Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 11 страница



систему «психика — тело». Если вы будете постоянно

потакать своим эмоциям, то станете их пленником.

Однако если вы чересчур контролируете свои эмо-

ции, вы теряете непосредственную связь с жизнью. Это

приводит к иллюзии, что одного интеллекта достаточно.

Не зная, насколько на самом деле сильны скрытые

эмоции, вы рискуете вести себя бессознательно. По-

давление эмоций может даже привести к болезни.

ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ: ВАШ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

• Пусть чувства приходят и уходят. Их появление

и уход спонтанны.

• Не цепляйтесь за негативные чувства, стремясь

оправдать свою правоту и чью-то неправоту.

• Посмотрите на свои эмоциональные слабости.

Вы часто влюбляетесь, слишком легко выходите

из себя, всего на свете опасаетесь?

• Начните наблюдать за своими слабостями.

• Спросите себя, действительно ли вы хотите реа-

гировать на происходящее так, как сейчас? Если

ответ отрицательный, нежелательные чувства

начнут понемногу возвращаться к норме.

ПЕРЕД ПРЫЖКОМ

Прежде чем совершить прыжок в развитии и перейти

к высшему мозгу, давайте еще кое-что обсудим. Вопрос

о смысле жизни родился в коре больших полушарий

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

мозга, которая сидит как философствующий король

на вершине низшего мозга. Королей, как известно, свергали, и мозг не является исключением. Возмож-

но, создание коры больших полушарий мозга было

самым большим прыжком в эволюции. Мы посвятим

этому отдельную главу. Но сначала давайте еще раз

посмотрим на инстинктивный и эмоциональный мозг.

Сложность их реакций на окружающий мир заслу-

живает уважения. Если вы обнаружите, что за вами

гонится тигр, инстинктивный мозг тут же задействует

определенные нейромедиаторы, которые помогут вам

убежать и выжить.

На создание этого нейрохимического коктейля, где

преобладает адреналин, потребовались миллионы лет.

Выброс адреналина знаменует начало химического

каскада в мозге. Этот гормон вызывает электрохими-

ческую активность в конкретных синапсах, приказывая

вам бежать и при этом оптимизируя по максимуму

частоту вашего пульса и дыхания. Он также будет

поддерживать свою максимальную концентрацию, помогающую вам выдержать погоню и перехитрить

тигра. Он даже заставит вас чувствовать удовольствие

от бега и устранит другие насущные потребности: чувство голода или жажды и т. п. Любые отвлекающие

факторы мгновенно улетучатся, поскольку вся физи-

ческая и психическая деятельность будет направлена

на борьбу за выживание. Если кто-то пытался ото-

брать у вас деньги на обед, когда вы учились в школе, вы тут же, не задумываясь, давали ему отпор. А если

хулиган был гораздо сильнее вас, то вы, тоже не заду-

мываясь, убегали от него.

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

РИСУНОК 3: ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

В толще головного мозга, глубоко под корой больших полуша-

рий, расположена лимбическая система (на рисунке она пред-

ставлена темно-серым цветом). Она ведает нашими эмоциями

и чувством удовольствия, связанным с едой, сексом и т. п., а также кратковременной памятью. К лимбической системе

относятся: таламус, гипоталамус, а также миндалевидное тело

и гиппокамп. Эти последние связаны с кратковременной памя-

тью.

Миндалевидное тело определяет, какие воспоминания нужно

сохранить, основываясь на эмоциональной реакции, которую

вызывает то или иное событие. Гиппокамп отвечает за крат-

ковременные воспоминания и отсылает их в определенные

части мозга для долговременного хранения. При болезни Альц-

геймера эта область поражается сильнее всего. Лимбическая

система тесно связана с обонятельной долей, которая обра-

батывает запахи. Именно поэтому определенный запах может

вызвать столь сильные воспоминания.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Эволюция создала союз между инстинктивным

и эмоциональным мозгом, чтобы гарантировать наше

выживание, но, если им злоупотреблять, он может стать

нашим злейшим врагом. Это потому, что инстинктив-

ный и эмоциональный мозг «реактивны» — они

бездумно вызывают состояние возбуждения. Любой

сильный внешний стимул — выстрел, внезапно затор-

мозивший перед вами автомобиль, взгляд симпатичной

девушки или молодого человека — автоматически

вызывает реакцию, которая включает сплав эмоций

и инстинктов.

Руди вспоминает один случай из своего детства, когда

он противостоял хулиганам. (Этот случай подводит нас

к нашей следующей теме — высшему мозгу. ) В на-

чальной школе Руди был крайне застенчивым и очень

неспортивным мальчиком. А его сестра-близнец Энн, напротив, была прирожденной спортсменкой с юных

лет. Когда на школьном дворе его останавливали

хулиганы, Энн всегда вступалась за него. Руди стало

обидно, что его защищала девочка. Но еще обиднее

ему казалась вынужденная реакция «бей или беги», потому что ни в том, ни в другом выходе ничего хоро-

шего он не видел. Ведь побег заставляет маленького

ребенка подавить свое чувство гордости, а побои

унижают. И все же Руди неизменно воспроизводил

эту базовую эволюционную схему.

Нашим предкам нужно было научиться жить вместе.

Ведь нельзя сформировать сообщество, если убегать

всякий раз, когда адреналин приказывает бежать

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

или драться. Руди предстояло найти способ решить

такую же социальную дилемму. Со временем, когда

другие мальчики начинали поддевать его, он старался

использовать свой интеллект. Поначалу такая помощь

интеллекта была тактической.

Как-то в третьем классе один хулиган запрыгнул

Руди на спину и принялся его колотить. Энн наблю-

дала со стороны, готовая вступиться. Но Руди, вме-

сто того чтобы запаниковать и пытаться сбросить

обидчика, придумал кое-что получше. Заметив, что

позади них находится большой дуб, он стремительно

побежал назад и припечатал хулигана к дереву. Хули-

ган ухнул, повалился на замерзшую землю и потерял

сознание. Он хорошо запомнил тот случай и больше

никогда не донимал Руди. Другими словами, хотя ин-

стинктивный и эмоциональный мозг предупредили

Руди об опасности ситуации, впервые его интеллек-

туальный мозг разработал тактику, которая не была

ни борьбой, ни бегством.

Мы можем представить себе, как древние люди

делали подобные открытия. Если ваш противник на-

чинает думать, вы должны сделать то же самое. Это

приведет к тактике прекращения войны. Можно сесть

у огня и разделить плоды охоты.

Каждая клетка тела обладает врожденным интел-

лектом, который причастен ко всему, что сделало тело

таким, каким оно является сегодня. Клетки живут вме-

сте, сотрудничают, чувствуют друг друга и постоянно

общаются. Если одна из них станет демонстрировать

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

«антиобщественное поведение» и выйдет из-под

контроля, вмешается иммунная система, а если ее

вмешательство не принесет результата, может раз-

виться рак — крайнее проявление антисоциального

поведения в организме. В некотором смысле высший

мозг просто научился делать то, что может делать ка-

ждая клетка. Как бы то ни было, скачок в развитии

интеллектуального мозга расширил человеческие

возможности тысячекратно.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ СУПЕРМОЗГА: кризис личности

Кризис личности — это просто столкновение с ка-

кой-то серьезной личностной проблемой. Но про-

блемы — это часть жизни каждого человека. И мало

кому удалось избежать таких тяжелых моментов, когда

какие-то поворотные события в жизни порождают

личностный кризис. Многие люди боятся кризисов, это инстинктивная реакция. Но здесь тоже следует

комплексно использовать свой мозг, объединяя выс-

ший и низший.

От того, как вы справляетесь с тяжелыми мо-

ментами жизни, зависит, будут ли эти моменты

поворотными или неудачными. Большинство людей

принимают важные решения, основываясь на им-

пульсе или его противоположности — привычке.

Но если в дело вступает то, что мы называем му-

дростью, то это помогает победить трудности, пре-

вращая разочарование и поражение в ступени для

развития и прорыва.

Всякий раз, когда дела идут плохо, задайте себе три

вопроса, дабы упорядочить внутренний хаос.

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

Полезные вопросы

1. Это проблема, которую я должен решить, или с этим

лучше смириться, или надо просто уйти от этого?

2. С кем из тех, кто успешно решил эту проблему, я могу посоветоваться?

3. Могу ли я углубиться в себя и сам найти решение?

И, наоборот, есть три вопроса, которые не стоит

даже обдумывать, потому что они унижают вас и лишь

усугубляют душевный хаос.

Вредные вопросы

1. Что со мной не в порядке?

2. Кого я могу винить?

3. Какой наихудший сценарий?

Ситуации, в которых появляются эти вопросы, не-

исчислимы: от передряг во взаимоотношениях до об-

наружения у себя опасной для жизни болезни или

ареста вашего ребенка за наркотики. К сожалению, миллионы людей постоянно загоняют себя в тупик

этими бесполезными вопросами.

Давайте посмотрим, можем ли мы улучшить си-

туацию.

1. Это проблема, которую я должен решить, или с этим

лучше смириться, или надо просто уйти от этого?

Первое, что нужно сделать, — это разумно сориенти-

ровать себя. Поэтому задайте себе означенный вопрос

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

с тремя вариантами выбора и постарайтесь на него

ответить. В противном случае вы будете находиться

под влиянием инстинктивно-эмоционального альян-

са своего мозга и ваш взгляд на вещи будет омрачен

эмоциональными реакциями.

Чтобы принять правильное решение, необходимо

устранить внутреннее смятение. Все начинается с поис-

ка решения по исправлению ситуации. Сделайте паузу, чтобы продумать это решение. Возможно, вам следует

проявить терпение и смириться со сложившейся ситу-

ацией или лучше уйти от нее, если нет другого выхода.

Так, некоторые финансовые проблемы можно как-то

решить, но иногда приходится с ними примириться.

Вопрос о смысле жизни родился в коре

больших полушарий мозга, которая сидит

как философствующий король на вершине

низшего мозга. Королей, как известно, свергали.

Поскольку поиск решений всегда требует усилий, а уход от проблемы кажется рискованным, большин-

ство людей склонны именно мириться с имеющейся

ситуацией (даже такой кризисной, как совместное про-

живание с жестоким супругом или серьезные симпто-

мы сердечного заболевания, вызванного ожирением).

Только небольшая часть людей (до 25%) обращается

за профессиональной помощью для решения своих

эмоциональных проблем.

Все три варианта решения работали бы, если бы

люди не колебались, когда дела идут плохо. Сначала

ГЛАВА 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОЗГ

они надеются на исправление ситуации и порой даже

делают несколько шагов в этом направлении.

На следующий день оптимизм сменяется песси-

мизмом и пассивностью, и люди мирятся с установив-

шимся порядком вещей. А на третий день они устают

от страданий и просто хотят убежать. В итоге — са-

мопоражение. Но ни одно решение не может быть

найдено, если пытаться бежать в три разные стороны.

Поэтому проясните для себя ситуацию и действуйте

исходя из того, что вы решите.

Действия.  Когда вы почувствуете себя спокойнее, сядьте и исследуйте свой кризис. Запишите варианты, сделайте колонки, озаглавив их так: решить проблему, смириться с проблемой и уйти от проблемы. Запишите до-

воды в пользу каждого решения. Тщательно их взвесь-

те. Как только приняли решение, придерживайтесь его

(если только не изменились обстоятельства, указывая

какой-то новый вариант решения).

2. С кем из тех, кто успешно решил эту проблему,

я могу посоветоваться?

Многие проблемы не решаются в одиночку, но эмоци-

ональные реакции, безусловно, изолируют нас. Мы на-

чинаем бояться, уходим в себя и впадаем в депрессию.

А если мы начинаем культивировать в себе стыд

и чувство вины, у нас становится еще больше причин, чтобы закрыться. Поэтому полезно спросить себя: «С

кем из тех, кто успешно решил эту проблему, я могу

посоветоваться? »

Если вы найдете того, кто прошел через такой же

кризис, это решит несколько задач одновременно.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Во-первых, это даст вам пример для подражания.

Во-вторых, вы обретете опору в виде надежного чело-

века, который понимает ваше положение. В-третьих, вы выйдете из социальной изоляции. Ведь в одиночку

человек, попавший в беду, всегда чувствует себя оди-

ноким и беспомощным.

Речь идет не только о поддержке, разделенном

страдании и психотерапии. Все эти мероприятия могут

быть полезны, однако ничто не заменит общения с че-

ловеком, который некогда погрузился в подобный мрак

и смог успешно выйти из него. Однако разговаривая

с таким собеседником, постарайтесь не скатываться

к нытью.

В какой-то момент полезно остановиться и по-

смотреть на ситуацию со стороны. Получаете ли вы

нужную реакцию? Приносит ли каждая встреча с че-

ловеком, которому вы доверились, что-то позитивное, то, что может вам пригодиться? Действительно ли

другой человек сочувствует вам? (Вы можете распоз-

нать фальшь, если будете трезво оценивать ситуацию. ) Рассказ о ваших эмоциях — это только начало. Вам

нужны признаки того, что начинает появляться реаль-

ный выход из кризиса.

3. Могу ли я углубиться в себя и сам найти решение?

Превратить негатив в позитив вы можете и сами.

Ищите вход в царство высшего разума, где вам могут

помочь интеллект и интуиция. Есть простая истина: уровень решения проблемы лежит выше самой пробле-

мы. Зная это, вы сможете избежать многих ловушек, в которые так часто попадают люди.

Перестаньте быть

частью

большинства,

которое живет

в панике

и конфликте.

Присоединяйтесь

к меньшинству,

которое никогда

не подчиняется

страху и отчаянию

и ясно видит

путь

от темного прошлого

к светлому будущему.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

А что же мы имеем на уровне проблемы? Заци-

кленное мышление, которое никуда не приводит.

Непродуктивное, одержимое поведение и действия, заводящие в тупик. Список можно продолжать бес-

конечно. Но нужно понять вот что: нам дан иной уро-

вень сознания, которому свойственны креативность

и интуиция.

Если вы скажете: «Мне нужно это обдумать», —

это уже будет хорошим первым шагом. При этом вы

должны найти способ расслабиться: это крайне слож-

но в условиях кризиса, но необходимо. (Постоянное

давление приводит к постоянному беспокойству. На-

растание беспокойства подпитывает низший мозг, который усиливает свои инстинктивно-эмоциональные

реакции. )

Если в вашем прошлом были моменты озарения, когда решение появлялось как бы из ниоткуда, воз-

можно, это произойдет снова. Цените свою интуицию

и обеспечивайте условия для ее проявлений! Выделите

для этого какое-то время в течение дня. Успокойтесь.

Закройте глаза и следуйте за своим дыханием до тех

пор, пока ваше тело не начнет расслабляться. (Стресс

блокирует высший мозг. ) Убедитесь, что вы хорошо от-

дохнули, насколько это возможно. Держитесь подальше

от стрессовых ситуаций и людей, которые заставляют

вас чувствовать себя уязвимыми.

Успокоившись, ищите ответ. Кто-то может при этом

обратиться с молитвой к Богу, но это необязательно.

Вы можете обратиться к своему высшему «я», или

просто выработать ясное намерение. Затем отступите

и расслабьтесь. Ответы всегда приходят, потому что

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

во Вселенной все взаимосвязано. Задавая ей вопрос, мы «стимулируем» ее на ответ. Так или иначе, мудрость

поколений поддерживает идею о том, что творческие

решения возникают спонтанно.

• Вскоре страх исчезает, вы чувствуете себя до-

статочно сильным, чтобы преодолеть кризис.

• На второй стадии вы начинаете видеть, что

нужно делать.

• На третьей стадии вы начинаете видеть смысл

в происходящем.

Действия: отстранитесь от происходящего, внутрен-

не успокойтесь, избегайте хаотичности. При этих бла-

гоприятных условиях вы достигнете уровня решения

проблемы за пределами уровня, на котором находится

проблема.

Мы просто призываем вас перестать быть частью

большинства, которое живет в панике и конфликте.

Присоединяйтесь к меньшинству, которое никогда

не подчиняется страху и отчаянию и ясно видит путь

от темного прошлого к светлому будущему.

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

Если бы человеческий мозг перестал развиваться, до-

стигнув лишь своей эмоциональной стадии, он все

равно был бы чудом. Нам были даны очень тонкие эмо-

ции, которые связывают людей друг с другом. Но мозг

не остановился на достигнутом. В результате нам мало

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

любить кого-то или испытывать ревность, восхищение, благодарность, радость обладания и другие чувства, кото-

рые часто путают с любовью. Человек хочет жить в люб-

ви и помнить, кого он любил прежде, когда и почему.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОЗГ

Когда мы задаемся вопросом: «Почему я люблю X? » —

мы уже задействуем свой интеллект. На уровне лично-

го опыта бесконечные взаимодействия между эмоци-

ями и интеллектом создают работающий внутренний

дискурс, который транслируется в ваш мозг каждую

свободную минуту. Для одних этот дискурс принимает

форму внутреннего монолога, в котором «говорят»

главным образом старые воспоминания, привычки

и установки. Внутри других разгорается спор, где

состязаются новые и старые идеи. Человек должен

решить, что выбрать — встроенные в мозг реакции

или новые и неизвестные действия.

Эта борьба достаточно сложная. И некоторые люди

склонны отрицать свою эмоциональную сторону.

Джесси Ливермор был легендарным игроком на фон-

довом рынке в бурные 1920-е годы. Родившийся в шта-

те Массачусетс в 1877 году, сегодня он смотрит на нас

со старых фотографий довольно мрачно и безучастно.

Этот человек был одним из первых финансистов, ко-

торые не делали в своей жизни ничего другого, кроме

манипулирования числами на ленте тикера.

Он жил ради чисел и педантично подчинял им всю

свою жизнь. Он уезжал из дома в 8: 07 каждое утро,

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

и, когда его лимузин проезжал по Пятой авеню, на всех

светофорах, регулируемых вручную полицейскими, загорался зеленый свет.

29 октября 1929 года, в катастрофический Чер-

ный вторник, когда рухнул фондовый рынок, жена

Ливермора подумала, что он потерял свое состояние, как и все их друзья. Она приказала слугам вынести

мебель из их особняка, и Ливермор вернулся с работы

в пустой дом. Но, вопреки предположению жены, ему

удалось заработать в тот день больше денег, чем

когда-либо прежде: он просто внимательно слушал

то, что «говорили» ему цифры.

Эта история может показаться примером триумфа

чистого интеллекта. Однако в 1930-х рынок акций стал

регулироваться государством, и «пиратским» денеч-

кам на Уолл-стрит пришел конец. Несколько богатых

инвесторов больше не могли манипулировать акци-

ями по своему усмотрению. Ливермору было трудно

приспособиться к новым порядкам, и его биржевая

деятельность перестала быть такой успешной. Он упал

духом, потом погрузился в депрессию и в 1940 году

застрелился в ванной своего частного клуба. Что стало

с его миллионами, не сообщается.

Человеческий разум имеет бесконечную тягу к зна-

ниям. Для нашего интеллекта естественно задавать

вопросы и искать ответы. Вообще наша жизнь про-

истекает как бы в двух параллельных направлениях: с одной стороны, мы испытываем все, что с нами про-

исходит, а с другой — ставим этот опыт под сомнение.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Для нейробиолога кора больших полушарий является

самой загадочной частью мозга. Как возникает мысль?

Думают ли нейроны? И как они думают о мыслитель-

ном процессе?

У человека появляется устремление или мысль, а затем он размышляет о ее значении. Это кажется

чрезмерно абстрактным, поэтому давайте изобразим

это схематически с точки зрения мозга.

• Инстинктивное: «Я голоден».

• Эмоциональное: «М-м-м, сейчас бы съесть пи-

рог с банановым кремом».

• Интеллектуальное: «Могу ли я позволить себе

эти калории? »

В интеллектуальной фазе у вас есть безгранич-

ный выбор. Вы можете спросить себя: «Кто делает

хороший пирог с банановым кремом? », или «Это то, чего я действительно хочу? », или «Неужели я бере-

менна? » Вы вольны думать о чем угодно, в том числе

о чем-то совершенно нереальном («Больно ли бана-

нам, когда их срывают с дерева? »), пофантазировать

(«Я хотел бы написать детскую книгу о мальчике, который встречает говорящий банановый пирог») и тому подобное.

Мы, люди, гордимся своим интеллектом до такой

степени, что до недавнего времени отрицали тот факт, что низшие животные обладают вообще какими-либо

элементами рационального мышления. Сейчас кар-

тина меняется. Например, немногие птицы зимуют

в заснеженных северных районах Большого Каньона,

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

но есть такие, которые проводят там осень, питаясь

семенами, находящимися в земле.

Они собирают сосновые шишки с семенами и за-

капывают каждую из них в землю, очевидно, наугад, пока не запрячут сотни. Когда приходят снежные бури, эти места засыпает снегом. Тем не менее замечено, что птицы возвращаются именно туда, где спрятаны

сосновые шишки, разгребают снег и достают их оттуда.

Причем каждая особь возвращается только к своим

запасам и не покушается на запасы других птиц.

Понимание не является изолированным

событием, оно всегда подразумевает со-

циальный контекст. Вы должны сопе-

реживать другим, общаться и создавать

осмысленные связи.

Примеры наличия основ интеллекта у животных

бесчисленны, однако мы по-прежнему уверены, что

интеллект присущ исключительно человеку. Строение

мозга подтверждает это, поскольку преобладающую

часть в нашем мозге (который, кстати, очень большой

для нашего веса) занимает высший мозг. Несмотря

на представление о том, что нами движут низшие

импульсы вроде секса, голода, гнева и страха, над

всем этим доминирует высший мозг. Инстинктивные

и эмоциональные отделы мозга живут в мире подсо-

знания. Высший мозг выводит человека на новый

уровень самоосознания. Другими словами, с помощью

этого органа человек становится существом, которое

сознательно использует свой мозг.

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Мы полагаем, что интеллект животных исключи-

тельно подсознательный. В одну и ту же фазу луны

в мае десятки тысяч мечехвостов прибывают на берег

Атлантического побережья Северной Америки, чтобы

отложить там яйца. Они добираются сюда из океанских

глубин, и делают это уже в течение сотен миллионов

лет. Примерно в то же время на это побережье приле-

тают маленькие птички под названием красные песоч-

ники ( Calidris canutus rufa), чтобы поживиться яйцами

мечехвостов, выброшенными на прибрежный песок.

Красные песочники — небольшие коричнево-пятнистые

птицы, которые осторожно ступают на своих длинных, словно ходули, ногах. Они проводят зиму на Огненной

Земле, находящейся в Южном полушарии, за тысячи

километров, где питаются крошечными моллюсками.

Никто не знает, почему красные песочники мигрируют

9300 миль между Антарктикой и Арктикой, где они вы-

ращивают своих птенцов. Еще меньше мы знаем о том, как красные песочники научились делать так, чтобы

их миграция совпадала с последним полнолунием или

новолунием в мае, именно тогда, когда на пляжах залива

Делавэр можно найти яйца мечехвостов. Они становятся

единственной пищей, которую красные песочники едят

во время их остановки в пути. Там, куда летят эти птицы, а именно на острове Саутгемптон в Канаде, ветрено, голо

и холодно и практически нет еды. Очень жирные яйца

мечехвоста позволяют песочникам запасти достаточно

энергии для выживания. Вся эта сложная комбинация об-

стоятельств подразумевает, что инстинкт не так уж прост

ГЛАВА 7. ОТ ИНТЕЛЛЕКТА К ИНТУИЦИИ

и примитивен. Он может достигать такой степени целе-

сообразности, которая недоступна нашему интеллекту.

Неужели вся природа бессознательна или мы пойманы

в ловушку нашего желания назвать это таким образом?

Сложно сказать, но одно мы знаем точно. У людей интел-

лектуальная часть мозга соединяет инстинктивные вле-

чения и эмоции со знанием, полученным из опыта. Если

человек ощущает себя несчастным, то благодаря интел-

лекту он может принять какие-то решительные меры для

прекращения страданий, вплоть до самоубийства. Ницше

в свое время мрачно, но точно заметил: «Человек — это

единственное животное, которое нужно побуждать к жиз-

ни». Зато в этом человеческом качестве есть и позитивная

сторона: человек волен отказаться повиноваться своему

низшему мозгу, даже когда на карту поставлена его жизнь.

Интеллектуальный мозг использует логику и рацио-

нальное мышление для того, чтобы осознанно общаться

с миром. Если инстинктивный мозг заставляет вас есте-

ственным образом реагировать,  то интеллектуальный мозг

предоставляет вам возможность осознанно ответить.

Ответ на любую ситуацию требует понимания, в то время

как реакция такого не требует. Понимание не является

изолированным событием, оно всегда подразумевает

социальный контекст. Вы должны сопереживать другим, общаться и создавать осмысленные связи.

Гомо сапиенс, предположительно, мог поддерживать

социальные связи и без особого развития интеллекта.

Шимпанзе, например, очень общительны. Глядя в глаза

этой обезьяны, иногда можно даже принять ее взгляд

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

за задумчивый. Но шимпанзе не отвечает за свои дей-

ствия и наделен весьма ограниченным интеллектом.

Вы можете организовать эксперимент, в ходе которого

шимпанзе видит, как вы прячете еду в одну из двух ко-

робок. Если обезьяна запоминает и смотрит в нужную

коробку, она получает пищу. Чтобы научиться этому, шимпанзе требуется всего несколько попыток. Однако

давайте предположим, что вы изменили эксперимент. Вы

помещаете две коробки перед шимпанзе, и, если он дает

вам более тяжелую коробку, вы награждаете его едой.

Даже после шестисот попыток шимпанзе может сделать

это лишь случайно. А маленький ребенок 3–4 лет очень

быстро выясняет, что нужно выбрать тяжелую коробку.

Кроме всего прочего, люди обмениваются своими

знаниями. Человеческое общество не может существо-

вать и развиваться без обучения, а для этого требуется

особый тип мозга, который способен превращать чужой

опыт в знания. За миллионы лет некоторые обезьяны

научились раскалывать твердые орехи о камни, а высшие

приматы вроде шимпанзе могут даже использовать пал-

ку, чтобы с ее помощью вытащить птичьи яйца из дупла

дерева или муравьев из отверстия в земле. Но этот навык

остается примитивным. К примеру, орангутанов можно

научить извлекать пищу из сложного пластикового кон-

тейнера, который имеет несколько движущихся частей

и которые нужно открывать в точной последовательности.

Животные быстро учатся решать эту задачу, но затем они

сталкиваются с проблемой: они не могут передать свои

знания и научить другого сородича делать то же самое.

Мы же способные обучать, и не только на примере, но и на словах. Язык ускорил эволюцию мозга, потому



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.