Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 7 страница



ружите, что абстрактный стиль Пикассо

прекрасен.

Многие давно знают по своему опыту, что выход

на пробежку или прогулку может вырвать из тисков

хандры. Сравнивая реакцию на желтый лимон и де-

прессию, мы нашли важное различие на уровне мозга.

Некоторые исследования показали, что антидепрессан-

ты могут отчасти способствовать нейрогенезу в гиппо-

кампе. Так, мыши, которым давали антидепрессанты, демонстрировали позитивные изменения в поведении.

Бдительный читатель тут же заметит, что мы, похо-

же, противоречим сами себе. Если антидепрессанты

улучшают самочувствие, то что плохого в том, что-

бы принять таблетку и вызвать желаемый эффект?

Ну, во-первых, препараты не излечивают расстройства

настроения — они лишь уменьшают их. Как только

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

пациент прекращает принимать антидепрессант или

транквилизатор, расстройство возвращается. Во-вто-

рых, все препараты имеют побочные эффекты. В-тре-

тьих, благотворное влияние лекарств проходит с те-

чением времени, и для достижения того же эффекта

требуется увеличение дозы. (А со временем эффекта

вообще нельзя будет достичь. )

Наконец, исследования показали, что антидепрес-

санты не так эффективны, как утверждают их произ-

водители, и что в наиболее распространенных случаях

депрессии психотерапия может принести не меньшие

результаты. Мы пристрастились к простым решениям

в виде употребления таблеток, но реальность такова, что психотерапия выводит из депрессии, а таблетки —

в основном нет.

Когда меняется мозг, за ним следует и реальность.

Депрессивные люди находятся не просто в печальном

настроении, они живут в печальном мире. Солнечный

свет для них имеет серый оттенок, и цветам не хватает

яркости.

Так, сахар сладок, потому что мозг делает его слад-

ким, но для тех, кто потерял свои вкусовые рецепторы

из-за травмы или болезни, он не имеет сладости. А если

добавить ко вкусу сахара еще и эмоции, то могут сра-

ботать более тонкие качества, например ассоциативная

связь. Вид куска сахара может вызвать у человека, допустим, неприятные воспоминания об автомобиль-

ной аварии в его прошлом. Личное не может быть

отделено от фактов повседневной жизни. В процессе

создания реальности учитывается все. Любое качество

внешнего мира существует только потому, что мы его

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

создаем. Но творцом является не мозг, он лишь транс-

формирующий инструмент. Настоящим создателем

является разум.

Мы понимаем, что для осознания того факта, что

вы сами создаете свою реальность, понадобится время.

Сомнения могут возникнуть из-за отсутствия знаний

о том, как индивидуальная психика взаимодействует

с внешним миром.

Говорить, что мозг создает мысль, опыт или впечат-

ление, — это все равно что думать, что радио создает

музыку Моцарта. Роль мозга подобна роли транзи-

сторов в радио — он обеспечивает лишь материаль-

ный субстрат для передачи мысли так же, как радио

позволяет услышать радиоволны. Когда вы видите

розу, чувствуете ее роскошный аромат и поглажива-

ете ее бархатные лепестки, в вашем мозге возникают

всевозможные связи. То, как они возникают, видно

на экране ФМРТ (функциональной магнитно-резо-

нансной томографии). Но сам ваш мозг не видит розу, не чувствует ее и не касается ее. Это опыт, и только

сам человек может его переживать. Этот факт и делает

человека чем-то бо´ льшим, чем его мозг.

Покажем разницу. Еще в 1930-е годы нейрохирург-но-

ватор по имени Уайлдер Пенфилд в эксперименте

стимулировал двигательную кору головного мозга. Он

обнаружил, что воздействие небольшими электриче-

скими зарядами на эту область заставляло мышцы

двигаться. Кроме того, Пенфилд понял, что существует

различие между психическим восприятием и мозгом,

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

поскольку мозговая ткань не может чувствовать фи-

зическую боль. Даже операцию на открытом мозге

можно выполнять, когда пациент бодрствует.

Например, Пенфилд стимулировал определенную

область двигательной коры, заставляя руку пациента

подниматься. Когда того спросили, что произошло, па-

циент ответил: «Моя рука поднялась». Затем Пенфилд

предложил пациенту поднять руку и снова спросил, что

произошло. Пациент ответил: «Я поднял руку». Этим

простым прямым способом Пенфилд показал то, что

все знают инстинктивно. Одно дело, когда ваша рука

поднялась, и другое, когда вы подняли руку сами. Раз-

ница между этими действиями обнажает таинственный

разрыв между психикой и мозгом. Желание поднять

свою руку является психическим актом; а непроизволь-

ное поднятие руки вызвано определенной реакцией

мозга — и это не одно и то же.

Этот пример может показаться натянутым, но он

говорит о чрезвычайно важном факте. Пока же запом-

ните, что вы и ваш мозг — не одно и то же. Истинным

творцом является человек, а не мозг, так же как истин-

ным автором исполняемой по радио музыки является

Моцарт. Не стоит пассивно принимать какие-то внеш-

ние обстоятельства, надо осознать свою активную роль

творца. С этого по-настоящему и начинается умение

создавать реальность.

Креативность основывается на новизне. На своих

картинах Пабло Пикассо часто помещал два глаза

на одну и ту же сторону лица, что не имеет никакого

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

сходства с природным расположением (если мы не го-

ворим о камбале или палтусе, мальки которых рожда-

ются с нормальным расположением глаз, но позже их

глаза перемещаются на одну сторону головы). На эту

тему есть шутка. Учительница привела первоклассни-

ков в музей современного искусства. Подведя учени-

ков к какой-то абстрактной картине, она произнесла:

«Это, должно быть, лошадь». В ответ из конца группы

раздался голос одного из первоклашек: «Тогда почему

это не лошадь? »

Однако в абстрактной живописи допускаются та-

кие «ошибки», создающие новое виденье. Пикассо

увидел человеческое лицо по-новому. Если вы дадите

своему восприятию шанс адаптироваться, то, воз-

можно, у вас возникнут иные чувства, вы сможете

неожиданно засмеяться или проникнуться нервной

дрожью, или обнаружите, что абстрактный стиль

Пикассо прекрасен. Новый способ видеть реальность

взволнует вас, и вы станете его частью. Мозг создан

таким образом, что он позволяет каждому человеку

создавать что-то новое. Если бы мозг был только

компьютером, то он лишь хранил бы информацию, сортировал бы ее по-разному и производил бы мол-

ниеносные вычисления.

Творческая инициатива выходит за эти рамки. Она

превращает сырье жизни в совершенно новую картину, никогда ранее не виданную. Если пять вечеров подряд

вы ужинаете лапшой быстрого приготовления, вам

может это наскучить, вы начнете жаловаться и ин-

тересоваться, почему жизнь так однообразна. Но вы

всегда вольны изменить ее, сделав что-то новое. Вы

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

каждую минуту, прямо сейчас собираете свой мир как

мозаику, каждая часть которой находится под вашим

контролем.

ОБНОВЛЕНИЕ

КАК ПРЕОБРАЗОВАТЬ ВАШЕ

ВОСПРИЯТИЕ

• Берите на себя ответственность, приобретайте

свой собственный опыт.

• Скептически относитесь к фиксированным реак-

циям, своим и чьим-то еще.

• Отвергайте старые плохие привычки. Они при-

водят к неосознанному, автоматическому пове-

дению.

• Осознавайте свои эмоции и источник, из которого

они появляются.

• Анализируйте свои основные убеждения. Отка-

житесь от тех, которые вам мешают.

• Спросите себя, какую часть реальности вы не хо-

тите принимать.

• Интересуйтесь мнением окружающих вас людей.

Уважайте их точку зрения.

• Умейте сострадать, учитесь смотреть на мир чу-

жими глазами.

Все эти пункты сосредоточены на самосознании.

Когда вы делаете что-либо — завтракаете, занимае-

тесь любовью, думаете о Вселенной, пишете популяр-

ную песню, — ваш разум может находиться в одном

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

из трех состояний: бессознательном, сознательном

и самоосознающем. В бессознательном состоянии он

пассивно принимает поток данных из внешнего мира, слабо реагируя и не побуждая вас к креативности.

В сознательном состоянии разум обращает внима-

ние на этот поток, выбирает, сортирует, обрабатывает

информацию, решая, что принять, а что отклонить.

В состоянии самоосознания вы задаетесь вопросом: что в этом для меня?

Все три состояния сосуществуют в каждый момент

нашей жизни. Мы понятия не имеем, верно ли это

для такого существа, как, например, колибри. И когда

сердце птички бьется с частотой тысяча ударов в ми-

нуту, думает ли она о том, что устала? Этот вопрос воз-

никает из самоосознания. Мы полагаем, что колибри

не обладает самоосознанием, и даже сознанием. Вся

ее жизнь, наверное, протекает бессознательно.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, СОЗНАТЕЛЬНОЕ,

САМООСОЗНАЮЩЕЕ

Человек переживает одновременно все три состояния, но какое из них преобладает в данный момент, зависит

от него. Супермозг предполагает сокращение доли

бессознательных моментов и увеличение сознания

и самоосознания. Посмотрите на четвертый пункт

в предыдущем списке: «Осознавайте свои эмоции и источ-

ник, из которого они появляются». Первая часть касается

сознания, вторая — самоосознания. «Я злюсь» — это

сознательная мысль, в то время как потеря самоконтро-

ля — это бессознательный акт. Поэтому мы терпимы

к тому, кто выходит из себя, например, на месте ДТП.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Мы не воспринимаем всерьез то, что делает человек

в приступе ярости, пока она не утихнет и он не успо-

коится. Некоторые законы прощают бессознательные

действия, позволяя проявлять снисхождение для так

называемых преступлений в состоянии аффекта. Если

вы, обнаружив свою жену в постели с другим муж-

чиной, тут же душите его на месте, вы находитесь

в состоянии аффекта и действуете бессознательно, не отдавая себе отчета в своих действиях.

Как только вы задействуете самоосоз-

нание, ваша реальность меняется. Вы

начинаете управлять ситуацией, и у вас

появляется способность все изменить.

Осознание — это хорошо, но самоосознание еще

лучше. Понимание того, что вы злитесь, поможет вам

зайти не так далеко в проявлении этого чувства, по-

скольку вы контролируете процесс. Знание источника

вашей злости добавляет компонент самоосознания, что позволяет вам видеть шаблон своего поведения.

Самоосознание принимает во внимание тот факт, что

вспышки гнева в прошлом заканчивались не очень

хорошо. Может быть, из-за этого от вас ушла супруга.

Как только вы задействуете самоосознание, ваша ре-

альность меняется. Вы начинаете управлять ситуацией, и у вас появляется способность все изменить.

Осознание однозначно присутствует у животных.

Так, слоны собираются вокруг только что умершего

слоненка, стоят там какое-то время, и даже год спу-

стя возвращаются в место, где умер их сородич. Они

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

обступают слониху, потерявшую детеныша. Слоны, кажется, сострадают друг другу. А крошечная колибри, мигрирующая за тысячи миль от Мексики до штата

Миннесота, может уточнять свой маршрут, используя

визуальные указатели, расположение звезд и даже

магнитное поле Земли.

Однако самоосознание мы приписываем только

себе. (Эта гордость единообладания, однако, нахо-

дится под вопросом. Когда собаку ругают за то, что

она помочилась на ковер, животное выглядит так, будто стыдится этого поступка. Это-то как раз и есть

реакция самоосознания. ) Мы сознаем, что мы созна-

ем. Другими словами, наш уровень самоосознания

выходит за рамки простого обучения и запоминания

в мозге.

В своем исследовании болезни Альцгеймера и свя-

занных с ней генов Руди придерживается редукциониз-

ма. Но редукционистская нейробиология не объясняет, как сознание позволяет нам отделить себя от деятель-

ности мозга, и не учитывает три состояния человека.

Редукционизм просто собирает данные и раскрывает

факты. Однако между сознанием и самоосознанием

существует огромная пропасть. Любая болезнь охваты-

вает все три состояния человека — бессознательное, сознание и самоосознание. И фраза «Мне поставили

диагноз: болезнь Альцгеймера» — это заявление осоз-

нающего себя существа.

Конечно, это «осознание сознания» стало возмож-

ным благодаря мозгу. Однако до сих пор неизвестно, где на картах мозга находятся представительства созна-

ния и самоосознания; они, вероятно, не ограничены

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

одной определенной областью. Никто еще не разгадал

эту загадку. В то время как мозг оперирует чувствами

и мыслями, с которыми мы себя отождествляем, су-

пермозг призывает задействовать нашу способность

быть спокойным наблюдателем или свидетелем, кото-

рый отделен от мыслей и ощущений, поставляемых

суетным мозгом.

Так, «гневоголик» не может отстраненно понаблю-

дать за тем, что происходит, когда он впадает в ярость

и его гнев выходит из-под контроля. Он не сознает, откуда берется его гнев или что с ним делать, до тех

пор, пока у него не появляется определенная степень

отрешенности от происходящего. При сканировании

мозга различные центры в коре головного мозга заго-

раются или тускнеют, в зависимости от того, контроли-

рует ли человек свои эмоции или нет. Но для многих

людей, возможно даже для большинства, сама мысль

об отречении от своих эмоций вызывает страшные

видения стерильного, безвкусного, лишенного стра-

стей существования.

Однако эмоции меняются в зависимости от нашего

поведения.

Бессознательное.  В этом состоянии всем управляют

эмоции. Они возникают спонтанно и развиваются

по собственному сценарию. Срабатывают гормоны, приводя к стрессовой или иной реакции. Если дать

им волю, неосознанные эмоции приведут к возникно-

вению дисбаланса в мозге, при котором ослабляются

высшие центры принятия решений. И тогда у импуль-

сов страха и гнева не будет контролера. Это может при-

вести к разрушительному поведению; и со временем

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

эмоциональные привычки превратятся в застывшие

нервные пути.

Сознание.  В этом состоянии человек способен ска-

зать: «Я чувствую X», что является первым шагом

на пути приведения X в равновесие. Высший мозг

предлагает суждение, отодвигая эмоции на второй

план. Память подсказывает человеку, как эти эмоции

работали в прошлом, на пользу или во вред. Возникает

целостное состояние, в создание которого вносят свой

вклад высшая и низшая сети мозга. Когда вы прекра-

щаете быть неконтролируемым эмоционально и мо-

жете сказать как сторонний наблюдатель: «Я чувствую

X», вы достигаете первой ступени отстраненности.

Самоосознание.  Находясь в сознании, вы тем не менее

можете вести себя, как вздумается. Раздражительный

босс, который устраивает своим подчиненным разнос

год за годом, конечно, знает, что он гневается, и может

в любой момент остановиться. Но без самоосознания

он не в состоянии видеть, какой ущерб он наносит себе

и другим и чем это грозит. И однажды он может прийти

домой и с удивлением обнаружить, что от него ушла

жена… Но когда человек осознает себя, то становится

в некотором роде уникальным. У него появляется

бесконечная масса вопросов к себе: «Я чувствую, что

X превращается в “Что я думаю о Х? ”. Куда это меня

приведет? Что это означает? » Вопросы самоосозна-

ния являются ключевыми; они заставляют сознание

расширяться, и, когда это происходит, возможности

человека становятся безграничными.

Но эмоции отнюдь не враги самоосознания, они

необходимы, чтобы придать событиям смысл. Каждое

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

чувство играет свою значимую роль. Именно эмоци-

ональная окрашенность заставляет происходящее

задержаться в памяти. Вот почему, к примеру, все

прекрасно помнят свой первый романтический по-

целуй.

Однако эмоции не существуют сами по себе, они

как бы «прилипают» к нам. Обособление же способно

сделать их частью большей картины. Оно позволяет

отстраниться от своих эмоций и оценить происходящее

с помощью разума (именно поэтому каждый первый

поцелуй не заканчивается появлением ребенка). Ко-

му-то такой подход может показаться слишком рас-

четливым, но отстраненность имеет свои позитивные

стороны. Способность абстрагироваться от эмоций

позволяет наполнить смыслом каждый момент жизни.

Осознавая свои мысли и чувства, вы начинаете соз-

давать для себя новые духовные состояния, которые

отражают не только гнев, страх, радость и любопытство, но и блаженство, сострадание и удивление пред миром.

У этого творческого процесса нет предела. Ведь когда

мы предполагаем, что реальность — это нечто данное, то на самом деле принимаем не внешний мир, а свои

собственные внутренние ограничения.

ЧТО ДЕЛАЕТ ЭГО

Если у самоосознания есть враг, то это в первую оче-

редь наше эго. Оно сужает наше сознание, не позволяя

ему выйти за назначенные ему рамки. С точки зрения

мозга функция эго имеет жизненное значение. Когда

миллиарды нейронов реконструируют триллионы си-

напсов в постоянно развивающейся нейронной сети,

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

эго заставляет нас думать, что в нашем черепе все ста-

тично и спокойно. В противном случае мы столкнемся

с бурным процессом изменений, производимых мозгом

в самом себе, ибо он реагирует на каждый опыт, через

который мы проходим: спим, пробуждаемся, мечтаем

и так далее. (К слову, мозг очень активен, когда чело-

век спит, хотя большая часть этой активности остается

пока неизученной. )

Как только новые события зарегистрировались

в мозге, наше эго ассимилирует и упорядочивает их, создавая иллюзию постоянства, хотя мозг регулярно

обновляется.

Когда Руди и его жена Дора растили дочь Лайлу, они

решили, что на первом году ее жизни никогда не бу-

дут оставлять Лайлу одну и без присмотра. Другие

родители раскритиковали их решение, говоря, что это

испортит ребенка и превратит родителей в бессонных

зомби. Однако Дора и Руди не изменили своего реше-

ния. В младенческом возрасте у нас закладываются

базовые основы нейронных сетей. При этом форми-

руется мировоззрение человека. И годы спустя, когда

он будет переживать любой новый опыт — позитивный

или негативный, то будет сопоставлять его со старым

опытом, полученным в детстве.

Дора и Руди стремились заложить в мозг Лайлы

основание для счастья, безопасности и признания

(вместо недовольства, заброшенности и отчужденно-

сти). Конечно, это требовало больше усилий и вре-

мени, чем подходить к малышу, только когда он

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

плачет. Но в младенчестве весь мир ребенка — это

его родители. Именно при их заботливом внимании

у ребенка появятся прочные основания считать мир

добрым местом. Ведь мир не дается нам раз и на-

всегда, а существует таким, каким мы воспринимаем

его и встраиваем в свое мировоззрение. Поэтому

возражение, что Лайла не будет готова к суровой

реальности, не имеет под собой оснований. Как и все

мы, она будет смотреть на мир позитивно, согласно

доброму образу, который был заложен в раннем

детстве. (Лайла росла очень счастливой малышкой, она буквально излучала ту любовь, которую получила

в избытке. )

Эго служит нам для объединения всех видов опыта, но, к сожалению, оно может заходить слишком далеко.

Эгоизм является общим термином для крайнего эгоцен-

тризма, но дело не в этом. Эго ставит перед нами пара-

доксальную дилемму. Мы не можем функционировать

без него, но оно порождает массу заблуждений. Наше

«я, мне, мое» отвергает любые сознательные сообра-

жения. Вместо того чтобы отстаивать свои позитивные

личностные ценности (хорошая сторона эго), индиви-

дуалист защищает свою предвзятость и самомнение.

Но эго лишь притворяется нашим «я». На самом деле

наше истинное «я» — это глубокое осознание. Когда

вы закрываетесь от каких-то аспектов опыта, говоря

«это не я», или «я не хочу думать об этом», или «это

не имеет никакого отношения ко мне», вы исключа-

ете что-то из своего сознания, поддерживая модель

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

своего эго вместо того, чтобы открыться бесконечным

возможностям создания реальности.

За такую ограниченность приходится платить

уменьшенной или несбалансированной мозговой ак-

тивностью, которую можно видеть на томографических

снимках. Новые события эквивалентны новым ней-

ронным сетям. Они вызывают обновление, которое

поддерживает здоровье мозга. Негативная роль эго

состоит в том, что оно заставляет сознание человека

сжиматься, что, в свою очередь, ограничивает актив-

ность мозга.

Посмотрите, как некоторые мужчины отождест-

вляют утверждение «Я — мужчина» с утверждением

«Мужчина никогда не показывает своих эмоций». Но, от-

казываясь от эмоций, они тем самым отвергают

полноту жизни. Это противоречит эволюции, так

как чувства служат для направления инстинктивных

потребностей, обеспечивающих наше выживание.

Вы должны использовать свои эмоции, чтобы у вас

появилась энергия для достижения поставленных

целей. Вы должны использовать свой интеллект, чтобы выработать стратегию, и, наконец, вы должны

научиться отделять свое сознание, чтобы приобре-

сти трезвость в оценке происходящего. Другими

словами, необходимо уметь переключаться между

страстями, порожденными вашими страхами и жела-

ниями, и рациональными мыслями, самоконтролем

и дисциплиной. Так, Чарльз Линдберг должен был

обладать энергией и энтузиазмом, чтобы предпри-

нять попытку рекордного перелета через Атлантику, и одновременно сохранять спокойствие и достаточную

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

объективность, чтобы управлять своим самолетом

во время полета.

Наш мозг подвижен и динамичен. Когда вы сжима-

ете свое сознание, то нарушаете естественный процесс

мозговой активности, тем самым заставляя сжиматься

и мозг.

Так вы замораживаете свою реальность в непод-

вижных шаблонах.

ЭГО-БЛОКИ

ТИПИЧНЫЕ МЫСЛИ, КОТОРЫЕ

ОГРАНИЧИВАЮТ НАШЕ СОЗНАНИЕ

• Я не предназначен для того, чтобы этим зани-

маться.

• Я хочу находиться в своей зоне комфорта.

• Это заставит меня выглядеть плохо.

• Я просто не хочу; я не нуждаюсь в причине.

• Пусть кто-то другой сделает это.

• Я знаю свои мысли. Не пытайтесь изменить мое

мнение.

• Я знаю это лучше, чем ты.

• Я недостаточно хороший.

• Это ниже меня.

• Я собираюсь жить вечно.

Обратите внимание, что некоторые из этих мыслей

заставляют вас выглядеть важными, а некоторые —

жалкими. Но все они призваны защищать ваш имидж.

Истинная функция эго заключается в том, чтобы

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

помочь человеку построить сильное, динамичное «я»

(о том, как это сделать, будет более подробно расска-

зано в последующих главах). Но иногда эта забота

чрезмерна, и в попытке защитить вас эго оказывает

медвежью услугу, маскируя ваш страх и неуверен-

ность. Так, мужчина средних лет, который внезапно

покупает красный спортивный автомобиль, на самом

деле прячет свою неуверенность в себе, как и жен-

щина средних лет, которая идет на пластическую

операцию, когда вокруг ее глаз появляются первые

морщинки. Но это неверный путь: вместо того чтобы

двигаться вперед в деле создания новой реальности, мы укрепляем ту же самую старую реальность, в ко-

торой, как нам кажется, мы чувствуем себя в безо-

пасности. Для одних людей безопасным является

чувство собственной важности: например, человек

глубоко внутри ощущает себя жалким и скрывает

это под внешней бравадой. Другие ищут безопас-

ность в излишней скромности, даже робости. Тут нет

универсальной формулы. Но если вы закрываете для

себя определенный опыт, вы даже не представляете, что теряете.

Создание реальности — процесс взаимный. Вы соз-

даете ее, когда она делает то же самое с вами. На ней-

робиологическом уровне возбуждающие нейротранс-

миттеры вроде глутамата занимаются постоянным

уравновешиванием инь и ян вместе с тормозными

нейротрансмиттерами вроде глицина. Эмоции и ин-

теллект кружатся в танце, который порождает вашу

личность и эго. Все это дает вам ощущение того, кто

вы есть и какова ваша реакция на жизнь.

Вы всегда вольны

изменить жизнь,

сделав что-то

новое.

Вы каждую минуту,

прямо сейчас

собираете

свой мир как

мозаику,

каждая часть которой

находится под вашим

контролем.

ГЛАВА 4. ВАШ МОЗГ, ВАШ МИР

Кроме того, с момента вашего нахождения в утробе

матери каждый чувственный опыт создавал синапсы, которые объединяли ваши воспоминания, заклады-

вая основы вашей нейронной сети. Эти изначальные

синапсы и сформировали вас. Подумайте над своей

реакцией на обычного домашнего паука. Теоретиче-

ски у вас может быть любая реакция, но в реальности

ваша индивидуальная реакция прочно встроена в вас

и кажется естественной после того, как вы ее усвоили.

«Пауки вызывают во мне отвращение», или «Пауки не беспо-

коят меня», или «Я смертельно боюсь пауков» — это лишь

решения эго, которые вы сформировали, но которые

также сформировали и вас. И эго склонно превра-

щать личную реакцию в факт: «Пауки отвратительны, пауки безобидны, пауки страшны». Оно таким образом

превращает субъективные суждения в «объективную»

реальность.

А теперь вместо слова «паук» подставьте слово «ка-

толики», «евреи», «цветные», «полиция», «враг» и т. д.

В основе таких предубеждений лежат страх, ненависть

и защитная реакция эго. Этим манипуляциям эго

можно противостоять, задав себе несколько простых

вопросов. Спросите себя:

• Почему я так думаю?

• Что меня действительно мотивирует?

• Может быть, я просто всегда повторяю одно

и то же (говорю, думаю или делаю)?

Ценность такого вопрошания самого себя состоит

в том, что вы вольны идти дальше. Вы освежаете свои

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

реакции; и вы позволяете самоосознанию расширяться.

А обработка информации стимулирует мозг на самооб-

новление, и ваша психика выходит за пределы вообра-

жаемых ограничений. То, что неподвижно, — ограниче-

но; а то, что динамично, — позволяет выйти за пределы.

Супермозг — это полное устранение барьеров. Каж-

дый шаг приближает вас к вашей истинной сущно-

сти, которая создает реальность в состоянии свободы.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ СУПЕРМОЗГА: избыточный вес

Избыточный вес — это проблема, для решения кото-

рой как раз и следует использовать мозг по-новому. Бо-

лее трети американцев имеют избыточную массу тела, а более четверти страдают ожирением. Если оставить

в стороне медицинские проблемы, то можно сказать, что эта эпидемия связана с выбором, который мы дела-

ем. Широкомасштабные кампании в пользу здорового

образа жизни, похоже, не помогают. Наше общество, члены которого потребляют в среднем 68 кг сахара

в год, съедают одну десятую часть всех блюд в «Мак-

доналдсе» и каждые 10 лет увеличивают потребляе-

мые порции, не торопится исправлять эту ситуацию.

Ожирение вышло за пределы разумного, потому что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.