек становится излишняя родительская требо­вательность, перевес родительских ожиданий по сравнению с реальными способностями и возмож­ностями ребенка. Подумайте. Так ли вам важно научить его читать к четырем годам? И действи­тельно ли необходимо уже в первых классах шко­лы совмещать бассейн, спортивную секцию и кру­жок по шахматам?

Еще одна распространенная родительская ошибка: считается, что, для того чтобы отучить малыша грызть ногти, их надо намазать горчицей. Сложно сказать, кто автор этого в высшей степе­ни сомнительного совета, но свою «большую бла­годарность» ему, наверное, сегодня смогут выска­зать тысячи уже подросших детей. А вот случаев, когда она помогла, пожалуй, насчитается не так уж много.

Вообще, одергивание и запрет могут привести лишь к тому, что вместо одной вредной привычки у ребенка появится другая. Гораздо эффективнее будет, если вы постараетесь каждый раз, когда вновь заметите попытку малыша засунуть палец в рот или дернуть за волосок, предложить ему что-нибудь увлекательное, способное отвлечь его вни­мание. Будет неплохо, если вы обеспечите ребен­ка интересными и увлекательными играми в тече­ние всего дня. Когда ему будет чем заняться, а страхи развеются как дым, вредные привычки уй­дут сами собой. Правда, имейте в виду, что на за­тухание вредной привычки обычно уходит при­мерно столько же времени, сколько длилась сама привычка.

 

Глава 6

 

 

Заикание и лечение этой вредной привычки

Да, да. Вы все прочитали правильно. Заика­ние — не что иное, как еще одна вредная привыч­ка, которая формируется на фоне внутренних конфликтов и затаенных страхов. В мире живет около 20 миллионов заикающихся людей. Четвер­тая часть из них проживает в России. Это одно из самых распространенных на земле расстройств речи. Надо сказать, что мальчики страдают им в 4-5 раз чаще, чем девочки. Возможно, связано это с тем, что мальчики чаще замалчивают свои проблемы.

Проблема заикания заключается в нарушении координации речедвигательных актов. Человек либо не может начать слово, либо судорога воз­никает во время произнесения слова, и тогда зву­ки растягиваются, либо эти расстройства комби­нируются. В любом случае плавное течение речи прерывается не зависящими от воли человека мы­шечными судорогами, задержками дыхания и по­вторениями отдельных звуков. Постепенно заика­ние обрастает невротическими комплексами, что значительно усугубляет речевые нарушения.

Заикание, как правило, возникает в период фор­мирования речи (от двух до четырех лет) и прохо­дит в своем развитии две стадии. Первая — ребе­нок начал заикаться, но еще не осознал, что он за­икается, заикание в этот момент находится как бы в «чистом» виде: есть только запинки. В «перво­зданном» виде заикание остается недолго (от не­скольких недель до нескольких месяцев). Именно в этот момент есть вероятность, что заикание ис­чезнет безо всякого вмешательства специалистов или с минимальным вмешательством.

Вторая стадия начинается с того момента, как ребенок фиксирует внимание на дефекте, т. е. осо­знает себя заикающимся (не таким, как все). Осо­знание дефекта влияет на его внутреннее состоя­ние. У него возникает чувство тревоги, волнения в момент речи, а вслед за этим появляются «нелюби­мые» звуки (звукофобия), уловки, страх общения и т. п. Заикание начинает «пускать корни» в душу ре­бенка и постепенно из чисто «косметического» де­фекта («некрасивые» запинки) превращается в слож­ный симптомокомплекс, тяжелое заболевание, под­дающееся коррекции с большим трудом.

Итак, пока ребенок не осознал факт заикания и пока «стаж» заикания невелик, оно способно ис­чезнуть само или с минимальными усилиями со стороны родителей и специалистов. Точные циф­ры не известны, но из 100 заикавшихся детей до­вольно большая часть (50-70 детей, по разным источникам) через несколько недель или месяцев сами избавляются от этой вредной привычки. Правда, только при благоприятном стечении об­стоятельств.

Но просто надеяться на везение в этой ситуа­ции недопустимо, ведь никто не может предуга­дать, какому именно малышу «повезет». Нужно максимально использовать все шансы, и «своими руками» создать эти благоприятные условия, нуж­но постараться не допустить, чтобы заикание ре­бенка успело «превратиться» в устойчивое пато­логическое состояние. Ведь в первой («острой») стадии заикание можно победить за короткое вре­мя и с помощью простых мер, тогда как во второй («хронической») стадии для этого потребуются годы серьезной работы.

Если заикание вовремя не лечить, то постепен­но этот недуг (особенно в подростковом возрас­те) скажется на личности и характере ребенка. Одни становятся робкими, нерешительными; дру­гие — отгороженными от мира, молчаливыми. У них формируются псевдошизоидные свойства личности; часть детей становится раздражитель­ной, драчливой и злобной; у многих появляются навязчивые сомнения, тревожность, мнитель­ность. Но какими бы ни были изменения характе­ра, все они приводят к одному результату — на­рушению активной социализации (т. е. успешной жизни в обществе). Все люди, страдающие заика­нием, ощущают нарушение гармонии жизни, не могут проявить свои (иногда большие) способно­сти, часто не могут получить должного образо­вания и наладить личную (а иногда и семейную) жизнь.

Тем не менее надо помнить, что заикание у ма­леньких детей корректируется относительно лег­ко. Главное, не тянуть с обращением к логопеду.

Родителям, чьи дети заикаются, надо помнить, что главное лекарство — любовь и терпение. Прини­майте детей такими, какие они есть, чтобы они не чувствовали себя ущербными. На всякий случай следует быть готовым и к тому, что ребенка нач­нут дразнить в детском саду или школе. Вы ведь знаете, что со временем ваш малыш станет гово­рить нормально и тогда все насмешки прекратят­ся. Попробуйте убедить в этом ребенка.

Ну а теперь более конкретные рекомендации. Во-первых, необходимо пересмотреть режим дня ребенка и включить в него закаливающие проце­дуры (душ, обтирание, лечебную гимнастику, про­гулки и игры на свежем воздухе). Все эти действия укрепляют иммунитет и нервную систему малыша, снимают лишнюю нагрузку, позволяют избавить­ся от внутреннего напряжения.

Во-вторых, придется более тщательно следить за сном. Заикающемуся ребенку, даже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, нуж­но спать не менее десяти часов ночью и около двух часов днем. Такая «сонная терапия» также позво­лит разгрузить нервную систему. Если уснуть у ре­бенка не получается, помогите ему, скорректиро­вав режим дня таким образом, чтобы моменты за­сыпания приходились на биологическую фазу расслабления. Сделать это вам помогут наблюде­ния за поведением малыша — в определенные мо­менты дня и вечера он становится тихим, задум­чивым, а значит, стадия возбуждения проходит, на­чинается стадия «торможения». Самое время заманить сорванца в кроватку! Не увлекайтесь ус­покоительными микстурами и сборами. Лучше со­здать для ребенка условия, способствующие засы­панию, — выключить телевизор и радио, задернуть поплотнее шторы.

В-третьих, проследите за тем, чтобы малыш по­лучал богатую витаминами пищу. Давно замечено, что большая часть наших болезней имеет психосоматичекую подоплеку, то есть они приходят тог­да, когда мы расстроены или нервничаем. Но вер­но и обратное утверждение — ослабленный болез­нями и авитаминозом организм больше подвержен стрессам и состоянию тревожности.

В-четвертых, не затягивайте с обследованием. Если вы замечаете. Что ребенок начал запинаться при произнесении тех или иных звуков, вам необ­ходимо обратиться к логопеду и психотерапевту.

Большое внимание следует обратить на эмоци­ональную обстановку в доме. Давно замечено, что семейные конфликты, выяснение отношений меж­ду родителями в присутствии ребенка способству­ют резкому обострению заболевания.

Непременные условия успешного лечения за­икания — массаж, ароматические ванны и элект­ропроцедуры. Хороший эффект могут дать гоме­опатическое лечение, иглоукалывание, аутогенная тренировка и гипнотерапия. Но все эти процеду­ры должен назначить специалист, только тогда они будут эффективными.

Еще раз повторим, что заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы, и в большинстве случаев его можно вы­лечить. Существует множество методов лечения этого заболевания у детей дошкольного возраста. Выбор метода зависит от первопричины проблемы и индивидуальных особенностей ребенка. Если вы решили обратиться к тому или иному специалисту, имейте в виду, что вы можете рассчитывать на один из подходов. Которые мы сейчас рассмотрим.

 

Комплексный подход. Это наиболее эффектив­ный метод. Комплексная система восстановления речи заикающихся состоит из пяти этапов: диаг­ностика, перестройка патологических нарушений речи и личности, формирование правильного на­выка речи, закрепление достигнутых результатов и профилактика рецидивов заикания путем про­ведения микрокурсов поддерживающей терапии.

Лечение начинается с того, что малыша обсле­дуют такие специалисты, как психиатр, логопед, психолог, психотерапевт и невропатолог. Они изу­чают анатомические и клинические данные, на­мечают логопедические и психотерапевтические мероприятия, совместно назначают медикамен­тозное лечение. Поскольку полностью восстано­вить речь можно только в процессе нормального естественного общения, занятия проводятся в группе вместе с родителями. Они получают памят­ку, разработанную Научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи МЗ РФ, где в краткой и доступной форме отражены виды ле­чения и дидактический материал для речевой тре­нировки. Мам и пап обучают речевым и психоте­рапевтическим методикам, конечно, в сжатом ва­рианте.

Основной курс реабилитации при таком под­ходе длится один месяц, но для достижения 100%-го эффекта специалисты рекомендуют пройти пару-тройку курсов и потом в течение не­скольких лет проходить микрокурсы поддержи­вающей терапии.

 

Психологический тренинг. Цель психологиче­ских тренингов — уравновешивание основных не­рвных процессов: торможения и возбуждения, устранение страха перед речью. Основной прин­цип психологических тренингов — «относитесь к заиканию проще, и тогда оно само пройдет». Вся работа направлена на изменение личности за­икающегося человека. Психолог учит справлять­ся с волнениями и страхом речевых ситуаций. Такой подход помогает снизить напряжение и мо­дифицировать заикание так, чтобы оно не меша­ло общению. По мнению психологов, неправиль­ный настрой родителей и чересчур трепетное от­ношение к проблеме только усугубляют ситуацию. Поэтому врач одновременно работает и с ребен­ком, и с его родителями. Такие тренинги помога­ют избавиться от приобретенного заикания, при­чиной которого послужил сильный стресс, испуг или информационная перегрузка нервной систе­мы малыша. В этом случае результат заметен че­рез 2-3 месяца еженедельных психологических тренингов.

 

Логопедический подход. Цель логопедических занятий — научить ребенка правильной технике речи. Сначала логопед учит малыша пропускать в речи слова, на которых он «спотыкается». После этого специалист объясняет чаду, как перед труд­ным словом делать паузу и проговаривать его плав­но, нараспев. Например, так: «Мне ннннужна (пау­за) ну-нужна книжка». В дальнейшем ребенка зна­комят с тем, как можно контролировать свою речь, говорить, не нервничая, не ожидая неудачи, без напряжения. Малыш учится заканчивать нуж­ное слово с помощью растягивания или скольже­ния. На третьей стадии ребенка обучают заменять трудное слово до того, как оно будет произнесе­но. Особое внимание логопед уделяет увеличению словарного запаса малыша. Иногда заикание воз­никает оттого, что ребенок нервничает, затрудня­ясь в выборе подходящего слова. При помощи спе­циальных игр логопед расширяет словарный запас и «ставит» произношение отдельных звуков. Неко­торые специалисты при лечении заикания пользу­ются действием обратной связи. Ребенок говорит в микрофон, подсоединенный к прибору. С помо­щью наушников он слышит свою речь с задерж­кой, с эффектом эха. В результате малыш начина­ет говорить громче, замедляя темп речи.

Правда, большинство логопедов считают неэф­фективной работу с заикающимся ребенком, ко­торому меньше пяти лет. Только когда процесс ста­новления речи завершен, можно начинать занятия с логопедом. У детей старше пяти лет сдвиги в луч­шую сторону заметны уже после десяти занятий (два раза в неделю). А для достижения плавной речи ребенку потребуется пройти курс от 6 меся­цев до года.

 

Дыхательные упражнения. Цель дыхательных упражнений — снять внутреннее напряжение, страх перед речью, которые непроизвольно воз­никают у заикающихся детей. Для этого малышей обучают специальной технике дыхания. Корот­кий вдох через нос и непрерывный, продолжи­тельный и бесшумный выдох через рот длитель­ностью 4-5 секунд. Освоив это упражнение, ре­бенок учится на выдохе произносить слова, в идеале 4-5 слов подряд. Задача дыхательных уп­ражнений — сделать так, чтобы кроха смог про­износить фразу слитно, как бы на одном выдохе. Некоторым детям нравится вариант дыхательных упражнений, основанный на «пропевании» или «прокрикивании» фраз. Всем известно, когда че­ловек поет или кричит — он не заикается. Это объясняется тем, что при крике и пении мышцы, участвующие в дыхании, расслабляются, и дыха­ние само собой нормализуется. Данным методом заикание лечили еще наши прабабушки.

Для достижения заметного результата дыхатель­ные упражнения следует делать 3-4 раза в день по 20-30 минут. Уже через неделю речь ребенка станет более плавной. Для стойкого эффекта по­требуется 4-5 месяцев занятий.

 

Точечный массаж. В последние годы при лече­нии заикания у детей точечный массаж дает хоро­шие результаты. Этот метод помогает снять повы­шенную возбудимость речевых центров, восстанав­ливает нервную регуляцию речи. Точечный массаж при заикании не имеет возрастных границ — чем раньше вы начнете делать его ребенку, тем силь­нее эффект. Для достижения плавной речи потре­буется пройти около 3 курсов. Курс включает в себя 15 процедур, причем первые 3-4 проводят ежед­невно, а последующие — через день. Между первым и вторым курсами необходимо выдержать интер­вал в две недели, между вторым и третьим — ин­тервал от трех до шести месяцев. В дальнейшем курсы повторяют в течение двух-трех лет через каж­дые полгода.

 

Г ипноз. Метод «гипносуггестивной терапии» эф­фективен при невротических формах заикания. После погружения больного в гипнотическое со­стояние проводится внушение, нацеленное на об­щее успокоение. Затем идет внушение, нацеленное на уравновешивание основных нервных процессов: тормозного и возбуждающего. Восстановление их качеств: силы и подвижности, растормаживание центрального и наружного аппарата речи, устране­ние страха перед речью. Далее проводится основ­ное внушение, нацеленное на перестройку отноше­ния маленького пациента к своему страху перед речью. Врач внушает ребенку, что у него нет осно­ваний бояться и стесняться того, как он говорит. Следовательно, нужно смелее вступать в речевой контакт. В состоянии гипноза врач разговаривает с ребенком и «загружает» в него основные логопеди­ческие правила речи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.