Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 3 страница



наш мозг является гибким и пластичным, способным

подстраиваться под изменения окружающей среды.

В области массовой гибели нейронов про-

исходит нечто похожее на волшебство.

Выжившие нейроны начинают выращи-

вать новые окончания, компенсирующие

потерянные.

Гораздо позже, в середине ХХ века, американский

психолог Карл Лэшли предоставил доказательства

этого феномена. Лэшли обучал крыс поиску пищи

в лабиринте, а затем постепенно удалял значитель-

ные части коры их головного мозга, чтобы проверить, на каком этапе удаления животные начнут забывать то, чему научились ранее. Он предположил, что, учитывая

нежность тканей мозга и полную зависимость существа

от его функционирования, ликвидация небольшой

части мозга приведет к серьезной потере памяти.

Однако Лэшли с удивлением обнаружил, что можно

убрать 90% коры мозга крысы, но она все равно будет

успешно ориентироваться в лабиринте. Как выясни-

лось, в процессе обучения в лабиринте крысы создают

множество различных типов избыточных синапсов, основанных на всех их ощущениях. И самые разные

структуры их мозга взаимодействуют, чтобы сфор-

мировать пересекающиеся чувственные ассоциации.

Когда вы позволяете

своему мозгу

использовать вас,

то платите

за это

очень высокую цену.

Но если вы научитесь

сами управлять

мозгом,

то получите

поистине бесценное

вознаграждение.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

Иными словами, крысы были способны находить зна-

комый путь к пище в лабиринте не только с помощью

зрения, но и с помощью обоняния и осязания3. Когда

изымались кусочки коры головного мозга, в нем созда-

вались новые ответвления (аксоны) и формировались

новые синапсы, позволяющие крысе больше полагаться

на другие органы чувств, пусть и на основе минимума

оставшихся подсказок.

И здесь мы видим первый серьезный довод в пользу

того, что в мозге есть пути, но нет проводов. Эти пути

состоят из живой ткани, которая изменяет форму

под воздействием мыслей, воспоминаний, желаний

и опыта. Дипак помнит дискуссионную медицин-

скую статью 1980 года под полушутливым названием

«А так ли уж нужен этот мозг? ». Она была основана

на исследованиях британского невролога Джона Лор-

бера, который работал с пациентами, страдающими

гидроцефалией — болезнью, при которой в мозге

накапливается избыточная жидкость4. Возникающее

в результате давление убивает клетки мозга. Всегда

считалось, что гидроцефалия приводит к умственной

отсталости, а также к другим серьезным повреждениям

и даже к смерти.

Ранее Лорбер описал двух младенцев, рожден-

ных без коры головного мозга. Но, несмотря на этот

3 У крысы функцию осязания при ориентации в простран-

стве выполняют вибриссы. — Прим. ред.

4 При этом новорожденные обычно появляются на свет

с заметно увеличенной головой. — Прим. ред.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

редкий и фатальный дефект, они вроде бы развива-

лись нормально, без каких-либо внешних признаков

умственной отсталости. Правда, один ребенок прожил

только три месяца, второй — один год. Еще один слу-

чай был описан исследователем сразу после этих двух.

Коллега Лорбера по Шеффилдскому университету

направил к ученому молодого человека, у которого

была увеличенная голова. Этот юноша закончил кол-

ледж с отличием по математике и имел IQ равное 126.

У него не наблюдалось никаких известных медицине

последствий гидроцефалии; он жил обычной жизнью.

Однако, по словам Лорбера, томография показала, что

у этого человека «практически нет мозга». Череп был

выстлан тонким слоем клеток головного мозга толщи-

ной около 1 мм, а остальное пространство в черепе

было заполнено мозговой жидкостью!

После этого Лорбер пошел дальше и записал более

600 подобных случаев. Он разделил своих испытуе-

мых на четыре категории — в зависимости от того, сколько жидкости было в их мозге. Наиболее тяжелая

категория, на долю которой приходится только 10%

выборки, состояла из людей, чья мозговая полость

была заполнена жидкостью на 95%. Из них половина

были умственно отсталыми; другая же половина об-

следованных имели IQ выше 100!

Неудивительно, что скептики тут же бросились

в атаку. Одни утверждали, что Лорбер, должно быть, неправильно интерпретировал результаты компьютер-

ной томографии, но тот заверил оппонентов, что его

доказательства были железными. Другие говорили, что

на самом деле он не указал оставшуюся массу мозга

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

у обследованных, на что Лорбер сухо отвечал: «Да, я не могу точно сказать, весил ли мозг студента-ма-

тематика 50 г или 150 г, но совершенно очевидно, что

это не был обычный мозг массой в 1, 5 кг».

Более благожелательно настроенные неврологи

заявили, что эти результаты являются доказательством

того, насколько избыточен мозг в своих функциях, мно-

гие из которых дублируются и пересекаются. Но дру-

гие отмахнулись от этого объяснения, отметив, что

«избыточность — это отговорка, чтобы обойти то, что

вы не понимаете». И до сего дня этот феномен окутан

тайной, но мы должны помнить о нем по мере того, как разворачивается наша дискуссия. Может быть, это

наглядный пример главенства психики над мозгом.

Возможно, мозг — даже совершенно миниатюрный —

служит лишь для выполнения команд разума?

Однако не будем ограничиваться только примерами

повреждений мозга. Более свежая иллюстрация «пере-

программирования» нейронов представлена в работах

нейробиолога Майкла Мерзенича и его коллег из Ка-

лифорнийского университета, Сан-Франциско. Они

экспериментировали с семью маленькими обезьян-

ками, которые были обучены искать пищу пальцами.

В ходе эксперимента ученые поместили пахнущие

бананом шарики на дно небольших контейнеров. Одни

контейнеры были широкими и мелкими, другие уз-

кими и глубокими. Вначале животные предпочитали

доставать пищу из контейнеров первого типа, так как

это было проще. Однако со временем все подопытные

обезьянки научились очень ловко добывать пищу не-

зависимо от того, насколько трудно им приходилось

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

просовывать в глубокий контейнер свои маленькие

пальцы. После этого ученые просканировали сома-

тосенсорную кору мозга обезьян (которая управляет

движением пальцев), надеясь удостовериться, что

после освоения нового навыка мозг обезьян изменил-

ся. Результаты сканирования совпали с ожиданиями.

Функции соматосенсорной коры были «продублирова-

ны» и расширены, чтобы увеличить шансы успешного

добывания пищи в будущем. Мерзенич утверждает, что, когда области мозга начинают взаимодействовать

друг с другом, перепрограммирование создает новую

сеть. При этой форме нейропластичности «нейроны, которые функционируют вместе, соединяются». Это

касается и человека. Если мы сознательно решаем

научиться чему-то новому или сделать что-то при-

вычное иным способом (например, поехать на работу

по другому маршруту или добраться туда на автобусе

либо велосипеде, а не на машине), мы эффективно

перепрограммируем свой мозг, тем самым совер-

шенствуя его. Физические тренировки укрепляют

мышцы; новизна и ментальные тренировки создают

новые синапсы и нейронные сети.

Идею о том, что традиционная доктрина о застыв-

шем в своем развитии, неизменном мозге является

ложной, подкрепляют и многие другие примеры. Так, перенесшие инсульт пациенты не обязательно на-

всегда остаются с повреждением мозга, вызванным

нарушением его кровоснабжения или тромбом. Когда

умирают одни клетки мозга, соседние клетки могут

компенсировать эту потерю, сохранив целостность

нейронной сети.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

Один из примеров необычайной способности мозга

к преобразованию самого себя — случай с автоме-

хаником, который во время автомобильной аварии

вылетел из машины и серьезно повредил мозг. Его

парализовало, и он мог общаться, только моргая глаза-

ми и кивая головой. Однако через 17 лет этот человек

неожиданно вышел из своего беспомощного состо-

яния. А спустя еще неделю он удивительным обра-

зом начал выздоравливать — он стал бегло говорить

и двигать некоторыми частями тела. На следующий

год томограмма дала видимые доказательства того, что в головном мозге возникли новые пути, позволя-

ющие восстановить его функции. Здоровые нервные

клетки вырастили новые аксоны и дендриты, создав

нейронные сети, способные компенсировать нейроны, погибшие при травме, — классический случай ней-

ропластичности! Самое главное — понимать, что мы

не «запрограммированы» раз и навсегда. Наш мозг

невероятно восприимчив. Нейропластичность дает

ему возможность развиваться в любом выбранном

нами направлении — в мыслях, чувствах и действиях.

МИФ 3. Старение мозга неизбежно и неотвратимо

Раньше считалось, что с возрастом люди становятся

пассивными и ворчливыми и что удел пожилых лю-

дей — кресло-качалка и неизбежный физический

и умственный закат. Сейчас все несколько иначе.

Общество охватывает движение под названием «но-

вая старость». Пожилые люди стремятся оставаться

активными и энергичными как можно дольше. В ре-

зультате меняется само понятие о старости. В ходе

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

одного опроса людям поколения демографического

взрыва задавали вопрос: «Когда начинается старость? »

Большинство назвали возраст 85 лет.

Интересно, что по мере изменений общественных

ожиданий мозг поспевает за этим процессом, приспо-

сабливаясь к новым представлениям и требованиям

об образе жизни в зрелые годы. Согласно старым

представлениям о мозге считалось, что его старение

неизбежно. Ученые полагали, что клетки головного

мозга непрерывно погибают в процессе жизни чело-

века и не восстанавливаются.

В мозге есть пути, но нет проводов. Эти

пути состоят из живой ткани, которая из-

меняет форму под воздействием мыслей, воспоминаний, желаний и опыта.

Теперь, когда мы понимаем, насколько гибким

и динамичным является мозг, потеря нервных кле-

ток уже не кажется такой неотвратимой и трагичной.

В процессе старения (который прогрессирует со ско-

ростью примерно 1% в год после 30 лет) все люди

меняются неодинаково. Даже у однояйцевых близ-

нецов, родившихся с одинаковыми генами, состояние

организма, допустим, в возрасте 70 лет может очень

отличаться из-за разного образа жизни. На актив-

ность генов воздействуют такие факторы, как рацион, двигательная активность, стрессы, взаимоотношения

с людьми, работа и среда проживания. На самом деле

ни один аспект старения не является неизбежным.

Вы обязательно найдете примеры людей, которым

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

со временем удалось улучшить свои психические или

физические функции. К примеру, есть 90-летние бир-

жевые маклеры, обладающие недюжинной памятью, которая с годами только улучшилась, что позволяет

им проводить сложнейшие операции.

Проблема в том, что многие из нас придерживаются

«нормы». Становясь старше, мы, как правило, кивая

на возраст, проявляем лень и апатию, если нужно обу-

читься чему-то новому. Такой старческий консерватизм

объясняется неразрывной связью между психикой и моз-

гом, в которой доминирует именно мозг. Проиллюстри-

руем это на примере. Клиентам ресторана, заказавшим

столики, иногда все же приходится ждать в очереди, чтобы попасть в ресторан. Молодой человек при этом

может чувствовать легкое недовольство, которое, скорее

всего, улетучится, когда он пройдет за свой столик.

Типичный же пожилой человек может отреагировать

вспышкой гнева — и оставаться обиженным даже после

того, как его пропустили и он сел за свой столик. Здесь

разница в реакции на стресс, за которую отвечает мозг.

Однако в норме в отношениях между психикой

и мозгом должна доминировать именно психика.

К сожалению, становясь старше, человек склонен

упрощать свою умственную деятельность — нередко

в качестве защитного механизма. Он чувствует себя

в безопасности, имея дело с привычными вещами, и всячески старается избегать освоения чего-то но-

вого. Такое поведение удивляет молодых людей, они

воспринимают его как упрямство, но реальная причина

может скрываться в соперничестве между психикой

и мозгом. Если последний не создает новых синапсов,

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

а использует только те, которые уже есть, это ведет

к угасанию и психики, и мозга. В этой нисходящей

спирали умственной деятельности пожилой человек

в конечном счете будет иметь меньше дендритов и си-

напсов на один нейрон коры головного мозга.

К счастью, можно принять решение и изменить

эту ситуацию. Человек может осознанно наблюдать

за возникающими у него мыслями и чувствами, и он

волен обучаться новому независимо от того, сколько

ему лет. При этом будут создаваться новые дендри-

ты, синапсы и нервные пути, улучшающие здоровье

мозга и предотвращающие даже болезнь Альцгеймера

(об этом говорят результаты последних исследований).

Когда мы становимся старше, многие из нас чув-

ствуют, что память ухудшается. Мы не можем вспом-

нить, для чего мы вошли в эту комнату, и шутим, как бы

защищаясь, что всему виной старость. Например, у Руди есть замечательный кот, который следует за ним

повсюду, как преданный пес. Не раз бывало, что Руди

вставал со своего стула в гостиной и направлялся

на кухню вместе с увязавшимся за ним котом. Однако

когда они приходили туда, то обнаруживали, что просто

тупо смотрят друг на друга, не понимая, зачем они туда

пришли. Обычно мы приписываем такие провалы в па-

мяти возрастным нарушениям. Однако на самом деле

нередко они происходят из-за пропуска момента запо-

минания — регистрации нужной информации в мозге.

Бывает, человек настолько утомлен или погружен

в какие-то свои внутренние переживания, что дефицит

внимания к своим действиям приводит к нарушению

процесса запоминания. Когда мы не можем вспомнить

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

какой-то простой факт, например, куда положили

свои ключи, то, скорее всего, мы изначально просто

не запомнили, не зафиксировали в уме место, где их

положили. Как пользователи своего мозга, мы не за-

фиксировали сенсорную информацию в кратковре-

менной памяти, когда клали свои ключи. Ведь невоз-

можно помнить то, что не было запечатлено в памяти.

Если вы останетесь активными, мозг будет с воз-

растом продолжать полноценно служить вам. Сле-

дует не бояться снижения способностей с годами, не ожидать этого, а стремиться к активности! На наш

взгляд — и Руди здесь выступает как ведущий исследо-

ватель болезни Альцгеймера, — общественное мнение, нагнетая тревогу по поводу наступления старости, имеет невероятный разрушительный эффект. Психо-

логические установки и ожидания являются мощным

сигналом для мозга. Если вы ждете, что потеряете па-

мять, и с беспокойством замечаете любую незначитель-

ную ошибку, вы мешаете естественному, спонтанному

и легкому акту запоминания. В биологическом смысле

80% людей старше 70 лет не должны иметь серьезных

нарушений памяти. Пусть ваш внутренний настрой

подкрепляется этим обнадеживающим открытием, а не предается скрытым и необоснованным страхам.

Если вас одолевают апатия и пресыщенность жиз-

нью или если вы просто с меньшим энтузиазмом стали

относиться к повседневной рутине, ваш потенциал

запоминания и обучения начнет уменьшаться, то есть

перестанут создаваться новые синапсы, необходимые

для кратковременной памяти. Однако физическим про-

явлениям обычно предшествует ментальное событие:

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

вы вовсе не забыли что-то, а просто не стремились

это запомнить.

Ничто так не подкрепляет запоминание, как эмоции.

В детстве мы учимся играючи, потому что большинство

юных созданий относятся к обучению со страстью и эн-

тузиазмом. Примечательно, что обучение активизируют

не только такие чувства, как радость или удивление, но и ужас и страх. Эмоции помогают закреплять запечат-

ленное в памяти, зачастую на всю жизнь. (Попытайтесь

вспомнить свое любимое занятие в детстве или свой

первый поцелуй. А теперь попробуйте припомнить

первого конгрессмена, за которого вы проголосовали, или вспомните, какая машина была у вашего соседа, когда вам было десять лет. Как правило, одно придет

на ум без труда, а второе не так уж легко, если только

вы не увлекались политикой и автомобилями. ) Фактор удивления, который обеспечивает эффек-

тивное запоминание детям, актуален и для взрос-

лых. Кроме того, существенную роль играют сильные

эмоции. Мы все помним, где мы были 11 сентября

2001 года, когда произошла атака на башни Всемирного

торгового центра, так же как люди старшего возраста

помнят, где они были 12 апреля 1945 года, когда во вре-

мя отдыха в «малом Белом доме» в Уорм-Спрингс, Джорджия, внезапно умер президент Рузвельт. По-

скольку память еще до конца не изучена, мы не мо-

жем сказать с точки зрения функционирования мозга, почему сильные эмоции заставляют воспоминания

прекрасно сохраняться в памяти.

Правда, иногда сильные эмоции могут иметь проти-

воположный эффект. Например, случай сексуального

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

насилия. Эта серьезная душевная травма подавляется

и может быть извлечена из недр памяти только при

интенсивной терапии или гипнозе.

Эти особенности памяти прояснятся, когда будут

получены ответы на основные вопросы: «Что такое

память? Где вообще сохраняются воспоминания? Какой

материальный след, если он есть, оставляет запечат-

ленная информация внутри клеток мозга? »

Пока ясно одно: поведение человека и его ожидания

очень важны. Когда вас снова начинает увлекать обуче-

ние — так, как оно увлекает детей, — у вас начинают

появляться новые дендриты и синапсы, и ваша память

может снова стать такой же мощной, как и в годы вашей

молодости. Этот механизм запускается и тогда, когда

вы припоминаете старые события посредством актив-

ного поиска (то есть когда вы стараетесь вспомнить

что-то поточнее, задействуя потенциал своей психи-

ки). В этом случае также создаются новые синапсы, которые усиливают старые. Это увеличивает вероят-

ность того, что в будущем вы снова вспомните то же

самое. За все это отвечает человек — руководитель

и пользователь своего мозга. Человек — это не только

его мозг, а нечто гораздо большее. Это главное, о чем

всегда стоит помнить.

МИФ 4. Ежедневно мозг теряет миллионы клеток, и потерянные нервные клетки не восстанавливаются

Человеческий мозг каждый день теряет примерно

85 000 кортикальных нейронов — приблизительно

один каждую секунду. Но это лишь бесконечно малая

часть (0, 0002%) из примерно 40 миллиардов нейронов

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

коры нашего головного мозга. При таком темпе потре-

буется более 600 лет на то, чтобы лишиться половины

нейронов мозга! Помните, как нам всем в детстве

и юности говорили о том, что утраченные нервные

клетки не восстанавливаются? За последние несколько

десятилетий, однако, было доказано, что клетки мозга

отмирают не безвозвратно. Исследователь Пол Коул-

ман из Университета Рочестера показал, что общее

количество нервных клеток, которое было в мозге

человека в 20 лет, не сильно меняется к 70 годам.

Мы не «запрограммированы» раз и на-

всегда. Наш мозг невероятно восприим-

чив. Нейропластичность дает ему возмож-

ность развиваться в любом выбранном

направлении.

Образование и рост новых нейронов называется

нейрогенезом. Впервые этот феномен описали при-

мерно два десятка лет назад на примере мозга неко-

торых птиц (одного из видов зябликов). Оказалось, что когда самец создает и запоминает новые песни

(для привлечения самок), то его мозг заметно уве-

личивается в размерах — рождаются новые нервные

клетки для ускорения процесса запоминания. А после

того как зяблик запоминает песню, множество новых

нервных клеток отмирает, возвращая мозг к его перво-

начальному размеру. Такое отмирание называют запро-

граммированной клеточной смертью, или апоптозом.

Гены животных не только знают, когда настало время

для рождения новых клеток (скажем, когда на смену

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

молочным зубам у нас вырастают постоянные зубы

или когда мы вступаем в период половой зрелости), но и управляют отмиранием клеток (например, когда

у нас отшелушивается старая кожа или раз в несколько

месяцев погибают эритроциты и т. п. ). Большинство

людей удивляются, узнав об этом. Смерть служит жиз-

ни! Вы можете противиться этой идее, но ваши клетки

прекрасно ее понимают.

Вскоре после этого эпохального открытия иссле-

дователи обнаружили феномен нейрогенеза в мозге

млекопитающих. В первую очередь — в гиппокампе, который отвечает за кратковременную память. Се-

годня мы знаем, что ежедневно в гиппокампе рож-

дается несколько тысяч новых нервных клеток. Так, нейробиолог Фред Гейдж из Салковского института

показал, что росту новых нейронов у мышей способ-

ствуют физическая активность и стимулирующая среда

(с возможностями для лазанья и исследования разно-

образной местности). Примерно то же самое можно

наблюдать и в зоопарках. Гориллы и другие приматы

тоскуют, если их содержат в закрытых тесных клетках, где им нечем заняться, но они преображаются в боль-

ших вольерах, где есть деревья, качели, конструкции

для лазанья и игрушки.

Таким образом, если мы научимся безопасно вызы-

вать нейрогенез в мозге человека, то сможем эффек-

тивно лечить состояния, при которых клетки мозга

погибают или серьезно повреждаются: болезнь Альц-

геймера, травмы головного мозга, инсульт, эпилепсию.

И будем надежно сохранять здоровье и работоспособ-

ность мозга по мере старения.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Исследователь болезни Альцгеймера Сэм Сизодия

из Чикагского университета показал, что полноценная

двигательная активность и стимуляция умственной

деятельности защищают мышей от развития болезни

Альцгеймера, даже когда в их геном внедряли чело-

веческую мутацию этого заболевания. Другие иссле-

дования на грызунах тоже свидетельствует об этом.

Решив заниматься физкультурой или ходить пеш-

ком каждый день, вы можете увеличить число новых

нервных клеток. А активное стремление узнавать что-

то новое подкрепит этот процесс вдвойне. Тем самым

вы будете способствовать выживанию новых клеток

и соединений, зародившихся благодаря физической

активности. В противовес этому эмоциональный стресс

и постоянное беспокойство приводят к производству

в мозге животных глюкокортикоидов и токсинов, ко-

торые препятствуют нейрогенезу.

Итак, можно смело отбросить миф о неотвратимости

ежедневной потери миллионов клеток мозга. Даже

родительские предупреждения о том, что алкоголь

убивает клетки мозга, оказываются полуправдой. Не-

частое употребление алкоголя на самом деле убивает

только минимальное количество клеток мозга (однако

это не отменяет вреда алкоголя для других органов, например печени, и общего психического здоровья).

При всяком употреблении алкоголя погибают тысячи

дендритов, но исследования, похоже, указывают на то, что эти потери в основном обратимы.

Таким образом, для нас главное вот что: по мере

нашего старения в ключевых областях мозга, связан-

ных с памятью и обучением, продолжают рождаться

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

новые нервные клетки. И этот процесс можно стиму-

лировать физическими упражнениями и умственной

активностью (например, чтением книг), способствуют

ему и социальные связи.

МИФ 5. Примитивные реакции (страх, гнев, ревность, агрессия) подавляют высший мозг, и человек тут

бессилен

Сегодня уже известно, что первые четыре мифа не со-

ответствуют действительности. Однако мало кто знает, что мы можем успешно бороться с примитивными

реакциями.

Тот факт, что людьми движут примитивные им-

пульсы, часто оправдывается с научной, моральной

и психологической точки зрения. Если собрать все

эти доводы в одной фразе, получится что-то вроде:

«Мы родились плохими, поэтому Бог наказывает нас, и даже наука с этим согласна». И люди соглашаются

если не со всем этим утверждением, то с его частью.

Давайте рассмотрим распространенные научные

аргументы. Все мы рождаемся с генетической памятью, которая поддерживает основные инстинкты, необхо-

димые для выживания. Задача эволюции — обеспе-

чить жизнеспособность вида. Наши инстинктивные

потребности идут рука об руку с эмоциональными

импульсами: мы добываем пищу, ищем жилье, стре-

мимся к власти и размножаемся. А инстинктивные

страхи помогают нам избегать опасных ситуаций, угрожающих жизни.

Таким образом, эволюционный аргумент использу-

ется, чтобы убедить нас в следующем: нами руководят

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

запрограммированные в нас на уровне инстинктов

страхи и желания, они подавляют высшие, челове-

ческие отделы нашего мозга, наш разум. (При этом

ничего не говорится об очевидном казусе: зачем наш

высший мозг сам придумал такую теорию, которая

понизила его статус? ) Некоторые нейробиологи даже

утверждают, что одни люди запрограммированы стать

преступниками или смутьянами, а другие обречены

на беспокойство, депрессию, аутизм и шизофрению.

Несомненно, врожденные инстинкты есть у всех.

Но если делать акцент на таких проявлениях низ-

шего мозга, можно упустить одну великую истину.

Мозг многомерен и усваивает любой опыт (событие).

И доминирование какого-то одного вида инстинктов

над другими отнюдь не является автоматическим

и генетически запрограммированным. Существует

баланс между желанием и сдержанностью, выбором

и принуждением. Признание того, что биология — это

судьба, рушит весь смысл человеческого бытия. Мы

должны подчиняться судьбе только в самых крайних, отчаянных обстоятельствах.

Однако аргумент в пользу доминирования низшего

мозга заставляет покориться злому року. Наши предки

смирились с участью человечества быть изгнанными

из рая и вечно страдать за грехопадение, которое

досталось нам в наследство от Адама и Евы. Ссылки

на генетические факторы — та же самая теория, только

облаченная в научные одежки. Тем не менее, даже

если мы склонны испытывать страхи и желания как

естественную реакцию на происходящее, мы не долж-

ны позволять им управлять нами.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

Так, раздраженный водитель, застрявший на авто-

страде в Лос-Анджелесе в удушливом смоге, попадает

под власть того же инстинкта «борьбы или бегства», что

и его далекие предки, охотившиеся на антилоп в аф-

риканской саванне или саблезубых тигров в Северной

Европе. Типичная реакция на стресс инстинктивна

и запрограммирована в нас, но она не обязывает води-

телей массово бросать свои автомобили и бежать или

атаковать друг друга. Фрейд считал, что цивилизация

зиждется на подавлении наших примитивных инстин-

ктов и преобладании над ними высших человеческих

проявлений. И это звучит вполне правдоподобно.

Правда, отец психоанализа пессимистично полагал, что мы платим за это высокую цену. Он считал, что, подавляя свои низшие желания, страхи и агрессию, мы не избавляемся от их влияния, а лишь загоняем



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.