Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Robin Skynner John Cleese 24 страница



18—1222                                                                                               273

Джон. Это в точности то, что происходило со мной. Проекты, за которые я ухватился бы почти без раздумий несколько лет назад, сейчас кажутся мне лишенными привлекательности — бес­цельными, как будто я уже «это проходил» и не научусь чему-либо от участия в них. И в то нее время удовольствие, которое я получаю от простых вещей, не связанных с «успехом», настоль­ко огромно, что жизнь ощущается безмерно богаче.

Робин. Вот что происходит при условии, что отказ от прошлых амбиций в пользу внутренней жизни не встречает сопротивле­ния. С возрастом жизнь действительно становится богаче и при­носит больше удовольствия. То есть, говоря об ощущениях, это так, будто человек стареет до сорока лет, а затем начинает чув­ствовать себя так, словно молодеет вновь.

Джон. Я точно чувствую себя моложе психологически. Это как-то связано с идеей «второго детства»?

Робин. Абсолютно. Конечно, некоторые люди считают такую перемену отрицательной — меньше стремления соответствовать общепринятым правилам и усердия, больше нежелания брать на себя ответственность. Но другие считают этот период в жизни гораздо более интересным — более счастливым, более расслаб­ленным, более наполненным радостью и весельем.

Джон. И более игривым.

Робин. Совершенно верно\ Ключом к понятию второго детства является то, что после сорока мы начинаем заново открывать для себя то, чем обладали в детстве, но утратили после двадца­ти— способность играть! Видишь ли, родившись, мы начинаем жизнь целиком такие, какие мы есть, еще не затронутые влия­нием других людей, их отношений и проблем. Мы настоящие, не­посредственные, естественные и полные жизни. В течение пер­вых нескольких лет жизнь для нас — это игра.

Джон. Мы развлекаем себя и делаем открытия ради них са­мих, потому что нам интересно. Все это происходит естественно.

Робин. Да. Мы правдивы сами с собой, потому что нам не из­вестен никакой другой образ действий. Но с ранних пор мы усва­иваем, что в нашей семье приемлемо, что неприемлемо, а чему отказано в праве на существование. К четырем годам мы начина­ем копировать, имитировать и примерять на себя начала взрос­лой роли. Одной из прелестей этого возраста является смесь того и другого, то, как дети играют во взрослых, надевая мамочкины туфли на шпильках или папину фетровую шляпу.

Джон. И получая похвалы за то, что ведут себя «как взрос­лые» по мере того, как учатся приспосабливаться.

Робин. Таким образом, этот период является началом конца того раннего возраста, когда мы действительно были такими, какие мы есть, живя в соответствии с нашей сущностью. Затем давление семейных подходов, а затем школы, общества в целом, а позднее мира работы и внешнего успеха все глубже хоронят эту свежую, изначальную составляющую нашей личности. Мы утрачиваем связь с ней по мере того, как подпадаем под другие влияния.

Джон. И мы начинаем жить, сравнивая себя с другими. Каждый человек теряет свою индивидуальность и оценивается другими,

и учится оценивать себя по некоей общей мерке. Все, в конце концов, начинают носить джинсы или котелки и беспокоиться о том, кто «вырвался вперед», а кто «плетется позади».

Робин. Да. И это удаление от исходной существенной состав­ляющей, это отчуждение от нашей непринужденной сущности достигает своего пика на третьем и четвертом десятке.

Джон. То есть этот мир работы, достижений, «утверждения себя»... ты считаешь его в чем-то вредным?

Робин. Ничуть. Иногда общение с людьми этого возраста или воспоминания о себе самом в таком возрасте могут показаться довольно скучными, потому что наши интересы изменились. Но это нормальная, необходимая часть процесса взросления. Мы дол­жны через это пройти. Мы должны научиться жить в этом мире, зарабатывать себе на жизнь и приносить пользу в реальных де­лах. Но мы действительно теряем нечто безмерно важное, утра­чивая связь с детской, непосредственной, существенной частью себя, способной играть.

Джон. И ты утверждаешь, что мы вновь воссоединяемся с ней в результате постепенного осознания того, что наше время в этом мире истекает?

Робин. Воссоединяемся и ценим ее тем больше из-за того, что на время ее утратили.

Джон. Хорошо. Но я неожиданно кое-что обнаружил. Мы весело разглагольствуем об «игре»... Я не уверен, что достаточ­но хорошо представляю себе значение, которое ты вкладыва­ешь в это слово.

Робин. Существует^ прекрасная книга на эту тему— «Homo Ludens», написанная Йоханом Хёйзингой*, в которой исследова­ны, кажется, все нюансы. Но я отберу следующие аспекты: во-первых, игра должна быть добровольной: побуждение должно идти изнутри — это должен быть твой выбор — играть или не играть. Во-вторых, хотя в каком-то смысле это «несерьезно», это серьезно в том плане, что целиком поглощает нас, мы уде­ляем этому самое пристальное внимание. В-третьих, мы отдаем­ся игре без своих обычных оговорок и расчетов. Мы не преследу­ем каких-то интересов, свободны от амбиций и озабоченности «успехом», потому что отсутствует выгода или практическая польза. В-четвертых, это связано с открытием нового, упорядоче­нием и пониманием. В-пятых, мы также ощущаем неуверенность и напряжение, принимая в ней участие. Сам факт непринужден­ности игры заставляет нас рисковать, в особенности рисковать полнее осознать самих себя. И, наконец, как и Платон, Хёйзинга считает игру средством связи и выражения того более глубинно­го уровня, на котором находится религиозное понимание.

Джон. Все это звучит правдиво, но слишком сложно. Нельзя ли попроще?

* Йохан Хёйзинга (1872—1945) — выдающийся мыслитель XX века, ни­дерландский историк культуры. Его классический труд «Homo Ludens» («Человек играющий») является исследованием сущности и значения игры как источника культуры.

18*                                                                                                        275

Робин. Играя, мы вступаем в более глубокое соприкосновение и живем самой существенной, самой настоящей и неповторимой частью самих себя. Поэтому выраженные расслабленность и иг­ривость во второй половине жизни и более заметная заинтере­сованность в отношениях с людьми, в природе и вопросах духов­ного содержания, сопровождающая это, — все они являются про­явлениями одного и того же.

Джон. И это продолжается до самого конца?

Робин. Насколько я мог видеть, да, по крайней мере, у тех известных мне пожилых людей, кто здоров и счастлив. Я могу говорить только за себя и утверждаю, что жизнь для меня неук­лонно становится все более приятной. С возрастом я становился все более свободным, расслабленным и расположенным к игре, по сравнению со мной же, каким я себя помню до пятидесяти лет. Поэтому я полагаю, что движение к большей игривости и радости жизни должно продолжаться и ускоряться до самого мо­мента смерти, поскольку осознание ограниченности времени «чу­десно помогает сосредоточиться», как отозвался доктор Джонсон о перспективе быть повешенным, и помогает все лучше осозна­вать, что все остальное не имеет значения. Последний отрезок жизни человека может быть самым наполненным и счастливым из всех, даже компенсацией за все прошлые несчастья. В конце концов, когда в итоге понимаешь истинность чего-то, не играет роли, сколько времени до этого ты не мог это уловить.

Джон. Это действительно так?

Робин. Конечно. Например, если по какому-то недоразуме­нию ты пришел к выводу, что кто-то, кому ты верил, предал тебя, а позже ты вдруг обнаружил, что это не так и твое утвер­ждение было ошибкой, то этот момент истины перечеркивает все прошлые горькие мысли, когда ты боялся худшего. У тебя теперь есть друг, которому всегда можно было верить, а не друг, который был недостоин доверия и вдруг перестал быть тако­вым. Не только настоящее изменилось, но и в память о про­шлом внесены соответствующие исправления, так что ты мо­жешь испытывать радость по обоим поводам. Полагаю, что ты можешь отвесить себе пинка за то, что поначалу допустил ошиб­ку, но это уже нечто иное.

Джон. То есть появление на горизонте Старухи с косой на са­мом деле является причиной для празднования, так как оно под­талкивает нас к тому, чтобы подвергнуть свою жизнь переоцен­ке, избавиться от тех своих отношений, которые тянут нас на­зад, чтобы мы могли вступить в гораздо более радостную, на­полненную и живую фазу.

Робин. Осознание может иметь такое положительное действие.

Джон. И все же... пока мы писали эту книгу, я помню, как снова и снова смерть оказывалась в центре того, что мы обсуж­дали, — а затем мы на месяцы забывали о ней, пока не осозна­вали, что опять настроились на ту же волну.

Робин. Это потому, что ее окружает такое сильное беспокой­ство, а оно влияет на нас так же, как и на всех.

Джон. Понятно. Ну... что ж... а теперь мы, фактически, доб­рались до темы... так сказать, умирания. Мы не можем и далее откладывать ее рассмотрение.

Робин. Ну, мы еще не совсем добрались до нее.

Джон. Вот так вот!

Робин. Я знаю, ты подумаешь, что я меняю тему, но нам еще нужно упомянуть отрезок, непосредственно предшествующий смерти, — ту часть жизни, когда мы знаем, что нам отпущено определенное малое время жизни.

Джон. Что же известно об этом?

Робин. Вернемся к основным принципам того, что мы говорили о переменах: знание о том, что мы наверняка умрем в течение ограниченного времени, означает наступление огромной переме­ны, разительной утраты надежд и ожиданий. То есть наша карта мира неожиданно становится бесполезной, и если только мы не осознавали факт смерти и не готовились к ней заранее, то нам приходится практически начинать с нуля, с наброска. Таким об­разом, это является громадным стрессом, и после первоначаль­ного оцепенения от шока приходит великое уныние, соответству­ющее столь всепоглощающей утрате...

Джон. Которое, если его избегать, приводит к отказу от эмо­ций— то есть к депрессии?

Робин. Правильно. Как мы подробно разбирали в «Семье», депрессия является отказом от изменения, цеплянием за прошлые ожидания, за старую карту. А отказ от болезненных эмоций озна­чает, что с ними не хотят иметь дело; хотя, конечно, они никуда не исчезают и могут проявить себя каким-нибудь эмоциональ­ным или физическим заболеванием. То есть идет ли речь о

надвигающейся смерти близкого человека или о нашей собствен­ной кончине, то, что происходит на этом этапе, зависит от того, до какой степени человек готов смотреть в лицо утрате. Этот процесс изучали многие люди, но Элизабет Кюблер-Росс, кото­рая посвятила жизнь тому, чтобы помочь медикам понять про­цесс умирания, отметила последовательность различных реак­ций, которые, казалось, следовали одна за другой, хотя могли и перекрываться.

Джон. Что идет сначала?

Робин. Перво-наперво, как мы уже сказали, наступает шок, оцепенение чувств. Люди склонны отвергать тот факт, что смер­тный приговор им уже вынесен. Затем, по мере затухания, это чувство сменяется гневом...

Джон. «Почему это должно случиться со мной»?

Робин. Да. И чем менее приземленной личностью является че­ловек, тем более он склонен сетовать на судьбу, обвинять вра­чей или любого, кто подвернется под руку, — или себя, — ощу­щая бесконечную вину, что на самом деле является вариацией на ту же тему...

Джон. Это связано с чувством, что он должен был бы управ­лять миром и предотвратить наступление любого нежелатель­ного события?

Робин. Я думаю, в основном примерно так и происходит. Это приводит к фазе, которую Кюблер-Росс называет «торговлей», которая все еще остается проявлением надежды на контроль над ситуацией, но теперь уже посредством некоей сделки, а не гнев­ного требования, чтобы все шло так, как хочется.

Джон. Не понимаю. Люди торгуются — с Судьбой?

Робин. Или с Богом, да с кем угодно. Ведя себя подобным образом, люди проявляют основную составляющую своей личности, назван­ную нами Ребенком, которая, как легко понять, желает, чтобы какой-нибудь Родитель все уладил. Но мало-помалу, по мере того, как происходит принятие реальности и начинается перери­совывание карты, приходят уныние, печаль, которые, как ты от­метил, могут быть заблокированы и привести к депрессии. Но если с болью примиряются, то карта понемногу перерисовывается и начинает соответствовать тем существенным переменам, к кото­рым приходится приспосабливаться, и наступает завершающая фаза примирения. Теперь имеется пространство для положитель­ных эмоций, таких, как любовь, благодарность и возвращающаяся радость жизни.

Джон. Эта фаза действительно наступает?

Робин. Несомненно — при условии, что человек окончательно отказывается от притязаний на контроль над этой самой неуправ­ляемой из всех ситуацией. Если ты наведаешься в хоспис, у тебя не останется сомнений в том, каким позитивным это может быть.

Джон. ... И затем, наконец— Смерть.

Робин. Ну, мне нет нужды говорить тебе, что ответ прост: никто по-настоящему не знает! Или если знает— например, люди, утверждающие, что жили в предыдущих жизнях и пе­ревоплотились, — то эти свидетельства кем-то принимаются, а

кем-то оспариваются. Конечно, частью веры любой цивилиза­ции является убежденность, что некое выживание имеет мес­то. Но это просто значит, что такая убежденность является частью принятого у этих людей мифа. Но все мифы различны, так что они не могут быть истинными одновременно, как и не могут отражать всю правду каждый по отдельности. Так что это все еще открытый вопрос.

Джон. Превосходный треп. Что ты думаешь? Робин. Ну, я всегда предполагал, что со смертью все кончается, и это меня не сильно волновало. Я никогда не видел каких-либо причин, по которым я заслуживал бы сохранения жизни, и ощущал довольство от радости жизни в текущий момент, от от­ношений с людьми, от развития своих способностей и взросле­ния благодаря своим переживаниям. Но в последние годы я на­чал слегка беспокоиться о том, что может быть какое-то «по-смертие», жизнь после смерти...

Джон. Беспокоиться! Почему беспокоиться? Робин. Я думаю, потому, что это означает внесение существен­ных изменений в мою карту— изменений такого же масштаба, как и при утрате веры в жизнь после смерти у человека, все­гда в это верившего.

Джон. Что заставило тебя переменить свое мнение? Робин. Ну, во-первых, раз уж вся остальная вселенная устрое­на так удивительно эффективно, то, полагаю, было бы странным, если бы наиболее существенная, духовная часть нашей личности, наличие которой я вполне осознаю, не подвергалась переработке с целью дальнейшего использования. Затем я обнаружил множе­ство странных свидетельств о перевоплощении, которые трудно отвергнуть или найти им другое объяснение. Я имею в виду не то, что имеется набор зубодробительных фактов, а только масштаб исследований и убедительные подробности многих из них. Таким образом, это заставило меня серьезнее отнестись, по крайней мере, к такой возможности; особенно некоторые случаи, исследо­ванные профессором Яном Стивенсоном из университета Вирджи­нии. Во всяком случае, для меня наиболее убедительным свиде­тельством того, что какое-то продолжение существует и после смерти, являются все издания, доступные в наши дни, о том, что называют «переживаниями на пороге смерти».

Джон. О людях, которых сочли умершими, потому что все ме­дицинские показатели гласили, что процесс зашел слишком да­леко в направлении смерти, чтобы было возможно оживление, но которые вернулись к жизни и могут свидетельствовать о том, что происходило с ними у последней черты.

Робин. Да. Некоторые из первых упоминаний об этом были доло­жены Швейцарскому альпийскому клубу профессором геологии Альбертом Хаймом. Будучи страстным альпинистом, он и сам бывал на грани смерти во время восхождений и был поражен своими реакциями. Он обнаружил, что многие люди, совершавшие восхож­дение, испытывали схожие переживания перед лицом смерти, поэтому он заинтересовался этим и провел более тщательные ис­следования.

Джон. Что он обнаружил?

Робин. Первым было отсутствие боли или сильного волнения, или горя, или отчаяния в ожидании надвигающейся смерти. Вме­сто этого они спокойно осознавали свое рискованное положе­ние; восприятие было очень четким, а время растягивалось, как будто секунда становилась минутой или минута часом — для ре­акций имелось все время в мире, так что они происходили мол­ниеносно.

Джон. Все это производит впечатление приспособлений, раз­вившихся в процессе обычной эволюции. Оцепенение от сильно­го шока и ускорение реакций могут иметь значение с точки зре­ния выживания.

Робин. Согласен. Но другие факты из числа обнаруженных Хай-мом так просто не объяснить. Например, часто происходило ус­коренное воспроизведение в мыслях событий прошедшей жизни.

Джон. Вроде известного представления о последовательнос­ти кадров, наподобие «Избранных событий моей жизни»?

Робин. Да. А затем, по их описаниям, они слышали музыку и наблюдали виды необыкновенной красоты. Некоторые видели при­ближающуюся фигуру.

Джон. Да, дарвинистское объяснение всему этому прибегло бы к терминам бессознательного, предоставляющего альтерна­тивные впечатления, чтобы отвлечь разум от перспектив в на­стоящем.

Робин. Чему из только что сказанного противоречит это объяс­нение? В любом случае, я упомянул Хайма только для начала. Многие другие исследователи изучали эти предсмертные пере­живания в сотнях и сотнях случаев. Все опрошенные ими люди описывали очень схожие переживания.

Джон. Такие, как?..

Робин. Обычно они рассказывали, что мгновения, когда у них, с точки зрения врачей, наступала смерть — настоящая смерть по медицинским критериям — были, в общем, весьма положи­тельными. Появлялось чувство покоя и удовлетворенности, ощу­щение красоты, радости, любви. И с медицинскими признаками «смерти мозга» совпадал период, когда, по описаниям примерно половины из них, они покидали свое тело и видели его со сто­роны, как будто были наблюдателями собственной смерти.

Джон. Никакой боли или тревоги?

Робин. Определенно никакой боли. Будто их физические стра­дания теперь закончились. Часто они чувствовали удивление и гадали, что же будет дальше.

Джон. И что же?

Робин. Появлялось ощущения движения с большой скоростью через темное пространство, часто описываемое как путешествие по темному тоннелю. Но при этом в конце тоннеля появлялся свет, который становился ярче и ярче по мере приближения. Затем они чувствовали себя вступающими в мир, из которого исходил свет. На этом этапе их переживания, похоже, не под­даются описанию. Большинство рассказывали о несказанном великолепии и исключительной красоте. И они ощущали некое

присутствие «существа из света», излучающего любовь и сочув­ствие и окутывающего их теплом. Некоторые даже описывали, что это существо, обладающее чувством юмора!

Джон. Мне это нравится] Теплая встреча у небесных врат. Но-я не совсем уловил: это «присутствие» было какой-то личностью?

Робин. Люди ощущали его по-разному. Для некоторых, являв­шихся приверженцами какой-то основной религии, это направ­ляющее присутствие осознавалось как Бог, Будда, Иисус. Для других оно, похоже, не имело определяемой формы.

Джон. То есть это была сущность, которую некоторые люди осознавали в свете своих религиозных представлений. Так... ка­ковы были их чувства относительно этого переживания?

Робин. В целом все воспринималось настолько позитивно, что они хотели остаться и не возвращаться к своей жизни на земле.

Джон. С чего было им ожидать, что придется возвращаться?

Робин. Они не ожидали. К этому моменту они были рады своему пребыванию в этом новом мире. Но потом происходило вот что: им сообщалось, что время их смерти еще не пришло и что им придется вернуться на землю и закончить свой срок.

Джон. Им сообщалось — почему?

Робин. В качестве причины приводилось либо то, что они еще нужны другим— их детям, например— или что остались дела, которые они должны завершить в своей жизни, что-то, что они должны узнать, что еще не пришло к завершению.

Джон. И эти причины были для них слишком убедительны­ми, чтобы оспаривать?

Робин. Да, как правило, они примирялись с необходимостью возвращения для завершения своего срока. Но дело в том, что

их мотивация возвращения к жизни обычно была проявлением самоотверженности и была наполнена ощущением служения выс­шей цели.

Джон. А каков же был долгосрочный эффект этих предсмер­тных переживаний, когда люди возвращались к жизни и про­должали свой земной путь?

Робин. Похоже, он был весьма положительным. Они описыва­ли, что чувствовали себя обновленными, будто заново начинаю­щими жизнь. Они казались более открытыми, любящими и спо­собными к сочувствию. Материальные ценности становились для них менее важны.

Джон. Что-нибудь еще?

Робин. Обычно они ощущали ответственность за развитие своих неиспользуемых способностей и талантов, особенно направлен­ных на служение другим. И это переживание зароняло в них желание достичь более глубокого понимания жизни, искать ее цели и смысла. Их взгляды на религию обычно менялись; при­сутствовало ощущение непосредственного контакта с некой выс­шей силой. Но это сопровождалось не столь ревностным отноше­нием к формальным религиозным обрядам, словно они были ме­нее важны, чем непосредственное внутреннее переживание, от которого они вкусили.

Джон. То есть во многих случаях эти переживания приводили к значительной заинтересованности в духовных вопросах.

Робин. Точно. Психолог Дэвид Розен недавно исследовал лю­дей, которые пытались покончить с собой, прыгая с моста Золо­тые Ворота в Сан-Франциско, и потерпели неудачу.

Джон. Они промахнулись мимо земли?

Робин. Могу предположить, что большинство из них целились в море; как бы то ни было, они приземлились сравнительно удачно.

Джон. И выжили, дабы повествовать о чем?

Робин. Каждый из них описывает, что во время и после свое­го прыжка «испытывал чувство духовного возрождения и едине­ния с другими, с вселенной и Богом. Как результат, многие из них пережили весьма драматическое перерождение.

Джон. Быть может, англиканской церкви следовало бы ввести какое-то подобие прыжков с тросом в состав заутренней служ­бы. Итак... как же переживание подобной «генеральной репети­ции» влияет на отношение человека к смерти?

Робин. Это один из наиболее потрясающих эффектов. Испы­тавшие подобное люди, по всей видимости, утрачивают страх смерти, и это переживание оставляет в них еще большую убеж­денность в существовании после смерти.

Джон. Все весьма положительно. Доктор Глянец-Повсюду вроде тебя может радоваться. Но разве ни у кого не было негативных переживаний в присмертном состоянии?

Робин. У некоторых. Они, похоже, составляют очень незна­чительное меньшинство, хотя можно спорить о том, что некото­рые люди могли испытывать негативные переживания, а затем о них забыть. Тем не менее даже при отрицательных пережи­ваниях они все же испытывали ощущение подобия продолжения

существования. Но вместо чувства покоя и признания они ис­пытывали панику и ощущение несчастья, а затем как будто по­падали в адоподобное окружение.

Джон. Есть ли что-нибудь, позволяющее предположить, в чем люди, испытавшие отрицательные переживания, отличаются от тех, у кого они были положительными?

Робин. Из отчетов это для меня неясно. Но я бы ожидал, что это были люди, испытавшие сильные негативные эмоции. Есть одно очень интересное исследование, проведенное Гротом и Галифаксом, подтверждающее такую возможность. Оно посвя­щено переживаниям раковых больных, которым давали галлюци­ногенный наркотик ЛСД. Многие из этих пациентов испытывали положительные переживания, в некоторых отношениях весьма похожие на описания упоминавшихся нами людей, которые по­бывали у последней черты. У них было ощущение изумления и благоговения, присутствия глубинного смысла и цели, яркого осознания природы и, зачастую, религиозное чувство «океани­ческого» типа, которое я описывал. Это могло включать в себя воспроизведение прожитой жизни, а в некоторых случаях — про­шлых жизней. И так же, как и у побывавших при смерти, у них исчезала тревога, связанная со смертью, потому что смерть боль­ше не воспринималась как конец существования, но скорее как некоторый переход сознания. Но некоторые из этих пациентов испытывали резко отрицательные, адоподобные переживания, наполненные болью и страданием. По всей видимости, это были люди, чьи жизни были наполнены несчастьями, наподобие от­верженности и жестокого обращения в детстве, и кто в последу­ющей жизни в ответ на это нес в себе много враждебности и горечи или других отрицательных чувств.

Джон. То есть ты подозреваешь, что содержание присмерт-ных переживаний людей может определяться их глубинным эмо­циональным настроем?

Робин. Окрашиваться им — да.

Джон. Это перекликается с религиозными представлениями о рае и аде.

Робин. Да. Но конечно, эти представления по-разному пони­маются людьми с разными уровнями душевного здоровья. На низ­шем уровне, где мышление весьма примитивно и конкретно, а эмоциональный настрой в общем негативный, религиозные идеи о рае и аде люди склонны понимать буквально, как географичес­кие пункты где-то вовне, куда после смерти приписывают чело­века в соответствии с его поведением при жизни. Но те, кто более здоров, склонны рассматривать их скорее как внутренние состоя­ния сознания. То есть если мы предпочитаем лелеять свои отри­цательные эмоции, они будут постепенно набираться мощи, пока, наконец, мы не обнаружим себя в созданном нами же адоподоб-ном внутреннем мире, отданными на милость нашим самым нео­бузданным и разрушительным чувствам. Тогда как, если мы от­казываемся от немедленного удовлетворения подобных чувств и вместо этого боремся за то, чтобы относиться к другим как к неотъемлемой части целостного мира, то положительные эмоции

будут прирастать, отрицательные постепенно утратят свою силу и жизнь будет ощущаться более похожей на описания рая. В некоторых религиозных системах, например в буддизме, подоб­ное толкование рая и ада дается вполне явно. И все это прекрас­но согласуется с тем, что я вижу в душевном нездоровье. Потому что даже отрицательные переживания меньшинства раковых боль­ных и вернувшихся из объятий смерти людей часто имели поло­жительный эффект. Многие из них вернулись из своего наркоти­ческого «путешествия» с сознанием того, что многие ужасные со­бытия в жизни, которые мы своим ограниченным пониманием расцениваем как несправедливые, вкупе образовывали часть не­кой большей схемы, в которой все события были уравновешены и все казалось устроенным в конечном итоге правильно.

Джон. Ощущение того, что все так или иначе «правильно» и исполнено смысла, характерное для «мистических» переживаний...

Робин. Совершенно верно.

Джон. Должен сказать, что мне нравятся все эти разговоры о присмертных переживаниях. Это делает все более неопреде­ленным и гораздо более интересным. Хотя я чувствую то же са­мое в отношении лох-несского чудовища...

Робин. Ну, самое прекрасное то... что нам нет нужды прини­мать об этом решения за кого-либо!

5. Всем изменяться, пожалуйста.

Джон. До сих пор в этой книге мы обсуждали особенности, ха­рактеризующие необычно здоровое поведение отдельных личнос­тей и семей, организаций, сообществ и систем ценностей. Теперь я хотел бы задать вопрос другого рода. Если мы принимаем неко­торые из этих идей, тогда что мы можем сделать, пытаясь улуч­шить уровень на, шего душевного здоровья?

Робин. Ты имеешь в виду как отдельные личности?

Джон. Да. Но меня интересует и то, как нам улучшить отноше­ния в семье, в организации, в которой мы вращаемся, в обще­стве, в котором мы живем. Везде.

Робин. Ну, для начала нам нужно прояснить для себя одну вещь. Изменения уровня душевного здоровья людей происходят повсе­местно и постоянно. В обоих направлениях. При перемене обстоя­тельств уровень нашего душевного здоровья может подниматься и опускаться. Например, слишком сильный стресс может привести к ухудшению нашего здоровья. Но при улучшении обстоятельств, скажем, после трех недель отпуска, проведенного в мире и спокой­ствии в кругу семьи, мы опять вернемся на более высокий уровень.

Джон. Это так, как у футболистов падает командный дух пос­ле серии поражений? Затем, если они начинают выигрывать, воз­вращается уверенность в себе и отношения в команде становятся более положительными, едиными и здоровыми.

Робин. И точно так же работники фирмы будут вести себя ме­нее здоровым образом, если боятся, что компания лопнет и они потеряют работу. То же происходит в обществе, где люди чув­ствуют угрозу из-за высокого уровня безработицы или потому, что закон и порядок не поддерживаются должным образом. То есть... ни одну из предыдущих глав не следует понимать в том смысле, что чей-либо уровень душевного здоровья остается по­стоянным.

Джон. Принято. Тогда скажи мне, какие шаги следует предпри­нять, чтобы стать чуточку здоровее?

Робин. Давай начнем с нескольких основных принципов, касаю­щихся сути процесса изменения. Мы все постоянно меняемся — в биологическом смысле. Наше непосредственное окружение меняется, при этом мы регулярно сталкиваемся с новыми жизнен­ными задачами, связанными с развитием, — отлучение от груди, окончание школы, вступление в брак, воспитание детей, увели­чение груза ответственности на работе, привыкание к жизни на пенсии и так далее; а, помимо этого, весь мир вокруг нас меняется



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.