Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 9 страница



факторы. В некоторых случаях природа доминирует —

к примеру, музыкальные вундеркинды начинают играть

фуги Баха на фортепиано в возрасте двух лет. Но сначала

музыке нужно обучиться, что уже относится к воспитанию.

На стороне тех, кто полагает, что предрасположенность

к чему-либо передается только по наследству, лишь по-

ловина правды. Другая ее половина — на стороне лагеря

оппонентов, которые утверждают, что 10 000 часов прак-

тики заменяют задатки гения.

Давайте вернемся к полиглотам. Для того чтобы

выучить язык, нужны интеллект и внимание; в помощь

будет и генетическая предрасположенность.

Но разве мы можем сбросить со счетов воспитание, практику, необходимую для обучения любому новому

навыку? А разве не важны такие аспекты, как настой-

чивость, энтузиазм, заинтересованность? И вот еще

вопрос: должен ли быть ген, отвечающий, к примеру, за то, что человек может вырезать корову из масла для

ежегодной ярмарки штата Айова? Ведь у людей зачастую

развиваются очень специфические, даже своеобразные

интересы и умения.

Еще более загадочен тот факт, что поврежденный или

функционально расстроенный мозг способен в чем-то

превзойти здоровый мозг. Полагают, например, что

одна из форм аутизма может выразиться в так на-

зываемом синдроме ученого (иногда его ассоциируют

с расстройством функций правой височной доли).

«Страдающие» этим синдромом люди… наделены

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

экстраординарными способностями. Музыкальные

гении, например, могут сыграть на пианино любое

произведение, услышанное ими лишь однажды (даже

очень сложное, и даже если они никогда не брали

уроков игры на фортепиано). «Календарные» гении

могут без труда сказать вам, на какой день приходится

любая дата, например 23 января 3323 года.

Бывают и лингвистические гении. Так, один ребе-

нок был не в состоянии заботиться о себе и не мог

найти дорогу домой без посторонней помощи. Зато

он самостоятельно и довольно успешно изучал ино-

странные языки по книгам. Это было обнаружено, только когда он потерялся во время экскурсии по не-

знакомому городу. Мальчика нашли, застав при этом

следующую картину: он спокойно переводил для двух

незнакомцев, один из которых говорил на китайском, а другой на финском языке. (Наряду с арабским, эти

два языка входят в пятерку труднейших для изучения

языков. ) Но еще удивительнее то, что мальчик выучил

китайский по перевернутому учебнику!

Подобные примеры впечатляют, а иногда даже пу-

гают, но эволюция — явление универсальное и откры-

тое для всех. Уникальность мозга как анатомического

органа состоит в том, что он способен развиться здесь

и сейчас. Пятилетний ребенок, развивается, учась чи-

тать: запоминая стихотворение о «Матушке-гусыне», он устанавливает новые нейронные пути. Взрослый

мозг тоже развивается, когда человек учится управ-

лять гневом, управлять самолетом или испытывает

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

сострадание. Все эти примеры показывают нам, как

на самом деле работает эволюция.

МОЗГ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ

Сейчас нейронауки по умолчанию исходят из того, что мозг преобладает над психикой, над человеком.

Нейробиологи нередко говорят не «человек переду-

мал», а «его мозг принял решение». Однако у этого

органа нет ни воли, ни намерений, они есть только

у человека. Нет у мозга и свободы воли, то есть свобо-

ды выбора, хотя он и участвует в принятии решений.

Таким образом, нейробиология многое чрезмерно

упрощает, приписывая мозгу функцию управления

поведением человека. Сплошь и рядом появляются

книги о «влюбленном мозге» или о «заключенном

в нейронах Боге». Они способствует распространению

ложных представлений о том, что мозг сам по себе по-

рождает веру и любовь, а человек — лишь исполнитель.

Мы считаем такие представления ошибкой. Когда

вы слышите треск по радио во время трансляции му-

зыки Бетховена, то не говорите: «Что-то не в порядке

с Бетховеном». Вы прекрасно различаете первоисточ-

ник (музыку Бетховена) и технический инструмент

(радиоприемник), который лишь транслирует чело-

веческие творения. Нейробиологи — очень умные, а иногда и гениальные люди. Почему же они не видят

эту простую разницу, изучая инструмент человека —

мозг?

Основное объяснение — их материализм. Это ми-

ровоззрение настаивает на том, что все вокруг имеет

материальные причины. Психика не является чем-то

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

материальным, поэтому можно ее игнорировать и из-

учать мозг с чисто объективной точки зрения. Мы

надеемся убедить вас в том, что мозг лишь служебный

инструмент психики. Однако мы должны признать, что

эволюция структурировала мозг, дав нам принимаю-

щий инструмент, разделенный на несколько конкрет-

ных частей. Наша основная идея заключается в том, что следует направлять свою собственную эволюцию, но при этом отдать должное и всей предшествующей

тысячелетней эволюции.

Для простоты мы собираемся разделить функции

нашего мозга на четыре части:

• инстинктивную;

• эмоциональную;

• интеллектуальную;

• интуитивную.

Такие же четыре вида деятельности нашего разума

выделяет Садгуру Шивайя Субрамуниясвами в книге

«Слияние с Шивой». Эта книга произвела на Руди

сильное впечатление и вдохновила его. Он увидел, что древние традиции во многом созвучны с тем, что

мы знаем о мозге сегодня.

Нам известно, что в процессе эволюции животных

сначала появилась инстинктивная (нижняя) часть

нашего сегодняшнего мозга. Она впервые возникла

у пресмыкающихся сотни миллионов лет назад (потому

этот нижний этаж мозга часто называют мозгом репти-

лии). Затем эволюция породила часть мозга, которая

отвечает за эмоции, — лимбическую систему. И только

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

сравнительно недавно — у млекопитающих — появил-

ся неокортекс головного мозга, связанный с высшими

психическими функциями. У человека неокортекс

занимает 90% всего объема коры головного мозга.

Такую триединую модель мозга предложил в 1960-х

годах нейробиолог Пол Д. Маклин. Однако выявить

в мозге представительство интуиции не удалось еще

никому. Многие нейробиологи предпочитают вообще

не говорить об этом. Им трудно признать, что Бог на-

ходится не в нейронах; и даже не в искусстве, музыке, чувстве прекрасного и правде, и ни в каких других, столь ценимых нами понятиях. Однако, поскольку ин-

туитивный опыт подтверждает свою значимость со вре-

мен появления цивилизации, мы включаем его в нашу

схему из четырех частей. Без него не обойтись, если мы

задались целью разгадать мозг на всех уровнях сознания

от предопределенных инстинктивных реакций до виде-

ний просветленных учителей, которые изменяют мир.

ИНСТИНКТИВНАЯ ЧАСТЬ МОЗГА

Одноклеточные организмы, которые живут миллиар-

ды лет, способны живо реагировать на окружающую

их среду: многие, например, плывут к свету. Начало

начал, то есть старейшая фаза эволюции мозга, — это

инстинктивный мозг рептилий. Он управляет элемен-

тарным инстинктивным поведением, заложенным гене-

тически и служащим исключительно целям выживания.

Сотни миллионов лет развития усовершенствовали эти

инстинкты. Однако какими бы огромными ни были

динозавры, их поведение управлялось мозгом размером

не больше грецкого ореха или абрикоса.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

РИСУНОК 2: ТРИЕДИНЫЙ МОЗГ

В тройственной модели мозга старейшей частью является ствол

мозга — «мозг рептилии», созданный для выживания. В нем

располагаются жизненно важные центры управления дыханием, глотанием, сердцебиением и метаболизмом. Рептильный мозг

также ведает чувством голода, сексуальными побуждениями

и стрессовой реакцией по типу «бей или беги».

Следующей в эволюции появилась лимбическая система.

Она отвечает за эмоции и кратковременную память. Эмоции, основанные на страхе и желании, развились, чтобы служить

двигателем инстинктов рептильного мозга.

И последним возник неокортекс (новая кора) — область, причастная к интеллекту, рассуждениям и принятию решений.

Если ствол мозга и лимбическая система заставляют нас и наш

организм выполнять то, что требуется для выживания, то с по-

мощью неокортекса мы можем достичь своих осознанных целей, и он также способен ограничивать наши эмоции и инстинктив-

ные импульсы. Таким образом, самым важным для супермозга

является неокортекс, ассоциируемый с самоосознанием свобод-

ной воли и выбора. Именно он делает человека пользователем

и потенциальным хозяином всего мозга.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Существа, обладающие, по нашей классификации, только нижним «этажом» мозга (например, птицы), мо-

гут тем не менее демонстрировать очень сложное поведе-

ние. Каким бы инстинктивным ни был мозг африканско-

го серого попугая, он способен имитировать сотни слов.

И, если верить некоторым сегодняшним исследованиям, его можно даже научить понимать смысл некоторых

слов. Но если вы вглядитесь в глаза ящериц и страусов, лягушек и орлов, то не обнаружите в них эмоций. На эво-

люционной лестнице эмоции идут после инстинкта.

Пятилетний ребенок, запоминая стихот-

ворение, устанавливает новые нейронные

пути. Взрослый мозг развивается, когда

человек учится управлять гневом или ис-

пытывает сострадание.

Инстинктивный мозг обеспечивает естественные

рефлексы организма, которые отвечают за голод, жа-

жду, сексуальные проявления. Нижние отделы мозга

управляют абсолютно бессознательными процессами

вроде регуляции пищеварительной системы и систе-

мы кровообращения — а по сути, всеми функциями

организма, которые осуществляются автоматически.

Беспокойство, которое пронизывает современное

общество, отчасти поддерживается нашим инстинктив-

ным мозгом. Ведь он призван неустанно обращать наше

внимание на всевозможные опасности, вызывая страхи

и тревоги. Вы не умрете от визита к стоматологу, бо-

лее того, другие части мозга вмешаются, чтобы страх

не заставил вас выпрыгнуть из зубоврачебного кресла

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

и убежать. Но инстинктивный мозг умеет только ак-

центировать опасность, а не оценивать ее.

Если вы понаблюдаете за собой, то увидите, что

перемирие, которое вы заключили с инстинктивным

мозгом, дается нелегко. Попытка проигнорировать его

импульсы заставляет вас беспокоиться и нервничать.

Руди вспоминает годы учебы в колледже. Тогда он толь-

ко что потерял своего отца, умершего от сердечного

приступа.

В то время Руди постоянно писал в своем дневнике

о подавляющем чувстве беспокойства и тех желаниях, которые доминируют в нас в наши подростковые годы.

Когда у Руди взыграли гормоны полового созревания, он

был озадачен своей неспособностью их игнорировать.

Умом Руди понимал, что в первый год обучения его тяга

к развлечениям с друзьями подпитывалась беспокой-

ством и проистекала из иррациональной необходимости

общественного признания, внешнего одобрения и об-

ретения статуса среди сверстников. Однако он не мог

устоять перед желанием повеселиться тогда, когда ему

нужно было учиться. Первый год обучения превратился

в бесконечное сражение за то, чтобы как-то найти в себе

силы остаться в библиотеке и учиться, однако большин-

ство побед все же одерживал его инстинктивный мозг.

Беспокойство сохраняло свою власть до тех пор, пока эти вопросы не достигли кульминации в 1979 году, во время четвертого года обучения Руди. Был канун Но-

вого года. Толпа молодежи собралась на Таймс-сквер вы-

разить негодование по поводу того, что аятолла Хомейни

в Иране захватил в заложники пятьдесят два американ-

ца. Руди был частью колыхающейся толпы. В воздухе

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

буквально физически ощущалось напряжение. Группы

молодежи кричали проклятия в адрес Ирана и кидались

пивными бутылками. Руди блуждал вдали от своих со-

братьев, потом сел на тротуар, прислоняясь к перилам

входа в метро. Он чувствовал, что его беспокойство

достигло максимума на фоне царящей вокруг агрессии.

В такие моменты личностного кризиса, как раз тогда, когда инстинктивный мозг, кажется, побеждает, может

произойти радикальный сдвиг. Так, солдат в бою вдруг

ощущает внезапное внутреннее спокойствие и тишину, хотя вокруг него взрываются снаряды. В этот момент

Руди понял, что все его тревоги коренятся в исконных

импульсах страха и желания. Страх создавал сомнения

в безопасности. Желание создавало аппетит, который

требовал удовлетворения, даже в неподходящих для

этого обстоятельствах. (Знаменитый американский

кулинарный обозреватель М. Ф. К. Фишер рассказывал

историю о мужчине, который после постигшего его

горя в виде внезапной смерти жены ездил взад и впе-

ред по тихоокеанскому побережью и, останавливаясь

в каждом придорожном кафе, заказывал себе стейк. ) Еще не зная, насколько безупречно цельной явля-

ется цепь мозга (это было открыто лишь десятилетия

спустя), Руди почувствовал это на собственном опыте.

Страх и желание не чужды друг другу, они связаны

между собой. Опасения подпитывают желание осуще-

ствить действия, которые облегчат тревогу. А желание

подкрепляется беспокойством, что вы не получите то, что требует ваш аппетит. Фрейд говорил о силе бессоз-

нательных сексуальных влечений и агрессии; эти без-

ымянные силы настолько примитивны, что он обозначил

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

их термином Id («оно» по-латыни). Id обладает большой

силой, и лозунг Фрейда при лечении своих пациентов

был таким: «Там, где есть Id, должно быть и эго». Мир

постоянно становится свидетелем разрушительной

силы наших первобытных желаний. Страх и агрессия

готовы штурмовать ворота разума.

Шекспир, анализируя то, как он сам бегает за жен-

щинами, называл похоть «растратой духа в пустыне

стыда». Его 129-й сонет прекрасно отображает конфликт

между импульсом и рассудком.

Растрата духа, духа и стыда —

Вот похоть, похоть в действии: блудлива, Подла и кровожадна, и всегда

Убийственна, дика, сластолюбива.

Вряд ли может быть дано более точное описание

примитивных влечений и поведения человека, для

которого секс затмил все остальное. Если бы два снеж-

ных барана, бодающиеся в сезон спаривания, владели

стихосложением, они бы описали свои неконтроли-

руемые влечения именно так. Но, будучи человеком, Шекспир смотрел на похоть с сожалением: Миг наслаждения пройдет, и вновь

Безумье плоти душу отвращает —

Вот так притвара будоражит кровь, Вот так притвара разум похищает.

Он сравнивает себя с животным, которого замани-

ли на приманку в ловушку. Удовлетворение похоти

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

сменяется самобичеванием. (У нас нет никаких до-

казательств того, что Шекспир имел любовницу, но, когда он оставил свою семью в Стратфорде, чтобы

искать счастья в Лондоне в 1585 году, он был жена-

тым человеком, имеющим дочь и новорожденных

близнецов. )

Но почему была расставлена эта ловушка? Шекспир

не обвиняет женщин. Он говорит, что такая ловушка

заложена в нашей природе, чтобы свести нас с ума: Безумна похоть в беге за мечтой, Безумна похоть на пиру свиданья, Но, цель догнав, отпировав с лихвой, Скорбит — пришло похмелье обладанья.

Здесь он перешел от инстинктивного мозга к эмо-

циональному, который развился позже. Поэты Ели-

заветинской эпохи постоянно испытывали какую-ли-

бо высокую страсть, будь то любовь или ненависть.

Но Шекспиру надоело потворствовать своим чувствам, и теперь он призывает высший мозг. Он смотрит на все

это безумное поведение и выдает печальный вывод: Не в силах избежать ни стар, ни млад

Пути в рай плотский, что заводит в ад10.

В тот момент на Таймс-сквер для Руди казалась

кристально ясной установка, которая вызывает страх

10 В русском издании этот сонет дан в переводе И. Фрад-

кина. —  Прим. ред.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

и желание управлять поведением. Он отождествлял

себя с парнями с улицы, кричащими проклятия в адрес

Ирана и разбивающими бутылки, даже несмотря на то, что был лишь пассивным свидетелем. Толпой также

двигали страх и желание. А инстинктивное желание

власти и статуса, как скажет вам любой хороший пси-

холог, создает беспокойство, вызываемое страхом

перед отверженностью и потерей власти. Чрезмерное

стремление к успеху приводит к усилению страха

неудач, и если страх усиливается, то он может создать

эту неудачу. Инстинктивный мозг заманивает нас в ло-

вушку между сильным желанием заполучить что-либо

и страхом не получить ничего вообще.

Если вы ведете себя чересчур импульсивно, ваши

инстинкты нижнего «этажа» (гнев, страх и желание) могут выйти из-под контроля, что приведет к опро-

метчивым действиям и последующему сожалению.

Но если вы чрезмерно контролируете свои импуль-

сы, это может привести к прекращению связи с други-

ми людьми и с собственными базисными установками.

Ваша жизнь станет холодной и пустой.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

НАШ ИНСТИНКТИВНЫЙ МОЗГ

• Признайте, что инстинкты являются необходимой

частью жизни.

• Проявляйте терпение в отношении страха и гнева, но не потакайте им.

• Не пытайтесь договориться со своими импуль-

сами и желаниями.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

• Не подавляйте мысли и ощущения из чувства

вины.

• Осознавайте страхи и желания. Осознание по-

могает сбалансировать их.

• Не действуйте импульсивно просто потому, что

чувствуете себя импульсивными.

• Консультируйтесь и с высшими частями мозга.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ СУПЕРМОЗГА: беспокойство

Беспокойство создает ложную картину мира, застав-

ляя бояться вещей, которые на самом деле безопасны.

Чувство страха контролируется нашим разумом. Если

он сможет отмести страх, лжеопасность исчезнет.

Начнем с того, что мы не можем существовать

без страхов, но зачастую они создают ощущение

беспомощности и заставляют страдать. Людям, дол-

гое время находящимся в состоянии беспредметной

тревожности (одна из самых распространенных жа-

лоб в современном обществе), нередко назначают

транквилизаторы. Но это лишь кратковременное

решение проблемы.

Мы уже предупреждали о недостатках «химиче-

ских решений» с точки зрения побочных эффектов, но основная проблема в том, что никакие лекар-

ственные средства не лечат расстройства настроения, к которым относится и тревожность. Мы говорили, что грусть и печаль — нормальные чувства, а депрес-

сия — нездоровое состояние.

То же касается страха. Сам по себе он естественен

и целесообразен, а вот беспредметная тревожность

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

пагубна, она разъедает душу. Как указывал Фрейд, нет ничего более неприятного, чем тревога. Меди-

цинские исследования показали, что система «пси-

хика — тело» не может адаптироваться только к двум

вещам: к хронической боли (такой, которая не дает

передышки: опоясывающий лишай, рак кости в по-

следней стадии и т. д. ) и к постоянному беспокойству.

Беспредметная тревога означает, что то, чего вы

опасаетесь, является лишь мнимой угрозой. При

естественном положении вещей наша реакция страха

всегда оправданна. Так, жертвы преступлений сообща-

ют, что, как только в их поле зрения появлялось ору-

жие преступника, их сердцебиение учащалось и они

становились гипервосприимчивыми. Эти аспекты

реакции страха автоматически управляются нижним

мозгом. Некоторые полагают, что центр, отвечающий

за тревогу и беспокойство, находится в миндалевид-

ном теле. Однако это мало о чем нам говорит. Если

беспокойство овладевает вами полностью, как в случае

с теми, кто постоянно беспокоится, — значит, в этот

процесс вовлечен весь мозг. Итак, страх действу-

ет адресно и конкретно; беспокойство повсеместно

и беспредметно. Люди, которые страдают от трево-

ги, толком не знают, что, собственно, их беспокоит.

То, что они испытывают, похоже на фоновый непри-

ятный запах. Он постоянно остается с ними, как бы

они ни старались притвориться, что его нет. Этот

«плохой запах» проникает повсюду. Иначе говоря, при создании реальности у этих людей что-то пошло

не так. Они постоянно чего-то боятся, у них всегда

найдется повод для беспокойства. Но чтобы найти

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

решение этой проблемы, следует не бороться со сво-

им страхом, а перестать отождествлять себя с ним.

Достижение отрешенности возможно только тогда, когда вы поймете, что делает страх таким прилипчи-

вым. В своем позитивном, естественном виде он рас-

сеивается сразу после того, как вы убежали от саблезу-

бого тигра или убили мохнатого мамонта. Но в своем

негативном, всеобъемлющем обличье страх остается

надолго. Есть целый ряд причин его прилипчивости.

КАК БЕСПОКОЙСТВО СТАНОВИТСЯ

ПРИЛИПЧИВЫМ

• Беспокойство об одном и том же постоянно воз-

вращается. Такое повторение заставляет страх

фиксироваться в мозге.

• Страх убедителен. Когда вы верите его голосу, он

завладевает вами.

• Страх бередит память. То, чего вы боитесь, напо-

минает вам что-то плохое из вашего прошлого, а это вызывает к жизни старые реакции.

• Страхи обычно замалчивают (из чувства стыда

или вины), но без поддержки окружающих с ними

труднее справиться.

• Страх неприятен, и вы стараетесь подавить его.

Но подавляемые чувства никуда не исчезают.

То, чему вы сопротивляетесь, продолжает воз-

действовать на вас.

• Страх парализует. Вы чувствуете себя слишком

слабым, чтобы что-то с ним сделать.

Важнее реальности —

знание того,

что вы сами ее

создаете.

Как только человек

обретает ясное

понимание этого,

он становится

свободным.

Он вторгся

в мастерскую мозга

и заявил, что теперь

он здесь главный.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Ранее мы говорили о депрессивной реакции как

о поведении, которое превращается в привычку. Это же

применимо и к беспокойству. Здесь лишь добавляется

аспект многомерности. Страх достает нас множеством

щупалец. Чтобы одолеть страх, мы должны разрушить

его реальность. Демонтаж страха — поэтапный про-

цесс, но вполне вам по силам, потому что именно вы

и находитесь в центре создания своей реальности.

1. Беспокойство об одном и том же постоянно воз-

вращается. Такое повторение заставляет страх

фиксироваться в мозге.

Повторение усиливает фиксацию любой реакции.

Если вам постоянно приходится ночью после работы

идти через опасный район города и вы при этом полны

страха, тем самым вы только усугубляете угрозу себе.

Иногда человек привыкает к опасной ситуации. Так, дети, которые живут со злобными родителями, могут

довольно точно предсказать, когда ожидать очередную

вспышку их гнева. Однако, скорее всего, много лет

спустя они обнаружат, что эти регулярные вспышки

серьезно повлияли и на них самих. Они усвоили бес-

покойство через повторение, и это состояние стало

хроническим.

Что характерно: постоянно беспокоящиеся люди

не замечают этого самобичевания. Раз за разом они

повторяют одни и те же опасения ( «что, если я не запер

дом? », «что, если я потеряю свою работу? », «что, если мой

ребенок принимает наркотики? ») и думают, что таким

образом помогают себе. Их не останавливает даже

раздраженная реакция семьи и друзей. Беспокоящийся

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

наращивает свою тревогу, в том числе и потому что ни-

кто больше не обращает на это внимания. И он считает, что его обязанность тревожиться за всех остальных.

Человек, обращенный только внутрь себя, не может

понять, что хроническое беспокойство не приносит

никакой пользы и что повторяющиеся, навязчивые

приступы страха влияют на него самым негативным

образом. Ситуация становится тупиковой. Человек

терпит постоянную ноющую боль, чтобы защититься

от мнимых опасностей, которые якобы могут прине-

сти беду.

Здесь задействовано своего рода магическое мыш-

ление. Беспокойный человек повторяет своего рода

заклинание, которое, по его мнению, должно прогнать

угрозу: « Если я буду беспокоиться обо всем заранее, ничего

плохого не случится».

Чтобы положить конец магии повторения, требуется

осознать свое состояние. При этом можно использовать

следующий алгоритм:

• Я снова тревожусь.

• Я чувствую себя плохо, когда беспокоюсь.

• Будущее неизвестно, и беспокоиться о нем бес-

смысленно.

• Я не делаю себе ничего хорошего.

• Мне нужно остановиться.

Одна женщина, неудачно вышедшая замуж, по-

стоянно беспокоилась о своем будущем. Она боялась

одиночества, боялась, что дети встанут на сторону мужа, боялась, что муж уничтожит ее доброе имя в глазах

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

друзей и это повлияет на ее работу. В результате она

впала в хроническое состояние сильного беспокойства

и стала ежедневно изводить себя постоянно растущей

тревогой.

Если вы вглядитесь в глаза ящериц и стра-

усов, лягушек и орлов, то не обнаружите в

них эмоций. На эволюционной лестнице

эмоции идут после инстинкта.

Но факты говорили о другом. Ее дети и сослуживцы

любили ее. Она отлично выполняла свою работу. Ее

муж хотя и желал развода, но был готов выплатить ей

безо всяких претензий крупную сумму. Он не обливал

ее имя грязью и не вынуждал их общих друзей стать

на чью-то сторону. Реальная же проблема была гораздо

проще, чем казалась: женщина начинала волновать-

ся всякий раз, когда думала о будущем. К счастью, у нее была подруга, которая понимала ход ее мыслей.

И не важно, о какой проблеме говорила беспокойная

женщина, ее подруга отвечала ей так: «Ты начина-

ешь бояться каждый раз, когда думаешь о будущем.

Просто остановись. Я знаю тебя уже давно. То, о чем

ты волновалась два года назад, пять лет назад, десять

лет назад, благополучно разрешилось. Разрешится

все и на сей раз».

Конечно, это внушение не сразу дошло до адресата.

Тревога уже вошла у женщины в привычку; постоянно

беспокоясь, она воображала, что таким образом кон-

тролирует свой страх. Но подруга настаивала на своем:

«Ты боишься, когда начинаешь думать о будущем.

ГЛАВА 5. МОЗГ РАЗВИВАЕТСЯ

Тогда прекрати думать об этом» Прошло несколько

месяцев, и в конечном счете эта тактика сработала.

Люди, которые застряли в саморазрушительном

беспокойстве, знают, что старая модель не работает

изначально. Они вырываются из нее не с помощью

остановки мыслительного процесса, а с помощью за-

мены ее новым осознанием, которое говорит: «Страх

беспредметен. Это я его создаю». Та женщина осоз-

нала, что сама вызывает у себя опасения. Она научи-

лась останавливать себя в тот момент, когда начинала

кружиться карусель беспокойства.

2. Страх убедителен. Когда вы верите его голосу, он

завладевает вами.

Если вы убеждены в истинности чего-либо, это «что-

то» намертво прилипает к вам, можете не сомневаться.

Мы все хотим верить словам «я тебя люблю», если они

исходят от нужного человека; память может заверять

вас в этом в течение многих лет, если не всю жизнь.

Но убеждение в чем-то и истинное положение дел —

это не одно и то же. Скажем, если вы подозреваете, что

ваш супруг обманывает вас, никакие доказательства

того, что это не так, не смогут убедить вас в обратном.

Вы слишком убеждены в своих подозрениях. Рев-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.