Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 8 страница



наш разум не может эффективно решить эту проблему.

Что обычный мозг делает не так? Раньше считалось, что проблема решается на нравственном уровне, что

избыточный вес — признак слабости личности. Не зря

в Средние века обжорство включили в список семи

смертных грехов. В глубине души многие люди с избы-

точным весом обвиняют себя в отсутствии силы воли.

Если бы им только удалось прекратить потакать себе!

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

Если бы только они могли прекратить наказывать себя

калориями, которые подпитывают порочный круг: еда

добавляет лишние килограммы, что понижает нашу

самооценку, а это, в свою очередь, дает повод, чтобы

утешить себя и есть еще больше.

Однако наши решения являются сознательными, а привычки — неосознанными. С помощью этого

простого утверждения мы начинаем рассматривать

избыточный вес с точки зрения мозга. Бессознательные

части мозга обучены требовать еду, которая не нуж-

на высшему мозгу. Переедание объясняется с точки

зрения физиологии: гормоны, которые служат есте-

ственным сигналом о том, что вы удовлетворили свой

голод, либо подавляются, либо замещаются другими

гормонами, сигнализирующими о волчьем аппетите.

Таким образом, пища сама по себе не является пробле-

мой. Какими бы соблазнительными ни были ванильное

мороженое с фруктами или огромный ресторанный

бифштекс, они сами по себе не вызывают зависимость.

В чем же тогда проблема? От ответов на этот вопрос

веет безнадежностью. Рацион питания и здоровье

имеют столько привходящих факторов, что, куда бы вы

ни посмотрели, везде можно найти новый повод для

расстройства. По мнению экспертов, люди толстеют

по следующим причинам:

• низкая самооценка;

• непринятие (отчуждение) своего тела;

• генетическая предрасположенность;

• усвоение нездоровых привычек питания в ран-

нем детстве;

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

• употребление нездоровой пищи: фастфуда и по-

луфабрикатов, наполненных добавками и кон-

сервантами;

• уменьшение количества натуральных, нерафи-

нированных и непереработанных продуктов;

• зацикленность общества на «идеальном» теле, которое недостижимо для большинства;

• пораженческое настроение из-за постоянного

сидения на диете и колебаний веса.

Когда вы сталкиваетесь с таким обескураживающим

нагромождением причин, обычный мозг быстро утомля-

ется. Это приводит к появлению знакомого шаблона по-

ведения, обреченного на провал. Череда неудачных диет

порождает разочарование и растерянность. Вы начинаете

прибегать к уловкам и быстрым решениям: приступы

неконтролируемого голода, привычка и фантазии зат-

мевают способность вашего мозга принимать решения.

Каким образом супермозг может изменить укоре-

нившиеся шаблоны? Прежде всего, следует заключить

перемирие со своим телом. Обычный мозг затевает

с ним войну и всегда проигрывает ее. Исследования

показывают, что многие люди теряют килограммы, сидя на диете, но подавляющему большинству из них

не удается удержать нужный вес в течение даже двух

лет. Те же, кому действительно удается серьезно поху-

деть, говорят, что они готовы фанатично отслеживать

каждую калорию, день за днем, до конца жизни.

Свою роль играет и химическое строение мозга.

Люди, сидящие на диете, как правило, чувствуют себя

более голодными после того, как потеряют несколько

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

килограммов. Австралийские ученые считают, что при-

чина этого в физиологии. В желудках людей, успешно си-

девших на диете и затем начавших набирать вес, наблю-

далось 20-процентное (по сравнению со временем начала

диеты) повышение уровня гормона голода — грелина.

В статье, опубликованной в New York Times в декабре

2011 года, говорится: «Их тело ведет себя так, будто оно

наголодалось и теперь усиленно набирает потерянные

килограммы». Наш мозг отвечает за регулирование

метаболических установок организма через гипота-

ламус, на который влияет соблюдение строгой диеты.

Людям, которые вернулись к нормальному весу после

избыточного, следует потреблять на 400 калорий в день

меньше, чем тем, кто на протяжении многих лет имел

нормальный вес.

Но чтобы избавиться от пораженческих настроений, человеку с избыточным весом нужен не новый мозг

и даже не иной обмен веществ или баланс гормонов.

Эти факторы — вторичны. Первичен дисбаланс в це-

пях мозга: области импульсивного поведения укре-

пляются, а области рационального принятия решений

ослабляются. Повторение негативных моделей еще

больше вредит принятию решений, потому что, ког-

да вы вините себя или чувствуете себя неудачником, нижние части вашего мозга в очередной раз подавля-

ют активность коры головного мозга. Восстановить

психологический баланс можно, начав принимать

осознанные решения. Например, решение прекра-

тить «заедать» свои эмоциональные проблемы. Как

только вы восстановите психологический баланс, мозг

естественным образом начнет стараться сохранить его

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

на уровне гомеостаза — мощных механизмов вегета-

тивной нервной системы.

Уникальность мозга состоит в том, что он имеет

двойное управление. Процессы в нем могут идти «на

автопилоте», но если вы принимаете осознанные ре-

шения, то ваши намерения берут управление на себя.

Однако дело тут не в проявлении пресловутой силы

воли, которая подразумевает нажим.

Необходимо уметь переключаться между

страстями, порожденными вашими стра-

хами и желаниями, и рациональными

мыслями, самоконтролем и дисциплиной.

Допустим, вы хотите съесть вторую часть пирога или

совершить набег на холодильник в полночь, но силой

воли противостоите этому. Это не намерение, а сопро-

тивление. И то, чему вы сопротивляетесь, продолжает

воздействовать на вас.

Вот в чем загвоздка. Если вы участвуете во вну-

тренней войне между тем, что вы хотите, и тем, что, по-вашему, полезно для вас, ваше поражение неиз-

бежно. В его естественном состоянии осознанное

намерение — противоположно сопротивлению. Вы

как бы отдаетесь потоку, и воля природы, за которой

стоят миллиарды лет эволюции, заботится о вас. Гоме-

остаз — вот тот путь, которым хочет идти ваше тело; каждая клетка была создана таким образом, чтобы

сохранять баланс (именно поэтому, кстати, клетка, как правило, хранит лишь столько питательных ве-

ществ, сколько ей потребуется на несколько секунд.

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

Она не нуждается в дополнительных запасах, потому

что в общем балансе организма каждая клетка может

рассчитывать на постоянное питание).

Наш девиз: «Используйте свой мозг и не позволяй-

те ему использовать вас». Существуют невротические

нарушения питания. Например, страдающая нервной

анорексией девушка, глядя в зеркало, не видит скелет

с выступающими ребрами и нелепо торчащими ко-

ленями. Она видит, что она «толстая». Как и всякий

человек с подобными нарушениями, она видит лишь

образ своего тела, находящийся в ее голове. То же

самое верно и для любого человека. Разница лишь

в том, что мы немного лучше сопоставляем отражение

в зеркале с образами в наших головах. Конечно, чело-

век нередко склонен отрицать очевидное, и когда, до-

пустим, у него прибавляется слишком много лишнего

веса, не каждый может честно признаться себе в этом.

(В одном умном комиксе, опубликованном в журнале

New Yorker, женщина спрашивает мужа: «Скажи мне

правду. Это тело заставляет меня выглядеть толстой? ») Самое главное — сбалансировать свой мозг, а затем

использовать его, чтобы привести в равновесие все

остальное — гормоны, голод, желания и привычки.

Ваш вес находится в вашей голове, потому что в ко-

нечном счете все ваше тело находится там.

Таким образом, мозг является основой всех физи-

ческих функций, а психика является основой нашего

мозга.

Супермозг требует, чтобы мы относились к своему

мозгу по-новому. Большинство людей несбалансиро-

ванны, потому что их мозг умеет приспосабливаться.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Он компенсирует все негативное, что происходит

в теле, убаюкивая своего владельца. Очень полные

люди стараются не думать о своей тучности, живя

обычной жизнью без ограничений, воспитывая детей, наслаждаясь любовными отношениями. Однако тем

не менее они несчастны. Дисбаланс вызывает еще

больший дисбаланс, укрепляя порочный круг. Они

должны прекратить приспосабливаться к тучности

и найти в мозге союзника по решению проблемы, а не наоборот.

ОСОЗНАНИЕ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА

• Прекратите бороться с собой.

• Не занимайтесь подсчетом калорий.

• Откажитесь от строгих диет.

• Восстановите равновесие в тех областях, где, по-вашему, имеется дисбаланс (например, эмо-

ции, стресс, сон). Разберитесь с вещами, которые

выводят вас из равновесия.

• Сосредоточьтесь на достижении поворотной

точки.

• Пусть ваш мозг позаботится о восстановлении

физиологического баланса.

Вы можете изменить привычку только тогда, когда

придете к намерению сделать это. Питание не ис-

ключение. Допустим, в полночь вы решаете переку-

сить пиццей или мороженым. Что происходит в этот

момент? Если вы можете ответить на этот вопрос,

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

у вас есть благоприятная возможность для того, чтобы

измениться.

1. Вы либо голодны, либо пытаетесь подавить ка-

кое-то чувство.

Это два основных варианта. Когда вы тянетесь к еде, спросите себя, какой из этих вариантов ваш случай.

Я голоден.  Если это действительно так, то речь идет

о естественной физиологической потребности. И она

может быть удовлетворена, чтобы больше не чувство-

вать голод (а это далеко не то же самое, что переедание

или пресыщение).

Я таким способом подавляю какое-то негативное чувство.  

Если так, то ощущение будет таким же, как настоящий

голод. Но человек склонен не замечать подавляемые

чувства, поэтому остановитесь и отметьте то, что вы

испытываете:

• перегрузку и нервное истощение;

• разочарование;

• подавленность;

• рассеянность;

• беспокойство;

• скуку;

• незащищенность;

• тревогу;

• злость.

Как только вы выявите это чувство, назовите его для

себя, желательно вслух, например: «Сейчас я чувствую

разочарование», «Сейчас я чувствую истощение».

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

2. Когда вы знаете, что вы чувствуете, можете есть.

Не боритесь с собой. Внутренняя борьба между «Мне

не следует это есть» и «Я хочу это съесть» никогда не за-

кончится. Иначе какая-то из сторон уже давно одер-

жала бы победу.

Поэтому сначала осознайте: вы просто голодны или

подавляете какое-то чувство. И только потом ешьте.

3. Ищите благоприятную возможность.

Если перед едой вы будете постоянно спрашивать себя:

«Что я чувствую? », то настанет время, когда ваш разум

скажет вам что-то новое. Например: «Мне не нужно

это есть». Или: «Я не очень-то голоден, зачем мне есть? »

Такого момента не надо ждать, тем более вызывать его

насильно. Просто будьте готовы к нему. Ваше наме-

рение освободиться от привычки уже работает на вас.

Просто на данный момент вы пока не так сильны, как

ваши предпочтения в еде.

Когда такая возможность придет, действуйте ис-

ходя из своего нового восприятия, а затем забудьте

об этом.

4. Лучшие способы справиться с ситуацией.

Допустим, вы едите, чтобы справиться с какими-то

негативными чувствами (заедаете стресс). Но ведь

есть и другие пути решения проблемы. И когда вы

осознаете их, желание есть уменьшится, потому что

ваше тело и разум тоже будут знать об альтернативных

путях преодоления трудностей.

К навыкам преодоления трудностей относятся сле-

дующие.

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

• Выражение своих чувств без страха перед не-

одобрением.

• Доверие нужному человеку, который сопережи-

вает вам, не осуждает и при этом не вовлечен

в ситуацию. (Доверяться людям, которые зависят

от вас в плане денег, статуса или продвижения, не стоит. ) Абсолютная уверенность в своих силах

иногда приводит к искаженному восприятию.

• Стремление рассеять скрытую энергию страха

или гнева. Эти два основных негативных чувства

подпитывают любое зависимое поведение.

• Отношение к своей внутренней жизни с та-

кой же серьезностью, как и к внешней.

• Здравая уверенность в себе, которая не требует

самопотакания. Потакать себе человека застав-

ляет негативное самовосприятие.

5. Создавать новые нейронные сети.

Привычки — это автоматические действия, которые

управляются однажды установившимися сетями в моз-

ге. Когда человек борется с желанием съесть лишнее, его мозг поддерживает установку на переедание. Он

автоматически действует по установившимся шабло-

нам. Вот почему мозгу следует дать новое направление, что означает построение новых нейронных сетей. Вы

не можете их построить, когда вас одолевает желание

перекусить, но существует много других путей для

создания новых шаблонов для мозга.

На самом деле никому не нравится подавлять свои

чувства. В свою очередь, те тоже не хотят, чтобы их

подавляли. Они хотят реализоваться. Вы реализуете

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

свои позитивные чувства (любовь, надежду, оптимизм, благодарность, одобрение), общаясь с людьми и вы-

ражая все самое лучшее в себе. А свои негативные

чувства вы реализуете, отпуская их. Бесполезно заку-

поривать их, отклонять, игнорировать или пытаться

возвыситься над ними. Негативизм либо уходит, либо

остается — других вариантов не бывает.

Когда вы реализуете эмоции, ваш мозг меняется и фор-

мирует новые шаблоны, а это и является главной целью.

В желудках людей, успешно сидевших

на диете и затем начавших набирать вес, наблюдалось 20-процентное повышение

уровня гормона голода — грелина.

Вы нуждаетесь в успокоении внутренней борьбы, конфликтов и хаоса, вызванных вашими воюющими

друг с другом импульсами. В этом случае помогает

медитация. Она предоставляет вашему мозгу возмож-

ность для отдыха. Очень полезно оставить в стороне все

духовные борения, найти уголок, где ни один аспект

вашей самости не будет бороться с каким-то другим

аспектом. Это даст вашему мозгу основание для изме-

нений. В медитации вы не следуете никаким ритмам, шаблонам и установкам. Когда ваш мозг испытает

это состояние, он захочет ощутить его снова и снова.

И вместо старых устремлений вы начнете обретать

уравновешенность, ясность и свободу.

Самое главное здесь — ясность. Вы можете изме-

нить лишь то, что ясно видите. А то, что не видите, продолжит подспудно оставаться с вами.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

Со временем, когда вы научитесь распознавать

свои эмоции и мотивы, сопровождающие переедание, вы достигнете поворотной точки. Тогда не мозг будет

использовать вас, а вы его. И тогда вам легко будет сле-

довать намерению не переедать. Имея ясную цель, вы

естественным образом будете делать то, что на самом

деле полезно для вас.

Эти две темы — учиться использовать свой мозг, а не быть его слугой и не действовать силой, формируя

новое поведение, — еще неоднократно встретятся

вам в этой книге. Это ключевые принципы на пути

развития супермозга.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

Эволюции понадобились сотни миллионов лет, чтобы

мозг простейших и самых примитивных животных

превратился в невероятно сложный человеческий мозг.

В широком смысле слова эволюция зависит от слу-

чайных мутаций генов в течение бесконечно долгого

времени. Но поскольку всякий выбор человека создает

новые нервные пути и синапсы и новые нейроны, мы

вправе говорить об индивидуальной эволюции, которая

опирается на личный выбор. Личностный рост суще-

ственно изменяет наш мозг. Другими словами, если

вы хотите расти и развиваться, вы руководите своей

собственной эволюцией.

Супермозг — это продукт сознательной индиви-

дуальной эволюции, в котором биология соединяется

с психикой. Примерно к 20 годам мы завершаем свое

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

физическое развитие, которое, благодаря природе, происходит более или менее автоматически. Это не мы

принимаем решение избавиться от молочных зубов

или научиться фокусировать взгляд.

В три года большинство детей еще не способны

научиться читать. (Исключений немного: например, некоторые дети могут делать это с двух лет. ) Обычно

к овладению этим навыком мозг готов к 4–5 годам.

Примерно в это время ребенок обнаруживает, что

черные значки на бумаге что-то означают.

Прежде нейрофизиологи считали, что мозг фик-

сирован и стабилен, поэтому обучение никак не соот-

носили с эволюцией. Но если мозг меняется во время

обучения, то выходит, что эти два понятия синони-

мичны. Недавно в газетах писали о Тимоти Донере, 16-летнем ученике средней школы из Нью-Йорка, который в 2009 году решил выучить современный

иврит. Это случилось вскоре после прохождения им

обряда бар-мицвы (вступления во взрослую жизнь).

Ему наняли учителя, уроки проходили хорошо. И вот, когда Тимоти обсуждал израильскую политику со сво-

им наставником, ему в голову пришла идея изучить

арабский язык (который считается одним из пяти

самых трудных языков на Земле), и он поступил на лет-

ние курсы арабского в колледже.

Далее газета продолжает: «Он утверждает, что ему

потребовалось четыре дня, чтобы выучить арабский

алфавит, и еще неделя на то, чтобы начать бегло чи-

тать. Затем он погрузился в изучение русского, ита-

льянского, персидского, суахили, индонезийского, хинди, оджибве, пушту, турецкого, хауса, курдского,

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

идиш, голландского, хорватского и немецкого, обучаясь

в основном по грамматическим справочникам и при-

ложениям на флэш-картах на своем iPhone». Тимоти

начал размещать видео в Интернете на других языках, и вскоре у него появился международный фан-клуб.

Он стал полиглотом. Следующая ступень — гипер-

полиглот (человек, одержимый изучением десятков

языков). Тимоти вдохновило видео Ричарда Симкотта, британского гиперполиглота.

То, что приставка гипер так часто появляется

в этой книге ( гипертимезия — суперпамять, гипер-

полиглот и т. п. ), свидетельствует о том, насколько

низки те нормы, которые мы до сих пор устанавли-

ваем для мозга. Но нет никаких оснований считать

экстраординарные способности чем-то чрезмерным, то есть причудливым, необычным. Мы полагаем, что человек способен эволюционировать в новую, более высокую форму. Сознательная, или индиви-

дуальная, эволюция приводит к появлению супер-

мозга, который нельзя назвать причудливым или

отклоняющимся от нормы.

Черные значки на странице, вероятно, сбили бы

с толку наших далеких предков, но мозг первых пред-

ставителей нашего вида уже был достаточно развит, чтобы использовать язык, письменность и чтение.

Им требовалось лишь время для роста культуры, ко-

торая стала подпитывать язык. Сегодня наша жизнь

невообразимо усложнилась, даже если оглядываться

всего на два поколения назад. Интересно, на какие

удивительные вещи мы будем способны в будущем, имея практически тот же самый мозг?

Если вы участвуете

во внутренней

войне

между тем, что

вы хотите, и тем,

что, по-вашему,

полезно для вас,

ваше поражение

неизбежно.

Осознанное

намерение

противоположно

сопротивлению.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

ЧЬЕ ЭТО ЛИЦО?

Помните, как Тимоти смог выучить основы арабско-

го языка за месяц? Это показывает, что мозг может

за короткое время существенно развить встроенные

в него возможности. Но что конкретно в него встроено?

Наука находит ответ на этот вопрос постепенно и почти

всегда при этом опирается на исключения из правил.

Яркий пример — плохая память на лица, или прозо-

пагнозия. Некоторые солдаты, возвращавшиеся домой

со Второй мировой войны, после ранений в голову

не признавали лиц своих родственников или других

знакомых людей. Они могли точно описать любую

особенность внешности по отдельности — цвет волос, глаза, форму носа — но когда их просили подвести

целостный итог «Так вы узнаете, кто перед вами? » —

они озадаченно качали головой.

Поначалу ученые связывали прозопагнозию с трав-

мами мозга. Врачи XVIII и XIX веков уже давно обра-

щали внимание на то, что эти травмы зачастую сопро-

вождаются психическими отклонениями у пациентов.

Но относительно недавно выяснилось, что плохая

память на лица может быть врожденной предраспо-

ложенностью — похоже, она имеется у 2% населения

или чуть более. В самых крайних случаях человек

с трудом узнает даже свое лицо. (Знаменитый невро-

патолог Оливер Сакс, который написал книгу на эту

тему, признавал, что у него есть прозопагнозия. По его

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

словам, один раз он даже извинился перед человеком, с которым столкнулся, а потом обнаружил, что изви-

нился перед собственным отражением в зеркале! ) Из-за травмы или генетики у человека с плохой

памятью на лица наблюдаются нарушения в функции

веретенообразной извилины, расположенной в височ-

ной доле. Она отвечает не только за распознавание

лиц, но и идентификацию формы тела, оттенков цвета

и даже слов. Как ни странно, иногда проходят годы, прежде чем человек узнает, что у него имеется такой

дефект. Он просто больше опирается на другие сенсор-

ные признаки, такие как звуки знакомого голоса или

манеру одеваться. Один мужчина сообщил, что когда

его лучшая подруга по работе изменила свою приче-

ску, то он прошел мимо нее, словно она была чужая.

Однако хорошо известно, что наш мозг запрограм-

мирован на то, чтобы узнавать лица. Пять визуальных

участков в затылочных долях мозга регистрируют уви-

денное бессознательно. Но чтобы мы осознали эти

сигналы, они должны быть переданы в переднюю часть

коры головного мозга. Когда эта цепь не работает долж-

ным образом, распознавание отсутствует. (Еще один

особый участок позволяет нам топографически ориен-

тироваться на местности. Когда у человека проблемы

с этим, он может подробно описать какой-то дом, но при

этом не понимает, что стоит перед собственным домом. ) Известно, что животные обладают прекрасными

навыками ориентации. Эволюция дала им невероятные

способности в распознавании окружающего мира. На-

пример, антарктические пингвины, возвращаясь домой

с едой для своих детенышей, могут войти в сгрудившуюся

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

стаю из огромного количества птиц и направиться пря-

миком к собственному птенцу. (Это обычно объясняют

тем, что родитель реагирует на крик птенца, но другие

чувства здесь тоже могут быть задействованы. ) В умении распознавать лица есть и другая сторона.

Некоторые люди являются «суперраспознавателями».

Это пока еще мало изученное явление. Они запоминают

практически любое лицо, которое когда-либо видели.

Они могут подойти к человеку на улице и спросить:

«Помните меня? Вы продали мне пару туфель в магазине

Macy’s десять лет назад». Естественно, человек, к которо-

му обращаются, почти никогда этого не помнит. Такие

встречи столь поразительны, что суперраспознавателей

иногда обвиняют в преследовании людей — иначе как

объяснить такую память?

Нет никаких оснований считать экстра-

ординарные способности чем-то чрезмер-

ным, то есть причудливым, необычным.

Человек способен эволюционировать

в новую форму.

Таких людей не сбивают с толку даже возрастные

изменения. Когда суперраспознавателю показывают

фотографии 7–8-летних детей, которые впоследствии

стали голливудскими звездами, он сразу же понимает, чьи лица изображены на снимках. Одну такую жен-

щину спросили, как она это делает, и она лишь пожа-

ла плечами: «Для меня стареющее лицо изменяется

лишь поверхностно, как перекрашивание брюнетки

в блондинку или новая прическа». Глубокие морщины

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

80-летнего человека не скрывают сходства с тем же

лицом, сфотографированным в третьем классе школы.

Если неспособность распознавать лица объясняется

дефектами мозга, то что же тогда такое суперраспозна-

вание? Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, как люди вообще распознают лица. Во-первых, когда

вы встречаете женщину определенного возраста, вы

не сверяете ее внешность со списком, в котором глаза, волосы, нос, рот присутствуют по отдельности — как

это делают страдающие прозопагнозией. Вы узнаете ее

сразу: «О, это моя мама». И такая способность имеется

у ребенка практически с рождения. Мозг формирует

целостный неделимый образ, называемый гештальтом.

Таким образом, в нашей биологии заложена способ-

ность распознавать все лицо сразу, а не по частям.

Однако тут многое остается неясным. Известно, что когда фотоны света стимулируют клетки сетчат-

ки, в зрительную кору передаются отдельные сигналы, но не изображение. Зрительный нерв превращает эти

сигналы в нейронное сообщение, у которого нет формы

или яркости. Эта информация проходит по крайней

мере через пять или шесть стадий обработки. Светлые

и темные области сортируются, обнаруживаются кон-

туры, декодируются шаблоны и так далее. Но никто

не имеет ни малейшего представления о том, как наш

мозг узнает человека, когда вы восклицаете: «О, это моя

мать». Шесть стадий этой обработки не раскрывают этого

секрета. Разработчики компьютеров и искусственного

интеллекта пытались заставить машины распознавать

лица, используя разношаблонные сигналы. Результаты

этих попыток не очень-то успешны. Если человек видит

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

фотографию знакомого лица даже слегка не в фокусе, он без проблем узнает, кто это, но даже самый умный

компьютер заходит в такой ситуации в тупик.

Однако если перевернуть фотографию знакомого лица, мы теряем способность распознавать его. Вы можете

проверить это, открыв какой-нибудь журнал со снимками

знаменитостей и перевернув его. Знакомые вам портреты

станут неразборчивой головоломкой. Зато компьютеру, созданному для распознавания лиц, все равно, пере-

вернуто изображение или нет. Он запрограммирован

на распознавание лиц в любом положении. Почему же

эволюция дает нам возможность суперраспознавания лиц, но не позволяет распознать перевернутые лица?

По нашему мнению, мозг здесь ни при чем. Такая

способность не развилась у нас потому, что мы про-

сто не нуждаемся в распознавании перевернутых лиц.

Дарвинист посчитал бы такое утверждение абсурдом.

С точки зрения строгих дарвинистских позиций у эво-

люции нет никакой цели. Но Руди, являясь исследовате-

лем-генетиком, тем не менее убежден, что мозг растет

и развивается в соответствии с требованиями психики.

В качестве доказательства мы указываем на постоянно

меняющуюся картину связи «психика — мозг». Если

нейропластичность доказывает, что поведение и образ

жизни могут изменить мозг, не будет большой натяж-

кой назвать этот процесс эволюционным. Поскольку

по мере нашего развития наш мозг и гены постепенно

видоизменяются.

На данном этапе развития нейробиологии понятие

«предрасположенность» представляет собой неоднознач-

ную картину. Мы больше не считаем, что природа, условия

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

жизни или воспитание — независимые друг от друга



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.