|
|||
ДЕТСКИЕ СТРАХИ 1 страницаСтр 1 из 11Следующая ⇒
УДК 159. 922. 7 ББК 88. 4 + 88. 8 Г62
Голутвина, Вера.
Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина. — М.: Гелеос. — 256 с. ISBN 978-5-8189-1362-9 (в пер. ) Агентство CIP РГБ
Почему папа, всегда такой добрый и ласковый, так СТРАШНО кричит на маму? Почему милая собачка соседей вдруг бросилась со СТРАШНЫМ лаем? Почему кресло по ночам превращается в СТРАШНОЕ чудовище? Огромный, многообразный мир окружает ребенка. В нем столько необъяснимого, непонятного, рождающего страх. Ваше внимание, забота, желание выслушать и понять, а не отмахнуться: глупости все это! — не дадут детским страхам развиться в фобии и неврозы, развеют их как дым. Незаменимым помощником на этом трудном пути станет наша книга с конкретными советами и рекомендациями. Пусть ваш ребенок будет здоров!
Голутвина В., 2008 ЗАО «Издательский дом «Гелеос», 2008 ЗАО «ЛГ Информэйшн Груп», 2008
Вера Голутвина
КАК ПОБЕДИТЬ ДЕТСКИЕ СТРАХИ
ПРОСТЫЕ МЕТОДИКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ НИЧЕГО НЕ БОЯТЬСЯ
Вступление Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться в кроватку? О чем говорит потухший взгляд подростка и внезапно появившаяся привычка огрызаться по каждому поводу? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становится вялым и капризным? Конечно, все эти симптомы можно списать на внезапную простуду или кризисы переходного возраста, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. Сам по себе испуг не представляет серьезной угрозы для детского здоровья. Нет ничего страшного в том, что малыш вздрогнул и даже заплакал, услышав неожиданный шум. Если эти впечатления не подкреплены другими негативными эмоциями, уже через пару минут они выветрятся из памяти ребенка. Другое дело, когда страх наслаивается на повышенную нервозность, на общую угнетающую атмосферу в доме или совпадает с неприятными моментами в жизни подрастающего человечка. Тогда страхи могут укорениться в сознании, повлиять на неокрепшую психику, изменить характер и вызвать тяжелые формы невротических расстройств. Часто бывает и так, что, казалось бы, давно пережитые и забытые страхи подспудно продолжают влиять на жизнь человека. Это может выражаться в безобидных причудах («Ты знаешь, мой шеф никогда не носит галстук синего цвета! ») или проявляться более конкретно — кто не встречал людей, панически боящихся лягушек, или замкнутого пространства, или неплотно прикрытых штор? Хорошо, когда такие «особенности» характера не влияют на личную жизнь и карьеру, а ведь случается, что они перекраивают судьбу человека так, что психоаналитикам остается только развести руками. При этом, если бы родители лучше знали, какие страхи могут подстерегать детей в определенном возрасте, если бы они умели быстро и безболезненно справляться с ними, если бы строили отношения в семье исходя из желания защитить ребенка, помочь ему стать самостоятельным и взрослым, многих проблем им удалось бы избежать без труда. В данной книге собрана вся необходимая информация для того, чтобы научиться распознавать затаившиеся страхи и безболезненно избавлять от них детей самого разного возраста — от грудничков до подростков.
Часть 1
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРАХЕ?
Глава 1
Почему мы боимся Если упростить до предела, можно смело утверждать, что всей человеческой жизнью управляют только две эмоции — страх и любовь. Все остальное — лишь производные от двух полюсов человеческой психики. Впрочем, в каждом противоположном начале есть и зародыш своего антипода —любя, мы боимся за своих близких, а в страхе за жизнь любим все ее проявления. Но это философия. Что же можно сказать о страхе конкретно? Во-первых, страх — это физиологическая реакция на внешние раздражители. Вспомните, что вы чувствуете, когда к вам подбегает чужая крупная собака? По позвоночнику прокатывается холод, ладони потеют, сердце проваливается «в пятки». Врач бы в этот момент отметил изменение артериального давления, учащение пульса и выделение желудочного сока. Кстати, точно так же отреагирует и собака, если вы вдруг возьмете в руку палку и начнете приближаться к ней с явно недружественными намерениями. В первую очередь это говорит о том, что механизм страха у нас, как и у животных, является продолжением инстинкта самосохранения, позволяющим избежать опасностей и сохранить жизнь. По замыслу эволюции, резкий выброс адреналина в кровь (как продолжение химико-физиологических изменений при испуге) должен способствовать повышению скорости реакции, то есть мы или быстро соображаем, что делать, или быстро убегаем. Таким образом, можно сделать вывод, что страх сам по себе — явление скорее положительное и прогрессивное. Но мы и тут умудрились перехитрить мать-природу. Наличие такого «довеска» (по сравнению с животным миром), как разум, благое намерение по защите нас, любимых, превратило в классическую дорогу в ад: на «нормальные», ситуативные страхи мы нагромоздили страхи внушенные, воображаемые, которые, сплетясь, обеспечили нам вместо здоровой встряски организма невротическую реакцию и жизнь, полную тревоги и сомнений. Для удобства восприятия, определим основные термины. Испуг — это одномоментная реакция организма на появление неожиданного (чаще незнакомого) фактора. Помните пословицу: у страха глаза велики? Она о том, что незнакомые условия, предмет или существо кажутся нам более угрожающими, ведь мы еще не знаем, чего от них ждать. Страх — понятие более широкое. Оно включает в себя и внезапный испуг, и осознанное чувство, когда мы знаем, чего ждать, но ничего хорошего будущее нам не предвещает. Например, страх наказания предполагает, что мы хорошо знакомы с предстоящей процедурой, но никакой радости по ее поводу не испытываем. Как уже говорилось выше, страх может быть навеян реальной ситуацией, а может быть внушен окружающими людьми. К внушенным страхам относятся страх темноты, мифических существ, чужих людей и так далее. Внушенные страхи — это все страхи, в которых реальная опасность усиливается воображением. Кстати, именно в их появлении чаще всего повинны взрослые. Вам приходилось говорить ребенку: «Ешь скорее, а то придет волк и утащит тебя в лес»? Или менее драматический вариант: «Не бегай, упадешь! » Как правило, в сознании маленького человечка отпечатывается только вторая, более эмоционально окрашенная для него часть фразы. И вот уже ребенок боится войти в темную комнату («А вдруг оттуда выскочит мифический волк! ») или теряет способность к активным действиям. Обо всех минусах и опасностях подобного воспитания мы поговорим чуть позже, а пока продолжим знакомиться с терминологией. Когда мы описываем свое состояние перед каким-либо значимым для нас событием, часто вместо слова «страх» мы используем понятие «тревога». Вот вроде бы и симптомы те же (и пульс сбоит, и желудок к горлу подкатывает, и руки трясутся), а мозг заменяет один термин другим. Так уж сложилось, что в русском языке «тревогой» мы называем общее состояние ожидания неприятного события, которое отразится не столько на нашем здоровье, сколько на восприятии мира и самого себя. Согласитесь, к зубному врачу идти «страшно», а вот к начальству «на ковер» скорее «тревожно» (если, конечно, начальство не имеет привычки швырять в подчиненных тяжелые предметы или причинять другой физический вред). И это подводит нас к двум основополагающим угрозам, к которым восходят все существующие страхи — конкретной угрозе жизни и здоровью (в этом случае мы используем термин «страх») и ожидаемой угрозе самоутверждению, личному и социальному благополучию (здесь больше подходит термин «тревога»). Впрочем, как и все другие, это разделение достаточно условно. Оно просто помогает нам рассмотреть все грани состояния, которое может негативно сказаться на развитии ребенка. Зная о страхе все, мы сможем более точно определить, что чувствует малыш, как лучше ему помочь. Поэтому выделим еще и личностно обусловленный страх. Как и следует из названия, он предопределен личностью ребенка, основными чертами его характера, особенностями психики. Так, мнительный, впечатлительный ребенок даст совсем другую реакцию на опасную ситуацию, чем его более «толстокожий» сверстник. Легко предположить, что у него воображаемых страхов будет больше, чем реальных, а острый испуг скорее перейдет в хроническую тревожность. Кстати, очень важно определить тот уровень, когда обычный страх переходит в патологический. Чтобы разграничить эти эмоции, следует помнить, что страх — это кратковременная, обратимая реакция, которая с возрастом обычно проходит, она не затрагивает характер ребенка, не влияет на его отношение к себе и окружающим. В то время как патологическое состояние характеризуется затяжным, навязчивым, труднообратимым течением. Как правило, ребенок не в силах сам с ним справиться, то есть оно может проявляться в неконтролируемых поступках и поведении: истериках или, наоборот, приступах аутизма. Патологические страхи зачастую снимаются только с помощью опытных психологов и психотерапевтов, а в особо тяжелых случаях требуют применения психотропных средств. Перед тем как перейти от теории к практике, еще несколько слов об общих причинах возникновения страхов. Как ни прискорбно это признавать, но в подавляющем большинстве случаев этими причинами становится поведение нас, взрослых. Какой бы крепкой психикой ни обладал малыш при рождении, в семье, где царит тревожная, конфликтная обстановка, у него гораздо больше шансов вырасти хроническим невротиком с целой охапкой страхов и комплексов. С другой стороны, даже самую впечатлительную кроху можно воспитать здоровым и устойчивым, если создать ему условия, в которых он чувствовал бы себя уверенным и защищенным. Негативно будет влиять на развитие ребенка постоянно подавленная мать с признаками нервного истощения. Она не даст ему главного — ощущения любви и заботы. Частые слезы, равнодушие, приступы истерики и несоразмерное наказание заставит малыша относиться к матери не как к источнику стабильности и защиты, а как к стихийному бедствию, приход которого стоит предвидеть и опасаться, а от последствий лучше бежать куда подальше. Не менее разрушительным действием на детскую психику обладает и конфликтная ситуация в семье. Даже в младенческом возрасте несмышленыши чувствительны к эмоциональному полю вокруг себя, они чутко ловят сигналы тревоги: мама и папа повышают голос, мама плачет, папа хлопает дверью... Как правило, в таких ситуациях родители не обращают внимания на нужды и желания ребенка, оставляя его один на один с его страхами и опасениями. В подобных семьях дети вырастают плаксивыми, не уверенными в себе. Часто они не умеют доверять окружающим и строят вокруг себя защитные стены, которые не столько огораживают их от опасностей, сколько разрушают отношения с людьми. Другая крайность — чрезмерная забота. Если после каждого падения мать подхватывает ребенка на руки и начинает причитать над ушибленным местом, если каждый шаг контролируется и каждая инициатива пресекается («Как бы чего не вышло! »), страхи излишне акцентируются и закрепляются в сознании малыша. Он уже будет четко понимать, что разбитая коленка — это катастрофа, плача не столько от боли, сколько от наведенного матерью ужаса перед телесными повреждениями. Он вряд ли отважится на самостоятельную вылазку за края детской площадки — остановит и страх наказания, и воображаемые опасности, услужливо подсказанные родителями или другими близкими: «украдут, нападут, потеряешься! ». Не стоит удивляться, что такие дети часто страдают расстройствами сна, плачут, капризничают и требуют к себе повышенного внимания.
Отдельной проблемой в воспитании детей, провоцирующей излишнюю мнительность и тревожность, становится баланс между поощрением и наказанием. Спору нет, и то и другое необходимо в процессе становления личности ребенка — как иначе показать ему, когда он на правильном пути, а когда идет заведомо разрушительной дорогой? Но как часто бывает, что за ничтожный проступок (разлил молоко, уронил бутерброд на пол) родители наказывают малыша слишком сурово, иногда вымещая на нем недовольство жизнью, иногда — просто излишне усердствуя в своей роли воспитателя. Типичный пример: юный исследователь поставил табурет поближе к столу и добрался до сахарницы. Одно неловкое движение — и сорванец вместе с сахарницей летит на пол. Посуда вдребезги, сахар — по всей кухне, исследователь ревет во весь голос. И что делает впечатлительная мать, застав сию чудную картину? Вместо того чтобы успокоить шалунишку и дать ему самому ликвидировать последствия его разрушительной деятельности, мать сначала орет на него, потом шлепает, а затем еще и ставит в угол, закрепляя воспитательный эффект. И все время, сметая осколки и сахарный песок с пола, в полный голос причитает, что это за наказание господне ей досталось. Но что самое примечательное, когда от разгрома не остается следов, мать начинает испытывать угрызения совести и жалость к хлюпающему носом чаду. И что происходит затем? Озорник прижат к груди, прегрешения забыты, а чтобы у ребенка не осталось обид, его закармливают конфетами. А то и тем же самым сахаром, за который ему и досталось. В лучшем случае после такого воспитания у ребенка будут сдвинуты представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. В худшем — он превратится в маленького тирана, провоцирующего взрослых на проявление негативных эмоций, а затем плачем и обидами шантажирующего их с целью добиться подарков и сладостей. Но в обоих случаях такое дите не будет застраховано от страхов. Видя непоследовательность родителей или тем более их слабость, он уже не сможет поверить в то, что они защитят его в случае необходимости. Скорее всего такой ребенок будет остро реагировать на насмешки ровесников, бояться мифических персонажей, темноты и одиночества. Еще одной распространенной причиной возникновения устойчивых страхов, особенно у впечатлительных детей с хорошо развитой фантазией, является обилие тревожной информации. Ее источником могут стать фильмы или программы, рассказы ровесников. А может — и подслушанный или просто услышанный разговор взрослых. Последнее особенно важно: к тому моменту, как дети начинают прислушиваться к телевизору, радио и тем более когда они берутся за книжку, они довольно четко разграничивают информацию отдаленную, не касающуюся их лично, и реальные истории, которые могут произойти и с ними. Так вот, разговоры взрослых, несомненно, воспринимаются ими как гораздо более надежный источник информации. В них они находят повод для страха и подтверждение реальности угрозы. По себе прекрасно помню, что самый сильный свой страх, который не покидал меня несколько лет подряд, я испытала, когда услышала разговор мамы с подругой, в котором они обсуждали «холодную войну» и испытания ядерных бомб. В ту ночь я так и не смогла уснуть — мне казалось, что бомба вот-вот взорвется, уничтожив весь мой мир. Еще неделю каждую ночь мне снилась война, и я просыпалась с криком и слезами. А со временем это вылилось в стойкую неприязнь к книгам и фильмам военной тематики. Даже «Войну и мир» Толстого я изучала через страницу, пропуская все, что имело отношение к боевым действиям. Я знаю много примеров, когда родители, нисколько не понижая голоса, рассказывали при детях жуткие истории о найденных в мусорных баках младенцах, о бесчинствах маньяков, о страшных автокатастрофах. Стоит ли удивляться, что у их детей после этого случались нарушения сна, истерики и приступы немотивированной агрессии? Я уж не говорю о семьях, в которых слова «убью» или «прибью» звучат гораздо чаще, чем приветствия и пожелания доброй ночи. Конечно, это не значит, что для того, чтобы уберечь ребенка от устойчивых страхов, достаточно будет просто не обсуждать при нем неприятные вещи и избегать ненормативной лексики (что само по себе недопустимо). Безусловно, так же важна определенная фильтрация фильмов, программ, книг и других источников информации. С другой стороны, полностью изолировать детей от негативных проявлений жизни все равно не удастся. Поэтому главное здесь — не утрировать возможную опасность, а объяснить, как ее избежать. Если подытожить все, о чем мы говорили ранее, можно сделать вывод: возникновение детских страхов — явление неизбежное и по сути своей не разрушительное. Но при определенных обстоятельствах (тонкой нервной системе, неблагоприятной обстановке вокруг, наслаивании страхов) они могут перерасти в серьезную патологию, которая способна разрушить будущее маленького человечка. Единственное спасение от этого — внимательное и доброжелательное отношение взрослых, спокойный, уравновешенный подход к воспитанию и создание атмосферы уюта и защищенности.
Глава 2
Как узнать, что ребенок напуган? Конечно, если вы знаете, что ребенка покусала собака, он заплакал после удара грома или спрятался от незнакомого человека, вам не составит труда понять, что он напуган. А вот как быть, когда источник страха не определен, да и вы сами точно не знаете — испугался малыш или просто хандрит? Еще сложнее выявить испуг у младших школьников или подростков. Иногда они сами не знают, что с ними происходит, а иногда вполне успешно скрывают свои страхи, полагая, что в них есть нечто постыдное или унизительное для них. Как бы то ни было, есть ряд физиологических признаков, которые позволят понять, что с ребенком творится что-то неладное, и причина тому — острый или затаенный страх. Четким указателем на только что пережитый страх является невнятная речь (у малышей — плач), отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться. Ладони у испуганного ребенка (да и у взрослого) становятся влажными, кожа лица бледнеет, дыхание — частое, прерывистое. Как правило, в момент испуга ребенок редко может рассказать о том, что именно его так потрясло. Сначала надо успокоить его, показать, что опасности больше нет, и затем задавать наводящие вопросы, формулируя их как можно проще: «Тебя напугала большая собака? Тебя обидели мальчишки? » В подобных случаях неплохо снять напряжение с помощью легкого юмора: «А может быть, прилетало НАО? » (Понятно, что такой вопрос корректен только тогда, когда вы точно знаете, что у ребенка нет навязчивых страхов в отношении неопознанных летающих объектов. ) Даже если ребенок все еще не может говорить, вы почувствуете, когда попадете в точку — малыш или кивнет, или заплачет еще громче, услышав причину своего испуга. Что делать дальше — об этом мы поговорим в отдельной главе. А пока продолжим разбирать признаки напугавшегося ребенка. Иногда бывает так, что первый страх прошел для взрослых незаметно. Да и сам ребенок, успокоившись, может выкинуть его из головы. Но со временем вы начинаете замечать в поведении любимого чада какие-то странности — он может быть замкнут, задумчив, начинает избегать определенных мест или ситуаций, если его принуждать совершать то, чего он избегает, он становится раздражительным и плаксивым. А может быть и совсем наоборот — ребенок вдруг начинает обнаруживать в себе излишнюю деятельность, он не последователен, хватается сначала за одно, потом за другое, не может стоять на месте, рассказывает взахлеб что-то совершенно не связанное с предыдущим разговором или событиями, одним словом, проявляет нервозность и болезненное оживление. И то и другое состояние может быть связано с затаенными страхами, которые ребенок не осознает или не придает им особого значения. Чтобы определить источник беспокойства, первопричину страха, понаблюдайте за тем, чего именно избегает ваше дитя. Это может быть заросшая кустами аллея, где его напугала шумная компания выпивох, или темный угол за шкафом, в котором воображение рисует ему чудовищ и монстров. А может — вода из-под крана или пачка сигарет: агрессивная пропаганда здорового образа жизни вполне способна сформировать фобии у впечатлительных детей. Знать причину страха очень важно для того, чтобы в последующем успешно с ним бороться. Поэтому одних наблюдений может быть мало. Ребенка нужно «разговорить». Конечно, если вы в лоб спросите его, чего он боится, вряд ли вы получите достоверный ответ. Перед тем как приступить к опросу, необходимо убедиться, что контакт налажен — ребенок никуда не спешит, склонен доверять вам, у него ничего не болит и он не хранит в своем сердце обиду на вас. Иногда бывает полезным, когда малыша или подростка расспрашивает не член семьи, а хороший знакомый или дальний родственник — рассказать все чужому человеку проще, чем близкому. Но вы должны быть уверены, что человек хорошо знает, что ему предстоит и отнестись к этому с нужной ответственностью. Еще несколько условий для выяснения страхов при помощи беседы: ребенок должен быть не моложе трех лет, он должен относиться к расспрашивающему если не с доверием, то, по крайней мере, с дружелюбием, во время разговора взрослый должен сидеть не напротив, а рядом с ребенком. Если отношения и привычки ребенка это позволяют, его можно взять за руку. Разговаривать следует негромким голосом, спокойно, не подгоняя ребенка и не задавая ему несколько вопросов сразу. Детские психологи выделяют порядка 30 типичных страхов, распространенных у детей от З до 15 лет. Есть смысл формировать список для опроса, помня о том, что у каждого возрастного периода — свои основные страхи (они будут описаны в соответствующих главах). Страхи лучше не читать по листу, а называть по памяти. Формулируя вопрос, не стоит каждый раз повторять: «А ты боишься?.. » — чтобы избежать «наведения» страхов. Учитывая все вышеперечисленное, примерный опрос ребенка может выглядеть следующим образом: — Скажи, а ты боишься оставаться один? (Лучше, если ребенок дает не односложный —да-нет, — а развернутый ответ: «Нет. Я не боюсь». ) — А когда в комнате темно? — А засыпать? — А страшные сны тебе снятся? — А собак ты не боишься? — А Бабу-ягу (волка. Кощея, мутантов, вампиров — можно перечислить тех мифических персонажей, о которых говорят в семье)? — А заболеть тебе не страшно? — А ты боишься смерти? — А что умрет мама или папа? — А опоздать в школу? — Летать на самолете? — Грозы или урагана? — Высоты? — Воды? — Лифта? — Тесных помещений?
Не забывайте время от времени подбадривать ребенка, напоминать ему, что для вас очень важно, что он говорит честно и искренне и что именно это сможет вам вместе побороть страх. Список можно сокращать или дополнять по обстоятельствам. Хорошо, когда сами родители помнят свои детские страхи — как показывают исследования, зачастую они передаются по наследству, и, помня о том, что их ужасало в юные годы, взрослые смогут точнее нащупать тот кошмар, который не дает покоя малышу. Увы, при всей простоте методики опроса, применить ее можно далеко не всегда. . Часть детей от рождения обладает скрытым характером, они неохотно рассказывают о тех переживаниях, которые испытывают, а часть, напротив, готова наговорить что угодно, лишь бы сохранить внимание взрослого к себе. Наиболее объективным способом составить представление о внутреннем мире ребенка является наблюдение за его играми. Вас должно насторожить, если ребенок склонен к агрессивным развлечениям — играет в «войнушку», бредит оружием, с упоением расстреливает пирамиду кубиков или плюшевых зверей. Это говорит о внутреннем чувстве незащищенности, страхе перед нападением, страхе смерти. Зачастую такие дети легко погружаются в мистический мир и очень серьезно относятся к религии (даже в дошкольном возрасте). Для того чтобы обрести гармонию, им необходимо знать о некоем всесильном существе, способном как покарать, так и защитить. Как правило, отцы таких детей на столь серьезную роль не годятся (или их вообще нет), поэтому пьедестал занимает Бог или некий вымышленный герой. Также говорит о существовании страхов привычка ребенка ломать или рвать игрушки. Особенно если он сознательно отрывает лапы у плюшевых мишек или откручивает головы куклам. Такая «исследовательская» деятельность свидетельствует о страхе болезни, потери целостности. Сопутствующим страхом может выступать боязнь уколов и докторов. Опасным симптомом, указывающим на серьезные нарушения психики, становится стремление ребенка причинить боль животным. Если карапуз (в уже сознательном возрасте, то есть после трех лет) дергает кота за хвост, забрасывает собаку камнями или выдергивает хвост у попугая, не стоит ограничиваться одной профилактической беседой. Есть статистика, доказывающая, что, не получив вовремя квалифицированной психологической помощи, такие дети, вырастая, начинают страдать маниакальными синдромами, у них проявляется тяга к самоубийству. Но о пограничных состояниях сознания мы поговорим в отдельной главе. Возвращаясь к выявлению страхов, нельзя не упомянуть про методику, основанную на рисунках. Используют ее с детьми от пяти до десяти лет, хотя при необходимости можно попробовать протестировать и двухлетнего малыша. Здесь важно, чтобы ребенок не просто рисовал, а проговаривал те образы и приемы, с помощью которых он создает картинку. Акцентировать внимание испытуемого на том, что он проходит тест, совсем не обязательно. Напротив, надо создать непринужденную, легкую атмосферу, поговорить о том, что ребенку интересно, о чем он может высказать свое мнение. Но, опять-таки, не определяя конкретную тему, чтобы не задавать определенные рамки будущему рисунку. Идеально, если мама, папа или кто-нибудь из взрослых просто застанет ребенка рисующим. Тогда, не отвлекая его, можно начать интересоваться, кто или что изображено на бумаге. Сами по себе образы не являются прямым указанием на скрытые страхи. Важно отношение к ним малыша, пропорции и взаимное расположение объектов на картинке. Классический пример — мама, папа и ребенок держаться за руки. Обратите внимание, каким цветом изображены родители? Черный цвет говорит о зажатости, недоверии малыша. Зеленый — теплота и безусловное доверие. Синий, голубой — равнодушие. Красный — скрытая агрессия, непостоянство. Желтый, оранжевый — хорошее настроение, ощущение праздника. Конечно, эти признаки не безусловны, но к ним стоит присмотреться. Обратите внимание на то, как ребенок изображает руки, ладони близких. Отсутствие пальцев на рисунке — к ребенку применяют телесные наказания, он обижен и напуган. Хорошо прорисованные пять пальцев — дружелюбие и доверие. Кулак или его имитация — ребенок закрыт, сконцентрирован на собственных ощущениях. Если вся группа стоит рядом, соприкасаясь фрагментами рисунка (руками, одеждой, волосами) — это значит, что атмосферу в семье ребенок оценивает как благоприятную, гармоничную, в ней царят теплые, добрые отношения. Если фигуры разбросаны по всему листу — в представлении ребенка семья разобщена, в ней нет места любви. В более открытой форме свои страхи дети переносят на бумагу не очень охотно. Малыши еще могут изобразить на листе «карабяку» — переплетение штрихов, символизирующих в их понимании пугающее, разрушающее начало. Чем гуще она заштрихована, тем сильнее страх перед ней ребенка. Естественно, говорит о внутреннем состоянии малыша и общая цветовая гамма — чем в ней больше темных, унылых цветов (при возможности выбора карандашей или фломастеров), тем сильнее угнетена психика маленького человечка. И, наконец, выявить страхи можно в ролевой игре. Где-то с трех лет дети начинают воспринимать игрушки не просто как предметы для исследования, а как полноправных участников развлечений. Они начинают говорить с ними (или за них), выстраивать с ними те или иные отношения. Присоединившись к такой игре, взрослый может узнать много нового. Для этого надо (спросив разрешения у маленького хозяина игрушек) выбрать для себя куклу и роль. Впрочем, это может быть машинка, грузовик или любой неодушевленный предмет. Диалог может развиваться по следующему сценарию: — Машинка, машинка, я подъемный кран. Куда ты едешь? (Ребенок отвечает... ) — Машинка, а хочешь, я тебя подниму, ты не боишься высоты? В отличие от простого опроса, описанного выше, этот диалог не должен касаться исключительно темы страхов. «Кран» может поиграть с «машинкой» в «догонялки», построить вместе с ней гараж, сгонять в автосервис... Главное — просто время от времени встраивать в игру вопросы, которые могли бы определить очертания страхов малыша и их масштабы. Итак, понять, что ребенок боится, можно по целому ряду признаков — по внешним проявлениям (бледность, мокрые ладошки), по изменению поведения (пассивность или, наоборот, повышенная активность), по навязчивым идеям, проявляющимся в разговорах, играх, рисунках. Достаточно быть просто внимательными родителями, чтобы всегда знать, какие страхи царят в сознании вашего чада. А вот о том, как определить, не перешагнули ли они пределы нормы, — об этом мы поговорим в следующей главе.
Глава З
|
|||
|