Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 4 страница



вглубь. В результате становятся возможными такие

всплески массового насилия, как это было во время

двух мировых войн, когда вся эта подавляемая при-

митивная энергия выходит наружу.

Мы не сможем обсудить здесь тысячи книг, на-

писанных на эту тему, и не претендуем на то, чтобы

предложить какой-то идеальный ответ. Но полагаем, что в корне неправильно считать людей марионетка-

ми животных инстинктов. Во-первых, потому что это

просто нелогично. Высший мозг настолько же естестве-

нен, силен и развит, как и низшие этажи мозга. Цепи

нейронов, которые формируют обратные связи между

высшими и низшими уровнями мозга, — пластичны.

Например, если вы нападающий в профессиональном

хоккее и ваша работа — затевать потасовки на льду,

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

то вы, возможно, закрепляете в своем мозге цепи агрес-

сии. Но выбор всегда остается за вами. И если придет

время, когда вы пожалеете об этом выборе, вы можете

удалиться в буддистский монастырь, помедитировать, испытать сострадание к миру и сформировать новые

связи в своем мозге, соответствующие более высокому

мировосприятию.

Свобода выбора не запрещена предустановками

программирования (за очень редким исключением).

«Мой мозг заставил меня сделать это», — так нередко

теперь оправдывают почти любое недостойное поведе-

ние. Но в том-то и дело, что человек способен осозна-

вать свои эмоции и не идентифицировать себя с ними.

Правда, это легче сказать, чем сделать (особенно че-

ловеку, страдающему от биполярного расстройства5, наркотической зависимости или какой-либо фобии).

Так или иначе, но путь к здоровью мозга лежит через

осознание.  Именно оно позволяет делать каждый шаг

на этом пути.

В мозге энергия течет туда, куда направлено со-

знание. Когда ее поток прекращается, вы попадаете

в тупик. Это иллюзия, но когда вы в ней оказывае-

тесь, тупик вам кажется вполне реальным. Возьмем, к примеру, человека, который страдает арахнофобией, то есть смертельно боится пауков. Фобии — это фик-

сированные (то есть тупиковые) реакции.

Такой человек не может смотреть на паука без при-

ступа панического страха. В это время его низший

5 Другое название — маниакально-депрессивное расстрой-

ство. —  Прим. ред.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

мозг вызывает сложный химический каскад реакций.

Гормоны мчатся через кровоток, чтобы ускорить серд-

цебиение и поднять артериальное давление. Мышцы

подготавливаются к борьбе или бегству. Взгляд фикси-

руется на том, чего он так боится. Паук представляется

человеку огромным чудовищем. Эта реакция страха

настолько сильна, что высший мозг, который прекрасно

знает, что большинство пауков безвредны, блокируется.

Человек — руководитель и пользователь

своего мозга. Человек — это не только

его мозг, а нечто гораздо большее. Это

главное, о чем всегда стоит помнить.

Вот яркий пример того, как мозг использует чело-

века. Он навязывает ложную реальность. Все фобии —

это, по сути, искажения реальности. Высота отнюдь

не обязательный повод для паники; не являются тако-

выми и открытые пространства, полеты на самолете

и множество других вещей, которых боятся страдаю-

щие различными фобиями. Отказавшись от власти

управлять собой и своим мозгом, эти люди заходят

в тупик фиксированных реакций.

Фобии могут быть успешно преодолены за счет

осознания и восстановления контроля над собой, то

есть пользовательского управления мозгом, как это

и должно быть. Одна из успешных методик, помо-

гающих преодолевать навязчивые страхи: человеку

предлагают во всех деталях вообразить именно то, чего он так боится. Арахнофоба, например, просят

представить себе паука и увеличить или уменьшить

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

его образ. А затем заставить этот пугающий образ

перемещаться вперед и назад. Даже такое простое

манипулирование образом объекта, вызывающего

страх, может очень эффективно рассеять его силу, потому что страх сковывает все другие психические

процессы. Постепенно, в ходе терапии, можно перейти

к реальному пауку в прозрачном ящике. Испытываю-

щего страх человека просят без паники приблизиться

к ящику как можно ближе. Расстояние можно выби-

рать самостоятельно, в зависимости от уровня своего

комфорта. Со временем эта свобода менять дистанцию

позволяет человеку восстановить контроль над собой.

Человек начинает понимать, что у него есть и другие

варианты поведения, помимо панической реакции.

Очевидно, что высший мозг может преодолеть даже

самые глубокие инстинкты. В противном случае у нас

не было бы альпинистов, канатоходцев и укротите-

лей львов. Плохо одно — все мы мало отличаемся

от страдающих фобиями людей, которые не могут

даже представить себе изображение паука без того, чтобы их не прошиб холодный пот.

На самом деле мы капитулируем перед боязнью, а не перед пауками. Наши постоянные страхи иного

рода, но мы почему-то считаем их нормальными. Мы

боимся неудач, унижений, одиночества, старости, бо-

лезней и смерти. Трагически нелепо, что тот же самый

мозг, который может победить фобию, подвергает

человека страхам, которые преследуют его всю жизнь.

Между прочим, так называемые низшие существа

наслаждаются свободой от наших надуманных стра-

хов. Когда гепард нападает на газель, она паникует

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

и борется за свою жизнь. Но если хищника рядом

нет, антилопа спокойна и безмятежна. Мы же всегда

о чем-то переживаем, и зачастую это переходит в про-

блемы со здоровьем. Когда вы позволяете своему мозгу

использовать вас, то платите за это очень высокую

цену. Но если вы научитесь сами управлять мозгом, то получите поистине бесценное вознаграждение.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ СУПЕРМОЗГА: потеря памяти

В этой книге мы продвигаем идею о том, что настала

пора изменить отношение к своему мозгу. Прежде

всего, нужно научиться по-новому относиться к памяти.

Не обязательно требовать от нее совершенства, нужно

просто правильно реагировать на сбои в ее работе.

Если вы рассматриваете небольшие пробелы в памяти

как предупреждение о неизбежном ухудшении памяти

с возрастом или как указание на снижение своего ин-

теллекта, то вы способствуете тому, что ваши опасения

сбудутся. Каждый раз, когда вы жалуетесь на ухудше-

ние своей памяти, вы усиливаете это послание в своем

мозге. В соотношении «психика — мозг» большинство

людей спешат обвинить во всем последний. Однако

лучше обратить внимание на свои привычки, поведе-

ние, нацеленность и интерес к тому, что вы делаете.

Все это относится к категории психических, или пси-

хологических, факторов.

Прекратив интересоваться чем-то новым, вы лиша-

ете память необходимой поддержки. Простая аксиома

гласит: все, на что вы обращаете внимание, меняется

и совершенствуется. Чтобы укрепить память, следует

обратить внимание на то, как проходит ваша жизнь. Что

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

здесь имеется в виду? Здесь можно привести длинный

список, но главное, на чем следует заострить внима-

ние, это ваша естественная активность. Она должна

присутствовать всегда. Только вот с возрастом вы

должны делать более осознанный выбор, чем делали

ранее в своей жизни.

ПРОГРАММА ОСОЗНАННОЙ ПАМЯТИ

• Будьте увлечены своей жизнью и событиями, которыми вы ее заполняете.

• С интересом изучайте какие-то новые вещи.

• Обращайте свое внимание на то, что вам пона-

добится вспомнить позднее. Большинство про-

валов в памяти — это на самом деле провалы

в запоминании.

• Активно извлекайте старые воспоминания из па-

мяти, меньше полагайтесь на подсказки.

• Старайтесь сохранять свою память. Сопротив-

ляйтесь пессимистическим ожиданиям людей, которые считают потерю памяти «нормальной».

• Не бойтесь случайных провалов и не вините себя.

• Если что-то не припоминается сразу, не считай-

те, что забыли это напрочь. Будьте терпеливы

и дайте поисковой системе мозга еще несколько

секунд или минут. Сосредоточьтесь на событиях

или людях, которые ассоциируются у вас с за-

бытым аспектом, и вы, скорее всего, его скоро

припомните. Все запечатляемое в нашей памяти

ассоциируется с информацией, поступившей туда

ранее. Это основа обучения и запоминания.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

• Будьте всесторонними в своей мысленной актив-

ности. При разгадывании кроссворда исполь-

зуется часть системы памяти, отличная от той

части, которая включается при припоминании, какие продукты нужно купить в магазине, а при

изучении нового языка или запоминании лиц

людей, с которыми вы только что познакоми-

лись, работает уже третий вид памяти. Активно

тренируйте все аспекты памяти, а не только те, в которых вы сильны.

Общим в этой программе является опора на связь

«психика — мозг». Для тренировок важен каждый день.

Ваш мозг никогда не перестает обращать внимание на то, что происходит, и его реакция может быть очень бы-

строй, если ему будет поставлена такая задача. Так, дав-

ний друг Дипака, медицинский редактор, гордится своей

памятью с детства. Он утверждает, что вовсе не обладает

эйдетической (то есть фотографической) памятью.

По его словам, он просто «настраивает свою антенну».

Уделяя внимание повседневным событиям и впечатле-

ниям, он может потом припомнить их быстро и надежно.

Недавно ему исполнилось шестьдесят пять, как

и большинству его друзей. Мало-помалу они начали

обмениваться невеселыми шутками о своей старости.

(Вроде: «Моя память так же хороша, как и раньше.

Я не могу вспомнить все в тот же день». ) И этот чело-

век стал замечать периодические пробелы в памяти, хотя у него не было с ней проблем, когда он проводил

исследования для своей работы.

Если, становясь

старше, вы

чувствуете,

что вас

подводит

память,

не впадайте в панику

и не миритесь

с неизбежным.

Сосредоточьте

свои усилия

на умственной

деятельности,

улучшающей работу

мозга.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

«Не особенно беспокоясь об этом, — говорит он, —

я решил начать составлять список покупок. До той поры

я никогда не составлял таких списков. Когда я шел

в магазин, то прекрасно помнил все, что надо купить, даже если мне требовалось несколько больших сумок

разных продуктов для моей опустошенной кухни. И вот

я начал вывешивать список покупок на моем рабочем

столе, и тогда произошла странная вещь. Через день или

два я не мог вспомнить, что я хочу купить. Без списка

в руках я был беспомощен и бродил по магазину, наде-

ясь, что если я увижу картофель или кленовый сироп, то тут же вспомню, что именно за ними я сюда и пришел.

Поначалу я смеялся над этим, но дело приняло серьез-

ный оборот, когда я забыл купить сахар во время двух

подряд походов в магазин. Теперь я пытаюсь отучить

себя от этих списков. Я полон решимости сделать это, но к ним быстро привыкаешь».

Извлекая урок из его примера, сядьте и посмотрите, каким вещам вы смогли бы уделять больше внимания, используя меньше шпаргалок. Наша «Программа

осознанной памяти» поможет вам, поскольку она за-

трагивает основные области, на которые стоит обратить

внимание. Самые привычные вещи могут показаться

несущественными, но они-то и важны.

Можете ли вы отучить себя от составления списков

и планов, которые вы способны запомнить без этого?

Попробуйте взять свой перечень покупок в магазин, но не смотрите в него. Купите как можно больше

по памяти и только затем сверьтесь со шпаргалкой.

Когда вы убедитесь, что все прекрасно помните и так, откажитесь от списков совсем.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Можете ли вы прекратить винить себя в сбоях

памяти? Остановитесь в следующий раз, когда авто-

матически скажете: «Я ничего не помню» или «Еще

один провал в памяти». Проявите терпение и ждите, пытаясь вспомнить. Если вы настроите себя на то, что необходимое скоро вспомнится, так и произойдет.

Перестаньте блокировать свою память. Припомина-

ние — дело тонкое: вы можете легко помешать это-

му процессу, если будете чем-то заняты, отвлечены, обеспокоены, вымотаны, если вы устали от недостатка

сна или перенапряглись психологически, выполняя

больше двух дел одновременно. Подумайте сначала

об этих аспектах, прежде чем винить во всем свой

возраст и мозг.

Если мы сознательно решаем научиться

чему-то новому или сделать что-то при-

вычное иным способом, мы эффективно

перепрограммируем свой мозг, тем самым

совершенствуя его.

Создайте благоприятные для памяти условия, ко-

торые противоположны тому, что мы только что пе-

речислили в качестве препятствий. Иными словами, позаботьтесь о преодолении стрессов, высыпайтесь, будьте спокойны, не перенапрягайтесь, выполняя

несколько дел одновременно, и так далее. Помогает

и выработка распорядка дня. Если вы живете в рас-

сеянности и отвлекаетесь то и дело на что-то необя-

зательное, возникает ненужная сенсорная перегрузка

вашего мозга.

ГЛАВА 3. ГЕРОИ СУПЕРМОЗГА

Если, становясь старше, вы чувствуете, что вас

подводит память, не впадайте в панику и не ми-

ритесь с неизбежным. Сосредоточьте свои усилия

на умственной деятельности, улучшающей функци-

онирование мозга. Для его регулярной тренировки

существует, к примеру, определенное программное

обеспечение, включая так называемые «мозговые

спортзалы» и книги типа «Neurobics» («Нейробика») (эта книга написана в соавторстве с нейробиологом

из Университета Дьюка Ларри Кацем). Сообщения

о преодолении нарушений памяти с помощью этих

инструментов пока еще единичны, но тем не менее

обнадеживающие.

Наконец, смотрите на весь процесс как на вполне

естественный. Мозг был создан, чтобы следовать ука-

заниям человека, и чем вы спокойнее, тем лучше рабо-

тает связка «психика — мозг». Хорошая память — та, на которую вы полагаетесь, просто доверяя ей.

ГЛАВА 3. ГЕРОИ СУПЕРМОЗГА

Теперь, когда мы рассеяли несколько мифов, появил-

ся свет в конце тоннеля, финальной точкой которого

является супермозг. Однако есть препятствие, весьма

затрудняющее путь к нему: уровень сложности. Ней-

ронная сеть нашего мозга — это компьютер не только

нашего организма, но и всей нашей жизни. Он впиты-

вает и регистрирует каждое событие, каким бы незна-

чительным оно ни было, сравнивает его с прошлыми

событиями, а затем сохраняет его.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Когда вы восклицаете: «Опять спагетти?! Мы уже

ели их дважды на прошлой неделе», — это благодаря

тому, что ваш мозг хранит информацию, постоянно

сравнивая сегодняшний день со вчерашним. Вы раз-

виваете симпатии и антипатии, испытываете скуку, стремитесь к разнообразию и, пройдя один этап своей

жизни, становитесь готовы к следующему. Мозг уча-

ствует во всем этом. Он постоянно связывает новую

информацию с тем, что вы узнали в прошлом. Вы

ежесекундно переделываете и совершенствуете свою

нейронную сеть, но то же самое делает и мир вокруг

вас, который вы воспринимаете. И даже мощнейший

из ныне существующих суперкомпьютеров не спосо-

бен выполнить все эти задачи, которые мы считаем

обычными.

Мозг не пугают бесконечные задачи, встающие

перед ним. Чем больше вы их ставите, тем больше он

способен сделать. Мозг способен создать квадрилли-

он (миллион миллиардов) синапсов. Каждый похож

на микроскопический телефон, который соединяет-

ся с любым другим телефоном на линии так часто, как требуется. Биолог, лауреат Нобелевской премии, Джералд Эдельман считает, что число возможных

нейронных сетей в мозге составляет 10 с миллионом

нулей. Притом число частиц в известной нам Вселен-

ной оценивается всего лишь числом 10 с 79 нулями!

Вам может казаться, что вы читаете это предло-

жение прямо сейчас или выглядываете в окно, что-

бы проверить погоду, но на самом деле вы делаете

не это. На самом деле вы… опережаете Вселенную.

И это факт, а не научная фантастика. Иногда этот

ГЛАВА 3. ГЕРОИ СУПЕРМОЗГА

факт вторгается в повседневную жизнь, давая пора-

зительные результаты. И когда такое происходит, уро-

вень сложности становится либо другом, либо врагом, а иногда и тем и другим.

Один из самых эксклюзивных клубов в мире состоит

из горстки людей, которые переживают таинствен-

ное состояние, открытое наукой совсем недавно, в 2006 году, — гипертимезию. Они помнят всё. Аб-

солютно всё. Когда они собираются вместе, то игра-

ют в психологические игры типа «Какое у тебя было

самое лучшее 4 апреля? ». Все участники игры быстро

пролистывают свои внутренние каталоги, но вместо

карточек они вытаскивают оттуда реальные события, происходившие каждое 4 апреля их жизни. Через минуту

кто-то из них говорит: «О, конечно. Это был 1983 год.

Я была в новом желтом сарафане, и мы с мамой пили

лимонад на пляже, а мой отец читал газету. Была вторая

половина дня, а в шесть вечера мы пошли ужинать

в ресторан морепродуктов и ели там омаров».

Они могут безошибочно точно вспомнить любой

день своей жизни. («Тимезия» — корень слова ги-

пертимезия, по-гречески означает «воспоминание».

А «гипер» значит «чрезмерный». ) Исследователи

нашли всего семь или восемь американцев на се-

годняшний день, которые наделены такой способно-

стью. Гипертимезия не болезнь. Эти люди не имеют

никаких повреждений и отклонений в работе го-

ловного мозга, и в некоторых случаях их способ-

ность помнить все детали своей жизни проявилась

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

внезапно, в какой-то день, когда память вдруг сде-

лала огромный скачок.

Для того чтобы подтвердить гипертимезию, человек

должен пройти тесты памяти, которые кажутся невоз-

можными. Одной женщине, например, наиграли глав-

ную песню из сериала, две серии которого показывали

по телевизору в 1980-х годах, и она тут же вспомнила

его название, хотя видела всего одну серию. Еще

одна кандидатка была бейсбольной болельщицей.

Ее попросили вспомнить счет одной из прошлых игр

между командами Питтсбурга и Цинциннати. «Это хи-

трый вопрос, — ответила она. — Самолет команды

сломался, и Питтсбург так и не прилетел на игру. Она

не состоялась».

В предыдущей главе этой книги мы обсудили па-

мять, и гипертимезия служит высшим примером того, как способность, которая есть у всех, достигает сверх-

человеческого уровня, — однако она все-таки остает-

ся человеческой. Когда одну испытуемую спросили, нравится ли ей, что она может вспомнить все, она

лишь вздохнула: «Я помню все случаи, когда моя мать

говорила мне, что я слишком толстая». Наделенные

гипертимезией утверждают, что отчетливая доступ-

ность прошлого может быть очень болезненной. Они

стараются не думать о неприятных событиях своей

жизни. Вспоминать о них неприятно для всех, а уж

для тех, кто помнит все досконально, это то же самое, что проживать события заново. Чаще всего воспоми-

нания этих людей бывают неконтролируемыми. Если

ГЛАВА 3. ГЕРОИ СУПЕРМОЗГА

упоминается какая-то дата, то перед их мысленным

взором сразу же возникают образы, связанные с этой

датой, которые разворачиваются параллельно с обыч-

ным зрительным восприятием. («Это похоже на раз-

деленный экран; я говорю с кем-либо и при этом вижу

что-то еще», — сообщает один испытуемый. ) Но мы с вами, скорее всего, не обладаем гипер-

тимезией. Тогда какое отношение это имеет к су-

пермозгу? Вот тут мы подошли к проблеме уровня

сложности. Наука изучает общую память и мозговые

центры памяти; некоторые из них увеличены у людей

с гипертимезией. Причина этого неизвестна. Иссле-

дователи подозревают, что здесь причастно обсессив-

но-компульсивное расстройство (ОКР), поскольку

люди с гипертимезией склонны к компульсивному

поведению6 либо различным формам дефицита вни-

мания. Таким образом, те, кто хорошо помнят, возмож-

но, просто долго ворошат прошедшие события, и эти

воспоминания захлестывают их. А возможно, у этих

людей не развилась способность забывать. В случае

с человеческим мозгом можно всегда рассчитывать

на одну вещь: рассматривая особые частные случаи, мы можем вывести общее правило.

6 Другое название — навязчивое поведение: склонность

к повторению некоторых условных действий, к ритуализа-

ции и упорядочиванию поведения, заведомой его фиксации

и инвентаризации (частое мытье рук, пересчитывание тре-

щин на асфальте на своем пути, безудержное составление

всяких списков и планов на будущее, долгое пережевывание

прошедших событий и т. п. ). — Прим. ред.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ИЩЕМ ГЕРОЕВ

Чтобы обойти проблему сложности, нужно перевернуть

ее с ног на голову. Если наш мозг по числу потенци-

альных возможностей опережает Вселенную, значит, его скрытый резерв гораздо выше, чем предполагают.

Давайте оставим эти квадриллионы соединений ней-

робиологам и выберем три области, где в нормальном

здоровом мозге достижима пиковая производитель-

ность. В каждой из них всегда есть свои герои-перво-

проходцы. Их по праву можно назвать обладателями

супермозга, даже если раньше вы не воспринимали

их подобным образом.

Герой № 1. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

Адаптивность

Наш первый герой — великий физик Альберт Эйн-

штейн. Интеллект и творческие способности (креатив-

ность) гениев выходят далеко за рамки привычного.

Но мы выбрали его не только за интеллект и за «хо-

рошие гены». Дело в том, что добиваться блестящих

успехов помогает… использование мозга определен-

ным способом. Эйнштейн использовал свой мозг

так, как смог бы научиться любой человек. Если вы

закрываете для себя тот способ применения мозга, который задействовал Эйнштейн, вы ограничиваете

свои возможности достижения успеха.

Самое главное — это адаптивность (приспособляемость).

Супермозг использует нашу врожденную способ-

ность адаптироваться, которая необходима для выжи-

вания. Люди успешнее всех живых существ на планете

приспособились к жизни в самых разных условиях

ГЛАВА 3. ГЕРОИ СУПЕРМОЗГА

окружающей среды. Мы приспосабливаемся к самому

суровому климату, самым разнообразным продуктам

питания, преодолеваем тяжелые болезни и с успехом

переживаем самые ужасные природные катаклизмы.

Наш вид Гомо сапиенс делает это настолько хорошо, что мы принимаем это как должное, пока перед нами

не появляется кто-то, кто выводит адаптацию на новый

уровень, кто-то вроде Эйнштейна.

Можно сказать, что Эйнштейн адаптировался, стоя перед неизвестным и завоевывая его. Мы

сталкиваемся с неизвестным каждый день в самых

разных областях — жизнь полна неожиданных сюр-

призов. Областью неизвестного у Энштейна была

физика, Чтобы адаптироваться, он развил в себе

три сильных качества и умение преодолевать три

препятствия.

Три сильных качества: легкое отношение к жизни, гибкость, невозмутимость.

Три препятствия: привычки, заданная обусловлен-

ность, зацикленность на чем-то одном.

Адаптивность человека проявляется в том, насколь-

ко легко он относится к жизни, насколько он гибок

и невозмутим перед лицом трудностей. Если человек

плохо адаптируется, над ним властвуют привычки и за-

данная обусловленность (приверженность стандарт-

ным схемам поведения), заставляющие его топтаться

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

на месте. Неприятные воспоминания о потрясениях

и неудачах в прошлом убеждают его снова и снова

в том, насколько он ограничен.

Эйнштейн смог преодолеть стереотипы мышления, которые его окружали. Его спокойствие во многом

послужило почвой тому, что гениальные решения

пришли к ученому через сновидения и интуицию.

Но сначала он детально изучил все относящееся к ин-

тересовавшей его проблеме и только затем пришел

к признанию неведомых ранее возможностей в ее

решении.

Эйнштейн адаптировался, стоя перед не-

известным и завоевывая его. Мы стал-

киваемся с неизвестным каждый день —

жизнь полна неожиданных сюрпризов.

Общественность до сих пор воспринимает Энштей-

на как умника с растрепанными волосами, пишущего

на доске какие-то мудреные математические уравне-

ния. Но давайте посмотрим на биографию Эйнштей-

на с точки зрения особенностей его личности. Сам

он говорил, что основной мотивацией для него было

благоговение и удивление перед тайнами природы, и утверждал, что проникновение в тайны Вселенной

было похоже на прямое чтение божественного про-

мысла. Воспринимая космос как тайну, Эйнштейн

отказался от привычного механистического взгляда

на него как на гигантский механизм, чьи движущиеся

части можно вычислить и измерить — так восприни-

мала мир традиционная ньютоновская физика.

ГЛАВА 3. ГЕРОИ СУПЕРМОЗГА

Примечательно, что Эйнштейн взял базовые

понятия гравитации и пространства классической

ньютоновской физики, но совершенно по-новому их

истолковал. Именно эти понятия легли в основу тео-

рии относительности и знаменитой формулы: E=mc2.  

И хотя конечный результат его поисков оказался

представленным в виде математической формулы, это был лишь завершающий этап всей творческой

работы — формальное резюме свободных творческих

прозрений. Эйнштейн как-то сказал начинающим

студентам: «Не беспокойтесь о своих проблемах

с математикой. Уверяю вас, я тоже в ней не очень

силен». И это была отнюдь не ложная скромность.

Творческие прозрения опираются на гибкость и силу

воображения, а не на рассудок и сухие расчеты. Од-

нажды Эйнштейн просто «увидел», как работают вре-

мя и пространство, а математическое доказательство

этого озарения пришло к нему позже — и с огромным

трудом.

Когда вы сталкиваетесь с какой-то проблемой, вы

можете действовать по накатанной схеме или при-

бегнуть к новому способу ее решения. Первый путь

гораздо легче. Возьмите, например, пожилых супругов, которые постоянно ругаются друг с другом. Никто

из них не хочет уступать другому ни дюйма. Ссоры

превращаются в ритуал, в процессе которого каждый

повторяет свое мнение и выдвигает жалобы, демон-

стрируя неспособность принять точку зрения другого.

В результате супруги заходят в тупик и чувствуют

разочарование. Есть ли способ прекратить страдания

этой пожилой четы?

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Вместо того чтобы зацикливаться на старых схемах

поведения, они могут заставить свой мозг адаптиро-

ваться к новым.

ЧТО ЗНАЧИТ УМЕТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ

• Перестаньте повторять то, что изначально ни-

когда не работало.

• Отступите и поищите новое решение.

• Прекратите бороться на уровне проблемы — там

никогда нет решения.

• Решайте проблему как свою собственную, не сва-

ливая ее на другого человека.

• Когда возобновляется старая стрессовая ситу-

ация, уйдите от нее, не дайте конфликту разго-

реться.

• Воспринимайте свой «праведный гнев» объек-

тивно, ибо на самом деле это разрушительное

чувство, маскирующееся под справедливое не-

годование.

• Заново выстраивайте связи, которые стали шат-

кими.

• Возьмите в этом инициативу на себя, даже если

это кажется вам несправедливым.

• Не придавайте особого значения тому, чтобы до-

казать свою правоту. В общем плане вещей пра-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.