Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДЕТСКИЕ СТРАХИ 1 страница



 


 

 

УДК 159. 922. 7 ББК 88. 4 + 88. 8 Г62

 

 

Голутвина, Вера.

 

Как победить детские страхи: простые методи­ки, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина. — М.: Гелеос. — 256 с.

ISBN 978-5-8189-1362-9 (в пер. )

Агентство CIP РГБ

 

Почему папа, всегда такой добрый и ласковый, так СТРАШ­НО кричит на маму? Почему милая собачка соседей вдруг бросилась со СТРАШНЫМ лаем? Почему кресло по ночам пре­вращается в СТРАШНОЕ чудовище?

Огромный, многообразный мир окружает ребенка. В нем столько необъяснимого, непонятного, рождающего страх.

Ваше внимание, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться: глупости все это! — не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы, развеют их как дым. Незамени­мым помощником на этом трудном пути станет наша книга с конкретными советами и рекомендациями.

Пусть ваш ребенок будет здоров!

 

 

Голутвина В., 2008

ЗАО «Издательский дом «Гелеос», 2008

ЗАО «ЛГ Информэйшн Груп», 2008

 

Вера Голутвина

 

КАК ПОБЕДИТЬ

ДЕТСКИЕ СТРАХИ

 

 

ПРОСТЫЕ МЕТОДИКИ,

КОТОРЫЕ ПОМОГУТ

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ

НИЧЕГО НЕ БОЯТЬСЯ

 

 

Вступление

Что делать, когда ребенок плачет по ночам и от­казывается один ложиться в кроватку? О чем го­ворит потухший взгляд подростка и внезапно по­явившаяся привычка огрызаться по каждому по­воду? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становится вялым и кап­ризным? Конечно, все эти симптомы можно спи­сать на внезапную простуду или кризисы переход­ного возраста, но зачастую причиной их становят­ся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети.

Сам по себе испуг не представляет серьезной угрозы для детского здоровья. Нет ничего страш­ного в том, что малыш вздрогнул и даже заплакал, услышав неожиданный шум. Если эти впечатления не подкреплены другими негативными эмоциями, уже через пару минут они выветрятся из памяти ре­бенка. Другое дело, когда страх наслаивается на по­вышенную нервозность, на общую угнетающую атмосферу в доме или совпадает с неприятными мо­ментами в жизни подрастающего человечка. Тогда страхи могут укорениться в сознании, повлиять на неокрепшую психику, изменить характер и вызвать тяжелые формы невротических расстройств.

Часто бывает и так, что, казалось бы, давно пе­режитые и забытые страхи подспудно продолжают влиять на жизнь человека. Это может выражаться в безобидных причудах («Ты знаешь, мой шеф ни­когда не носит галстук синего цвета! ») или прояв­ляться более конкретно — кто не встречал людей, панически боящихся лягушек, или замкнутого про­странства, или неплотно прикрытых штор? Хорошо, когда такие «особенности» характера не влияют на личную жизнь и карьеру, а ведь случается, что они перекраивают судьбу человека так, что психоана­литикам остается только развести руками.

При этом, если бы родители лучше знали, ка­кие страхи могут подстерегать детей в определен­ном возрасте, если бы они умели быстро и безбо­лезненно справляться с ними, если бы строили от­ношения в семье исходя из желания защитить ребенка, помочь ему стать самостоятельным и взрослым, многих проблем им удалось бы избежать без труда. В данной книге собрана вся необходи­мая информация для того, чтобы научиться рас­познавать затаившиеся страхи и безболезненно из­бавлять от них детей самого разного возраста — от грудничков до подростков.

 

Часть 1

 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРАХЕ?

 

 

Глава 1

 

Почему мы боимся

Если упростить до предела, можно смело утверж­дать, что всей человеческой жизнью управляют только две эмоции — страх и любовь. Все осталь­ное — лишь производные от двух полюсов челове­ческой психики. Впрочем, в каждом противополож­ном начале есть и зародыш своего антипода —любя, мы боимся за своих близких, а в страхе за жизнь любим все ее проявления.

Но это философия. Что же можно сказать о страхе конкретно? Во-первых, страх — это физио­логическая реакция на внешние раздражители. Вспомните, что вы чувствуете, когда к вам подбе­гает чужая крупная собака? По позвоночнику про­катывается холод, ладони потеют, сердце прова­ливается «в пятки». Врач бы в этот момент отметил изменение артериального давления, учащение пульса и выделение желудочного сока. Кстати, точ­но так же отреагирует и собака, если вы вдруг возьмете в руку палку и начнете приближаться к ней с явно недружественными намерениями.

В первую очередь это говорит о том, что меха­низм страха у нас, как и у животных, является про­должением инстинкта самосохранения, позволя­ющим избежать опасностей и сохранить жизнь. По замыслу эволюции, резкий выброс адреналина в кровь (как продолжение химико-физиологических изменений при испуге) должен способствовать повышению скорости реакции, то есть мы или бы­стро соображаем, что делать, или быстро убега­ем. Таким образом, можно сделать вывод, что страх сам по себе — явление скорее положительное и прогрессивное.

Но мы и тут умудрились перехитрить мать-при­роду. Наличие такого «довеска» (по сравнению с животным миром), как разум, благое намерение по защите нас, любимых, превратило в классическую дорогу в ад: на «нормальные», ситуативные стра­хи мы нагромоздили страхи внушенные, вообра­жаемые, которые, сплетясь, обеспечили нам вме­сто здоровой встряски организма невротическую реакцию и жизнь, полную тревоги и сомнений.

Для удобства восприятия, определим основные термины. Испуг — это одномоментная реакция организма на появление неожиданного (чаще не­знакомого) фактора. Помните пословицу: у стра­ха глаза велики? Она о том, что незнакомые усло­вия, предмет или существо кажутся нам более угрожающими, ведь мы еще не знаем, чего от них ждать.

Страх — понятие более широкое. Оно включа­ет в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство, когда мы знаем, чего ждать, но ничего хорошего будущее нам не предвещает. Например, страх на­казания предполагает, что мы хорошо знакомы с предстоящей процедурой, но никакой радости по ее поводу не испытываем.

Как уже говорилось выше, страх может быть на­веян реальной ситуацией, а может быть внушен окружающими людьми. К внушенным страхам от­носятся страх темноты, мифических существ, чу­жих людей и так далее. Внушенные страхи — это все страхи, в которых реальная опасность усили­вается воображением. Кстати, именно в их появле­нии чаще всего повинны взрослые. Вам приходи­лось говорить ребенку: «Ешь скорее, а то придет волк и утащит тебя в лес»? Или менее драмати­ческий вариант: «Не бегай, упадешь! » Как правило, в сознании маленького человечка отпечаты­вается только вторая, более эмоционально окра­шенная для него часть фразы. И вот уже ребенок боится войти в темную комнату («А вдруг оттуда выскочит мифический волк! ») или теряет способ­ность к активным действиям. Обо всех минусах и опасностях подобного воспитания мы поговорим чуть позже, а пока продолжим знакомиться с тер­минологией.

Когда мы описываем свое состояние перед ка­ким-либо значимым для нас событием, часто вме­сто слова «страх» мы используем понятие «трево­га». Вот вроде бы и симптомы те же (и пульс сбоит, и желудок к горлу подкатывает, и руки трясутся), а мозг заменяет один термин другим.

Так уж сложилось, что в русском языке «трево­гой» мы называем общее состояние ожидания не­приятного события, которое отразится не столько на нашем здоровье, сколько на восприятии мира и самого себя. Согласитесь, к зубному врачу идти «страшно», а вот к начальству «на ковер» скорее «тревожно» (если, конечно, начальство не имеет привычки швырять в подчиненных тяжелые пред­меты или причинять другой физический вред). И это подводит нас к двум основополагающим уг­розам, к которым восходят все существующие страхи — конкретной угрозе жизни и здоровью (в этом случае мы используем термин «страх») и ожи­даемой угрозе самоутверждению, личному и со­циальному благополучию (здесь больше подходит термин «тревога»).

Впрочем, как и все другие, это разделение дос­таточно условно. Оно просто помогает нам рас­смотреть все грани состояния, которое может не­гативно сказаться на развитии ребенка. Зная о страхе все, мы сможем более точно определить, что чувствует малыш, как лучше ему помочь.

Поэтому выделим еще и личностно обусловлен­ный страх. Как и следует из названия, он предоп­ределен личностью ребенка, основными чертами его характера, особенностями психики. Так, мни­тельный, впечатлительный ребенок даст совсем другую реакцию на опасную ситуацию, чем его бо­лее «толстокожий» сверстник. Легко предполо­жить, что у него воображаемых страхов будет больше, чем реальных, а острый испуг скорее пе­рейдет в хроническую тревожность.

Кстати, очень важно определить тот уровень, когда обычный страх переходит в патологический. Чтобы разграничить эти эмоции, следует помнить, что страх — это кратковременная, обратимая ре­акция, которая с возрастом обычно проходит, она не затрагивает характер ребенка, не влияет на его отношение к себе и окружающим. В то время как патологическое состояние характеризуется затяж­ным, навязчивым, труднообратимым течением. Как правило, ребенок не в силах сам с ним спра­виться, то есть оно может проявляться в неконт­ролируемых поступках и поведении: истериках или, наоборот, приступах аутизма. Патологичес­кие страхи зачастую снимаются только с помощью опытных психологов и психотерапевтов, а в особо тяжелых случаях требуют применения психотроп­ных средств.

Перед тем как перейти от теории к практике, еще несколько слов об общих причинах возник­новения страхов. Как ни прискорбно это призна­вать, но в подавляющем большинстве случаев эти­ми причинами становится поведение нас, взрос­лых. Какой бы крепкой психикой ни обладал малыш при рождении, в семье, где царит тревожная, кон­фликтная обстановка, у него гораздо больше шан­сов вырасти хроническим невротиком с целой охапкой страхов и комплексов. С другой стороны, даже самую впечатлительную кроху можно воспи­тать здоровым и устойчивым, если создать ему условия, в которых он чувствовал бы себя уверен­ным и защищенным.

Негативно будет влиять на развитие ребенка постоянно подавленная мать с признаками нервно­го истощения. Она не даст ему главного — ощуще­ния любви и заботы. Частые слезы, равнодушие, приступы истерики и несоразмерное наказание заставит малыша относиться к матери не как к ис­точнику стабильности и защиты, а как к стихий­ному бедствию, приход которого стоит предвидеть и опасаться, а от последствий лучше бежать куда подальше.

Не менее разрушительным действием на дет­скую психику обладает и конфликтная ситуация в семье. Даже в младенческом возрасте несмышле­ныши чувствительны к эмоциональному полю во­круг себя, они чутко ловят сигналы тревоги: мама и папа повышают голос, мама плачет, папа хлопает дверью... Как правило, в таких ситуациях родите­ли не обращают внимания на нужды и желания ребенка, оставляя его один на один с его страха­ми и опасениями. В подобных семьях дети вырас­тают плаксивыми, не уверенными в себе. Часто они не умеют доверять окружающим и строят вокруг себя защитные стены, которые не столько огора­живают их от опасностей, сколько разрушают отношения с людьми.

Другая крайность — чрезмерная забота. Если после каждого падения мать подхватывает ребен­ка на руки и начинает причитать над ушибленным местом, если каждый шаг контролируется и каж­дая инициатива пресекается («Как бы чего не вы­шло! »), страхи излишне акцентируются и закреп­ляются в сознании малыша. Он уже будет четко понимать, что разбитая коленка — это катастро­фа, плача не столько от боли, сколько от наведен­ного матерью ужаса перед телесными поврежде­ниями. Он вряд ли отважится на самостоятельную вылазку за края детской площадки — остановит и страх наказания, и воображаемые опасности, ус­лужливо подсказанные родителями или другими близкими: «украдут, нападут, потеряешься! ». Не стоит удивляться, что такие дети часто страдают расстройствами сна, плачут, капризничают и тре­буют к себе повышенного внимания.

 

Отдельной проблемой в воспитании детей, про­воцирующей излишнюю мнительность и тревож­ность, становится баланс между поощрением и наказанием. Спору нет, и то и другое необходимо в процессе становления личности ребенка — как иначе показать ему, когда он на правильном пути, а когда идет заведомо разрушительной дорогой? Но как часто бывает, что за ничтожный просту­пок (разлил молоко, уронил бутерброд на пол) ро­дители наказывают малыша слишком сурово, иног­да вымещая на нем недовольство жизнью, иног­да — просто излишне усердствуя в своей роли воспитателя. Типичный пример: юный исследова­тель поставил табурет поближе к столу и добрал­ся до сахарницы. Одно неловкое движение — и сорванец вместе с сахарницей летит на пол. По­суда вдребезги, сахар — по всей кухне, исследо­ватель ревет во весь голос. И что делает впечат­лительная мать, застав сию чудную картину? Вме­сто того чтобы успокоить шалунишку и дать ему самому ликвидировать последствия его разруши­тельной деятельности, мать сначала орет на него, потом шлепает, а затем еще и ставит в угол, за­крепляя воспитательный эффект. И все время, сметая осколки и сахарный песок с пола, в пол­ный голос причитает, что это за наказание господ­не ей досталось.

Но что самое примечательное, когда от разгро­ма не остается следов, мать начинает испытывать угрызения совести и жалость к хлюпающему но­сом чаду. И что происходит затем? Озорник при­жат к груди, прегрешения забыты, а чтобы у ре­бенка не осталось обид, его закармливают конфе­тами. А то и тем же самым сахаром, за который ему и досталось.

В лучшем случае после такого воспитания у ре­бенка будут сдвинуты представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В худшем — он превратится в маленького тирана, провоцирующе­го взрослых на проявление негативных эмоций, а затем плачем и обидами шантажирующего их с целью добиться подарков и сладостей. Но в обо­их случаях такое дите не будет застраховано от страхов. Видя непоследовательность родителей или тем более их слабость, он уже не сможет по­верить в то, что они защитят его в случае необхо­димости. Скорее всего такой ребенок будет остро реагировать на насмешки ровесников, бояться ми­фических персонажей, темноты и одиночества.

Еще одной распространенной причиной возник­новения устойчивых страхов, особенно у впечат­лительных детей с хорошо развитой фантазией, является обилие тревожной информации. Ее ис­точником могут стать фильмы или программы, рас­сказы ровесников. А может — и подслушанный или просто услышанный разговор взрослых. Послед­нее особенно важно: к тому моменту, как дети на­чинают прислушиваться к телевизору, радио и тем более когда они берутся за книжку, они до­вольно четко разграничивают информацию отда­ленную, не касающуюся их лично, и реальные ис­тории, которые могут произойти и с ними. Так вот, разговоры взрослых, несомненно, воспринимают­ся ими как гораздо более надежный источник ин­формации. В них они находят повод для страха и подтверждение реальности угрозы.

По себе прекрасно помню, что самый сильный свой страх, который не покидал меня несколько лет подряд, я испытала, когда услышала разговор мамы с подругой, в котором они обсуждали «хо­лодную войну» и испытания ядерных бомб. В ту ночь я так и не смогла уснуть — мне казалось, что бомба вот-вот взорвется, уничтожив весь мой мир. Еще неделю каждую ночь мне снилась война, и я просыпалась с криком и слезами. А со временем это вылилось в стойкую неприязнь к книгам и фильмам военной тематики. Даже «Войну и мир» Толстого я изучала через страницу, пропуская все, что имело отношение к боевым действиям.

Я знаю много примеров, когда родители, ни­сколько не понижая голоса, рассказывали при де­тях жуткие истории о найденных в мусорных ба­ках младенцах, о бесчинствах маньяков, о страш­ных автокатастрофах. Стоит ли удивляться, что у их детей после этого случались нарушения сна, истерики и приступы немотивированной агрес­сии? Я уж не говорю о семьях, в которых слова «убью» или «прибью» звучат гораздо чаще, чем приветствия и пожелания доброй ночи.

Конечно, это не значит, что для того, чтобы уберечь ребенка от устойчивых страхов, доста­точно будет просто не обсуждать при нем непри­ятные вещи и избегать ненормативной лексики (что само по себе недопустимо). Безусловно, так же важна определенная фильтрация фильмов, программ, книг и других источников информа­ции. С другой стороны, полностью изолировать детей от негативных проявлений жизни все рав­но не удастся. Поэтому главное здесь — не утрировать возможную опасность, а объяснить, как ее избежать.

Если подытожить все, о чем мы говорили ранее, можно сделать вывод: возникновение детских стра­хов — явление неизбежное и по сути своей не раз­рушительное. Но при определенных обстоятель­ствах (тонкой нервной системе, неблагоприятной обстановке вокруг, наслаивании страхов) они мо­гут перерасти в серьезную патологию, которая спо­собна разрушить будущее маленького человечка. Единственное спасение от этого — внимательное и доброжелательное отношение взрослых, спокой­ный, уравновешенный подход к воспитанию и со­здание атмосферы уюта и защищенности.

 

Глава 2

 

Как узнать, что ребенок напуган?

Конечно, если вы знаете, что ребенка покуса­ла собака, он заплакал после удара грома или спрятался от незнакомого человека, вам не соста­вит труда понять, что он напуган. А вот как быть, когда источник страха не определен, да и вы сами точно не знаете — испугался малыш или просто хандрит?

Еще сложнее выявить испуг у младших школь­ников или подростков. Иногда они сами не знают, что с ними происходит, а иногда вполне успешно скрывают свои страхи, полагая, что в них есть не­что постыдное или унизительное для них.

Как бы то ни было, есть ряд физиологических признаков, которые позволят понять, что с ребен­ком творится что-то неладное, и причина тому — острый или затаенный страх.

Четким указателем на только что пережитый страх является невнятная речь (у малышей — плач), отсутствующий взгляд, стремление съежиться, за­крыться. Ладони у испуганного ребенка (да и у взрослого) становятся влажными, кожа лица блед­неет, дыхание — частое, прерывистое.

Как правило, в момент испуга ребенок редко может рассказать о том, что именно его так по­трясло. Сначала надо успокоить его, показать, что опасности больше нет, и затем задавать наводя­щие вопросы, формулируя их как можно проще: «Тебя напугала большая собака? Тебя обидели мальчишки? » В подобных случаях неплохо снять напряжение с помощью легкого юмора: «А может быть, прилетало НАО? » (Понятно, что такой воп­рос корректен только тогда, когда вы точно знае­те, что у ребенка нет навязчивых страхов в отно­шении неопознанных летающих объектов. )

Даже если ребенок все еще не может говорить, вы почувствуете, когда попадете в точку — малыш или кивнет, или заплачет еще громче, услышав при­чину своего испуга. Что делать дальше — об этом мы поговорим в отдельной главе.

А пока продолжим разбирать признаки напу­гавшегося ребенка. Иногда бывает так, что пер­вый страх прошел для взрослых незаметно. Да и сам ребенок, успокоившись, может выкинуть его из головы. Но со временем вы начинаете заме­чать в поведении любимого чада какие-то стран­ности — он может быть замкнут, задумчив, начи­нает избегать определенных мест или ситуаций, если его принуждать совершать то, чего он из­бегает, он становится раздражительным и плак­сивым.

А может быть и совсем наоборот — ребенок вдруг начинает обнаруживать в себе излишнюю деятельность, он не последователен, хватается сначала за одно, потом за другое, не может стоять на месте, рассказывает взахлеб что-то совершен­но не связанное с предыдущим разговором или событиями, одним словом, проявляет нервозность и болезненное оживление.

И то и другое состояние может быть связано с затаенными страхами, которые ребенок не осо­знает или не придает им особого значения. Что­бы определить источник беспокойства, первопри­чину страха, понаблюдайте за тем, чего именно избегает ваше дитя. Это может быть заросшая ку­стами аллея, где его напугала шумная компания выпивох, или темный угол за шкафом, в котором воображение рисует ему чудовищ и монстров. А может — вода из-под крана или пачка сигарет: агрессивная пропаганда здорового образа жиз­ни вполне способна сформировать фобии у впе­чатлительных детей. Знать причину страха очень важно для того, чтобы в последующем успешно с ним бороться.

Поэтому одних наблюдений может быть мало. Ребенка нужно «разговорить». Конечно, если вы в лоб спросите его, чего он боится, вряд ли вы полу­чите достоверный ответ. Перед тем как приступить к опросу, необходимо убедиться, что контакт на­лажен — ребенок никуда не спешит, склонен до­верять вам, у него ничего не болит и он не хранит в своем сердце обиду на вас.

Иногда бывает полезным, когда малыша или подростка расспрашивает не член семьи, а хоро­ший знакомый или дальний родственник — расска­зать все чужому человеку проще, чем близкому. Но вы должны быть уверены, что человек хорошо знает, что ему предстоит и отнестись к этому с нуж­ной ответственностью.

Еще несколько условий для выяснения страхов при помощи беседы: ребенок должен быть не мо­ложе трех лет, он должен относиться к расспра­шивающему если не с доверием, то, по крайней мере, с дружелюбием, во время разговора взрос­лый должен сидеть не напротив, а рядом с ребен­ком. Если отношения и привычки ребенка это по­зволяют, его можно взять за руку. Разговаривать следует негромким голосом, спокойно, не подго­няя ребенка и не задавая ему несколько вопро­сов сразу.

Детские психологи выделяют порядка 30 ти­пичных страхов, распространенных у детей от З до 15 лет. Есть смысл формировать список для опроса, помня о том, что у каждого возрастного периода — свои основные страхи (они будут опи­саны в соответствующих главах). Страхи лучше не читать по листу, а называть по памяти. Формули­руя вопрос, не стоит каждый раз повторять: «А ты боишься?.. » — чтобы избежать «наведения» стра­хов. Учитывая все вышеперечисленное, пример­ный опрос ребенка может выглядеть следующим образом:

— Скажи, а ты боишься оставаться один? (Луч­ше, если ребенок дает не односложный —да-нет, — а развернутый ответ: «Нет. Я не боюсь». )

— А когда в комнате темно?

— А засыпать?

— А страшные сны тебе снятся?

— А собак ты не боишься?

— А Бабу-ягу (волка. Кощея, мутантов, вампи­ров — можно перечислить тех мифических персо­нажей, о которых говорят в семье)?

— А заболеть тебе не страшно?

— А ты боишься смерти?

— А что умрет мама или папа?

— А опоздать в школу?

— Летать на самолете?

— Грозы или урагана?

— Высоты?

— Воды?

— Лифта?

— Тесных помещений?

 

Не забывайте время от времени подбадривать ребенка, напоминать ему, что для вас очень важ­но, что он говорит честно и искренне и что имен­но это сможет вам вместе побороть страх. Список можно сокращать или дополнять по обстоятель­ствам. Хорошо, когда сами родители помнят свои детские страхи — как показывают исследования, зачастую они передаются по наследству, и, помня о том, что их ужасало в юные годы, взрослые смо­гут точнее нащупать тот кошмар, который не дает покоя малышу.

Увы, при всей простоте методики опроса, при­менить ее можно далеко не всегда. . Часть детей от рождения обладает скрытым характером, они не­охотно рассказывают о тех переживаниях, кото­рые испытывают, а часть, напротив, готова наго­ворить что угодно, лишь бы сохранить внимание взрослого к себе. Наиболее объективным спосо­бом составить представление о внутреннем мире ребенка является наблюдение за его играми.

Вас должно насторожить, если ребенок скло­нен к агрессивным развлечениям — играет в «войнушку», бредит оружием, с упоением расстрели­вает пирамиду кубиков или плюшевых зверей. Это говорит о внутреннем чувстве незащищенности, страхе перед нападением, страхе смерти. Зачас­тую такие дети легко погружаются в мистический мир и очень серьезно относятся к религии (даже в дошкольном возрасте). Для того чтобы обрести гармонию, им необходимо знать о некоем всесиль­ном существе, способном как покарать, так и за­щитить. Как правило, отцы таких детей на столь серьезную роль не годятся (или их вообще нет), поэтому пьедестал занимает Бог или некий вы­мышленный герой.

Также говорит о существовании страхов при­вычка ребенка ломать или рвать игрушки. Особен­но если он сознательно отрывает лапы у плюше­вых мишек или откручивает головы куклам. Такая «исследовательская» деятельность свидетельству­ет о страхе болезни, потери целостности. Сопут­ствующим страхом может выступать боязнь уко­лов и докторов.

Опасным симптомом, указывающим на серьез­ные нарушения психики, становится стремление ребенка причинить боль животным. Если карапуз (в уже сознательном возрасте, то есть после трех лет) дергает кота за хвост, забрасывает собаку камнями или выдергивает хвост у попугая, не сто­ит ограничиваться одной профилактической бе­седой. Есть статистика, доказывающая, что, не по­лучив вовремя квалифицированной психологи­ческой помощи, такие дети, вырастая, начинают страдать маниакальными синдромами, у них про­является тяга к самоубийству. Но о пограничных состояниях сознания мы поговорим в отдельной главе.

Возвращаясь к выявлению страхов, нельзя не упомянуть про методику, основанную на рисунках. Используют ее с детьми от пяти до десяти лет, хотя при необходимости можно попробовать протести­ровать и двухлетнего малыша.

Здесь важно, чтобы ребенок не просто рисо­вал, а проговаривал те образы и приемы, с помо­щью которых он создает картинку. Акцентировать внимание испытуемого на том, что он проходит тест, совсем не обязательно. Напротив, надо со­здать непринужденную, легкую атмосферу, пого­ворить о том, что ребенку интересно, о чем он может высказать свое мнение. Но, опять-таки, не определяя конкретную тему, чтобы не задавать определенные рамки будущему рисунку.

Идеально, если мама, папа или кто-нибудь из взрослых просто застанет ребенка рисующим. Тог­да, не отвлекая его, можно начать интересовать­ся, кто или что изображено на бумаге.

Сами по себе образы не являются прямым ука­занием на скрытые страхи. Важно отношение к ним малыша, пропорции и взаимное расположе­ние объектов на картинке. Классический пример — мама, папа и ребенок держаться за руки. Обрати­те внимание, каким цветом изображены родите­ли? Черный цвет говорит о зажатости, недоверии малыша. Зеленый — теплота и безусловное дове­рие. Синий, голубой — равнодушие. Красный — скрытая агрессия, непостоянство. Желтый, оран­жевый — хорошее настроение, ощущение празд­ника. Конечно, эти признаки не безусловны, но к ним стоит присмотреться.

Обратите внимание на то, как ребенок изоб­ражает руки, ладони близких. Отсутствие паль­цев на рисунке — к ребенку применяют телесные наказания, он обижен и напуган. Хорошо прори­сованные пять пальцев — дружелюбие и доверие. Кулак или его имитация — ребенок закрыт, скон­центрирован на собственных ощущениях.

Если вся группа стоит рядом, соприкасаясь фрагментами рисунка (руками, одеждой, воло­сами) — это значит, что атмосферу в семье ре­бенок оценивает как благоприятную, гармонич­ную, в ней царят теплые, добрые отношения. Если фигуры разбросаны по всему листу — в представлении ребенка семья разобщена, в ней нет места любви.

В более открытой форме свои страхи дети пе­реносят на бумагу не очень охотно. Малыши еще могут изобразить на листе «карабяку» — перепле­тение штрихов, символизирующих в их понима­нии пугающее, разрушающее начало. Чем гуще она заштрихована, тем сильнее страх перед ней ребенка. Естественно, говорит о внутреннем со­стоянии малыша и общая цветовая гамма — чем в ней больше темных, унылых цветов (при воз­можности выбора карандашей или фломасте­ров), тем сильнее угнетена психика маленького человечка.

И, наконец, выявить страхи можно в ролевой игре. Где-то с трех лет дети начинают воспринимать игрушки не просто как предметы для исследования, а как полноправных участников развлечений. Они начинают говорить с ними (или за них), выстраи­вать с ними те или иные отношения. Присоединив­шись к такой игре, взрослый может узнать много нового. Для этого надо (спросив разрешения у ма­ленького хозяина игрушек) выбрать для себя куклу и роль. Впрочем, это может быть машинка, грузо­вик или любой неодушевленный предмет. Диалог может развиваться по следующему сценарию:

— Машинка, машинка, я подъемный кран. Куда ты едешь?

(Ребенок отвечает... )

— Машинка, а хочешь, я тебя подниму, ты не боишься высоты?

В отличие от простого опроса, описанного выше, этот диалог не должен касаться исключи­тельно темы страхов. «Кран» может поиграть с «ма­шинкой» в «догонялки», построить вместе с ней гараж, сгонять в автосервис... Главное — просто время от времени встраивать в игру вопросы, ко­торые могли бы определить очертания страхов ма­лыша и их масштабы.

Итак, понять, что ребенок боится, можно по це­лому ряду признаков — по внешним проявлениям (бледность, мокрые ладошки), по изменению по­ведения (пассивность или, наоборот, повышенная активность), по навязчивым идеям, проявляющимся в разговорах, играх, рисунках. Достаточно быть просто внимательными родителями, чтобы всегда знать, какие страхи царят в сознании вашего чада. А вот о том, как определить, не перешагнули ли они пределы нормы, — об этом мы поговорим в сле­дующей главе.

 

Глава З

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.