Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 12 страница



ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

что породил более сложные способы общения. Он

также наделил нас способностью мыслить символами.

Это означает, что мы можем создавать символические

или виртуальные миры, используя те же части мозга, которые эволюционировали для общения друг с дру-

гом. Когда вы останавливаетесь на красный свет, вы

делаете это не из-за того, что услышали слово «стоп».

Вы просто связываете красный цвет с запретом идти.

Это — условный символ. Звучит это вроде бы просто, но имеет огромные последствия.

Некоторым детям, например, трудно научиться читать

из-за расстройства развития мозга в материнской

утробе. Их мозг ставит слова и буквы в обратном по-

рядке. Однако было обнаружено, что этот недостаток

можно обойти, раскрасив буквы алфавита. A может

быть красной, Б зеленой и так далее. Язык может

использовать эту символическую ассоциацию, пото-

му что мозговой механизм в зрительной зоне коры

приспособлен для такого использования. У людей

способность различать цвета достигает невероят-

ных размеров: человеческий глаз может обнаружить

10 миллионов различных длин световой волны. Никто

не знает точно, сколько из них могут преобразовы-

ваться в цвета, которые мы способны различить, но, похоже, их несколько миллионов.

Но этот бесценный дар воображать и создавать

символы может быть обращен и во зло. Так, свастика

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

возникла как древний индийский символ солнца, но, если в наше время нарисовать ее на стене сина-

гоги, это будет расценено как осквернение или даже

преступление на почве ненависти.

Сегодня нейробиология может обозначить обла-

сти мозга, которые отвечают за инстинкт, интеллект

и эмоции. Но стоит помнить про схематичность такого

деления: эти подразделения являются изобретенны-

ми нами рабочими моделями, облегчающими наше

восприятие природы. По правде говоря, процесс соз-

дания реальности охватывает каждую область мозга

в постоянно меняющемся взаимодействии.

Как и в случае с любой частью мозга, его высшие

отделы могут выйти из равновесия. Допустим, если

вы слишком интеллектуальны, вы теряете связь с эмо-

циями и инстинктами. Это приводит к склонности че-

ресчур просчитывать все свои действия или, наоборот, строить воздушные замки.

Если же вы не развиваете свой интеллект, он засты-

вает на стадии зачаточного мышления. Это приводит

к суеверию и вероятности стать жертвой всевозмож-

ных ложных убеждений. Вы становитесь заложником

влияний извне.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

ВАШ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОЗГ

• Интеллект обозначает новую эволюционную фазу

развития психики.

• Интеллект работает не в изоляции, а смешивается

с эмоциями и инстинктами.

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

• Интеллект помогает нам рационально справиться

со страхами и желаниями.

• Ответ миру (вместо реакции) подразумевает от-

ветственность за мир.

• Рациональная мысль становится разрушительной, когда она забывает о своей ответственности.

(Отсюда увеличение количества атомного оружия, разрушение экосистемы планеты. )

ИНТУИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ МОЗГА

Интеллект является вашим неотъемлемым правом

от рождения, правом, которое включает ненасытную

потребность в обретении смысла. Интуицию вы унас-

ледовали из-за другой потребности, которая так же

сильна: потребности в оценочном восприятии. Пра-

вильное и неправильное, хорошее и плохое являются

настолько базовыми понятиями, что они встроены

в мозг. С самого раннего возраста дети, похоже, де-

монстрируют интуитивное поведение в этой области.

Если ребенок, даже еще не умеющий ходить, видит, как его мать уронила что-то, он поможет ей поднять

это. Значит, помощь другому — это встроенная реак-

ция. Двухлетнему малышу можно показать кукольное

представление, в котором одна кукла делает хорошие

вещи, а другая всем пакостит. Первая всем помогает, а вторая ведет себя эгоистично и жалуется на других.

Если ребенка спросить, какая кукла ему понравилась

больше, он гораздо чаще выбирает первую. Значит, в ходе эволюции мозг научился давать нравственную

оценку?

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Но интуиция также является областью, вызыва-

ющей сомнения. По иронии судьбы, интеллектуаль-

ный мозг может отмести интуитивные наития как

пустые суеверия. Руперт Шелдрейк, дальновидный

британский биолог, в течение десятилетий ставил

эксперименты для оценки интуиции. Например, он

проверял истинность ощущения, которое испытывают

многие люди, когда на них смотрит кто-то, стоящий

у них за спиной. Шелдрейк показал, что существует

интуитивная способность чувствовать этот взгляд, своеобразные «глаза на затылке».

У людей способность различать цвета

достигает невероятных размеров: чело-

веческий глаз может обнаружить 10 мил-

лионов различных длин световой волны.

Несмотря на точность его экспериментов, их итоги

не все признают. Сам Шелдрейк с юмором отмечает, что скептики, видимо, не удосужились внимательно

посмотреть на результаты исследований.

Тот факт, что люди обладают интуицией, — бесспо-

рен. Целые области нашей жизни зависят от интуи-

тивного понимания, например эмпатия (понимание

состояния другого человека). Когда вы входите в ком-

нату, вы можете почувствовать состояние находящихся

в ней людей: насколько они напряжены или добро-

желательны. Вы постигаете интуитивно, когда кто-то

говорит A, но имеет в виду B или что-то скрывает

от вас. Эмпатия (сопереживание) определяется как

понимание и разделение чувств других.

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

РИСУНОК 4: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ

КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

Высшая инстанция мозга — кора больших полушарий — отвечает

за многие функции, которые мы ассоциируем с существованием

человека: прием и обработку сенсорной информации, обучение, запоминание, инициацию мысли и действия, а также поведение

и социальную интеграцию.

Кора больших полушарий появилась в эволюции позднее

всех других структур. Она представляет собой примерно один

квадратный метр покрытия из нервной ткани (серого вещества), расположенного в шести слоях по направлению к внешней

поверхности мозга. Это покрытие из серого вещества имеет

складчатую структуру, чтобы уместиться в черепе.

Кора больших полушарий имеет три функциональные

области: сенсорные области для приема и обработки сигналов

от пяти органов чувств, моторные области для сознательного

управления движениями и ассоциативные области для анализа, восприятия, обучения, памяти и мышления высшего порядка.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

РИСУНОК 5: РЕГИОНЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

(вид большого полушария со стороны центрального

сечения)

Кора головного мозга состоит из нескольких разных долей.

Ближе к задней части находится затылочная доля, содержащая

зрительную кору, куда мозг передает информацию, восприни-

маемую глазами, и где она интерпретируется. От правого глаза

нервные волокна идут в зрительную кору левого полушария, и наоборот. В районе висков находятся височные доли. Здесь

контролируются слух и равновесие. На схеме височных долей

нет, зато видны более глубокие структуры нижнего этажа — ство-

ла мозга: таламус, гипоталамус, продолговатый мозг.

Над височными долями лежат теменные доли, где обраба-

тывается сенсорная информация. Кроме того, теменные доли

участвуют в пространственной ориентации. Впереди теменных

долей расположены лобные доли. Лобные доли осуществляют

общий контроль поведения, планирование, целеполагание, управляют высшим социальным поведением. Если лобная кора

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

повреждена или, например, содержит опухоль, можно стать

патологически раскованным, скажем, превратиться в сексуаль-

ного хулигана.

Правое и левое полушария большого мозга связаны мощ-

ными пучками нервных волокон, образующими мозолистое

тело. Эти связи позволяют двум сторонам мозга «говорить»

друг с другом. Если связи нарушены, то, например, может

возникнуть «синдром чужой руки», когда человек не узнает

собственную руку!

Таламус участвует в чувственном восприятии и регулирует

движения тела. Гипоталамус регулирует гормоны, гипофиз, тем-

пературу тела, работу надпочечников и многое другое.

Мозжечок расположен отдельно, позади большого мозга.

Он управляет координацией движений, равновесием и осанкой.

Продолговатый мозг и варолиев мост, относящиеся к стволу

мозга, являются самыми древними его структурами.

Продолговатый мозг соединяет головной мозг со спинным

и регулирует сердечный ритм, дыхание и другие жизненно важ-

ные, так называемые автономные процессы.

Все области мозга тесно общаются друг с другом, образуя

сложную систему баланса и координации любого вида нашей

активности. Например, когда вы смотрите на цветок, ваши глаза

воспринимают визуальную информацию и передают ее в заты-

лочную кору.

Но сначала эта информация проходит через множество

других — нижележащих — областей мозга. Кроме того, зритель-

ная информация может послужить незрительным функциям, например для координации движений.

Миллиарды нейронов в этих областях работают сообща

в удивительной гармонии, как оркестр, создающий прекрасную

музыку. Здесь нет инструментов, которые звучат слишком гром-

ко или фальшиво. Баланс и гармония являются ключом к успеш-

ному мозгу, так же как и к стабильности Вселенной.

«Здесь внутри»

вас поддерживают

креативность

и интеллект

вашего тела,

с его прирожденной

мудростью.

«Там снаружи»

вас

поддерживают

сила эволюции и вся

Вселенная.

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

У нашего вида умение общаться вышло на высокий

уровень и поэтому эмпатия стала одним из важнейших

компонентов социального выживания. В сообществах

наших пращуров эта способность позволяла племе-

ни заботиться о детях своих соплеменников, когда

те уходили на поиски пропитания. Именно эмпатия

позволяет нам сосуществовать в группах и общаться

друг с другом, работая как необходимый ограничитель

эгоизма, агрессии и конкуренции.

В более широком смысле эмпатия (сопереживание) проложила путь для моральных суждений и альтруи-

стического поведения. Она отличается от симпатии, которая не требует понять расположение духа другого

человека. Эмпатия отличается и от эмоционального зара-

жения, при котором мы не осознаем, принадлежит ли

испытываемое чувство нам или мы переняли его от не-

коей сильной личности, а может быть, заразились

настроением толпы.

На нейронном уровне при сопереживании акти-

вируется поясная кора мозга. Она лежит на стыке

полушарий мозга. У женщин связанные с эмпатией об-

ласти поясной извилины обычно крупнее. А у больных

шизофренией они, как правило, уменьшены, поэтому

такие люди эмоционально изолированы от окружаю-

щих и имеют иллюзорное представление о том, что

чувствуют другие.

Сострадание также связано с зеркальными нейронами.

Этот особый тип нервных клеток ученые обнаружили

у обезьян. Зеркальные нейроны дают объяснение

выражению «обезьяна видит — обезьяна делает».

Подражание критически важно для овладения новыми

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

навыками. Когда детеныш обезьяны, даже тот, которо-

го еще кормят грудью, видит, как его мама берет еду

и ест, у этого малыша включаются те области мозга, которые отвечают за хватание пищи, ее разрывание

и жевание, — они отражают то, что он видит. Хотя

проводить подобные эксперименты с человеческими

детьми нельзя, скорее всего, то же самое наблюдается

и в нашем случае. (Пагубная сторона отражения может

заключаться в том, что когда маленький ребенок видит

негативное поведение, например домашнее насилие, то в его мозге может возникнуть соответствующий

шаблон. Известно, что дети, подвергавшиеся жесто-

кому обращению или часто наблюдавшие его, нередко

вырастают насильниками, настолько это поведение

отпечатывается в их мозге. )

Никто до конца не знает, как именно функциониру-

ют зеркальные нейроны, но они, похоже, играют клю-

чевую роль в социальной привязанности — процессе, с помощью которого мы достигаем безопасности, забо-

ты и облегчения страданий в рамках наших близких

отношений. Отклик в виде сострадания регулирует

целый ряд нейрохимических веществ, называемых

нейропептидами — это небольшие белки в мозге, которые ассоциируют с социальной привязанностью.

В их число входят: окситоцин, пролактин и опиоиды.

Окситоцин способствует материнскому поведению

и заставляет человека испытывать нежные чувства

к другому (взрослому человеку или ребенку). Так, введение окситоцина через назальный спрей, как было

доказано, уменьшает реакцию человека на социальный

стресс и реакцию страха в мозге. Окситоцин повышает

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

склонность к доверию и делает человека чувствитель-

ным к мимике других людей. Неблагоприятная генная

мутация, касающаяся улавливающих окситоцин рецеп-

торов, приводит к снижению у человека способности

к эмпатии. Таким образом, окситоцин играет важную

роль, и все же его народное название «гормон люб-

ви» не следует понимать буквально. Любовь, будучи

сложным поведением, охватывает многие психологи-

ческие аспекты, и нельзя сводить ее только к влиянию

гормонов. И здесь мы сталкиваемся с вопросом: а где, собственно, заканчивается психика и начинается мозг?

Подобные вопросы снова приводят нас к поня-

тию свободы воли. Действительно, нейрохимические

вещества могут влиять на наши эмоции. Но одно

дело — сказать, что мы рабы своей нейрохимии, а дру-

гое — понимать, что мозг — это невероятно точно

настроенный орган, который поддерживает ту направ-

ленность эмоций, в которой мы нуждаемся в данный

момент. Мозг нуждается в спусковых механизмах, которые могут быть очень незаметными, но исходят

от самого человека.

Например, встреча с привлекательным мужчиной

может иметь для женщины разные последствия. «Лю-

бовный механизм» ее мозга может запуститься, а может

и нет. В любом случае не мозг принимает решение

за женщину. Несмотря на их, казалось бы, бесспорную

власть, наши эмоции рождаются, чтобы служить нам.

Именно здесь и вступает в игру интуитивная пси-

хика. Она поднимается и над эмоциями, и над интел-

лектом, давая вам общую картину вещей, которую пси-

хологи называют гештальтом. (Гештальт — целостный,

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

неделимый образ имеющейся ситуации. ) На работе

руководителю необязательно нужно носить знак, ко-

торый говорит: «я начальник». Все виды сигналов, такие как тон его голоса, его большой офис, его власт-

ность, сливаются в картину, которую мы интуитивно

понимаем. Мы нередко говорим, что мы «чувствуем

ситуацию», но это не эмоция. Это наитие, которое

дает непосредственное понимание происходящего

без какого бы то ни было анализа — эмоционального

или интеллектуального.

Все перечисленное ниже подпадает под категорию

интуитивного.

• Любовь с первого взгляда.

• Понимание того, что кто-то лжет.

• Внутреннее ощущение, что у всего есть причи-

на, даже если она еще не видна.

• Понимание юмора, который говорит одно, а под-

разумевает другое.

Существование интуиции вызывало бы меньше

споров, если бы ее представительство было найдено

в определенном месте в мозге. Но такой привязки

не существует. Обычно считается, что правое полу-

шарие мозга отвечает за интуицию, а левое является

более рациональным, но это строгое деление не так

однозначно. Зато хорошо изучены психологические

особенности людей, обладающих развитой интуицией.

• Они быстро принимают верные решения, без

особого рационального анализа ситуации.

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

• Делая какие-то выводы, они опираются на ин-

туицию, определяемую как знание чего-то на-

прямую, без рациональных объяснений, откуда

возникло такое решение.

• Они улавливают едва уловимые выражения лица

человека и прекрасно разбираются в людях.

• Они одарены творчески.

• Они доверяют своему наитию и следуют ему

при принятии так называемых моментальных

решений.

Особенно нас интригует последняя категория мо-

ментальных решений. Обычно принято ценить взве-

шенные рациональные решения. Молодым людям

советуют не быть опрометчивыми и продумывать все

до мелочей. Но в действительности мы все нередко

принимаем моментальные решения. Поэтому гово-

рят о значимости первого впечатления. Сделанное

в мгновение ока, оно остается наиболее существенным.

Недавние исследования выяснили, что первое впечат-

ление и моментальные решения часто оказываются

самыми точными. Опытные брокеры по недвижимости

скажут вам, что покупатели жилья уже после 30 секунд

пребывания в доме знают, подходит он им или нет.

Некоторые полагают, что человек может лучше рас-

познать лицо, если сначала знакомится с его словесным

описанием. Предполагается, что предложение «У де-

вочки были длинные каштановые волосы, светлая кожа, нос пуговкой и маленькие голубые глаза» поможет

зафиксировать в памяти определенное лицо. Но экспе-

рименты показывает прямо противоположное. В ходе

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

одного исследования испытуемым давали взглянуть

на снимок определенного лица, а затем в быстрой

последовательности показывали серию фотографий

и просили нажимать кнопку, если они видели это

лицо. Люди, которым предварительно показывали

снимок лишь кратковременно, продемонстрировали

лучшие результаты, чем те, кто видел это лицо доста-

точное время для того, чтобы выразить словами его

особенности. Такие выводы кажутся интуитивно пра-

вильными (опять это слово), потому что мы все знаем, как запомнить чье-то лицо, даже если мы рационально

не разбиваем его на отдельные характеристики. Не зря

жертвы преступления говорят: «Если я увижу это лицо

и через миллион лет, я узнаю его».

Эмпатия стала одним из важнейших

компонентов социального выживания.

В сообществах наших пращуров эта спо-

собность позволяла племени заботиться

о детях своих соплеменников.

По сути, интуиция есть шестое чувство. Это пер-

вичный способ понимания мира с помощью взгляда, слушания и осязания. А еще важнее здесь чувство

своего жизненного пути. Следуя наитию, мы знаем, что хорошо для нас, каково наше призвание, кто станет

нашим спутником на десятилетия, а кто мимолетной

прихотью. Весьма успешные люди, когда их спраши-

вают о том, как они достигли вершины, как прави-

ло, соглашаются с двумя вещами: им очень повезло, и они попали в нужное место в нужное время. Однако

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

мало кто может объяснить, что нужно для того, чтобы

оказаться в нужном месте в нужное время. Но если

мы расцениваем интуицию как реальное умение, то, вероятно, эти успешные люди просто лучше других

чувствуют свой жизненный путь.

Видеть будущее — это тоже интуитивное качество, и мы все способны на это. Так, в одном из эксперимен-

тов испытуемым быстро показывали серию фотогра-

фий, на некоторых из них были изображены автомо-

бильные аварии со смертельным исходом или какие-то

кровавые военные сцены. При этом у испытуемых оце-

нивали признаки стресса, такие как учащение пульса, повышение артериального давления и потливость ладо-

ней. Как только им показывали страшную фотографию, это неизбежно вызывало у них стрессовую реакцию.

А затем произошла странная вещь. Признаки стресса

стали проявляться у них непосредственно перед тем, как

им собирались показать шокирующее изображение.

Хотя фотографии демонстрировали в случайном поряд-

ке, испытуемые безошибочно предчувствовали, когда

именно им покажут страшную сцену. Это означает, что их тела предсказывали будущее, или, вероятно, это делал их мозг, поскольку именно мозг управляет

стрессовой реакцией. И мы не выделяем здесь какой-то

определенный этаж мозга.

Таким образом, сотни исследований в области

познавательной психологии доказывают, что инту-

иция реальна. Однако здесь важен баланс. Если вы

полагаетесь только на свои интуитивные догадки, вам не удастся услышать голос рассудка, когда это

потребуется. Это может привести к импульсивным

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

решениям и иррациональному поведению. Но если

вы игнорируете интуицию, то теряете возможность

чувствовать ситуацию. Это приводит к слепой раци-

онализации своих действий, часто неадекватной при

данных обстоятельствах.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ:

НАШ ИНТУИТИВНЫЙ МОЗГ

• Интуиции можно доверять.

• Ощущение своего пути в жизни приносит хорошие

результаты.

• Моментальные оценки точны, потому что интуиция

не нуждается в рассуждениях.

• Логика медленнее, чем интуитивное виденье, но мы часто используем рассудок для оправ-

дания своих наитий, потому что нас учили, что

логика выше.

• У интуитивного мозга нет обозримых пределов —

все зависит от требований, выдвигаемых психи-

кой (человеком) к мозгу.

СОБИРАЕМ ВСЕ ВОЕДИНО

Лучший способ добиться здоровья, счастья, успехов —

это сбалансировать все четыре функции своего моз-

га. Тогда мы получим превосходный инструмент для

создания реальности, обладающий неограниченными

возможностями.

Мозг выходит из равновесия, когда мы отдаем пред-

почтение какой-то одной сфере. Обратите внимание

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

на то, как легко отождествлять себя с одной функцией

мозга. Если вы говорите: «Мне все время грустно», вы

отождествляете себя с эмоциональным мозгом. Если

вы полагаете: «Я всегда был умен», вы отождествляете

себя с интеллектуальным мозгом. Таким же образом

вы можете оказаться во власти инстинктивного моз-

га, если вы будете повиноваться подсознательным

порывам, или во власти интуитивного мозга, если вы

будете следовать догадкам, играть в азартные игры

и рисковать. Области мозга, которым отдают пред-

почтение, получают преимущество; а «нелюбимые»

области начинают атрофироваться.

Однако ваша истинная личность не связана ни с од-

ной из этих областей. Вы — сумма их всех. Мозг кон-

тролируется человеком. Человек может забыть свою

роль и поддаться настроению, убеждениям, влечениям

и т. д. Когда это происходит, мозг использует нас для

того, чтобы захватить власть.

Трудно поверить, что каждая наша мысль является

инструкцией для мозга, но это действительно так.

Если вы остановитесь перед картиной художника-им-

прессиониста, яркие цвета и воздушное настроение

мгновенно привлекут вас. Никакая нформация, обра-

батываемая визуальной корой, в данном случае ничего

особенного не говорит мозгу. Но если вы чувствуете:

«Мне нравится этот собор Моне», — вы инструктируете

свой мозг (то есть обучаете его), и весьма непростым

способом.

• Ваш мозг переходит в целостный (холистиче-

ский) режим.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

• Он помнит то, что вы любите.

• Он отмечает состояние удовольствия.

• Он запоминает источник этого удовольствия.

• Он делает для себя пометку, чтобы повторить

то же удовольствие в будущем.

• Он добавляет уникальное воспоминание в ваш

банк воспоминаний.

• Он сравнивает новое воспоминание со всеми

предыдущими.

• Он посылает химические реакции удовольствия

к каждой клетке вашего тела.

Соединение всего этого является самым ценным

достижением, хотя мы не можем объяснить, как это

делается. Опыт бесконечно богаче, чем объяснения.

На самом деле это просто краткое описание того, что

означает для вашего мозга переход в целостный режим.

И наша задача — расширять холистичность мозга.

В глубине души все мы знаем, что лучше любить

всех людей, чем тех немногих, кто ближе всего к нам.

Однако расширение эмоциональных центров мозга пу-

гает нас. Как правило, мы отождествляем себя с людь-

ми, которые больше всего походят на нас (по расе, по статусу, образованию, политическим взглядам

и т. д. ), и чувствуем отчуждение по отношению к тем, кто мало похож на нас.

В ходе одного интересного эксперимента в области

социальной психологии экспериментаторы пригласили

десять человек из города Боулдер, штат Колорадо, очень

либерального в политическом плане города, и десять

человек из Колорадо-Спрингс, который традиционно

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

очень консервативен в этом смысле. (Одна из проблем

современной Америки — разделительная политика, и этому есть демографическое объяснение. В прошлом

люди с противоположными политическими взглядами

жили вместе, и, следовательно, кандидат на какую-ни-

будь должность мог выиграть с разницей в 5 или 6%.

После Второй мировой войны, однако, произошел

серьезный сдвиг. Либералы переехали в города, где

живут другие либералы, а консерваторы — в города, где живут консерваторы. В результате нынешние вы-

боры чрезвычайно односторонни, и кандидаты обычно

выигрывают с большим преимуществом. ) Эксперимент «Боулдер — Колорадо-Спрингс» был при-

зван проверить, можно ли это изменить. Сидя в своей

группе, десять испытуемых из каждого города обсуж-

дали политику и оценивали свое мнение по каждому

вопросу. Например, когда дело дошло до абортов

или однополых браков, они отмечали свою позицию

по десятибалльной шкале в зависимости от того, на-

сколько они были «за» или «против».

В этот момент один человек из Боулдера подса-

живался в группу жителей Колорадо-Спрингс, а один

человек из Колорадо-Спрингс подсаживался к группе

из Боулдера. Каждому было разрешено отстаивать

свою либеральную или консервативную позицию.

Через час группы снова оценили свои позиции по акту-

альным проблемам. Смягчили ли они свои мнения, ус-

лышав мнения другой стороны? Вы могли бы подумать, что это так, но на самом деле произошло обратное.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Услышав мнение либерала по определенным вопро-

сам, консерваторы стали более консервативными

в этих вопросах, чем раньше. Аналогичным образом

и либеральная группа стала более либеральной.

От таких результатов можно впасть в уныние. Ведь

нам хотелось бы думать, что знакомство с другими

точками зрения делает наши взгляды шире. Но не-

которые нейробиологи приходят к заключению, что

мышление «мы против них» встроено в мозг. Нам

нужны враги, чтобы выжить, поскольку издавна пове-

лось, что отточить свои навыки самообороны и прие-

мы ведения войны можно только на практике.

Мы категорически против такой интерпретации.

Она игнорирует тот основополагающий факт, что

разум может преодолеть встроенный шаблон мозга.

В случае с экспериментом, в котором принимали

участие жители Боулдера и Колорадо-Спрингс, есть

огромная разница между выслушиванием противо-

положного мнения с закрытым сердцем и со стрем-

лением понять оппонента.

Забавная и одновременно печальная история

случилась с другом Дипака, родившимся на Юге.

В его небольшом городке в Северной Каролине был

универмаг под названием «Бернстайн», который

принадлежал евреям. В городе были и другие семьи, не еврейские, тоже с фамилией Бернстайн. «Не-

евреи произносили свою фамилию как Бернстайн, в то время как хозяева магазина произносили ее как

Бернштейн», — рассказали Дипаку. Почему? Его



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.