Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 2 страница



ставьте, что она начинает теплеть. Продолжайте

смотреть на ладонь и концентрироваться на мысли

о том, что ваша конечность теплеет. Если вы сумеете

сосредоточиться на этой мысли, ваша ладонь дей-

ствительно станет теплой и даже покраснеет. Тибет-

ские буддийские монахи используют эту простую цепь

биологической обратной связи (продвинутую технику

медитации, известную как «тумо»), чтобы согреть все

тело. Описанный метод настолько эффективен, что

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

монахи, одетые лишь в тонкие шелковые шафрановые

одеяния, могут сидеть в холодной ледяной пещере, медитируя всю ночь.

Таким образом, простой механизм биологической

обратной связи можно культивировать и развить до экс-

траординарных возможностей. И все это благодаря

неуклонному намерению человека, которое раздвигает

любые границы. Те же буддийские монахи достигают

таких состояний сопричастия миру, которые приводят

к физическим изменениям в лобной коре головного

мозга. Однако их совершает не мозг сам по себе — он

лишь следует намерениям хозяина. Таким вот образом

человек раздвигает границы. Скажем, когда цикл об-

ратной связи поддерживает нормальный сердечный

ритм, механизм работает непроизвольно — он исполь-

зует вас. Но если вы изменяете свой пульс намеренно

(например, представляя определенного человека, вызывающего у вас романтические чувства), это вы

уже используете природный механизм, а не он вас.

Давайте посмотрим, как это может быть приме-

нено на практике на примере жертв инсульта. Ме-

дицинская наука добилась огромных успехов в плане

выживаемости пациентов даже после серьезных ин-

сультов. Некоторые из этих достижений основаны

на совершенствовании медикаментов и увеличении

соответствующих клинических отделений, что дает

возможность начать лечение как можно быстрее. Ведь

именно безотлагательное лечение позволяет спасти

бесчисленное количество жизней.

Мозг обрабатывает

«сырье» жизни,

он как слуга,

готовый исполнить

любое ваше желание,

любую мечту,

которую вы можете

себе представить.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Однако выживание не значит восстановление.

Ни один медикамент не способен оказать значимую

помощь при восстановлении от паралича — наиболее

частого последствия инсульта. Как и в случае с отча-

явшимися детьми, у перенесших инсульт пациентов, похоже, все зависит от обратной связи. Сразу после

инсульта они, как правило, по рекомендации медиков, ведут сидячий образ жизни и идут путем наименьшего

сопротивления, используя только ту часть тела, кото-

рая не была затронута инсультом. Реабилитация же

предполагает активное действие — то есть наибольшее

сопротивление. Например, если у пациента парали-

зована левая рука, врач заставляет его пользоваться

именно этой рукой, когда нужно взять, допустим, ча-

шечку кофе или расчесать волосы.

Поначалу такие задачи очень трудны для выпол-

нения. Даже простое поднятие парализованной руки

вызывает боль и отчаяние. Но если пациент твердо

придерживается намерения пользоваться больной

рукой снова и снова, возникает новая биологическая

обратная связь. Мозг подстраивается, и постепенно

функция восстанавливается. Сегодня мы уже знаем

замечательные истории выздоровления пациентов, которые после интенсивной реабилитации начинают

нормально ходить, говорить и действовать всеми сво-

ими конечностями. Еще 20 лет назад пострадавшие

от инсульта функции угасли бы или улучшились лишь

незначительно. Однако с тех пор мы постигли значение

биологической обратной связи.

Формула супермозга совмещает в себе два мира —

биологии и опыта. Биология отлично объясняет

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

физиологические процессы, но она не способна рас-

крыть нам смысл и цели нашего субъективного опыта.

Каково это — быть отчаявшимся ребенком или пара-

лизованной жертвой инсульта? Сначала нужно ответить

на этот вопрос, а уж потом наступает черед биологии.

Чтобы понять себя, нам нужно совместить оба эти

мира. В противном случае мы становимся жертвой

теории биологического детерминизма, которая гласит, что человека контролирует его мозг. Если оставить

в стороне бесчисленные споры между приверженцами

различных теорий о соотношении психики и мозга, становится очевидным, что мы хотим использовать

свой мозг, а не подчиняться ему. Мы обсудим это более

подробно в дальнейших главах книги.

Достигнув просветления, вы сможете

стать безмолвным свидетелем всего, что

делает ваш мозг, при этом его активность

будет проявляться в нужном вам направ-

лении.

Крупные прорывы в области нейронаук указыва-

ют одно направление. Человеческий мозг способен

на гораздо большее, чем кто-нибудь когда-нибудь мог

себе представить. Вопреки устаревшим убеждениям, его ограничения вводятся нами самими, а не его

физическими рамками. Например, когда наше поко-

ление медиков училось в вузах, природа памяти была

абсолютной загадкой. В то время была на слуху еще

одна поговорка: «Нам известно о памяти столько же, сколько о заполнении мозга опилками». К счастью,

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

сканирование мозга тогда было уже не за горами, и сегодня исследователи могут наблюдать в режи-

ме реального времени, как в момент воспоминания

о чем-либо «загораются» определенные области го-

ловного мозга, показывающие активизацию нейро-

нов. Можно сказать, что теперь крыша обсерватории

сделана уже из стекла.

Однако память остается неуловимой. Она не остав-

ляет физических следов в клетках мозга, и никто на са-

мом деле не знает, где и как сохраняются запечатленные

в ней сведения. Правда, этот пробел не создает ка-

ких-нибудь ограничений для самой нашей способности

к запоминанию — удивительной по своим возможно-

стям. Так, одна молодая одаренная женщина-математик

из Индии легко продемонстрировала это. Ее попро-

сили перемножить в уме два 30-значных числа. И уже

через несколько секунд после того, как она услышала

эти цифры, она выдала ответ в виде 65-значного числа.

Обычный человек может с первого взгляда запом-

нить шести или семизначное число. Так какова же

норма нашей памяти — память обычного человека или

исключительного? Прежде чем утверждать, что матема-

тический гений наделен особыми генами или особым

даром, задайте себе такой вопрос. Тренировали ли

вы свой мозг, чтобы улучшить память? Существуют

курсы для обучения этим навыкам, и обычные люди, которые посещают их, могут совершать такие подвиги, как декламация текста Библии по памяти — используя

всего лишь свои гены и врожденные способности.

Все зависит от ваших отношений со своим мозгом.

Устанавливая для него высокую планку — предъявляя

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

высокие требования, — вы входите в фазу высшего

функционирования.

Человеческий мозг уникален тем, что может

совершать только то, на что человек считает себя

способным. В ту минуту, когда вы говорите: «Моя

память не такая, как прежде» или «У меня сегодня

плохо работает голова, я не могу ничего вспомнить», вы на самом деле предъявляете своему мозгу зани-

женные требования. А это, в свою очередь, ведет

к заниженным результатам. Первое правило супер-

мозга: мозг всегда подслушивает наши мысли. И де-

лая это, он усваивает определенные установки. Если

вы будете навязывать ему ограничения, он и станет

ограниченным. Но что, если вы будете делать проти-

воположное? Что, если вы начнете учить свой мозг

быть неограниченным?

Представьте свой мозг как рояль «Steinway». Все его кла-

виши на месте и готовы зазвучать после прикосновения

пальцев — не важно, сядет ли за инструмент новичок

или всемирно известный виртуоз вроде Владимира

Горовица и Артура Рубинштейна. Но исполнение этих

пианистов будет существенно отличаться. Начинающий

музыкант использует менее 1% потенциала фортепьяно; виртуоз же «раздвигает границы» инструмента.

Если бы в мире музыки не было виртуозов, никто

и не узнал бы об удивительных возможностях ин-

струментов. К счастью, исследования работы мозга

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

предоставляют нам потрясающие примеры того, как

неиспользованный потенциал блестяще претворяется

в жизнь. Сейчас талантливых людей можно обследовать

с помощью сканирования мозга.

В качестве примера возьмем норвежского шахматного

гения Магнуса Карлсена. Он получил титул гроссмей-

стера (самый высокий в шахматах) в возрасте 13 лет, став третьим из наиболее молодых гроссмейстеров

в истории. Примерно в ту же пору, во время сеанса

одновременной игры он заставил бывшего чемпиона

мира по шахматам Гарри Каспарова согласиться на ни-

чью. «Если бы я не нервничал и не боялся, — вспоми-

нает Карлсен, — я бы выиграл у него». Чтобы играть

в шахматы на этом уровне, гроссмейстер должен быть

способен мгновенно припоминать и анализировать

тысячи комбинаций возможных ходов. Мы знаем, что

мозг не заполнен опилками, но пока не можем объяс-

нить, как человек способен помнить такой огромный

запас вариантов отдельных ходов.

Во время телевизионной демонстрации своих спо-

собностей молодой Карлсен, которому уже исполнился

21 год, играл в быстрые шахматы с десятью про-

тивниками одновременно — стоя спиной к доскам.

Иными словами, он должен был держать в уме 10

отдельных шахматных комбинаций с их 32 фигурами, в то время как регламент допускал всего несколько

секунд на каждый ход. Выступление Карлсена — яр-

кая иллюстрация возможностей памяти. Обычному

человеку трудно даже представить себе такой объем

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

памяти, однако Карлсен, по его словам, не напрягает

свой мозг. То, что он делает, говорит он, кажется ему

вполне естественным.

Мы считаем, что каждый умственный подвиг — это

указатель, показывающий дорогу. Вы не узнаете, на что

способен ваш мозг, пока не проверите его границы

и не выйдете за них. Ваш успех в жизни зависит от ва-

шего мозга по той простой причине, что весь опыт

приходит к нам через него.

Мы хотим, чтобы эта книга была максимально прак-

тической. Каждая ее глава заканчивается разделом

«Решения для супермозга», где даются практические

рекомендации, помогающие преодолевать наиболее

распространенные жизненные проблемы.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

Новое отношение к мозгу — это способ изменить

реальность. Чем больше ученые узнают о мозге, тем

очевиднее становится, что он обладает скрытыми спо-

собностями. Мозг обрабатывает «сырье» жизни, он

как слуга, готовый исполнить любое ваше желание, любую мечту, которую вы можете себе представить.

Материальный физический мир неспособен проти-

востоять этой силе, но ее раскрытие требует опре-

деленных убеждений. Наш мозг не способен делать

то, что представляется ему как невозможное. И при

этом особенно ограничивают и мешают переменам

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

пять распространенных мифов. Все они когда-то были

приняты как факт.

1. Поврежденный мозг не может самоисцеляться.

Теперь мы знаем, что мозг обладает потрясающей

способностью к восстановлению, о которой ученые

не подозревали в прошлом.

2. Настройки мозга нельзя изменить.

На самом деле грань между жесткими и мягкими на-

стройками меняется все время, и наша способность

перепрограммировать свой мозг остается неизменной

с рождения и до конца жизни.

3. Старение мозга неизбежно и неотвратимо.

Новые техники поддержания молодости и активной

работоспособности мозга появляются каждый день, развеивая это устаревшее убеждение.

4. Ежедневно мозг теряет миллионы клеток, и по-

терянные нервные клетки не восстанавливаются.

На самом деле мозг содержит стволовые клетки, которые

способны в течение жизни создавать новые нейроны.

Открытия в этой области должны обнадежить всех, кто

боится снижения умственных способностей с возрастом.

5. Примитивные реакции (страх, гнев, ревность,

агрессия) подавляют высший мозг, и человек тут

бессилен.

В нашем мозге есть отделы, сформировавшиеся у жи-

вотных на предыдущих этапах эволюции и наделенные

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

соответствующей генетической памятью. Этот «низ-

ший мозг» по-прежнему с нами, и он потворствует

примитивным и часто негативным побуждениям, вроде

страха и гнева. Однако мы, люди, получили возмож-

ность управлять низшим мозгом благодаря свободной

воле. Новая гуманистическая психология учит нас

прилагать усилия воли ради преодоления негатива.

Приятно сознавать, что эти пять мифов развенчаны.

Раньше считалось, что мозг неизменен, механистичен

и неуклонно разрушается.

Оказалось, что это не так. Мы создаем реальность

в данную минуту, и если этот процесс активен и дина-

мичен, то наш мозг будет способен поспевать за ним

год за годом.

А теперь давайте обсудим в деталях, как разве-

ять эти мифы в применении к собственному опыту

и ожиданиям.

МИФ 1. Поврежденный мозг не может самоисцеляться

Когда мозг повреждается, например из-за травмы

в автомобильной аварии или в результате инсульта, часть нейронов гибнет и/или их связи друг с другом

нарушаются. Долгое время считалось, что при этом

пострадавший человек обречен пользоваться только

теми функциями мозга, которые у него остались не-

затронутыми.

Но за последние два десятилетия были сделаны

важные открытия и проведены многочисленные ис-

следования, которые подтвердили следующее. Ког-

да нейроны и их соединения погибают в результате

травмы, соседние нейроны компенсируют эти потери

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

и пытаются воссоздать отсутствующие связи, что эф-

фективно восстанавливает поврежденную нейронную

сеть.

Соседние нейроны активизируются, и их отростки

(основной отросток — аксон, а также многочисленные

нитевидные ответвления — дендриты) осуществля-

ют так называемую компенсационную регенерацию. Они

растут, пролагая новые нервные пути и возмещая

потерянные соединения в сложных нейронных сетях, частью которых является каждая клетка мозга.

Когда мы оглядываемся назад, нам кажется стран-

ным, что наука когда-то отказывала клеткам мозга

в способности, которая была описана применительно

к периферическим нервам. С конца XVIII века ученым

было известно, что нервные волокна нейронов пери-

ферической нервной системы (нервы, проходящие

через тело за пределами головного и спинного мозга) могут регенерировать. В 1776 году анатом шотландско-

го происхождения Уильям Камберленд Крюйкшенк

удалил отрезок блуждающего нерва (1 см) на шее

собаки. (Блуждающий нерв участвует в регуляции

некоторых основных жизненных функций: сердеч-

ного ритма, потоотделения, мышечных движений

во время речи и в открытии гортани для дыхания. ) У этого нерва есть две ветви. Если пересечь их обе, наступит летальный исход. Но Крюйкшенк повредил

только одну ветвь и обнаружил, что разрыв, который

он создал, вскоре был заполнен новой нервной тканью.

Однако его доклад на эту тему, представленный Ко-

ролевскому обществу, был встречен со скептицизмом

и не публиковался в течение десятилетий.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

РИСУНОК 1: НЕЙРОНЫ И СИНАПСЫ

Нервные клетки (нейроны) — это настоящее чудо природы, ибо они способны создавать наше чувство реальности.

Нейроны соединяются друг с другом, образуя обширные

и сложные нейронные сети. Наш мозг содержит более

100 миллиардов нейронов и почти квадриллион соедине-

ний — синапсов.

От каждого нейрона отходят червеобразные отрост-

ки — аксоны и дендриты, которые посылают химические

и электрические сигналы через зазор между синапсами.

Через дендриты нейрон получает информацию от других

нервных клеток. Но посылающий информацию аксон у него

только один. И аксон может простираться в длину более

чем на метр. Мозг взрослого человека содержит свыше

160 900 км аксонов и бесчисленное количество дендри-

тов — этого достаточно, чтобы опоясать всю Землю четыре

с лишним раза.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

К тому времени появились и другие доказательства, подтверждающие тот факт, что периферические нерв-

ные волокна могут восстанавливаться после отрезания.

(Вы можете убедиться в этом, когда после глубокого

разреза ваш палец онемеет; а уже через некоторое

время снова начнет все чувствовать. ) Однако в течение

многих веков ученые полагали, что нервы центральной

нервной системы (головной и спинной мозг) не обла-

дают способностью к регенерации.

Действительно, центральная нервная система

не способна восстанавливаться так же устойчиво и бы-

стро, как периферическая.

И все же благодаря нейропластичности мозг может

воссоздать и перераспределить свои соединения по-

сле травмы. Это и есть функциональное определение

нейропластичности, которая сейчас является одной

из главных научных тем. Нейро происходит от слова

нейрон, а пластичность означает гибкость и податливость, восприимчивость к воздействию. Раньше считалось, что только у маленьких детей нейронные сети спо-

собны преобразовываться в ходе их естественного

развития, после чего процесс будто бы останавливается

и мозг перестает видоизменяться. Сейчас проекции

нервных клеток в мозге видятся нам как длинные

черви, постоянно движущиеся — перестраивающиеся

в ответ на опыт, знания или повреждения. Исцеление

и развитие оказались тесно связаны.

Ваш мозг перестраивает себя прямо сейчас. Для за-

пуска этого процесса не обязательно нужна травма. Вы

можете способствовать развитию нейропластичности, обретая новый опыт. А лучше сознательно стремиться

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

изучить что-то новое или освоить новые практические

навыки (умения). Идеальный вариант — делать это

активно, страстно, с интересом. Например, даже если

пожилой человек просто заведет домашнее животное

и начнет о нем заботиться, это уже вызовет изменение

внутреннего настроя и волю к жизни у хозяина питом-

ца. При этом его мозг подвергнется определенному

воздействию. А мы помним, что нейроны — это слуги.

И научные данные подтверждают, что у такого человека

возникают изменения на уровне нервных окончаний

и генов. Стимулом в этом случае стало обретение новой

цели в жизни и новый объект любви.

Благодаря нейропластичности мозг мо-

жет воссоздать и перераспределить свои

соединения после травмы. Это и есть

функциональное определение нейропла-

стичности.

Нейропластичность — это власть психики над ма-

терией. Психика превращается в материю, когда наш

внутренний настрой и образ мыслей создают новые ней-

роны. В самом начале над этим феноменом насмехались, и неврологи подвергались остракизму за использование

термина нейропластичность.  Нередко новые представле-

ния вначале считают бессмысленными и бесполезными, а десятилетия спустя наконец принимают. Нейропла-

стичность прошла через первоначальные трудности, чтобы стать самой популярной темой сегодня.

То, что психика имеет такую власть над материей, приоритетно для нас — обоих авторов этой книги.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Еще в 1980-х Дипак был сосредоточен на духовной

стороне связи разума и тела, продвигая медитацию

и альтернативную медицину. Его вдохновляла одна

поговорка, которую он услышал чуть раньше: «Если

вы хотите знать, какими были ваши мысли в прошлом, посмотрите на ваше сегодняшнее тело. Если вы хотите

знать, какими будут ваши мысли в будущем, посмотри-

те на ваше сегодняшнее тело».

До Руди2 это ломающее парадигму открытие дошло, когда он учился в аспирантуре Гарвардской меди-

цинской школы. Работая в Бостонской детской боль-

нице, он пытался изолировать ген, ответственный

за основной мозговой токсин при болезни Альцгей-

мера, — за бета-амилоидный белок (сокращенно бе-

та-пептид) — липкое вещество, которое накапливается

в мозге и вызывает дисфункцию и разрушение нейро-

нов. Руди изучал все данные о болезни Альцгеймера

и токсичном амилоиде, которые только мог найти. Это

вещество может принимать форму бета-амилоида при

болезни Альцгеймера или приона амилоида — при

развитии достопамятного коровьего бешенства.

Однажды Руди прочитал научную статью, где го-

ворилось о том, как мозг пациента с болезнью Альц-

геймера, пытаясь перестроить пораженный гиппо-

камп (глубинная структура мозга), начал накапливать

бета-амилоид. И тот факт, что мозг пытался найти

способ обойти разрушительные повреждения, изме-

нил все представления Руди о болезни, которую он

2 Имеется в виду второй автор этой книги Рудольф E. Тан-

зи. — Прим. ред.

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

сутками напролет изучал в крохотной лаборатории

на четвертом этаже больницы. В 1985–1988 годах

он сосредоточился на выявлении генов, которые за-

ставляют бета-амилоид накапливаться в чрезмерных

количествах в мозге у страдающего болезнью Альц-

геймера. Каждый день он работал бок о бок со сво-

ей коллегой Рэйчел Неве под музыку. Обычно под

композиции Кита Джарретта — возможно, лучшего

джазового пианиста в истории.

Руди любит концерты Кита Джарретта за их бле-

стящие импровизации. Сам Джарретт называл их

«спонтанизмы». Иными словами, эти концерты про-

ходили без подготовки, совершенно спонтанно. Для

Руди Джарретт выразил в музыке то, как работает

мозг в повседневной жизни — реагируя на данный

момент креативностью, основанной на опыте всей жиз-

ни. В этот момент все познания обновляются, память

обретает новую жизнь. Справедливости ради стоит

отметить: когда Руди обнаружил первый ген болезни

Альцгеймера — белок предшественника амилоида

(БПА), — в той небольшой лаборатории на четвертом

этаже, его вдохновителем был Кит Джарретт.

На этом фоне в 1986 году он и столкнулся с той

статьей, которая давала надежду пациентам, страда-

ющим болезнью Альцгеймера, на регенерацию ткани

головного мозга. Был не по сезону холодный день, даже

для зимнего Бостона. Руди сидел в книгохранилище

на третьем этаже библиотеки Гарвардской медицин-

ской школы, вдыхая знакомый запах заплесневевшей

бумаги — некоторые из хранящихся там научных работ

не видели дневного света в течение десятилетий.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Среди новых статей о болезни Альцгеймера была

одна в журнале Science, написанная Джимом Гедде-

сом и его коллегами, — с интригующим названием

«Пластичность цепи гиппокампа при болезни Альц-

геймера». Взглянув на заголовок статьи, Руди убежал

к разменному автомату, чтобы получить горстку де-

сятицентовых монет для копировального устройства.

(Роскоши цифровых, компьютерных копий тогда еще

не было. ) Они вместе с Рэйчел внимательнейшим

образом прочли эту статью, после чего уставились

друг на друга широко открытыми глазами и, казалось, смотрели так в течение нескольких часов, пока наконец

не воскликнули: «Как это здорово?! » Так в их жизнь

вошла тайна, рассказывающая о способностях мозга

исцелять самого себя.

Суть этого важного исследования состояла в следу-

ющем. При болезни Альцгеймера первой перестает

функционировать кратковременная память. В головном

мозге в буквальном смысле разрываются ключевые

нейронные окончания, которые позволяют хранить-

ся сенсорной информации. (Аналог ситуации, когда

Крюйкшенк вырезал у собаки блуждающий нерв. ) Точнее говоря: в мозге существует небольшое ско-

пление нервных клеток, называемое энторинальной

корой. Эта кора является промежуточной станцией для

всей сенсорной информации, которую мы получаем

и которая передается на кратковременное хранение

в гиппокамп. (Если вы еще помните, что Руди рабо-

тает с коллегой по имени Рэйчел, то это благодаря

именно гиппокампу. ) Слово «гиппокамп» в переводе

с латинского означает «морской конек». По форме

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

этот орган действительно напоминает это животное.

Сделайте две буквы «С» с помощью большого и ука-

зательного пальцев на обеих руках, а затем сцепите

их параллельно — получится фигура, по очертаниям

напоминающая гиппокамп.

Представьте, например, что вы приходите домой

с покупками и хотите рассказать подруге о каких-то

красных туфлях, которые бы ей идеально подошли.

Изображение этих туфель, пройдя через энториналь-

ную кору, проецируется на связанные с ней окончания

так называемого продырявленного пути. Теперь мы по-

дошли к физиологическому объяснению того, почему

страдающий болезнью Альцгеймера человек не будет

помнить об этих туфлях. У пациентов с таким заболе-

ванием та область, где волокна продырявленного пути

пронизывают гиппокамп, обычно содержит множество

нейротоксических бета-амилоидов, блокирующих пе-

редачу сенсорной информации. Вдобавок к этому, здесь же начинают уменьшаться и разрушаться нерв-

ные окончания, что приводит к активному разрыву

перфорированного пути.

Нервные клетки энторинальной коры головного

мозга, которые должны были бы вырастить нервные

окончания, тоже вскоре умирают, потому что они за-

висят от активности факторов роста (белки, которые

обеспечивают их выживание, связаны с нервными

окончаниями, прежде соединенными с гиппокам-

пом). Таким образом, человек уже не может пола-

гаться на свою кратковременную память, все забы-

вает, не способен обучаться, и наступает слабоумие.

Результат неутешительный. Как говорится: если вы

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

забыли, куда положили ключи от машины, — это еще

полбеды. Но когда вы забыли, для чего они нужны, у вас, похоже, болезнь Альцгеймера.

Однако в упомянутой выше работе Геддес с кол-

легами показали, что в этой области массовой гибели

нейронов происходит нечто похожее на волшебство.

Выжившие соседние нейроны начинают выращивать

новые окончания, компенсирующие потерянные. Эта

форма нейропластичности и называется компенсаци-

онной регенерацией. Для наглядности представьте, будто из розового куста вырвали один цветок, а на со-

седнем кусте появилась новая роза вместо вырванной.

Так Руди в первый раз столкнулся с одним из самых

чудесных свойств мозга.

Руди вдруг оценил невероятную силу и гибкость

человеческого мозга. Никогда не надо сбрасывать его

со счетов, подумал он. Благодаря нейропластичности

мозг проявляет себя как удивительно гибкий и спо-

собный к регенерации орган. Появилась надежда, что

даже при поражении мозга болезнью Альцгеймера

следует только вовремя распознать ее и «включить»

нейропластичность. Это открытие дало ученым очень

хорошую почву для будущих исследований.

МИФ 2. Настройки мозга нельзя изменить

На протяжении всего времени, которое потребовалось

медицине для признания феномена нейропластично-

сти, медики могли бы прислушаться к мнению француз-

ского философа Жан-Жака Руссо. Он еще в середине

XVIII века утверждал, что природа не застойна и меха-

нистична, а жива и динамична. Философ полагал, что

ГЛАВА 2. РАЗВЕИВАЕМ ПЯТЬ МИФОВ

мозг постоянно реорганизуется в соответствии с нашим

опытом, поэтому человек должен регулярно упражнять-

ся не только физически, но и умственно. По сути дела, это, возможно, было первым заявлением о том, что



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.