Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 2 страница



Как отличить норму от патологии?

Как и в любом другом разделе психологии, в теме детских страхов границу между возрастной нормой и настоящей патологией можно провести лишь весьма условно. На самом деле — куда отне­сти страх перед засыпанием, который мучает ре­бенка в течение нескольких месяцев? Пройдет ли он сам, или здесь нужна помощь специалиста? Как определить ту грань, за которой даже самые вни­мательные и заботливые родители уже не смогут исправить ситуацию, и пора бить тревогу?

Но, учитывая, что наша задача — не поставить диагноз, а оказать реальную помощь, думаю, дос­таточно будет остановиться на самых ярких при­знаках того, что страхи в своей массе уже превы­сили понятие «норма». Начнем со статистическо­го подхода.

Вот самый общий список страхов, типичный для детского возраста:

1. Страх неожиданных, резких звуков.

2. Страх мифических существ (монстров, чудо-
вищ, Франкенштейна, Бабы-яги).

3. Страх засыпания.

4. Страх страшных снов.

5. Страх темноты.

6. Страх перед мамой или папой.

7. Страх наказания.

8. Страх нападения.

9. Страх болезни, микробов.

 

10. Страх чужой смерти.

11. Страх собственной смерти.

12. Страх смерти родителей, близких.

13. Страх опоздания.

14.      Страх животных (собаки, волка, медведя,
пауков, змей).

15.     Страх машин (поездов, автобусов, метро).

16.      Страх стихий (бури, урагана, землетрясения,
наводнения).

17. Страх высоты.

18. Страх глубины.

19.      Клаустрофобия (страх замкнутого пространства).

20. Страх воды.

21. Страх огня.

22. Страх пожара.

23. Страх войны.

24. Страх открытого пространства.

25. Страх врачей.

26. Страх крови.

27. Страх уколов.

28. Страх боли.

29. Страх одиночества.

 

Как вы заметили, всего психологами выделяет­ся 29 типичных страхов. Конечно, каждый ребе­нок переживает индивидуальные ощущения, их страхи отличаются между собой и насыщеннос­тью, и степенью тяжести, и сопутствующими фан­тазиями. Один и тот же страх в разном возрасте будет по-разному влиять на формирование лично­сти. Но в корне своем все страхи так или иначе восходят к перечисленным в списке.

В предыдущей главе мы говорили о том, как вы­являть и определять страхи. Это важно делать не только для того, чтобы успешно с ними бороться, но и для того, чтобы отчасти определить степень беспокойства, тревожности ребенка.

Так, в ходе исследований было выявлено, что начиная с трех, лет и до десяти-одиннадцатилетнего возраста каждый ребенок в среднем может одновременно переживать до 9 страхов. При этом у девочек страхов насчитывается стабильно боль­ше, чем у мальчиков, у детей детсадовского воз­раста их больше, чем у школьников. Зачем нам это надо знать? Для того чтобы определить статисти­ческое отклонение от нормы,

К примеру, вы смогли выяснить, что ваш малыш 5 лет от роду боится сразу и темноты, и кошмаров, и животных, и незнакомых людей, боится остаться в одиночестве, умереть, мучается от страха высо­ты и замкнутых пространств. Простым подсчетом определяем, что 8 страхов — это практически нор­ма для такого возраста, а значит, у ребенка есть шанс справиться с ними самостоятельно или при вашей помощи.

С другой стороны, если те же самые страхи плюс неприятие своей внешности, страх выступать у доски, страх нападения испытывает школьница десяти-одиннадцати лет, мы можем сделать заклю­чение, что такой набор — уже чересчур, и девоч­ка нуждается в более серьезной помощи и, воз­можно, даже в лечении.

Еще раз оговорюсь, что такой способ может дать лишь приблизительное представление о со­стоянии ребенка, результаты таких наблюдений должны учитываться вместе с поведенческими и физиологическими реакциями. Именно о них и поговорим.

Мы уже рассматривали физиологические при­знаки страха — учащенное сердцебиение, затруд­ненное дыхание, бледное лицо, влажные ладони. О страхах, перерастающих в патологическое со­стояние, может сказать постоянная напряженность мышц, ребенок начинает жаловаться на частые головные боли, на судороги и спазмы. Стоит оза­ботиться психологическим состоянием ребенка, если у него случаются не обусловленные питани­ем и инфекцией частые запоры или, наоборот, диарея. Дело в том, что длительное нервное на­пряжение в первую очередь сказывается на дея­тельности кишечника.

Для состояния хронического страха характер­но трудное засыпание (не путать со страхом засы­пания, когда ребенок капризничает перед сном, но засыпает крепко и довольно быстро), говорение во сне, вздрагивание, так называемый «лунатизм», когда ребенок ночью встает, ходит и даже гово­рит, но не осознает своих действий.

В поведенческом плане, момент, когда пора бить тревогу, наступает, когда тихие, послушные и даже застенчивые дети совершают импульсивные, не­предсказуемые поступки. В классической детской психиатрии описывается случай, когда молчали­вый, серьезный мальчик 6 лет случайно разбил ртутный термометр, и, боясь наказания, съел стек­ло вместе с ртутью.

Конечно, это уже крайние проявления психо­за, вызванного подавляемыми страхами. Чтобы не доводить до него, стоит обратить внимание на со­стояние ребенка уже тогда, когда он теряет при­сущую ему жизнерадостность, начинает реже смеяться, часто вздрагивает, плачет без видимых причин.

Еще одним признаком того, что страхи выхо­дят из под контроля, становится повышенная воз­будимость ребенка. Зачастую это врожденное свойство характера, особый темперамент, но если обычно уравновешенный ребенок начина­ет громко смеяться и не может перестать; если незначительное происшествие надолго выбива­ет его из колеи; если, упав, он плачет гораздо дольше, чем может длиться ощущение боли, — это тоже проявления хронического беспокойства и тревожности.

Не что иное, как следствие не снятых вовремя последствий испуга, и так называемые трудные дети. Каких детей мы обычно называем трудны­ми? Агрессивных, тревожных, гиперактивных или стремящихся все делать напоказ. Каждая из этих категорий характеризуется своими проблемами, и для каждой — свои правила.

 

Агрессивные дети кричат, ругаются, угрожают, бросаются вещами, задирают сверстников и взрос­лых. Они не останавливаются перед тем, чтобы причинить боль животному или человеку, могут пинать или кусаться, при попытках остановить их вырываются и дерутся. У таких детей, как прави­ло, силен страх перед незащищенностью, им не хватает внимания и заботы взрослых.

Главная форма лечения агрессивных детей — твердая доброжелательность. Под этим словосо­четанием я имею в виду такую линию поведения, в которой совмещается безусловная любовь к ре­бенку с четкими рамками недозволенных дей­ствий. Ребенок должен чувствовать, что взрослый его понимает, поддерживает, но при этом не со­бирается идти на поводу у его гнева.

Вот примерная форма разговора, когда необхо­димо остановить разбушевавшегося маленького агрессора (важно, чтобы глаза взрослого находи­лись на одном уровне с детскими; можно присесть на корточки и взять ребенка за руки — главное, чтобы он не воспринимал это как угрозу, физи­ческое насилие): «Я знаю, как ты злишься, я бы на твоем месте тоже вышел из себя. Но у меня есть лучший способ высказать всем свою обиду. Я могу тебе показать». Если ребенок заинтригован, мож­но показать ему один из способов снять скопив­шееся напряжение. Например, предложить ему «перелить» гнев в «стаканчик для крика» (берется пластиковый стаканчик, в который ребенок может «накричать» все, что выводит его из себя). Хоро­шим способом отвлечения таких детей являются мягкие поролоновые мячики, которые можно швы­рять без ущерба для окружающих.

Важно научить агрессивного ребенка выражать свой гнев словами. Зачастую малышу очень слож­но произнести: «Я обижен! », «Я зол! », а между тем такое простое выражение эмоций является тем самым предохранительным клапаном, который замечательным образом позволяет спускать пар маленькому злюке.

 

Тревожный ребенок — полная противополож­ность агрессивному. Тревожные дети часто име­ют заниженную самооценку, они болезненно вос­принимают критику в свой адрес, склонны обви­нять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя не­уверенно.

А вот нуждаются, как ни странно, тревожные дети в том же, в чем и агрессивные, — в понима­нии и заботе. Их ни в коем случае нельзя застав­лять делать то, чего они не хотят: играть в сорев­новательные игры (у таких детей силен страх про­игрыша), первым знакомиться со сверстниками (страх насмешек), оставаться одним в незнакомых местах. С повышенной мнительностью и робостью им помогут справиться ролевые игры, где они по­очередно могут играть роль слабого, трусливого и отважного героев. Об этом подробно — в главе, посвященной игровым методикам. '

 

Проблема гиперактивных детей, в отличие от агрессивных или тревожных, лежит скорее в плос­кости физиологии, чем психологи. Дело в том, что в основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), возникающая в ре­зультате нехватки кислорода у плода во время бе­ременности. Именно она повинна в том, что про­цессы торможения в головном мозге ребенка зна­чительно уступают процессам возбуждения, из-за чего маленькая егоза практически никогда не си­дит на одном месте и не может сосредоточить свое внимание. Если говорить о гиперактивных детях с точки зрения защиты их от чрезмерных страхов, здесь можно посоветовать только четкий режим дня, когда переход от сна к бодрствованию и на­оборот приобретает характер условного рефлек­са, а также постоянные и неизменные правила. Которым подчиняются все в семье. Только при та­ких условиях и без того непростой характер гипер­активного ребенка не будет усугублен лишней тре­вожностью и беспокойством.

Итак, чтобы вовремя заметить проблему и не дать перерасти обычным страхам в патологиче­ские, родителям необходимо обращать внимание на количество страхов (за рамки нормы выходит, если малыш одновременно страдает от 9 и боль­ше страхов), физиологические признаки (постоян­ная скованность мышц, головные боли, необъяс­нимые запоры или диарею, судороги и спазмы) и резкое изменение поведения ребенка — неожидан­ные импульсивные поступки^ агрессию, повышен­ную тревожность. Все эти признаки говорят о том, что ребенка подспудно мучают кошмары, он не чувствует, что родители могут его защитить, ему нужна помощь психолога и, возможно, специаль­ное лечение.

 

 

Часть 2

 

 ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ

 

Глава 1

 

Страхи первого года жизни

Каким мы видим ребенка нескольких месяцев от роду? Нам кажется, что он еще ничего не пони­мает, а главное, и нам сложно понять его. От чего он кричит? Почему иногда отказывается есть? Что заставляет его улыбаться, а что — плакать? Испы­тывает ли он хоть какие-то эмоции?

Экспериментальным путем доказано, что свой­ством воспринимать и накапливать ощущения ребе­нок обладает еще до рождения, в так называемом пренатальном периоде. Беспокойство матери, недо­статок питания, кислорода, резкие движения — все это отпечатывается в мозгу еще не родившегося ма­лыша, обусловливая его дальнейшее развитие.

Правда, рассказать о своих впечатлениях он не сможет еще долго, а к тому моменту, как у него сформируется осознанная речь, первые страхи уйдут глубоко в подсознание и будут проявляться лишь в смутных образах сновидений. Поэтому все, что мы знаем о страхах первого года жизни, — это лишь предположения, основанные на наблюдени­ях за детьми и сравнениях их между собой.

Тем не менее эти знания необходимы для того, чтобы создать наиболее благоприятные условия для младенца, и при этом не допустить чрезмер­ного избаловывания, ведь излишне опекаемые дети имеют столько же шансов заработать хрони­ческую неврастению, сколько дети заброшенные.

Начиная с рождения и практически до двух лет жизни у ребенка есть только один способ обра­тить внимание на то, что с ним происходит что-то неладное, — крик. Но как понять, когда младенец кричит от голода, когда у него пучит животик, а когда причина — в негативных эмоциях? Здесь надо знать, какие страхи типичны для детей пер­вого года жизни, чтобы отделить их от других при­чин недовольства.

 

Страх потерять маму. Мама для новорожден­ного — это целый мир. Еще обладая лишь зачатка­ми чувств (зрения, слуха, осязания и обоняния), он уже учится воспринимать ее каждой клеточкой тела. С этой точки зрения процесс рождения — настоящая катастрофа, когда вместо обволакива­ющего тепла и надежной защиты, ребенок ощуща­ет враждебный мир, наполненный ярким светом и громкими звуками. Чтобы сделать первый стресс менее разрушительным, во многих роддомах се­годня младенца кладут к маме сразу после того, как он появился на свет. При этом пуповину обре­зают только спустя 10-15 минут, когда в ней пре­кратится кровоток. Все это способствует тому, что ребенок быстрее и проще привыкает к изменив­шимся условиям.

Первые два месяца для малыша наполнены удовлетворением скорее физиологических по­требностей, нежели эмоциональных. Он становиг­ся беспокойным, если чувствует голод, усталость, боль. Кстати, расхожее мнение о том, что ребе­нок плачет от холода или жары, не совсем соот­ветствует действительности — сразу после рожде­ния у детей работает уникальный механизм тер­морегуляции, позволяющий им без риска для жизни переносить как довольно низкие, так и вы­сокие температуры.

Но даже в столь юном возрасте можно заме­тить, что сытый, здоровый и не утомившийся мла­денец в отсутствие матери становится беспокой­ным и крикливым, он плохо засыпает, часто вздра­гивает во сне.

На 7-8 неделе жизни малыш начинает улыбать­ся, сфокусировав взгляд на мамином лице. А бук­вально через несколько дней то, что он различает маму среди всех других лиц, становится еще бо­лее очевидным — стоит ей наклониться над мла­денцем, как он демонстрирует весь «комплекс оживления»: улыбается, активно двигает ручками и ножками, крутит головой, пытается агукать и пус­кает пузыри.

Присутствие матери в этот период чрезвычай­но важно для полноценного развития ребенка. Практикующие детские психологи неоднократно отмечали, что причина устойчивых неврозов у де­тей дошкольного и младшего школьного возраста связана именно с неудовлетворенной потребнос­тью в маминой ласке и общении в младенческий период.

Как пример можно привести историю мальчи­ка семи лет, который не мог ни на минуту оставать­ся дома один. Он начинал кричать и биться в ис­терике, даже если мать выходила проверить по­чтовый ящик на лестничной площадке. Он был очень невнимателен на уроках, а к вечеру у него сильно болела голова. Разговаривая с родителя­ми, психолог выяснила, что, когда мальчик родил­ся, у семьи было трудное материальное положе­ние, мать была вынуждена выйти на работу, оста­вив двухмесячного сына на попечение то одной, то другой бабушки. В возрасте восьми месяцев ре­бенок сильно простудился, попал в больницу, где его тоже периодически разлучали с матерью, что­бы провести различные, зачастую неприятные и болезненные процедуры. Конфликт в семье, в ре­зультате которого отец ушел из дома, окончатель­но закрепил начавшуюся формироваться тревож­ность и привел ребенка на грань психического за­болевания. Потребовалось долгое и тщательное лечение, чтобы снять невроз и помочь мальчику вернуться в нормальное состояние.

 

Страх незнакомой обстановки и чужих людей.

Этот страх начинает проявляться чуть позже — к восьмому-девятому месяцу жизни ребенка. Он так­же заметен по чрезмерной двигательной активнос­ти малыша, его крику. При этом беспокойство мо­жет проявляться даже тогда, когда малыш находит­ся на руках у матери и никакой угрозы не чувствует.

Страх чужих людей свидетельствует о продол­жающемся развитии способностей ребенка. Он уже не просто выделяет мать из череды лиц, он проводит четкую грань между категориями «свой» — «чужой». Свой — знакомое лицо —может покачать на руках, дать соску, покормить из буты­лочки. У него знакомый голос и привычные инто­нации. Чужой — неизвестность — новизна, кото­рая может грозить отлучением от матери, опасно­стью. Сам по себе этот страх можно отнести к по­ложительному опыту, но и он при определенном стечении обстоятельств может привести к появ­лению хронического беспокойства.

Одна молодая мама, не в силах усидеть дома с 9-месячным малышом, то брала его с собой к под­ружкам, то оставляла у бабушки на неопределен­ное время. К ней в дом, в свою очередь, также при­ходило много людей, каждый из которых считал своим долгом поиграться с младенцем, построить ему «козу» или подержать на коленях. Родивший­ся абсолютно здоровым ребенок уже к году стра­дал нарушениями сна, долго не мог приучиться к горшку, поздно пошел и начал внятно говорить. При этом никаких физиологических нарушений выявлено у него не было. Психолог мог посовето­вать только строгий распорядок дня и большее внимание со стороны родителей.

 

Страх негативных эмоций. К концу первого года жизни эмоциональный образ матери уже не обла­дает такой целостностью для ребенка, как рань­ше. Волей-неволей ей приходится ограничивать его, чтобы он в приступе любознательности не выпал из кроватки или не вставил пальчики в ро­зетку. Строгие окрики, нахмуренное лицо — ма­лыш уже не может принимать маму как нечто бе­зоговорочно любящее и всепрощающее. Соответ­ственно и он уже не столь непосредствен в выражении своих чувств и желаний.

Это не значит, что отныне вы на разных плюсах понимания. При желании и определенном терпе­нии можно выработать у малыша и привычку к оп­ределенным ограничениям и начальным навыкам опрятности, не став для него врагом номер один. Хорошим подспорьем здесь станет создание спе­циальных условий для проявления активности ма­лыша с минимальными запретами. Важно не про­сто дать понять ребенку, что газовая плита — не игрушка, что шнур от лампы может быть опасен, а ножи и вилки — не лучшая альтернатива кубикам и конструктору — важно предложить ему интерес­ную замену запретным территориям. Очевидно, что ребенок не будет так стремиться уползти (а при раннем хождении и притопать) на кухню, если в комнате ему положат подушки для переползания, крупные игрушки, которые не страшно засунуть в рот, развивающие конструкции типа пирамидок и других, которые можно разбирать и собирать без опасности повредить что-либо.

С другой стороны, понятно, что от всех непри­ятностей таким образом малыша не убережешь. Эти маленькие непоседы наделены особым талантом находить новые опасности. Поэтому время от вре­мени делать внушения все же придется. Но чтобы страх перед кричащей мамой не закрепился в со­знании ребенка и не перерос в болезненный син­дром, все нравоучения и ограничения следует про­износить спокойным, ровным тоном. Годовалому малышу вполне достаточно услышать укоризну в голосе матери, чтобы понять: что-то идет не так.

Жалобы родителей на детей, якобы реагирую­щих только на крик, как правило, спровоцированы самими родителями: часто (особенно этим злоупо­требляют отцы) ограничений и запретов так много, что ребенок просто перестает в них ориентировать­ся. Ну как, скажите на милость, может уместиться в маленькой головке целый свод правил, который к тому же постоянно меняется! Если вы хотите до­биться послушания, не травмируя при этом детскую психику, помните: здесь важна последовательность и избирательность. Установите всего несколько запретов, но следите за тем, чтобы они выполня­лись неукоснительно — играть ручками плиты нельзя ни при каких условиях; залезать на стол зап­рещено; дергать кота за хвост — наказуемо. А вот вываливать вещи из нижних отделов шкафа — по­жалуйста (просто проследите за тем, чтобы там не лежало ничего бьющегося, пачкающегося или до­рогого), стучать крышками кастрюль (стеклянные все равно убраны в недоступное место) — на здо­ровье! И при этом не ленитесь по десятку раз в день спокойным тоном проговаривать, что и почему вы запрещаете.

Еще одной причиной появления капризных, бес­покойных детей является неадекватность наказа­ния. Разберем такую историю: уставшая, задерган­ная мать срывает зло на ребенке, шлепая его пе­ленкой из-за ничтожного повода. Он, безусловно, запомнит урок, и в следующий раз, перевернув та­релку с кашей, внутренне съежится, ожидая по­вторения наказания. Но мама к этому моменту ус­покоилась и вместо того, чтобы наказать шалопая (речь идет о голосовом внушении), ласково вор­куя, убирает размазанную кашу. У ребенка не воз­никает связки между поступком и реакцией на него!

Теперь и мамин крик, и шлепанье он будет воспри­нимать как незаслуженную обиду, что только усу­губит его беспокойство и дерганность.

Следующее замечание: современные родители, серьезно относящиеся к своей роли и поставив­шие целью воспитать супердитя, зачастую слиш­ком увлекаются воспитательной функцией, уже с шести месяцев начиная приучать детей к горшку, и не упуская ни одной возможности, чтобы по­учить их жизни. Получая сплошные команды вме­сто живых, пусть даже и не всегда педагогически выверенных слов, ребенок теряет способность действовать импульсивно. В нем навсегда поселя­ется страх самостоятельного принятия решений, отсутствует сила воли.

Кстати, существенная роль в развитии у ребен­ка волевых черт характера принадлежит отцу, если он спускается со своего взрослого Олимпа и игра­ет с ребенком, поощряя его первые шаги. Недопу­стимо, если взрослый заставляет малыша действо­вать наперекор его страхам (например, высоко подбрасывает сынишку или дочку, чтобы они не боялись высоты). Чаще всего раннее принуждение не бояться оборачивается не уменьшением, а уве­личением страхов и тревог, поскольку ребенок все больше и больше боится быть плохим и наказан­ным. Одновременно он испытывает компенсатор­но-заостренную потребность в эмоциональной безопасности и привязанности со стороны мате­ри и тем самым нередко оказывается в ситуации повышенной опеки и беспокойства.

Именно здесь зарождается конфликт между родителями, когда отец тем чаще строг и наказы­вает детей, чем больше мать опекает и беспокоит­ся о них. Истина же, как часто бывает, посреди­не — твердость и последовательность в обраще­нии с ребенком должны быть согреты заботой и любовью.

 

Работающая мама. К сожалению, даже имея желание полностью посвятить себя ребенку, да­леко не все мамы могут его реализовать. Сегодня, когда требования к работающей женщине ничем не отличаются от требований к мужчинам, а карь­ера — это единственный способ обеспечить бла­гополучие в семье, молодые матери все чаще вы­нуждены оставлять малыша на попечение бабу­шек или нянь еще до того, как тому исполнится год. Как снять негативные последствия такой ситуации?

Во-первых, и это самый важный момент, няня или бабушка, сидящая с ребенком, должна быть одна и та же на протяжении как можно большего времени. Ребенок с трудом, но привыкает к ново­му человеку, замещающему ему мать в течение большей части дня, он настраивается на ее голос, интонации, учится узнавать ее среди других лю­дей. Теперь она — его защита и гарантия безопас­ности.

Во-вторых (хотя, если бы мы говорили о физио­логическом здоровье ребенка, этот пункт стоял бы первым), необходимо сохранять преимуществен­но грудное кормление. Трудно это лишь на первый взгляд. При наличии такой цели, достичь ее впол­не возможно. Так, перед уходом на работу, мать может покормить ребенка одной грудью, сцедив молоко со второй груди. Через три с половиной часа малыш пообедает именно этой порцией, а вот еще через три часа маме придется все-таки вер­нуться, чтобы не пропустить третье кормление, а также сцедить скопившееся молоко. Конечно, та­кой режим дня связан с определенными трудно­стями, но здоровье ребенка того стоит!

Еще одно условие сохранения здоровой психи­ки ребенка работающей мамы — единый подход к режиму дня, питанию и засыпанию малыша. Не­обходимо сразу договориться с человеком, оста­ющимся за маму, каким образом будет организо­ван день младенца. Если няня начнет укачивать его каждый раз, пока он не заснул, то же самое при­дется делать и маме, иначе не понимающий, поче­му еще пару часов назад его капризам потакали, а теперь и не думают этого делать, ребенок, станет беспокойным и плаксивым.

Конечно, отдельной темой может стать принцип отбора и контроля над нянями вообще. После не­скольких громких скандалов, когда скрытые на­блюдения за нянями показали, что далеко не все они серьезно относятся к своим обязанностям, заставили родителей более тщательно подходить к найму такого рода работников. Советовать что-либо здесь довольно трудно, потому что даже са­мые совершенные методы отбора не гарантируют полной безопасности детей. Безусловно, лучше всего, когда с малышом сидит бабушка (если здо­ровье и психологические особенности позволяют ей это делать), няней может стать и другая род­ственница, достигшая совершеннолетия и имею­щая опыт ухода за детьми. Сейчас довольно час­то роль кормящей мамы с удовольствием выпол­няет... папа, особенно если его работа позволяет ему частые отлучки или зарплата не стоит того, что­бы о ней беспокоиться.

Если говорить о квалифицированных работниках, то, прежде чем заключать договор найма, необхо­димо как следует узнать все не только о самом пре­тенденте, но и о фирме, его рекомендующей. Конеч­но, принимая на работу совсем незнакомую няню, будет нелишним принять дополнительные меры пре­досторожности: проведывать ее в неурочное вре­мя, попросить почаще заходить бабушку или сосед­ку, не стесняться расставлять видеокамеры (если дом подключен к охране, сигнал с камер можно вы­вести на пульт дежурному). Но даже когда все усло­вия соблюдены, не стоит забывать, что никакая няня не заменит малышу живого маминого присутствия.

 

 

Глава 2

 

От года до трех

Годовалый ребенок уже в какой-то степени — личность. Посмотрите, как он целеустремленно тянется за яркой игрушкой, какие усилия прилага­ет, чтобы сделать первый шаг. Он растет не по дням, а по часам, и с той же скоростью меняется выражение его лица. Между возрастом одного года и трех — целая вселенная. Это волшебное время, когда закладываются эмоциональные и нравственные основы будущей личности.

В этом возрасте развиваются образное созна­ние и речь, совершенствуется координация дви­жений. Двухлетний ребенок — настоящий иссле­дователь, бесстрашный и неутомимый. Любопыт­ство, стремление везде засунуть свой нос — такие же неотъемлемые черты его характера, как жаж­да признания и любви.

С другой стороны, развивается и внутренний мир ребенка. Он начинает отделять себя от всего окружающего, отстаивая свое маленькое «я» все­ми доступными средствами. Он уже начинает раз­личать некие общности: «я не ношу платья и пи­саю стоя, я такой же, как Петя, а Аня — другая, у нее банты, и она плакса» — так закладываются ос­новы понимания различий между мальчиками и де­вочками, детьми и взрослыми.

В этом же возрасте в уме малыша начинает фор­мироваться образ семьи как противопоставления всем «вне семьи». Причем еще долго в этом отно­шении может наблюдаться известная путаница: «тетя Маша —моя няня, она меня любит, она —еще одна моя бабушка? » или «давай возьмем Светку из детского садика, у меня будет сестренка... ».

Надо заметить, что в эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, слабо выраженные признаки невропатии — след­ствие тех или иных нарушений во время беремен­ности и родов. Нормализуется сон ребенка, он становится менее чувствителным к перемене об­становки, меньше реагирует на яркий свет и гром­кие шумы.

Всего этого не происходит в тех семьях, где ро­дители конфликтуют между собой, считая, что ре­бенок слишком мал, чтобы осознать их отноше­ния. Безусловно, дети не понимают, но эмоцио­нально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нуж­но помнить, что эмоциональное напряжение ма­тери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его само­чувствии.

 

Страх неожиданных звуков. Наблюдения по­казывают, что практически половина детей от года до двух лет испытывают страх неожиданных громких звуков. Залаяла собака, пролетел само­лет — и ребенок заходится в крике. Сложно го­ворить уверенно о корнях этого страха, но бе­зусловно одно: все страхи раннего возраста за­ложены природой, как средство самозащиты и выживания потомства.

Также замечено, что в семьях, где царит взаим­ная любовь, внимание и забота, страх неожидан­ных звуков у детей быстро сходит на нет и не про­являет себя в последующем.

Совсем по-другому ведут себя дети, которые недополучают всего необходимого. В чем же нуж­дается ребенок, делающий первый шаг? Во-пер­вых — это чисто физиологические потребности. Вряд ли сейчас кто-то не знает о важности сба­лансированного питания не только в детском, но и в любом другом возрасте. Поэтому заострять внимания на этой теме не будем. Отметим только, что в рацион малыша должны входить не только питательные и полезные продукты, но и яркие, раз­нообразные блюда. Мы же воспитываем не сол­датика для чьих-то игр, а полноценную, всесторон­не развитую личность, так давайте использовать для этого каждую возможность! Скучная овсянка преобразится, если добавить в нее пару ягод (пусть будут глазки) и нарисовать вареньем улыбающий­ся рот; пюре из протертых овощей вызовет боль­ший аппетит, если поместить его в миску с разри­сованным дном и вместе с ребенком ждать — ког­да же из-под уменьшающейся горки появится весь рисунок. Такой подход является замечательной профилактикой одной из возрастных проблем капризов из-за еды и исключает появление конф­ликтов на этой почве.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.