Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Robin Skynner John Cleese 29 страница



Робин. Ну, глобальные перемены, постоянно внедряемые в жизнь общества, являются результатом взаимодействия многих сил, наподобие бурной реки, текущей по долине. Иногда мы во­ображаем, что можем управлять своим обществом, но правда в том, что мы похожи на пловцов, влекомых этим потоком, и на­ших сил хватает только на то, чтобы плыть по течению.

Джон. Другими словами, их не так уж много.

Робин. Совершенно верно. Но если мы проявляем реализм, если примиряемся с тем, что мы находимся во власти реки и мало способны влиять на то, куда она несет нас — что мы не можем остановить ее или плыть против течения, — тогда мы яснее пред­ставляем себе свои скудные возможности выбора, так что по край­ней мере можем плыть так, чтобы иметь чуть больше шансов избежать рифов. Или можем поступить даже лучше...

Джон. Забраться в лодку?

Робин. Да, тогда, если мы сможем организовать команду и все вместе немного погрести, то у нас будет больше шансов мино­вать рифы.

Джон. Да, но при этом возникает вопрос о капитане. До какой степени кто бы то ни был действительно командует в условиях демократии?

Робин. Я знаю, что ты имеешь в виду. Есть старая байка о том, что Трумэн, когда собирался передавать бразды правления

президента США Эйзенхауэру, посочувствовал ему, как сильно все будет отличаться для Айка от того времени, когда он был генералом. «Бедняга Айк, — сказал Трумэн, насколько точно я могу это вспомнить. — Он будет говорить «сделайте это» и «сде­лайте то» — и ничего не будет происходить! »

Джон. А в наши дни многие политические комментаторы счита­ют, что причиной, по которой последние президенты США уде­ляли столько времени внешней политике, является то, что они полагали, будто могут на самом деле чего-то достичь] По кон­трасту, они зачастую выглядят бессильными изменить собствен­ное общество.

Робин. Во внешней политике решение всегда принимается со­обща. Всегда можно свалить вину на другое правительство, если события развиваются не по плану. Тогда как дома неудачи больше относятся к сфере ответственности президента.

Джон. Так считаешь ли ты, что руководитель или группа руково­дителей может по-настоящему улучшить то, как функционирует общество. В противоположность тому, чтобы делать вид, будто причастен к событиям, которые все равно произошли бы — наподо­бие госпожи Тэтчер, утверждающей, что она вызвала развал СССР.

Робин. Ну, да. Конечно, определенное улучшение в ограничен­ных пределах возможно; но, наверное, всегда наступает расплата за него и непредвиденные побочные эффекты, так что улучше­ние для одних часто оборачивается обнищанием для других. И чем более ограниченное изменение ты пытаешься внести, тем боль­ше у него шансов на успех, отчасти из-за того, что ты лучше представляешь себе препятствия и можешь рассчитывать на за­интересованность и сотрудничество со стороны большего числа людей, которых это затрагивает. Я не верю, что можно надеять­ся изменить мир в каком-либо общем плане, хотя он все равно будет меняться независимо от нас, и мы можем по крайней мере приспосабливаться к этому, например так, как я описывал, ис­пользуя аналогию с пловцом, уносимым потоком. И конечно, все улучшения обратимы — нажитое можно легко потерять. Но огра­ниченные улучшения действительно возможны.

Джон. То есть мы действительно можем говорить о лидере, помогающем улучшить общий уровень душевного здоровья в об­ществе?

Робин. Конечно. Я уверен, все согласятся с тем, что некоторые лидеры— например, Гитлер— могли понизить общий уровень, действуя в соответствии с самыми нездоровыми принципами. А лидер, способный действовать в более здоровой манере, подаю­щий пример своему правительству и, таким образом, всему на­селению, может поднять общий уровень по крайней мере на то время, пока он находится у власти. Конечно, средний уровень ду­шевного здоровья будет заметно ниже высоких стандартов, дос­тигнутых некоторыми семьями и отдельными организациями. Я про­шел Вторую мировую войну, служил и в Канаде, и в США, и в Великобритании, и за границей. И я действительно испытывал мощное воздействие, которое Черчилль и Рузвельт оказывали на процесс объединения своих стран и союзников в целом, а также

призывая каждого отдать все сила для победы. Это одна из при­чин, почему так много людей, живших в то время, опасное и очень тяжелое в физическом смысле, с ностальгией говорят о чувстве целеустремленности и солидарности, которое мы тогда испыты­вали.

Джон. Тогда если политический лидер хочет добиться этого, то какими подходами и качествами он должен обладать?

Робин. Мы описывали их, когда говорили о здоровых семьях и организациях. Умение ценить и уважать других; способность к общению в понятной для всех манере; готовность твердо держать в руках власть и употреблять ее, но всегда только для общего блага и при возможно более широких консультациях, возвращая ее людям, когда кризис минует; способность открыто смотреть в лицо реальности; гибкость и готовность изменяться, когда этого требуют обстоятельства; вера в ценности, превышающие личные или партийные соображения.

Джон. Когда мы говорили о новых руководителях, ты утверж­дал, что их основной работой является обеспечение того, чтобы их организация адекватно реагировала на окружающую действи­тельность; то есть они объединяют организацию и связывают ее с внешним миром. Так вот, какие отличия ты усматриваешь между таким стилем руководства и действительно здоровым руководством в политике?

Робин. Я полагаю, что различия здесь в основном заключаются в степени. Основным требованием является способность к здоровой деятельности в соответствии с характеристиками, которые я только что перечислил. Но политическому лидеру необходимо понимать и строить отношения с более широким спектром уровней душев­ного здоровья, имеющихся в обществе, — по сравнению с органи­зацией, где можно поддерживать более высокий общий уровень. Кроме того, лидеру нужно чутко ощущать не только то, какие пути к переменам избрать, но и то, с какой скоростью эти пере­мены следует проводить. Я не говорю только о естественном кон­серватизме людей. Обычно существует острый конфликт интересов между теми гражданами, кто поддерживает и, быть может, вы­игрывает от наиболее разумных действий по решению насущных проблем, и теми, кто в основном озабочен удержанием преиму­ществ и привилегий, связанных с существующим порядком вещей. Требующийся компромисс между приспособлением к переменам и сопротивлением им найти гораздо труднее, чем в фирме, где те, кому не нравятся перемены, могут уволиться или быть уволен­ными. И, наконец, политику требуется еще одно умение, причем в большей степени, чем руководителю организации, — сила убеж­дения, так как это основное средство влияния политика на изби­рателей. И здесь хорошее понимание психологии (в практическом плане) позволяет политикам использовать течения общественного мнения для того, чтобы управлять здоровыми переменами. Они должны прежде всего обладать искусством использовать кризисы как средство убеждения людей принять необходимость перемен, потому что в таких условиях они готовы к этому и действительно объединяются для решения проблемы.

Джон. Очень хорошо. Тогда вот в чем большой вопрос. Поче­му у нас нет подобного лидера?

Робин. Что ж, я согласен с тобой. У нас его нет. Демократичес­кое устройство должно бы быть наилучшим способом для обеспе­чения того, чтобы удовлетворялись интересы наибольшего числа людей, но, как правило, оно так не срабатывает.

Джон. Почему?

Робин. Чтобы демократическая система работала наилучшим образом, ей нужен достаточно здоровый электорат — люди, спо­собные брать на себя ответственность, хорошо информирован­ные, самостоятельно мыслящие, способные к долгосрочным про­гнозам, видящие дальше немедленной личной выгоды и способ­ные к независимым суждениям.

Джон. Что же мешает этому?

Робин. Я думаю, что сильно поляризованная сущность нашей системы политических партий.

Джон. Согласен. Большинство моих знакомых рассматривают британскую политику в основном как шутку.

Робин. Почему?

Джон. Потому что партии постоянно ведут себя в удручающе фанатичной, племенной манере, которая обычно производит та­кое впечатление, будто совершенно не относится к решению про­блем страны.

Робин. В основном, по моему мнению, эффектом того, что люди сбиваются в группы по интересам, а затем позволяют своим ли­дерам думать за себя, является производство менее здорового населения.

Джон. Но трудно представить себе лучше работающую демок­ратическую модель, чем существующая партийная система, не так ли? Мы ведь не собираемся поддерживать однопартийное го­сударство или правление короля-философа...

Робин. Нет. Какую бы более привлекательную альтернативу ни сулило нам будущее, начинать придется с той системы, которую мы имеем на сегодняшний день. Мы не можем начать откуда-то еще. Поэтому любое изменение к лучшему должно быть усовер­шенствованием нынешней партийной системы, даже если она нам не слишком нравится.

Джон. И все же она отягощена таким количеством недостат­ков. Например, несколько дней назад я осознал, что если моло­дой человек думает: «Было бы чертовски интересно провести свою сознательную жизнь в стараниях улучшить манеру, в которой управляется моя страна», то ему придется вступить в партию] Это значит, что в возрасте, когда у человека почти нет никакого представления о том, как что-то на самом деле работает, он дол­жен делать выбор между двумя-тремя заранее заданными поли­тическими доктринами. Представь себе, сколько людей исключа­ются из политической жизни благодаря этому...

Робин. Джордж Бернард Шоу сказал: «Он не знает ничего; он считает, что знает все, — это явно указывает на способности к карьере политика»!

Джон. А к тому времени, когда человек обретает достаточный опыт для такого выбора, он оказывается за бортом, потому что ему следовало начать пятнадцать лет назад! И к тому же, что хуже всего... вступив в партию, человек оказывается принужден­ным следовать ее «линии». Сомневаться в чем-либо — значит про­являть нелояльность к родному племени — у всех, от ядерного сдерживания до проблем Уэльса, от южноафриканцев до прав животных. Я иногда думаю, что только вправду голодный до власти человек может в двадцать лет пойти на такое моральное унижение.

Робин. Наша система действительно не поощряет людей по-настоящему задумываться об этом. Выбор, который человек де­лает в молодости, в действительности основывается на некоем сгу­стке отношений и подходов, сформировавшихся в его семье — в основном либо приятие, либо неприятие чего-либо, — а не на ра­зумном, независимом взгляде на вещи. Мы много говорили о том, как строим в голове мысленную модель устройства мира и как важно для настоящего душевного здоровья постоянно дорабаты­вать этот «мысленный план» в соответствии с поступающей к нам новой информацией. Так вот, партийная политика строится вок­руг людей, которые испытывают весьма незначительное желание пересматривать свои мысленные планы мира.

Джон. Действительно, им, похоже, неимоверно трудно усваи­вать любые идеи, не укладывающиеся в привычную мыслитель­ную схему. У них почти врожденная неспособность к сомнению, к признанию хотя бы малейшей возможности своей неправоты. Они совершенно не заинтересованы в ревизии своих мысленных пла­нов — они заинтересованы в том, чтобы продавать их другим.

Робин. Ну, если твое ощущение собственной безопасности за­висит от цепляния за набор определенных идей — наподобие мла­денца, который цепляется за плюшевого мишку или за одеяло, укрываясь им с головой, — то ты будешь чувствовать себя более нормальным в окружении людей, занятых тем же самым.

Джон. Один британский политический обозреватель говорил мне, что знакомые ему политики, за очень редкими исключениями, зна­чительно больше склонны к показухе и помпезности, чем обыч­ные люди. Ты полагаешь, что наша нынешняя система поощряет это — что люди участвуют в партийной политике, чтобы избе­жать того, что их мысленные планы будут поставлены под сомне­ние, надуваясь от ощущения собственного всеведения?

Робин. Да, я полагаю, что во многих случаях это так. Лучшие и наиболее здоровые из них, может быть, испытывают желание служить обществу, так сказать, без протокола. Они в основном не стремятся заполучить что-то для себя и не воспринимают все это слишком уж серьезно. Но я думаю, что люди, действующие по «страстной убежденности», ревностные в желании переделы­вать других — будет ли это заключаться в том, чтобы не дать людям стрелять и охотиться или заставить их трудиться больше за меньшие деньги, — избрали для себя путь изменения мира таким образом, чтобы им не пришлось изменяться самим.

Джон. Вместо того чтобы признать свои проблемы и разобрать­ся с собой, они хотят всех заставить соответствовать себе?

Робин. Так, чтобы им не приходилось ощущать, что с ними самими что-то не в порядке.

Джон. То есть их «страстная убежденность» позволяет им из­бегать признания своих собственных проблем?

Робин. Как правило. Видишь ли, широко распространено одно недоразумение. Часто считают, что жестких политических взгля­дов придерживаются «сильные» личности. Но я считаю, что как раз люди с довольно слабым самоощущением нуждаются в жест­ких взглядах.

Джон. Ты хочешь сказать, что они используют политические взгляды, чтобы дать себе более сильное ощущение своей личности?

Робин. Да, как опору для себя. Тогда как по-настоящему уверен­ные люди не цепляются за свои взгляды столь неистово — они не испытывают неудобства от постоянного их пересмотра.

Джон. Я представляю себе, на что была бы похожа наука, если бы она была устроена наподобие политики. Люди еще в отроче­стве решали бы для себя, каковы законы вселенной, а затем всю оставшуюся жизнь систематически бранили бы людей или факты, подтверждающие другие теории.

Робин. Конечно, даже в науке величайшим препятствием на пути прогресса является то, что многие исследователи по-настоящему отождествляются со своими идеями на эмоциональном уровне.

Джон. Ты имеешь в виду, что вместо того чтобы искать исти­ну, они пытаются доказать свою «правоту»?

Робин. Да, и очень переживают, если какой-либо другой уче­ный ставит под сомнение идею, которую они всегда принимали как должное.

Джон. Да, я знаю, что это случается. Но наука, гордость и слава западной цивилизации, прогрессирует потому, что большинство ученых большую часть времени рассматривают свою деятельность как процесс. То есть они понимают, что если действительно ува­жают и твердо придерживаются научного метода, то будут под­ходить все ближе и ближе к истине. И невероятно в этом подходе то, что он требует смирения, потому что ты должен признавать

22—1222                                                                                              337

возможность собственной ошибки; он требует, чтобы ты считал истину временной характеристикой, действующей только до тех пор, пока факты подтверждают это заключение; он требует спо­собности исследовать факты беспристрастно. И как раз все эти подходы отсутствуют на политической арене, где впечатление производит тот стиль поведения, который мы описывали как ти­пичный для старорежимного начальника. То есть если ученые знают, что движутся в приблизительном направлении, и если будут при­держиваться правильных подходов, то будут все приближаться и приближаться к истине, — то политики делают как раз наобо­рот; они объявляют свою цель, а затем пытаются достичь ее, из­вращая процесс, который мог бы продемонстрировать им, что к ней не стоило стремиться с самого начала. К концу правления госпожи Тэтчер было трудно припомнить, что она получила об­разование химика.

Робин. Боюсь, что ты прав.

Джон. Могу предположить, что некоторые «страстные убеж­дения» вполне неплохи, но даже в этом я не уверен. «Страстная вера» в Свободу или Справедливость достаточно безвредна, но на практике она обычно «привязывается» для поддержки весьма час­тной партийной политики. Я вполне допустил бы «страстную веру» в научный прогресс, но это вряд ли вызвало бы энтузиазм на партийных съездах. «Страстная убежденность» в важности само­познания? «Страстная убежденность» в полной бесполезности «страстных убеждений», быть может?

Робин. Это зависит от мотива, по которому ее придерживают­ся. Страстная вера в свободу слова, про которую Вольтер гово­рил: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право высказывать их», сильно отличается от страстной убеж­денности в своем праве преследовать людей, с которыми не со­гласен. Первая поддерживает основной принцип здоровья, вторая является проявлением весьма нездорового поведения.

Джон. Так откуда берутся эти распространенные страстные убеждения?

Робин. Ну, как мы уже говорили, при вступлении в политичес­кую партию люди, как правило, находятся под влиянием тех эмо­циональных подходов, с которыми они выросли в семье, а не под влиянием какого-либо реального представления о том, как устро­ен мир.

Джон. О, да. Это как-то связано с тем, почему политические партии всегда, по-видимому, демонстрируют разделение на пра­вых и левых?

Робин. В полной мере. Потому что, если вдуматься, партии «спра­ва от центра» основываются на ценностях, ассоциирующихся с тра­диционной ролью отца... а левые— на традиционной роли ма­тери. Поэтому-то, с какой из сторон отождествляет себя человек, зависит от его переживаний в семье, в которой он вырос.

Джон. Ага. Вот почему правые произносят отцовские речи: «Соберись, подтянись, перестань хныкать, тверже стой на ногах, засучи рукава, залезай на велосипед и запомни, что бесплатных угощений не бывает»?

Робин. Да. По сути своей, традиционный отец по-разному це­нит людей и по-разному воздает им должное соответственно тому, насколько полезную роль они играют в группе.

Джон. А делание денег считается более полезным, нежели за­бота о людях.

Робин. Оно рассматривается как более приоритетное занятие. И так как основной акцент делается на поведении в группе и со­блюдении правил, то основные симпатии будут тяготеть к власти. При противостоянии полиции, с одной стороны, и студентов, де­монстрантов или забастовщиков — с другой, «правый» инстинк­тивно принимает сторону полиции. В конце концов, традицион­ный отец верит в то, что с людьми надо быть пожестче и гово­рить им «нет». Это «делает из них мужчин», как говорится.

Джон. И эта склонность следовать догмам означает, что «правые» чувствуют себя неудобно в отношении к излишнему разнообразию, часто они склонны ощущать, что родной культуре угрожают «чуждые веяния», и ценят способность к творчеству меньше, чем практичность и деловитость, а искусство ниже правописания.

Робин. С другой стороны, партии «слева от центра», основыва­ясь на традиционных материнских ценностях, подчеркивают то, насколько важно принимать и любить каждого в равной и безус­ловной манере, такими, какие они есть, независимо от способнос­тей и даже, может быть, от того, какие усилия они прикладыва­ют. Опять же в традиционном образе матери видится защитница детей от суровых отцовских требований, сочувствующая и жале­ющая их, с их проблемами и трудностями.

Джон. И традиционные матери заботятся о том, чтобы всем доставалось всего поровну, чтобы не было ревности, и они поощ­ряют всех быть милыми и добрыми друг к другу, и им нравится, когда дети занимаются любимым делом, даже если эти занятия имеют больше творческую, чем практическую направленность.

Робин. По самой природе этой традиционной роли они чувству­ют себя удобнее при проявлении любви; поэтому они больше, чем отец, склонны говорить «да» и даже слегка их баловать.

Джон. То есть ты считаешь, что подобные подходы лежат в основании политических склонностей «левых»?

Робин. Да. Левый инстинктивно принимает сторону угнетенных, студентов или демонстрантов против полиции; поощряет разнооб­разие, поддерживая культуры этнических меньшинств, в то же время склоняясь к недооценке традиционной культуры большин­ства, и делает упор на «обучении детей», а не на «преподавании предметов».

Джон. В каком-то смысле традиционная мать слегка подрывает традиционного отца?

Робин. Да. Потому что представление о том, что мужчины и женщины имеют различные и противоречащие друг другу ценно­сти, является частью этой традиции.

Джон. Хорошо. Тогда вот что меня удивляет. Конечно, пре­красно, когда есть возможность выражать все эти разные взгля­ды. Для выработки правильного решения необходимо учиты­вать жесткие, направленные на выживание сильнейшего, эко-

22*                                                                                                           339

номически реалистичные аспекты проблемы и также более мяг­кие, преследующие идеи всеобщего равенства, социально-ориен­тированные стороны.

Робин. Абсолютно верно] В здоровой семье, где родители иг­рают равные роли и делятся властью, они автоматически будут привносить оба этих аспекта в процесс выработки решения. И при формировании национальной политики именно умение учесть позиции, основывающиеся как на «традиционно отцовских», так и на «традиционно материнских» ценностях, и способность верно выбрать точку равновесия между ними может обеспечить приня­тие правильного политического решения.

Джон. Тогда в чем проблема?

Робин. Проблема не в расхождении взглядов — оно само по себе благо. Она в том, что это расхождение выражается через негиб­кую партийную преданность и сводится к нескольким крайним, чрез­мерно упрощенным подходам. Это все происходит на уровне ри­туалов. Это не настоящее. Это не привлекает интеллектуальных ресурсов системы в целом.

Джон. То есть при принятии кабинетом министров важных по­литических решений их суждения о том, какую ценность присво­ить тому или иному аспекту проблемы, будут зависеть от того, какой именно сгусток эмоциональных переживаний испытывал тот или иной министр в детстве?

Робин. Да. Поэтому способность уравновесить все точки зрения в интересах нации сильно уменьшается, так как какая бы сторона ни взяла верх, она будет представлять односторонний взгляд на состояние дел.

Джон. Ладно, с этим понятно. Но здесь имеется и другой странный аспект. Коммунисты слева, со «стороны матери», так сказать, так же склонны к авторитаризму, как и «отцесторонние» фашисты.

 

Робин. Да. Необходимо видеть, что по мере того, как полити­ческие воззрения и «левых» и «правых» стремятся к все больше­му экстремизму, они становятся одинаково авторитаристскими. Потому что экстремистов как справа, так и слева объединяет вы­сокий уровень параноидальности.

Джон. Но им нужно скрывать от самих себя то, насколько они схожи, не так ли? Поэтому они навешивают разные ярлыки на одни и те же проявления и манеры поведения, чтобы скрыть тот факт, что они представляют собой один и тот же тип личности. Тем не менее это так, будто оба направления в политике, «ле­вое» и «правое», расходятся и движутся в противоположных на­правлениях... Но каким-то образом в конце концов опять сходятся. Словно политические позиции скорее следует изображать распо­ложенными на чем-то вроде окружности, а не на оси, потому что две противоположности стремятся друг к другу.

Робин. Да, это что-то вроде круга. Это связано с тем, что, рас­сматривая политические подходы, мы имеем дело с двумя изме­рениями, перпендикулярными друг другу. На оси вперед-назад, так сказать, мы передвигаемся от здоровья к нездоровью, а на оси вправо-влево — переходим от традиционно отцовских подходов к традиционно материнским. Видишь?

Мужчина должен располагаться справа, иначе он будет чув­ствовать себя ущемленным.

Джон. То есть люди расположены к нам лицом, причем самые здоровые стоят впереди.

Робин. Да. Теперь, если мы начнем откладывать позиции раз­ных политиков по этим осям, ты увидишь, что получится круг. Назови мне нескольких известных политиков, отличающихся уме­ренностью, ближе к центру.

Джон. Ну, учитывая, что эти «умеренные» рвутся к власти... Справа — Мейджер, Хёрд и Хит. Слева — Смит, Блейр и Хили. В центре, скажем, Пэдди Эшдаун и Рой Дженкинс.

Робин. Ну, это, конечно весьма и весьма приблизительно, но я бы расположил их в соответствии с вот какой диаграммой.

Джон. То есть ты ставишь наиболее умеренных людей на са­мые близкие к здоровью места? Это приятно слышать последова­телю либеральных демократов...

Робин. Я бы скорее сказал, их умеренные подходы1. Я не знаю, каковы на самом деле эти люди. С точки зрения темперамента, как ты видишь, эти политики весьма схожи друг с другом. Они очень тесно связаны с реальностью. Их взгляды более выстрада­ны, в том смысле, что они оказались способны исправлять свои мысленные планы в свете нового опыта — потому что они могут искренне интересоваться фактами, не подтверждающими их стан­дартную позицию. Им нет нужды цепляться за свои взгляды из страха потерять ориентиры.

Джон. И им не нужно ненавидеть своих политических оппонентов.

Робин. Верно, им не нужны враги, на которых они могли бы проецировать все те разрушительные эмоции, которые отрицают у себя. Эти люди знают, когда они испытывают злость или за­висть и способны признать свою ответственность за такие чувства и управляться с ними. Они могут признавать свои ошибки, не пе­рекладывая вину на других.

Джон. Но несмотря на всю схожесть, у них имеются ясно выра­женные различия во взглядах.

Робин. Да, но есть и значительные области, где они согласны в основных принципах. Они способны шире смотреть на вещи, не­жели их менее здоровые коллеги, потому что могут выслуши­вать, уважать и понимать иные мнения. Они могут менять соб­ственные позиции в результате усвоения нового. И могли бы дого­вориться о разумных, действенных соглашениях, несмотря на раз­личия в позициях, если бы экстремисты в их собственных партиях позволили им сделать это! Чего им не позволили...

Джон. Это очень похоже на родителей в здоровой семье, прав­да? Они мирятся со своими различиями и вполне счастливо сосу­ществуют, но у них есть большая область взаимопересечения, они легко прислушиваются друг к другу и способны всегда выра­батывать совместные решения, которые по душе каждому из них.

Робин. Они воспринимают свои различия как дополняющие друг друга, а не как нечто, служащее причиной для размежевания и антагонизма.

Джон. Хорошо. Теперь, если мы сдвинемся чуть в сторону от наиболее здоровой точки назад, в направлении некоторого ухуд­шения здоровья, то, судя по диаграмме, можно ожидать, что люди, расположенные в этой области, становятся либо более тра­диционно правыми— «отцами», либо более традиционно левы­ми — «матерями».

Робин. Да, по мере того, как их взгляды становятся менее здоровыми, они начинают больше походить на карикатурное изображение старомодных отцовских и материнских отношений, в преломлении политических подходов.

Джон. Наподобие более средних в смысле душевного здоро­вья семей, где мы наблюдаем старомодные, ориентированные на разделение ролей отношения в браке, когда партнеры держат­ся на некоторой дистанции и поддерживают свою независимость, умышленно демонстрируя непохожесть друг на друга — «Муж­чина есть мужчина, женщина есть женщина, и вместе им не сойтись».

Робин. Да. Поэтому при продвижении от наиболее здоровых политических взглядов к более средним мы находим больше «по­литического разделения ролей». «Среднездоровые» люди склон­ны относиться к трудностям и стрессу несколько параноидаль­но — хотя и в относительно облегченной форме, — так что здесь мы имеем дело с политиками, которые делят людей на «своих» и «чужих» и которым непременно нужен кто-то, кого можно ви­нить в том, что дела идут не так, как надо. Они гораздо меньше связаны с действительностью и их взгляды менее выстраданы, а больше являются выражением их сложившихся эмоциональных стереотипов. Так вот, большинство и среди лейбористов, и среди консерваторов являются, конечно, людьми срединного типа, так что в среднем подход будет характеризоваться большей поляри­зацией, большей предубежденностью к противоположной сторо­не и, как следствие, меньшей способностью представить себе кар­тину в целом и выработать разумные компромиссы, чем у наибо­лее здоровых представителей обеих партий.

Джон. То есть они почти не могут представить себе дележ власти с противной стороной.

Робин. Точно. Обладание властью частично рассматривается как возможность наказания оппонентов.

Джон. Я припоминаю, что Тони Бенн говорил о госпоже Тэт­чер примерно так: «Пока она была у власти, она заботилась о своих, а когда мы придем к власти, мы позаботимся о наших».

Робин. Это очень похоже на поляризацию в традиционном браке. Негибкие и антагонистические подходы у каждого поли­тического крыла делают невозможным какое-либо взаимопони­мание, диалог или переговоры и с неизбежностью ведут к тому, что каждая сторона делает заключения, основываясь только на половине фактов.

Джон. То есть я прав, предполагая, что ты поместишь госпо­жу Тэтчер и Теббита на полпути к заднику справа, а Бенна и Скиннера— на ту же позицию, только слева?

Робин. Да, я бы с этим согласился.

Джон. Эти люди на полпути к задней части слева и справа. Насколько справедливо было бы назвать их отношение «парано­идальным»?

Робин. Я не говорю здесь о «параноидальности» в смысле ду­шевного здоровья, но лишь о склонности к однобокости и стрем­лению винить других в недостатках, которые человек не может признать у себя. И конечно же, любые склонности, присутствую­щие у политика в этом направлении, значительно усиливаются партийно-политической системой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.