Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 5 страница



Еще несколько слов о том, как снять внезапно возникшее неприятие школы, связанное с услы­шанным негативным высказыванием о ней. Самый эффективный способ — выяснить, кто именно ока­зался «автором» высказывания. Только его же сло­ва, в которых он признает, что на самом деле в школе нет ничего страшного, убедят малыша. Если это окажется старший товарищ по играм, ни в коем случае не оказывайте на него давления. Попробуй­те поговорить с ним «как взрослый со взрослым», расскажите, как важно для вашего ребенка его мнение, как он переживает из-за услышанного. Вы наверняка сможете подобрать слова, чтобы убе­дить его сыграть на вашей стороне.

И последнее: не давайте своему ребенку пово­да подумать, что он каким-то образом сможет из­бежать школы. Это только спровоцирует его на проявление бурных эмоций. Он может начать шан­тажировать вас, жалуясь на болезни и страхи. Спо­койно объясняйте ему, что школа — это неизбеж­ное, но абсолютно нормальное явление. «Ты рас­тешь, мы тоже когда-то были такие, как ты. И так же пошли в школу. А потом ты вырастешь и пой­дешь работать. Это нормально. Надо просто най­ти, что тебя радует, и помнить об этом! »

 

Глава 5

 

 

От семи до одиннадцати

Семь лет — своеобразный порог, ступень, пере­шагнув на которую, ребенок навсегда оставляет за спиной некоторые черты, характерные для до­школьного возраста. Связано это не только с но­вой социальной ролью («Раньше я был просто ре­бенок, а теперь я — школьник! »), но и с физиоло­гическими изменениями в организме и прежде всего в коре головного мозга.

Хотя физиологическая и биологическая осно­вы памяти у человека еще окончательно не ясны, психологи довольно четко определяют, что имен­но с семи лет (у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже) у детей начинают формироваться более сложные образования нервных волокон, отвеча­ющие за накопление и хранение информации. Го­воря проще, объем памяти семилетнего человеч­ка значительно превышает тот же показатель в ше­стилетнем возрасте.

Такая особенность организма сказывается практически на всем. Только с семи лет характе­ристики мозга позволяют ребенку отслеживать не только сиюминутные происшествия, но и целую че­реду событий, сопоставлять, делать выводы о при­чинах и следствиях. Те взрослые, у которых дет­ские впечатления отпечатались особенно ярко, вспоминают, что только с семи лет начали осозна­вать, что мир вокруг возник задолго до их рожде­ния, само понятие истории становится доступным лишь на пороге школы.

Другое проявление физиологического взрос­ления мозга заключается в том, что у детей воз­никают и налаживаются основы самоконтроля. Они видят мир не только изнутри, но и себя в этом мире. И, желая оказаться достойным высо­кой оценки, находят в себе силы отказаться от сиюминутных желаний для выполнения «нужных» вещей.

Одна мама рассказывала, каким открытием для нее однажды стало взросление ее дочери. До семи лет та убирала игрушки только тогда, когда ее принуждали к этому, запрещали смотреть те­левизор или гулять, пока она не сложит кукол и их многочисленные одежки в специальную ко­робку. И вот незадолго до школы мама стала слу­чайным свидетелем такой сцены: дети под откры­тым окном звали девочку гулять. Та сначала за­металась по комнате в поисках уличной одежды, потом остановилась, подошла к окну и очень со­лидно (явно подражая взрослым) крикнула: «Сей­час, только игрушки соберу! »

Девочка явно примеряла на себя уже другую роль: из маленького детсадовского ребенка она хотела быстрее превратиться в школьницу, как в существо с высокой организацией. И если сами по себе ролевые игры характерны для детей уже с трех лет, то способность отказаться от забавы ради выполнения долга — свидетельство перехода в более взрослый возраст.

Правда, с приобретением нового статуса млад­шие школьники приобретают и новые страхи. Ко­нечно, их уже меньше, чем у шестилеток (как мы отмечали, возраст в шесть лет — пиковый по коли­честву страхов), но они отличаются особой пси­хологической напряженностью. Дело в том, что на смену страхам, основанным на инстинкте самосо­хранения, приходят страхи социальные, более сложные по своей структуре, а значит, и гораздо труднее определяемые.

 

Страх смерти родителей. Для детей семи-одиннадцати лет характерно уменьшение эгоцентри­ческой и увеличение социоцентрической направ­ленности личности. То есть с процесса познания себя они переключаются на познание законов об­щества. Социальная роль школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязаннос­ти, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

Теперь он боится уже не столько за себя, сколь­ко за родных, близких людей. Над страхом соб­ственной смерти начинает преобладать страх смерти родителей. Эти эмоции могут быть выра­жены особенно сильно, если после занятий ребе­нок возвращается в пустой дом и ему приходится еще какое-то время быть в нем одному, пока пос­ле работы вся семья не соберется вместе.

Любое опоздание мамы или папы воспринима­ется им с оттенком трагичности — почему они не пришли? А вдруг в метро очередной взрыв? А вдруг была автомобильная авария? Количество ужасов, которые способен вообразить ребенок за полча­са, не поддается исчислению.

Если вовремя не заметить тревожные симпто­мы и не снять их, у ребенка могут начать прояв­ляться первые признаки невроза: плохой сон, за­торможенность или наоборот, излишняя актив­ность. Рано или поздно это обязательно начнет сказываться на учебе. Недовольство со стороны педагога только усугубит проблему, выведет стра­хи на новый виток.

Впрочем, от страха смерти родителей не застра­хованы и дети, к которым в семье проявляется по­вышенное внимание. Ребенок, которого бабушка каждое утро доводит до порога класса, а после за­нятий —до дома, получает прививку не от страха, а прививку от самостоятельности. Привыкший все­гда и во всем опираться на мнение старших, он со­вершенно теряется, когда такой поддержки не ока­зывается рядом. В результате его страх остаться одному получает только большую интенсивность.

Вообще, сам по себе страх смерти родителей в семи-одиннадцатилетнем возрасте свидетельству­ет только о нормальном развитии ребенка. Если он не переходит за рамки обычного страха и не при­обретает вид невроза, бороться с ним легко — надо установить в семье простое правило: всегда сооб­щать друг-другу, кто где находится и когда вернет­ся домой. Сегодня, когда сотовых телефонов нет, пожалуй, только у младенцев, соблюдать такое пра­вило совсем не трудно. Но даже если все члены семьи не отличаются крайней степенью телефонизированности, помогут обычные записки, оставля­емые на видном месте. Такая записка — не просто директива («Разогрей суп, не забудь сделать уро­ки! ») — это сигнал внимания и присутствия («Мы с тобой, мы тебя любим, с нами все в порядке»).

Когда же страх выплескивается за края, мешая развитию ребенка, надо внимательнее посмотреть на причины, его обусловливающие. Скорее всего, мы имеем дело с комплексом страхов, большая часть которых тянется еще с дошкольных времен. Поможет обращение к психологу (кстати, в каж­дой школе должен быть штатный психолог, веду­щий бесплатный прием проблемных детей) и тща­тельный анализ собственных слов и поступков. Ведь зачастую именно мы, взрослые, проецируем свои страхи на детей, заражая их тревожностью и беспокойством.

Второклассник каждый день жалуется на голов­ную боль, конфликтует с учителем и сверстника­ми, плохо ведет себя на уроках, не может сосредо­точиться. Каждый вечер превращается в битву за выполнение домашнего задания. Одно упражнение мальчик может писать полтора часа, изводя мать истериками и слезами. Иногда дело заканчивается тем, что уже за полночь мать выхватывает тетрадь у сына и дописывает урок сама, пытаясь изобра­зить неуверенный почерк ребенка.

Проблемный мальчик? Нет, мальчик, одолева­емый страхами. На приеме у психолога стало по­нятно, что ребенок, кроме прочего, плохо спит, может проснуться среди ночи с криком и потом будет долго отказываться возвращаться в постель. В приступах откровенности он делился с матерью своими видениями — как видел ее мертвой, в гро­бу, и монашка читала над ней Псалтырь.

Семейная ситуация у мальчика оказалась очень сложной: мама в разводе, ребенок живет с ней и бабушкой. Обе женщины крайне эмоциональны, разговаривают только на повышенных тонах, час­то обсуждают свои болезни, а бабушка к тому же любит всплакнуть над внуком: «Вот умру, с кем же ты останешься! Матери-то надо свою жизнь уст­раивать! » При этом обе женщины относятся к ре­бенку с огромной любовью, ревнуя его друг к дру­гу и стараясь предугадать каждое желание. Прав­да, при проявлениях истерики могут и шлепнуть по губам, накричать. Понятно, что курс коррек­ции поведения нужен в первую очередь им самим.

В данном конкретном случае психолог приме­нила сразу несколько методик, касающихся гар­монизации семейных отношений, раскрепощения ребенка. Был рекомендован строгий режим дня, мальчика записали в «мужскую» секцию — авиа­моделирования. К концу второго класса он пока­зал психологу свое главное достижение — оцен­ки за четвертую четверть, где впервые не оказа­лось троек.

 

Страх «быть не тем». И все же ведущий страх в данном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понима­ют. Другими словами, это страх не соответство­вать социальным требованиям ближайшего окру­жения, будь то школа, сверстники или семья.

Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то; не так; неправиль­но, не так, как следует, как нужно. Во многом они формируются из-за того, что «правила игры» еще не ясны младшему школьнику. С одной стороны, получить двойку — однозначно нехорошо. С дру­гой — наибольший авторитет в классе «у второгод­ника Лехи, с которым даже пятиклассники здоро­ваются за руку». Разговаривать на уроке — значит получить замечание в дневник и нахлобучку от ро­дителей. Не разговаривать — прослыть среди свер­стников «зубрилкой» и «ботаником».

Нравственные основы еще очень размыты, ре­бенку не хватает веры в себя, чтобы выбрать един­ственно правильный курс поведения. Сегодня он еще помнит строгое внушение родителей, а завт­ра опять пошел на поводу у негласного лидера класса. Страх «быть не тем» сковывает творческие, индивидуальные проявления ребенка, мешает ему устанавливать нормальные отношения с окружа­ющими.

Иногда страх «быть не тем» приобретает чудо­вищные, извращенные формы. Стараясь спря­таться друг за друга, дети сбиваются в стаи, по­вторяют «за вожаком» опасные эксперименты, выбирают «жертву» и в прямом смысле слова измываются над ней. Следует особо оговорить, что такое поведение невозможно без негласно­го, а иногда и неосознанного поощрения со сто­роны взрослых.

Мать начала замечать, что дочка приходит из школы заплаканная, с содранными коленками и испачканными тетрадями. Сначала девочка объяс­няла, что упала в лужу, что на нее напали собаки, что она испугалась какого-то пьяного. Мать, ре­шив выяснить, что происходит, однажды просле­дила путь дочери из школы домой. Выяснилось, что, как только девочка отходит от школы на сто метров, из-за угла ее молча окружает группа одно­классников и начинает толкать ее, пока она не упа­дет. Ребенок даже не пытался сопротивляться. Она беспрекословно приняла свою роль. Она с самого начала школы боялась, что будет не такой, как все, — и вот это свершилось.

При расследовании, проведенном родителями совместно с психологом, выяснилось, что косвен­ной причинной отторжения девочки, превраще­ния ее в изгоя, стала учительница. Пытаясь при­учить к аккуратности, она неоднократно стави­ла ее перед всем классом и начинала трясти тетрадями с исправлениями и помарками. Также доставалось рукам девочки, постоянно испачкан­ным чернилами. Прическа, одежда и учебные принадлежности ребенка также неоднократно становились предметом критики со стороны строгой учительницы. Девочка, от рождения об­ладая мнительным характером, вместо того что­бы фиксировать в своем сознании то, что можно и нужно исправить, начинала плакать, что вызы­вало дополнительную порцию сарказма и пори­цания.

Добившись дисциплинарного наказания учи­теля, расписавшегося в своей профнепригоднос­ти, родители девочки не стали испытывать стой­кости ее характера и перевели дочку в другую шко­лу. Они самостоятельно, с помощью бесед и совместных занятий убедили ребенка в том, что она — такая же, как все, и даже лучше. А на ошиб­ки если и стоит обращать внимание, то только для того, чтобы их исправить. В новой школе (куда, кстати, ходили и некоторые ее друзья по детско­му саду) подобного конфликта не возникло. Учи­тель делала замечания весьма корректно, хвали­ла детей за любые, даже самые незначительные достижения, часто организовывала внешкольные мероприятия. Девочка легко вошла в коллектив и нашла в нем новых друзей.

Предотвратить появление усиленной, извращен­ной формы страха «быть не тем» можно, постоян­но оказывая ребенку знаки поддержки и одобре­ния. Это не значит хвалить за все подряд. Заиски­вающий взрослый в глазах ребенка — «слабак», его похвалы ничего не значат, он вызывает антипатию и недоверие. Похвала и поощрения должны быть сдержанными, и только за дело. Для кого-то и тройка на уроке математики — настоящее дости­жение, а для кого-то повод похвалить — победа на областной олимпиаде.

Очень важно, чтобы у ребенка был лидер, «во­жак», человек, с которого он бы срисовывал свою линию поведения. Как уже говорилось, дети млад­шего школьного возраста, хоть и обладают гораз­до большей памятью и способностью к рассуж­дениям по сравнению с дошколятами, все еще не в состоянии быстро и правильно оценить ситуа­цию, сориентироваться в ней. Поэтому на помощь приходят «замещающие» образы: «А что бы на моем месте сделала мама? Или папа? » Когда ро­дители на роль лидеров не годятся, их место за­нимают мальчишки из двора или вымышленные герои.

В таком положении дел таятся определенные опасности. Восьмилетнего мальчика, попавшего в травмпункт с открытым переломом голени, спро­сили, как он получил такую травму. Его ответ до­стоин того, чтобы быть занесенным в классиче­ские случаи детских страхов. Приведем его пол­ностью.

«Мы с мальчишками гуляли во дворе. К нам по­дошел Сашка, он из четвертого класса, и предло­жил бегать по гаражам. Мама мне говорила, что это опасно, но она постоянно все запрещает. Мы сначала катались с крыши маленького гаража, а там был еще большой. И Сашка сказал, кто до­прыгнет до него (надо было перепрыгнуть с кры­ши на крышу. —Прим. авт. ), тот крутой. Мне было очень страшно, но я боялся, что надо мной будут смеяться, что я трус. И я представил, что я Бэт-мен, и прыгнул с крыши».

Мальчика привезли в больницу уже по темно­те. Его дружки, испугавшись справедливого воз­мездия родителей, разбежались, бросив теряюще­го сознание от боли мальчика одного. Нашел его между гаражами владелец одного из них. Он же и вызвал «скорую».

Можно предположить, что, если бы, вместо того чтобы представлять Бэтмена, ребенок пред­ставил отца (то есть если бы отец обладал для него достаточным авторитетом), он бьі нашел в себе храбрость заявить: «На слабо только дурачков бе­рут! » и сохранил бы обе ноги целыми и невреди­мыми.

Из всего перечисленного вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности. Можно опять же «перегнуть палку» и связать детей таким количе­ством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко/любой неудачи.

 

Страх принятия решений. Этот страх еще назы­вают страхом ответственности. Зачастую он встре­чается у детей, которых воспитывают строгие или слишком боязливые родители. И в том и в другом случае он проявляется тем, что ребенка ставит в тупик даже простейшая ситуация выбора.

«Я помню, — рассказывает одна мама, — как меня в детстве ужасало, что я каждый день долж­на надевать одну и ту же форму. У меня вообще почти нет радостных воспоминаний о детстве, но это — одно из самых ужасных. Поэтому своей де­вочке я каждый день предлагаю на выбор как ми­нимум две блузки, юбку или брюки. Но она по пол­часа мнется в пижаме, никак не может выбрать, что ей надеть! Я просто с ума схожу, и в конце концов сама выбираю ей, что надеть! »

В данном случае налицо страх принятия реше­ний, подстегнутый разницей в темпераментах меж­ду мамой и дочкой. Девочка — явный флегматик. Ее мыслительные процессы протекают не скоро, она учитывает слишком много факторов и пытает­ся предсказать последствия каждого своего реше­ния. Мама, напротив, человек страстный и быстрый на выбор. Она уверена в себе, и знает, какое бы решение она ни приняла сегодня, она найдет в себе силы исправить ситуацию, если окажется, что вы­бор был сделан неправильно.

В принципе, это вполне здоровый взгляд на вещи. Жаль только, что в ежедневной суете мама не догадалась передать его своей дочери. Здесь вполне достаточно было бы нескольких фраз, вро­де: «Ты очень симпатичная девочка, и в принципе нет никакой разницы в том, наденешь ли ты се­годня юбку или брюки. Ты должна помнить, что ты — хозяйка своего решения. И если сегодня ты приняла его, то это не значит, что завтра не смо­жешь поменять! »

Увы, страх перед выбором зачастую задержи­вается с нами до глубокой старости. Поэтому при­веденные выше фразы не лишним будет повторять почаще и каждому из нас. Единственное, о чем здесь стоит помнить (и не забывать объяснять это детям), что принятие решений и обещания — раз­ные вещи. И уж если мы пообещали что-нибудь, в наших же интересах (дабы не уронить себя в соб­ственных глазах) это обещание выполнить.

Как уже говорилось, страх принятия решений тесно переплетается со страхом ответственности. Некоторые дети совсем не рвутся к тому, чтобы взрослеть. Им вполне комфортно в своей роли постоянно опекаемых птенчиков. А необходимость нести ответственность жестоко выдергивает их из обжитого гнезда детства. Девятилетнему Мише родители предложили сделку: мы покупаем тебе компьютер, но ты каждый день, без напоминаний, выводишь гулять собаку. И что бы вы думали? Мальчик отказался от вожделенного подарка, лишь бы не нести ответственности за полученное дело, которое было вполне ему по силам.

Приучать к ответственности (и снимать страх перед ней) надо постепенно, начиная с раннего возраста. Даже у трехлетнего малыша могут быть свои обязанности по дому, своя зона ответствен­ности (следить за тем, чтобы цветочек на окне не засох). Пусть даже он не всегда справляется с ними и забывает за играми о своем цветке, он приучает­ся думать, что ответственность — это неотъемле­мая часть жизни, которая существует независимо от нашего желания.

Все перечисленные выше страхи возраста от семи до одиннадцати лет говорят о нарастающей соци­альной активности, об упрочении чувства ответ­ственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста.

Отдельно следует рассмотреть чувство вины в качестве регулятора поведения и составного по­нятия совести. Отдельно страх вины детскими пси­хологами не выделяется. Это скорее лакмусовая бумажка нравственных устоев ребенка и его со­ответствия собственным ожиданиям. Чтобы было понятнее, поясним на примере. Десятилетняя де­вочка долго не может заснуть, ворочается, взды­хает. Мама спрашивает ее о причинах нервозно­сти. «Ну я же забыла книги в библиотеку сдать! » — отвечает ребенок. Для нее не так страшен страх перед недовольством библиотекаря, как то, что саму себя она видит безответственной и легко­мысленной, то есть совсем не такой, какой хоте­ла бы видеть.

Переживание своего несоответствия требовани­ям и ожиданиям окружающих у школьников — тоже разновидность чувства вины, но в более широком, социальном контексте. С другой стороны, если в младшем школьном возрасте не будет сформиро­вано умение оценивать свои поступки с точки зре­ния социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено са­мое благоприятное время для формирования соци­ального чувства ответственности.

Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии посто­янного психического напряжения, скованности и нередко нерешительности из-за трудностей сво­евременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений.

Недостаточно развито чувство ответственно­сти у детей «безалаберных», скользящих по поверхности родителей, у которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства от­ветственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только гене­тически ослаблен инстинкт самосохранения, но и психологически повреждены социально-право­вые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства от­ветственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений на­столько отвыкает от самостоятельности и ответ­ственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициатив­но и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

 

 

Глава 6

 

От одиннадцати до шестнадцати

В принципе в этом возрастном периоде детские страхи должны потихоньку сходить на нет. У под­ростка —другие проблемы. Он уже знает, что мо­жет угрожать ему физически, знает, какие соци­альные опасности существуют вокруг, ему оста­лось определиться с главным: кто он такой. Что он представляет сам по себе, по своей сути?

Главный конфликт возраста — между личным и общественным, между индивидуальностью и семь­ей. Не зря многие родители замечают (а кто-то и помнит по себе), что с 11 до 16 ребенок как будто пытается убежать — от себя, от семьи. Возраст не зря называют переходным — подросток переходит в новое для себя состояние, в котором ему пред­стоит провести все последующие годы жизни — он становится взрослым.

Исходя из краткой характеристики основных особенностей возраста от 11 до Т6, можно вывес­ти и основные трудности, с которыми сталкивает­ся ребенок, а вместе с ними — и основные страхи.

 

Страх «быть не собой». Если помните, совсем недавно (с семи до одиннадцати лет) ваш ребенок испытывал очень схожий страх, но с противопо­ложной направленностью: он боялся «быть не тем». Не тем, каким его хотели бы видеть родители, дру­зья, он сам. Можно сказать, что этот страх остал­ся, но поменял вектор — теперь подросток боится потерять себя.

Данный страх проистекает из того, что черты личности ребенка еще размыты: в одной ситуации он чувствует себя собранным и волевым, в дру­гой — «рохлей» и «размазней». Каждый день, каж­дое событие ставит перед ним выбор, заставляет размышлять, как поступить. И если еще пару лет назад на помощь приходил спасительный образ старших или выдуманного героя, то где-то с один­надцати лет ребенок пытается нащупать свой путь, свою манеру поведения.

Данный страх тесно связан с понятием «само­оценки». Подросток уже довольно четко представ­ляет, каким бы он хотел себя видеть, но не уверен, что соответствует своим идеалам. Он постоянно сравнивает себя реального с тем образом, кото­рый видит в своем сознании.

Но кроме внутренней оценки для него все еще очень важна оценка внешняя: мнение родителей, учителей, сверстников. Причем, как правило, что­бы заслужить одобрение одних, ему приходится совершать совсем не те поступки, которые бы вы­звали восторг и восхищение у других.

Тринадцатилетняя девушка пробует курить. Ее подружки и молодой человек, которым в глубине души она очень интересуется, в восторге от столь яркого проявления «взрослости» и «крутизны». А дома девушка сталкивается с крайне негатив­ной реакцией отца: «Ну-ка, подойди сюда. От тебя пахнет дымом. Ты что, курила? » Развитие диалога каждый может представить сам — большой фан­тазией для этого обладать не надо. Девушка в сле­зах закрывается в ванной, доверительные отно­шения с отцом разорваны, ей приходится выби­рать, чье мнение для нее важнее — родителей или друзей.

При этом что хочет она сама — девушке опре­делить очень трудно. Как в пятилетнем возрасте, ее эмоции зашкаливают, ей кажется, что жизнь за­кончена и ничего хуже придумать нельзя. С одной стороны, она боится потерять уважение в глазах отца, с другой — в глазах молодого человека. Как и любой страх, этот лишает ее сил и не позволяет увидеть выход из ситуации.

О чем надо знать, прежде чем вступать в кон­фликт с ребенком по поводу его шокирующего по­ведения: ни курение, ни другие эксперименты пока не являются пагубными привычками — это лишь попытки привлечь к себе внимание. Или ваше, или сверстников. И прибегают к ним обыч­но дети, у которых самооценка сильно заниже­на. Согласитесь, если девочка уверена, что она неотразима, зачем ей «форсить» перед молодым человеком с сигаретой? Она знает, что он и так окажется у ее ног.

Так что в данной ситуации с боЛьшой долей ве­роятности можно предположить, что мама не слишком озабочена состоянием своей дочери. Возможно, она даже позволяла себе некоторые высказывания, которые девочками (да и юноша­ми) в возрасте одиннадцати с небольшим лет вос­принимаются, скажем так, не совсем адекватно. Еще одна история из жизни: мама жалуется под­росшей дочери, что, пока та была малюткой, злые соседки сокрушались: «Ах какой страшненький ре­бенок растет. И ладно бы мальчик, а то ведь де­вочка! »

Рассказывая все это, мама пытается поделить­ся с дочерью своими пережитыми страхами и гор­достью — девочка-то выросла вполне симпатич­ной! А у ребенка в сознании закрепляется проти­воположный образ. Теперь она кажется себе уродиной, и это отражается на ее поведении и от­ношениях с окружающими.

Универсальным лекарством от страха «быть не собой» является уверенность ребенка в том, что родители понимают и принимают его любым, со всеми его проявлениями и исканиями. Не спешите наказывать подростка, ставить его в жесткие рам­ки ограничений, лучше постарайтесь вспомнить, что сами испытывали в его возрасте?

Конечно, вам будет сложно это сделать, если и вас самих в переходном возрасте держали в «ежо­вых рукавицах». Но вы уверены, что вам это нра­вилось? Не хотелось ли вам сделать что-то назло родителям? Доказать им, что вы лучше знаете жизнь и сами можете решить, как вам поступать?

Безусловно, о полной бесконтрольности ребен­ка речь также идти не может, что бы он ни думал о себе, он еще недостаточно взрослый, чтобы отве­чать за все свои поступки. Как и в любом другом возрасте, в этом важно сохранять гармонию меж­ду доверием к ребенку и контролем над ним. Со­всем необязательно загонять его в восемь вечера домой — если вы знаете, где он и с кем, вы можете позволить гулять ему подольше, главное, заранее обговорить час, к которому он обязательно дол­жен вернуться.

То же самое касается и других сторон жизни: позволяйте ему выбирать друзей (но постарайтесь с каждым из них познакомиться получше), не осуждайте его любимые книги, фильмы или му­зыку. Только тогда вы можете быть уверены, что со своей проблемой он придет именно к вам, а не постарается решить ее с помощью ребят из со­седнего двора.

 

Страх уродства. Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боят­ся не только психического, но и физического урод­ства, что иногда выражается в нетерпимости к фи­зическим недостаткам других людей или в навязчи­вых мыслях о собственной «уродливой» фигуре, «некрасивых» чертах лица.

Страх изменения имеет и физиологическое обо­снование, поскольку в период полового созрева­ния происходят волнующие сдвиги в деятельнос­ти организма: появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или умень­шение массы тела, чрезмерно быстрый рост, бо­лезненные преходящие ощущения в различных частях тела и многое другое

Как замечают многие родители, именно в это время и девочки, и мальчики начинают чаще за­мирать перед зеркалом, пользоваться гигиениче­ской косметикой, обращать внимание на состоя­ние волос и кожи. В целом это положительные тенденции, если только они не переходят границ разумного.

Увы, для ранимой подростковой психики это довольно сильное испытание. Дети начинают ком­плексовать из-за своей внешности, причем пово­дом для комплексов могут стать совершенно раз­ные явления: «У меня слишком большая грудь! Она огромная! Я не пойду в школу, все будут смотреть на меня! », в то время как у одноклассницы проти­воположная проблема: «Ну почему у меня не рас­тет грудь? Все девочки уже носят бюстгальтеры, одна я, как первоклашка, хожу в майке! »

Недовольные своей внешностью, подростки становятся застенчивыми и одновременно агрес­сивными. Чтобы отвлечь внимание от себя, они охотно обращают его на окружающих. Именно для этого возраста характерна групповая «травля» кого-либо из сверстников. В «жертвы», как прави­ло, выбирается самая тихая и забитая личность, не способная постоять за себя.

Как понять, что ваш ребенок стал жертвой? Увы, из-за свойственного подросткам гипертрофиро­ванного чувства вины, они далеко не всегда рас­сказывают родителям о проблемах в школе — им кажется, что это нечто постыдное, что надо скры­вать ото всех. Но вас должно насторожить, если ребенок постоянно ищет поводы пропустить школьный день, не рассказывает о друзьях, начал заметно хуже учиться.

Не пытайтесь надавить на него, чтобы выяснить правду. Постарайтесь лучше расспросить учите­лей, родителей одноклассников. Дети-«гонители» всегда охотно рассказывают родителям о тех, кого притесняют, с удовольствием расписывают их не­достатки и просчеты. Это поднимает их в собствен­ных глазах и оправдывает жестокость. Кстати, если заметили такие разговоры у собственного ребен­ка, не поленитесь преподать ему урок толерант­ности, терпимости к недостаткам других. И пред­ложите ему попробовать встать на место одно­классника, которого третируют — понравится ли ему быть в шкуре жертвы?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.