Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 6 страница



Если же выяснится, что притесняют вашу дочь или сына, не теряйте времени! Такие нездоровые отношения в классе могут серьезно травмировать его психику. Не стоит надеяться, что ребенок справится сам. А если не справится? Выясните, кто обычно является зачинщиком конфликтов, и серьезно поговорите с ним. Не бойтесь его при­пугнуть. Таких нельзя оставлять безнаказанными. Обратите внимание учителей на происходящее в классе, если необходимо, привлеките других ро­дителей. И не забудьте про своего ребенка — если он попал в такую ситуацию, значит, у него серь­езные проблемы с самооценкой и ему нужно по­мочь.

 

Страх денег (остаться без денег). Этот страх — сравнительно новое явление в области детской пси­хологии и единого названия у всех исследователей пока не имеет. Можно также отметить, что страх денег или их отсутствия характерен для детей имен­но последнего поколения на территории большин­ства стран постсоветского пространства. Это соци­альный страх, вызванный потрясениями и переме­нами последних лет. Его полностью можно отнести к так называемым «наведенным» страхам, то есть страхам, проецируемым на ребенка родителями или другими взрослыми.

И тем не менее проявляется он, как и все дру­гие подростковые страхи, общим состоянием бес­покойства и тревожности. Ребенок начинает слишком много говорить о деньгах — постоянно спрашивает, есть ли деньги у родителей; интере­суется размером зарплат всех знакомых; посто­янно пересчитывает карманную наличность. Или, наоборот, категорически отказывается общаться на «денежную» тематику — старается не участво­вать в сборах средств на нужды класса; избегает посещения магазинов; предпочитает ходить пеш­ком, лишь бы не расплачиваться в общественном транспорте.

Причиной возникновения данного страха, как правило, является общая атмосфера в семье, в которой материальному достатку уделяется чрезмерное внимание или где денег реально не хватает на самое необходимое. Его широкое распространение объясняется появившейся лишь в последние десятилетия огромной разни­це между социальным статусом. При этом во многих школах в одном классе встречаются как дети богатых родителей, так и практически ни­щих. Отсутствие единой формы, более свобод­ное (по сравнению с советской школой) отноше­ние к украшениям и аксессуарам только подчер­кивают такое различие.

Но что удивительно, страх денег встречается у детей не только в неблагополучных с матери­альной точки зрения семьях. Тревога по поводу нестабильного денежного положения затрагива­ет и вполне обеспеченных подростков. Их мо­жет беспокоить, что «сумка от Гуччи» менее пре­стижна, чем «кэйс от Версаче», а может терзать страх по поводу возможного оскудения «золото­го» потока.

Дочь вполне благополучного предпринимате­ля, обычно очень положительная и приветливая, вдруг стала конфликтной и агрессивной. По сви­детельству педагогов, у нее начали отмечаться частые и необъяснимые перемены настроения, она разругалась с подругами и начала приходить в школу в «драных» джинсах. Школьный психо­лог, логично предположив у девочки классичес­кое состояние переходного возраста, провела с ней несколько занятий. И выяснила, что, помимо общих психологических и физиологических из­менений, подростка больше всего мучают стра­хи, связанные с финансовым положением роди­телей. «Мне кажется, —рассказывала девочка, — что все дружат со мной только из-за того, что у меня состоятельный отец. Девчонки постоянно пользуются моей косметикой, я часто угощаю их разными вкусностями, мы 'даже ликер «Бэйлис» однажды пробовали. Но я слышу, как папа посто­янно ругается с мамой из-за денег, он и мне то сразу тысячу даст, то потом попрекает, что надо быть бережливой, что он не вечный и постоянно содержать нас не может. Лучше вообще без де­нег жить, чем так».

Проблема девочки в том, что все негативное и позитивное в своей жизни она так или иначе свя­зывает с деньгами. Есть деньги — жизнь удалась, нет — и смысла что-то делать нет никакого. Кроме того, ее терзают страхи по поводу нестабильнос­ти ее положения. Она не в состоянии ни как-то пре­дугадать возможный финансовый кризис семьи, ни помочь в его предотвращении.

Конечно, полностью закрывать от подростка информацию о материальном состоянии семьи было бы, как минимум, не благоразумно. В любом случае это одна из самых муссируемых в обществе тем. И ребенок, готовясь к взрослой жизни, дол­жен понимать, что от его учебы сегодня, от того, насколько он соответствует требованиям обще­ства, какие навыки приобретает, зависит его буду­щая жизнь: работа, положение в социуме, уровень доходов. Но и сваливать на него всю информацию о денежных потоках в семье (размеры доходов родителей, траты на него самого, возможные дол­говые и кредитные обязательства), также не со­всем правильно.

Чтобы предотвратить появление страха отсут­ствия денег или помочь подростку с ним справи­ться, родителям необходимо постоянно подчерки­вать, что ребенок не является обузой для них. Важ­но повторять: «Какие бы проблемы на нас ни свалились, наша главная забота — о тебе. Мы все­гда сможем найти средства, чтобы ты не ходил го­лодным или раздетым». Можно даже шутливо за­метить: «То, что мы платим за твою секцию или кружок, — это лишь наши вложения в свое буду­щее. Ведь чем больше ты будешь знать и уметь, тем лучше сможешь устроиться в обществе, а зна­чит, и наша старость будет обеспечена».

Также одним из общих правил должен стать от­каз от постоянного обсуждения финансовых про­блем при детях. Они могут знать о материальном положении семьи в целом — чтобы соизмерять с ним свои требования и ожидания, — но не должны вникать во все подробности денежных потоков.

И, наконец, вопрос карманных денег. В послед­ние годы все большее число родителей приходят к безусловному выводу, что подросток имеет пра­во на обладание некой собственной суммой. По­мимо ощущения независимости (очень важного в этом возрасте) карманные деньги дают ребенку возможность научиться рассчитывать свои траты, что очень полезно в преддверии взрослой жизни. Но, отсчитывая чаду определенную сумму, помни­те и о ряде требований, которые помогут сохра­нить психику ребенка:

1. Не давайте слишком мало и слишком много денег. Заранее рассчитайте, сколько и на что он может потратить сам, и придерживайтесь именно этой суммы.

2. Выдавайте карманные деньги равными доля­ми на один и тот же промежуток времени, напри­мер по сто рублей каждый понедельник. Это по­зволит ребенку ощутить стабильность своего по­ложения, поможет ему лучше рассчитывать свои расходы.

3. Вместе с ребенком обсудите, на что должны идти карманные деньги, что ребенок не должен покупать сам и в каких случаях он может рассчи­тывать на дополнительные вливания. Так, абсолют­но нормально, если подросток из карманных де­нег оплачивает свой проезд, завтраки в буфете, приобретает милые или нужные мелочи: ручки, брелоки, недорогую косметику и так далее. При этом более серьезные траты — на одежду, учеб­ники, учебное оборудование и другое — лучше ос­тавить на семейном бюджете.

4. Не требуйте у ребенка досконального отче­та о потраченных деньгах! Он должен знать, что это его деньги, что вы ему доверяете и не допус­каете мысли о возможных пороках или запретных страстях. В конце концов, если вы обеспечиваете подростка разумными суммами, у него не может оставаться денег на азартные игры, наркотики или спиртное. Если же такое случилось — проблема не в карманных деньгах, а гораздо глубже.

 

 

Часть З

 

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

 

Итак, выше мы обсудили самые распространен­ные страхи, встречающиеся у детей разных воз­растов. Но было бы наивным полагать, что мы рас­сказали о страхах все. Даже один и тот же страх может по-своему проявляться у каждого ребенка и в каждом конкретном случае. Различаются они и по степени насыщенности, по силе и частоте при­ступов, по тому воздействию, которые оказывают на развитие и жизнь детей. Есть «девчачьи» стра­хи, страхи мальчишеские и даже индивидуальные ужасы, которые практически не повторяются. Опи­сать каждый из них невозможно, но мы попробу­ем охватить и систематизировать те из них, кото­рые встречаются довольно часто, но не привяза­ны к определенному возрасту.

 

Глава 1

 

Дочки-матери

С точки зрения внешности или активности но­ворожденные девочки практически никак не от­личаются от мальчиков. Попробуйте определить пол одетого ребенка — если не будет привычных подсказок в виде голубых или розовых бантов, вы наверняка попадете пальцем в небо.

При этом сами родители о девочках говорят как о существах более нежных и симпатичных, а о мальчиках — как о более подвижных и крикли­вых. Исследования, проведенные в Северной Америке еще в конце семидесятых годов, показа­ли, что с новорожденными девочками мамы чаще разговаривают и больше опекают их, тогда как об­щение с мальчиками строится скорее на физиче­ском контакте — мамы охотнее выполняют с ними предписанные упражнения, помогают вставать на ноги, раньше позволяют самостоятельно ползать и ходить.

Эти выводы можно оспаривать, но в том, что дальнейшее воспитание мальчиков и девочек силь­но отличается друг от друга, сомневаться не при­ходится. Девочки изначально воспринимаются как слабый пол. Им не зазорно плакать, капризничать, мало есть, требовать нарядную одежду, от дево­чек не ждут достижений в физике и математике, им прощаются тройки в дневнике, но никогда — грязные тетради. Стоит ли удивляться тому, что наряду с общими для определенного возраста стра­хами, девочки проявляют и свои специфические боязни.

Но перед тем как перейти непосредственно к стра­хам, выделим еще несколько особенностей взрос­ления девочек, важных для понимания затронутой темы. До четырех лет, при всей физиологической и эмоциональной привязанности к маме, девочки все же предпочитают общество отца. Под его голос они даже засыпают быстрее, с ним рядом легче успока­иваются после каких-либо переживаний, с ним охот­нее делятся открытиями и радостями. Это очень важ­ный момент в развитии девочек — именно в зависи­мости от того, как развиваются отношения с отцом, будут строиться и отношения с будущим мужем. Если папа с радостью шел на контакт с маленькой доче­рью, не жалел для нее своего времени и внимания, мужа она, скорее всего, будет искать похожего на родителя, что гарантирует более гармоничную се­мейную жизнь.

И наоборот — настрадавшись в раннем детстве от обид на отца, девочка выберет молодого чело­века, максимально ему противоположного. И не факт, что она примет во внимание реальные поло­жительные или отрицательные черты характера. Вполне возможно, что ее выбор определит, к при­меру, рост юноши (если папа был невысоким, пусть жених будете каланчу), цвет волос или другой ма­лозначительный фактор.

С мамами у дочек доверительные отношения начинают завязываться с четырех-пяти лет. И, по большому счету, именно они в конечном итоге вли­яют на развитие девочек. Мама — это образ и по­добие, по которому юная леди будет лепить соб­ственную личность. Но, увы, и мамины ошибки она повторит с той же неизбежностью, с которой бу­дет копировать ее положительные черты.

Что же касается непосредственно страхов, то современные исследования выявляют очень тес­ную связь между переживаниями мам и ужасами, преследующими их дочерей. Так, если мама боя­лась пауков или одиночества, то и дочь, скорее всего, унаследует ее арахнофобию и ни за что не согласится оставаться дома одна.

 

Боязнь крика. То, что этот страх развит силь­нее у девочек, чем у мальчиков, доказывают мно­гочисленные наблюдения. Отчасти это связано с повышенной эмоциональностью младенцев жен­ского пола Сбоязнь крика выявляют начиная с са­мого раннего возраста), а отчасти — с привычка­ми в воспитании детей. Согласитесь, на «нежную крошку» голос повышают гораздо реже, чем на «подвижного сорванца». Стоит ли удивляться, что мальчики быстрее адаптируются к повышенному тону и перестают на него реагировать, тогда как девочки начинают кривить губы и выкатывать слезки при первых намеках на угрожающие инто­нации.

В детсадовском возрасте картина повторяет­ся: каждая вторая девочка (и лишь каждый пятый мальчишка) отчаянно рыдают, стоит на них на­кричать. Конечно, в этой ситуации нельзя исклю­чать и элемента манипулирования взрослыми: маленькие хитрюги уже в три года прекрасно осознают, что устоять перед женскими слезами может только совершенно жестокосердная лич­ность, и беззастенчиво пользуются своим преиму­ществом.

Но бывают и более сложные случаи. Одна де­вушка в беседе с психологом призналась, что и спустя двадцать лет после выхода из детского сада совершенно не переносит крика. Она впадает в ступор даже тогда, когда кричат не на нее. В дет­стве же она пугалась так, что у нее не оставалось сил даже плакать. Кстати, это безумно раздража­ло ее педагога — не видя привычной реакции в виде слез, женщина думала, что до ребенка вос­питательный момент просто не дошел, и увеличи­вала «дозу» крика.

О том, что девочка испытывает сильнейшие не­гативные эмоции, вам должны сказать не мокну­щие глазки и потупленный взор, а, наоборот, на­пряженное, окаменевшее тело ребенка. Причем, если страх угнездился очень глубоко и сочетается со страхом физического наказания, ребенок мо­жет выдать и совсем парадоксальную реакцию — он будет улыбаться, глядя вам прямо в глаза. Не принимайте это за проявления чрезмерной нагло­сти — ребенок настолько боится, что мышцы его лица сковывает спазм.

Единственной профилактикой такого рода стра­ха является отказ от крика как метода воспитания. Спору нет, иногда этот метод выглядит для нас привлекательным ввиду своей эффективности: «Гаркнешь погромче — она сразу все игрушки при­берет! » Идеальная формула управления ребенком? Нет, идеальный способ разрушить взаимоотноше­ния, а заодно и нервную систему. С точки зрения закрепления положительных навыков гораздо эффективнее запреты и выговоры произносить тихим, но убедительным голосом, заставляющим прислушаться.

Если страх крика с возрастом не проходит, а только укрепляется и вы не можете защитить свою малышку вне дома, научите ее самостоятельно справляться со ступором, который вызывает у нее повышение тона. Для этого достаточно повторять довольно простое упражнение: пусть каждый раз, когда кто-то начинает кричать на девочку или в ее присутствии, она переключает свое внимание с восприятия слуховых впечатлений на что-нибудь другое. Например, можно начать внимательно рас­сматривать поверхность стены — наверняка она не совсем ровная и пестрит примечательными дета­лями (трещинами; рисунком на обоях; старым пят­ном от несчастливого комара и так далее). Можно также понаблюдать за соседской Жучкой, которую видно через окно, — куда это она так спешит, по­виливая линялым хвостиком? Главное здесь, не зацикливаться на источнике страха, занять свои мысли чем-нибудь другим. Не бойтесь, что ребе­нок пропустит что-нибудь важное из нотаций — к крику, как правило, прибегают тогда, когда веских доводов уже не остается.

Кстати, многие дети инстинктивно находят та­кой выход из положения. Замечали, как девочка, на которую ругаются, мнет краешек платья? Она подсознательно делает то, о чем мы только что говорили, — переключает свое восприятие со слухового на тактильное, осязательное. Можно сказать, делает звук потише! Если вы заметили та­кое за своим ребенком, воспринимайте сигнал пра­вильно и завязывайте с криком.

 

Страх «некрасивости». Это одна из разновид­ностей страха «быть не тем». У девочек он чаще всего сводится именно к неприятию своей внешно­сти — будь это одежда, фигура, волосы или лицо. Проявляться он начинает в старшем дошкольном возрасте, когда девочки уже сравнивают, чья кук­ла «красивее», чье платье «моднее» и к кому боль­ший интерес проявляют мальчики, а своего пика достигает в пору взросления, когда еще больше «подогревается» происходящими в организме ре­бенка изменениями.

Большое значение здесь имеет отношение ма­тери к дочке. Если мама имеет привычку, выливая на дочь раздражение и усталость, прикрикивать: «Не вертись, обезьянка! » или «За что мне такое чучело досталось! » —можете быть уверены —дан­ный страх закрепится в девочке надолго.

Впрочем, еще более разрушительное воздей­ствие способна оказать реплика, случайно брошен­ная отцом. Как уже неоднократно отмечалось, зна­чение отца в жизни девочки необычайно велико. Можно вспомнить случай, когда девочка-подрос­ток практически отказалась от еды (в психиатрии это заболевание называется анорексией) только из-за того, что папа однажды за столом рассеянно обронил: «Ты стала много есть. Не боишься попра­виться? »

Довольно часто, как и все устойчивые страхи, этот не имеет под собой реальной основы. Стра­хом «некрасивости» одинаково страдают и худень­кие девочки, и толстушки, и обладательницы пыш­ной шевелюры, и гладких локонов. Хотя, с их точ­ки зрения, недовольство собой у них имеет более чем веские поводы. «Я хочу косы, как у Вики, — плачет семилетняя страдалица, — и глаза голубые, как у Даши! » То, что у нее самой чудные, прыгаю­щие при ходьбе кудряшки и карие глазки-вишен­ки, ее совсем не устраивает.

В настоящую трагедию страх «некрасивости» у девочек выливается в подростковом возрасте, когда физиологические и гормональные сдвиги приводят к повышению общего фона тревожнос­ти и способствуют возникновению более общего страха изменений. К тому же к одиннадцати-три-надцати годам девочке становится совсем не все равно, как на нее реагируют представители про­тивоположного пола. И вот уже из-за одного-единственного взгляда (или из-за его отсутствия) разыгрывается целая трагедия: «Он посмотрел на меня! А у меня прыщи на лбу! И волосы были при­лизаны, как у идиотки! Все, нет больше никаких надежд на то, что он мной заинтересуется! Я пол­ная уродина! »

Узнаете картину? Не спешите смеяться. Под этими на первый взгляд наигранными пережива­ниями кроется глубокая проблема. Кто внушил де­вочке чувство неуверенности в себе? Кто заста­вил ее думать, что любить можно только «за что­-то», что любовь надо добиваться, а то и выгры­зать у жизни? Кто — настоящая причина ее терза­ний и проблем? Кто же еще, как не любящие ро­дители.

На самом деле, конечно, очень мало найдется мам и пап, которые могут искренне заявить — нет, мы не любим своего ребенка, нам все равно, что с ним происходит, и мы сознательно причиняем ему боль. Как правило, к негативным последствиям приводят иногда совершенно незаметные нево­оруженным взглядом перекосы и ошибки в воспи­тании. Корни их кроются в нашем собственном восприятии мира, которое (а чему тут удивляться? ) зиждется на том воспитании, которое дали нам наши родители.

Самый простой пример: если в семье матери было принято строго воспитывать детей, в ход шли все­возможные наказания, а ограничений было боль­ше, чем «позволений», то и женщина, с одной сто­роны, вырастет тревожной и неуверенной в себе, а с другой — будет точно так же «муштровать» свою дочь. При этом она может быть абсолютно увере­на в том, что желает девочке только добра. А что при этом чувствует девочка? Она понимает только, что мама не любит ее, постоянно придирается, раз­дражается, а значит, «я плохая, я неудачная, некра­сивая и никто меня любить не будет! »

Чтобы избежать распространенной ошибки ро­дителей, следует как можно чаще прислушивать­ся к себе — а не продуцируем ли мы на ребенка свой собственный страх? Если девочка чувствует себя некрасивой, не значит ли это, что и мы в глу­бине души не можем принять себя такими, как мы есть? А если это так, в чем кроется причина тако­го отношения к себе?

Конечно, поиски ответов на эти вопросы лежат вне плоскости данной книги, поэтому вернемся к детским переживаниям: защитить ребенка от стра­ха «некрасивости» можно только родительской любовью. Не стесняйтесь как можно чаще гово­рить, что любите свою дочку, что для вас она — самая прекрасная и привлекательная, убеждайте, что будете любить ее всегда, что бы ни случилось в жизни. При этом, как мы уже неоднократно от­мечали, не стоит путать такую любовь со вседо­зволенностью — просто наказание никогда не должно быть замешано на эмоциональности и не­приятии самого ребенка. Наказывайте проступок, а не девочку.

Необходимо отметить, что повышенному рис­ку страха «некрасивости» подвергаются девочки в семьях, где мама убедила себя (или позволила это сделать окружающим) в собственной невзрачнос­ти. Причем в этом случае страх у ребенка может приобрести демонстративные формы — девочка начинает ярко краситься, делает невообразимые прически, красит волосы и ногти в кричащие цве­та. Вам кажется, что в дочь вселился дьявол — она во всем противоречит вам, водит компанию со странными молодыми людьми и пробует все виды пирсинга — на самом деле девочка просто кричит о неуверенности в себе, о том, что ей не хватает ощущения защищенности и стабильности.

Впрочем, довольно часто со страхом «некраси­вости» сталкиваются и дочери очень ярких и ус­пешных женщин. По контрасту с ухоженными, уве­ренными в себе мамами, девочки-подростки ка­жутся себе невзрачными и неинтересными. При­меров тому не счесть, взять хотя бы детские вос­поминания Кристины Орбакайте — чтобы изба­виться от глубоко укоренившегося недовольства своей внешностью, ей даже пришлось сделать пла­стическую операцию. При этом вряд ли кто-то мог бы сказать, что до операции ее лицо было оттал­кивающим или хотя бы неприятным.

Все эти проблемы свидетельствуют, с одной стороны, об отсутствии доверительных отноше­ний между мамой и дочкой, с другой — о чувстве отторжения, идущем со стороны отца. Но ведущая роль в преодолении страха должна принадлежать все-таки матери.

Не стоит говорить девочке (и убеждать себя), что внешность не имеет никакого значения — «был бы человек хороший». Это скорее усилит внутренний конфликт, чем приведет к его исчез­новению. Помните, вы должны подарить ребен­ку чувство уверенности в себе, внутренней гар­монии. Лучшее, что вы можете для этого сделать, это напомнить, что у каждого времени и у каж­дого народа — свои представления о красоте. В Африке есть племена, которые ценят женщин с вытянутой до груди нижней губой, а некоторые народности на юге Азии с рождения надевают де­вочкам на шею металлические обручи, один на другой, пока к своему совершеннолетию юная красавица не становится обладательницей длин­ной, как у жирафа, шеи! Во времена Мэрилин Монро ценились пышные женщины, в семидеся­тых на пике моды оказались высокие худышки.

Сегодня модельеры вовсю стараются подчерк­нуть крупную грудь, а еще лет пять назад затяги­вали бюсты до их полного исчезновения — и та­ких примеров не счесть! Даже кумиры нынешних подростков далеко не всегда соответствуют клас­сическим представлениям о красоте, но это не главное! Их популярность основана на том, что они любят себя такими, какие они есть, и знают, как подчеркнуть свои достоинства.

Кстати, умению подать себя в выгодном свете девочку необходимо начинать обучать с раннего детства. Не бойтесь вырастить из нее кокетку — если она будет уверена в своей неотразимости, ей не придется прибегать к различным ухищрениям, чтобы привлечь к себе внимание мальчиков. На­против, убедившись в надежности своих чар еще в детском саду, она потеряет интерес к экспери­ментам, и единственное, что вам останется, что­бы быть уверенным в ее будущем, — это привить ей основы сострадания и здравомыслия.

 

Страх сексуальности. Этот страх редко описы­вается в классической детской психологии, меж­ду тем с ним так или иначе сталкивается каждая девочка в возрасте от десяти лет и старше. Про­является он в особой форме стеснительности, в отказе взрослеть, в категорическом отрицании собственной привлекательности.

Девушка двенадцати лет копирует мужское по­ведение: коротко стрижется, ходит в «развалочку», держит руки в карманах, играет исключитель­но в ножички и карты. Причем о какой-либо не­традиционной ориентации речь не идет: по свидетельству мамы, девочка до третьего класса рисовала принцесс, любила платья и была впол­не обычным, хотя и несколько плаксивым ребен­ком. Резкое изменение в поведении и манере дер­жаться произошло где-то после десятого дня рож­дения.

Выясняя причины столь резкой метаморфозы, психолог обнаруживает, что девочке очень нра­вится, когда ее называют «пацанка», что ребята держат ее «за своего парня», что у нее с ними ис­ключительно дружеские отношения и никто не пы­тается «заглянуть ей под юбку» (тем более что юбки она теперь категорически не признает).

Физиологическое и психологическое развитие ребенка идет в рамках нормы, и психолог пред­полагает, что корень проблем кроется в ее внут­ренних противоречиях. Вот диалог, который по­мог специалисту выявить, какое переплетение страхов мешает подростку принимать себя такой, какая она есть. Правда, здесь надо помнить, что, прежде чем «говорить по душам», психолог не­сколько встреч посвятила наведению «мостика доверия». Тому, как это сделать, мы поговорим в отдельной главе.

— Скажи, о чем ты мечтала, когда была малень­кой? Ну, еще до школы?

— Ну, о том, чтобы у меня была волшебная па­лочка...

— И что бы ты загадала?

— Не знаю... Много чего. Чтобы я была краси­вой, умной, чтобы у меня было много друзей...

— А еще?

— Собаку, большую.

— А для чего тебе собака?

— Чтобы защищала.

— Защищала? От кого?

— Ну, не знаю. От хулиганов.

— А на тебя когда-нибудь нападали хулиганы?

— Нет. Ну, почти нет. Но я слышала, как мама рассказывала подруге, как на одну их знакомую напали и, это...

-Что?

— Изнасиловали. Они еще говорили, она сама виновата — нечего ходить в короткой юбке...

Так слово за слово стало понятно, что девочка до сих пор находится под впечатлением разгово­ра, подслушанного еще много лет назад. В детском сознании четко отпечатался тот факт, что женс­кая привлекательность непременно связана с на­силием. Почувствовав, что ее возраст подходит, и скоро и она может заинтересовать кого-то как представитель женского пола, девочка запанико­вала и постаралась замаскироваться под мальчи­ка. Само по себе это не критично, но с возрастом глубоко укоренившийся страх мог бы привести и к более извращенным формам — можно предполо­жить, что, если бы не помощь специалиста, у де­вушки вполне могли начаться проблемы в личной жизни, которые бы неминуемо привели к диском­форту и депрессии.

Страх сексуальности может сформироваться и на совсем раннем этапе развития: в два года дети активно изучают все, что попадает им под руки, в том числе и собственные половые органы. Резкое одергивание ребенка, запугивание его может при­вести к тому, что табу, наложенное на определённые зоны, останется с ним на всю жизнь, что нега­тивно скажется на сексуальной функции и не по­зволит совершиться полноценному развитию под­ростка.

Снизить риск возникновения страха сексуаль­ности можно, если в раннем возрасте не бить ре­бенка по рукам и не стращать «болячку зане­сешь! », а переключать его внимание на другие ис­следовательские действия: подсовывать яркую книжку или развивающие игрушки. Очень важно вовремя ознакомить девочку с теми особеннос­тями, которые ждут ее с пробуждением в ней жен­ской сущности. Начинать говорить о менструа­циях, о зачатии детей и сексуальной стороне люб­ви лучше всего в возрасте от семи до восьми лет. В этот период общее количество страхов у детей уменьшается, что приводит и к снижению уров­ня тревожности, зато разум готов впитывать и ус­ваивать всю новую информацию.

Если начать говорить обо всем этом позже, де­вочка, в организме которой уже начались гормо­нальные перемены, будет чувствовать себя сму­щенной и, скорее всего, воспримет информацию не слишком корректно.

В каких выражениях надо рассказывать об ин­тимной жизни? Вряд ли здесь стоит цитировать фразы из учебника биологии. Обо всем надо го­ворить очень простыми словами и (это главное, о чем надо помнить) ни в коем случае не использо­вать оценочных слов! Для того чтобы начать раз­говор, хорошо бы дождаться подходящего пово­да — вопроса дочки или ситуации, в которой нуж­ны будут пояснения. Реклама прокладок сегодня никого не смущает, и ее обсуждение — один из способов начать разговор. «Ты знаешь, зачем нуж­ны прокладки? Ты растешь, и года через четыре они могут тебе понадобиться. Все дело в том, что природа создала женщину, чтобы рожать детей. Конечно, в одиннадцать-двенадцать лет ты не смо­жешь стать мамой, но твой организм уже начина­ет готовиться к этому событию: внутри тебя начи­нает работать орган, который когда-нибудь станет домиком для твоего будущего ребеночка. Стенки этого домика обновляются каждый месяц, то, что оказывается лишним, каждый месяц выходит на­ружу, и прокладки нам нужны как раз в это время, чтобы не испачкать трусики. Это называется мен­струации. Первые менструации могут быть болез­ненными, у тебя может побаливать живот. Но это быстро проходит, и ничего страшного в этом нет».

 

 

Глава 2

 

 

Чего боятся мальчики

Если говорить о детстве, можно отметить, что большая часть чисто мальчишеских страхов осно­вана скорее на воспитании и является социальной, в отличие от тех страхов, которые основаны на инстинкте самосохранения и которые принято называть «ситуативными». Ведь уже с детского сада мы приучаем малыша к мысли, что он — му­жик, что это накладывает на него определенные обязательства и заставляет вести себя определен­ным образом.

Такое воспитание, безусловно, необходимо, чтобы мальчик со временем смог выполнять свою социальную функцию. Но и здесь, как и в любом другом вопросе воспитания, важно не перегнуть палку, внимательно присматриваться к потребно­стям и нуждам каждого конкретного ребенка, не ломая его волю, а лишь помогая ему обрести себя и почувствовать уверенность в своих силах.

 

Страх поражения. Уже с детского сада мальчи­ков гораздо чаще, чем девочек, посещает страх поражения, и это немудрено! Ведь и книги, кото­рые мы читаем детям, и сказки, которые мы им рассказываем, говорят только об одном — мужчи­ны рождены, чтобы побеждать. Кого, зачем и при каких условиях — дело десятое. Также очень ред­ко обсуждается, что делается с побежденными — ведь их, как ни крути, должно быть в десятки раз больше, чем победителей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.