Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 10 страница



ность — это подозрение, доведенное до патологиче-

ской крайности. Когда существует такая одержимость, реальные факты в расчет не принимаются.

Беспокойство кажется наиболее убедительным

состоянием из всех. Отчасти потому, что эволюция

запрограммировала мозг реагировать на опасность

с помощью реакции «бей или беги». Если во время

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

боя на вас наставят жерло пушки, ваше лихорадочно

бьющееся сердце в недвусмысленных выражениях

подскажет вам, что следует делать. Но если вы ис-

пытываете беспричинное беспокойство, голос страха

вводит вас в заблуждение. Он использует власть, чтобы

убедить вас в том, что нужно чего-то опасаться, даже

если опасаться нечего. И в этом случае помогает от-

решенность. Если вы сможете сказать своему страху:

«Я не боюсь тебя. Я не принимаю тебя», — его сила

и влияние уменьшатся.

Здесь психика должна главенствовать над ин-

стинктивным мозгом. Рефлекторные реакции, конеч-

но, имеют право голоса. Но для того, чтобы отделить

реальное от нереального, существует разум. Когда

человек выводит мозг из состояния беспокойства, у него появляются следующие мысли:

• Со мной не происходит ничего плохого. Я могу

справиться с этой ситуацией.

• Наихудшие сценарии очень маловероятны. Это

не тот случай.

• Я не одинок. В случае необходимости я могу

обратиться за помощью.

• Мое беспокойство — это всего лишь ощущение.

• Имеет ли это чувство смысл?

• Все в порядке, и сейчас я тоже в порядке.

Ставя подобным образом голос страха на место, вы делаете его менее убедительным. А повторение

работает в вашу пользу всякий раз, когда вы совер-

шаете это. Каждая реалистическая оценка облегчает

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

последующую. Беспокойство больше не убеждает вас, когда вы видите, что оно совершенно беспредметно.

3. Страх бередит память. То, чего вы боитесь, на-

поминает что-то плохое из вашего прошлого, а это

вызывает к жизни старые реакции.

Создание реальности происходит здесь и сейчас.

Но как бы мы ни старались жить в настоящем, наш

мозг любой новый опыт сравнивает с прошлым. Имен-

но память позволяет нам сесть на велосипед и поехать, без необходимости каждый раз учиться езде заново.

Это естественное, позитивное использование памяти.

Разрушительная же ее сторона, которая подпитывает

беспокойство, делает человека пленником прошлого.

Особенно прилипчивы впечатления от старых душев-

ных ран и травм. (Как остроумно заметил Марк Твен:

«Кошка, севшая на горячую плиту, не сядет опять на го-

рячую плиту. Но она не сядет и на холодную тоже». ) Здесь вместо слова «кошка» можно смело ставить

слово «мозг», потому что он такой же обучаемый. Как

только этот орган подвергается какому-то болезненно-

му ощущению, он создает особый путь, запоминающий

боль, на случай, если в будущем она возникнет снова.

Это полезное эволюционное качество, и именно по-

этому маленький ребенок не сует руку в огонь боль-

ше одного раза. Но этот рефлекс бездумен, поэтому

старые воспоминания порой сливаются с настоящим

и возникают тогда, когда совсем не нужны. Например, детские психологи настаивают, что ребенку следует

объяснять, что и как делать, а не говорить ему, кто он

есть, когда он что-то делает не так. Нельзя говорить:

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

«Ты ленив», или «Никто никогда не будет любить

тебя», или «Ты просто плохой». Эти слова могут за-

стрять у него в голове на всю жизнь. Ведь в детстве

мы очень верим своим родителям, и если то, что они

говорят, является деструктивным, от этого не будет

спасения (если только сознательно не исцелиться

от старых воспоминаний).

Чтобы применить осознание в случае с прилипчи-

вой памятью, можно использовать следующие уста-

новки:

• Я веду себя как ребенок.

• Это ощущение похоже на то, которое я чувство-

вал давным-давно.

• Какие мои теперешние чувства могли бы лучше

соответствовать этой ситуации?

• Я могу просмотреть мои воспоминания как

в кино, не вникая в них.

• Я боюсь лишь воспоминаний. А что в действи-

тельности находится передо мной?

Человек часто неосознанно укрепляет свои нега-

тивные воспоминания, что, несомненно, вредит ему.

Но лучше добавить в эту книгу воспоминаний что-то

новое, пусть и небольшое. Что здесь имеется в виду?

Механизм воспоминаний невероятно сложен, но обычно они вызывают реакцию по такой схеме:

• Происходит событие А.

• Я вспоминаю событие B — нечто неприятное

из прошлого.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

• У меня появляется реакция C, как и всегда

на неприятное воспоминание.

Эта простая схема повторяется во всевозможных

ситуациях, будь то поездка домой на Рождество, про-

смотр по телевизору передачи с участием политика

из враждебной партии или попадание в дорожную

пробку. Так вот, знайте: даже если у вас нет никакого

контроля над событием A и воспоминанием B, то уж

в реакцию C вы вполне можете вмешаться.

Вы можете работать над ней, исследуя ее и устраняя

негативные эмоции, пока не почувствуете, что у вас

появилась нужная вам реакция. На практике этапы A, B и C могут произойти одновременно, но даже если это

так, вы вольны вмешаться сознательно, чтобы разорвать

эту цепь, и когда вы это сделаете, воспоминания уже

не будут такими прилипчивыми.

4. Страхи обычно замалчивают (из чувства стыда

или вины), но без поддержки окружающих с ними

труднее справиться.

Существует старомодная благородная привычка хра-

нить свои страхи при себе. Мужчины в особенности

отказываются признавать, что они чего-то боятся, чтобы не показаться недостаточно мужественными

в глазах окружающих. Женщины говорят о своих эмо-

циях чаще, но здесь тоже все непросто, поскольку все

равно приходится держать свои признания и жалобы

в принятых социальных рамках.

А о самых тяжелых переживаниях, окрашен-

ных чувством вины и стыда, и вовсе предпочитают

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

не рассказывать. Так, дети, подвергшиеся насилию, чаще всего не желают об этом говорить и страдают

молча. (На это зачастую и рассчитывают насильники. ) Жертва нередко чувствует себя виноватой: «Должно

быть, я сделал что-то неправильно, поэтому стал жерт-

вой». Здесь больше проблема в беспокойстве, чем

в насилии. Психика раздваивается: жертва чувству-

ет себя одновременно и виноватой, и подвергшейся

насилию. Происходит путаница понятий. Давайте

посмотрим, как такая ловушка парализует жертву.

В нашем случае — ребенка.

Беспокойство создает ложную картину

мира, заставляя бояться вещей, которые на

самом деле безопасны. Если разум сможет

отмести страх, лжеопасность исчезнет.

Предположим, мать сердится на своего ребенка, хочет отшлепать его, но говорит с ласковой улыбкой:

«Иди к маме». Ребенок слышит ласковые слова, но при

этом видит, что мама сердится и собирается его нака-

зать. Два противоречивых сообщения сталкиваются, и возникает путаница.

Высказывание своего страха устраняет эту пута-

ницу. Маленький ребенок, который не хочет быть

отшлепанным, может просто проигнорировать призыв

и не пойти к маме. Он еще мал, чтобы прямо сказать:

«Ты заставляешь меня чувствовать страх, даже если

притворяешься доброй».

Если вы ощущаете беспокойство, то должны сами

распутать свои чувства, однако высказывание опасений

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

требует внимания другого человека. Но вам нужен

не просто слушатель, а доверенный человек. Тот, кто

уже прошел свой путь беспокойства, может посочув-

ствовать вам и показать, что страх можно победить.

Кстати, это не обязательно хорошо получится у ваших

благонамеренных друзей. Они могут осудить вас, при-

стыдить или вызвать чувство вины. («Ты не хотела, чтобы твой ребенок родился? О Боже, как ты могла? ») Однако эмоциональная зрелость начинается с осоз-

нания того, что мысли — это не действия. Наличие

дурной мысли — не то же самое, что плохой поступок.

Чувство вины не признает эту разницу. Чтобы из-

бавиться от него и от беспокойных мыслей, нужно

нарушить обет молчания, озвучив свои мысли дове-

ренному человеку. А пока вы такого ищете, следует

культивировать мысли, подобные следующим:

• Я не хочу жить с чувством вины.

• Молчание усугубляет мое состояние.

• Как бы долго я ни ждал, мое беспокойство не уй-

дет само.

• Есть люди, которые прошли через то же самое.

• Не все будут относиться ко мне так же плохо, как я сам. Возможно, кто-то сможет мне посо-

чувствовать.

• Раскрытие правды придает энергии и способно

освободить меня.

В психиатрии бывает так, что пациентам, которые

стоят в очереди на психотерапию, становится лучше

еще до того, как начнется их первый сеанс. И это

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

то самое облегчение, которое они рассчитывали полу-

чить после общения с психотерапевтом. Чтобы собрать-

ся с духом и пойти к психиатру, люди преодолевают

огромное внутренне сопротивление, заставлявшее их

долгое время хранить молчание о своих проблемах.

И этот первый шаг на пути к признанию уже сам

по себе способен исцелять.

5. Страх неприятен, и вы стараетесь подавить

его. Но подавляемые чувства никуда не исчезают.

То, чему вы сопротивляетесь, продолжает воздей-

ствовать на вас.

Вы, наверное, слышали старую присказку: «Попро-

буй не думать о слоне». Простое упоминание о слоне

вызывает в мозге его образ. Ассоциации необходимы, ведь мы учимся, создавая ассоциации.

Страх, однако, ассоциируется с болью. Это непри-

ятно, и вы будете изо всех сил стараться прогнать

эти ассоциации с глаз долой. Как говорил Карл Юнг, человек создает завесу из иллюзий, чтобы оградить

жизнь от чрезмерной боли. Скрытый страх, гнев, ревность и насилие, задвинутые в какие-то тайные

отсеки души, Юнг называл тенью. Фрейд, как и многие

ученые, изучавшие психику, полагал, что изгнание

чувств, воспоминаний и событий, называемое репрес-

сией, не работает. Где-то вне поля зрения всегда могут

притаиться ассоциации, которые вы не хотите видеть.

На первый взгляд кажется, что Фрейд неправ: ведь люди довольно хорошо умеют все отрицать. Они

избегают болезненных истин. Они блокируют все

виды ощущений, которые им не хотелось бы испытать.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

Но тень все равно выстукивает свои сообщения в тем-

ноте. Подавленные чувства поднимаются как призраки.

Иногда вы чувствуете беспокойство, потому что

ваш страх пытается поднять голову. Ведь механизм

репрессии не так прост. Вы можете испытывать тре-

вогу, потому что беспокоитесь о сохранении тайны, или потому что знаете, что в один прекрасный день

вас разоблачат, или потому что боль от избегания боли

слишком велика.

Противоядие здесь — открытость и честность. Если

вы открыты для всех своих чувств, а не только для

приятных, вам не придется ничего подавлять. У вас

не будет никаких скелетов в шкафу. Если вы честны, вы можете озвучить свои чувства, какими бы нежела-

тельными они ни были. Но мало у кого это получается.

Фрейд объявил потрясенному миру, что все ма-

ленькие дети испытывают сексуальное влечение

к своей матери или отцу. Если это действительно так

(но вполне возможно, что и нет), то подавление — это

всеобщее явление. Мы не будем здесь рассматри-

вать этот психологический вопрос. Самое главное

для нас — исцеление. Чтобы найти в себе мужество

открыть свои секреты, нужна отрешенность. Годова-

лый малыш, писающий в постель, отрешен, потому

что его не ругают за это и он не испытывает чувство

вины. Четырехлетний ребенок, который делает то же

самое и порицается, в следующий раз попытается

скрыть содеянное. Сорокалетний человек, страдающий

недержанием, будет испытывать крайнее смущение.

При высказывании потаенных чувств, подавляемых

в течение многих лет, вы несете определенные риски.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Человек, которому вы доверитесь, может среагиро-

вать субъективно, и тогда вы подумаете, что лучше

было держать все в секрете. Это неприятный момент: когда мы хотим излить свою душу, чувство вины по-

рой заставляет нас обращаться не к тем людям. Так

происходит потому, что мы ощущаем себя и жертвой, и виновником одновременно. И хотя мы не желаем, чтобы кто-то осуждал нас, где-то в глубине души мы

верим, что будем осуждены. Вот почему перед откры-

тым разговором надо сначала подготовить почву, дав

себе следующие установки:

• Я знаю, что я скрываю, и это неприятно.

• Страшно говорить правду, но так я исцелюсь.

Я хочу облегчить душу.

• Эта преследующая меня тайна заставляет меня

беспокоиться.

Когда вы храните тайны, особенно какие-то пота-

енные чувства, против которых вы выступаете, вам

тяжело поверить в то, что прощение возможно. Со-

стояние прощения слишком далеко от вас; оно кажет-

ся нереальным по сравнению с тем беспокойством, которое вы чувствуете здесь и сейчас. Тем не менее

помните о том, что прощение является последним

шагом, а не первым. Вы идете к нему постепенно.

Ваша ответственность перед самим собой — просто

захотеть простить себя, а затем определить следующий

шаг, каким бы малым он ни был, чтобы продвинуться

к исцелению. Первым шагом может быть чтение книги, ведение дневника или присоединение к онлайн группе

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

поддержки. Что бы это ни было, важность соверше-

ния первого шага трудно переоценить: вы перестаете

бояться и учитесь принимать свои чувства такими, какие они есть.

6. Страх парализует. Вы чувствуете себя слишком

слабым, чтобы что-то с ним сделать.

Когда человек напуган, страх может парализовать

его. Два солдата, штурмующие высоту в Геттисберге, или два пожарных, стоящие перед горящим домом, тоже испытывают страх. Но если эти солдаты или

пожарные достаточно опытны, то страх не парализует

их. Их отношение к этому чувству совсем не такое, как у солдата, который не нюхал пороху, или новичка

пожарного, никогда не бросавшегося в огонь. Иначе

говоря, паралич от страха зависит от чего-то большего, чем простая инстинктивная реакция.

Способность страха парализовать нас загадочна

и изменчива. Опытный альпинист может наслаждаться

восхождением на гору, не видя перед собой ничего

рискованного, и вдруг замереть и быть не в состоянии

продвинуться хотя бы на сантиметр. Он замирает

на скале, потому что неожиданно начинает думать:

«Боже, посмотрите, где я нахожусь». Им завладевает

первобытный страх падения. И не имеет значения, сколько раз альпинист бывал на этой скале, он просто

посмотрел на ситуацию иначе.

Сущность человека не сводится лишь к функциям

мозга и его реакциям. Поэтому вам может помочь иной

способ истолкования входящей информации. Рузвельт

как-то сказал: «Единственное, чего следует бояться, это

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

самого страха». Избавление от любого страха состоит

в том, чтобы не обращать внимания на его способность

пугать вас. (Поскольку экономисты не внесли страх

в свои уравнения, многие из них были сбиты с толку

внезапным и полным крахом американской экономи-

ки после того, как на рынке недвижимости в конце

2008 года лопнул пузырь и банки начали валиться.

Согласно имеющимся данным, экономика была доста-

точно сильной, чтобы не допустить потерю миллионов

рабочих мест. Но это был тот случай, когда никакие

объективные данные не могли ни на что повлиять.

Людьми овладел страх. Беспокойство превратилось

в паническое поведение. )

Голос страха вводит вас в заблуждение.

Если вы сможете сказать своему стра-

ху: «Я не боюсь тебя. Я не принимаю

тебя», — его сила и влияние уменьшатся.

Психика, мозг и тело тесно связаны. Страх перед

страхом порождает всевозможные симптомы, такие как

мышечная слабость, утомляемость, потеря энтузиазма

и интереса, плохой аппетит и сон — этот список можно

продолжать. Представьте, что вы висите над пропа-

стью, зацепившись за край обрыва лишь кончиками

пальцев, и это происходит в полночь. В кромешной

тьме вы ужасаетесь тому, что можете упасть с вы-

соты в бездну и разбиться насмерть. И вдруг кто-то

склоняется над вами и говорит: «Не волнуйся, высота

здесь всего метр». И вы начинаете относиться к вашим

реакциям страха иначе. Легко почувствовать панику

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

и беспомощность, свисая над пропастью, но все ме-

няется, когда страх уходит.

Есть простой, но эффективный способ избавле-

ния от фобий, при котором используют предельное

нагнетание страха. Один пациент смертельно боялся

крысиного яда и электрических шнуров. Бедняга

впадал в панику и буквально терял рассудок только

от одного их вида. Однажды врач усыпил его при

помощи гипноза. Шею пациента обложили пустыми

коробками из-под крысиного яда и обернули в элек-

трические шнуры. Как только пациент проснулся

и увидел все это, он завопил от ужаса. С точки зрения

его фобической реакции он был на пороге смерти.

Страдающие фобиями люди изо всех сил стараются

избегать объектов своего страха, но здесь такой воз-

можности не было. Он обезумел от ужаса. Но время

шло, а он не умирал, зато открылась возможность

для исцеления. Страх стал потихоньку уменьшаться, и фобия больше уже не контролировала его полно-

стью.

Мы не заставляем вас проделывать нечто подоб-

ное — это не наш метод. Но он действительно помогает

снять страх, который провоцирует фобию.

Чтобы преодолеть свои страхи, нужно культивиро-

вать следующие мысли:

• Я не умру, как бы страшно ни было.

• Я должен противостоять своему преувеличен-

ному чувству опасности.

• Поскольку я знаю, что могу выжить, то могу

рискнуть и не убежать от того, чего боюсь.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

• Я могу посмотреть страху в лицо — сделать

именно то, что меня так пугает.

• Чем больше я смотрю страху в лицо, тем больше

я получаю над ним контроль.

• Когда я снова обрету контроль над собой, мой

страх улетучится.

Это последний шаг на пути к ликвидации прилипчи-

вого беспокойства. Вы можете начать решать проблему

с любого из шагов, которые мы уже рассмотрели. Их

цель одна — добиться отрешенности.

Природа фобии доказывает, что дело не в объек-

тивной реальности. Если посадить несколько безопас-

ных пауков на человека, который их смертельно боит-

ся, то он запаникует так, что у него может случиться

сердечный приступ. Так при чем тут реальность?

Что же важнее ее? Важнее реальности — знание

того, что вы сами ее создаете. Это ключевой момент.

Как только человек обретает ясное понимание этого, он становится свободным. Он вторгся в мастерскую

мозга и заявил, что теперь он здесь главный. Созда-

тель вернулся.

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

Страх и желание порождаются нашим инстинктивным

мозгом при посредничестве эмоционального и интел-

лектуального мозга. Эти структуры выполняют тре-

бования психики «обработать» сексуальное влечение, страстную влюбленность, гнев, жадность, ревность,

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

ненависть и отвращение. Все эти чувства так или иначе

связаны с выживанием. Рептилии обладали мозгом

с фиксированной схемой, подразумевавшей реакцию

«бей или беги». В ходе эволюции люди не избавились

от таких инстинктивных цепей, просто в человеческом

мозге к старым структурам добавились новые.

В то время как воспоминания о боли и дискомфор-

те являются движущей силой страха, воспоминания

об удовольствиях и радости управляют желанием.

Эволюция отталкивает и притягивает одновременно.

Невозможно сказать, где заканчивается стремление

к удовольствию и начинается уход от негатива. Шек-

спиру, возможно, было стыдно за свою похоть, но он

не стремился отказаться от нее совсем. Дело в том, что

эмоции, основанные на страхе и желании, действуют

сообща. Например, наш страх быть отвергнутым своей

социальной группой идет в связке со стремлением

к власти и сексу (продолжению рода).

Эмоции ощущаются так же остро, как инстинкты, но отличаются от них. Фрейд называл инстинктивные

влечения словом «оно» ( Id). Эмоциям мы даем более

ясные названия, например: зависть, ревность и  гордость.

Когда поэт говорит, что красная роза символизирует

любовь, он выражает свое восхищение этим чувством

и создает вокруг него целый мир. Таким образом, появление эмоций является шагом в направлении

осознания.

Разница между инстинктами и эмоциями свидетель-

ствует о том, что люди эволюционировали. Сложная

лимбическая система является центром не только

эмоций, но и таких неясно связанных вещей, как

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

долговременная память и обоняние11. Вот почему запах

какого-нибудь печенья так легко заставляет всплывать

далекие воспоминания из прошлого (помните «эффект

печенья „Мадлен“», описанный Марселем Прустом? ).

Лимбическая система развилась после «рептильного

мозга». Однако у всех четвероногих животных, в том

числе у ранних земноводных, есть элементы лимби-

ческой системы, служившие для различения запахов.

Эмоции же, вероятно, добавились к ее функциям

позднее. (Возможно, чувства, в человеческом смысле, и не могли существовать, пока язык не дал им имена. ) Наша склонность смотреть свысока на низший

мозг как примитивный — это ошибка. Вы можете

«почувствовать запах» проблемы с такой уверенно-

стью, которой позавидует высший мозг. Нижний этаж

мозга не испытывает сомнений и не предается долгим

размышлениям. Он не может отговорить себя от того, что он знает. Нельзя сказать о мудрости влечений, но наши чувства определенно мудры. Они поддер-

живают тот вид осознания, который приводит нас

к счастью. Несколько лет назад, еще до появления

выражения «компьютерный фанат», университеты

начали привлекать молодых, одержимых компьютера-

ми людей, которые блестяще писали компьютерные

программы. Можно сказать, мы вошли в цифровую

эпоху благодаря круглосуточному труду этих парней.

11 Лимбическая система развивалась в процессе эволюции

(филогенетически и онтогенетически) из обонятельных

долей мозга примитивных животных, поэтому она «исто-

рически» тесно связана с обонянием. — Прим. ред.

Если вы будете

постоянно потакать

своим

эмоциям,

то станете их

пленником. Однако

если вы чересчур

контролируете

свои эмоции,

вы теряете

непосредственную

связь с жизнью.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Но среди двадцатилетних вундеркиндов была большая

«текучка кадров», и когда декана ведущего универси-

тета спросили о ее причине, то он со вздохом ответил:

«Мы не можем запрещать им гулять, но, когда кто-то из них

начианет встречаться с девушкой, он исчезает».

С появлением эмоционального мозга начало возни-

кать осознание. Сегодня хорошо изучены различные

области лимбической системы, например гиппокамп

и миндалевидное тело. Благодаря ФМРТ можно отсле-

дить их связь со всевозможными функциями тела. По-

рой это заставляет нейробиологов утверждать, что лим-

бическая система использует нас в своих собственных

целях, так же как это делает инстинкт. Но это не так.

Когда поэт говорит, что красная роза сим-

волизирует любовь, он выражает свое вос-

хищение и создает целый мир. Появление

эмоций является шагом в направлении

осознания.

Инстинктивный мозг действительно использует

нас, поскольку он создан для выживания. Кому охота

принимать решение о том, чтобы переваривать пищу

после каждого приема пищи? Кому охота, увидев, как

едущая впереди машина потеряла управление, раз-

мышлять об этой ситуации, прежде чем реагировать

на нее? Многие жизненно важные функции должны

управляться на автопилоте, поэтому они и созданы быть

автоматическими. Но эмоции, даже когда они выража-

ются спонтанно, кое-что означают, а значение — это

то, что мы все хотим контролировать. «Ничего не могу

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

с этим поделать. Каждый раз, когда я вижу окончание

фильма „Касабланка“, я плачу», — может сказать кто-то.

Да, но мы решили пойти в кино, и одной из причин

этого было желание пережить сильные чувства, притом

ничем не рискуя. Поплакать в конце фильма «Каса-

бланка» или тогда, когда убивают главного героя, — это

нормально для мужчины, даже если он считает, что

«мужчины не плачут». Просмотр фильма позволяет

лимбической системе расслабиться, и не потому, что ей

нужно поплакать, а потому, что нужно дать поплакать че-

ловеку. Эмоциональный мозг не переживает эмоций. Их

переживает человек, используя свой лимбический мозг.

Однако в эмоциональном отделе мозга содержит-

ся новый конфликт. Речь идет о его тесной связи

с функциями памяти. Память заставляет воспоминания

задерживаться. Мы уже обсуждали прилипчивость

чувства беспокойства. На санскрите прилипчивость

какого-то чувства называется самскара. Она опреде-

ляется как впечатление от прошлых действий, или

кармы. Древние восточные духовные традиции говорят

об освобождении от старого образа мыслей, который

создает страдания нынешние благодаря воспомина-

ниям о страданиях прежних. Процесс установления

кармических впечатлений является неотъемлемым

аспектом эмоционального мозга.

И не важно, верите вы в карму или нет. Вы по-

стоянно загружаете впечатления в свою нервную

систему. Все, что вы любите и не любите ( «я ненави-

жу брокколи, я обожаю спаржу»; «я ненавижу ее, я обожаю

тебя»), основано на прошлых впечатлениях. Это нечто

большее, чем обработка данных. Того, кто сравнивает

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

человеческий мозг с компьютером, нужно спросить, любят ли компьютеры брокколи и ненавидят ли они

фашизм. Эмоции связаны с нашими предпочтениями, а компьютеры лишены эмоций.

Поскольку загружать впечатления легко, вы можете

предположить, что будет так же легко и избавиться

от них. Иногда это действительно так. Если вы произ-

несли что-то не то, вы можете поправить себя, сказав:

«Забудьте то, что я сейчас сказал», и ваш слушатель, возможно, так и сделает. Но эмоциональные впечат-

ления нельзя удалить, даже прилагая большие усилия.

Душевная травма остается с вами. Яркие эмоциональ-

ные воспоминания прилипчивы от природы.

Человеку следует научиться наблюдать за своими

эмоциями как бы со стороны. Это не означает, что

вам нужно просто стоять и смотреть на то, как вы

злитесь или паникуете. Эмоции рвутся наружу, как

инстинкты, но вы не должны чрезмерно подпитывать

их. Например, если гнев уже загорелся, не нужно под-

ливать масла в его огонь. Наблюдая за своим гневом, вы как бы создаете небольшую дистанцию между собой

и своими эмоциями. Если вы отмечаете про себя «Вот

я сержусь», тогда «я» и «сержусь» разделяются. Благодаря

даже небольшой отстраненности эмоции теряют им-

пульс. Таким образом, вы всегда можете использовать

любую часть своего мозга в качестве партнера, причем

условия этого партнерства устанавливаете вы сами.

Эмоции могут выйти из равновесия. Если вы слиш-

ком эмоциональны, то теряете видение ситуации.

При этом чувства коварно убеждают вас, что только

они являются единственным, что имеет значение.

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

Но чрезмерные эмоции изнуряют и истощают всю



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.