Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Table of Contents 1 страница



 


Table of Contents

cover1 копия

block_002

чопра_мозг_финал

block_447

cover4 копия

УДК 159. 96

ББК 88. 6

Ч-75

Deepak Chopra M. D. and Rudolph E. Tanzi Ph. D.

Super Brain: Unleashing the Explosive Power of Your Mind to Maximize Health, Happiness, and Spiritual Well-Being Copyright © 2012 by Deepak Chopra and Rudolph E. Tanzi

All rights reserved.

Th

is translation published by arrangement with Harmony Books, an imprint of the Crown Publishing Group, a division of Random House, Inc. and with Synopsis Literary Agency.

Чопра, Дипак.

Ч-75

Супермозг. Как использовать безграничную силу моз-

га для здоровья, счастья и духовного роста / Дипак Чопра, Рудольф Танзи; [пер. с англ. О. С. Епимахова]. — Москва: Эксмо, 2019. — 448 с. — (Духовные законы здоровья).

ISBN 978-5-04-099365-9

Эта книга – о том, как раскрыть скрытые способности своего

мозга и использовать их для обретения здоровья, счастья и духов-

ного роста. Ее авторы — всемирно известный специалист в области

интегративной медицины Дипак Чопра и нейробиолог-новатор Ру-

дольф Танзи — объединили свои знания и опыт, чтобы исследо-

вать целую Вселенную, скрытую внутри человеческого черепа, и ее

огромный потенциал.

С помощью новейших научных исследований и многовеко-

вой мудрости духовных учений авторы разоблачают устоявшиеся

мифы о человеческом мозге, ограничивающие наше развитие. Они

предлагают авторские методики тренировки мозга, позволяющие

выйти за пределы обычных возможностей, замедляющие старение

и помогающие бороться с такими проблемами, как потеря памяти, депрессия, тревожность и избыточный вес.

УДК 159. 96

ББК 88. 6

© Епимахов О. С., перевод на русский язык, 2013

ISBN 978-5-04-099365-9

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Глава 1. Золотой век мозга

Новые отношения

Глава 2. Развеиваем пять мифов

Решения для супермозга: потеря памяти

Глава 3. Герои супермозга

Ищем героев

Решения для супермозга: депрессия

Три стадии депрессии

Как устранить гнет прошлого

ЧАСТЬ 2

СОЗДАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

Глава 4. Ваш мозг, ваш мир

Вы и ваш мозг — не одно и то же

Бессознательное, сознательное, самоосознающее

Что делает эго

Решения для супермозга: избыточный вес

Глава 5. Мозг развивается

Чье это лицо?

Мозг, состоящий из четырех частей

СОДЕРЖАНИЕ

Инстинктивная часть мозга

Решения для супермозга: беспокойство

Глава 6. Эмоциональный мозг

Перед прыжком

Решения для супермозга: кризис личности

Глава 7. От интеллекта к интуиции

Интеллектуальный мозг

Интуитивная функция мозга

Собираем все воедино

Решения для супермозга: как найти свою силу

Глава 8. Где живет счастье?

Рай — это личное

Выполняем полезную работу

Создание связи

Решения для супермозга: самоисцеление

Как стать собственным плацебо

ЧАСТЬ 3

ТАЙНА И ОБЕЩАНИЕ

Глава 9. Нестареющий мозг

Сомнение 1: старение — очень медленный процесс

Сомнение 2: старение индивидуально

Сомнение 3: старение невидимо

Профилактика и риски

Осознанный выбор образа жизни

Связь с бессмертием

СОДЕРЖАНИЕ

Решения для супермозга: максимальная продолжительность

жизни

Глава 10. Просветленный мозг

Мозг просыпается

Где доказательство?

Полнота осознания

Решения для супермозга: как сделать Бога реальным

Глава 11. Иллюзия реальности

Привидения внутри атома

Квалиа

Погоня за светом

Сознание за пределами мозга

Решения для супермозга: благополучие

Метаболизация опыта

Тонкое, но важное

Послесловие Руди. Взгляд на болезнь Альцгеймера

с надеждой и светом

Послесловие Дипака. За пределами границ

Благодарности

Дипак Чопра

Рудольф Е. Танзи

Об авторах

Алфавитный указатель

Высшее сознание —

это не обязательно

религиозное

состояние,

это

расширение

пределов.

Только расширяя

свое сознание,

вы можете зажечь

светильник у двери

и смотреть на

мир без страха,

а на себя —

без чувства

неуверенности.

ЧАСТЬ 1

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

Что нам в действительности известно о человече-

ском мозге? В 1970-е и 1980-е, когда авторы этой

книги еще учились, честный ответ на данный вопрос

звучал так: «Очень мало». В то время среди иссле-

дователей этого вопроса была популярна поговорка:

«Изучать мозг — это все равно что изучать правила

футбола, прислонив стетоскоп к куполу обсерватории».

Наш мозг содержит примерно 100 миллиардов

нервных клеток, которые образуют от триллиона

до квадриллиона соединений, называемых синапса-

ми. Эти соединения постоянно обновляются, реагируя

на окружающий нас мир. Это маленькое по размерам, но огромное по значимости чудо природы.

Все восторгаются мозгом, который когда-то назы-

вали «трехфунтовой вселенной». И это справедливо.

Наш мозг не только интерпретирует мир, он создает

его. Все, что мы видим, слышим, осязаем, пробуем

и улавливаем с помощью обоняния, не имело бы для

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

нас своих качеств без деятельности этого маленького

трудяги. Вкус утреннего кофе, любовь к своей семье, внезапное озарение блестящей идеей — все эти ощу-

щения, чувства и мысли есть продукт деятельности

исключительно нашего мозга.

Но тут возникает вопрос: кто стоит за таким вели-

чайшим и уникальным созданием, как наш мир, — мы

или наш мозг? Если ответ — мы, тогда дверь в область

самореализации для нас широко открыта.

Если ответ — наш мозг, тогда это предполагает не-

которые ограничения в том, чего мы можем достичь.

Сдерживающим фактором могут послужить гены, или

неприятные воспоминания, или низкая самооценка.

К примеру, человек с пониженной самооценкой может

терпеть неудачи из-за ограниченных ожиданий, однако

причину неурядиц видеть в другом.

Нынешние времена можно с уверенностью назвать

золотым веком исследований мозга. Сегодня наука

о нем накапливает новые сведения с поразительной

быстротой: новые данные появляются каждый месяц.

Однако, несмотря на массу интересной информации, что можем мы сказать о личности, о человеке, кото-

рый полагается лишь на свой мозг в любых вопросах?

Золотой ли это век для его мозга?

Мы обнаружили огромную пропасть между блестя-

щими исследованиями и повседневной жизнью людей.

В связи с этим на ум приходит одна расхожая фраза

из прошлого: «Каждый человек использует лишь 10%

возможностей своего мозга».

Это не совсем верная формулировка. У всякого

взрослого человека нейронные сети мозга работают

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

на полную мощность постоянно. И даже самое тща-

тельное сканирование не выявило отличий между

мозгом Шекспира и мозгом посредственного поэта.

Дело в том, что формирование человеческой лич-

ности и ее проявления не сводятся только лишь к фи-

зиологии мозга.

Чтобы создать золотой век для своего мозга, следует

по-новому использовать талант, данный нам природой.

Отнюдь не количество нейронов и не какая-то магия

внутри вашего серого вещества делают жизнь человека

более успешной и полноценной.

Гены играют свою роль, но они, как и мозг, способны

меняться и развиваться. Каждый день вы попадаете

в невидимый водоворот электрических и химических

процессов, происходящих в вашем мозге. И здесь вы

являетесь одновременно лидером, творцом, учителем

и пользователем своего мозга.

• Как лидер, вы даете своему мозгу указания

на каждый день.

• Как творец, вы создаете новые пути и соедине-

ния внутри мозга, которых еще вчера не было.

• Как учитель, вы обучаете свой мозг новым на-

выкам.

• Как пользователь, вы отвечаете за поддержание

своего мозга в хорошем состоянии.

В этих четырех ролях и заключается вся разни-

ца между обычным мозгом — назовем его исход-

ным — и тем, что мы именуем супермозгом. И эта

разница огромна. Конечно, наши взаимоотношения

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

с мозгом — весьма сложный процесс. Он ни в коем

случае не сводится к простым заданиям вроде: «Какие

указания я должен дать ему сегодня? » или «Какие новые

пути я хочу создать? ». Но все-таки на деле именно мы

управляем мозгом. Мир, в котором мы живем, нужда-

ется в творце. И этот творец — не мозг, а сам человек.

Супермозг подразумевает наличие полностью

осознающего себя творца, использующего свой мозг

по максимуму.

Человеческий мозг постоянно адаптируется, и каж-

дый из нас может выполнять четыре упомянутые

роли — лидера, творца, учителя и пользователя —

гораздо эффективнее, чем обычно.

Лидер: указания, которые вы даете своему мозгу, не похожи на компьютерные команды «удалить» или

«прокрутить в конец страницы» (то есть механиче-

ские команды, записанные в память компьютера).

Ваши указания получает живой организм, который

меняется всякий раз, когда вы посылаете ему ди-

рективу. Если вы подумаете: «Я хочу бекон и яйца, как

и вчера», ваш мозг вряд ли изменится. Однако если

вы поставите вопрос иначе: «Что я буду есть сегодня

на завтрак? Хочется придумать что-то новое, необычное», вы неожиданно откроете в себе источник творчества.

Это вдохновение, желание создавать что-то новое

не сможет воспроизвести ни один компьютер. Так

почему бы не воспользоваться этим по максимуму?

Ведь мозг обладает чудесной способностью давать тем

больше, чем больше вы от него требуете.

Давайте посмотрим, как вы относитесь к своему

мозгу сейчас и как вы могли бы к нему относиться.

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

Взгляните на приведенный ниже список. С кем вы

себя отождествляете?

ИСХОДНЫЙ МОЗГ

• Сегодня я не стремлюсь поступать как-то иначе

по сравнению с тем, как я поступал вчера.

• Я человек привычки.

• Я нечасто стимулирую свой мозг чем-то новым.

Мне нравится все знакомое. Это самый комфорт-

ный способ существования.

• Если говорить начистоту, то все происходящее

у меня дома, на работе и в моих отношениях

монотонно и однообразно.

СУПЕРМОЗГ

• Я смотрю на каждый день как на открывающийся

новый мир.

• Я стараюсь не заводить плохих привычек, и, если

у меня появляется одна из таковых, я довольно

легко избавляюсь от нее.

• Я люблю импровизировать.

• Я не люблю рутину, повторяемость, однообразие.

• Я стремлюсь к новизне во многих областях своей

жизни.

Творец: ваш мозг постоянно развивается. Ему

присуща невероятная индивидуальная пластич-

ность (и в этом кроется одна из его величайших

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

тайн). Сердце и печень, с которыми мы родились, останутся практически такими же и в день нашей

смерти. Мозг же способен развиваться и совер-

шенствоваться на протяжении всей нашей жизни.

Придумывайте для него новые занятия, осваивайте

новые навыки. Существует одна интересная теория

под названием «десять тысяч часов». Смысл ее

в том, что если вы будете практиковаться в течение

10 000 часов, то сможете освоить все, что угодно. Вы

научитесь даже живописи и игре на музыкальных

инструментах, хотя это всегда считалось уделом

лишь талантливых людей. Если вы когда-нибудь

видели выступления «Cirque du Soleil», то, на-

верное, подумали, что эти удивительные акроба-

ты — выходцы из цирковых семей. На самом деле

всем этим трюкам обучают обыкновенных людей

в специальной школе Монреаля.

В каком-то смысле наша жизнь — это набор

навыков, начиная с ходьбы, речи и чтения. И мы

совершаем ошибку, когда перестаем расширять

свой круг навыков и умений, либо не развиваем

уже имеющиеся. К примеру, чувство равновесия

(развитие которого помогло нам в свое время нау-

читься сначала ковылять, потом ходить, бегать и ез-

дить на велосипеде) благодаря практике в 10 000

часов (или меньше) может позволить вам пройти

по канату, натянутому между двумя небоскреба-

ми. Когда вы перестаете осваивать что-то новое

каждый день, вы снижаете планку требований

к своему мозгу.

С кем вы себя отождествляете?

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

ИСХОДНЫЙ МОЗГ

• Я не могу сказать, что я расту так же, как рос

в молодости.

• Если я освою какой-нибудь новый навык, то оста-

новлюсь на достигнутом.

• Я сопротивляюсь переменам и иногда боюсь их.

• Я не стремлюсь выйти за рамки того, что я уже

хорошо умею.

• Я трачу много времени на пассивные дела вроде

просмотра телевизора.

СУПЕРМОЗГ

• Я буду развиваться всю свою жизнь.

• Если я обучаюсь чему-нибудь новому, я стрем-

люсь бесконечно совершенствоваться в этом.

• Я быстро приспосабливаюсь к переменам.

Если поначалу у меня что-то не получается, это

не страшно. Я люблю вызовы.

• Я предпочитаю активную жизнь и отдыхаю лишь

иногда.

Учитель: знание коренится не в заучивании фактов, а в способности удивляться миру и стремлении его

познать. Один вдохновенный учитель может навсегда

изменить жизнь ученика, привив ему любознатель-

ность. Вы находитесь в аналогичной роли по отно-

шению к своему мозгу, но с одной только разницей:

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

вы одновременно и ученик, и учитель. Мозг не вдох-

новляется сам по себе. Но когда человеку что-либо

интересно, то он испытывает вдохновение и запускает

каскад реакций, которые пробуждают мозг. У лишен-

ного любознательности человека мозг в основном

спит и, возможно, разрушается. Известно, что человек

может затормозить процесс старения мозга, оставаясь

социально и интеллектуально активным в течение

всей жизни. Как талантливый учитель, вы должны

отслеживать ошибки ученика, поощрять его сильные

стороны и замечать, когда он готов к новым вызовам.

Будучи хорошим учеником, надо оставаться открытым

для познания нового, быть восприимчивым, а не от-

гораживаться от мира.

С кем вы себя отождествляете?

ИСХОДНЫЙ МОЗГ

• У меня вполне устоявшиеся взгляды на жизнь.

Я предан своим убеждениям и мнениям.

• Экспертами пусть будут другие.

• Я редко смотрю образовательные телепередачи

и нечасто посещаю публичные лекции.

• Я уже давно не удивлялся чему-то по-настоящему.

СУПЕРМОЗГ

• Мне нравится обновляться. Недавно я изменил

одно из своих давнишних убеждений.

• Я являюсь экспертом как минимум в одной об-

ласти.

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

• Меня привлекают образовательные программы

на телевидении или в местных колледжах.

• Моя жизнь вдохновляет меня каждый день.

Пользователь: для мозга не существует инструк-

ции по эксплуатации, тем не менее он нуждается

в пище, восстановлении и надлежащем уходе. Сегод-

ня мода на полезные для мозга продукты заставляет

людей делать ставку на питание, получая вместе с ним

определенные витамины и ферменты. Однако мозг ну-

ждается не только в материальной, но и в ментальной

пище. Алкоголь и табак токсичны, и подвергать свой

мозг их воздействию — значит быть плохим пользо-

вателем. Гнев и страх, стресс и депрессия — это тоже

неправильное использование мозга.

Когда мы писали эту книгу, появилось новое ис-

следование, показывающее, что обычный ежедневный

стресс отключает лобную, или префронтальную, кору.

А кора лобных долей отвечает за принятие решений, исправление ошибок и оценку ситуаций. Вот почему

люди сходят с ума в дорожных пробках. Это повсемест-

ный стресс. Тем не менее гнев, обида и беспомощность, испытываемые некоторыми водителями, говорят о том, что их лобная кора прекратила подавлять примитив-

ные импульсы, которые она призвана контролировать.

Раз за разом мы возвращаемся к той же теме: ис-

пользуйте свой мозг, но не позволяйте ему делать ана-

логичное. Агрессивное поведение на дороге как раз

является примером того, как ваш мозг использует вас.

Среди инструментов, которые есть в арсенале мозга для

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

управления вами, можно также назвать неприятные вос-

поминания, раны от старых душевных травм, вредные

привычки, с которыми вы не можете расстаться, и, что

особенно прискорбно, — неконтролируемые зависи-

мости. Это очень важная тема, и о ней следует знать.

С кем вы себя отождествляете?

ИСХОДНЫЙ МОЗГ

• Недавно я потерял контроль в одной сфере своей

жизни (по крайней мере в одной).

• Уровень моего стресса очень высок, но я мирюсь

с этим.

• Я переживаю по поводу депрессии или пребываю

в ней.

• События вокруг меня нередко развиваются в не-

желательном для меня направлении.

• Мои мысли бывают навязчивыми, пугающими

или беспокойными.

СУПЕРМОЗГ

• Я испытываю приятное ощущение контроля над

своей жизнью.

• Я активно избегаю стрессовых ситуаций, уходя

от них и не думая о них.

• У меня почти всегда хорошее настроение.

• Несмотря на неожиданные события, моя жизнь

в целом развивается в нужном мне направлении.

• Мне нравится мой образ мыслей.

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

Хотя наш мозг и не имеет инструкции по эксплуа-

тации, мы вполне можем использовать его, чтобы идти

по пути духовного роста, достижений, личностного

удовлетворения и обретения новых навыков. Мы спо-

собны совершить огромный скачок в применении сво-

его мозга. Нашей конечной целью является просвет-

ленный мозг, отношения с которым выходят за рамки

тех четырех ролей, которые мы обычно играем.

Это редкий вид отношений с мозгом. Достигнув

просветления, вы сможете стать наблюдателем, без-

молвным свидетелем всего, что делает ваш мозг, при

этом его активность будет проявляться в нужном вам

направлении.

Пребывая в полном умиротворении и осознанном

безмолвии, вы познаете истинные ответы на вечные

вопросы о Боге, о душе и жизни после смерти. Мы

считаем, что этот аспект жизни реален. На самом деле, если человек захочет преодолеть границы бытия, мозг

готов последовать за ним.

НОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Когда Альберт Эйнштейн скончался в 1955 году в воз-

расте 76 лет, многие очень хотели исследовать самый

выдающийся мозг XX века. Предполагая, что гени-

альность ученого должна была неизбежно отразиться

на материальном субстрате, мозг Эйнштейна вскрыли.

Но, вопреки распространенному мнению о том, что высокие умственные достижения основываются

на особо развитом и большом мозге, оказалось, что

мозг Эйнштейна на самом деле весил даже на 10%

меньше обычного.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

В то время ученые еще только приближались к изу-

чению генов, а передовые теории о том, как образуются

новые синаптические связи, должны были появиться

лишь через несколько десятилетий. Достижения в этих

областях (генетике и когнитивной нейробиологии. —

Ред. ) помогли человечеству серьезно продвинуться

в вопросе познания своего «я».

Существует теория под названием «десять

тысяч часов». Смысл ее в том, что если вы

будете практиковаться в течение 10 000 ча-

сов, то сможете освоить все, что угодно.

Мы не можем видеть работу генов, но мы можем

наблюдать за тем, как нейроны выращивают новые ак-

соны и дендриты — нитеобразные отростки, позволяю-

щие одной клетке мозга соединяться с другой. Сейчас

известно, что мозг может формировать новые аксоны

и дендриты до последних лет жизни, что дает нам

огромную надежду, в частности, на предотвращение

психологического старения и сохранение умственных

способностей на очень долгий период времени. (Спо-

собность мозга создавать новые связи поразительна.

Например, в утробном плоде, который вот-вот родится, ежеминутно формируются 250 000 новых клеток мозга

и создаются миллионы новых синаптических связей. ) Однако, говоря о нейронных связях, мы настоль-

ко же наивны, насколько наивны были газетные ре-

портеры, стремившиеся с нетерпением рассказать

миру о том, что Эйнштейн обладал необычным моз-

гом. Мы по-прежнему делаем упор на материальном

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

и недостаточно внимания уделяем развитию отно-

шений между человеком и мозгом. А ведь без новых

отношений нельзя заставить мозг сделать что-то новое

и неожиданное.

Вспомните своих отчаявшихся одноклассников

в школе. Такие ученики есть в каждом классе, обычно

они сидят на задних партах. Их поведение соответ-

ствует одному печальному шаблону. Сначала ребенок

пытается не отставать от сверстников. Когда эти по-

пытки по какой-то причине терпят неудачу, возникает

отчаяние.

Ребенок перестает прилагать такие же усилия, как

получающие похвалы успешные одноклассники. Сле-

дующий этап — внешнее выражение подсознательных

чувств. Это могут быть громкие звуки, реплики или

какие-то выходки для привлечения внимания, которое

необходимо каждому ребенку, пусть даже негативное.

Зачастую эти выходки агрессивны. Со временем ребе-

нок понимает, что подобное поведение приводит только

к неодобрению и наказанию. Поэтому он переходит

к последней стадии — угрюмому молчанию. Он уже

не предпринимает попыток догнать свой класс. Дру-

гие дети начинают считать его медлительным, глупым

или неудачливым. И тогда школа из места получения

знаний превращается для него в душную тюрьму.

Нетрудно увидеть, как этот стандарт поведения

влияет на мозг. Сегодня мы знаем, что младенцы рож-

даются с уже на 90% сформированным мозгом и мил-

лионами дополнительных связей. И неиспользованные

добавочные соединения отсеиваются в первые годы

жизни.

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Сохраняются и развиваются только те из них, кото-

рые задействованы в новых навыках, знаниях и уме-

ниях, а неиспользуемые связи в мозге атрофируются.

Очевидно, у отчаявшегося ребенка этот процесс идет

именно в таком, неблагоприятном русле. Отчаяние

всеобъемлюще, оно охватывает мозг, психику, эмо-

ции, поведение и негативно влияет на возможности

в дальнейшей жизни.

Для нормальной работы любому мозгу нужна посто-

янная стимуляция. Однако в этом случае она отходит

на второй план по сравнению с чувствами ребенка, а это уже психологический вопрос. Отчаявшийся ре-

бенок относится к своему мозгу не так, как его успеш-

ный ровесник, и мозг отвечает на это отношение тоже

по-другому.

Супермозг основывается на принципиально иной

связи психики и мозга. И анатомия этого органа здесь

не столь важна. Главное — личностная решимость, на-

мерение, терпение, надежда и прилежание человека.

Здесь все зависит от отношений «психика — мозг», во благо они действуют или во зло. Мы можем свести

эти отношения к десяти принципам.

КРЕДО СУПЕРМОЗГА

КАК ПСИХИКА СООТНОСИТСЯ

С МОЗГОМ

1. Этот процесс всегда подразумевает обратную

связь.

2. Цепи такой обратной связи интеллектуальны

и адаптивны.

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

3. Способность мозга входить и выходить из равно-

весия, но всегда придерживаться общей сбалан-

сированности называется гомеостазом.

4. Эволюционировать и развиваться наш мозг за-

ставляют наши намерения.

5. Самоосознание толкает нас вперед, на неизве-

данную территорию.

6. Множество различных областей мозга связыва-

ются одновременно.

7. При этом мы способны одновременно поддер-

живать многие уровни осознания, даже находясь

в каком-то определенном состоянии сознания

(например бодрствовании, сне или мечтании).

8. Все аспекты известного нам мира — зрительные, звуковые, осязаемые нами текстуры поверхно-

стей и вкусовые ощущения — создаются таин-

ственным образом благодаря взаимодействию

психики и мозга.

9. Сознание связано с психикой, а не «вырабаты-

вается» мозгом.

10. Только сознание может понять сознание. И меха-

нические объяснения, основывающие сознание

на физиологии мозга, ошибочны.

Это главные идеи. Вам еще многое предстоит по-

нять, но сначала давайте посмотрим на эти великие

истины с практической стороны. Например, если

вы научитесь применять метод, который корот-

ко можно описать всего тремя словами из второго

пункта — цепи обратной связи,  — вы сможете надолго

РАСКРЫТИЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

загипнотизировать целую группу студентов-медиков.

Наш организм представляет собой огромную систе-

му биологической обратной связи, которая состоит

из триллионов крошечных цепей. Каждая клетка го-

ворит с каждой клеткой и слушает ответ, который ей

дают. В этом суть обратной связи — термина, взятого

из электроники. Так, термореле в вашей гостиной

фиксирует температуру и включает обогреватель, если

становится слишком холодно. Если температура повы-

шается, термореле фиксирует этот факт и отключает

обогреватель.

Такие же прямые и обратные взаимодействия осу-

ществляются и в нашем организме. Пока ничего нео-

бычного. Скажем, когда у вас появляется мысль, мозг

отправляет информацию в сердце, и, если сообщение

является волнующим, вызывающим страх, сексуальное

возбуждение либо другие состояния, оно может заста-

вить ваше сердце биться быстрее. В ответ на это ваш

мозг отправляет контрпослание, которое приказывает

сердцу замедлиться. Но если эта цепь обратной связи

разрушится, сердце продолжит нестись, как автомобиль

без тормозов. Допустим, человек принимает стеро-

идные препараты, то есть лекарственные гормоны

заменяют естественные, производимые эндокрин-

ной системой. Чем дольше человек принимает искус-

ственные стероиды, тем больше снижается выработка

натуральных стероидов, и в результате уменьшаются

размеры надпочечников1.

1 Поскольку стероидные гормоны вырабатываются в над-

почечниках. — Прим. ред.

ГЛАВА 1. ЗОЛОТОЙ ВЕК МОЗГА

Надпочечники отвечают за отсылку сигнала, кото-

рый замедляет разогнавшееся сердце. А если человек

резко прекращает принимать стероидные препараты, у его организма могут «отказать тормоза». (Ведь у над-

почечников не будет времени для восстановления. ) В этом случае достаточно подойти к человеку сзади

и громко крикнуть, чтобы его сердце бешено забилось

и резко возросла вероятность сердечного приступа.

Однако возможности биологической обратной свя-

зи удивительны. Но, чтобы ими умело пользоваться, нужно осознанно задействовать обратные связи мозга.

Любой человек благодаря механизму биологической

обратной связи может научиться контролировать функ-

ции своего организма, которые обычно работают авто-

матически. Например, можно без препаратов снизить

свое артериальное давление или частоту пульса, вызвав

состояние альфа-волн, ассоциируемое с медитацией

и художественным творчеством.

Попробуйте выполнить следующее упражнение.

Посмотрите на свою ладонь. Почувствуйте ее. Пред-



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.